Меню

В первые дни жизни новорожденный потерял много. Не стоит бояться, если…

Здоровье

Едва появившись на свет, кроха сразу попадает в чужую для него среду, на адаптацию к которой еще нужно время. Поэтому первостепенная задача родителей — максимально облегчить этот период для младенца.

Как развивается кроха, и что нужно знать родителям?

Физические параметры ребенка 1 недели: рост, вес, норма стула, питание, фото

Нормы веса и роста

  1. Для крохи 1 недели жизни средний вес равен 2600-4500 г .
  2. Первые дни после рождения малыш теряет в весе (это нормально) 200-300 г . При потере массы тела более чем на 7-10 % следует обратиться к врачу.
  3. С 3-5 дня ребенок начинает набирать по 20 г в сутки , до 200 г в неделю.
  4. Рост малыша на 1 неделе равен 45-55 см, и существенно не меняется.

Норма стула и мочеиспускания

  • В первые 0-3 суток выделяется меконий , то есть густой «смолянистый» стул без запаха, темно-зеленого цвета.
  • С 2-3 дня формируется стул кислого запаха и желтоватого цвета, бывает 4-5 раз в сутки.
  • У младенца на искусственном вскармливании запах стула весьма резкий, а частота составляет 1-2 раза в день.
  • На 3-4 день возможно расстройство стула (стерильность маминого животика в прошлом, организм «заселяется» микробами), это нормально. Явление должно пройти через пару дней. Но консультация у врача не помешает, чтобы исключить кишечную инфекцию. Также понос может вызвать смесь, которая просто не подходит малышу.
  • Частота мочеиспусканий составит 4-6 раз в день в первые двое суток (и 8-13 бывает у недоношенных), с увеличением частоты к концу 1 и началу 2 недели до 15-20 раз в сутки. Суточное количество мочи к концу недели составляет 200-230 мл.

Питание малыша в возрасте 1 недели

  • Каждое кормление ребенок может съедать разное количество молока. Прибавка в весе зависит от того количества молока, которое усвоил организм, и от частоты/количества мочеиспусканий и стула. Взвешивать каждый день не имеет смысла, поскольку вывод будет более объективен при взвешивании раз в неделю, без одежды.
  • К середине недели малыш должен съедать 200-300 мл в сутки (20-60 г за кормление), к концу недели — 400 мл в сутки (50-80 г за раз).
  • Метод кормления зависит от мамы, то есть по требованию или по расписанию. Кормление по расписанию означает еду строго по часам (каждые 4 часа), по требованию — это когда малыш сам дает понять, что уже проголодался. Педиатры рекомендуют кормить по требованию. Это позволяет увеличить лактацию, снизить риск мастита, наладить контакт с крохой. Правда, приучать ребенка к кормлению каждые полчаса не следует.

Рефлексы крохи на 1 неделе жизни

Мама должна насторожиться, если кроха спит, вытянув вдоль тела ручки и ножки, не реагирует на свет или не выражает сосательного рефлекса!

Что умеет, чувствует, воспринимает, видит, слышит и ощущает ребенок в первую неделю после рождения: ответы на популярные вопросы

Что умеет кроха на 1 неделе жизни?

  1. Фокусировать взгляд на расстоянии 5-15 см.
  2. Держать головку до нескольких секунд.
  3. Смыкать ручки и пальчики (непроизвольно).
  4. Непроизвольно улыбаться.
  5. Проявлять оживление при появлении мамы, папы.
  6. Различать свет и темноту . Реакция на слишком яркий свет выражается в моргании или закрывании глаз.

Что видит ребенок в 1 неделю?

  • Зрение крохи в 20 раз слабее, чем у родителей, то есть нечеткое и расплывчатое. Малыш может видеть только очертания предметов, и то, не дальше 30 см от глаз.
  • Он уже отличает красные или блестящие предметы , способен следить глазами за их движением.
  • Более всего новорожденного 1 недели привлекают овальные формы и предметы в движении с обилием блестящего или красного.
  • Людей «в лицо» кроха пока не узнает , маму «чует» по запаху и голосу.

Что слышит новорожденный в первую неделю жизни?

  • Слух младенца развит в этом возрасте сильнее зрения . С учетом «практики» внутриутробной жизни, его не пугают близкие и далекие шумы, которые он уже способен отличать.
  • При шепоте, звучащем над постелью спящего ребенка, он ворочается и моргает.
  • Ребенок узнает речь близких людей , к голосу матери остается более чувствительным. Хотя голос отца узнает лучше из-за его низкого звучания.

Что ощущает и воспринимает новорожденный на 1 неделе?

  1. Чувство вкуса появляется с рождения. Сладкое успокаивает, горькое/соленое действуют возбуждающе.
  2. Обоняние. Запахи ребенок начинает различать сразу после рождения. Яркий пример — мгновенный поворот головы, когда рядом мамина грудь с молочком.
  3. Осязание. Малыш чувствителен к обращению с собой, касаниям. Жестами и касаниями его можно возбудить и успокоить.

О чем думает новорожденный: предположения и факты

Согласно исследованиям по изучению деятельности мозга новорожденных детей, он активен и далек от состояния абсолютного покоя . Электрическими сигналами в процессе отдыха охватываются те области мозга, которые вовлечены в моторику, слух и зрение.

Конечно, независимо от того, что вы говорите крохе 2-3 дней от роду, он не поймет смысла ваших слов. Но вот интонацию вычислит предельно четко .

Более того, чем чаще и интенсивнее с малышом общаться , показывая, рассказывая и объясняя все, что происходит, тем быстрее он будет развиваться.

Еще в животике у мамы ребеночек все слышит и чувствует, а к концу беременности и появлению на свет запас понимаемых им слов уже существенно шире. Тесное общение с малышиком до и после родов ускоряет развитие его мозга и усиливает мыслительный процесс.

Сколько должен спать малыш в 1 неделю жизни?

У малышей 0-7 дней график сна примерно одинаков. Если ребенка не беспокоят проблемы со здоровьем или внешние раздражители, то общая длительность его сна в сутки составит 16-18 часов .

Сон в этом возрасте прерывист, не более 3 часов подряд . Чередуется он с паузами на кормление и бодрствование.

Как правильно ухаживать за новорожденным на первой неделе: что должны делать родители?

Основные правила


Как общаться, играть и развивать ребенка на первой неделе от рождения

В этом возрасте с малышом особо не поиграешь.

  1. Петь крохе ласковые песни, колыбельные.
  2. Включать классическую, спокойную музыку.
  3. Обращаться к малышу по имени.
  4. Звонить над кроваткой тихим, высокого звука колокольчиком, уводя его в сторону (пусть малыш следит за ним глазами).
  5. Дуть (нежно) на носик, ручки или ножки, чтобы малыш чувствовал маму, ее касания, тепло. Поглаживать ребенка при переодевании и во время воздушных ванн.

Игрушки сейчас — не главное. Достаточно музыкальной карусели или развешанных над кроваткой погремушек красного яркого цвета (диаметром 6-8 см), с нерезким звуком, с разным звучанием для развития слуха малыша.

Первые дни жизни новорожденного – это волнительные моменты. Мы расскажем родителям о физиологических особенностях малютки и правилах организации ухода за ним.

После рождения

Рождение ребенка – это шаг в новую жизнь, в которой все будет иначе, ведь на свет появился новый человечек, нуждающийся в заботе и уходе родителей. В эти первые дни жизни новорожденного родителям предстоит познакомиться со своим крохой и освоить массу непривычных для себя занятий.

Перемены волнуют, но не пройдет и недели, как Вы почувствуете себя уверенней и спокойней в новой роли. А мы постараемся поддержать Вас, познакомив с физиологическими особенностями новорожденных и особенностями ухода за ними.

Когда малыш появляется на свет, то врач-неонатолог определяет, готов ли кроха к новой жизни. Первым делом малыш отделяется от пуповины. Если его состояние удовлетворительное, то кроха выкладывается маме на живот. В конце 1-ой и в конце 5-ой минут после рождения состояние малыша оценивается по шкале АПГАР.

В оценку включается:

  • характер крика,
  • частоты сердцебиения,
  • цвет кожи,
  • рефлексы,
  • мышечный тонус.

Этот тест по шкале АПГАР очень важен для врачей, которые определяют, нуждается или нет новорожденный в реанимационной помощи. И если да, то в каком объеме.

Врачом-неонатологом еще в родильном зале, на столике с подогревом малыш осматривается скрупулезно. Оценивается самочувствие и состояние ребенка после перенесенных родов, обращается внимание на наличие родовых повреждений, врожденных пороков развития, при помощи стетоскопа прослушивается дыхание и сердцебиение.

После осмотра врача за дело принимается акушерка: взвешивает младенца, измеряет его рост, окружность головы и грудной клетки. Кроме этого, в обязательном порядке новорожденным в целях профилактики конъюнктивита обрабатываются глазки 30% раствором сульфацила натрия.

Ну, вот и все. Малыш после первичного осмотра может быть приложен к груди.

Вас тревожат частые срыгивания малыша? Возможно помогут уменьшить их частоту.

Хотите разнообразить меню подросшего малыша? Предлагаем оригинальных блюд для тех, кому исполнилось 1,5 годика.

Как выглядит новорожденный?

Голова новорожденного: на что следует обратить внимание

Длина головки малыша составляет ¼ часть длины тела, поэтому тельце карапуза по сравнению с головой кажется маленьким. Окружность грудной клетки меньше головы всего на пару сантиметров.

Мамы, не стоит пугаться, увидев немного деформированные очертания головки. Чуть вытянутая и приплюснутая с боков голова крохи – результат прохода через родовые пути при естественных родах. На голове может быть и так называемая родовая опухоль, не требующая никакого лечения и исчезающая в ближайшие 2-3 дня.

На головке у всех новорожденных есть неокостеневшие участки черепа – роднички. Самый заметный родничок можно прекрасно ощутить, проведя ладонью выше лба. Он полностью закрывается к 1-1,5 годам. Более подробно про мы рассказываем здесь. Не забудьте вовремя сделать нейросонографию – .

Глазки

Новорожденные имеют некоторые особенности внешности, исчезающие спустя какое-то время после рождения

Новорожденный пока не умеет управлять своими глазными мышцами, ему сложно сфокусировать взгляд, поэтому создается впечатление, что кроха иногда «косит».

Практически у всех новорожденных цвет глаз одинаковый – стальной или насыщенно голубой. Чаще всего его называют «младенческим». К 6-12 месяцам он изменится на постоянный.

Волосы

На головке новорожденного волосы могут практически отсутствовать или, наоборот, быть очень густыми. Со временем будет меняться и густота волос, и их цвет.

Нос

Носовые ходы узкие, а легкие имеют маленький объем, поэтому у новорожденного частота дыхания составляет 40-60 в минуту.

Сердце

Маленький «моторчик» бьется с частотой 130-140 ударов в минуту. В первые дни жизни у новорожденного дефекация (стул) происходит до 7-10 раз в сутки (меконием называется первородный кал), а мочеиспускание до 20-30 раз.

Пуповина у младенца обычно отпадает на 5-7 сутки жизни, к моменту выписки из роддома. Пупочная ранка в большинстве случаев подсыхает к этому моменту, и на ней отсутствуют какие-либо выделения. Но ее процесс еще не закончен и еще дома нужно продолжать ухаживать за ней.

Первые дни жизни новорожденного – это сильнейший стресс для крохи, покинувшего утробу матери, в которой он прекрасно существовал 9 месяцев. В этот ответственный период происходит перестройка кровообращения, становление терморегуляции, приспособление кожных покровов к внешней среде, постепенное повышение двигательной активности.

Как работают почки крохи?

В первые дни жизни новорожденного педиатр оценивает состояние почек разными способами.

Цвет мочи

Ее самая первая порция почти прозрачная и ничем не пахнет. В первые 3-4 дня моча крохи становится мутной и концентрируется, приобретая интенсивную окраску, по мере физиологической потери веса. Это считается нормой в первые дни, но позже уже повторяться не должно.

Запах

Его быть не должно. Кисловатый запах, отдающий аммиаком, свидетельствует о рахите.

Режим мочеиспусканий

На 2-ой день новорожденный опорожняет мочевой пузырь 5-6 раз (это обусловлено тем, что кроха пока мало кушает, но активно теряет влагу при опорожнении кишечника, дыхании и испарении с кожи).

К 7-8-му дню жизни число мочеиспусканий достигает нормы – 20-25 раз в сутки.

Если кроха мочится гораздо реже, то необходимо проконсультироваться с педиатром. Давно отмечено мамами и педиатрами, что у детей, находящихся на искусственном вскармливании, мочи вырабатывается больше, поэтому они опорожняют мочевой пузырь чаще.

Физиологическое состояние новорожденного

Желтушка у новорожденных в большинстве случаев проходит естественным образом и без каких либо последствий и осложнений

Под физиологическими следует понимать абсолютно нормальные, естественные состояния. Среди которых:

Потеря веса

Первые 3-5 дней жизни новорожденный может потерять 5-8% от первоначального веса при рождении. Потеря компенсируется в течение 2-ух недель жизни.

Эритема (покраснение кожи)

Такое состояние связано с расширением кожных капилляров в ответ на воздействие низкой (в сравнении с внутриутробной) температурой окружающей среды. Физиологическая эритема проявляется на 1-2 день после рождения, проходит на 5-7 день жизни.

Желтуха

Она наблюдается больше чем у половины новорожденных. Появляется на 2-3 день жизни и, не требуя специального лечения, исчезает через 7-10 дней.

Вакцинации и не только

В течение первых 12 часов после рождения кроху прививают против гепатита B, а на 3-4 сутки – против туберкулеза. Во время пребывания в роддоме у новорожденного берут общий анализ крови, который помогает определить наличие в организме анемии и воспалительного процесса, и анализ крови на генетическое заболевание: гипотиреоз и фенилкетонурию, которые в случае обнаружения требуют незамедлительного лечения.

Важные моменты

Сон

Чаще проветривайте помещение, в котором спит ребенок, и ежедневно делайте влажную уборку

Одна из основ правильного и эмоционального развития ребенка – крепкий и здоровый сон.

Детская кроватка должна быть просторной, удобной, с жестким матрасом, с небольшой подушкой, а лучше вообще без оной. вы узнаете из обзора.

Помещение, где будет спать малыш, перед сном обязательно необходимо проветривать. Кроватку лучше всего поставить подальше от батарей, обогревателей и окон.

Очень важно защищать маленького человечка от перегрева и сквозняков. Кстати, если есть необходимость в подогревании воздуха в детской, рекомендуется использовать только закрытые масляные обогреватели, так как они безопасны и не сжигают кислород.

Самая распространенная проблема – слишком сухой воздух в детской. Исправить положение можно при помощи специальных увлажнителей или проверенных временем «бабушкиных» средств: тазика с водой, смоченных и отжатых штор.

Дневной сон малыша на первом месяце жизни может колебаться от 15-30 минут до 2-3 часов, ночной – 10-13 часов. Новорожденный может спать днем около 6- 8 раз в день. Ночью многие дети просыпаются очень часто; крепкая фаза сна в лучшем случае длится от 12:00 ночи до 5:00 утра.

Основные мероприятия по уходу за ребенком первых месяцев жизни

Прогулки

На первую прогулку можно выходить на 7-10 день после выписки из роддома в осенне-зимний период и уже на 2-3 день в весенне-летний период. Начинать следует с 5-10 минут, постепенно увеличивая длительность прогулки.

В теплую пору можно гулять по 5-6 часов в день (по 1,5-3 часа за один раз) и по 2-3 часа в день в холодную пору. Если в первый месяц жизни новорожденного температура на улице опустилась ниже -10 °C, прогулку следует отложить до более комфортной погоды.

Ну и в конце хочется напомнить, что самое лучшее, что может дать мама своему крохе – грудное молочко. Кормить ребеночка рекомендуется по требованию.

О правилах кормления новорожденного ребенка грудью и молочной смесью читайте

И напоследок еще несколько видеосоветов по уходу за ребенком в первые дни жизни.

Двигательное развитие

Одним из важнейших показателей двигательного развития ребенка является положение на животе. Охарактеризуем положение на животе ребенка в конце первого месяца жизни. Руки в локтевых суставах согнуты не так сильно, как у новорожденного, а локти уже несколько отодвинуты в стороны от тела. От типичной позы новорожденного остается умеренное сгибание в тазобедренных суставах – ягодицы хотя еще и приподняты, но совсем немного. Ребенок способен не только поворачивать голову в сторону, он может даже поднять ее на несколько секунд, иногда достаточно высоко (рис. 1).

В положении на животе ребенку полезно проводить не менее 40–60 минут в сутки. Выкладывать его на живот следует перед каждым кормлением и сном. Спать на животе детям первого года жизни не рекомендуется из-за повышенного риска задохнуться. В бодрствующем состоянии даже новорожденный ребенок способен рефлекторно повернуть голову в сторону, когда его нос и рот соприкасаются с поверхностью, препятствующей вдоху. Однако не стоит даже здорового ребенка класть на живот таким образом, чтобы его лицо располагалось на подушке, скомканном белье, пушистом ковре.

В случае подозрения на поражение нервной системы у ребенка необходимо убедиться в безопасности его пребывания днем в положении на животе. Проверьте сами, отворачивает ли он голову в сторону, или посоветуйтесь с врачом. Помните, что для грудного ребенка существует опасность задохнуться и во время сна на спине. Известны случаи, когда спящая мать придавливала ребенка своим телом. Именно поэтому маленький ребенок должен всегда спать отдельно от родителей, в своей кроватке. Кроме того, опасность представляют и домашние животные, привычка которых спать возле человека и особенно на его груди представляет для маленького ребенка большую угрозу. Если у вас дома есть кот, кошка или котенок, необходимо исключить вероятность их нахождения в колыбели ребенка.

Упражнение

Если ребенок к концу первого месяца жизни не начинает приподнимать голову из положения лежа на животе, то можно потренировать эту функцию. Для стимуляции подъема головы заинтересуйте ребенка яркой пищащей игрушкой или зеркалом. Расположите предмет перед его опущенным носом, постарайтесь привлечь его зрительное и слуховое внимание. Поднимайте предмет вверх так, чтобы ребенок вместе с отведением взора вслед за предметом поднимал и голову. Ребенку будет легче поднимать голову, если вы при этом подложите ладонь своей руки под грудь ребенка. В дальнейшем иногда можно подкладывать под грудь ребенку свернутую в виде небольшого валика пеленку или маленькое полотенце.

В этот период у ребенка может наблюдаться тремор (дрожание) подбородка, головы или рук. Это характерно для 40 % здоровых младенцев на 1-2-й неделе жизни во время плача ребенка, при возбуждении, перед кормлением. К месячному возрасту тремор исчезает.

Психическое развитие

Проверка зрения. Даже новорожденный ребенок, если держать его в вертикальном положении, может направить свой взгляд на крупный источник света: зажженную настольную лампу с плафоном или абажуром, ярко освещенное окно или другой диффузный источник света. Иногда при этом глаза могут немного косить.

Внимание!

Если косоглазие постоянное, то есть отмечается при различной степени отведения взгляда в стороны и тем более при взгляде прямо перед собой, следует обратиться к врачу-окулисту. Если окулист не найдет отклонений, необходимо проконсультироваться с неврологом.

Если у вас есть сомнения в отношении зрения или неврологического здоровья ребенка, вы можете провести тест-проверку фиксации взгляда. Проводить этот и другие тесты с ребенком можно только тогда, когда он находится в спокойном состоянии, когда он сыт и его ничего не беспокоит. Тесты, которые приводятся ниже, следует использовать только для проверки, но не для частой повторной тренировки, так как зрительный аппарат ребенка еще недостаточно зрелый.

Для проверки фиксации необходимо использовать яркую, окрашенную в светлые тона (лучше всего желтый и зеленый цвета) погремушку диаметром 5-10 сантиметров или шарик, подвешенный на шнурке. Положите ребенка на спину и держите эту игрушку прямо в центре взгляда малыша – в 50–60 см от его глаз на уровне верхней части груди. Для привлечения внимания ребенка игрушку нужно покачивать то вправо, то влево, с амплитудой до 5–7 см и частотой колебаний один-два раза в секунду. С этой же целью игрушку можно медленно перемещать на 15–20 см вправо-влево. Начиная с 10-го дня жизни ребенок смотрит на такую игрушку, то есть фиксирует ее взглядом в течение 5-10 секунд.

Со 2-3-й недели жизни ребенок не только фиксирует взгляд на яркой игрушке, он также начинает прослеживать ее взглядом, то есть следить за ней. Умение следить за игрушкой также можно протестировать.

Сначала добейтесь фиксации взгляда ребенка на игрушке (расстояние 50–60 см), как это описано выше. Затем медленно отводите игрушку назад (по направлению к себе) до расстояния около 100 см от лица ребенка по линии его взгляда, а затем вновь приближайте к нему на расстояние до 40 см. Для привлечения внимания ребенка игрушку можно немного раскачивать или трясти.

С 18-20-го дня жизни ребенок всматривается в лицо матери при кормлении. Может также удерживать в поле зрения на 5-10 секунд ваше лицо, когда вы просто наклоняетесь к нему. Фиксация взгляда сопровождается уменьшением движений тела и изменением выражения лица и глаз. Для привлечения внимания ребенка нужно разговаривать с ним, то наклоняясь, то отклоняясь от него. Однако фиксация взгляда на живом лице еще неосознанная, ребенок смотрит на это лицо чисто рефлекторно – так, как мог бы смотреть и на неодушевленный объект (рис. 2).



К концу первого месяца жизни новорожденный все дольше фиксирует игрушку взглядом и успешно провожает глазами ее медленное перемещение вправо и влево (в пределах дуги до 90 градусов – четверть круга, иными словами, на 45 градусов вправо или влево от линии взгляда). При этом голова остается на месте. Движения глазных яблок ребенка становятся плавными и координированными. Ребенок более четко следит и за перемещением вашего лица в стороны на близком от его глаз расстоянии.

Проверка слуха. После возвращения домой из роддома нужно убедиться в отсутствии грубых нарушений слуха у малыша. Показателем будет реакция ребенка на резкий звук, например звонок в квартиру, хлопанье двери и проч. Если ребенок при подобном звуке во время своего спокойного бодрствования вздрагивает, мигает или широко открывает глаза, а также при вздрагивании может резко развести руки в стороны, беспокоиться не о чем.

Внимание!

Если такое вздрагивание с разбрасыванием рук происходит спонтанно, то есть без каких– либо прикосновений к ребенку, звуков, резкого света, сотрясения кроватки и любых других раздражителей, то необходимо обратиться к невропатологу.

Если у вас есть какие-либо сомнения, можно провести тестирование.

Если вы встанете вне поля зрения ребенка и на расстоянии 35–40 см от его головы несколько раз хлопнете в ладоши, то здоровый малыш отреагирует на звуковой раздражитель вздрагиванием и миганием. Чтобы проверить слух на оба уха, надо похлопать сначала с одной стороны, а затем – с другой.

В отличие от зрения, тренировка слуха полезна и приветствуется уже на первом месяце жизни. Для развития слухового и речевого восприятия игрушки ребенка должны быть звучащими. Большое значение имеет и общение с ребенком. В процессе ухода разговаривайте с маленьким человечком с самых первых дней его жизни: комментируйте свои действия, называйте вещи. Например, при смене памперса можно сказать: «А сейчас мы снимем памперс. Он уже грязный. Теперь мы тебя помоем. Вот как хорошо. Давай наденем новый, чистый памперс». Разговор с ребенком не бывает слишком ранним. Даже если он еще не понимает значения слов, ваша речь развивает слух, способствует эмоциональному контакту. Рассказывайте ему обо всем, что вас волнует или чему вы радуетесь. При общении с ребенком не сдерживайте свои положительные эмоции, мимику, выразительные движения. Говорите правильным языком, не коверкайте слова. Не сюсюкайте.

К 3-й неделе жизни появляются, если можно так сказать, осмысленные реакции ребенка на те звуки, которые он слышит. Когда ребенок беспокоен, громко кричит или выражает свою неудовлетворенность хныканьем, попробуйте погреметь погремушкой, находясь вне поля зрения малыша, заговорить с ним или запеть. Скорее всего, ваш малыш успокоится. Правда, лежать тихо и прислушиваться он будет в течение всего лишь нескольких секунд, после чего, возможно, опять возобновит свой крик. На 4-5-й неделе жизни сосредоточение ребенка на посторонних звуках становится более длительным, достигая 10–15 секунд. Можно наблюдать, как он замирает и начинает прислушиваться к негромким звукам на фоне тишины (голоса, музыка), а также и при начале продолжительного шума.

Если ребенок хорошо засыпает в шумной обстановке и крепко спит положенное время, несмотря на разговоры окружающих, музыку или работающий телевизор, то не следует подстраивать домашний режим под периоды его сна. Если вы приучите его спать только в тишине, то в дальнейшем будете вынуждены соблюдать такой неудобный для семьи режим в течение всего периода его взросления. На 2-3-й неделе жизни ребенок улыбается самому себе. Первоначально блуждающая улыбка появляется на личике малыша во время сна. Затем он начинает улыбаться в период бодрствования после кормления. При этом улыбка, как правило, сопровождается отсутствующим, не направленным на вас взглядом. Если вы будете при уходе за ребенком все время ласково разговаривать и часто улыбаться, то он сначала, в возрасте трех недель, впервые улыбнется вам в ответ на ваш голос. Чуть позднее, в возрасте четырех недель, ребенок ответит улыбкой на вашу улыбку при виде вашего лица. Улыбка возникает легче и быстрее, если ваше речевое и эмоциональное общение сопровождается поглаживанием тела ребенка.

При попытке взрослого вступить в контакт с ребенком на 3-4-й неделе можно наблюдатьреакцию сосредоточения, которая заключается в том, что спокойный бодрствующий ребенок уменьшает свою двигательную активность и всматривается в лицо взрослого, плачущий ребенок может замолкнуть. Если вы при этом замолчите и будете оставаться неподвижным, то и ребенок тоже обычно замирает. При этом он внимательно, как бы испытывающе вглядывается в ваше лицо.

Предречевое развитие

На протяжении первого месяца жизни крик ребенка начинает отличаться. Он зависит от особенностей его физических ощущений и всегда разный. При чувстве голода крик громкий, требовательный, прерывающийся сосательными движениями; ребенок хочет спать – продолжительное жалобное скуление; ребенок мокрый – крик-хныканье низких тонов; у ребенка болит живот – громкий, пронзительный крик, прерывающийся вскрикиванием и хныканьем. Вначале различия крика выражены слабо, и их понимание зависит от глубины эмоционального контакта между матерью и ребенком.

Сытый и сухой ребенок в состоянии удовлетворенного бодрствования может издавать неясные гортанные гласные звуки, короткие и тихие, что-то среднее межу «а» и «э». К месяцу жизни ребенок почти перестает самостоятельно произносить эти гортанные звуки.

Тест-упражнение-игра

«Отвечать» на ласковую pечь и звуки, произносимые взpослым, pебенок начинает с 5–6 недель. Для проверки этой реакции нужно наклониться над ребенком, удовлетворенным после еды, но еще не сонливым. Смотрите ему прямо в глаза, пока не добьетесь ответного зрительного сосредоточения на вашем лице. Начинайте обращаться к нему громко, дополнительно привлекая его внимание к себе. Произносите певучие звуки «ту-у-у», «ля-я-я», «бу-у-у» в течение 1–2 минут. Ребенок отвечает 2–3 раза отдельными звуками. Говорите громко, если вы хотите привлечь внимание малыша, и тихо, когда нужно его успокоить. Изменяя тембр голоса от низкого до высокого и наоборот, можно поддерживать интерес ребенка достаточно долго.

НОВОРОЖДЁННЫЙ - ребенок первых 2-4 недель жизни после рождения, когда у него еще имеются признаки утробной жизни и перехода к внеутробной.

Внешними признаками, условно ограничивающими этот период жизни от последующего, являются: заживление пупочной ранки после отпадения пуповинного остатка (см. Пупок), выравнивание веса тела, который в первые дни после рождения падает, исчезновение желтушного окрашивания кожи и др.

Вес доношенного новорожденного - 3 100 - 3 400 г для мальчиков и 3 ООО - 3 200 г для девочек; рост новорожденного - от 48 до 52 см.

Большое влияние на первоначальный вес и рост новорожденного оказывает питание матери во время беременности.

Голова новорожденного покрыта густыми, большей частью темного цвета, волосами (часто первоначальный цвет волос в дальнейшем изменяется), ресницы и брови почти незаметны. Бросается в глаза величина головы, которая составляет 1/4 часть длины тела. Швы и роднички на местах соединения отдельных костей черепа еще широки. Мозг новорожденного относительно велик.

Новорожденный спит глубоким сном круглые сутки, просыпаясь только от голода для принятия пищи или от неприятных ощущений (холод, мокрое белье и т. д.).

Из органов чувств у новорожденного лучше всего развит вкус - с первых дней новорожденный быстро различает сладкое и горькое или соленое.

Слабее развито обоняние, хотя, по имеющимся наблюдениям, грудь матери ребенок находит, вероятно, по запаху. Зрение и слух развиты у новорожденного слабо, но на резкие световые и звуковые раздражения новорожденный реагирует беспокойством и криком.

Кожа новорожденного розовая, покрыта особой творожистой серовато-беловатого цвета смазкой, бархатисто-мягкая на ощупь, с хорошей упругостью, но очень нежна и поэтому легко ранима. На плечах и верхней части спины она покрыта легким пушком.

Ногти у новорожденного хорошо развиты и доходят до кончиков пальцев.

Подкожный жировой слой развит хорошо, особенно на щеках, груди, лобке.

Мышцы рук и ног находятся в состоянии физиологического сокращения: ножки согнуты в коленях, а ручки - в локтях.

С первого крика новорожденного у него прекращается плацентарное дыхание и начинается легочное. После первого вдоха у новорожденного устанавливается ритм дыхания - 40-50 раз в мин. Малейшее возбуждение ребенка тотчас резко увеличивает число дыханий.

Дыхание у новорожденного поверхностное, и легкие находятся в не вполне расправившемся состоянии. Верхние дыхательные пути узкие.

Организм новорожденного быстро реагирует на нехватку кислорода в окружающем воздухе учащением дыхания, поэтому комната, где находится новорожденный, должна тщательно проветриваться.

С момента отрезки пуповины у новорожденного устанавливается самостоятельное кровообращение.

Пульс у новорожденного - 120-140 ударов в мин.; при плаче или сосании пульс может ускоряться до 180-200 ударов в мин.

Артериальное давление - низкое (70/30). У нормального доношенного новорожденного хорошая сосательная способность.

Емкость желудка мала: к 4-5-му дню она составляет 45 см 3 , на 2-й неделе увеличивается до 90 см 3 . Составные части желудочного сока такие же, как у взрослого.

В 1-й день рождения у новорожденного обычно бывает выделение - первородного кала; на 2-3-и сутки характер стула изменяется, он становится более жидким и желтым.

Печень у новорожденного сравнительно велика и выступает из-под реберной дуги на 4-5 см.

Мочеиспускание у новорожденного в первые двое суток редкое - 4-6 раз, начиная с 3-го дня быстро возрастает и к концу 1-й и началу 2-й недели достигает 24-25 раз в сутки.

Наружные половые органы вполне сформированы. У мальчиков яички опущены в мошонку, у девочек большие половые губы хорошо прикрывают малые.

В первые 3-4 дня жизни у новорожденного наблюдается физиологическая убыль веса обычно на 150-300 г. Утерянный вес восстанавливается до первоначального к концу 1-й - началу 2-й недели. Снижение веса на 500-600 г является уже тревожным признаком и чаще всего указывает на недоедание.

Очень часто на лице новорожденного бывают быстро исчезающие точечные кровоизлияния. Вызываются они повреждением капилляров во время родов.

На головке (при головном предлежании во время ) наблюдается т. наз. родовая опухоль - кровоизлияние под кожу, чаще в затылочно-теменной области. Родовая опухоль проходит через 2-3 дня.

В течение первых дней жизни новорожденного очень часто наблюдается опухание молочных желез (см. ). Со 2-3-й недели увеличение молочных желез уменьшается и к концу первого месяца проходит полностью.

На 2-3-и, реже на 4-5-е сутки у многих детей отмечается желтое окрашивание кожи, слизистых оболочек и склер (белочных оболочек глаз); интенсивность желтухи различна, от светло-лимонного цвета до желтовато-зеленого. К 3-4-му дню желтуха достигает максимума, а к 7-10-му дню полностью исчезает.

Появление желтухи в первые часы жизни новорожденного, с последующим быстрым ее усилением и ухудшением общего состояния, является признаком серьезного заболевания новорожденного - гемолитической болезни новорожденного .

Из-за повышенного отделения слизи в узких носовых ходах (т. наз. физиологический насморк) дыхание новорожденного через нос затрудняется и делается сопящим. Прочищение носа ватным тампоном (сухим или с вазелином) устраняет избыток слизи и облегчает дыхание.

К сравнительно редким явлениям периода новорожденности следует отнести кровотечения из влагалища у девочек, которые появляются к 5-6-му дню жизни и связаны с циркуляцией в крови новорожденного материнских половых гормонов. Самочувствие ребенка при этом не страдает.

Уход за новорожденным

Уход за новорожденным начинается от перерезки пуповины, которая производится (как правило, медицинским персоналом) по прекращении ее пульсации. (Накладывают две лигатуры из узкой холщовой тесьмы, 1-ю на расстоянии 12-15 см от пупочного кольца, 2-ю на 3-4 см кнаружи от первой; между лигатурами пуповина протирается спиртом и перерезается стерильными ножницами).

Культю пуповины длиной 4-6 см смазывают 10%-ной настойкой йода (на месте разреза) и накладывают стерильную повязку, после чего культю прибинтовывают к животику широким марлевым бинтом. Культя пуповины отпадает обычно на 5-7-й день.

Пупочная ранка ежедневно смазывается 1%-ным раствором азотнокислого серебра до заживления. При затянувшемся заживлении ранки ее нужно прижечь палочкой ляписа.

Для профилактики новорожденному тотчас после рождения закапывают в глаза раствор азотнокислого серебра или пенициллина. Целесообразно этот же раствор вводить в половые органы девочек.

В родильных домах на ручки ребенка тотчас же после рождения надевают клеенчатые браслетки, на которых указаны пол ребенка, фамилия, имя и отчество матери, а также номер истории родов.

В первые дни при пеленании новорожденного заворачивают в пеленку с ручками и покрывают головку. Кладут ребенка в кроватку без подушки. В первые сутки новорожденный иногда срыгивает обильное количество заглоченных им околоплодных вод. Чтобы при срыгивании новорожденный не захлебнулся, его кладут на бок.

Вскармливание новорожденного

Вскармливание новорожденного осуществляется грудным молоком. Первое прикладывание новорожденного к груди проводят через 6-12 часов после рождения.

После первого кормления новорожденный должен получать грудь регулярно через 3½ часа в течение первых 7-10 дней (6 раз в сутки), после чего его переводят на 7-разовое кормление через 3 часа.

Необходимо строго придерживаться установленных часов кормления, т. к. нерегулярное вскармливание нарушает возникающий у новорожденного рефлекс правильного выделения желудочного сока.

В течение первых 3 дней ребенок высасывает за кормление от 15 до 35 г молока, т. е. 150-200 г. в сутки. Количество высасываемого молока постепенно нарастает и к 8-9-му дню достигает 450-550 г в сутки.

После стула новорожденного нужно подмывать раствором (розового цвета) марганцовокислого калия или кипяченой водой; кожу промокнуть пеленкой и смазать маслом (прокипяченным подсолнечным или персиковым, вазелиновым). После каждого мочеиспускания новорожденного нужно тщательно обтереть.

Складки тела в подмышечных впадинах, пахах и шейные складки также смазывают маслом 2-3 раза в день.

До отпадения пуповины и заживления пупочной ранки купать ребенка не следует. Личико, ушные раковины и глазки ежедневно протирают ватным тампоном, смоченным в 2-3%-ном растворе борной кислоты (1 ч. л. на стакан воды) или теплой кипяченой водой.

На улицу новорожденного впервые выносят летом через 7-8 дней (первая прогулка должна продолжаться не дольше часа), зимой - в конце третьей недели при температуре воздуха не ниже - 10° на 15 мин.; прибавляя ежедневно по 15 мин., доводят время прогулки до 4 часов (по 2 часа 2 раза в день).

Если температура ниже - 10°, ребенка выносить не следует, надо открыть окно в комнате на 20-30 мин.

Наилучшие условия для новорожденного создаются в родильных домах, где обеспечивается квалифицированная акушерская помощь, рациональное устройство и оборудование палат для новорожденного, правильный режим и уход за ними.

Об одежде новорожденных, правилах, соблюдаемых при кормлении, и пр. см. "Мамины «почему?»" , где на вопросы, связанные с воспитанием самых маленьких, будут отвечать опытные специалисты. Будем печатать также советы мам и пап, почерпнутые из копилки их семейного опыта.

Долгожданное рождение ребенка произошло, мама с опаской держит малыша на руках, боясь навредить ему. У него еще заметна припухлость на лице, черты немного несимметричные, голова больше похожа на яйцо, но все это не имеет значения для глубоко любящей мамы. Это последствия родов и через несколько дней они исчезнут. Важнее знать о том, какое должно быть развитие ребенка на 1 недели жизни. Что он ощущает, что видит, и видит ли вообще.

Первая неделя: новый, важный этап жизни

Мама с малышом дома, поздравления приняты, медсестры, которые могли подсказать, оказать помощь, остались в роддоме. Начинается сложный, часто пугающий молодых мам, этап – развитие ребенка. Роды являются тяжелым испытанием не только для мамы. Малыш тоже испытывать боль. Но природой устроено так, что человек не помнит все эти муки.

Теперь маме важно контролировать развитие ребенка на каждом этапе. Перестраивается все: пищеварительная, нервная система, мозг начинает активно работать. Сразу после рождения тело малыша покрыто первородной маской. После того как она удаляется, когда малыша обмывают еще в родильном зале, на теле появляется эритема – реакция кожи на контакт с воздухом.

Через четыре дня может появиться шелушение. Все это не является патологией и в лечении не нуждается. Достаточно мыть малыша в воде с травами, а после купания обрабатывать кожу специальным молочком, маслом.

Что тревожит на первой неделе жизни

Первая неделя сложна не только для кожи. Ребенок начинает самостоятельно питаться. Сосательный рефлекс у него исключительный, а вот переваривание пищи происходит сложнее. Но и это далеко не все проблемы, которые беспокоят родителей. Появляется еще несколько характерных признаков, заставляющих паниковать, чего делать не стоит. Это могут быть:

  • потеря веса;
  • желтушный цвет лица;
  • нарушение теплообмена;
  • гормональный криз;
  • консистенция стула.

Маму может пугать тот факт, что за первую неделю ребенок теряет в весе. Это нормально, так как процесс лактации еще не нормализовался. После того как лактация наладится, ребенок станет активно прибавлять в весе.

Еще одна проблема, которая беспокоит мам – желтуха. Это тоже не является отклонением – процесс биологический и спровоцирован повышением уровня билирубина. Обычно желтуха исчезает через 6 дней.

Несовершенен в первые дни жизни процесс теплообмена, поэтому малыш может замерзать или перегреваться. Определить это несложно: при перегреве наблюдается излишнее потоотделение, а при переохлаждении, у ребенка носик, ручки и ступни становятся холодными.

У девочек в первую неделю могут наблюдаться выделения из половых органов, молочные железы припухают. У новорожденных на коже заметны мелкие узелки. Это не должно тревожить. В организме малыша еще функционируют мамины гормоны. Подобные явления называются гормональным кризом, который проявляется именно такими признаками, но они бесследно исчезнут недели через две.

Стул ребенка может меняться каждый день: сразу после родов он темно-зеленого цвета, который считается первородным. В первые дни жизни стул больше похож на комки слизи. В конце первой недели процесс нормализуется, и это выделения, похожие на желтоватую кашицу.

Опыт и знания на первой неделе жизни

Большинство людей считает, что новорожденный – абсолютно несмышленое существо, но это далеко не так. Мама, пообщавшись с малышом на первой неделе, сама это поймет. Ведь ребенок уже что-то умеет:

  • питание, сосательный рефлекс заложен природой;
  • малыш может ненадолго фокусировать взгляд;
  • во время сна заметно, как он улыбается;
  • в положении, лежа на животе, малыш отводит голову в сторону;
  • крик, активное движение руками и ногами, прогибание в спинке, если присутствует рядом громкий звук (это явление называется рефлексом Моро);
  • при прикосновении к подошве малыш сгибает пальчики ног;
  • если надавить на ладошку, новорожденный хватает палец мамы всей рукой.
  • при прикосновении возле рта, малыш начинает активно искать источник питания, особенно если предстоит кормление (рефлекс Куссмауля).

В первую неделю жизни новорожденные способны различать вкусы, запахи. Тампон, смоченный молоком матери, подносили к лицу детей, и они поворачивали головы в сторону запаха молока. Новорожденные в первые дни постоянно меняются, и наблюдать за их развитием чрезвычайно интересно.

Занятия с малышом в первые семь дней

На первой неделе жизни все чувства и осязания у малыша находятся на рефлекторном уровне. В этот период важно развивать обоняние, осязание и так далее. Это могут быть несложные занятия в виде:

  • негромких маминых песен, колыбельных;
  • неспешные танцы под спокойную музыку с лежащим на руках малышом;
  • постоянно разговаривать, назвать имя новорожденного;
  • привлекать внимание ребенка колокольчиком или игрушкой;
  • дуть на носик, нежно ласкать подошвы, ладони.

Ребенок в этом возрасте больше спит. Используйте моменты пробуждения для активного общения со своим малышом.

Уход в первые дни

Мама должна знать, что после рождения у всех детей быстро растут ногти. Маникюрные ножницы необходимо взять, отправляясь в роддом. Их желательно предварительно обработать и использовать только по назначению.

Регулярно очищать носик и глазки. Одежду использовать только из натуральных, мягких тканей без внутренних швов. Купать новорожденного врачи не запрещают на следующий день. Использовать детское мыло без красителей и ароматизаторов. Бутылочки, соски кипятить перед каждым кормлением. Массаж, прогулки можно начинать только после трех недель.

Рождение ребенка – нормальный физиологический процесс, заложенный в каждой женщине природой. Она быстро адаптируется в новой обстановке и начинает заботиться о малыше так, будто делала это регулярно. Но добрые советы и пассивная помощь еще не повредили ни одной маме.