Меню

Терапевтические сказки для детей. в помощь родителям, терапевтические сказки для адаптации ребенка к школе

Досуг

ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ СКАЗКА ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ ОТНОШЕНИЯ ПАПЫ С СЫНОМ В одном городе жила-была семья: мама Ася, папа Тимур и сын Руслан. Была это очень крепкая, дружная семья – папа, мама и сын очень друг друга любили, и заботились друг о друге. Папа, конечно, много работал, чтобы вся семья жила хорошо. Руслан ходил в садик, а вечером играл с мамой. Ну а перед сном мама читала мальчику книги, целовала сына и желала ему крепких и сладких снов. Так было и в тот вечер, накануне истории, которую я сейчас вам расскажу. Руслан пожелал маме спокойной ночи, закрыл глаза, и тот час же заснул. На следующий день была суббота, мальчик проснулся чуть позже обычного и сразу же побежал на кухню. Там он застал растерянного папу, который пытался что-то приготовить на завтрак. - Папа, а где мама? – спросил Руслан. - Не знаю, - пожал плечами папа. – Я уже полчаса как встал, и не могу понять, куда она исчезла. Подумал, что, может, она за хлебом ушла, но там пора бы было и вернуться. - Нет, хлеб мы с ней вчера купили, когда из садика возвращались, - покачал головой Руслан. – А она нам записку не написала? - Хм, записку… - пробормотал папа. – Сейчас посмотрим. Папа оглянулся по сторонам. - Вот это что за странное письмо висит на холодильнике? Правда, почерк совсем не мамин. - Пап, покажи! – попросил Руслан. - Подожди, сынок! – остановил его папа. – Что-то мне совсем это письмо не нравится. Папа присел на стул, мальчик устроился рядом и стал слушать, как папа читает письмо вслух: «Ха-ха-ха! Можете и не искать вашу маму! Это я её украл! Мне она очень пригодится. Пусть теперь мой замок убирает и пирожки мне печёт. Так что попрощайтесь с ней навсегда!». И подпись «Змей Горыныч», а внизу отпечаток огромной когтистой лапы. - Папочка! Змей Горыныч нашу мамочку похитил! – воскликнул Руслан. – Что же нам теперь делать? - Не терять времени, и отправляться ей на выручку, - сказал папа. – Давай собирайся! Руслан, как взрослый, натянул на себя штаны, свитер, надел носки и ботинки. - Молодец! – похвалил его папа. - Папа, а ты знаешь, как нам замок Змея Горыныча найти? – спросил мальчик. - Пока нет, но мы что-нибудь придумаем, - пообещал папа. – У тебя, случайно, нет книг про Змея Горыныча? - Есть! Мы с мамой как раз вчера сказки читали! – воскликнул мальчик и побежал в свою комнату за книгой. Папа принялся листать книгу, ища сказку про Змея Горыныча. Вдруг книга выпала у него из рук, упала на пол, распахнувшись примерно на середине. Руслан и папа увидели прямо на странице дверь. Только дверь эта была не нарисованная, а настоящая. Папа протянул руку и распахнул дверь. И тут произошло ещё одно чудо – буквально через секунду Руслан и папа Тимур были такого роста, что смогли зайти в эту самую дверь. По ту сторону двери оказался дремучий лес. Если бы Руслан был один, то он, конечно же, испугался бы, но с папой, который уверенно шёл вперёд по тропинке, мальчику было совсем не страшно. Через несколько минут путники вышли на полянку, на которой стояла избушка на курьих ножках. - Пап, тут же Баба Яга живёт. Ты не боишься? – шёпотом произнёс мальчик. - Нет, сынок, не боюсь. Нам некогда бояться – маму спасать надо, - ответил папа. – Ты помнишь, какие слова надо говорить? Руслан немного подумал, и потом громко произнёс: - Избушка, избушка, повернись ко мне передом, к лесу задом! Избушка закряхтела и нехотя, переваливаясь на своих лапах, повернулась к Руслану с папой. Путники забрались по маленькой кривой лесенке, постучали и отворили дверь. - Ох, ох, ох! – сразу же услышали они голос, а потом увидели Бабу Ягу, которая стояла согнувшись, упираясь одной рукой о печь. - Бабушка, что случилось? – воскликнул папа, подбегая к Яге. - Эх, сынок, спина, спина проклятая! Второй день болит! Я тут решила дров наколоть, чтобы воды вскипятить и компресс из трав сделать, нагнулась, за топором потянулась и вот теперь не могу разогнуться. Папа помог Бабе Яге лечь на печь, а сам поднял с пола топор, и они с Русланом вышли на улицу, чтобы наколоть дров. Затем они вскипятили воды, и, следуя указаниям Яги, приготовили ей компресс, да заодно и чай заварили. А ещё Руслан немного прибрал в избе. Ведь Баба Яга уже два дня ничего не могла сделать в доме. - Спасибо вам, голубчики мои, за помощь! – поблагодарила Яга папу и Руслана. – Чем могу я вас за доброту отблагодарить? - Может, вы, бабушка, знаете, как нам дорогу к замку Змея Горыныча найти и как его победить? – спросил папа. – Он жену мою любимую украл. - Маму мою, - на всякий случай добавил Руслан. - Знаю, конечно, милые мои, знаю, - ответила Яга. – Идите прямо по той же самой тропинке и вскоре выйдите на поляну, посередине которой лежит большой камень. Вот под этим камнем хранится меч-кладенец, которым можно Змея Горыныча победить. Другой управы на него нет. А пора бы, пора его победить, уж столько зла людям он причинил, стольких богатырей погубил! Затем ступайте дальше. Встретится вам строптивый конь вороной, вы его за гриву хватайте, да крепко держите, пока не присмиреет. Тот конь сам дорогу к замку Змея Горыныча знает, вас до места доставит. Поблагодарили папа с мальчиком Бабу Ягу и двинулись в путь. Долго ли коротко ли вышли они на поляну с камнем. А камень-то огого какой большой! - Папа, нам этот камень не поднять! – испугался мальчик. - Ничего, ничего, мы же вдвоём, - успокоил его папа, но Руслану всё равно не верилось, что они справятся. Папа подошёл к камню и обхватил его двумя руками, потянул наверх, камень покачнулся, потянул ещё, камень приподнялся, и ещё раз, камень уже хорошо оторвался от земли. - Руслан, помогай! – закричал папа. Мальчик огляделся вокруг, схватил с земли толстую палку и подставил её под камень. Папа опёр камень о палку ненадолго, а затем снова приложил силы и отбросил камень в сторону. Под камнем находился люк с деревянной крышкой, открыли они люк, а внутри сундук. Папа вытащил сундук на свет, внутри него лежал настоящий меч-кладенец. Папа достал меч, вынул из ножен полюбоваться. Рукоятка меча была выложена драгоценными камнями, а острое отточенное лезвие так и блестело на солнце. Вставил папа Тимур обратно меч в ножны, и путники, не теряя времени даром, отправились дальше. Через несколько минут на тропинку перед ними выскочил конь вороной, гибкий стройный, сильный, грива развивается, из ноздрей пар валит. Папа не растерялся и схватил коня за гриву. Тот попытался вырваться, но папа Тимур хорошо помнил слова Бабы Яги и не отпускал его. Через пару минут конь сдался и заговорил человеческим голосом: - Что ж, одолел ты меня богатырь. Сослужу тебе службу. Говори, чего тебе хочется! - Нам бы в замок Змея Горыныча попасть, - ответил папа. – Жену он мою похитил любимую. - Маму мою, - добавил Руслан. - Что ж, это не сложно! Взбирайтесь ко мне на спину! – сказал конь. Папа с Русланом сели на коня, и тот в мгновение ока домчал их до замка Змея Горыныча. Поблагодарили папа с мальчиком коня за помощь и зашли внутрь замка. Трёхголовый Змей Горыныч восседал на троне в самом большом и мрачном зале своего замка, когда туда зашли папа Тимур и Руслан. - Вы кто такие? Как посмели ко мне в замок зайти? – закричал он в ярости. - Мы за мамой нашей пришли! – вдруг смело ответил ему Руслан, мальчику было совсем не страшно, ведь рядом с ним был папа: самый храбрый, самый сильный на свете. - Ну уж, нет! Она мне самой нужна! – ответил злодей. – Будет мне в замке служить, хозяйством заниматься. Только сначала посидит в темнице, одумается, а то уж больно строптивая попалась. - Сейчас же верни мою жену! – воскликнул папа, делая шаг вперёд. - С чего это я должен её возвращать? Моя она! Я вас сейчас заживо изжарю! Змей Горыныч уже разинул все три свои пасти, чтобы извергнуть пламя, но папа выхватил меч-кладенец из ножен. Змей Горыныч как увидел меч, понял, что конец его близко. Кинулся он на папу, и завязалась между ними схватка ни на жизнь, а на смерть. Бились они, бились, и, наконец, все три головы Змея полетели на землю. Так и не стало злодея. Папа с Русланом нашли темницу замка и освободили маму, которая томилась там под тремя замками. Как обрадовалась мама Ася появлению своих героев ни в сказке сказать, ни пером описать! Стала она их обнимать и целовать. - Как же мы теперь домой попадём? – задумался папа. - Давайте выйдем из замка, а там уж решим! – попросила мама. – Уж больно мрачный он. Нашли мама, папа и Руслан выход из замка, шагнули за порог и вдруг поняли, что стоят у себя дома, в своей квартире. Ещё больше обрадовалась семья такому скорому возвращению домой, и вечером устроили они большой праздник. Мария Шкурина

Сказкотерапия – направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими... Каким образом, посредством сказкотерапии удается достигать таких целей? Во-первых, сказка всегда служила средством встречи ее слушателя или читателя с самим собой, потому что метафора, лежащая в основе сказки выступала не только «волшебным зеркалом» реального мира, но – в первую очередь – его собственного, скрытого, еще не осознанного внутреннего мира... Во-вторых, нацеленность сказкотерапии на развитие самосознания человека, определяемая сущностью сказок, обеспечивает как контакт с самим собой, так и контакт с другими. Сказочная метафора в силу присущих ей особых свойств оказывается способом построения взаимопонимания между людьми. В-третьих, в сказке отсутствуют прямо выраженные нравоучения или рекомендации, усвоение необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о себе и мире происходит незаметно, исподволь.

Сказкотерапия как психологический метод накладывает свои возрастные ограничения при работе с детьми: ребенок должен иметь четкое представление о том, что существует сказочная действительность, отличная от реально существующей. Обычно навык такого различения формируется у ребенка к 3,5-4 годам, хотя, безусловно, в каждом конкретном случае необходимо учитывать индивидуальные особенности развития ребенка . Сказка обычно выполняет три функции: диагностическую, терапевтическую (коррекционная) и прогностическую. Диагностическая сказка предполагает выявление уже имеющихся жизненных сценариев и стратегий поведения ребенка . Инструкции, которые предъявляются ребенку в данном случае такие: «Сочини сказку о мальчике пяти лет», «Сочини любую сказку». Затем психолог проводит анализ сказки. Таким образом, может быть выявлен базовый жизненный сценарий, либо ставшие привычными способами реагирования поведенческие стереотипы ребенка . Также диагностическая сказка может способствовать выявлению отношения или состояния ребенка , о которых он не хочет или не может говорить вслух.

Например, проверить отношение ребенка -дошкольника к разводу родителей, можно, рассказывая ему такую сказку:

Птенцы

В гнездышке на дереве спят птички: папа, мама и маленький птенец. Вдруг налетел сильный ветер, ветка сломалась, и гнездышко упало вниз. Все оказались на земле. Папа летит и садится на одну ветку, мама садится на другую. Что делать птенцу? Внимательно выслушайте ответы ребенка . Чаще всего дети говорят так: “Птенец тоже летит и садится на какую-нибудь ветку”, “Полетит к маме, потому что он испугался”, “Полетит к папе, потому что он сильней”, “Останется на земле, потому что он не умеет летать, но будет звать на помощь, и папа (или мама) прилетит и заберет его”. Признаками скрытой тревожности ребенка являются ответы, подобные следующим: “Птенец не умеет летать, поэтому останется на земле”, “Попытается лететь, но не сумеет”, “Умрет от голода (или от дождя, холода и т. д.”, “О нем все забудут, и кто-нибудь наступит”.

В том случае, когда диагностируется потенциальное развитие событий, можно говорить о прогностической функции диагностической сказки .

В этих сказках, будто матрешка в матрешке, раскрываются суть и особенности будущего жизненного сценария человека.

Терапевтическая сказка – сказка, благодаря которой собственно происходят позитивные изменения в состоянии и поведении ребенка . Сказкотерапевтическая работа с ребенком может быть проведена различными способами:

  1. Для работы может использоваться существующая авторская или народная сказка.
  2. Терапевт и ребенок могут сочинять сказку вместе, одновременно драматизируя ее всю либо отдельные элементы.
  3. Ребенок может сочинять сказку самостоятельно.

Рассмотрим, каким образом проводится работа со сказками в практической консультативной работе детского психолога. В приведенном ниже примере онлайн-консультации сеанс сказкотерапии предлагается провести маме девочки самостоятельно, опираясь на известную народную сказку. Психолог рекомендует сказку и предлагает примерный перечень вопросов, которые необходимо обсудить с девочкой для достижения терапевтического эффекта. Работа со сказкой представляет собой только часть терапевтического взаимодействия.

Вопрос

Ситуация такая. В гости пришла подруга с сыном (ему 4 года). Мы с подругой были на кухне, потом я зашла в детскую – смотрю - дочка лежит на кровати (ей 3,7). Я спрашиваю: «Что лежишь?», она долго молчит, потом говорит: "Он мне неприятно делает". Выясняется, что этот Мальчик толкает ее на кровать и пытается укусить. Я не стала заострять внимание – спросила: «А почему не оттолкнула, если неприятно? Меня не позвала, да и сказала бы ему, что не надо». Она: "Я сказала, только очень тихо". Даже не знаю, что меня больше волнует - такое поведение мальчика или неумение дочери уйти от неприятной ситуации... Подскажите, что в таком случае можно сделать...

Ответ

События могут развиваться в двух наиболее вероятных направлениях. Во-первых, девочка может постараться вытеснить случившееся, поскольку оно будит неприятные чувства и ощущения, и вести себя так, как будто бы ничего не случилось. Во-вторых, девочка может испытывать необходимость «выговорить» все, что с ней произошло. Итак, если девочка сама не вспоминает об инциденте, но Ваша тревога не проходит, то можно провести профилактическую работу следующим образом. Возьмите для чтения русскую народную сказку «Кот, Петух и Лиса», где Лиса похищает Петуха, он кричит, Кот прибегает и спасает его. После прочтения обсудите эту сказку с дочерью, затронув такие вопросы:

  1. Как Петуху удается спастись от Лисы? (оказавшись в беде, Петух громко кричит, и Кот приходит ему на помощь) Важно не проводить параллелей с беспокоящей Вас возможно травматической ситуацией, пусть вся терапевтическая работа пройдет на уровне бессознательного девочки...
  2. Почему Кот спасает Петуха? (потому что они живут, как одна семья, а родственники обычно заботятся друг о друге и помогают в сложных и неприятных ситуациях ). Здесь можно привести какой-нибудь пример из жизни Вашей семьи, о котором девочка имеет представление, например, кто-то оказался в больнице – все члены семьи: бабушки, дедушки, тети, дяди – навещают его, заботятся, потому что любят.

Если девочке важно выговориться, то ваша задача – внимательно выслушать ее, ни в коем случае не отмахиваться от ее желания поговорить. Также важно дать ей ощутить вашу поддержку и отклик чувствами, например, «…да, мне тоже бывает неприятно, когда кто-то пытается заставить меня делать без моего желания. Знаешь, иногда меня это расстраивает, иногда злит». Таким образом, вы поможете дочери освободиться от неприятных воспоминаний, а также установить с ней более близкие и доверительные отношения. Для девочки очень важно видеть в маме единомышленника – человека, который мыслит и чувствует схожим образом. Приведенный пример иллюстрирует возможность самостоятельной сказкотерапевтической работы мамы с собственной дочерью. Такая работа, проведенная своевременно, тонко и с большим чувством такта, возможно, в будущем позволит девочке безбоязненно обращаться за помощью к маме в случае необходимости, следовательно, будет способствовать развитию близких доверительных отношений мамы и девочки. Рассмотрим следующий пример консультации, где в терапевтических целях происходит совместное терапевта и ребенка творчество сказки...

Вопрос

Денис (4.5 года) в последние несколько месяцев стал совершенно неуправляемым: не слушает ничего из того, что ему говорят взрослые, грубит, недавно стал всех передразнивать. Младшего брата (6 месяцев) он очень любит, но иногда делает очень странные вещи: может отобрать у него пустышку или выпить приготовленный для него сок.

Ответ

Непродолжительная беседа с мамой мальчика показала, что запрос на консультацию сделан для разрешения ситуации детской ревности. Было принято решение работать с проблемой в рамках сказкотерапии . Затем был приглашен Денис. В результате краткого интервью с ним стала известна следующая информация: любимая сказка мальчика - «Колобок», причем не классический текст, а мультипликационная версия, где Колобок совершает прогулку по лесу, спасается от лисы и благополучно возвращается к старику со старухой.

-Жил он хорошо и весело… (Денис серьезно задумался) А потом дед с бабкой себе еще одного колобка слепили…

-Первому колобку понравился второй колобок?

-Да, сначала понравился…

-Чем он понравился?

-Он был новый и интересный, и совсем маленький… Я хотел с ним играть… ОЙ! Колобок!

-Конечно, сказка ведь про колобка. А что было потом?

-Бабка сказала, что с ним нельзя играть, что он еще маленький и выгнала первого колобка в другую комнату…

-Да, первый колобок, наверное, расстроился и даже обиделся…

-Да…

-Первый колобок большой и сильный, он много знает и умеет. Как ты думаешь, что умеет первый колобок, чему бы он мог научить второго маленького колобка?

-Первый колобок умеет рисовать, строить гараж, катать машины, бросать мяч, дразниться…

-Да, это важные и нужные вещи. Тем более, что второй колобок ничего из этого не умеет, кто его будет этому учить? Бабке с дедом, наверное, некогда. Ты бы хотел, чтобы колобки подружились?

-Да…

-А что бы колобки стали делать, когда подружились? Ты мог бы досочинить эту сказку?

-Ну… Старший колобок бы возил маленького на коляске, срывал бы ему красивые листики и цветочки, камушки бы необычные показывал… еще качал бы на качели… потом… когда подрастет…

-А чем колобки могли бы дома заниматься?

-Дома бы… дома я бы строил ему замки, пусть бы он ползал и ломал, я еще построю, мне не жалко…сказки бы еще читал колобок, чтобы маленький засыпал быстрее… Много еще чего…

-Как мы назовем сказку, которую ты сочинил?

-Два колобка.

-Смотри, Денис, мама улыбается. Как ты думаешь, ей сказка понравилась?

Денис улыбается маме и бежит к ней обниматься. Для Дениса терапевтическая сессия окончена. Для мамы обязательно должно быть продолжение в виде беседе о детской ревности, способах ее профилактики и действиях в критических ситуациях; результатом такой работы, как правило, становится осознание того, что только от родителей, их чувства такта, терпения и выдержки, зависит, какими будут взаимоотношения младших и старших детей.

В приведенном выше примере сказка использовалась в качестве метафорической призмы, сквозь которую рассматривалась сложившаяся конфликтная ситуация. Чувствуя себя защищенным сказочной реальностью, ребенок смог сформулировать собственные чувства и осознать желания, а также сказать о том, что есть определенная доля вины мамы, которая не смогла организовать, в силу нехватки опыта и соответствующих знаний, гармоничное общение своих детей. Еще одним приемом работы в рамках сказкотерапии становится сочинение сказки для конкретного ребенка по поводу случившейся с ним травматической ситуации.

Иногда дети, сталкиваясь какиминибудь проблемами, приходят к нам, взрослым, но чаще всего способы разрешения, которые мы предлагаем им, для них не подходят. Тогда они приходят к выводу, что мы им помочь не можем. А куда же девать накопившуюся печаль, раздражение, гнев или радость, которые уже переполняют ребенка ? Здесь на помощь может прийти сказкотерапия ... Вот, например, такая сказка была придумана для девочки, проигравшей в конкурсе «Мисс детский сад».

Сказка «Роза и ромашка»

В маленьком садике росли по соседству яркая алая роза и скромная нежная ромашка. Ромашка только что распустилась, ее еще не окрепшие лепестки были белыми, обычными. Ромашку окружало множество разнообразных полевых цветов. Но ее ничего не радовало. Она оченьочень хотела стать прекрасным, необычным цветком. Ромашка с восхищением смотрела на гордую заносчивую розу. «Как было бы здорово стать точно такой же, как она!» думала застенчивая ромашка. Но вот однажды шла по дорожке красивая маленькая девочка. Увидев ромашку, она остановилась и с восхищением сказала: «Какой красивый необычный цветок! Какие снежнобелые нежные лепестки! Сердцевинка похожа на маленькое солнышко!». Ромашка сначала не могла понять этих слов, до этого момента она считала себя самым уродливым растением. Девочка объяснила ромашке, что каждый цветок хорош посвоему. А роза, например, колючая…

Сказку обязательно необходимо обсудить. Вопросы для обсуждения: почему Ромашка с восхищением смотрела на розу? Что значит «каждый цветок хорош посвоему»? Можно ли эту фразу сказать про людей?

Таким образом, сказкотерапия наиболее детский метод психотерапии метод чего?, потому что она обращена к чистому детскому началу каждого человека. Через восприятие сказок мы воспитываем ребенка , развиваем его внутренний мир, лечим душу, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки, а также помогаем ему лучше узнать и понять самого себя. Однако прежде, чем самостоятельно заниматься сказкотерапией, родителям необходимо почитать книги по данной методике, где даны рекомендации специалистов и даже советы, как правильно самим сочинять сказки. Кратко они могут быть сформулированы следующим образом:

  1. Сеанс сказкотерпии необходимо проводить некоторое время спустя после предположительно травмирующей ситуации, когда ребенок успокоился и способен взглянуть на происшедшее со стороны, в нашем случае через призму сказочной реальности. Наиболее подходит для такого общения время перед дневным или ночным сном.
  2. «В некотором царстве, в некотором государстве»…Эти слова как будто дают понять, что такая история могла произойти где угодно: может быть, за тридевять земель, а может быть, и совсем рядом. Это будет зависеть от того, насколько близко к себе захочется принять сказочную историю. Определенное место действия психологически отделяет ребенка от событий, происходящих в сказке. Ребенку сложно перенести себя в конкретное место, особенно если он там никогда не был.
  3. Для того чтобы ребенок лучше воспринимал то, что с ним происходит в сказке, можно придумать ритуал перехода в Волшебную страну. Одним из элементов такого ритуала может стать «превращение» ребенка в любого сказочного героя (по его выбору). Для этого можно организовать Место превращения, например, коврик перед кроватью или специально огороженная кубиками конструктора площадка.
  4. Способ подачи сказочного материала и привлечения ребенка к творческому процессу родитель также может выбрать сам. Он может рассказывать сказку, задавая включающие вопросы ребенку в пиковых ситуациях: например, как ты думаешь, почему герой поступил так, тебе понравился его поступок, как бы ты поступил на его месте? Родитель может предложить ребенку сочинять сказку вместе, рассказывая ее небольшие фрагменты по очереди. Также возможен вариант, когда взрослый предлагает ребенку сочинить сказку на заданную тему. Еще одним вариантом сказкотерапевтической работы может стать рассказывание известной сказки от лица различных персонажей.

Таким образом, комбинируя различные приемы сказкотерапии , можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни. И значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.

Не все знают, но сказки — это не просто детская забава и способ развлечения, они выполняют множество необходимых для воспитания каждого ребенка функций.

Сказки обучают, развивают воображение, раскрывают творческий потенциал, прививают малышам нормы морали, являются древнейшим способ передачи информации из поколения в поколение и, самое главное, что нас сейчас интересует, сказки исцеляют.

Само понятие «Сказкотерапия» обозначает – лечение сказкой, эта методика активно используется психологами, педагогами и даже врачами. Высокая эффективность и относительная простота использования детских терапевтических сказок, позволяют использовать сказкотерапию не только профессиональным психологам, но и обычным мамам, папам, бабушкам и дедушкам.

Даже простые всеми любимые, с детства известные сказки вроде «Репки», несут определенный терапевтический смысл, важно только правильно подобрать сказку, обсудить смысл прочитанного с малышом и вместе сделать правильные выводы. Или можно воспользоваться специальными детскими терапевтическими сказки, которые написаны профессиональными сказкотерапевтами и психологами. Например, такими:

Сказки для малышей (2-5 лет)

О дружбе

Жил был маленький котенок Вася. Он был очень добрым и веселым, но у него совсем не было друзей. Котенок не знал, как подружиться с другими зверятами, поэтому всегда играл один.

Однажды Вася, как это часто бывало, сидел возле дома со своим любимым мячиком и наблюдал за играми других зверят. И тут он заметил, что в кустах сидит щенок и, так же как и сам котенок, смотрит, как играют остальные.

Васе было страшно подойти к щенку, ведь всем известно, что собаки недолюбливают котов. Но котенок решил рискнуть. Он взял свой мячик и подошел к щенку.

Привет, я Вася, давай вместе играть в мяч,- смущенно сказал котенок и протянул щенку свой мячик.

Щенок очень обрадовался, улыбнулся котенку и сказал:

Давай! Меня зовут Кузя!

Вася и Кузя весь день вместе играли, сначала в мячик, а потом в прятки и догонялки. Котенок был очень рад. С тех пор, Вася и Кузя всегда играли вместе и помогали друг другу. Так у Васи появился первый настоящий друг.

Сказка на ночь, чтобы малыш спал в своей кроватке

Жил-был мальчик, которого звали Дима. Он очень любил спать вместе с мамой и папой в большой кроватке.

Однажды родители привезли из магазина маленькую кроватку для Димы. Кроватка эта была не простая, а волшебная, тому, кто в ней спал, она дарила самые прекрасные сны на свете.

Кроватка была очень красивой и уютной, мама Димы положила в нее пушистое одеяло и подушку, на них были нарисованы сказочные животные, которые очень понравились мальчику. Кроватка стала с нетерпением ждать встречи с Димой, ей не терпелось показать ему волшебный сон.

Пришло время ложиться спать: мальчик искупался, почистил зубки, переоделся в пижамку. Папа сказал, чтобы Дима ложился спать в свою новую кроватку. Но он почему-то испугался, и снова лег спать вместе с мамой и папой.

В ту ночь, кроватка так и не дождалась своего хозяина, ей стало очень грустно и обидно, она решила отправиться обратно в магазин.

Утром Дима увидел, что его волшебной кроватки нигде нет. Мама объяснила мальчику, что она решила вернуться в магазин, потому что она не нужна Диме. Теперь он всегда будет спать вместе с мамой и папой и никогда не сможет увидеть прекрасных волшебных снов.

Мальчик очень испугался и решил, что нужно обязательно попросить прощение и вернуть домой волшебную кроватку.

Дима вместе с папой отправился в магазин. Среди множества других кроваток нашел свою и попросил ее вернуться, пообещав, что будет спать только на своей кроватке. С тех пор, Диме сняться только самые прекрасные волшебные сны.

Терапевтические сказки для детей 3-7 лет

Релаксационная сказка от истерик

Когда вы видите, что ребенок на грани истерики, попытайтесь взять его на руки и спокойным умиротворенным голосом рассказать вот такую медитативную сказку.

Сегодня прекрасный солнечный день. Мы вместе с тобой садимся на большой воздушный шар, нас приветствует штурман и предлагает отправиться в путешествие. Мы, конечно же, соглашаемся. И шар начинает отрываться от земли, он медленно поднимается и нежный ветерок ласкает наши лица, мы слышим пение прекрасных птиц.

Шар потихоньку набирает высоту, мы видим верхушки деревьев, а затем и крыши домов нашего города. С высоты птичьего полета город кажется совершенно иным. Он такой маленький, как будто игрушечный, а по земле ходит много маленьких человечков похожих на муравьев.

Шар поднимается все выше и выше, ты чувствуешь себя легким как перышко. Видишь облака так близко, что, кажется – их можно пощупать, облака рисуют причудливые узоры, напоминающие животных и птиц.

Ты ощущаешь приятный прохладный ветерок. А внизу пейзажи сменяют друг друга — реки, леса и поля, все видно как на ладони. Солнышко начинает садиться, рисуя красочный закат, и мы понимаем, что нам пора возвращаться домой.

Воздушный шар начинает медленно опускаться, реки, леса и поля становятся все ближе и ближе. И вот мы уже опускаемся к своему родному городу, который стал привычных размеров. Корзина воздушного шара опускается на травку. Мы выходим и счастливые идем домой. Это путешествие было незабываемым, мы всегда будем вспоминать о нем с теплотой и радостью в душе.

Терапевтическая сказка для агрессивных детей

Жил-был мальчик Вовка, он был самым обычным мальчиком: играл в машинки, ходил в детский сад и любил конфеты.

Однажды Вовка увидел, как старший мальчик Денис, которого все боялись, обижал малышей на детской площадке. И Вовка подумал — «Вот здорово! Денис такой большой и важный, все его уважают! Я тоже таким буду!»

На следующий день Вовка пришел в детский сад. Во время прогулки все дети из его группы стали играть в «Выбивалы». Вовка присоединился к игре и стал, при любом удобном случае, толкать своих друзей и больно бить мячиком. Игра быстро закончилась, потому что девочка Вера расплакалась, побежала жаловаться воспитательнице и Вовку наказали.

После тихого часа, Вовка хотел показать своему лучшему другу Игорьку новый трактор, который подарил ему дедушка. Но Игорек, почему-то, не стал даже разговаривать с другом. Вовка удивился и подошел к своему приятелю Саше:

— Смотри, какой у меня трактор!- Саша отвернулся и ушел играть в кубики.

Вовке стало обидно, он решил пойти играть с девочками, но те, только увидев мальчика, схватили своих кукол и разбежались в разные стороны.

Весь оставшийся день мальчик играл один.

Вечером Вовка увидел возле дома того самого важного Дениса, среди других больших ребят. Ребята играли в прятки, а сам Денис сидел грустный один на скамейке и никто его не звал играть.

Вовка понял, что он ни за что не хочет быть таким как Денис. Поэтому завтра обязательно попросит у всех ребят в детском саду прощение, и больше никогда-никогда не будет драться.

Ирина Лозицкая, семейный психолог

Сказкотерапия для детей — из рук в руки! Сегодня у нас в гостях автор множества детских сказок, волшебник-практик: с помощью ярких литературных произведений она не только приглашает в волшебный мир, но и помогает родителям и детям справляться с проблемами, решать задачи, менять что-то в жизни к лучшему и понимать непонятное. У нас в гостях Мария Шкурина , автор блога Мамины сказки и историй, которые вошли уже не в одну книгу! Мы знакомы с Марией по , а сегодня тема нашего разговора — сказкотерапия для детей.

Тем, кто любит прикоснуться к сказке и готов творить, хотим напомнить: на блоге у Марии проходит конкурс сказок «Любимая игрушка» — она приглашает всех принять участие и рассказывает о конкурсе

Дорогие друзья, думаю, что среди читателей сообщества вряд ли найдётся человек, который не слышал такого модного сейчас термина, как сказкотерапия . Слышать-то слышали, но при этом всегда остаётся куча вопросов о том, как именно можно использовать этот современный метод при воспитании своего ребёнка, с какого возраста можно использовать терапевтические сказки, когда и как их рассказывать, и действительно ли сказки обладают таким волшебным воздействием.

В этой статье я постараюсь ответить на эти и другие возможные вопросы любящих родителей. Хотела бы заметить, что я не являюсь профессиональным психологом или сказкотерапевтом. Все мои знания я почерпнула из книг, статей из журналов и Интернета, из общения с моей дочкой и другими детьми, из практической работы (решение определённой проблемы с помощью сказки) и из отзывов читателей, которые всегда чутко подмечают, как сказки влияют на настроение и поведение ребёнка, на преодоление тех или иных затруднений.

Что такое сказкотерапия?

Для начала давайте разберёмся, что же означает понятие «сказкотерапия». Сказкотерапия – это течение в психотерапии, которое представляет собой психотерапевтическое воздействие на человека с целью коррекции поведенческих реакций, проработки страхов и фобий. Методы сказкотерапии с успехом используются психотерапевтами для пациентов разных возрастов.

Особо популярны и эффективны эти методы при коррекции поведения у детей (как у малышей, так и у дошкольников). При этом, при отсутствии патологий, родителям вовсе не обязательно обращаться к профессиональному психотерапевту. Достаточно будет знать основные приёмы сказкотерапии, чтобы самим помочь своему чаду, повлиять на его поведение без особого давления.

Сказками можно лечить огромное количество капризов ребёнка – лень, нежелание ходить в детский сад, агрессию, неаккуратность, ложь, проблемы с едой . Также терапевтические сказки активно используются при лечении страхов, переживаний, связанных с потерей родных или появлением нового члена семьи . В последних случаях иногда требуется помощь профессионального сказкотерапевта. Он может показать вам, где именно нужно искать проблему. Это не всегда очевидно, но очень важно: ведь следует лечить не симптом, а причину.

Почему сказки помогают детям?

Итак, почему же терапевтические сказки обладают таким влиянием на детей? Сказка – язык ребёнка, он понятен ему лучше, чем нравоучения и наставления. Сказки помогают нам щадящим образом повлиять на внутренний мир малыша, показать ситуацию под другим углом, приобрести жизненный опыт и дать понять, что наш ребёнок не единственный, у кого есть такая проблема. Кроме того, несмотря на то, что ребёнок уже в состоянии отличить реальное от сказочного, эти границы ещё очень размыты, и, слушая сказку, ребёнок по-настоящему переживает её события вместе с героями.

С какого возраста сказкотерапию можно использовать для детей?

С какого возраста можно использовать терапевтические сказки? Я бы не рекомендовала использовать терапию сказкой для детей младше 2-х лет. Дело в том, что они просто не будут эффективны. Ребёнок не в состоянии проанализировать сказку, установить причинно-следственные связи, сделать выводы. После 2-х лет можно понемногу использовать простые терапевтические сказки, чтобы успокоить малыша, показать пример хорошего поведения, предупредить о возможных опасностях, успокоить малыша во время детских истерик, при проблемах с едой. Начиная с 3-х лет, можно использовать терапевтические сказки в полной мере, и они будут наиболее эффективны.

Виды терапевтических сказок

Существуют два вида терапевтических сказок, о которых я хотела бы вам рассказать.

В таких сказках главным героем вы делаете ребёнка, который попадает в ситуацию, похожую на ситуацию вашего малыша. Сказка не должна прямо повторять сюжет из жизни вашего малыша , но должна быть похожей . Ребёнок понимает, что не один он может оказаться в подобной ситуации, и на примере другого ребёнка делает выводы и учится самостоятельно решать проблему. Такие сказки всегда развиваются по определённому сценарию:

  • Знакомство с героями (Жил-был мальчик Петя, который…). Если ребёнок очень маленький, то на месте героя может быть животное, игрушка. Для детей постарше гораздо эффективнее, если героем сказки будет настоящий ребёнок. Для дошкольников (после 4 лет) желательно вводить в сказку волшебных героев или волшебные предметы, а с 5 лет волшебство является обязательным условием сказки (в большинстве случаев).
  • Проблема. Герой сказки сталкивается с проблемой, конфликтом, страхом, присущим вашему ребёнку.
  • Пути решения проблемы. Рассказывается, что нужно сделать герою сказки, чтобы справиться с проблемой. Нередко при этом ему необходима помощь волшебных предметов.
  • Кульминация. Герой сказки справляется с проблемой.
  • Развязка. У терапевтической сказки всегда должна быть развязка. Нельзя оставлять конец открытым, недоделанным.
  • Мораль. Выводы, которые делает герой сказки. Мораль не должна быть затянута, 1-2 предложения. Не стоит обсуждать её с ребёнком. Он сам сделает выводы на подсознательном уровне.

Сказки такого плана не должны быть слишком сложными, с запутанным сюжетом.

Примеры

Давайте приведём пару примеров.

  • Ваш ребёнок отличается чрезмерной неаккуратностью . Он не убирает за собой вещи, игрушки и пр. Вы рассказываете ему сказку о девочке (мальчике), который волшебным образом попадает в страну нерях и видит, как живут жители этой страны. Он делает выводы о том, как ужасно быть неаккуратным и обещает себе исправиться.
  • Другая частая проблема – ребёнок не хочет есть полезные овощи и фрукты . Расскажите ему сказку о том, как герой сказки подслушал разговор овощей о том, какие они полезные.

Важно помнить, что героем сказки такого вида является другой ребёнок, а не ваш . Иначе вы можете вызвать отрицание вашего чада, говоря ему в лоб о проблеме, и такая сказка может навредить, а не помочь.

2. Терапевтические сказки про вашего ребёнка.

Эти сказки отличаются от сказок первого вида тем, что главным героем является ваш малыш. Рассказывая сказки, нужно обязательно использовать какие-то элементы из жизни ребёнка, имена друзей и родных, название улицы, ввести в сказку любимую игрушку, предметы домашнего обихода и пр. Таким образом, ребёнок действительно поверит, что вы рассказываете сказку про него самого .

Дети по своей природе эгоцентричны. Ещё Джанни Родари в своей книге «Грамматика фантазии» говорил о том, как важны для ребёнка сказки про него самого и каким огромным потенциалом они наделены.

Главным отличием сказки данного вида является то, что вы наделяете главного героя сказки (своего ребёнка) тем качеством, которое хотите ему привить . Грубо говоря, мама или папа создают для своего малыша идеальную утопичную ситуацию, показывая чего можно достичь при желании.

Примеры

Например, если ваш ребёнок невежлив , в сказке вы показываете его очень вежливым, он обязательно здоровается со всеми встречными, говорит спасибо. Если ребёнок боится темноты , в сказке он смелый герой, помогающий маленькому котёнку, который заблудился в темноте. Ребёнок, который с трудом ложится спать , в сказке всегда идёт в кровать во время и, засыпая, попадает в волшебную страну, где его ждут невероятные приключения и т.п.

Такие сказки отличаются от сказок первого вида тем, что проблема, которую вы хотите решить, не стоит на центральном месте . Положительное качество ребёнка играет вспомогательную роль, помогает герою бороться с врагами, защищать слабых и т.п. Сюжет этой сказки может быть немного запутаннее, терапевтическая цель более завуалирована.

Важные моменты практической сказкотерапии для детей, о которых следует помнить:

  1. Для того, чтобы сказка подействовала, желательно рассказать её не один раз . Можно придумать несколько сказок на одну и ту же тему. Если ребёнок просит вас снова и снова рассказывать одну и ту же сказку, не отказывайте ему. Это означает, что сюжет сказки действительно важен для него.
  2. Не используйте терапевтические сказки слишком часто . Помните, что они как лекарство, которое надо принимать по назначению. При слишком частом использовании сказкотерапия может потерять свою эффективность. Кстати, дети гораздо умней, чем думают многие взрослые. Моя дочь в определённом возрасте сама просила меня рассказать ей сказку, если сталкивалась с какой-то проблемой, страхом или понимала, что ведёт себя не так, как следовало бы.
  3. Не стоит растолковывать ребёнку мораль сказки . Он сам сделает выводы о том, что хорошо и что плохо, как следует поступать — часто на подсознательном уровне.
  4. Не забывайте про такой отличный инструмент, как юмор. Сказка, в которой есть шутки , воспринимается ребёнком легче и лучше запоминается. Уже не говоря о том, что шутки сближают родителей и детей.
  5. Не говорите себе, что вы не можете придумать терапевтическую сказку! Вы – самый лучший сказкотерапевт для своего малыша , ведь никто кроме вас не знает его проблем и переживаний так хорошо. Вы всегда можете обратиться за помощью к книгам и интернету, почитать другие сказки на эту тему, а потом придумать свою, чем-то похожую на другие, но созданную с и учётом вашей конкретной ситуации и, конечно, с любовью.

Надеюсь, что с помощью нехитрых советов из этой статьи вы сможете помочь вашим детям решить возрастные проблемы с помощью терапевтических сказок, не прибегая к такому неэффективному методу, как наказание.