Меню

Учим собаку команде "Апорт": пошаговая инструкция. Как научить собаку команде апорт

Мода

Самая любимая для любого пса команда, наряду с подзывом, это команда «апорт!». Все щенки обожают бегать за мячиком или палочкой. Для многих взрослых собак это занятие остается привлекательным. Инстинкт добычи – так называется стремление догнать и схватить «убегающий» предмет. Он особенно ценится у служебных и охотничьих пород. Команда «апорт!» входит в обязательное тестирование при поступлении пса на службу в полицию, она обязательна для прохождения испытаний по дрессировке.

Как научить щенка команде «апорт!»

Малышам любой породы нравится возиться с мягкими игрушками , трепать их, догонять. Эту склонность можно использовать для обучения щенка команде «апорт!» в процессе игры . Для этого отлично подходят мячи на длинной веревке, различные прихватки и пищалки, которые можно прикрепить к поводку. Веревка или поводок, прицепленные к игрушке, позволяют быстро подтянуть предмет к хозяину, не позволяя малышу убегать с ним в зубах.

.

Маленьких щенков обычно обучают приносить предмет в игре. Для этого на прогулке или дома владелец заинтересовывает малыша мячиком или резиновой игрушкой, позволяя ему схватить ее зубами и немного потрепать. Сразу после этого предмет аккуратно и быстро забирают из пасти щенка и энергично отбрасывают недалеко от пса, сопровождая бросок командой «апорт!»

Если щенок подбегает к игрушке и хватает ее, то предмет мягко и незаметно подтягивают, вынуждая малыша подойти к хозяину. После этого псу предлагается лакомство, одновременно подается команда «дай!» Совершается обмен игрушки на лакомство. Через несколько повторений (а их число должно быть не больше трех за одно занятие), щенок понимает, что веселая игра с мячиком становится еще и приятной, если игрушку принести владельцу.

Как научить питомца команде «принеси!»

Многие любители собак учат своих питомцев команде «принеси!», которая является аналогом команды «апорт!», но имеет больше вариаций. Чистота и быстрота выполнения этого приказа не важна: животное должно понять, что именно нужно владельцу, какой предмет следует взять в зубы и аккуратно принести.

.

Обучение этой команде происходит так: игрушку бросают недалеко от собаки, после чего отдается команда «принеси!» и правой рукой делается жест, указывающий на предмет. После того, как пес схватит игрушку в зубы, его подзывают или подтягивают за поводок и забирают апортировочный предмет.

Некоторые псы не желают расставаться с мячиком, игнорируя предложенное лакомство. У таких упрямцев игрушку забирают, взяв питомца за нижнюю челюсть , твердо произнеся команду «дай!», сразу же угощая его лакомством. Через несколько повторений собака понимает, что игрушка не отбирается навсегда: они отдают предмет, спокойно реагируя на попытки владельца забрать его. Важно добиться четкого и постоянного исполнения команды на поводке, после чего можно тренироваться без вспомогательного предмета.

Впоследствии питомцу отдается команда «принеси!», когда игрушка просто находится неподалеку от пса. Обязательно указывать на мяч или пищалку, отдавая команду, причем повторять слово «принеси!» можно несколько раз. Многие собаки в недоумении озираются, не понимая, когда владелец успел бросить предмет, но затем пытаются схватить игрушку. При этом надо бурно похвалить пса , чтобы он понял, что именно этого действия от него ждут.

Похвала — обязательный элемент дрессировки.

Домашние питомцы, которые постоянно находятся рядом с хозяином, обычно знают название многих предметов, которыми пользуется владелец в повседневной жизни. Пес с удовольствием приносит тапочки или поводок, миску или ключи по команде «принеси!» Даже если собака не знает названия предмета, который требуется принести, она пытается угадать, что именно нужно хозяину, по очереди подходя ко всем вещам, находящимся в пределах доступа. Владелец должен при этом помогать псу , бурно одобряя правильный выбор.

Как научить собаку команде «апорт!»

От взрослых животных, которые прошли курс специальной дрессировки, требуется не просто принести предмет владельцу. Собака должна проявить выдержку после того, как дрессировщик бросил игрушку, побежать за ней только после команды «апорт!» Затем, питомец с игрушкой в зубах должен подойти к владельцу, сесть перед ним или возле левой ноги и держать предмет в зубах до команды «дай!»

Обучение всем тонкостям команды «апорт!» проводится в несколько этапов, но основные моменты следует закреплять уже на первом занятии. Для этого питомца усаживают рядом с левой ногой, немного поддразнивают игрушкой и бросают ее перед псом. Собаку при этом придерживают, не давая броситься за игрушкой. В первый раз дрессировщик делает совсем небольшую выдержку в несколько секунд, после чего дает голосовую команду.

.

Если животное быстро хватает игрушку, то можно одобрить это действие словом «хорошо!», затем подтянуть питомца к себе и усадить, внимательно следя, чтобы собака не выпустила предмет из пасти. Команда «дай!» и угощение завершают выполнение команды. Отработка проводится долго , с каждым разом время первоначальной выдержки увеличивают, приучая собаку спокойно ждать, пока не будет подана голосовая команда.

Сложности отработки команды «апорт!»

В процессе дрессировки владелец может столкнуться с некоторыми трудностями. Быстрота выполнения, заинтересованность собаки в апортировочном предмете зависят во многом от индивидуального темперамента и склонностей животного. Меланхоличные, равнодушные к активной игре питомцы могут прекрасно работать на выдержку, но крайне неохотно идти за апортировкой. Темпераментные, холеричные псы мгновенно приносят игрушку, но им тяжело ждать разрешения схватить ее, они неохотно отдают предмет. Владелец должен знать особенности характера собаки, чтобы понимать, почему любимец ведет себя так.


При регулярных занятиях по отработке команды «апорт!» питомец будет не только четко выполнять норматив курса дрессировки, но и охотно нести пакет из магазина или свой поводок. При необходимости владелец может, не вставая с дивана, заставить пса принести любой предмет , расположенный в поле зрения собаки.

Видео. Дрессировка собаки. Команда апорт

Выполнение собакой команды «апорт» является основой для дальнейшей дрессировки животного и выработки у него навык по поиску и охране предметов. Научить собаку поднимать и приносить брошенную вещь сложнее, чем , выполнять команды « » и «гулять». Приступать к обучению апортированию предметов следует после того, как животное уже обучено базовым навыкам.

Обучение команде «апорт»

Условными раздражителями для обучения являются голосовые команды «апорт!», «дай!» и соответствующий жест — выбрасывание вперед руки ладонью вниз в сторону брошенного предмета. Безусловными раздражителями являются сам брошенный предмет и или поглаживания.

Дрессировку на начальном этапе следует проводить на местности без отвлекающих раздражителей — других собак, людей, машин, посторонних запахов и звуков.

Есть два способа дрессировки этой команде.

Первый способ

Исходная позиция — собака сидит у левой ноги хозяина. Дрессировщик в левой руке, а апортировочный предмет в правой, затем делает поворот влево, называет и играет предметом — так, чтоб собака все видела. Двигающаяся вещь оказывает на собаку возбуждающее действие, и она пытается ее схватить. Тогда владелец дает приказ «апорт» и позволяет псу схватить предмет.

Когда собака зажимает предмет в зубах, команда повторяется и произносится поощряющее восклицание «хорошо» либо «молодец». Чтобы добиться прочной хватки и избежать выбрасывания предмета, его надо придерживать и слегка тянуть на себя — это побуждает пса зажимать предмет более крепко.

Если животное удерживает вещь хорошо, то следует подать команду «рядом» и пробежать вместе с собакой несколько десятков шагов, после чего перейти на движение шагом. Одновременно нужно подать команду «дай», забрать предмет у собаки и поощрить ее лакомством, поглаживанием и словесно.

Если за 2-3 дня упражнений первоначальный навык у животного выработать не удалось, вместо предмета для апортирования используется кость или привычная игрушка собаки, которая позже заменяется нужным предметом.

Когда пес научится крепко хватать вещь из рук, можно начинать бросать ее — сначала на небольшое расстояние. С каждой тренировкой расстояние увеличивают. Бросать нужно правой рукой, характерным жестом снизу и вперед — впоследствии это движение должно стать жестом, заменяющим словесную команду. Сначала дрессировщик идет к предмету вместе с питомцем, на более поздних этапах обучения он остается на месте, сначала лишь обозначая движение вперед, а затем и вовсе оставаясь неподвижным.

Если пес хватает предмет с земли, владелец поощряет собаку лакомством, если же не берет, то следует попытаться возбудить интерес животного, «оживляя» палочку ногой.

Как только пес берет предмет, хозяин подает команду «ко мне». Собаку, принесшую предмет, надо обязательно поощрить лакомством или жестом — однако делать это следует лишь тогда, когда она садится перед дрессировщиком и отдает принесенный предмет.

Первые занятия проводятся с коротким поводком, последующие — с длинным. В случае успеха поводок устраняется. Для усложнения и закрепления навыка предмет забрасывается все дальше, причем так, чтобы пёс не мог его видеть — в кусты или за деревья. В идеале нужно выработать также выдержку у собаки, давая команду лишь через 10 секунд после броска.

Второй способ

Исходная позиция — та же. Дрессировщик берет левой рукой собаку за холку и подносит к ее морде апортировочный предмет. Подавая команду «апорт», хозяин слегка приподнимает собаку, держась за ошейник. Давление ошейника заставляет собаку приоткрыть пасть, и в этот момент владелец быстро вкладывает в открытый рот собаки предмет, еще раз повторив команду.

Когда палочка оказывается у животного в пасти, ошейник отпускается, а зубы смыкаются. Важно в этот момент подстраховать правой рукой нижнюю челюсть собаки, чтобы она не выбросила предмет. Если собака крепко держит палочку, ее поощряют лакомством и жестами. Выдержав несколько секунд, хозяин отдаёт приказ «дай!» и отнимает предмет. На последующих занятиях приподнимание пса за ошейник заменяется легким движением поводка вверх.

Дальнейшее обучение идентично первому варианту.

Возможные ошибки в дрессировке

Не следует делать следующих ошибок во время обучения:

  • Показывать собаке лакомство заранее, до выполнения нужных действий;
  • Применять один и тот же предмет для апортировки;
  • Неосторожно и болезненно вкладывать предмет в пасть;
  • Слишком далеко забрасывать палочку на начальных стадиях обучения;

Следует также помнить, что нельзя форсировать события и требовать от пса слишком многого на первых же занятиях. Если животное теряет интерес к обучению или проявляет признаки усталости, лучше прекратить дрессировку и продолжить ее завтра.

На этом все. Ждем ваших комментариев. Будет интересно почитать, как вы обучали своего любимца. До новых встреч.

Команда «Дай» очень важна в повседневной жизни. Возможность забрать у питомца игрушку (особенно чужую), найденную на земле кость сомнительного качества и другие посторонние предметы – важная составляющая воспитательного процесса. Команда, несмотря на кажущуюся легкость, является одной из важнейших и сложнейших, т.к. базируется на психологическом аспекте доверия вашей собаки к вам как ее хозяину-вожаку. Только вожак имеет право забирать что-то у членов своей стаи, этот закон все собаки знают с пеленок. Поэтому если у вас не получается обучение, крайне желательно посоветоваться с кинологом-инструктором.


Отработка команды интуитивно понятна и проста. Собака должна находится на поводке, при захватывании ею в пасть предмета нужно подать команду «Дай» и протянуть свободную руку. Сразу собака не подойдет, нужно помочь питомцу поводком, не допуская дискомфортных ощущений, осторожно, но твердо забрать из пасти предмет, одновременно произнося команду «Дай». Как только предмет окажется у вас, следует бурная похвала и вкусняшка (кусочек сыра или сухого ливера). Команда отрабатывается 4-5 раз за один подход, в течение дня желательно делать 4-5 подходов (это касается разучивания любой команды).

Как научить собаку команде «Фу»

Команда «Фу» схожа с предыдущей с той только разницей, что собаке нужно еще отвлечься от запрещенного действия, предмета, а не только выплюнуть что-то. Команда изучается с пеленок, как только щенок пытается погнаться за кошкой, поднять что-то с земли или прыгнуть на кого-то. Требуется все тот же поводок, который служит средством недопущения действия, одновременно идет резкий окрик «Фу!»

Как научить собаку команде «Лапу»

Это скорее развлекательная игра, нежели важная часть социализации питомца. Дома при общении с питомцем можно снова воспользоваться поощрительным методом. Усадите собаку рядом с собой покажите ей кусочек лакомства, зажатый в одной руке, произнесите сакральное «Лапу» и другой рукой поднимите лапу питомца. Подержите лапу несколько секунд в таком положении, отпустите и тут же отдайте вкусняшку, похвалите собаку. Ни в коем случае нельзя во время этого обучения причинять боль животному.

Как научить собаку команде «Апорт»

Питомец по данной команде приносит предметы – это весьма полезное умение не только в быту. Однако разучивать действие нужно только после окончания отработки команды «Дай». Обучать питомца лучше всего при помощи деревянной палочки. Если вам нужно натаскать , желательно изготовить мягкие подноски, по размеру и форме напоминающие тушку птицы. Однако обучать охотничью собаку лучше все же под присмотром инструктора.


Посадите собаку у левой ноги и помахайте перед ее носом апортируемым предметом, словно дразня. Собака захочет схватить раздражитель зубами, в этот момент подайте команду «Апорт» и позвольте питомцу забрать у вас предмет. Как только собака сожмет предмет в , угостите ее лакомством, похвалите и продолжайте обучение.


Если хватка зубов слабая, слегка потяните палку на себя – хватка усилится. В крайнем случае можете на первое время заменить палку большой трубчатой костью. Выброс апорта в сторону начинайте только тогда, когда будет полностью отработан захват апортируемого предмета. При захвате собакой по команде выброшенного апорта подайте команду «Дай» и заберите предмет, похвалив и угостив при этом собаку.


Постепенно при желании задачу можно усложнять: приучать питомца не только приносить, но сначала разыскивать апорт. Старайтесь разнообразить апортировочные предметы, чтобы у собаки не выработался стереотип работать только на палку. Считается, что выучена, если собака по команде находит и приносит предметы, брошенные на расстояние не менее 15 метров, и отдает их хозяину.

Апортировка предметов – весьма полезный навык в арсенале любого собаковода. Умение подносить вещи хозяину по его команде – обязательный элемент программы послушания и многих других дисциплин спорта с собаками.

Но даже если ваш питомец – просто домашний любимец, команда «апорт» поможет вам в его выгуле: 10-15 минут интенсивных занятий по апортировке легко заменят часовую прогулку в обычном темпе, дав хорошую физическую и психоэмоциональную нагрузку вашей собаке.

Особенно важно это для активных темпераментных животных, а также для тех собак, которые вынуждены большую часть времени проводить в одиночестве.

Итак, как же научить собаку приносить вещи хозяину по команде «апорт»? Когда начинать, с чего начинать и каких ошибок не допускать?

Когда можно начинать учить щенка команде «Апорт»? Да хоть с первого дня! Но, дрессировка щенка, и это нужно помнить, тем и отличается от дрессировки взрослой собаки, что необходимо постоянно делать скидку на возрастные особенности щенка. Требовать от него идеального выполнения какой бы то ни было команды – глупо. Сконцентрируйтесь вместо этого на выработке у него позитивного отношения к вашим занятиям и готовьте фундамент под будущую «взрослую» дрессировку.

Для щенка до 3-4-месячного возраста вполне достаточно хватать все, что вы предлагаете ему для апортировки, и нести к вам для последующей игры или другого поощрения (но для большинства щенков именно веселая игра с хозяином является наибольшей наградой).

Для начала заинтересуйте щенка предметом апортировки. Это может быть мячик, резиновая косточка, деревянная палочка или какие-нибудь другие . Важно, чтобы игрушка была соразмерна щенку и удобна для игры. Слишком большая игрушка (как, например, футбольный мяч для щенка – с ним весело, но толку для выработки навыка апортировки не будет, поскольку щенок не сможет взять в зубы мяч, чтобы отнести его вам).

Игрушка должна быть несъедобной!

Покажите щенку предмет, дайте обнюхать, поиграйте с ним немного, не отдавая предмет. Главная задача – раззадорить щенка, вызвать в нем интерес и желание поиграть с предметом. Подразните щенка, заставьте его немного побегать, чтобы отнять у вас предмет (только не сильно увлекайтесь, чтобы щенок не устал раньше времени), затем поиграйте в поддавки. Разрешите щенку взять предмет в пасть, при этом можно хвалить его и пару раз произнести команду «Апорт». Игрушку из рук не выпускайте.

Упражнение всегда заканчивайте командой «Дай!». Дав щенку немного порезвиться с игрушкой (и не выпуская ее из своих рук), дайте команду «Дай» (с ласковой, но твердой интонацией) и заберите игрушку у щенка. Будьте аккуратны, забирая игрушку, следите за тем, чтобы ненароком не причинить щенку боль. Забрали игрушку – снова похвалите щенка.

Следующий этап обучения команде «Апорт» заключается в отбрасывании предмета на небольшое расстояние от щенка. Сначала пристегните к ошейнику собаки – это необходимо для контроля над животным, ведь, скорее всего, получив игрушку, щенок попытается ускользнуть от вас, чтобы поиграть с ней.

Покажите игрушку щенку, заинтересуйте его, при необходимости дайте немного поиграть (совсем немного) и отбросьте ее буквально на метр-полтора от щенка. Большее расстояние пока не нужно. Следите за тем, чтобы он точно видел, куда делся предмет апортировки.

После того, как щенок рванет за игрушкой, командуйте «апорт!» и пытайтесь увлечь щенка за собой. В большинстве случаев, как и в случае с , помогает демонстративное удаление от щенка. Сделайте вид, что вы собираетесь от него убегать, похлопайте в ладоши, пригласите в эту игру. Если щенок побежит к вам с апортом в зубах – просто отлично! Немного поиграйте с ним, дайте команду «Дай», заберите игрушку и обязательно похвалите его.

Если щенок не собирается следовать за вами, придется прибегнуть к помощи поводка. Аккуратно, по чуть-чуть и очень мягко подтяните к себе щенка, затем точно так же поиграйте с ним, заберите апорт по команде «Дай» и похвалите его. В идеале – щенок должен сам подбегать к вам с предметом апортировки в радостном ожидании веселой игры. Поэтому постарайтесь заинтересовать его так, чтобы поводок приходилось применять как можно реже.

Со временем усложняйте задачу. Бросайте предмет на несколько метров, используя поводок большей длины, и пробуйте апортировку без поводка. Не расстраивайтесь, если ваш пес, почувствовав полную свободу, наотрез откажется подносить брошенную вещь. Постарайтесь увлечь его, приглашая играть и обязательно играйте, как только он подбежит к вам с игрушкой в зубах. Крайне важно дать собаке четко понять – игра и другие «вкусности» будут только тогда, когда она принесет предмет апортировки к вам, и никак иначе. Не получается без поводка? Не торопите события, возьмите поводок и делайте это упражнение регулярно.

Через некоторое время нужно сокращать игровой элемент в качестве поощрения, то есть постепенно сводить на нет игру после подноса предмета. Но хвалить продолжать обязательно! Можно давать лакомство – но после того, как собака отдаст предмет по команде «Дай».

Забирая предмет апортировки, старайтесь сразу усаживать щенка. Это удобно и для вас, и для собаки, и в будущем такой навык пригодится. Насильно усаживать не нужно – достаточно просто держать руку чуть выше головы щенка, тогда он сам, чтобы было удобнее, будет садиться у ваших ног.

Отрабатывая команду «Апорт», старайтесь разнообразить ваши занятия. Собаку, которая уже уверенно приносит предметы по вашей команде без поводка, можно отправлять через небольшой барьер, забрасывать предмет апортировки на лестницу или бросать его в воду. Собака должны уметь выполнять команду при самых разных обстоятельствах и в самых разных условиях. Естественно, это не должны быть экстремальные или опасные для собаки ситуации.

Апортировка – это не просто игра «в палочку», а сложный навык, включенный в обязательный курс дрессуры. Большинство собак довольно быстро и без особых проблем осваивают команду. А те хозяева, которые утверждают обратное – не приложили достаточно терпения или не имели знаний о том, как научить собаку команде «Апорт».

В требованиях испытаний ОКД указано, что выполнение команды «Апорт» включает:

  • начальную позицию питомца у левой ноги хозяина, которую пес занимает по команде «Сидеть»;
  • владелец демонстрирует предмет питомцу и бросает его не ближе 10 м;
  • временной отрезок между броском и непосредственно командой «Апорт» составляет 10-15 с;
  • одновременно с голосовой командой хозяин протягивает в направлении предмета правую руку, повернутую вниз ладонью;
  • по команде пес бежит за брошенным предметом, поднимает его с того места, где он приземлился, возвращается к своему владельцу и занимает исходную позицию;
  • пес держит предмет в пасти 10-15 с и после команды «Дай» позволяет дрессировщику взять его.

Команда считается выполненной правильно при условии, что пес:

Чтобы пес смог освоить подобный навык, он к моменту обучения апортировки уже должен знать и выполнять команды «Сидеть», «Рядом», «Ко мне». Если обучать собаку, чтобы она выполняла команду по нормативу, то это сложное, продолжительное дело. Но в быту достаточно научить пса просто приносить предмет и отдавать его.

Что дает животному освоение навыка

Поиск и принесение «добычи» хозяину – генетически заложенная программа. Собаки чаще всего использовались для охоты. Они должны были доставить дичь, подстреленную охотником. При селекции породы отбирались те экземпляры, которые обладали этим инстинктом. Обучение выполнению команды «Апорт» закрепляет, оттачивает как врожденные инстинкты, так и тренирует умения:

  • ориентации в пространстве;
  • пользования органами чувств – нюха, слуха и зрения;
  • создания своеобразного «языка» между владельцем и собакой;
  • построения логических взаимосвязей между жестом, голосовой командой и действием;
  • тренировки послушания и выдержки.

Кроме развития психоэмоциональных, когнитивных и физических способностей животного, апортировка дает возможность за ограниченное время дать животному возможность «выплеснуть» избыток энергии.

Пошаговая методика обучения

Обучение любому, даже самому простому навыку – это поэтапный процесс, который включает:

  • взаимные объяснения;
  • достижение автоматизма в исполнении поставленной задачи;
  • полноценное и долгосрочное закрепление умения.

Первоначальный этап состоит из подэтапов, помогающих пошагово достичь результата:

  1. Тренировка следует проводить в особых условиях – дома или на площадке не должно быть раздражителей, отвлекающих внимание собаки (факторы, влияющие на базовые инстинкты – половой, оборонительный, охотничий).
  2. Должна быть выбрана правильная мотивация – поощрение вкусняшкой, поглаживанием, похвалой. В результате формируется положительная эмоциональная связь между питомцем и хозяином. Стараясь заслужить лакомство, пес будет пытаться максимально полно понять и исполнить команды.
  3. Взаимные пояснения включают взаимодействие между человеком и псом с помощью создания собственного «языка». Владелец должен представлять этапы, их реализацию и конечный результат, чтобы точно и доступно объяснить это питомцу.
  4. Очерчивание границ формирования навыка. Дрессировщик должен точно знать, что он подкрепляет лакомством и лаской, а животное должно понимать, что от него требуется, и как получить одобрение дрессировщика. На этом подэтапе также применяется контрастное воздействие – за неправильное исполнение команды собаку наказывают (рывок поводком, подталкивание руками, угрожающие интонации), но как только животное исправляет ошибку, его поощряют лаской или лакомством.
  5. Обучение выполнению санкционирующих команд, запускающих команду «Апорт» – «Сидеть», «Ко мне», «Дай».
  6. Обучение отменяющим командам, например, «Гуляй». Без нее собака не должна прекращать дрессировку.
  7. Отработка режима дрессировки – время занятий должно чередоваться с периодом отдыха, который также должен быть активным, чтобы поддерживать физическую и психическую готовность к работе.

На втором этапе доведения выполнения команды «Апорт» до автоматизма также нужно придерживаться определенных подэтапов:

  1. На этом этапе собака должна четко и быстро исполнять команды. Если на первом этапе животное может подносить предмет с разной скоростью, то на втором собака должна подносить его их бегом, не отвлекаясь на посторонние раздражители.
  2. Количество наказаний превалирует над поощрительными, чтобы сформировать стойкое желание у собаки избегать их, точно выполняя задание. Но дрессировщик должен правильно подкреплять выполнение команд поощрением, чтобы общий эмоциональный фон дрессировки оставался позитивным.
  3. Хозяин должен поддерживать интенсивность в выполнении упражнений весь отведенный период времени.

На начальных этапах дрессировки используется поводок или веревка, с помощью которых дрессировщик осуществляет контроль и реализацию отрицательного подкрепляющего воздействия. На третьем этапе количество поощрений на каждом этапе сокращается. Собака быстро, не отвлекаясь, точно выполняет команду и получает поощрение в виде ласки или лакомства после того, как правильно выполнит команду.

Стадия принятия решения и выработки оптимального плана действия заменяется окончательной автоматизацией навыка. Ужесточаются требования к количеству правильно выполненных команд – третьему этапу их должно быть подавляющее большинство.

Выбор апортировочного предмета

Для тренировки можно выбрать любой предмет, который будет удобно животному схватить зубами и по силам быстро поднести дрессировщику. Это может быть теннисный мяч, тарелка фрисби, пластиковая бутылка, заполненная песком или крупой, палка. Собаки не охотно берут в пасть ворсистые предметы. Поэтому выбранный предмет должен быть гладким, упругим, умеренно тяжелым.

Предмет должен долго служить, легко дезинфицироваться, не травмировать ротовую полость питомца. Для развития познавательных способностей собаки можно научить ее приносить определенный предмет, выбирая его из нескольких брошенных.

Предмет должен быть привлекательным для собаки. Она должна уверенно держать его и отдавать по команде «Дай». Если пес на начальном этапе не интересуется предметом или держит его недостаточно крепко, то нужно заинтересовать его, поддразнивая и делая вид, что хотите отобрать вещь. Это заставит питомца значительно усилить хватку.

На начальном этапе обучения следует отработать команды «Апорт» и «Дай». Некоторые животные с холерическим складом характера слишком увлекаются предметом. В таком случае следует спрятать его, чтобы пес успокоился и более адекватно научился реагировать на предмет.

Обучение отслеживания и подъема предмета с земли

На начальном этапе, когда у собаки установится логическая связь между командой «Апорт» и предметом, нужно отбросить его на расстояние 1-2 метра, делая движение снизу-вверх. Если собака отказывается идти или не может найти предмет и «рыскает», можно подойти к нему, ведя питомца на поводке и указать на него. После того, как собака подняла предмет, нужно поощрить питомца словами «Хорошо» и поглаживанием.

Дрессировщик должен учитывать темперамент, способность к обучению, природные инстинкты собаки. Занятия должны проходить регулярно и последовательно. Тренер не должен проявлять нервозность, агрессию или непоследовательность, нарушая свои требования.

В зависимости от размера и мышечной силы животного, период дрессировки должен составлять не менее часа. В первые 30 мин пес заинтересован, жаждет лакомства. Во второй половине он устает, отвлекается и пресыщен. Дрессировщик должен сохранить работоспособность животного, давая понять, что команду ему необходимо выполнить, если даже не хочется.

Не стоит путать физическое воздействие и физическое наказание. Воздействие производится при ровном настроении, без раздражения и крика. Дрессировщик корректирует выполнение команды натяжением поводка, рывком или нажатием рук, а не ударами.

В перерывах между обучением нужны периоды активного отдыха, когда хозяин хвалит за выполненный урок, играет с питомцем, чтобы поддержать физическую активность, создать продолжительный эмоциональный настрой и предотвратить психическую перегрузку.

Видео как научить собаку команде «Апорт»

Преимущества самостоятельной дрессировки

Конечно, можно поручить обучение питомца опытному кинологу, что сократит время и позволит достичь отличного результата. Но самостоятельная дрессировка важна для:

  • установления эмоционального контакта с питомцем;
  • утверждение своего лидерства в тандеме «человек-собака»;
  • выявление и изучение положительных и отрицательных черт характера;
  • выяснение основного мотиватора – пищевого, эмоционального, игрового поощрения.

Дрессировщик должен знать основной элемент команды. В апортировке – это удерживание предмета в пасти и умение поднять его с земли. В процессе дрессировки хозяин также обучается. Он учится действовать мягко, но настойчиво, отмечать проявления эмоций питомца. Самостоятельная дрессировка позволяет создать собственный «язык» и установить связь, дающую возможность животному понимать хозяина с полуслова. Дрессировка дисциплинирует не только собаку, но и ее хозяина.

Обучение команде «Апорт» очень важно для служебных и охотничьих собак. Но не менее важно и для собак-компаньонов, как для поддержания физической формы, так и для развития интеллекта.