Меню

Воспитание будущего читателя. Воспитание читателя Из опыта одной мамы

Секреты стиля

Для детей врагом №1 родители считают телевизор. Иное дело - чтение! Это активный вид деятельности. Больше того, когда ребенок остается один на один с книгой, он включается в творческий процесс. В хорошей литературе нет однозначных „картинок" (как по телевизору), малыш вынужден сам создавать образы в уме. Но как же приобщить кроху к чтению?

Любой родитель прекрасно понимает, что прививать навык чтения необходимо с раннего детства. До того, как ребенок пойдет в школу, он должен привыкнуть к книге, сделать ее своим другом, полюбить читать. Не зря говорят: чтение сближает. Проводя вместе время за книгой, например вечером перед сном или в выходные, вы становитесь ближе друг другу, общаетесь с малышом. Для ребенка очень важно пережить внутреннее единство с родителем. Такое единство особенно ощутимо, когда люди занимаются чем-то вместе. Однако недостаточно просто раскрыть сказку „Снежная королева" на странице 23 и декламировать малышу историю в лицах. Ребенку необходимо ощущать ваше участие.

Потому отключитесь от своих взрослых забот и погрузитесь в детство. Слушайте, что говорит ваше чадо, во время чтения обращайте внимание на реакцию малыша. Способность к такой „настройке" психологи называют эмпатией. Термин подразумевает взаимную чувствительность родителя и ребенка, ощущение внутреннего контакта. Помимо создания такой близости, чтение дает вашему малышу массу других „бонусов". Вот лишь некоторые из них:

  • Расширяет кругозор.
  • Служит развлечением.
  • Обогащает словарный запас ребенка.
  • Развивает навык внимательности и усидчивости.
  • Тренирует память.
  • Развивает творческие способности.
  • Компенсирует возможный недостаток общения.
  • Развивает воображение.
  • Воспитывает моральные ценности.

Мнение психолога

„Несомненно, чтение очень полезно для ребенка. И сказки, обычно являющиеся основной детской литературой, играют большую роль в его психическом развитии. Важно также правильно подобрать сказки. Чтобы книга помогла достичь воспитательных целей, учитывайте возрастные особенности малыша. Обратите внимание на то, как ребенок преломляет сказочные образы в игре, рисовании, лепке. Используйте „сказочный" материал для развития творческих способностей малыша. Учтите, что, слушая сказку, малыш впервые знакомится с книгой как объектом и получает образец литературного творчества. Чтение сказки (не важно, читает ли сам ребенок или это делают родители) играет определяющую роль в развитии воображения. А оно понадобится вашему малышу в период обучения в школе. Воображение - фундамент любого творчества ".

Дети изначально тянутся к чтению. Ведь для них это совершенно новый род деятельности. Ребенок воспринимает почти как волшебство момент, когда из-под его пока неуверенной ручонки на бумаге появятся буквы, из которых складываются слова. И эти слова он сам сможет прочесть. А сколько радости доставляет крохе прочитанная вывеска на магазине: ПРО-ДУК-ТЫ! И все же цель родителя не столько „привить любовь к чтению", сколько - не убить в ребенке желание читать. К сожалению, нередко мамы и папы допускают одни и те же ошибки.

Как не отбить охоту к чтению

Не торопите кроху. Позвольте ему просто слушать сказку, воспринимать ее сначала как нечто волшебное, а затем и самому принимать участие в процессе чтения. Например, вы просите малыша пересказать прочитанное, а он мнется, бормочет. Вы раздражаетесь, забывая, что кроха всегда чувствует ваше настроение. Вы начинаете сомневаться: „Может, он плохо понимает, что ему говорят, или у него проблемы с восприятием или слухом, а может, он слишком медлительный?" Во-первых, у каждого малыша свой ритм. К тому же, слушая сказку, ребенок ждет любимый момент или наслаждается описанием замка. Он все прекрасно понимает, но позвольте ему приобщаться к чтению в своем темпе.

Позвольте малышу рассматривать книги. Не ругайте его за выдумки, если он водит пальчиком вдоль строчек и говорит, что может „все-все здесь прочесть". Дети - настоящие исследователи, у которых свои методы освоения окружающего мира.

Не покупайте слишком много книг. Пусть у ребенка будет одна, любимая. Заставить шкаф в детской литературой - еще не означает добиться интереса к книгам.

Часто ребятишки просят читать одну и ту же сказку, например про Дюймовочку. Скоро кроха начнет вас поправлять: „Ты пропустила кусок!", потом - перебивать: „Дай-ка посмотреть, как пишется". Со временем малыш захочет читать вместе: следить по строчкам за вами или всего лишь делать вид. А когда выучит буквы, вы непременно услышите: „Дай мне прочесть. Я уже знаю это слово".

  • Дети по природе любознательны, поощряйте их попытки узнать, понять, определить. Впоследствии живой интерес малыша может сыграть решающую роль в пристрастии к чтению.
  • Читайте с ребенком регулярно. 15 минут сказки перед сном - пусть это будет добрая традиция.
  • Не забывайте о том, что личный пример родителя многое значит.

Работа над ошибками

1. Не используйте чтение как награду („Убери игрушки, тогда почитаю") или наказание („Не хулигань, а то вечером не прочту тебе сказку").

2. Не превращайте чтение в экзамен („А теперь скажи, кто отравил Белоснежку. Ты не помнишь? Ну тогда давай еще раз прочтем"). В таком случае ребенок уже не думает о сказке. Он изо всех сил напрягается, чтобы вспомнить подробности, боясь разочаровать маму. Вы преследуете благородную цель, развивая память малыша. Но такие допросы с пристрастием могут напрочь отбить охоту брать книгу в руки. Не превращайте телевизор в запретный плод. Поступая так, вы лишь подогреваете интерес ребенка. Кроха начнет думать, что телевизор - подарок к празднику, и отношение к нему будет соответствующее.

Из опыта работы
учителя литературы высшей категории
Майоровой Светланы Станиславовны
ГБОУ Гимназия №-205
Г.Санкт-Петербург

Те из наших учеников, кто открыл
книгу без нашей помощи, будут
и дальше читать, как читали. Наши
самые яркие объяснения, как маяки,
помогут самым любознательным
из них ориентироваться в океане
чтения.
Даниэль Пеннак

Как часто мы, учителя литературы, сетуем на то, что дети не читают. Проблема «нечитающих детей» с каждым годом становится всё более ощутимой. Что значит для современного учителя литературы - воспитать читателя, да ещё и грамотного, отзывчивого, чувствующего и понимающего текст, свободно вступающего в диалог с автором произведения?

Проработав в школе 21 год, я пришла к выводу, что главной мотивацией к чтению классики учащимися, да и к чтению вообще, становятся прежде всего уроки литературы. Поэтому в своей работе всегда следую принципу Н.Долининой - «прочитаем произведение вместе».

Как вернуть детям книгу, превратить её в постоянного спутника жизни, в советчика и друга? Этот вопрос становится главным для меня, когда я иду на урок литературы к своим ученикам, которых знаю уже несколько лет, или к тем, кого вижу впервые.

На своих уроках стараюсь использовать разные виды чтения:

  • вслух (учителем или заранее подготовленными учащимися);
  • про себя (самостоятельно или вслед за учителем);
  • по ролям;
  • выборочное;
  • чтение вслух по кругу;
  • и др.

Всегда помню о том, что чтение должно быть действенным, поэтому в работе с детьми мне помогают приёмы активизации внимания, которые по сути являются начальным этапом анализа произведения:

  • читаем и подчёркиваем;
  • читаем и выписываем;
  • читаем и формулируем (вопросы, проблемы, задания);
  • читаем и составляем тест;
  • читаем и подбираем ассоциативные ряды;
  • читаем по кругу;
  • читаем и рисуем.

Расскажу о двух, наиболее эффективных.

Чтение по кругу - приём, который можно использовать как в 5 классе, так и в 11 классе. Как говорит петербургский учитель-методист И.А.Мухина, «организация урока начинается с организации пространства». Поэтому при чтении эпизода «Убийство старухи процентщицы» из романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» ученики садятся вокруг (или по периметру) большого стола, и каждый читает свой отрывок эпизода. Учитывая, что дети в последнее время вслух читают плохо, заранее распечатываю каждому его отрывок и даю домашнее задание - подготовить выразительное чтение и выписать в тетрадь толкование незнакомых слов из словаря. Чтение на уроке проводится без комментариев учителя. Домашнее задание после такого урока может быть дифференцированным. Приём помогает глубоко почувствовать силу психологизма Достоевского. Термин «психологизм» ввожу на следующем уроке.

Приём чтение и рисование использую во всех классах с 5 по 11. Например, в 5 классе создаём палитру рассказа Набокова «Обида» и пишем на ней средства художественной выразительности. Дома (или в классе) ученики отвечают на вопрос: зачем писателю понадобилось так много красок?

К 9 классу ученики, работающие регулярно с рисунками , способны создавать эйдос-конспекты - изображение и краткое рассуждение, дающие толкование своего видения темы и образов художественного произведения.

Достоинство этого приёма в том, что задействован весь класс, а значит, работа каждого будет оценена. Кроме того, сочетание чтения и творчества помогает учителю проверить уровень восприятия произведения учителю, а ученикам - по-новому взглянуть на сам процесс чтения.

В своей работе руководствуюсь пятью «не бойтесь»:

  • не бойтесь, если летом дети не прочитали «книги по списку»;
  • не бойтесь читать своим ученикам вслух (даже - и особенно - старшеклассникам);
  • не бойтесь делать паузы во время урока;
  • не бойтесь вовремя остановиться и оставить ребёнка-читателя наедине с книгой;
  • не бойтесь читать то, что читают ваши ученики, и обмениваться с ними впечатлениями о прочитанном.

Как часто слышу от своих учеников: - это читать просто невозможно, тем более летом!» На вопрос: «Кто всё-таки прочитал?» - поднимаются 1-2 руки, и слышится комментарий: «Думал, умру со скуки». Ничего не говорю, улыбаюсь и… начинаю читать поэму с самого начала, медленно, без комментариев и обязательно с выражением, ведь пока только я знаю, что Гоголя без выражения читать нельзя. Педагогическое терпение подсказывает мне, что надо читать и ждать, потому что «любознательность не вынуждают, её пробуждают. Читать, читать и довериться глазам, которые открываются, лицам, которые веселеют и проясняются, вопросу, который вот-вот сорвется и повлечет за собой следующий» (Пеннак).

А потом делаю паузу (на самом, как мне кажется, интересном для них), даю задание, в котором обязательно должна проявиться связь «я и автор» или «я и герой» и жду… следующего урока. Наблюдаю небольшой прогресс: почти все готовы самостоятельно читать «Мёртвые души» и делиться со мной своими открытиями. По результатам творческих работ учащихся вижу, что книга прочитана, понята и уже не вызывает такого скептического к себе отношения, потому что найдено самое главное - её актуальность, связь с читательским «Я» каждого, а значит, понимание её права называться классикой. Работая с детьми, всегда помню слова французского писателя, педагога Даниэля Пеннака: «Истинная радость от чтения и состоит в открытии этой необычайной личной связи: автор и я… Одиночество написанного взывает о воскрешении текста моим собственным немым одиноким голосом.

Учитель тут не более чем сваха. Настало время ему тихонечко, на цыпочках, удалиться».

В своей работе уже много лет использую элементы французских мастерских.

Опираясь на труды Л.Выготского, развиваю у своих учеников ассоциативное мышление, эмоциональное восприятие и воображение. Любой анализ художественного произведения начинаю с поиска, со столкновения «двух эмоциональных полюсов» (Выготский).

Поисковый метод стал основным в моей работе с гимназистами. Развивая аналитическое мышление, готовлю своих учеников к участию в исследованиях и проектах, ведь высшая награда для ученика и учителя - стать коллегами-филологами, показать своё со-творчество.

Сколько книг прочитали мои ученики благодаря урокам литературы! Сколько книг прочитала я благодаря моим ученикам-исследователям! Мы вместе расширяем наш круг чтения, что помогает работать над такими темами, как «Утопия алчности» или роман об Идеальном человеке?

(По роману Айн Рэнд «Атлант расправил плечи».)», «Тема детства в современной литературе (по романам Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом» и Василия Аксёнова «Ленд-лизовские»).

И снова я иду к ученикам, чтобы посвятить их в таинство чтения и вместе постичь то «чудное мгновенье», когда они сами становятся творцами.

17.11.2015

На вопрос, который не задаёт только ленивый, - «почему дети не читают?» есть очень простой ответ: «Потому что их этому не учат!» Ни дома, ни в школе. Дискуссии на Втором педагогическом форуме во Владимире и IX Ассамблее Русского мира в Суздале наглядно показали, что в школьной программе нет места обучению смысловому восприятию текста.

Наталья Кулибина, профессор Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина, начальник научно-методического отдела по русскому языку

«Сограждане, поздравляю!

Мы с литературой, но… без читателя!»

Дм. Быков

Грустный вывод, сделанный Дмитрием Быковым несколько лет тому назад, остается актуальным и сегодня. Мероприятия и это только подтвердили. «Вечные ценности русской литературы» (тема Ассамблеи) остаются для большинства подрастающего поколения, по словам , «в прихожей цивилизации» .

На вопрос, который не задаёт только ленивый, – «почему дети не читают?» есть очень простой ответ: «Потому что их этому не учат!» Ни дома, ни в школе. Понимаю, что моя позиция весьма уязвима, потому что я не работаю в школе, не знаю школьной программы по русскому и литературе, но могу судить по результатам, так как преподаю в вузе.

Второй педагогический форум и IX Ассамблея Русского мира, несмотря на обилие ярких положительных впечатлений, одним из которых было Патриарха Московского и всея Руси Кирилла со словами «литература огромным куполом поднялась над Русью, став щитом её единства, её нравственности» , сказанными о давно прошедшем времени, лишь подтвердили мои неутешительные выводы.

Дискуссии на секции форума «Развитие читательской культуры», круглом столе Ассамблеи «Чтение и литература: чему учить?», а также просто разговоры в кулуарах с участниками – учителями-словесниками, преподавателями вузов, неравнодушными и заинтересованными – наглядно показали, что в школьной программе нет места обучению смыслового восприятия текста (обучение технике чтения в начальной школе не в счёт).

Школьный курс литературы предполагает изучение истории и теории литературы, а не самой литературы. Он требует от учителя, а тот, в свою очередь, – от ученика, прежде всего, литературоведческого анализа художественного произведения. Важно знать, к какому литературному направлению принадлежит тот или иной писатель, уметь интерпретировать художественное произведение в литературоведческих категориях и т. п. Причём выполнять это необходимо по готовым образцам, представленным в учебниках и научных изданиях. Самостоятельное понимание текста художественного произведения не приветствуется, поиски смысла отдельных текстовых единиц (как сказано и почему так сказано?) и всего текста в целом попросту выпадают из этой стройной конструкции.

В своё время ещё Г. И. Богин в своей книге «Филологическая герменевтика» писал, что мы постоянно наблюдаем, как люди анализируют тексты, предварительно не прочитав, не поняв их. Думаю, школьные учителя-словесники и преподаватели вузов, где в том или ином объёме изучается литература, могут привести немало таких примеров. Другое дело, как их оценить: как нормальное явление (аналогично запоминанию таблицы умножения или периодической таблицы Менделеева) или как трату сил и времени, в результате внушающую стойкое отвращение к этому виду деятельности.

Прекрасно понимаю, какую бурю возмущения вызовут эти слова у многих представителей педагогического сообщества, особенно его литературоведческой части. Очень хочу, чтобы меня поняли правильно: пафос направлен не против коллег – учителей и преподавателей литературы, а против сложившейся в образовании ситуации, которая вынуждает их действовать таким образом, нередко против их воли.

На заседаниях секции форума и круглого стола Ассамблеи были выступления замечательных учителей литературы, которые вынуждены выносить занятия, направленные на формирование интереса школьников к литературе, за пределы обязательных уроков и собственно программы по литературе.

Кто-то ставит спектакли по произведениям классиков, вовлекая в кастинг на роль, например, Хлестакова чуть ли не всех восьмиклассников мужского пола, причём тех, у кого совсем нет актёрских данных, записывают в комиссию экспертов. У кого-то ученики составляют карту Москвы Грибоедова, что требует, конечно, поездок по городу, экскурсий, «изучающего» чтения текстов, направленного на поиск адресов, и пр. В другой школе издаётся литературный журнал, а ещё в одной создается литературный музей…

Спектакли, журналы, музеи, экскурсии – всё это очень интересно и, безусловно, полезно для подрастающего поколения, но весьма опосредованно влияет на развитие у учащихся умения смыслового восприятия текстов, так необходимого любому образованному и культурному человеку (см. «Письма о добром и прекрасном» Дм. С. Лихачёва), на формирование устойчивого интереса к чтению художественной литературы и осознание того, какое это удовольствие – читать книги!

Симптоматично, что победителем в конкурсе секции «Развитие читательской культуры» Второго педагогического форума, на которой были представлены все те проекты учителей литературы, о которых я писала выше, стал проект «Янтарь – дар солнца», представленный учителями химии и географии(!). Это – словарь, в котором ученики обобщают (работа ещё продолжается) различную информацию о янтаре: химические и физические свойства, географию распространения, медицинские рекомендации по применению, фотографии украшений с янтарём и т. п.

Этакое «протестное» голосование: все представленные проекты не имеют отношения к воспитанию читателя, возвращению его к великой русской литературе, но «Янтарь – дар солнца» ‒ оригинальный проект, демонстрирующий, к тому же, межпредметные связи!

На этой секции был и мой доклад «Как вернуть нашей великой литературе читателя?» По просьбе аудитории, во второй день работы форума мне было предоставлено время для показа фрагмента урока, что я с удовольствием и сделала: провела «открытый урок» по стихотворению А. А. Ахматовой «Смуглый отрок бродил по аллеям…». Надо сказать, что урок по этому стихотворению является как бы визитной карточкой моей методики обучения пониманию текстов, я проводила его не одну сотню раз в самых разных аудиториях (российских и зарубежных школьников, студентов, преподавателей), но таких вопросов, а точнее, замечаний, как в этот раз, не было никогда.

Коллегу-литературоведа (не знаю, школьного или вузовского) возмутил тот факт, что я взяла вариант текста 1911 года (сборник «Вечер»), а не 1966 (сборник «Бег времени»). «Приговор» прозвучал так: «Вы не имеете права брать неканонический вариант текста» . Различия вариантов касаются одной строчки, даже одного слова:

Смуглый отрок бродил по аллеям

У озёрных глухих берегов... (1911)

У озёрных грустил берегов... (1966).

Благодаря первоначальному варианту стихотворения (1911 ‒ год написания стихотворения), опубликованному в сборнике «Вечер» 1912 года, читатель получает возможность самостоятельно понять, что отрок выбирает тихие, безлюдные, заросшие берега, места уединённые, где можно без помех думать, мечтать, грустить… а также предположить, что бродил он осенью, когда и шума птиц в парке уже нет, они улетели… (этот прогноз подтверждается в следующих стоках: шелест шагов).

После всей этой работы я всегда предлагаю вариант «Бега времени» (1966) и спрашиваю, какой больше нравится? Все без исключения школьники и студенты выбирают первый вариант, объясняя, что он позволяет «больше думать» , а что отрок грустил, и так понятно (сам глагол уже не нужен). Взрослые слушатели не так единодушны: кто-то под давлением авторитета великой Ахматовой соглашается с ней и выбирает второй вариант, а кто-то простодушно признаётся, что глагол «грустил» легче объяснить, чем прилагательное «глухих». Показательно, что юным читателям не нравится то, что проще, они предпочитают «много думать». Но моё объяснение не удовлетворило коллегу-литературоведа.

Второе замечание, также из стана литературоведов, касалось моего предложения подобрать синонимы к слову отрок , чтобы понять смысл его употребления в этом контексте, точнее, того, что ближайшим синонимом оказалось слово подросток .

Сопоставление характеристик двух слов (отрок – устаревшее, редкое, книжное; подросток – нейтральное, общеупотребительное, частотное) позволяет читателю сделать вывод: «отрок жил давно» , «это редкое слово для редкого человека» , «подростков много, а отрок один» , «она хочет сказать, что он необыкновенный» (реальные ответы учащихся). Эти рассуждения приближают читателя к пониманию того, кто герой стихотворения.

Однако коллега-литературовед настаивал, что нельзя (!) использовать слово подросток на том основании, что оно… «нарушает стихотворный размер» (в нём три слога, а в отроке – два) и лучше взять слово… парень . Мои доводы, что я не переписываю стихотворение, а слово парень не является синонимом к слову отрок , приняты не были.

И прежде мне приходилось выслушивать авторитарные суждения литературоведов, претендующих на монопольное право истолкования художественных произведений, но то, с чем я столкнулась на этот раз, произвело неизгладимое впечатление. Подавляющее большинство участников секции, школьные учителя русского языка и литературы, по крайней мере, те, кто высказал мне своё мнение, не приняли аргументов литературоведов и заинтересовались моей методикой обучения пониманию. Вопросы, которые они задавали, свидетельствуют о желании включить её в свою педагогическую практику.

Сначала понимание текста, а потом ‒ любой из видов его анализа, но не наоборот и не вместо чтения

Уроки чтения, которые я предлагаю (обучение смысловому восприятию, пониманию текстов), ориентированы на непосредственную работу с художественным текстом. Литературоведческий подход – на анализ художественного произведения, в который, помимо текста, входят ещё и биография автора, прототипы героев и событий, исследования специалистов, переложения на язык других видов искусства (экранизации, театральные постановки и пр.) и многое другое, что остается вне поля зрения обычного читателя, даже квалифицированного.

Эти подходы вполне могут ужиться в рамках одной учебной дисциплины – литературы. Сначала понимание текста, а потом ‒ любой из видов его анализа, но не наоборот и не вместо чтения.

Уроки чтения, о которых я говорила в давней лекции, размещённой , сегодня жизненно необходимы, в противном случае наша литература навсегда останется без читателя. Но не хочется заканчивать статью на грустной ноте…

Уроки чтения ведь могут быть не только в школе, а, например, как мобильные приложения в смартфоне или планшете, а ещё как видеоуроки ‒ онлайн-сервисы, которые можно скачать на свой компьютер.

Закачал аудио- или видеофайл с интересным текстом – и учись читать, точнее, читай и думай над тем, что читаешь, но только «с чувством, с толком, с расстановкой»… Этакий маленький «праздник, который всегда с тобой»!

Мы работаем над этим!

Если вы думаете на год вперед - сейте зерна,

если вы думаете на десять лет вперед - сажайте деревья,

если вы думаете на сто лет вперед - воспитайте Человека.

(Народная мудрость)

Актуальность

В настоящее время проблема развития интереса у учащихся к чтению становится проблемой поколения: книга в любой своей форме все быстрее отдаляется, интерес к чтению падает. Перегрузки в учебе, сокращение свободного времени приводят к оскудению интересов подростка. Развитие общества привело к колоссальному информационному взрыву. Объем получаемой информации в несколько десятков раз превышает объем, который получал человек 10 - 15 лет назад. Это закономерный результат развития современных технологий. По оценке психологов основное влияние информационная революция оказывает на детей школьного возраста. Ребенок, получая огромные информационные нагрузки, быстро утомляется, снижает свою творческую активность и как результат отказывается от чтения. Порой современные школьники не в состоянии оценить красоту «правильной, нормативной» речи, а выступления юмористов, которые высмеивают безграмотность современников, просто не понимают и смеются за компанию. Все эти обстоятельства сыграли немалую роль в появлении у довольно большой части молодежи апатриотизма, бездуховности, низкой нравственности, поэтому, на мой взгляд, перед учителем словесности стоит одна из главнейших задач современности - возродить отодвинутый на задний план интерес школьника к чтению, попытаться вытеснить занявшие, в настоящее время, главенствующее место компьютерные игры, видеофильмы и другие различные виды развлечений, предлагаемые шоу-бизнесом.

По оценкам международной программы PISA -2009 российские 15-летние учащиеся демонстрируют относительную умелость в извлечении нужной информации и интерпретации авторских сообщений и слабость в умении выразить свое мнение по поводу прочитанного, включить сообщение текста в контекст собственного опыта, критически отнестись к авторскому сообщению. Средний балл российских учащихся по читательской грамотности в 2009 году составил 459 баллов по 1000-балльной шкале, что статистически ниже, чем средний балл по странам ОЭСР (493 балла). Российские учащиеся по данной области занимают 41-43 место среди 65 стран с учетом ошибки измерения.(Слайд 2)

Результаты исследования убедительно показывают, что России, как и большинству стран мира, предстоит преодолеть ряд препятствий на пути к всеобщей читательской грамоте в ее сегодняшнем понимании.

Среди первостепенных:

  • Сбалансировать развитие трех основных читательских умений, составляющих читательскую грамотность.
  • Оказать адекватную помощь двум группам педагогического риска: самым «слабым» и самым «сильным» читателям - обеспечить достижение порогового уровня читательской грамотности большинством учащихся и создать условия для более полного раскрытия способностей талантливой молодежи.

Я выявила причины снижения интереса к чтению (слайд 3)

Являясь учителем русского языка и литературы, 19 лет отдаю своим ученикам частицу своего сердца, помогаю найти свой путь в жизни каждому ученику, учу доброте и справедливости, учу быть Человеком, как я это понимаю.

Чтение - форма получения и усвоения социального опыта, культурных традиций. Проблема отчуждения детей от чтения обостряется все сильнее с каждым годом и волнует не только учителей русского языка и литературы, а все общество.

При анкетировании обучающихся выявлены вполне предсказуемые данные о роли чтении в их жизни. (Слайды 4-5)

Цели изучения литературы в школе с введением ФГОС несколько видоизменились(Слайд 6)

Достижение этих целей возможно через решение следующих задач :

Проанализировать методическую литературу с точки зрения возможностей решения поставленной проблемы;

Поиск путей развития интереса к книге и стремления к чтению;

Привитие младшим школьникам навыков чтения;

Организация творческих занятий, конкурсов, с целью развития учащихся как читателей;

Помочь родителям осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания школьников, вовлечь их в решение проблемы его поддержки.

Воспитать творческую личность без книги невозможно: чтение развивает познавательные процессы, личную культуру, формирует восприимчивость. Школьная программа по русскому языку и литературе для основной школы ставит задачу научить школьников V, VI и VII классов "осмысленно и бегло" читать научные и учебные тексты, выразительно читать тексты художественного и публицистических стилей. В VIII и IX классах обучение чтению программой уже не предусматривается.

Такой подход не отвечает одной из главных задач предмета, а именно - не развивает у подростков "умения читать", понимая под "умением читать" способность ребенка не только воспринимать информацию и прослеживать сюжетную линию, а способность эмоционально чувствовать настроение автора и его литературных героев. Процесс обучения чтению должен быть непрерывным, начиная с начальной школы, и в идеале должен научить ребенка видеть в книге произведение искусства.

Работа над методикой изучения художественного произведения требует от учителя-словесника продуманной программы действий (слайд 7)

Работая в этом направлении, я использую следующие технологии обучения:

  1. 1. Проектное обучение (слайд 8)
    Установлено, что у детей, занимающихся проектной деятельностью, учебная мотивация выражена сильнее, существенно снижена школьная тревожно.

2.Учебное сотрудничество (слайд 9)

Дети помогают друг другу, осуществляют взаимоконтроль, взаимопомощь. Стоит ли говорить, что сами школьники это очень любят. Чтобы научиться учить себя, школьнику нужно поработать в позиции учителя по отношению к другому (пробую учить других) или к самому себе (учу себя сам). В результате формируются регулятивные и коммуникативные УУД. Учитель и ребенок общаются с позиции сотрудничества. Сюда же можно отнести и разновозрастное сотрудничество, которое предполагает, что младшим подросткам предоставляется, например, роль учителя в 1—2 классах. В моей практике это имеет место быть: шефство (внекласс.деятельность), миниспектакль, посвящённый 200-летию Михаила Лермонтова (инсценировка некоторых биографических сцен), уроки единого чтения, проводимые семиклассниками для обучающихся начальной школы (Метерлинк «Синяя птица», стихотворения С.Есенина и др.)

3.Дискуссия (слайд10)
На своих уроках я часто применяю этот вид деятельности. Это диалог обучающихся не только в устной, но и в письменной форме. На определённом этапе эффективным средством работы со своей и чужой точками зрения может стать именно письменная дискуссия. Наиболее удобное время для этого — основное звено школы (5—8 классы), это даст возможность высказаться всем желающим, даже тем детям, которые в силу своей неуверенности, застенчивости, медленного темпа деятельности, предпочтение послушать, чем высказаться, не участвуют в устных обсуждениях, а также дополнительной возможности концентрации внимания.

4. Технология продуктивного чтения, разработанная профессором Н.Н. Светловской(слайд 11)
I этап. Работа с текстом до чтения.

Фрагмент урока в 5 классе.

Догадайтесь, о чём пойдёт речь на нашем уроке? Составьте пословицу и объясните её смысл. (Работа в группах).

А) Слово, злое, доброе, а, лечит, калечит.

Б) Дело, пело, делай, сердце, доброе, чтобы.

Группы составляют пословицы:

А) Доброе слово лечит, а злое калечит.

Б) Делай доброе дело, чтобы сердце пело.

Чему учат эти пословицы? Какова тема урока? (Добро и зло).

II этап. Работа с текстом во время чтения.

Выявление первичного восприятия (например, с помощью беседы).
Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
Перечитывание текста- повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.) Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Выразительное чтение. Цель анализа текста на этом этапе- создание его читательской интерпретации и, главное, ее корректировка объективным авторским смыслом. В 5 -6-м классах - речь идёт о собственно анализе. В 7-8-м классах текст анализируется чаще в родово-жанровой специфике, в 9-м классе - в контексте художественного мира писателя с позиции общего историко-литературного процесса.

III этап. Работа с текстом после чтения.

1.Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Цель - корректировка читательской интерпретации авторским смыслом.
Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
2. Знакомство с писателем. Беседа о личности писателя. рекомендуются после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ребенок сможет
соотнести ее с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Работа с материалами учебника, дополнительным источниками.

3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, главной мыслью автора и т.д. Вопросы по иллюстрации: какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом)? Точен ли художник в деталях? Совпадает ли его видение с вашим? И т.д.

4. Выполнение творческих заданий.

Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

Внеклассная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса. Она способствует развитию читательского интереса и, как следствие, углублению полученных знаний, раскрытию индивидуальных особенностей каждого ученика, развитию самостоятельности и творческой активности детей. Я выделяю следующие ее компоненты: внеклассные занятия; работа с учреждениями культуры; работа с родителями (слайд 12).

Каждый ученик в классе имеет свой дневник чтения, который постоянно заполняется и наблюдается учителем. В нем школьники записывают название, автора, краткое содержание книги и рисуют сюжеты из книги. В конце каждого учебного года выявляются лучшие чтецы и эрудиты года.Ведется тетрадь для творческих работ, где ребята пишут аннотации на прочитанные книги, пишут небольшие стихи, рассказы, мини-сочинения. Изготавливают самодельные книжки, в которых пишут свои сказки, рассказы.Также организую разнообразные формы работы с учреждениями культуры. В своей практике я использую следующие формы работы:

экскурсии в школьный музей;

конкурсы чтецов;

инсценировки сказок.

Повышению читательского интереса способствуют регулярные посещения школьной и сельской библиотек. Беседы, знакомство с новинками детской литературы, практические занятия по выбору книг, периодических изданий, внедрению информационных технологий воспитывают настоящего читателя.

Семья, безусловно, является важным фактором, влияющим на развитие детского чтения в нашей стране. В семье формируется личность ребенка, ее изначальное отношение к различным видам деятельности, в том числе и к чтению.(Слайды 13-14)

С целью выявления отношения семьи к чтению было проведено анкетирование родителей. Обработка анкет показала, что дети больше любят читать сказки. Анкетный опрос свидетельствует, что у половины семей есть детские книги.

В последние годы возникла проблема обучения детей с низкой мотивацией . (Слайд 15)В условиях общеклассных форм обучения использую разнообразные методы и средства дифференциации в урочной форме обучения

Результаты (слайды 16-17)

В результате трёхлетней работы по данным технологиям на моих уроках обучающиеся научились искать закономерности, рассуждать по аналогии, что несомненно повысило мотивацию к обучению, дети стали больше читать, научились более-менее контролировать свои результаты, научились сотрудничать, самостоятельно находить ответы на вопросы путём логических рассуждений, чувствовать ответственность за поведение и действия себя и других.
Итак, при такой работе, как мы видим, включаются практически все виды универсальных учебных действий: и личностные (самоанализ, самоконтроль, и регулятивные (формирование умений ставить цель, планировать её достижение, прогнозирование и адекватная оценка результатов), познавательные(поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (включая электронные, цифровые), коммуникативные: аргументирование своей точки зрения, выслушивание собеседника и ведение диалога, умение обратиться за помощью, адекватная реакция на замечания.

Выводы (слайд 18)

Я убедилась, что использование данной методики на уроках и во внеклассной работе дает хорошие результаты: развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность; способствует более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, повышает интерес к предмету.




Формы работы с книгой: Рекомендательный список литературы для сверстников Участие в общешкольных мероприятиях Интеллектуальные игры Конкурс сочинений о чтении, книге и библиотеке Реклама книги Презентация книги Неделя детской книги Аннотация на книгу «Уроки громкого чтения» «Уроки тихого чтения»


Кто такой талантливый читатель? -умеющий самостоятельно выбрать книгу; -умеющий составить список произведений по определенной теме и найти их; -умеющий пользоваться справочным аппаратом библиотеки. Талантливый -это творческий, читатель владеющий привычкой и навыками систематического, целенаправленного чтения. Слагаемые талантливого читателя: эстетическое наслаждение чтением, любовь к чтению, радость чтения, способность эстетического восприятия высокий литературный вкус. Кто такой талантливый читатель? -умеющий самостоятельно выбрать книгу; -умеющий составить список произведений по определенной теме и найти их; -умеющий пользоваться справочным аппаратом библиотеки. Талантливый -это творческий, читатель владеющий привычкой и навыками систематического, целенаправленного чтения. Слагаемые талантливого читателя: эстетическое наслаждение чтением, любовь к чтению, радость чтения, способность эстетического восприятия высокий литературный вкус.



Методы работы учащихся с произведениями: -конспектирование; -цитирование; -выписки; -пользование словарями; -пользование справочниками; Методы работы учащихся с произведениями: -конспектирование; -цитирование; -выписки; -пользование словарями; -пользование справочниками;


Воспитание у учащихся потребности чтения на уроках: -Умение осмысливать прочитанное; -формулировать собственное отношение устно или письменно; -вести записи о прочитанном в различной форме: дневника, отзыва, обсуждения прочитанного в переписке с друзьями; -подготовка докладов, сообщений, рефератов, презентаций. Воспитание у учащихся потребности чтения на уроках: -Умение осмысливать прочитанное; -формулировать собственное отношение устно или письменно; -вести записи о прочитанном в различной форме: дневника, отзыва, обсуждения прочитанного в переписке с друзьями; -подготовка докладов, сообщений, рефератов, презентаций.








Книги каких авторов читают учащиеся начальной школы: Н.Носова, В.Драгунского, Д.Дефо, Р.Киплинга, Г.Остера, про динозавров (мальчики) и про фей (девочки). А также журналы о животных («Миша», «Юный натуралист», «Отчего и почему?») и развлекательные журналы. Книги каких авторов читают учащиеся начальной школы: Н.Носова, В.Драгунского, Д.Дефо, Р.Киплинга, Г.Остера, про динозавров (мальчики) и про фей (девочки). А также журналы о животных («Миша», «Юный натуралист», «Отчего и почему?») и развлекательные журналы.


Список чтения детей и подростков: 1.Книги по школьной программе. 2.Сказки – у младших; «фэнтези» – у более старших. 3.Приключения. 4.Ужастики. 5.Детективы. 6.Книги о природе и животных. 7.Комиксы и журналы. Список чтения детей и подростков: 1.Книги по школьной программе. 2.Сказки – у младших; «фэнтези» – у более старших. 3.Приключения. 4.Ужастики. 5.Детективы. 6.Книги о природе и животных. 7.Комиксы и журналы.


Воспитание учащихся через мероприятия: -Знакомство с библиотекой (1 класс) -КВН по сказкам К. И. Чуковского -Библиотечный урок « Структура книги» (3 класс» -Неделя русского языка и литературы -Неделя истории -Неделя биологии и обществознания -День Учителя -Осенний калейдоскоп -Новый год -Библиотечный урок «Получите письмо» -КВН по русским народным сказкам -День Победы (встреча с ветеранами) и др. Воспитание учащихся через мероприятия: -Знакомство с библиотекой (1 класс) -КВН по сказкам К. И. Чуковского -Библиотечный урок « Структура книги» (3 класс» -Неделя русского языка и литературы -Неделя истории -Неделя биологии и обществознания -День Учителя -Осенний калейдоскоп -Новый год -Библиотечный урок «Получите письмо» -КВН по русским народным сказкам -День Победы (встреча с ветеранами) и др.



Что мы имеем для работы с читателями: -Художественная литература - 90% -Методическая литература -30% -Отраслевая литература -40% -Справочная литература -10% Что мы имеем для работы с читателями: -Художественная литература - 90% -Методическая литература -30% -Отраслевая литература -40% -Справочная литература -10%





Все мы должны приобщать подрастающее поколение к чтению, т.к. именно оно позволяет человеку непрерывно учиться и осваивать новое, получать доступ к богатому наследию мировой и национальной культуры, что будет способствовать развитию внутреннего мира человека. Все мы должны приобщать подрастающее поколение к чтению, т.к. именно оно позволяет человеку непрерывно учиться и осваивать новое, получать доступ к богатому наследию мировой и национальной культуры, что будет способствовать развитию внутреннего мира человека.


Читайте! Падайте в бездонный океан литературы с головой, по уши погружайтесь на дно и взмывайте к небесам вместе с героями книг! Радуйтесь тому, что у вас есть бесценный дар читать! Люди читающие, несите окружающим свою любовь к литературе, чтобы любовью к чтению зажигались все новые и новые сердца! Читайте! Падайте в бездонный океан литературы с головой, по уши погружайтесь на дно и взмывайте к небесам вместе с героями книг! Радуйтесь тому, что у вас есть бесценный дар читать! Люди читающие, несите окружающим свою любовь к литературе, чтобы любовью к чтению зажигались все новые и новые сердца!