Меню

Высокая самооценка у ребенка. Повышаем у ребенка самооценку

Здоровье

В постсоветском «продвинутом» обществе, активно перенимающем западные «прогрессивные» ценности и даже воспитательные методики, понятие «самооценки» стало модным . Оно ассоцируется у молодых родителей с обеспеченным будущим малыша: непременным , карьерными успехами и окружающих. .. Считается, что человек с «высокой» самооценкой, пусть даже он и , не слишком и не очень умен, но, «зная себе цену» и обладая «харизмой» (невероятно трендовое слово!), сможет с легкостью добиться всего.

В погоде за повышением самооценки у детей мамы и папы забывают о важности адекватности этой САМО-оценки. О внутренней гармонии в личности ребенка. Завышать самомнение насильно и безосновательно ни в коем случае нельзя! Это грозит многими проблемами в дальнейшем.

Принимая во внимание все вышесказанное, предлагаем родителям ТОП-5 рекомендаций для ребенка с низкой самооценкой:

  1. почаще свое чадо. Отмечайте его заслуги , пусть маленькие: самостоятельно , вовремя сделал уроки, был весь день вежлив, и т. п. Напоминайте малышу (тем более — подростку) и о его примечательной внешности («красота» напрямую связана в детстве с самооценкой и с количеством друзей ): ласково расскажите о том, какие мягкие волосики, какие тонкие/крепки пальчики, какие блестящие глазки, ровные зубки у него. Побольше обнимайте!
  2. для развития самооценки детей дошкольного возраста очень вредны межличностные сравнения. Никогда не сравнивайте своего ребенка с его одногруппниками, приятелями с прогулок, соседями, даже с родным братом/сестрой . В воспитательных целях уместны лишь сравнения с ним самим, например, вчерашним. «Вчера ты долго баловался и шумел, а сегодня быстро», «Вчера ты только раскидывал вещи, а сегодня и помог папе» и т. п;
  3. поменьше ребенка ругайте, и сократите количество необязательных . Ограничивая рамки , вы тем самым готовите почву для заниженной самооценки у ребенка. Особенности самооценки у детей состоят в том, что «оценивание» собственной личности нестабильно и зависит от малейших колебаний родительского настроения , отношения, и проявлений любви. Мама пришла с работы усталая, отругала за беспорядок - значит, «я плохой», «ничего не стою». Кроме того, отношения между родителями дети проецируют на себя. ? «Я виноват!» ? «Из-за меня!» Чем ровнее и доброжелательнее будут отношения в семье, тем выше - самооценка у малыша (да и у ребенка постарше - тоже);
  4. занятия спортом (профессиональные, в секциях, и на теннисных кортах, и даже любительские: подвижные игры на улице, семейный бег, утренняя зарядка, йога и т. п.) повышают ребенку самооценку и заодно приносят пользу здоровью. Постепенно приучаясь владеть собственным телом, ощущая силу мышц, выносливость, ловкость и гибкость, человечек переносит уверенность в себе из области «телесного» в область духовную . Развивается воля к победе, стремление к самосовершенствованию, доверие к себе и к окружающему миру.
  5. Ну а 5-я, самая главная, рекомендация: как поднять ребенку самооценку проста и банальна: любите его искренне, не бойтесь избаловать и принимайте таким, какой он есть сейчас . Неидеальный, как и все мы, как и вы сами. Но только ваш, единственный на всей планете!

Здравствуйте, дорогие читатели блога! С вами — психолог Ирина Иванова. Сегодня мне позвонила расстроенная подруга: «Ты представляешь, моя дочка «Тест десяти ступенек» выполнила хуже некуда! Не поднялась выше третьей ступеньки! Теперь на семейном совете решаем, как поднять самооценку ребенку!»

Сначала я ничего не могла понять, что за ступеньки, но она мне объяснила, что это экспресс-тест, проводимый детскими психологами для оценки притязаний ребенка на признание. Можно рассчитывать на объективные результаты уже в 4 года, когда у детей появляются предпосылки к появлению этих качеств.

Если кратко, его можно описать следующим образом: психолог объясняет, что на нижних ступеньках нарисованной лестницы стоят невоспитанные и не очень хорошие дети, а на самых высоких – смелые, честные и воспитанные. Малышу предлагается показать, на какую ступеньку он бы поставил себя. Первые 3 ступеньки – признак заниженной самооценки, с 4 по 7 – адекватный показатель, с 8 по 10 – самооценка завышена.

Как понять, что у детей низкая самооценка?

Тревогу родителей по поводу неуверенности ребенка в своих возможностях можно понять. Человек с заниженной самооценкой обречен всегда быть на вторых ролях, он боится принимать решения, и часто неуверен в себе.

При самых блестящих способностях такой специалист в любой сфере останется простым исполнителем, ему чуждо здоровое честолюбие. Даже в школе дети с заниженной самооценкой учатся хуже, они не в состоянии развить заложенный в них потенциал.

Причина заниженной самооценки – особенности темперамента, наложенные на издержки воспитания. Дети, которых чаще и критикуют, находя все новые ошибки и негативные черты характера, чем хвалят и поддерживают, рано или поздно поверят, что они не так уж и хороши, талантливы и способны.

Нужно обладать очень сильным характером, чтобы в таких условиях сохранить умение самостоятельно принимать решение и уверенность. И, наоборот, ребенок, с раннего возраста пользующийся поддержкой и одобрением родителей, всегда в центре внимания и уверен в собственной правоте.

Признаки заниженной самооценки:

  • Неумение просить о помощи и принимать протянутую руку;
  • Боязнь принимать решения даже в незначительных ситуациях;
  • Недоверчивость и обидчивость;
  • Ребенок избегает коллективных игр, выбирает занятия, требующие уединения;
  • Неумение принимать похвалу, неуверенность в том, что ее достоин;
  • Постоянное стремление быть на заднем плане, отдавать все «лавры» другим;
  • Боязнь быть недооцененным или обманутым, тревожность.

Повысить детскую самооценку можно, если правильно выбрать тактику воспитания нерешительного ребенка.

Как правильно хвалить и повышать уверенность в себе

Похвала – очень мощный инструмент, с помощью которого можно помочь детям поверить в себя. Не стоит сыпать поощрения направо и налево, родители должны хвалить за значимые достижения: смог то, чего не делал раньше, проявил смелость, победил, приложил старания и умение. В 6 лет можно таким образом оценить стремление к знаниям, любознательность, аккуратность и прилежание.

Не надо поощрять, чтобы пожалеть ребенка. Он быстро это почувствует, и похвала станет обидной. Не хвалят за красоту, одежду, новые игрушки, за то, что досталось без труда. Допускается похвала авансом, впрок, чтобы вселить уверенность в себе: «Я знаю, ты сможешь!»

Родители – самый первый ориентир, поэтому и мальчику, и девочке нужно видеть такой пример для подражания, как целеустремленные мама и папа. Если они падают духом при малейших неприятностях, то такое отношение к неурядицам передастся и детям.

Под запретом и такие «стимуляторы наоборот», как выражения: «Не пробуй, все равно ничего не получится!», «Все равно проиграешь!» Даже переносить неудачи надо уметь — пусть дети поймут, что это временно и победа не за горами.

Советуйтесь с детьми, как с взрослыми, это поможет им стать увереннее. Не стоит ругать их за каждую оплошность, от ошибок никто не застрахован. Придирки порождают желание ничего не предпринимать, чтобы не оказаться виноватым. Правильная система ценностей, принятая под влиянием семейного воспитания, не раз поможет достичь успеха в самых разных ситуациях. Богатый внутренний мир сделает его обладателя исполненным достоинства, которое станет видно окружающим без слов.

Если вам понравилась моя статья, порекомендуйте ее своим друзьям из социальных сетей, предложите вместе обсудить проблему. Подпишитесь на обновления моего блога, и мы найдем еще немало интересных тем для обсуждения. Уверенности и здоровья вам и вашим близким!

Тёплая семейная атмосфера, внимание, забота и понимание со стороны родителей – все это является важной основой для развития адекватной самооценки любого ребенка. На формирование личностных качеств человека воздействуют множество факторов. Не зря говорят «все мы родом из детства», ведь именно в это время происходит построение личностного стрежня и развитие самооценки. К сожалению, многие дети имеют неадекватное самовосприятие. Что же является причиной такого явления и как бороться с ним, вы узнаете в нашей статье.

Завышенная самооценка у ребенка: что делать

Завышенная самооценка в наше время встречается довольно часто. Страдают ей не только взрослые, но и дети. Такие малыши чрезмерно амбициозны и самоуверенны, они переоценивают свой потенциал, замечают только положительные черты, считая себя «центром вселенной» .

В случае неудач, чадо испытывает тяжёлые переживания, находится длительное время в подавленном состоянии и даже впадает в депрессию. В чем же причина появления такого искаженного восприятия собственного «Я»?

Несомненно, на самооценку в детстве огромное влияние оказывают родители. Ведь маленький человек ещё не в силах объективно самостоятельно анализировать свое поведение, он полностью опирается на оценку взрослых. Зачастую излишняя неоправданная похвала с их стороны, а также чрезмерное внимание и потакание любым капризам накладывают негативный отпечаток на формирование самооценки малыша.

Когда такой ребенок идёт в школу , нередко в его сознании происходит внутриличностный конфликт. Кроха начинает сравнивать себя с другими детьми и понимать, что его успехи не только ничем не отличаются от достижений одноклассников, но и могут быть значительно хуже. «Но как же так может быть? Ведь я же самый-самый?» – никак не укладывается в голове у маленького почемучки.

Высокая самооценка у ребенка также часто становится причиной проблемы в общении со сверстниками, в своем сознании они искажают реальность, не воспринимая все то, что может нарушить их собственное представление о себе.

Если повышенная самооценка у детей проявляется все чаще, родители могут безболезненно скорректировать завышенное самовосприятие.

  • Хвалите ребенка правильно . Нужно поощрять малыша, когда он действительно этого заслужил.
  • Не забывайте, что критика тоже необходима . Она даёт возможность двигаться вперёд и работать над собой. Однако дети с завышенной самооценкой могут болезненно реагировать на любые замечания. Критические высказывания делайте аккуратно, например, произносите их после заслуженной похвалы.
  • Повышайте планку. Бывают случаи, когда родители намеренно дают малышу те задания, с которыми он легко справляется. Не всегда этот принцип работает на благо. Ваш малыш должен научиться прикладывать усилия, достигать цели и понимать, что не все в жизни даётся легко и просто.

  • Поддержка родителей. Ребенок с проблемной самооценкой особенно нуждается в поддержке и понимании родителей. Расскажите малышу, что не бывает идеальных людей, даже у мамы и папы не всегда все получается. Не забывайте говорить крохе, что вы в любом случае любите его со всеми достоинствами и недостатками.

ОСОБЕННОСТИ! Самооценка человека в течение жизни под воздействием различных факторов может претерпевать множество изменений. Например, ребенок, страдающий завышенным самовосприятием, в случае неудач нередко впадает в депрессию, его самооценка при этом падает и становится заниженной.

Заниженная самооценка у ребенка: что делать

Ваш малыш неуверенный в себе, чрезмерно ранимый и нерешительный, его мучают тревожность и мнительность? Такие признаки свидетельствуют о заниженной самооценке.

Почему у ребенка занижена самооценка? Причины такого нездорового самовосприятия различны. Самые распространенные из них: повышенные требования со стороны взрослых, семейные конфликты, отсутствие внимания и похвалы, наличие различных дефектов в психофизическом развитии, период адаптации к школе (6-7 лет ) и прочее.

Если у ребенка занижена самооценка: что делать?

  • Станьте ребенку другом.

Зачастую взрослые уделяют недостаточно внимания своим детям, списывая это на усталость и нехватку времени. Любому малышу необходимо ощущать себя нужным. Общайтесь с крохой, интересуйтесь его увлечениями и желаниями, поддерживайте, и главное, искренне верьте в него. Регулярные беседы послужат отличным началом для формирования доверительных отношений.

  • Не забывайте о похвале.

Любой ребенок нуждается в родительском поощрении. Хвалите малыша за его успехи, это послужит отличным стимулом для дальнейших побед и свершений, придаст уверенность в себе и своих силах. Однако старайтесь не впадать в крайности, чрезмерная и незаслуженная похвала может стать виновниками появления завышенного самовосприятия.

  • Узнайте, что стало причиной сниженной самооценки.

Поразмышляйте, из-за чего ваш малыш столкнулся с такой проблемой. Достаточно ли вы уделяете внимания ребенку? Чрезмерно ли вы требовательны к нему? Будьте честны перед собой. Если же дело вовсе не в вас, задумайтесь, ведь малыш подвергается влиянию и других людей. Это могут быть не только друзья, но и педагоги. Не всегда учителя объективно оценивают поведение и возможности ребенка, зачастую делают это поверхностно, подвергая кроху чрезмерному давлению. Наличие педагогического образования вовсе не говорит о том, что учитель всегда прав.

  • Задумайтесь, заниженная ли это самооценка или особенность темперамента.

Не всегда скромность является проявлением заниженной самооценки. Если ребенок стесняется чужих людей – это может быть и осторожностью. Кроха волнуется и не может выразить свои мысли в беседе с неизвестным ему человеком, например, врачом? Дайте ему время освоиться и справиться с волнением. Пусть он скажет, когда будет готов продолжить разговор. При этом, не давите на него и не упрекайте.

  • Научите малыша чувствовать себя уверенным.

Даже сильный духом ребенок уязвим, и может подвергаться прессингу. Например, в школе дети часто сталкиваются с насмешками со стороны одноклассников. Это угнетает любого малыша. Не всегда есть возможность наладить отношения со сверстниками или поменять школу. В таких случаях особенно важно дать возможность крохе почувствовать себя успешным в других средах.

Для этого бывает достаточно отдать свое чадо в спортивную секцию или художественную школу. Добившись признания со стороны других людей, достигнув свершений на каком-либо поприще, ребенок сможет гордиться собой, и этот положительный опыт даст сил справиться со сложностями в других жизненных аспектах.

ОСОБЕННОСТИ! Дети с завышенной самооценкой нередко уязвимы и неуверенны в себе, хотя внешне проявляют амбициозность и даже высокомерность.

  • Помогаем крохе управлять эмоциями.

Лучше всего помогут управлять эмоциями помогут серьезные занятия, будь то хоккей, спортивные танцы или игра на музыкальном инструменте. Ведь такие увлечения требуют постоянной работы над собой, учат самоорганизации, дисциплине, правильной расстановке приоритетов. Победа и проигрыши закаляют, способствуют личностному росту и формируют уверенность в себе. Главное, чтобы такие хобби действительно нравились ребенку, даже, несмотря на некоторые сложности, его тянуло к ним. Родители ни в коем случае не должны заставлять малыша и навязывать ему свои интересы.

  • Не критикуйте выбор ребенка.

Если ваш малыш в одно прекрасное утро заявил, что хочет стать актером – поддержите его, не воспринимайте такое желание с усмешкой. Спросите у крохи, почему он так решил, какие актеры ему нравятся, расскажите, какие импонируют вам. Нередко многие люди делают выбор профессии еще в детстве. Из-за отсутствия родительской поддержки можно перестать верить в свои силы и мечты и во взрослой жизни оказаться на распутье и в поисках себя. Ведь нужно не только набраться смелости заявить о своих желаниях, но и сделать первые шаги. К сожалению, уже на первом этапе такие попытки зачастую пресекают родители.

  • Не ограждайте ребенка от мира.

Не стоит создавать малышу тепличные условия. Ребенок должен понимать, что жизнь не такая уж и простая штука. Сталкиваясь с неудачами и невзгодами, преодолевая их, он тоже получает бесценный опыт, способствующий личностному росту. Ваша задача – помочь советом и заботой, поддержать в трудную минуту.

  • Создавайте ситуации успеха.

Позвольте малышу заниматься тем, что у него больше всего получается, не давайте ему задач, с которыми он не в силах справиться. Это поможет ему обрести веру в свои силы. Нередко родители требуют от своих детей слишком многого.

Будьте примером для своих детей. Помните: ваши слова и поступки, жизненное кредо и самооценка тоже оказывают влияние на становление личности ребенка.

Низкая самооценка у ребенка: полезное видео

Не знаете, как справиться с заниженной самооценкой? Видеоурок от психолога поможет вам:

Вам будет интересно

Насколько успешно будет осуществляться становление ребёнка как личности и его успешность во взрослой жизни - зависит от уровня самооценки. На формирование самооценки детей влияют разные факторы, основную роль среди которых играет отношение родителей к ребёнку и его кружение. Как повысить самооценку ребёнку - вы узнаете из нашей статьи.

Формирование у детей разного возраста адекватной самооценки

Самооценка - это то, как личность оценивает себя: свои возможности, свойства характера, поступки, как определяет себе место среди других людей. Для ребёнка самооценка очень важна, ведь она - основа формирования личности. Адекватная самооценка (когда ребёнок объективно воспринимает свои достоинства и недостатки) - это первый уверенный шаг в общество и успешную жизнь. А ведь главное желание родителей - чтобы их ребёнок вырос счастливым и успешным, не правда ли?

Однако далеко не каждая мама или папа знают, как воспитать ребёнка с адекватной самооценкой. Посмотрим, какие особенности формирования самооценки у детей разного возраста.

Задача родителей дошкольников - сформировать хорошую, высокую самооценку.

Самооценка дошкольников обычно слегка завышена. Это считается абсолютно нормальным, так как малыш только ещё учится оценивать себя. Задача родителей дошкольников - сформировать хорошую, высокую самооценку, проявляющуюся в уверенности в своих силах, открытости, коммуникабельности. Как это сделать:

  • тактично и корректно высказывать замечания, избегая частицы «не» (например, не «у тебя не получилось…», а «у тебя получилось, но…»
  • создавать для ребёнка ситуации, в которых он сможет достичь успеха: задания в соответствии с возрастом ребёнка.

«Низкую самооценку, появившуюся у ребёнка ещё в дошкольном возрасте, впоследствии сложно поднять».

Самооценка детей младшего школьного возраста становится более адекватной. Обучаясь, дети по-другому смотрят на свои качества, стараясь их оценить правильно (обычно это происходит на втором году обучения в школе). В третьем классе может появиться даже заниженная самооценка, но чаще всего у учеников начальной школы наблюдается неустойчивая самооценка. Дети начинают критически относиться к себе, отыскивают свои слабые стороны, видят в себе только плохое. А формируется самооценка под влиянием оценок, которые дают педагоги, родители и одноклассники ребёнка в ходе учебно-воспитательного процесса. Поэтому взрослым нужно ощущать ответственность за то, какие оценки и характеристики они дают детям младшего школьного возраста, ведь в этом возрасте одарённому ребёнку легко навесить ярлык неудачника, и наоборот, легко вселить излишнюю уверенность ребёнку, у которого недостаточно для этого оснований.

Самооценка детей среднего школьного возраста характеризуется умением адекватно оценивать себя: успехи, поражения, качества характера. Мнение родителей и учителей отодвигается на задний план, уступая мнению сверстников. Больше всего ученика этого возраста беспокоят вовсе не оценки, а коммуникативные качества, взаимоотношения с одноклассниками. Задача родителей здесь - помочь ребёнку познать себя, создав условия для раскрытия его талантов и сильных сторон характера. Важно также поддержать интерес подростка к учёбе. Помните, что жёсткий контроль снизит самооценку школьника. Нужно позволить ребёнку самому контролировать свой образ мышления и поведения.

Самооценка старшеклассников неустойчива. Старшие школьники становятся чрезмерно ранимыми и чувствительными к критике. Они заняты поиском себя, многие из них недовольны внешностью, у некоторых из них есть романтические переживания, что может стать причины снижения самооценки. Здесь важно родителям выдержать определённый такт и объяснить сыну или дочери, что излишняя самокритика пойдёт только во вред. Подростка лучше не сравнивать со сверстниками, а поддержать на пути становления и самовыражения.

Старшие школьники чрезмерно ранимы и чувствительны

«Совет. Осторожнее с критикой: она в любом возрасте может обратить ваши лучшие побуждения в трагедию для ребёнка. Помните также, что излишняя похвала может стать причиной завышенной самооценки. Во всём важен баланс».

Если хвалить, то правильно

Поощрение и похвала играют значимую роль в повышении самооценки ребёнка. Учёными замечено, что если ребёнка не одобряют в процессе позитивной деятельности, но его оценка существенно понимается, способствуя появления чувства неуверенности. Но и хвалить нужно уметь.

Психологи выделили сферы деятельности, в которых не стоит хвалить ребёнка:

  • за всё, что сделано не своими силами
  • за красоту, здоровье, доброту – это природные способности
  • за игрушки, предметы, одежду или в случае находки
  • из жалости
  • из стремления понравиться.

За что же стоит хвалить и поощрять ребёнка?

  1. За стремление развивать какой-либо природный талант, развиваться, самовыражаться.
  2. За детские заслуги: хорошие отметки, победу на турнире, успехи в творчестве.

«Совет. Повышению самооценки будет способствовать обещание похвалы (одобрения) с помощью правильно подобранной фразы: «Я верю в тебя», «Уверена, у тебя всё замечательно получится», «Ты справишься», «Тебе это под силу» Не транслируйте негативных установок, в которые легко может поверить ребёнок».

Определённые приёмы могут повысить самооценку вашего ребёнка

Вот что советуют психологи родителям для повышения самооценки ребёнка:

  1. Спросите у ребёнка совет. Отнеситесь к ребёнку как к равному, последуйте его совету, даже если он далеко не лучший – это придаст уверенности ребёнку и ощущения значимости.
  2. Попросите помощи у ребёнка.
  3. Чувствуйте моменты, когда взрослому можно побыть слабым – в воспитательных целях.

Отметим, что завышенная самооценка ребёнка – тоже проблема. Преодолеть её можно, если научите ребёнка:

  • прислушиваться к мнению окружающих
  • спокойно воспринимать критику в свой адрес
  • уважать чувства других детей, их желания.

Тесты и игры

Хотите выяснить тип самооценки вашего ребёнка? Воспользуйтесь тестом «Лесенка». Его можно применять для диагностики детей с 3-х лет.

Тест «Лесенка». Нужно нарисовать на бумаге лесенку из 10 ступенек. Покажите её ребёнку и объясните, что внизу стоят самые неудачливые, завистливые, сердитые, плаксивые дети, на ступеньке повыше - чуть получше, не третьей ступеньке - ещё немного лучше и т. д. А на самом верху стоят самые-самые лучшие ребята: умные, весёлые, талантливые, добрые девочки и мальчики. Уточните, понял ли ребёнок расположение ступеней. После этого спросите: на какую ступеньку он сам себя поставит? Пусть малыш отметит ступеньку, сделав символический рисунок себя. Теперь можно делать выводы.

Если ребёнок себя поставил на первую, вторую или третью ступеньку - у него явно заниженная самооценка. Размещение от 4-й до 7-й ступеньки говорит о средней (то есть адекватной) самооценке. А если ваш ребёнок стоит на восьмой, девятой или десятой ступеньке - то это свидетельствует о завышенной самооценке.

Помогите ребёнку овладеть эффективными коммуникативными техниками, правильными поведенческими реакциями, которые можно будет использовать в настоящей жизни.

Для коррекции и поддержания адекватного уровня самооценки ребёнка создана специальная игра «Ситуации».

Игра «Ситуации». Опишите ребёнку несколько ситуаций, которые он должен соотнести со своим поведением. Роли других персонажей возьмите на себя. Например:

  • Ты принимал участие в спортивных соревнованиях и победил, а твой друг оказался в конце списка. Он очень огорчился. Как ты его будешь успокаивать?
  • Папа принёс 3 яблока: тебе и брату (сестре). Как будешь делить? Почему?
  • Ребята во дворе играют в увлекательную игру, а ты немного опоздал на неё. Попроси, чтобы тебя взяли в игру. Как поступишь, если тебя не примут?

Эта игра помогает овладеть эффективными коммуникативными техниками, правильными поведенческими реакциями, которые можно будет использовать в настоящей жизни.

Старайтесь сформировать у ребёнка адекватную самооценку

  1. Не ограждайте ребёнка от ежедневных дел и обязанностей, не решайте за него все проблемы, однако и не перегружайте его. Пусть он примет участие в уборке, получит удовлетворение от труда и заслуженную похвалу. Старайтесь ставить перед ребёнком такие задачи, которые ему под силу: он должен почувствовать себя ловким, умелым и приносящим пользу.
  2. Не перехваливайте ребёнка, но и не забывайте поощрять, если он это заслужил.
  3. Подбирайте адекватные виды похвалы и наказания, тогда и самооценка ребёнка будет адекватной.
  4. Поддерживайте инициативу ребёнка.
  5. Демонстрируйте сами пример адекватного поведения в случае успехов и неудач.
  6. Не нужно сравнивать своего ребёнка с другими детьми. Лучше сравнить его с самим собой: какой он был сегодня, и какой он будет завтра.
  7. Наказывайте и ругайте ребёнка конкретно за какой-то поступок, а не в целом.
  8. Знайте, что негативная оценка плохо влияет на интерес и творческие успехи.
  9. Ведите доверительные беседы с ребёнком, анализируя его поступки.
  10. Любите своего ребёнка таким, какой он есть.

Будьте внимательны к своему ребёнку: ваша любовь и интуиция подскажут, как правильно сформировать характер ребёнка и поднять, в случае необходимости, его самооценку. Поощряйте положительное поведение ребёнка, хвалите за успехи и вскоре увидите, как уверенно он пойдёт по жизни.