Меню

Что такое любовь между мужчиной и женщиной кратко и ясно. Любовь между мужчиной и женщиной

Здоровье

Все люди созданы с прекрасной возможностью проявлять чувства. В этом и есть главное отличие человека от других созданий под солнцем. То, что у нас есть сердце, это не просто так, ведь в один момент в жизни мы отдаем его кому-то другому. В этом и заключается смысл общения с себе подобными - дарить любовь окружающим.

На сегодняшнее время понятие любви настолько исказилось и порой даже не верится, что человек может испытывать такие нежные и чистые чувства. Волей-неволей в уме всплывает вопрос: а возможна ли сейчас любовь между мужчиной и женщиной?

Что такое любовь?

Можно ли как-то охарактеризовать это понятие? Да, любовь - это глубокое чувство привязанности одного человека к другому. Это когда перед тобой постоянно только один образ, и в сердце нет места ни для кого другого. Конечно, речь идет о романтических чувствах - это любовь в отношениях между мужчиной и женщиной.

Многие же склонны путать два понятия - влюбленность и любовь. Между ними есть и общее, это романтические чувства, но основание у этих чувств разное. Влюбленность - это что-то поверхностное, человек обращает внимание на то, что первое бросается в глаза, а это внешность. Влюбленный человек склонен видеть лишь достоинства и закрывает глаза на недостатки. Другими словами, такое состояние называется “розовыми очками”.

Влюбленность так же недолговечна, как букет в вазе. Да, он очень красив, но приходит время - и цветы вянут, вот так и влюбленность. Сначала два человека получают удовольствие от этого чувства, а потом проходит время, и оно просто пропадает. Есть ли любовь между мужчиной и женщиной? Есть. никогда не проходит, она вечна!

Какие бывают виды любви

Такое чувство, как любовь, не строится лишь на одной романтике. Она проявляется в разных сферах жизни. Например, можно выделить несколько :

  • романтическую;
  • дружескую;
  • родственную;
  • ту, что проявляем ко всем людям, то есть поверхностную.

Так как мы все люди и абсолютно равны в своих правах, то имеем обязанность с должным уважением относиться к себе подобным. То есть проявлять ту самую любовь. Поступай с людьми так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой, - это Если ему следовать, можно оградить себя от множества проблем.

Большинство людей имеют нежные чувства к своим близким людям, например, к родителям, детям, сестрам и братьям. Это вполне нормально, когда мы переживаем за своих близких и желаем им наилучшего. Хуже, когда этого никто не делает, вот тут уже проявляется нечеловечность.

Дружба - это самое возвышенное чувство, ведь именно с дружбы начинается настоящая любовь. Она основывается на доверии и сопереживании. Настоящий друг любит во всякое время, он может понимать тебя лучше, чем ты сам. Это тот, кому ты можешь в любое время излить свое сердце. И нет надобности постоянно напоминать о секретности рассказанной информации.

Такие отношения необходимо ценить, ведь это та опора, на которую можно опираться всю свою жизнь. Это неимоверное счастье - иметь настоящего преданного друга. Дружбу необходимо беречь и поддерживать. Не стоит только чего-то ожидать, необходимо отдавать!

Существует ли любовь между мужчиной и женщиной?

Немного о романтической любви. Особенно она заметна, когда смотришь на счастливых молодоженов. В этот момент нет сомнения в том, что они любят друг друга. Но пройдет время, останется ли как прежде, станет оно еще сильнее или угаснет вовсе. На этот вопрос нет ответа, остается лишь ждать. Существует ли настоящая любовь между мужчиной и женщиной?

Такая любовь, конечно, существует, но ее можно увидеть так редко, что иногда просто начинаешь сомневаться. Перерастет ли простая влюбленность в сильное и крепкое чувство, зависит как от женщины, так и от мужчины. Семью можно сравнить с командой, где победа зависит от усилий всех ее членов. Так и в отношениях: если муж с женой будут прилагать усилия для укрепления своего брака, победа останется за ними.

Как развить настоящее чувство

Простая симпатия может перерасти в любовь между мужчиной и женщиной. Аргументы подтверждают тот факт, что в один момент чувства могут разгореться, и их уже не в силе остановить. Поэтому иногда любовь приходит, не спрашивая разрешения. Но все остается в руках двух людей, если они хотят, чтобы чувства развились, то открывают свое сердце, но если нет, держат его на замке.

Главное, четко понять, что любовь не появляется за короткий период времени. Это чувство развивается годами, оно должно претерпеть все испытания и выстоять. Отнюдь в этом вопросе не играет большой роли внешность, сегодня она есть, а завтра ее нет. Важно то, что находится в сердце человека, его внутренний мир - радости и переживания.

Любить необходимо за что-то конкретное, а не просто за красивые глазки. В человеке должны привлекать его качества, отношение к жизни, цели и желание - это любовь между мужчиной и женщиной. Секс - всего лишь дополнение ко всему остальному, дар, которым наслаждаются супружеские пары.

Могут ли чувства исчезнуть?

Как ни признать, но со временем даже самые сильные чувства могут исчезнуть. Главная причина развода - потеря любви. Нельзя сказать, что в такой ситуации виноват кто-то один, нет. Скорее всего, двое супругов не старались сберечь свой брак.

Множество забот и других проблем, которые разделяют любимых людей. Ведь после торжественной клятвы жизнь только начинается. Это не счастливый конец, которым заканчивается каждый а лишь начало трудной, но от этого не менее счастливой семейной жизни.

Несколько шагов, которые помогут укрепить любовь

Укреплять любовь необходимо постоянно. Ведь если не подбрасывать дров в костер, огонь быстро погаснет. Так и любовь нуждается в нежных проявлениях. Это не обязательно дорогие подарки или Достаточно лишь быть рядом, делить все горести и радости на двоих.

Небольшие проявления чувств всегда будут кстати. Маленький цветочек или записка с признанием могут осчастливить человека в сто раз сильнее, чем что-то грандиозное. Нужна лишь малость, а это внимание и сильное плечо рядом. Человек должен быть уверен, что он не безразличен и его жизнью интересуются.

Любовь между мужчиной и женщиной в литературе

Любовь - это настолько возвышенное чувство, что где о нем мы только ни слышим. Различные телепередачи, сериалы и фильмы, книги - везде повествуется о теплых и нежных чувствах. Главной темой литературы также является любовь. Ведь если бы не было любви, то и не существовало бы лирики.

Кто-то может поспорить, говоря, что поэзия убивает любовь, но это не так: она, напротив, ее питает. Красивые стихи-признанья покорили не одно женское сердце. Ведь не все такие смелые, что могут признаться в своих чувствах лицом к лицу, кто-то предпочитает сделать это в лирической форме. Красивая любовь между мужчиной и женщиной воспевается в поэзии и прозе. К сравнению можно взять такие известные произведения, как “Ромео и Джульетта” Вильяма Шекспира и “Евгений Онегин” Александра Сергеевича Пушкина.

Глубокие чувства люди испытывали во все времена, кто-то страдал, а кто-то просто любил. Поэтому и сейчас мы имеем много подтверждений тому, что любовь между мужчиной и женщиной существует. Горькие и счастливые примеры, на которых можно просто учиться.

Секрет настоящий любви

Если человек ожидает только получать от кого-то любовь, а сам ее не проявляет, то он никогда не будет счастлив. Потому что это чувство действует лишь при взаимной привязанности. Любить - это означает жертвовать ради кого-то своими интересами.

Проявлять чувства - это не просто говорить о них во весь голос, ведь слова ничего не значат порой. Важно поступать соответствующе, чтобы другой человек был уверен в искренности этих слов. Настоящую любовь можно проверить временем - если она есть, то никогда не угаснет.

Любовь – чувство настолько тонкое и эфемерное, что многим кажется, что его не существует вовсе. Потому что зачастую любовь путают с другими, не менее сильными, однако не столь глубокими чувствами. А может и правда, нет её, любви? Во всяком случае как чувства, возникающего между противоположными полами? Вот материнская любовь - есть, а другой нет. В нашей статье «Существует ли любовь между парнем и девушкой» мы попробуем понять: есть ли границы у этого чувства и существует ли оно между мужчиной и женщиной, или любовью принято называть иные чувства?

Наверное, дать однозначный ответ на вопрос «Существует ли любовь между парнем и девушкой?» нельзя. Во всяком случае, он не может быть общепризнанным и таким, с которым согласится абсолютно каждый человек. Ведь многие из нас яро утверждают, что нет любви на этом белом свете! Хотя почему они так говорят – вот в чем вопрос. Возможно, как раз из-за любви, которая когда-то разбила их сердце.

Утверждать, что любовь между парнем и девушкой не существует, пожалуй, глупо и бессмысленно. Этим самым мы просто перечеркиваем все те светлые жизни и счастливые пары, которые упивались своими чувствами и дарили счастливую нежность друг другу. Что же это, если не любовь?

Противники этого светлого чувства утверждают, что любовь в чистом виде не существуют, что у неё всегда есть какая-то подоплека, скажем так, заинтересованная сторона, что лишает Любовь той светлой невинности, которой она характеризуется. Но оставим эту меркантильность: далеко не всем влюбленным что-то нужно от своих возлюбленных.

Хотя нет, немного не так. Нам всем от наших возлюбленных что-то нужно. И, в первую очередь, речь идет о нежности, тепле, заботе, страсти. Нам нужны чувства, мы жаждем ощущений. Мы хотим переживать снова и снова сладкий миг первого прикосновения и поцелуя, вновь и вновь заглядывать в любимые глаза, ища в них очередное признание в любви. И вы хотите всё это назвать «симпатией с элементами корысти»?

В первую очередь, любви характерно всепоглощающее чувство привязанности к человеку. Кажется, что без него ты не можешь есть и пить, даже дышать становится тяжело. Ты чувствуешь острую потребность видеть его каждую секунду, сжимать его теплую руку, обнимать и просто быть рядом, хотя бы взглядом касаясь любимых черт. Вы скажите, что привязанная характерна и для других сильных чувств – например, для дружбы. Но, согласитесь, в случае, если человек – ваш близкий друг, вы не будете ощущать эмоций, описанных выше. Конечно, без друга вам будет скучно, вы стремитесь проводить время со своими хорошими товарищами. Но когда в жизни появляется любимый человек, даже самые близкие друзья невольно отходят на второй план.

Любовь – это забота. Это желание спасти от любой беды, напасти, не дать никому обидеть вас. Забота порождает все те милые и душевные, нежные моменты, которыми изобилует настоящая любовь. Вот вы идете по зимнему парку, вдыхая острый свежий запах мороза. И он так заботливо, но настойчиво перевязывает покрепче вашу шапку-ушанку, чтобы колючий ветер не задувал вам в ушки. Он спрашивает, надели ли вы перчатки, а если вы их забыли дома – он будет всю дорогу греть ваши ладони в своих. Он с материнской нежностью будет поправлять ваш шарф, все время пытаясь прикрыть их дрожащий от холода подбо 2a58 родок. А когда вы придете домой, он тут же отправит вас в ванную греться, а сам займется приготовлением обжигающе горячего согревающего чая.

Какому ещё чувству характерна такая искренняя забота? Мы сейчас не говорим о любви матери к своему ребенку, так как зов крови и материнский инстинкт – сильнее всех остальных чувств, эта любовь никогда не проходит, её не выжжешь из сердца.

Впрочем, наверное, настоящую любовь, которая единожды случилась между мужчиной и женщиной, тоже вряд ли выжжешь. Можно попытаться забыть её, убежать от неё, спрятавшись за спиной другого человека. Можно даже настолько увлечься им, что на миг забыть о том, кого любишь долгие годы и кого не можешь забыть. Ты можешь даже быть счастлива с новым мужчиной, однако иногда, темной ночью, когда новая вторая половинка будет спать, мирно обняв подушку, тебе нет-нет – да и вспомнится тот самый парень, любимый, лучший. И грусть задушит вас, обрушится на вас, подобно снежному кому. Забыть настоящую любовь невозможно, а если вы забыли её – значит, это была не любовь, а сильнейшая влюбленность, граничащая с рабской привязанностью и преданной нежностью, которая исходила от вас. Настоящую любовь не предашь. Но если вы понимаете, что выхода у вас нет и возврат к былой любви невозможен – тогда нужно научиться воспринимать её как счастливую страницу жизни и радоваться тому, что она с вами произошла. Иначе она съест вас изнутри, лишив возможности построить заново своё женское счастье.

Хотя, возможно, нельзя так категорично утверждать, что любовь может быть только одна. Ведь такое утверждение означает, что мы часто говорим о любви и врем, хотя на самом деле, когда слова любви слетают с наших губ, мы действительно уверены, что мы любим. И не стоит так цинично растаптывать эти чувства, говоря, что они фальшивые и придуманные, так как любовь в жизни всего одна. Может, любовь – это очень распространенное чувство и оно способно посетить нас неоднократно. Ведь что ещё, кроме сильной, настоящей и, главное, взаимной любви, сможет принести нам такое искреннее счастье, подарить такое острое желание жить и быть любимыми?

До тех пор, пока сердце человека нуждается в любви, Любовь будет существовать и цвести внутри нас. Порой приносить боль, разочарование и обиду. Хотя, это неправильно – называть такое чувство «любовью». Любовь – это светлое, невесомое чувство, которое заставляет сердце петь, а не страдать. А если оно приносит боль – то задумайтесь: любовь ли это? Возможно, вы просто испытываете маниакальную привязанность к человеку, но он не хочет вам принадлежать? Стоит ли разрешать таким разрушительным ощущениям теплиться в вашей душе? Ведь, коротая свою жизнь на того. Кто никогда не оценит ваших усилий, вы рискуете пропустить настоящее чувство, которое просто не заметите из-за слепоты и закрытости своего сердца?

Обрести любовь – это большое счастье, удержать её – настоящее искусство, заставить гореть с каждым днем всё сильнее и сильнее – ювелирная работа. Однако, уж поверьте, любовь того стоит! Любовь стоит всех жертв на свете, вот только настоящая любовь никогда не заставит вас приносить какие-то поистине серьезные жертвы.

«Любовь - это привидение, которое никто не видел, но все о нем говорят»!?

В тот момент, когда вы читаете эти строки, миллионы людей пытаются изо всех сил найти свою «половику» в этом мире. Они её находят, а через некоторое время расстаются, разочаровавшись. Затем поиск начинается вновь.

Одним из первых духовных чувств, которые испытывает человек, является любовь. Сначала – это любовь к своей матери, затем (со взрослением) появляются нежные чувства к другим представительницам прекрасного пола или сильной половины человечества, но эти чувства далеко не те же самые, какие мы испытываем к нашим матерям.

Любовь мужчины к женщине

Начинается все с симпатии

Опасность её состоит в том, что она кратковременна и оказывает свое влияние быстро под воздействием только лишь внешнего образа, при условии, что этот образ соответствует нашим лично сложившимся критериям красоты и привлекательности.

Симпатия имеет свойство как быстро появляться, так и быстро исчезать…

Один из исследователей межличностных отношений С.В.Петрушин называет симпатию «эмоциональной реакцией на «маску» партнера», отмечая при этом её кратковременность. Но нередко до того как пройти, она успевает трансформироваться во влюблённость, которую ещё можно охарактеризовать, как «любовь с первого взгляда». Но это тоже ещё не то, что называют светлым и романтичным словом «любовь».

Что такое настоящая Любовь?

Это потрясение чувств, это - счастье? – Или подделка?

Для периода влюбленности характерен яркий «всплеск» чувств, но затем такой же резкий спад.

Этот период можно еще описать поговоркой: «Любовь слепа…».

Ошибочно полагая, что это и есть «она», «чистая», «настоящая» мы склонны идеализировать свои партнеров, закрывая глаза на их недостатки и ошибки, если это схоже с нашими представлениями о жизни, поведении, красоте и т.д., принимая тем самым желаемое за действительное. Своеобразным «антидотом» здесь может быть время. Влюбленность хотя и сродни слову «любовь» является одной из основных причин разводов.

Но есть и другие «подделки» любви между мужчиной и женщиной

Например, привязанность (когда существует просто привычка), увлеченность (мы замечаем и начинаем ценить человека за его «изюминку», какое-то особенное, индивидуальное качество). Зависимость (возникает из-за постоянной боязни одиночества и патологической потребности в опеке) и др.

Как же оказывается трудно определить Любовь

На самом деле, испытываем ли мы настоящее чувство любви или упиваемся её подделкой?!

А может быть все дело в том, как мы понимаем это слово. Ведь когда мы говорим, что любим, то представляем себе картину «настоящей любви» на свой вкус и манер. Но наш партнер вовсе не обязательно понимает это также, как и мы.

Может быть в этом кроется та глобальная «заноза», которая, прорываясь, приводит к выплескиванию раздражения в виде многим уже знакомой фразы: «Я то думал (а), что ты меня любишь, а ты!,»

Интересно, ведь не каждому так уж легко дается вообще это признание в любви. Некоторые люди не могут сделать это своим близким. Но далеко не по тому, что они не испытывают этих чувств на самом деле, а потому что, по мнению психологов, «любовь» для них связана с серьезными обязательствами и долгом, и оно на столько велико, что выразить его так бывает до невыносимости сложно.

Другие же делают это легко и непринужденно. Но очень часто в их понимании такое признание приравнено к подтверждению хорошего отношения к человеку, т.е. более поверхностно. Вся трудность в том, что это понятие слишком широкое и приправлено сугубо личными переживаниями, поэтому выразить словами его в полном смысле практически нельзя.

А может быть, основная загвоздка как раз таки и состоит в том, что мы не можем открыто и честно говорить о любви, так как разучились доверять своим чувствам, полагаясь более на разум в решении наших «сердечных» проблем. Мы так привыкли во всем находить рациональное объяснение, так, например, «любовь» сегодня трактуется как не нечто божественное, священное, а как химический процесс, протекающий в нашем организме и посылающий импульсы в наш мозг.

Следовательно, им можно управлять, сдерживать или, наоборот, развивать и усиливать с помощью новых изобретений нашей цивилизации.

От таких мыслей, честное слово, пробегает мороз по коже. Ведь таким образом на наших глазах растает и расплывётся в тумане величайшее таинство на Земле, уступая место прагматичному химико-биологическому анализу человеческих отношений. Однако не все так печально, так как - как бы не хотели наши ученые все объяснить чисто с научной точки зрения, далеко не все люди к ним прислушиваются.

С чем ассоциируется Любовь? Исследования…

Так из 8 тысяч опрошенных исследователями Дюссельдорфского университета (Германия) на вопрос:

«С каким словом по Вашему мнению на сегодняшний день ассоциируется понятие любовь между мужчиной и женщиной?»

  • 73% заявили не раздумывая «романтика»;
  • 19% связали его со словом «брак»;
  • 8% назвали «интимные отношения».

Порадовали ответы и на следующий вопрос:

«Есть ли сегодня по Вашему мнению настоящая любовь?»

  • 59% дали положительный ответ;
  • 26% заняли противоположную позицию «разочаровавшихся» в этом чувстве;
  • около 15% решили пока повременить с ответом.

Однако вот большинство, как оказалось, еще не успели встретить свою настоящую и может быть единственную любовь. И это в прагматичной Германии! Значит не все так уж плохо.

Мужчина и Женщина, как ни крути, притягиваются друг к другу словно два полюса у магнита

Женщина, как изначально слабое существо (прошу простить мне это замечание, здесь не имеется в виду какое-либо уничижение женщины, но так все-таки предусмотрено природой, хотя в моральном духе они легко дадут большую фору полу мужскому) - всегда ищет подсознательно поддержку и опору.

А мужчине недостает нежности и заботы, которую они находят у представительниц прекрасного пола. Воистину противоположности притягиваются! Дело здесь, как видим, не только в физиологии (гормонах и т.д.), но и в том, что, любовь – это чисто человеческое качество, которое включает в себя и нежность, и заботу, и помощь, и милосердие, и…и…и…

О любви продолжать можно почти бесконечно…

Т.к. «любовь между мужчиной и женщиной» - такая, какой видим её мы! А сколько людей, как гласит истина, столько и мнений.

Главное, в процессе любви две половинки становятся одним целым.

Но по мнению некоторых философов, и на мой взгляд сравнение замечательное.

Почему?

Это связано с тем, что - «Любовь», между мужчиной и женщиной, можно представить в виде прекрасного цветка, аромат которого так пьянит и дает силы жить, но цветка очень нежного, настолько, что любое грубое движение может его уничтожить.

Вывод

Поэтому, чтобы взрастить именно любовь, а не её подделку, дайте себе время, разберитесь в своих чувствах, и если вы понимаете, что это именно она, питайте её вниманием и нежностью, лелейте этот чудный цветок, когда он у вас появится. А он в свою очередь, будет радовать вас каждый день и может принести великолепные бесценные плоды.

Каждая девушка мечтает с первого раза угадать, какому мужчине суждено делать ее счастливой всю жизнь. К сожалению, предугадать сценарий не всегда получается. И совсем не обязательно, чтобы человек оказался негодяем, проблема может скрываться в тебе самой.

Что помогает и мешает тебе выбирать, кого любить

В каждом человеке есть несколько ведущих составляющих: род, родовые цели, потребности и планы. Вот нарисовала ты в душе образ идеального партнера, это и есть твоя цель, но так же есть блокировки и негативы, которые мешают, сбивают с толку, заставляют сомневаться.

Женщине может казаться, что у нее нет блокировок на тему брака, но когда мы спросим, какого мужчину она видит рядом с собой, она ответит, например: обеспеченного! И в этом как раз заключается ее внутренний страх, который говорит, что у нее внутри есть механизмы, способные привлечь к ней мужчину, который не будет материально ее устраивать. Что это – просто страх, блокировка, родовой негатив, карма? Мы не знаем…

Многие молодые женщины так же выбирают партнеров, похожих на своего отца. И это тоже неспроста, но лучше применять другой подход, например, проверенную методику, которую мы описали для вас поэтапно.

Как определить, какие качества в мужчине являются для тебя ключевыми

Берем бумагу, ручку и начинаем выписывать те черты, которые привлекают тебя в отце. Обычно озвучивается 4−5 важных качеств: доброта, забота, ответственность, чувство юмора… Это гарантированно те качества, с которые ты всегда ищешь в мужчинах.

Затем выписываем качества, которые тебе не нравятся. Обычно это большая разница в возрасте, агрессия, злоупотребление алкоголем или, наоборот, излишняя мягкость характера. В этом списке окажутся качества, с которыми ты никогда не сможешь смириться. Или сможешь, но обрекая себя на страдания.

На какие вопросы нужно ответить самой себе, чтобы не ошибиться

Дальше список качеств идеального партнера нужно отложить в сторону и начать откровенный разговор с самой собой. Запиши, какие чувства ты способна проявлять по отношению к мужчине: любовь, влюбленность, симпатия, терпение? При этом рекомендую подойти к этому максимально честно, в этом залог успеха.

Где ты хотела бы жить с мужем? У себя дома или у него? Это важно, потому что если девушка привязана к своей квартире, рядом находится ее работа, то, переезжая к партнеру, она во многом пойдет против себя. Или наоборот, молодая женщина мечтает переехать от родителей или из района, который ей не нравится, и это также надо озвучить.

В браке ты хотела бы работать или нет? Ко мне часто обращаются девушки в состоянии очень жесткого конфликта в семье с мужем и со свекровью. Сценарий примерно такой: молодая женщина вышла замуж, родила ребенка и хочет выйти на работу, чтобы строить карьеру, а семья категорически против. Наверняка и вы знаете подобные примеры. Если бы женщина еще до брака поняла, что ей важна карьера, озвучила бы это будущему партнеру, то, скорее всего, пара либо разошлась для поиска более подходящей половинки либо иначе бы строила отношения с самого начала.

Тебе важно работать в браке? Важно строить карьеру? Пиши это как важный для себя пункт и озвучивай его мужчине еще до серьезных отношений. А если хочешь сидеть дома с ребенком, не работать, также озвучь это мужчине. На этом этапе многих останавливает страх «Как так – я ему скажу, он же уйдет!» И хорошо, что уйдет. Лучше сейчас, чем когда ты влюбишься. Лучше сейчас, чем когда у вас появятся совместные дети и будут постоянные скандалы. А может, и не уйдет, может, этому мужчине будет так комфортно. Но если вы не скажете, не вы решаете, как вам жить, за вас решают!

Далее обдумай и запиши, как много времени ты готова уделять семье и быту. Этот пункт я также рекомендую расписать максимально реально, понимая, что это не на год «контракт». Поэтому, если ты готова готовить мужу завтрак и ужин, причем из одного блюда, так и пиши. Нам всем очень хочется показать себя лучше, чем мы есть на самом деле. Но если мы на этапе разбора будущего партнера, на этапе «заказа» подходящего нам партнера будем приукрашивать, то потом счет предоставят нам. Брак – это долгосрочные отношения. Поэтому я рекомендую не обманывать себя и писать свои реальные возможности.

Распиши в этом ключе все составляющие: занятия любовью, образ жизни, отдых, страна проживания. Мы не описываем будущего мужа «красивый богатый брюнет, рост 1,80», мы описываем себя и свою жизнь. Но реально обдумав и поняв свои потребности.

Что дальше?

И что же дальше делать с этим списком? Сжечь, съесть, выбросить, чтобы он непременно исполнился? Ничего не делайте, можете в тумбочку положить. Важно, чтобы вы честно и без прикрас поговорили с собой. Никаких «стерпится и слюбится»! Сейчас не те времена: люди ругаются, конфликтуют, потом разводятся, страдают сами и их дети. Поэтому в выборе партнера важна предельная честность с самой собой и реалистичность.

Влюбленность, или «романтическая любовь» – это совсем не та любовь, о которой как о высшей добродетели говорит христианство. Однако именно эта любовь-влюбленность воспринимается молодыми людьми как очень важное, яркое, неповторимое, пронзительное чувство, смешанная и непонятная эмоция.

Проблема любви как «романтических отношений между мужчиной и женщиной», которые непременно предшествуют созданию семьи и продолжают существовать уже в рамках семейного союза, почти не поднималась христианскими философами. Святые отцы к этому вопросу подходят крайне целомудренно. В их понимании любовь, даже любовь между мужчиной и женщиной – это в первую очередь духовная христианская любовь, это жертвенность, милосердие, терпение, прощение. Однако молодой человек или девушка (даже из христианских семей), впервые открывая в себе интерес к противоположному полу (испытывая то, что по традиции именуется «первой любовью»), данные ощущения и эмоции вряд ли могут конструктивно напрямую увязать с теми сложными, хотя и правильными благочестивыми терминами, которыми говорит о любви христианское предание.

Для молодых людей (а очень часто и для взрослых) романтическая любовь – это непрерывное движение души, сопряжение великой радости и страха, ибо любовь призывает человека, как никогда ранее, открыться другому, а значит – стать уязвимым. Когда человек влюблен, он готов все то, что находится в глубине его души, разделить с объектом своего обожания. Это чувство (на момент его «активной фазы») как «двигатель» жизни, его нельзя отвергнуть, так же как нельзя отказаться от пищи. Такая любовь-влюбленность – мощное эмоциональное и психологическое влечение одного человека к другому. Любовь есть некая сила, которая действует в человеке независимо от его воли и желания. Человеческая природа по-своему жестока, она требует к себе очень серьезного отношения. В данной ситуации человек впервые узнает в себе совсем иного человека, уже не ребенка. А главное, с этого момента любовь (влюбленность) становится нужна, необходима, человек сознательно или подсознательно ищет ее. Именно это чувство с удивительной силой генерируют творческую энергию человека, при этом значительно снижает его аналитический (рассудочный) потенциал в отношении происходящих событий.

Итак, что же это такое – любовь-чувство, любовь-влюбленность, любовь-влечение, эмоциональное и психологическое, с точки зрения христианства? Это чувство божественное или человеческое? Счастье человека может состояться с его одной единственной любимой (любимым) или платоновский миф об андрогинах не находит подтверждения в христианской традиции? Браки заключаются на небесах или в государственных структурах? «Настоящая любовь» навсегда или ее продолжительность определяется биологическими сроками зачатия, беременности и вскармливания ребенка, т.е. 3-5 годами? Любовь – это всегда радость и счастье или она может причинять боль и трагедию? Это все чрезвычайно важные вопросы, они особенно актуальны, а самое главное – интересны для молодых людей, т.к. эта сфера впервые постигается ими и требует определенной личностной реакции, интеллектуального и нравственного осмысления.

«Нередко за неимением четкой мировоззренческой позиции, нравственных категорий в сознании взрослые люди суть дети в вопросах межличностных отношений»

К сожалению, далеко не всегда взрослые способны в данной ситуации привести исчерпывающие ответы на жизненные запросы молодого человека. Нередко за неимением четкой мировоззренческой позиции, нравственных категорий в сознании (что характеризует подавляющее большинство представителей нашего постатеистического общества) эти взрослые суть дети в вопросах межличностных отношений, правда те дети, о которых апостол Павел предупреждает: «не будьте дети умом» (1 Кор. 14, 20). Ровесники могут быть хорошими друзьями (в смысле сопереживателями) и даже советчиками, но вряд ли их советы будут характеризоваться благоразумием. Те же современные психологи, к которым приводят своих взрослеющих чад родители или учителя, могут стоять на позициях, далеких от христианства, на позициях грубого материализма, воспринимающего человека как животное и, соответственно, предоставляя преференции его вполне животным инстинктам, или, что еще хуже – оккультизма. Такого рода «врачи человеческих душ», с точки зрения христианской нравственности, могут дать, скажем, девушке не просто плохие, а убийственные советы в духе: «Да тебе давно пора переспать с ним, и все образуется!»

Поэтому для православного миссионера тема «первой любви», которая неразрывно сопрягается с вопросами отношений между мужчиной и женщиной, правильного виденья, правильного поведения и, соответственно, построения этих отношений – создания семьи, является благодатной почвой для сеяния семян христианского благовестия. Один мудрец сказал: «Безумие отвечать на вопрос, который не задан». И очень часто наши просветительские старания терпят неудачу именно по той причине, что тема наших выступлений неинтересна для школьников и студентов. Она неактуальна для пространства их насущной жизни, она не трогает их. В этом контексте вопросы о влюбленности, любви, построении отношений, семьи являются хорошей основой для проповеди христианского вероучения. И к ответам на некоторые из этих вопросов я предлагаю перейти.

Что такое христианская любовь?

Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Никакое слово не достаточно для того, чтобы по достоинству изобразить любовь, так как она не земного, но небесного происхождения… даже язык ангелов не в состоянии в совершенстве исследовать ее, так как она беспрерывно исходит из великого разума Божия». Однако все же, чтобы дать некое понимание этой Божественной реалии, мы вынуждены прибегнуть к катафатике и, пусть нашими несовершенными словами и понятиями, все же показать различие между христианской любовью и любовью чувственной, плотской, романтической.

Преподобный Иоанн Лествичник пишет: «Любовь по качеству своему есть уподобление Богу, сколько того люди могут достигнуть».

Итак, христианская любовь – это не просто чувство! Христианская любовь – это сама жизнь, это вектор бытия, направленный к Небу, к Богу. Поскольку же «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге» (1 Ин. 4, 7), то эта жизнь (образ жизни) пронизана любовью, делами любви. Дела любви человека по отношению к окружающему миру есть подобие любви Божественной по отношению ко всему Им созданному.

Говоря языком человеческим, христианская любовь есть проявление высшей благожелательности по отношению к каждому человеку, который волею Божией встречается на пути его жизни. С одной стороны, это проявление благожелательности есть не просто исключительно внешнее поведение, ибо место пребывания этой благожелательности – сам дух, высшая фракция устроения человека, устремленная к Богу. С другой стороны, эта благожелательность должна проявляться в делах любви по отношению к окружающим и уж как минимум – в отсутствии злых измышлений и намерений касательно их. Святитель Игнатий Брянчанинов строго предупреждает: «Если ты думаешь, что любишь Бога, а в сердце твоем живет неприятное расположение хотя к одному человеку, то ты в горестном самообольщении». И действительно, с некоторой долей условности можно утверждать, что в наши дни христианская любовь является синонимом «благожелательности» и «милосердия» (в то время как просто «любовь» понимается в лучшем случае как романтическое увлечение, а в худшем – как нечто плотское и пошлое). Святитель Иоанн Златоуст так и пишет: «Если уничтожится милосердие на земле, то все погибнет и истребится». Все мы помним, какие характеристики дает любви апостол Павел: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится » (1 Кор. 13, 4-8).

Как выше было сказано, христианская любовь – это совсем не романтическое переживание, не чувство влюбленности и тем более не половое влечение. И в подлинном смысле любовью может быть названа именно христианская любовь как прямое проявление божественного в человеке, как инструмент восприятия нового, восстановленного, бессмертного Человека – Иисуса Христа. При этом следует оговориться, что романтическая любовь, равно как половое влечение, не есть нечто чуждое божественному устроению человеческого естества. Бог создает человека холостичным (от др.-греч. ὅλος - целый, цельный): и дух, и душа, и тело, разум и сердце – всё создается Единым Богом, всё создается прекрасным и совершенным («добро зело»), всё создается как единая, неделимая реалия, как единая природа.В результате великой катастрофы – грехопадения человека – его природа претерпевает повреждение, изменение, искажение, извращение. Некогда единое человеческое естество распадается на самостоятельно действующие фракции: ум, сердце и тело (иногда это деление представляется как дух, душа и тело), – каждая из которых обладает автономным волевым началом. Отныне эти начала действуют не в согласии друг с другом, они могут быть направлены не к добру, а ко злу, не к созиданию, а к разрушению – и самой личности, и окружающего мира. Но Господь Иисус Христос Своей крестной жертвой исцеляет эту поврежденную человеческую природу, приводит ее в совершенство, и разрозненные свойства человеческого естества (ум, сердце и тело) приводятся к гармонии, к единству в Богочеловеке Иисусе Христе.

Что такое влюбленность, или романтическая любовь?

Если пользоваться делением человеческой природы на дух, душу и тело, то влюбленность – это, безусловно, сфера души. Если вспомнить о святоотеческом делении на ум, сердце и тело, то романтическая любовь – это, безусловно, сфера сердца.

«Романтическая любовь – это служебное чувство, источником которого является Божественная любовь»

Здесь следует отметить, что мы используем понятия «романтическая любовь» и «влюбленность» как синонимы, в то время как последний термин чаще используется для характеристики поверхностных, несерьезных отношений (как говорят в светском обществе, флирта) в противовес «настоящей любви», «любви на всю жизнь», верности. Но в нашем контексте романтическая любовь, или влюбленность – это прежде всего чувство, эмоция. И для нас важно подчеркнуть, что эта «любовь» не та жертвенная христианская любовь, не движение к Богу. Романтическая любовь – это служебное чувство, но оно совсем не низменное, напротив – источником этого служебного чувства является как раз Божественная любовь. Возможно, именно этим объясняется тот факт, что это чувство, ввиду необычайной яркости и силы переживаний, поэты разных времен и культур ошибочно называли «божественным». Блаженный Августин в своей знаменитой «Исповеди» говорил, обращаясь к Богу: «Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе». Именно «потеря покоя» очень часто отражает как внешнее поведение, так и внутреннее состояние влюбленного, поскольку сразу развивается зависимость, характеризующаяся частичной утратой свободы и именуемая в святоотеческой традиции пристрастием. В более высоком смысле все человечество лишено покоя в поисках Бога Истинного.

Господь от начала создает человека ради вечного блаженства. Что является непременным условием этого блаженства? Любовь к Богу. Но Господь в плане онтологическом много выше, совершенней человека, а потому любить Его непросто, любовь к Господу должна предваряться (воспитываться, осмысливаться) любовью к равному. Поэтому Господь создает малую церковь – семью. Цель семьи – спасение ее участников (мужа, жены, детей) через взаимную жертвенную любовь, которая, в свою очередь, взращивает, воспитывает в участниках этой семьи любовь к Богу. Богословские термины «обожение» или «боговселение» в практическом осуществлении означает – спасти свою душу, т.е. научиться любить, прийти к тому, чтобы любовь стала господствующей в человеке. Именно в семье, можно даже сказать, в быту повседневной жизни, где каждая ситуация, каждое событие – это, с одной стороны, урок, а с другой, в то же время и экзамен, происходит настоящая проверка того, насколько человек научился любить, насколько он способен жертвовать и терпеть. Человеку может казаться, что он уже научился любить, а на самом деле это не так. По этому поводу Антоний, митрополит Сурожский, говорил: «Мы все думаем, будто знаем, что такое любовь, и умеем любить. На самом деле очень часто мы умеем только лакомиться человеческими отношениями». Грех живет в природе человека и искажает настоящее чувство.

Крайне сложно говорить о данных категориях в отношении неповрежденного мира и человека. Можно предположить, что той реалией, которую сегодня, в условиях падшего мира и падшего человека, мы именуем «романтической любовью», был как раз одним из аспектов того человеческого единства, той «единой плотью», которую создал Бог в Адаме и Еве: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть» (Быт. 2, 24). После грехопадения это «единство» осталось в человеке, но, как и все остальное, было повреждено. Теперь это «единство» есть обоюдное чувственное влечение друг к другу мужчины и женщины, которые, быть может, случайно встретились в океане этой жизни. Это чувство невозможно свести исключительно к половому влечению, ибо последнее неспособно стать основой для серьезных отношений между мужчиной и женщиной. Семья создается на основе взаимной симпатии, взаимного стремления, рвения и взаимной привязанности друг к другу, верности двух будущих спутников жизни. Безусловно, эта сфера взаимного влечения не сфера тела, не сфера физиологии, это именно романтическая любовь, сфера души, т.е. чувственного, эмоционального начала в человеке, хотя и сфера телесной близости соприсутствует с ней в виде инстинкта.

«В христианском браке гармонично и нераздельно соприсутствуют и духовное, и душевное, и телесное»

Можно предположить, что до грехопадения любовь жертвенная, любовь романтическая и сфера телесной близости (вспомним Божественное повеление людям плодиться и размножаться – Быт. 1, 28) – были чертами единой любви. Но для описания человека поврежденного, онтологически разделенного, мы вынуждены в описании различных реалий употреблять различные термины. Одновременно с этим следует подчеркнуть, что в рамках христианского брака, когда его участники имеют по-настоящему христианское сознание (образ мыслей) и ведут по-настоящему христианский образ жизни, благодатью Божией эта гармония, это единство восстанавливается. И в христианском браке гармонично и нераздельно соприсутствуют и духовное, и душевное, и телесное, и любовь жертвенная, и любовь романтическая, и та, следствием которой является рождение детей.

Вне всякого сомнения, романтической любви или влюбленности, сколько бы прекрасным это чувство ни было и сколько бы поэты ни воспевали amor, недостаточно для создания по-настоящему счастливой и крепкой семьи. Господь говорит: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 5), и там, где нет христианской любви, там, где любовь человеческая не облагодатствована любовью Божественной, там любому начинанию человеческому, любому его союзу уготована участь дома, построенного на песке – «и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» (Мф. 7, 27). И, собственно, вне любви Божественной обоюдная симпатия может пройти или «наскучить», и тогда брак вполне может превратиться в «животный» союз, и биологические животные сроки (зачатие, беременность и вскармливание ребенка), исчерпав себя, приведут его к неминуемому распаду. В то время как именно присутствие Бога в семье, наличие христианской жертвенной любви (т.е. христианского сознания мужа и жены) делает любовь романтическую «настоящей, единственной любовью» – той, которая «до гроба», той, которая «не перестает»! Христианский святой V века Блаженный Диадох говорил: «Когда человек ощущает Божию любовь, тогда он начинает любить и ближнего своего, а начав – не перестает… В то время, как плотская любовь по малейшему поводу испаряется, духовная – остается. В боголюбивой душе, находящейся под Божиим действием, союз любви не пресекается, даже когда ее кто-нибудь огорчает. Это потому, что боголюбивая душа, согретая любовью к Богу, хотя и потерпела от ближнего какую-то скорбь, быстро возвращается к своему прежнему благому настроению и охотно восстанавливает в себе чувство любви к ближнему. В ней горечь разлада совершенно поглощается Божией сладостью». Марк Твен говорил более прозаично: «Ни один человек не способен понять, что такое настоящая любовь, пока не проживет в браке четверть века ».

Мои оппоненты могут возразить мне, сказав, что в атеистические годы (эпоха СССР) люди в Бога не верили, в Церковь не ходили, однако семьи были крепкими. Это так, и здесь я бы обратил внимание на имеющий чрезвычайную важность фактор воспитания. Как бы там ни было, Советский Союз создавался людьми, воспитанными в парадигме христианских нравственных ценностей, и этот благочестивый опыт, как и правильное воспитание, давали соответствующий нравственный стержень на несколько поколений вперед. Люди забывали Бога, но инерционно помнили, «что такое хорошо и что такое плохо». Тяжелые годы становления СССР, Великая Отечественная война слишком много отняли у людей, и было не до того, чтобы «разбрасываться любовью». Не надо забывать, что и Русская Православная Церковь была крепка, как Церковь мучеников и исповедников Христовых. Однако в более спокойные и сытые 70-е измена или развод уже были делами обыденными настолько, что в той или иной степени упоминания об этом стали достоянием шедевров советского кино («Москва слезам не верит», «Служебный роман» и др.). Конечно, дело не только и не столько в спокойствии и сытости, сколько в том, что инерция благочестия постепенно исчезала, умирали те, кто знал Источник настоящей христианской жертвенной любви. В настоящее время любовь испытывается через потребительское отношение – люди ищут наслаждений, вечного праздника и не принимают трудностей, избегают ответственности.

Именно христианская любовь воспитывает подлинную ответственность и чувство долга, ибо именно они способны преодолеть очень многие проблемы взаимоотношений между двумя близкими людьми, которые неминуемо возникают в процессе становления любого семейного союза. Семейные отношения – это не сплошные «розовые облака», бывают и скандалы, и охлаждения, и задача по-настоящему любящих людей – преодолеть, пережить эти «грозовые тучи», оставаясь при этом верными самым прекрасным минутам их взаимоотношений. Семья включает в себя такое сочетание обстоятельств, при которых личность проявляет себя в полной мере своего содержания, как положительного, так и отрицательного. И необходима христианская жертвенная любовь, чтобы научиться любить свою вторую половину иначе . Так появляется любовь не к иллюзорному человеку (которого зачастую еще до брака создает наше воображение или сама вторая половина, порой неосознанно, пускает в ход свои актерские таланты), а к настоящему, к подлинному! И вот как раз семья – это и есть тот организм, в котором две личности, которые были изначально чужими друг другу, должны стать единым целым с единым сердцем, едиными мыслями, по образу Святой Троицы, при этом не утрачивая своей личной неповторимости, но обогащая и дополняя друг друга.

Священник Александр Ельчанинов писал: «Мы думаем о себе, что все мы причастны этой любви: каждый из нас любит что-либо, кого-либо… Но та ли это любовь, которой ожидает от нас Христос?.. Из бесконечного количества явлений и лиц мы выбираем родственные нам, включаем их в свое расширенное «я» и любим их. Но стоит им отойти немного от того, за что мы их избрали, как мы изольем на них полную меру ненависти, презрения, в лучшем случае – равнодушия. Это человеческое, плотское, природное чувство, часто очень ценное в этом мире, но теряющее свой смысл в свете жизни вечной. Оно непрочно, легко переходит в свое противоположение, принимает демонический характер». В последние десятилетия мы все являемся свидетелями того, что разводящиеся супруги сетуют на то, что, мол, «не сошлись характерами». А ведь за этой пресловутой формулировкой скрывается то, что люди не способны решать элементарные межчеловеческие проблемы, не способны справиться с самым простейшим конфликтом, эти люди не умеют ничего: ни терпеть, ни прощать, ни жертвовать, ни слушать, ни говорить. Эти люди не умеют любить, не умеют жить!

Начиная с эпохи Возрождения, с реставрации языческого мировоззрения, и далее с конца XVIII века - первой половины XIX века, с вхождением в сознание европейцев антропоцентрических и атеистических идей, все более и более забывается та любовь, о которой мы говорили в самом начале – любовь христианская, любовь жертвенная, любовь-уподобление Богу. Именно этим главным образом характеризуется эпоха Возрождения, эпоха романтизма, когда посредством популярной литературы, театра (на тот момент чрезвычайно модного), разного рода светских мероприятий (балов, приемов) романтическая любовь культивировалась как нечто абсолютное, самодостаточное и самоценное. Такая гиперболизация чувственной, человеческой любви с ее интригами, иллюзиями, страданиями, экспериментами, «треугольниками» привела к выхолащиванию духовного и нравственного содержания этого великого чувства. Любовь превращается в игру, в увлечение, в приключение, а иногда в психологическую патологию – в болезнь. Недаром Федор Михайлович Достоевский не без иронии замечал: «Влюбиться – не значит любить… Влюбиться можно и ненавидя». Вторая половина XX века – начало XXI века ознаменовали себя еще большей деградацией: на сегодняшний день под любовью между мужчиной и женщиной понимается иной раз чистая физиология, чисто животное сожительство, пошлое, утилитарное отношение к человеческой личности. Христианская вера уводит человека от утилитарного отношения к своему ближнему (когда человек оценивает другого исходя из того, как можно его использовать), а ведет его к жертвенному отношению.

Подлинная любовь – это в том числе и способность терпеть отсутствие ее у других.

Если разум человека по своей природе бесстрастен, то сердце преимущественно является носителем страстей (не обязательно страстей в смысле греховных проявлений, но и чувств, эмоций). А поскольку романтическая любовь – это сфера именно сердца (или души), соответственно, это богоданное чувство единства мужчины и женщины в особой степени подвержено разного рода искажениям, извращениям. Кстати, в Библии уже описаны разного рода модули этого чувства: так, на примере Захарии и Елисаветы показана любовь самоотверженная. Но отношения Самсона и Далилы – любовь коварная, любовь-манипуляция. Отношения Давида и Вирсавии – любовь порочная и греховная, любовь-болезнь. Последняя в наши дни широко распространена: многие наши современники глубоко несчастны, будучи неспособны устроить свою личную жизнь или хотя бы заиметь хоть сколько-нибудь продолжительные отношения. И это при том, что они бесконечно «до безумия» влюбляются, но их состояние очень напоминает болезнь.

Православному человеку известно название этой болезни – непомерная гордыня и, как ее следствие, – гиперболизированный эгоцентризм. Митрополит Антоний Сурожский говорил: «Любовь только тогда может давать, когда она забывает о себе». А вот что пишет по этому поводу православный психолог, доктор психологических наук Тамара Александровна Флоренская: «Пока человек ждет любви и внимания от других, живет этим, он никогда не удовлетворится, будет требовать все большего, и все ему будет мало. В конце концов, он окажется у разбитого корыта, как та старуха, которая захотела, чтоб служила ей рыбка золотая. Такой человек всегда внутренне несвободен, зависим от того, как к нему относятся. Этот свой источник любви и добра нужно открыть в себе самом. И открытие должно совершиться не в уме, а в сердце человека, не теоретически, а внутренним опытом». Один американский психолог Леланд Фостер Вуд как-то сказал: «Удачливый брак – это нечто гораздо большее, чем умение найти подходящего человека; это и способность самому быть таким человеком». И вот это очень важный момент – любить, а не ждать любви и всегда помнить: не я терплю, меня терпят!

О платоновском мифе

В наши дни бытует представление о том, что настоящую семью получится создать только со своей единственной и уникальной «второй половинкой». Иной раз некоторые романтичные мечтатели всю жизнь ищут эту вторую половинку, терпя неудачу за неудачей. Насколько такое представление о семье как союзе мужчины и женщины соответствует христианским воззрениям? В данном случае мы имеем дело со стихийно цитируемым платоновским мифом об андрогинах. Согласно ему, некие мифические перволюди, соединявшие в себе мужское и женское начала, возгордились своей силой и красотой и попытались напасть на богов. Те же в ответ произвели разделение в каждом из андрогинов на мужскую и женскую персону и рассеяли их по миру. И с тех пор люди обречены на поиски своей половины. Эта легенда, безусловно, красивая, романтическая, а самое главное – она отражает тот факт, что поиск спутника жизни действительно присутствует и порой этот поиск сопряжен скорее с разочарованиями, чем с удовлетворением. Однако, конечно, идея Платона не соответствует библейской картине устроения мира, в Священном Писании подобных идей мы не встречаем. Но все же надо отметить, что древнегреческий философ, хотя и был лишен Откровения, однако прочувствовал очень верные моменты. В частности, в его мифе мы слышим некий отголосок библейской истории первородного греха. И наконец, правда Платона в том, что действительно существует фактор психологической совместимости. Перед тем, как двух космонавтов отправить в совместный полет, соответствующие специалисты очень тщательно проверяют, насколько эти два человека способны бесконфликтно сосуществовать в рабочем пространстве. Подобные проверки проходят представители и других ответственных и опасных профессий.

И действительно, если мы посмотрим на себя, на свою жизнь, то наверняка заметим, что есть люди (и прекрасные, казалось бы), которые остаются для нас просто знакомыми, а есть те, которые становятся друзьями. Это не объяснить исключительно факторами нравственного или рационального выбора. Бывает так, что красавец-студент вдруг выбирает в качестве своей невесты не «Мисс университет», а какую-нибудь неприметную девчонку. «И что он в ней нашел?» – ворчат недовольные однокурсницы. А ему все ясно: «Нет в мире прекрасней Матильды моей». Все мы знаем, что существуют люди, нам симпатичные и не симпатичные (речь идет, в том числе, и о психологическом факторе). И это вне нравственных или эстетических категорий, это – нечто внутреннее. Разумеется, с точки зрения христианской нравственности, и к первым и ко вторым мы должны относиться с любовью, т.е. быть преисполнены благожелания к ним. Но наличие симпатии, аспекты психологической совместимости – это факт. Именно этим, кстати, объяснятся тот момент, что Бесстрастный Бог Иисус Христос имел любимого ученика Иоанна Богослова. Мы часто забываем, что Христос не только Совершенный Бог, но и Совершенный Человек. И, возможно, что Его человеческой природе в психологическом отношении был ближе именно апостол Иоанн как ученик, последователь, друг. И в нашей жизни мы наблюдаем то же самое. Поэтому конечно, Господь для Паши С. не творит специально Машу Н., подразумевая, что сии два индивидуума могут создать семью только в случае уникальной встречи друг с другом и не с кем иным. Конечно, таких «назначений» Господь не делает, хотя Своим Промыслом и направляет человека в правильную сторону. И решение, как и с кем создать семью – это решение в первую очередь самого человека, а не каких-то (пусть и Божественных) мистических перипетий. Конечно, семья не может быть создана людьми, которые не испытывают обоюдной симпатии или постоянно ругаются и спорят друг с другом. Люди встречаются, люди влюбляются, женятся, т.е. создают семьи с теми, к кому, во-первых, испытывают симпатию и, во-вторых, с теми, с кем чувствуют психологический комфорт – с кем легко говорить и легко молчать. Это сложно объяснить словами, но это всегда чувствуется.

О «самом низшем»

В наши дни стихийно распространено языческое мнение о том, что исцеления заслуживает только маленькая «аристократическая» частичка человека («душа» или «дух»), все же остальное выбрасывается на «свалку» (в I-III вв. эту идею широко декларировали т.н. гностические секты). Христос же исцелил всего человека, не только душу, ум или совесть, а всего человека, в том числе и телесность. Даже то, что в светском обществе называли «самым низшим» – человеческую плоть – Христос вводит в Царствие Божие. Во Христе происходит преображение и духа, и плоти, в отличие от плотоненавистнических, космоненавистнических гностических идей.

В этом отношении имеется потребность сказать слово об интимных отношениях. В Церкви (по причине, возможно, и невостребованности) не существует единого выверенного мнения касательно этого вопроса во всех его аспектах. Многочисленные церковные писатели современности высказывают различные суждения по этому вопросу. В частности, можно прочитать, что для христианина секс вообще неприемлем, что это принадлежность нашей греховной сущности, и супружеские обязанности существуют исключительно для деторождения и что такие желания (в лоне супружеской жизни) следует, по-возможности, подавлять. Однако Священное Писание не дает никаких оснований полагать, что сами по себе интимные отношения есть нечто грязное или нечистое. Апостол Павел говорит: «Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть» (Тит. 1, 15). 51-е Апостольское правило гласит: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, удаляется от брака и мяса и вина, не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что все добро зело, и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил вместе и таким образом клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен от священного чина, и отвержен от церкви. Так же и мирянин». Так же и правила 1, 4, 13 Гангрского Собора (IV в.) предполагают строгие прещения по отношению к тем, кто гнушается браком, то есть отказывается от брачной жизни не ради подвига, а потому, что считает брак (в частности, и в аспекте интимных отношений) недостойным христианина.

«Именно любовь позволяет человеку оставаться целомудренным»

Нигде в Священном Писании мы не можем прочитать каких бы то ни было суждений, из которых следовало бы, что Церковь в интимных отношениях видит что-то грязное, нехорошее, нечистое. В этих отношениях может происходить разное: и удовлетворение похоти, и проявления любви. Интимная близость мужа и жены является частью сотворенной Богом человеческой природы, замыслом Божиим о человеческой жизни. Именно поэтому такое общение не может осуществляться случайно, с кем угодно, ради собственного удовольствия или страсти, но всегда должно быть связано с полной отдачей себя и полной верностью другому, только тогда оно становится источником духовного удовлетворения и радости для любящих. И, вместе с тем, не стоит сводить эти отношения исключительно к цели деторождения, ибо в таком случае человек становится подобным животному, ибо у них все точно так, а вот любовь есть только у людей. Полагаю, что супругов влечет друг к другу все-таки не желание, чтобы в результате этого влечения появились дети, а именно любовь и стремление быть совершенно едиными друг с другом. Но при этом, конечно же, высшим даром любви становится и радость деторождения. Именно любовь освящает интимные отношения, именно она позволяет человеку оставаться целомудренным. Святитель Иоанн Златоуст прямо пишет, что «разврат происходит не от чего иного, как от недостатка любви». Борьба за целомудрие - самая тяжелая борьба. Церковь устами святых отцов и даже устами Священного Писания пользуется этими отношениями как неким образом для изображения более возвышенной любви, любви между человеком и Богом. Одна из самых прекрасных и удивительных книг Библии - это Песнь Песней.

Известный педагог протопресвитер Василий Зеньковский оставил нам такие слова: «Тонкость и чистота взаимной любви не только не стоят вне телесного сближения, но наоборот, им питаются, и нет ничего добрее той глубокой нежности, которая расцветает лишь в браке и смысл которой заключается в живом чувстве взаимного восполнения друг друга. Исчезает чувство своего «я» как отдельного человека… и муж, и жена чувствуют себя лишь частью какого-то общего целого – один без другого не хочет ничего переживать, хочется все вместе видеть, все вместе делать, быть во всем всегда вместе».

Зачем нужна гражданская регистрация, если можно засвидетельствовать свои отношения перед Богом?

Многих молодых людей несколько смущает тот факт, что таинство Венчания в Церкви может произойти только в случае наличия документа, подтверждающего гражданскую регистрацию семейного союза. Спрашивается, неужели Богу нужны какие-то штампы? И если мы даем обет верности друг другу перед Богом, то на что нам какие-то печати? На самом деле этот вопрос не такой сложный, как кажется. Просто нужно понять одну простую вещь. Человек в этом мире ответствен не только перед Богом, но и перед окружающими его людьми, и первое невозможно без второго. Семья состоит минимум из двух персон, а в перспективе состав семьи может увеличиться и до трех, четырех, пяти, шести, семи и т.д. человек. И в данном случае семья – это часть общества, и общество должно знать, что это его часть, что это именно семья (в смысле «мама-папа-я»). Ведь общество предоставляет семье определенный статус, определенные гарантии (в аспектах распоряжения и наследования имущества, образование, медицинское обслуживание детей, материнский капитал), а, соответственно, данные люди должны засвидетельствовать перед обществом: «Да, мы хотим быть семьей». В случае если эти два человека утверждают, что не чувствуют своей взаимосвязи с обществом и отрицают вышеназванные обоюдные обязательства (по типу «да нам плевать»), то в таком случае они должны полностью и бескомпромиссно отказаться от всех видов общественных связей и социальных услуг (грубо говоря, уйти отшельниками в глухие леса). Но они же этого не делают. А значит, в самой основе их позиции лежит лукавство. Будучи неспособны ответствовать перед людьми, лукаво относясь к общественным обязательствам, смогут ли эти люди ответствовать перед Богом? Очевидно, что нет. Во что же тогда превращается для них таинство Венчания? В театральную постановку? До 1917 года именно Церковь юридически регистрировала брак (браки инославных и иноверных регистрировали их религиозные общины), но в советскую эпоху эту обязанность выполняли Органы записи актов гражданского состояния (ЗАГСы). И Церковь не противопоставляет себя государственному устройству и, соответственно, церковное венчание – браку государственному, и первое является закреплением второго, его венцом. Если же «домостроители» не способны возвести фундамент, то не рано ли им возводить купол?

Говоря о семье, хотелось бы закончить вот чем. Церковь в своей литургической традиции совсем не говорит, что семья – это легко. Скорее наоборот. Таинство, в котором Господь благословляет мужчину и женщину, называется «Венчание». Слово «венчание» и «венец» — однокоренные. О каких венцах идет речь? О венцах мученических. Когда священник во время таинства Венчания второй раз обводит молодоженов вокруг аналоя, то возглашает: «Святые мученики!» А в одной из молитв священник, обращаясь к Господу, просит Его сохранить супругов, как «Ноя в Ковчеге,.. как Иону в чреве кита,.. как трех отроков в огне, послав им росу с неба» и т.д. Требования в отношении семейных обязательств (в частности, запрещающие разводиться) Самого Иисуса Христа показались апостолам настолько строгими, что некоторые из них в сердцах воскликнули: «если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться». И тем не менее, христианский опыт свидетельствует, что настоящую радость человеку дает не то, что просто, а то, что сложно! Известный французский католический писатель Франсуа Мориак как то заметил: «Супружеская любовь, которая проходит через тысячу случайностей, самое прекрасное чудо, хотя и самое обыденное». Да, семья – это сложно, да, это путь, состоящий из испытаний и даже соблазнов, но своим венцом этот путь имеет неописуемую благодать. И все мы это знаем, вспоминая еще те, крепкие, настоящие семьи наших предков, которые преодолевали все трудности и препятствия и являли собой образец по-настоящему любящих, счастливых людей.

Вконтакте