Меню

Достижения феминисток, навсегда изменившие жизнь женщин. Кто такие феминистки и что такое феминизм

Мода и стиль

З наменитые мужчины все чаще и громче говорят о поддержке идей гендерного равенства, поддерживают женщин в борьбе за достижение равных прав и возможностей. Среди них есть известные актеры, музыканты, политики.

Дэниел Рэдклифф

Известный по роли Гарри Поттера британский актер неоднократно признавал, что он является феминистом. «Я думаю, что я феминист, хотя бы ввиду того факта, что я верю в равные права для каждого», — говорил Рэдклифф в интервью для журнала Stylist. А на страницах мужского журнала GQ актер отмечал, что люди, которые выступают против, — гомофобы, сексисты, расисты — уже проиграли свою битву и должны бросить эти идеи.

Бенедикт Камбербэтч

Еще один британский актер отстаивает идеи гендерного равенства. Вместе со своей женой Софи Хантер Камбербэтч присоединился к кампании «Вот как выглядит феминист» (Тhis is what a feminist looks like), организованной журналом ELLE и британской организацией Fawcett Society, что ведет борьбу за права женщин.

Также актер просил своих сторонников изменить название фанклуба Cumberbitches, потому что по его мнению использование слова bitch в отношении женщин нивелирует достижения феминизма.

Джозеф Гордон Левитт

В прошлом году на шоу Эллен ДеДженерес американский актер без колебаний ответил «Да» на вопрос о том, он феминист. Гордон Левитт поделился, что об этих идеях ему рассказывала мать еще в детстве. Она обращала его внимание на то, что женщин в современной культуре изображают обидно. «Я называю себя феминистом. Следует обратить внимание на роли, которые нам навязывает общество и понять, что мы не должны вписываться в эти роли. Мы можем быть кем захотим — и мужчины, и женщины», — утверждает актер.

Джон Ледженд

Певцу принадлежат такие слова: «Все мужчины должны быть феминистами. Если мужчины будут заботиться о правах женщин, мир станет лучше». С таким заявлением Ледженд выступил на пресс-конференции по поводу сбора средств для благотворительной кампании Chime for Change, цель которой — улучшить жизнь женщин во всем мире.


Итан Хоук

В рубрике издания US Daily, которая называется «25 фактов, которые ты не знаешь обо мне», Хоук написал: «Я феминист». Это был факт №8. Также в пресс-туре с фильмом «Юность» партнер оскароносной Патрисии Аркетт критиковал «мужской клуб» Голливуда. А после выступления Аркетт на «Оскаре», которую она посвятила проблемам гендерного неравенства, актер поддержал ее в своем Твиттере.

Райан Гослинг

Канадская звезда романтических мелодрам еще в 2010 году обвинял патриархальный кинематограф в ненависти к женщинам. Актер подчеркивал, что сцены сексуального насилия над женщинами в кино показывают ради развлечения зрителей, но кадры, где женщины сами проявляют сексуальную активность, пытаются скрыть. Гослинг также говорил, что предпочитает фильмам, в которых изображаются сильные женщины — такие, как его сестра и мать.

Кстати, несколько лет назад Гослинг стал героем феминистских мемов, известных как Hey, Girl. Интересно, что недавно ученые из Университета Саскачеван доказали, что после просмотра этих мемов мужчины более склонны соглашаться с утверждениями феминисток и феминистов.

Я сама: феминистки отвечают на TheQuestion

Небритые подмышки, коты вместо мужей, ненависть ко всем и вся: что такое феминизм на самом деле и почему он оброс таким количеством мифов, шаблонных шуток и неприязни - объясняют сами феминистки.

12 вопросов

1. Когда и почему появился феминизм? 2. Есть ли в истории упоминания о феминизме? Кто из известных женщин был феминисткой? 3. Правда, что феминистки не бреют подмышки, ноги и ненавидят мужчин? 4. Правда ли, что феминистки не заводят семьи и не хотят детей? 5. Правда ли, что большинство феминисток - лесбиянки или просто мужеподобные девушки, которые не любят присущие девочкам вещи? 6. Может ли мужчина стать феминистом? 7. Что значит быть феминисткой? Как их можно узнать? 8. Что оскорбляет феминисток? Как с ними общаться и что делать, чтобы не обидеть? 9. Почему в России так не любят феминизм? 10. Кто в России является ярким представителем феминизма? 11. Что хочет добиться движение феминисток? За какие права они борются? 12. Каких авторов стоит почитать, чтобы начать разбираться в гендерных исследованиях и феминизме?

Феминизм как идеология впервые возник в Великобритании и США в конце XIX века и был в основном направлен на борьбу за обретение женщинами права голоса во время политических выборов. Сначала голосовать могли только владеющие имуществом белые мужчины, а потом к ним примкнули мужчины без имущества, освобожденные рабы и мужчины других расовых принадлежностей. Наконец, настало время женщин. Конечно, право голоса было центральной темой борьбы феминисток так называемой «первой волны». Говорили также о репродуктивных, сексуальных и экономических правах женщин.

В Великобритании женщинам старше 30, владеющих имуществом, разрешили голосовать в 1918 году. С 1928 это право распространяется на всех женщин. В США права голоса у женщин появилось в 1920 году. Хочу заметить, что в Советском Союзе право голосовать женщинам было сразу вписано в конституцию 1918 года, так как идеология социализма приветствовала полное равенство полов. Отсюда же плакаты типа «Долой кухонное рабство!» Но обладать правом голоса советским женщинам было не так интересно, как западным, - однопартийная система давала лишь иллюзию выбора.

Тут следует вопрос: почему феминизм существует до сих пор, если женщины еще 100 лет назад получили право голоса?

На праве голосовать на выборах дело не заканчивается. Существует еще огромное количество вещей, в которых женщины, увы, находятся в неравном положении с мужчинами. Возьмем среднюю зарплату: в США женщина получает на 18% меньше, чем мужчина, находящийся в той же должности. В России эта разница составляет 30%.

Ну и к тому же, в некоторых европейских странах, например, в Швейцарии женщин допустили к голосованию гораздо позже - во второй половине XX века. А в Саудовской Аравии закон, который дает женщинам право голоса, вступил в силу только в 2015 году. Так что все не так радужно.

Также существует борьба за репродуктивные права и свободы. К примеру, доступность абортов - кстати, в России с этим дела обстоят лучше, чем во многих западных странах. Скорее всего, тут опять влияние советского наследия - в СССР впервые в мире были легализованы аборты в 1920-м году (хотя на время правления Сталина они были отменены).

И, конечно, существуют такие мировые проблемы, как преследование женской сексуальной свободы по закону, что включает в себя карательные изнасилования и казни; вступление в брак несовершеннолетних девочек; проституция, как вынужденная, так и добровольная; запрет на образование женщин в регионах с сильным религиозным влиянием. Допустим, в Нигерии группа религиозных экстремистов Боко Харам крадет девочек-подростков из школ, чтобы они не получили образование. Поэтому феминизм не прекращает свое существование и регулярно пополняет свои ряды. Если начался феминизм с того, чтобы добиться права голоса для преимущественно белых англоязычных женщин, то сейчас в нем есть направления для женщин любой национальности с любым цветом кожи и даже необязательно для тех, кто родился женщиной.

2/12 Есть ли в истории упоминания о феминизме? Кто из известных женщин был феминисткой?

Тут надо уточнить, что раз уж термин «феминизм» существует лишь с конца XIX века, то его упоминание раньше этого времени невозможно. Тем не менее, это не значит, что идеи, близкие идеям феминизма, не появлялись в истории с древних времен. Например, в Библии есть упоминания о женщинах, которые занимали высокие государственные посты. Конечно же, такое встречалось и до возникновения христианства - все мы знаем о Клеопатре и Нефертити.

Однако, феминизм не исчерпывается способностью возглавить страну. По большому счету, к прото-феминисткам можно причислить любую женщину, которая первая преуспела в деле, где раньше командовали мужчины. Например, писательницы Мэри Шелли, сестры Бронте и Джейн Остен стали, пожалуй, первыми известными писательницами со времен греческой поэтессы Сапфо. А Коко Шанель собственноручно основала одну из главных фэшн-империй в мире. Более того, мужчины поддерживали идеологию о равенстве женщин. Французский философ и математик XVIII века Маркиз де Кондорсе выступал за равные права и свободы для всех людей. А поэт Райнер Мария Рильке в своем единственном прозаическом произведении «Записки Мальте Лауридса Брюгге» и в личной переписке постоянно признавался, что находится в восхищении от женщин и предпочитает их компанию мужской.

3/12 Правда, что феминистки не бреют подмышки, ноги и ненавидят мужчин?

Насчет подмышек и ног я вот что могу сказать - феминистки ничем не отличаются от других женщин. У всех разное отношение к волосам на собственном теле, поэтому, как ни странно, среди феминисток есть даже женщины без единого волоска на теле. А каждая женщина с небритыми ногами не становится автоматически феминисткой. Что же до ненависти по половому признаку - это то, с чем феминизм борется. Феминизм - это идеология равенства, а не дискриминации.

Естественно, феминистки недовольны ситуациями, в которых мужчины имеют преимущество просто из-за того, что они мужчины. Когда все заведомо считают, что мужчина лучше разберется, лучше справится с техникой, будет умней в чем-то и т.д. Совершенно не исключено, что в результате так оно и окажется. Также не исключено обратное: женщина сможет лучше. Важно избавиться от предрассудков на этапе выбора.

Одно из направлений феминизма - борьба с мужским превосходством, но не с мужчинами. Феминистки борются и с насаждением стереотипов по отношению к мальчикам: «мужчина должен быть сильным», «мужчины не плачут». Среди мужчин, как и среди женщин, огромное количество людей с разными характерами. Кто-то силен, кто-то слаб, кто-то весел, кто-то хмур. Чей-то папа плачет, когда смотрит по телевизору футбол, а чья-то мама даже на хэппи эндах не пустит слезу.

Феминизм - про возможность выбора. Брить или не брить. Бояться или побеждать. Быть сильным или слабым. В феминизме каждый выбор заслуживает уважения и считается достойным.

4/12 Правда ли, что феминистки не заводят семьи и не хотят детей?

Нет, это не правда. Феминистки бывают самые разные, и среди них могут встретиться и многодетные мамы, и убежденные чайлдфри. Все сводится к тому, чтобы иметь или усыновлять детей было осознанным желанием женщины. А если ребенок будет неожиданным, то феминистское окружение внезапной мамы сделает так, чтобы она не испытала ни малейшего сожаления о своем решении оставить ребенка.

Да, безусловно, контрацепция и аборты - также большая часть феминистской борьбы. Мы стоим за то, чтобы женщина имела право предотвратить беременность или прервать ее. К сожалению, для обладателей матки и пары яичников это не так просто, как для мужчины, - просто натянуть презерватив или отмахнуться от ответственности невозможно. Как отлично пошутила героиня Джулии Луис Дрейфус в сериале «Вице-президент»: “Если бы мужчины могли беременеть, аборты бы можно было сделать в каждом банкомате”.

А когда феминистки становятся мамами, они воспитывают детей в идеалах свободы, самоопределения и равенства. Мальчики, которых воспитали мамы-феминистки совершенно не теряют в мужественности, но зато становятся очень честными, справедливыми и ответственными людьми - женщина, которой однажды достанется такой муж, будет очень счастлива.

5/12 Правда ли, что большинство феминисток - лесбиянки или просто мужеподобные девушки, которые не любят присущие девочкам вещи?

Я считаю очень важным ответ на этот вопрос. Мне надоело, что слово «лесбиянка» используется как ругательство и способ запугивать тех, кто уже не побоялись назвать себя феминистками, но очень боятся, что их назовут этим страшным словом, и тратят много сил на то, чтоб доказать, что, конечно, они не лесбиянки. Этот спорт по перекидыванию слова «лесбиянки» от одной группы к другой, словно оно волейбольный мяч, ставит под удар лесбиянок, делает невидимыми тех, кто уже пришли в феминизм, и отпугивает от феминизма тех, кто еще не пришли.

Есть много разных феминисток. Есть много красивых феминисток с хорошей фигурой и устроенной личной жизнью с мужчинами. Но среди нас есть одинокие женщины, женщины с инвалидностью, пожилые женщины. И, конечно, лесбиянки, бисексуалки и трансгендеры. Феминные лесбиянки, маскулинные лесбиянки и какие душе угодно лесбиянки есть среди нас. Важно сделать этих женщин видимыми. Я, например, бисексуальна, в последнее время имею отношения только с женщинами и чувствую себя лучше, чем когда бы то ни было. Однако еще лучше я себя буду чувствовать, когда общество (и в том числе часть феминистского сообщества) перестанет вынуждать меня и моих подруг стесняться себя. Лесбиянка - это не ругательство. Это идентичность.

6/12 Может ли мужчина стать феминистом?

Конечно, может! Более того, многие мужчины осознанно называют себя феминистами. В конце концов, у каждого представителя мужского пола бывает любимая женщина - мама, бабушка, сестра, жена, подруга, коллега. А часто таких любимых женщин даже несколько. Почему же он не может поддержать их борьбу за равные права и свободы?

Впрочем, многие мужчины отговариваются - мол, необязательно вешать на себя ярлык, чтобы поддержать кого-то. Но почему-то так говорят только о феминизме, или о правах разных меньшинств. А вот повесить на себя ярлык фаната футбольной команды, рок-группы или компьютерной игры никто не стесняется.

Если вы задумываетесь о том, чтобы начать называть себя феминистом - не стесняйтесь. Вы нам очень-очень нужны.

7/12 Что значит быть феминисткой? Как их можно узнать?

Не все феминистки заняты в активизме, и не все женщины должны этим заниматься. Даже активистки не должны денно и нощно нести вахту. Быть феминисткой это значит замечать, что насилие и другие неприятные вещи, которые происходят с женщинами там и тут - не какие-то случайные инциденты, а следствие системы, которая держится на гендерном неравенстве и на многих других дискриминациях тоже. Феминистки могут не знать, что такое «культура насилия», «стеклянный потолок» и значение других странных терминов, но они знают, что вокруг них что-то не в порядке Ну как минимум, что в изнасилованиях виновата не мини-юбка, а насильник. У феминисток нет особого клейма или рукопожатия, поэтому узнать их можно, только начав с ними говорить. Возможно, они сами в этом признаются. Или скажут, что анекдоты про блондинок -это не смешно. Тут-то вы все и поймете.

8/12 Что оскорбляет феминисток? Как с ними общаться и что делать, чтобы не обидеть?

Мне кажется, что подходить к этому с точки зрения политкорректности - неправильно. Тут речь не о том, чтобы ни в коем случае не оскорбить чьи-то чувства. Феминизм - это о том, чтобы уважать женщину, как человека. Всем нам иногда хочется пошутить глупую шутку о женщинах или предположить, что женщина в чем-то должна быть менее способна, чем мужчина. Ну, типа, метать ядро, создавать видеоигры или вкусно жарить шашлыки - привычно считать, что все это мужские занятия. Еще часто считается, что женщины - слабый пол. Ну и конечно, любимая история в мужской компании - заценить грудь и попу каждой проходящей мимо девушки. В таких ситуациях, мне кажется, важно подумать: а что если бы женщина, о которой идет речь, была моей матерью? Сестрой? Дочерью? Наверное, никому не хочется, чтобы их близкую родственницу считали менее способной, лишь потому что она женщина, или сочли просто куском аппетитного мяса. Вот на это и ориентируйтесь.

А все рассказы про то, что если подержать феминистке дверь, то она обязательно двинет по морде - глупость и вранье. Держать дверь хорошо и правильно, и я это делаю для всех, для мужчин, женщин, детей и, когда везет, милых собачек. Чего и всем советую.

9/12 Почему в России так не любят феминизм?

Потому что Россия довольно сексистская и патриархальная страна. У нас до сих пор сильны «биологические» представления о естественном традиционном разделении гендерных ролей. Идеи мужского доминирования, разности мужской и женской природы разделяет большая часть населения.

Социолог Дениз Кандиотти написала знаковую статью «Патриархальная сделка», в которой описывает принципы работы патриархата и объясняет, почему он такой живучий. Дивиденды от патриархата, выгоду, получают не только мужчины вследствие своего доминирующего статуса, но и некоторые женщины, которым удобнее занимать второстепенную позицию - быть домохозяйкой, содержанкой. Но помимо дивидендов, патриархат требует и жертв: женщины оказываются контролируемыми и подчиненными, а мужчинам приходится нести ношу ответственности и главного кормильца. В странах, где влияние патриархата особенно сильно, наблюдается повышенная мужская смертность. Например, в России мужчины живут на 12 лет меньше, чем женщины – это самый высокий разрыв в Европе.

В России до сих пор есть список запрещенных для женщин профессий: машинист поезда, пилот гражданской авиации, водолаз, сантехник и другие. Составители списка придерживались мнения, что женская природа (логика, психика) - другая. Поэтому женщина может водить троллейбус или трамвай, а вот с поездом или самолетом не справится. Хотя исследования показывают, что нет никаких особенностей у женщин, мешающих им хорошо водить поезд, этот дискриминационный список по-прежнему существует. ()

Еще в России популярно представление, что феминизм – это западная тема, а нам эти идеи чужды. Также встречается мнение, что в России нет никакой дискриминации (по законам у нас почти все хорошо), у нас полное гендерное равенство, поэтому феминизм нам не нужен. Ну и избитый стереотип, что феминистки – это уродливые мужененавистницы с не сложившейся личной жизнью, подмышки не бреют, лифчики не носят. Часто такие нелепые представления возникают в том числе из-за отсутствия в публичной сфере женщин, открыто называющих себя феминистками.

10/12 Кто в России является ярким представителем феминизма?

Какие-то конкретные персоналии назвать сложно, из известных женщин мало кто называет себя феминисткой. Раньше публично признаться в феминизме отваживались в основном гендерные исследовательницы и некоторые художницы-активистки. Но надо отметить, что в 2010-е годы появилась новая активная волна феминизма среди молодых девушек. Причем, это не одно какое-то движение, а несколько разных групп, участницы которых иногда между собой даже не знакомы и у них разные принципы. Пожалуй, одна из самых популярных феминисток - Белла Рапопорт, которая в последние два года стала активно продвигать феминистскую повестку дня в онлайн-СМИ. Есть еще несколько персоналий, которых я бы лично назвала феминистками, но они себя так не называют - например, Алена Попова. А называть кого-то феминистской, если человек по отношению к себе это слово не использует, наверное, неправильно.

История борьбы за права женщин - довольно давняя, можно вспомнить хотя бы Олимпию де Гуж, написавшую в 1791 Декларацию прав женщины и гражданки, по аналогу с Декларацией прав человека и гражданина французской революции.

Обычно принято выделять три волны феминизма: представители первой (середина XIX – первая половина XX века) боролись за политические и гражданские права женщин: возможность голосовать, обладать собственностью, получать высшее образование, работать; начало второй волны связывают с выходом книги Симоны де Бовуар «Второй пол» и появлением новой повестки дня - репродуктивные права, дискриминация, домашнее насилие, гендерные роли и иерархии; третья волна, которая берет начало в 90-е годы объединяет множество разных направлений и обращает внимание на права не-белых женщин, женщин-представительниц религиозных, этнических и сексуальных меньшинств, вопросы проституции, порнографии и гендерных стереотипов.

Также внутри этих волн выделяют несколько разных течений феминизма: либеральный, марксистский, постмодернистский, лесби, радикальный, черный, пост-колониальный и другие. У каждого направления свои цели и задачи.

Например, идеи марксистского феминизма, во многом появившиеся благодаря работе Энгельса «Происхождении семьи, частной собственности и государства», связаны с анализом угнетения женщин как следствия разделения труда на сферу производства (мужскую) и воспроизводства (женскую).

«Черный» (или «Цветной») феминизм борется с дискриминацией женщин по расовому или национальному признаку. Его представители акцентируют внимание на дискриминации женщин сразу по двум пунктам: 1. Как женщины 2. Как представительницы не-титульной национальности (к примеру, в России это могут быть женщины-мигрантки из Средней Азии).

По-другому третью волну принято называть феминизм различий или пост-феминизм. И его основная повестка дня на сегодняшний момент - это вопросы контроля над женской телесностью и сексуальностью: навязанные стереотипы о красоте и о том, как должна выглядеть и вести себя женщина, репродуктивные права женщин, борьба против насилия и, в частности, проблема «обвинение жертвы» в изнасиловании.

4. Бетти Фридан «Загадка женственности» - подробное журналистское исследование, что происходит, если женщину принуждают исполнять нормативную роль «жены и матери», утверждая, что больше для счастья ей ничего не нужно.

5. Статья Кэрол Ханиш «Личное - это политическое» - о том, почему женский вопрос - это политический вопрос.

Что касается гендерных исследований, то на русском языке вышла замечательная книга Р.Коннелл «Гендер и власть». Это, на мой взгляд, самый адекватный теоретический труд про устройство гендерной системы.

Наконец, есть замечательный сборник статей, изданный Гендерной программой Европейского университета, - «Российский гендерный порядок: социологический подход».

Феминистское движение - это такое явление, которое можно разглядывать по меньшей мере с двух сторон. С одной стороны, это политическое движение, которое заключается в борьбе женщин за равноправие. Данный нюанс нередко ассоциируется с традиционным феминизмом, в том числе с движением суфражисток, требовавших предоставить дамам право голоса на выборах. В наше время кажется, что такие трудности остались позади, но в начале XX века девушки не имели избирательных прав фактически нигде в мире. В итоге побед ранних феминисток мы смогли с радостью об этом забыть. Так кто же такие феминисты и какая идеология феминизма?

Понятие «феминизм» берёт своё начало в XIX столетии. В публицистической литературе данной эпохи под ним подразумевается совокупность свойств, присущих женщинам . Так же как есть специальные мужские черты - мужественность, существует и феминность, другими словами - «феминизм».

Уже в конце XIX века в контексте суфражистского движения возникает слово «феминистка», вначале французское, которым именуют активисток дамского движения. В итоге к началу XX века значение термина постепенно приобретает изменения. На протяжении последних ста лет под феминистами мы уже точно понимаем представительниц женского пола, которые ведут борьбу за свои права . При этом права эти могут пониматься по-всякому, и борьба не постоянно заключается в требованиях официального политического равенства.

История феминизма

Идеи, которые были близки к современному феминизму, впервые были замечены в западной культуре ещё во времена Античности. В книжке «Страны» Платона , которая была пятой по счёту, к примеру, утверждается, что нет никаких препятствий для того, чтоб дама была правителем. Если девушка довольно разумна и одарена, то она обязана владеть теми же правами, что и самые разумные и профессиональные представители мужского пола. Проявления феминизма можно отыскать и в Средние века, а также в эпоху Возрождения.

Первой представительницей феминистского движения принято считать англичанку Мэри Уолстонкрафт , которая жила в конце XVIII века. В труде «Защита прав женщин» она ставит вопросы, которые связаны с судьбой дамы: чем женщина отличается от мужчины, насколько справедливы обвинения девушек из-за недостатка их ума, как на роль девушки оказывает влияние материнство и домашний труд. Основной девиз Уолстонкрафт, который вызвал скандал, заключается в том, что дама может без помощи других распоряжаться собственной жизнью.

Немного в тени от Уолстонкрафт находится её соотечественница по имени Мэри Эстел , которая была поклонницей рациональной философии Декарта, что не делала различия между женским и мужским полом. Уолстонкрафт аналогично находится под воздействием Руссо и полемизирует с ним. Во время чтения этих давних текстов карикатурный образ феминисток пропадает: они дают разностороннюю, нередко ироничную и порой неожиданную аргументацию. К примеру, Эстел в качестве вероятной альтернативы замужеству и переходу девушки «во власть мужчины» предлагала создание дамских «светских монастырей».

Среди первых феминистов точно был один мужчина по имени Джон Стюарт Милль , который являлся классиком либеральной философии. В 1869 году он предал гласности трактат «Подчинённость дамы» в защиту прав женщин. Большая часть мужчин была настроена категорически против феминизма. Частично они просто не могли осознать, чего желают эти девушки.

Некий автор-мужчина сделал даже заявление в качестве ответа на публикацию труда Уолстонкрафт, что требовать защиты прав девушек настолько же несуразно, как требовать защиты прав домашних питомцев. В качестве ответа на движение суфражисток было сформулировано и «традиционное опровержение» : феминистками будто стают лишь чрезвычайно безобразные дамы, которые не могут надеяться на то, чтобы найти для себя достойного супруга.

Первая волна феминизма

Определить первую волну феминизма легче всего. Это борьба дам за равноправие в политике , а также за возможность избирать и выступать в качестве кандидата на голосовании. Первые представительницы феминизма апеллировали к либеральным девизам: люди владеют равными правами, и это не зависит от пола.

Суфражистки были чрезвычайно большим и сильным движением общественной политики в Англии и США: дамы слились и достигли своей цели. 1920 год вошёл в историю тем, что в США была рассмотрена и принята 19-я поправка к Конституции . В соответствии с данной поправкой пол не может являться препятствием для ограничения на участие в политической сфере жизни, а также на участие в голосовании.

После чего почти всем казалось, что феминизм завершился, так как начальной главной цели дамы достигли, а остальные трудности способны разрешить политики, которые были избраны женщинами на голосовании.

Данная волна феминизма зародилась в 60-е годы XX столетия и является уже более трудным явлением. Подавление тут уже не сводится к запрету дамам принимать участие в политической сфере жизни. Стало известно, что политическое равенство допускает подавления в семье , подавления на рабочем месте.

Главный текст той эпохи - это труд Симоны де Б​овуар «Второй пол» . Представительницы феминизма второй волны критикуют представление о том, что главное назначение девушки - это исключительно материнство, которое понимается как затворничество и отрешение от карьеры, уход за домом.

Феминистки позволили себе опровергнуть тезис о том, что девушки не должны стремиться к тому, чтобы проявлять себя за границами этого «женского мира». О том, что будто бы мужчина - природный экстраверт, а дама - природный интроверт, и данное социальное разделение труда предопределено навечно определёнными естественными правилами.

Перечень тем, ассоциируемых с феминизмом , в это время очень расширяется. Теперь это:

Всё это начинает осознаваться как социальная проблема. В общем, идёт речь о проблематизации женской фигуры в культуре.

Данная волна не достигла реализации собственных задач в полном объёме, трудности, о которых говорили представительницы феминизма 60-х годов, существуют и в нынешнем мире. Однако в период второй волны случилась реальная социальная революция: девушки в западных странах массово начинают обосновываться на рынке труда. В свою очередь, это приводит к очень резкому росту материального положения общества, а также к совсем новому представлению о настоящей гендерной политике.

Эта волна феминистского движения приходится на 90-е годы XX столетия. Она характеризуется попыткой применить к гендерным исследованиям соответствующие моменту философские идеи, сначала концепцию постструктурализма и вдобавок постколониальную теорию. Обсуждение проблемы тут строится в главном около понятия равенства. В общем, на данном шаге уже достаточно тяжело разговаривать о некой теоретической целостности замыслов феминизма.

Главная цель для представительниц феминистского движения третьей волны - это понимание, что, по сути,проблема не сводится к тому, что существуют мужчины и женщины. Проблема сводится к попытке осознать, как конкретно эти половые роли, женская и мужская, проектируются , каким образом мы становимся женщинами и мужчинами. Что принуждает нас быть мужчиной либо женщиной? Тут же возникает вопрос про то, что могут существовать и иные половые роли. Занимается исследованием огромного количества гендерных идентичностей квир-теория.

В данной волне в особенности обращает на себя внимание движение Riot Grrrl , которое сконструировано вокруг эстетики не лишь освобождённой, однако и располагавшей властью женщины, которая способна быть самодостаточной, профессиональной, лидирующей в социальной области жизни - и в данном смысле превосходствующей над мужчинами. Riot Grrrl сообщили, что бюстгальтер с эффектом «пуш-ап» не противоречит наличию мозгов, возвратили в обиход брутальный мейкап и высочайшие каблуки, которые ещё не так давно числились традиционным символом подавления со стороны мужчины.

В итоге можно кратко сказать, что феминизм этой волны стремится к свободе также от тех ограничений, которые были навязаны ранними феминистами.

Разновидности феминизма

Выделяют три вида феминизма:

Под либеральным феминизмом подразумевается то, что феминизм - это прежде всего история о равенстве прав женщин и мужчин. С того момента когда мы можем гарантировать официальное и обстоятельное равенство прав, можно начинать думать, что так же как в своё время был решён вопрос с расизмом, теперь решена проблема и гендерного неравенства.

Либеральный вид феминистского движения - это мейнстрим и на западе огромные политические партии нацелены конкретно на него. Западная политкорректность в отношении девушек - это также продукт либерализма.

Второй вид феминизма - это марксистский . Марксистское феминистическое движение подразумевает, что подавление дам - это частный вариант капиталистического и классового подавления. Иначе говоря, в экономике присутствует эксплуатация наёмных тружеников, и девушки - это один вид людей из тех, что используется. Так же, как в XIX веке и позднее, использовали рабочих, так и дам принуждают работать на особей мужского пола.

Марксистский феминизм увлекателен тем, что в качестве собственной центральной темы вводит дилемму бесплатной домашней работы. Существуют среди марксистов учёные, утверждающие, что база мировой экономики - это работа и труд домохозяек, который абсолютно не оценивается, но при всём этом совершает главный вклад в наше благополучие.

Необходимо помнить, что в марксистский феминизм большой вклад привнесла Россия. Правительство большевиков с начала 20-х годов получило звание самого прогрессивного современного правительства во всём мире исходя из убеждений гендерного равенства:

  • Существовало официальное политическое равенство, а также избирательное равенство.
  • Девушек учили грамоте.
  • Пытались освободить от «кухонного рабства» путём открытия централизованных пролетарских харчевней.

Были совершены и такие ходы, которые были недопустимыми для Западной Европы в то время. А именно был декриминализован аборт. Александра Коллонтай была самой популярной защитницей женских прав в числе большевиков. По окончании первых годов русской власти отношение к дамам постепенно становится более консервативным. Однако до правления Сталина Россия считалась современной передовой феминистской страной.

- это третий тип феминистических теорий, подразумевает, что всего этого недостаточно, так как мужчины при любом варианте остаются заинтересованными в сбережении режима патриархата. В этом случае патриархат - это особый термин, который указывает на принцип политического, социального и финансового преобладания представителей мужского пола. В данном режиме мужчина является добытчиком, он тот, кто делает, а дама - та, кто ожидает, девушка - бесплатная прислуга как бытовая, так и сексуальная.

Рассматривая радикальный феминизм, мы видим теорию, предполагающую, что, по сути, все старые определения политической философии были выдуманы мужчинами, они не схватывают самого важного. Что трудность не в использовании, не в наличии классов, не в буржуазии, не в стране, трудность состоит в том, что присутствует режим патриархального правления и частным вариантом подавления является подавление одних мужчин иными, тогда как базовым институтом подавления является конкретно гендерное.

Сила и сразу слабость радикального феминизма состоит в том, что в некотором роде слова представительницы феминизма выступают против не только разных отсталых форм общественного устройства, однако и против сегодняшней либеральной демократии по типу западной.

Из бессчётных замыслов радикального феминизма следует сказать о «лесбийском сепаратизме» . Он заключается в том, что дамы вообще не должны вступать в половые отношения с мужчинами, так как каждый вид сексуальных отношений с мужчиной тем или иным образом становится продолжением многолетней традиции подавления. Ритуалы романтичной влюблённости, к примеру, - просто форма покупки женского тела и контроля над чувствами женщины.

Что значит феминистка? В современном обществе часто это понятие неправильно трактуют, подразумевая под ним женщину, у которой не сложилась личная жизнь, мол, вследствие ненужности противоположному полу она стала грубой и вульгарной «мужененавистницей», даже отъявленной и коварной стервой. На самом деле это мнение ошибочно. Предлагаем вам развенчать устоявшиеся мифы и узнать всю подноготную барышень, которые гордо величают себя феминистками.

Понятие феминизма

Многие исследователи называют этим термином общественное, социальное и политическое движение, активные участники которого добиваются предоставления равных прав и возможных свобод женщинам наравне с мужчинами. В первую очередь такие люди не терпят любую гендерную дискриминацию, а также унижение человека из-за его расовой или религиозной принадлежности, возраста и статуса. Одним словом, они считают, что представители обоих полов могут на одинаковых основаниях, используя доступные методы и возможности, получать образование, работать, водить автомобиль, баллотироваться в президенты и так далее.

Исходя из этого, можно ответить на волнующий вопрос о том, кто такие феминистки. Это женщины, знающие себе цену, которые пытаются преодолеть патриархат и доказать, что они не хуже, чем мужчины. Подчинить волю и полностью подмять под себя представителей противоположного пола они не стремятся. Хотя те барышни, которые исповедуют радикальный феминизм, поддерживают любые способы в борьбе за восстановление гендерного равенства.

Бесправные женщины

Вплоть до XVIII века девушек не только считали представительницами слабого пола, их даже относили к категории второсортных людей. Они не имели права на высказывание собственного мнения: все решения за них сначала принимали родители, в частности отец, потом - муж. Женщину даже не спрашивали, с кем она хочет связать свою жизнь: не успела она родиться, как будущий супруг уже был выбран старшим поколением семьи. Ослушаться - означало опозорить всех домочадцев, обречь себя на осуждение общества и проклятие родственников. Поэтому мало какая барышня могла отважиться на такой отчаянный шаг.

Кто такие феминистки, в те времена не знали. Мужчины даже представить себе не могли, что уже через несколько десятков лет жёны, дочери, сёстры и матери вырвутся из-под их крыла, стремясь к независимости и самостоятельности. Пока же девушки даже не имели права получать образование, распоряжаться имуществом, тратить деньги. В их прерогативе была только одна «почётная» миссия - ублажать благоверного. Они ещё и детей воспитывали. Но если супруг решал, что малышей нужно пороть, жена не могла даже встать на их защиту, поэтому смиренно поддерживала политику главы семьи.

Начало феминизма

Движение зародилось на заре XVIII века в США. Первые феминистки в один прекрасный день проснулись и решили: всё, они сыты по горло половой дискриминацией. «Почему мы обязаны жить по правилам, придуманным мужчинами? Мы тоже люди и хотим полноценно участвовать в жизни общества и государства», - заявили дамочки и ринулись в бой. Их предводительницами на гендерных баррикадах стали Олимпия де Гуж и Мэри Уолстонкрафт, которые неустанно писали трактаты о положении женщин и способах его улучшения.

Понятно, что до равноправия этим первым ласточкам было ещё очень далеко. Даже если открыть журналы XX века, появившиеся аж через 200 лет после зарождения движения, то можно увидеть, что ситуация существенно не изменилась: радикальных реформ не добились феминистки. Фото, публиковавшиеся в печатных изданиях, демонстрировали модные новинки сезона, а статьи пестрили кулинарными советами, учили рукоделию и пропагандировали методы ублажения мужа. Мол, удел барышень - дом, дети и наряды. Пусть этим и занимаются, а не суют нос в такие важные и непонятные для женского ума дела, как бизнес, политика и финансы.

Первая волна

Её охарактеризовать довольно просто. Кто такие феминистки в начале XX столетия? В то время это были женщины, которые активно боролись за политическое равноправие, возможность участвовать в выборах и выставлять собственные кандидатуры. Они апеллировали к либеральным лозунгам: все люди равны перед законом, они наделены одинаковыми правами независимо от половой принадлежности. Барышни пытались урвать и свой кусок пирога: они жаждали власти, возможности стоять у руля экономики страны. Участницы первой волны называли себя суфражистками - людьми, жаждущими заполучить избирательное право.

Движение было настолько мощным и сильным, что мужчины очень скоро не выдержали натиска. Уже в 1920 году была принята поправка к американской Конституции. Она гласила, что пол не может быть препятствием для участия в политической жизни государства, и в выборах в частности. После этого дамочки успокоились: они добились желаемого, а остальные проблемы могут решить женщины, которые буду избраны в политические эшелоны власти их страны.

Второй всплеск активности

Несмотря на временное затишье, движение полностью не угасло. Оно тлело и дожидалось своего звёздного часа, чтоб вспыхнуть с ещё большой яростью и силой. Так и случилось: в 60-е годы прошлого века вновь о себе заявили феминистки. Фото публичных выступлений, тексты произносимых лозунгов красовались на каждом столбе. Женщины, добившись политического равенства, поняли, что остаются всё такими же неравноправными. Угнетение теперь они чувствовали на семейном уровне: мужчина мог прибегнуть к физическому, моральному и сексуальному насилию, и препятствовать они часто не могли в силу своих более слабых физических данных.

Феминистки теперь требовали защиты на государственном и юридическом уровнях от дискриминации в семье. Они также яро критиковали тот факт, что удел большинства барышень - материнство, трактующееся в то время, как отказ от карьеры и полное затворничество в четырёх стенах дома. Они также подняли такие вопросы, как неравная оплата труда и отсутствие вознаграждения за домашнюю работу. К сожалению, многие затронутые проблемы так и остались не решёнными до сегодняшнего дня.

Третья волна

Она берёт начало в 90-х годах XX века. Представительницы движения пытаются применить актуальные философские идеи к гендерным исследованиям: женщины и мужчины - кто такие? Феминистки пробуют нащупать тонкую грань между раздельностью по половому признаку, обсуждают вопрос ролей в семье и обществе. Дискуссия строится на проблеме идентичности. Активистки хотят найти ответы на такие важные вопросы: «Что заставляет нас быть девушкой или парнем?», «Как конструируются и формируются ролевые функции полов?».

В третьей волне особо ярко выделилось движение Riot Grrrl, принципы которого «плясали» вокруг не только свободной, но и наделённой властью женщины: сильной, талантливой, самодостаточной, лидирующей и даже превосходящей мужчину. Именно они ввели в обиход высокие каблуки и агрессивный макияж, которые ещё недавно считались символом угнетения со стороны представителей сильного пола. Теперь же эти вещи стали эмблемой независимости, отсутствия комплексов, страхов и ограничений.

Чего они добились?

Феминистки боролись за свои права, и большинство из них удалось отстоять. Сегодня женщины активно участвуют в политической, экономической и социальной жизни государства, они имеют право на образование, карьерный рост, сами принимают решения, как им воспитывать детей и на что тратить деньги. Но что из этого вышло? Неужели всё так радужно? На первый взгляд вроде бы да. Но если копнуть глубже, видно, что современные феминистки только взяли на себя двойную ношу обязанностей. Ответственность возросла в несколько раз, а свободное время прямо пропорционально уменьшилось.

Да и мужчины начали смотреть на барышень другими глазами. Часто женщины удивляются, почему в 30 лет они одиноки, не замечая, что их самодостаточность просто-напросто отпугивает потенциальных кавалеров. Представители сильного пола по-прежнему жаждут видеть в своих объятьях нежных и беззащитных созданий, которых хочется лелеять и беречь. Поэтому чтобы обрести полное счастье, дамочкам нужно научиться балансировать на тонкой грани: между твёрдостью характера и женственной натурой.

Феминистки нашего времени

Сегодня это женщины, которые пытаются быть материально независимыми от мужчин, строят карьеру и обзаводятся потомством только тогда, когда становятся финансово обеспеченными. Таких дамочек особенно много в шоу-бизнесе и политике. Знаменитые феминистки всё так же на публичном уровне отстаивают равноправие полов, при этом дома пытаются быть обычными слабыми женщинами. Например, певица Бейонсе, танцовщица Дита фон Тиз, актрисы Натали Портман и Анджелина Джоли.

В России феминизм не настолько развит, как в США и странах Европы. Есть даже такое выражение: на Западе женщину освободили стиральная машина и контрацептивы, на Востоке поработили трудовая книжка и Великая Отечественная война. И это действительно так. Современная русская девушка взвалила на свои нежные плечи не только заботу о доме, но и о финансовом обеспечении семьи, бюджете, мужском поведении...

Социологи говорят: это уже не феминизм, а чистой воды эксплуатация труда, рабство. Если мы боролись за равноправие, то пусть эти самые права и будут одинаковы для всех, вместе с обязанностями. Мужчина должен быть партнёром по жизни, а не тираном или бездельником - две крайности, с которыми так часто сталкиваются дамы в наши дни.


Слово «феминизм» до сих пор воспринимается большинством настороженно. В массовом сознании феминистка – это женщина, которая презирает косметику, отказывается от депиляции и, конечно же, против чего-то все время протестует. «Апрель» выяснил, чего хотели и хотят самые известные феминистки мира.

Эбигейл Смит Адамс
Год рождения: 1744-1818
Кто: одна из первых феминисток США, супруга президента Джона Адамса

«Мы не станем подчиняться законам, в принятии которых мы не участвовали, и власти, которая не представляет наших интересов».

Симона де Бовуар
Год рождения: 1908-1986
Кто: французская писательница, идеолог феминистского движения. Подруга философа-экзистенциалиста Жана-Поля Сартра

«Никто не относится к женщинам столь надменно - агрессивно или презрительно, - как мужчина, опасающийся за свою мужественность. Те, кто не робеет среди себе подобных, скорее расположены признать себе подобной и женщину… В глубине души мужчине нужно, чтобы борьба полов оставалась для него игрой, тогда как женщина ставит на карту свою судьбу».

Ульрика Майнхоф
Год рождения: 1934-1976
Кто: журналистка и педагог из Западной Германии. Лидер и идеолог террористической организации «Фракция Красной Армии». По официальной версии, покончила с собой в тюремной камере

«Были приложены исключительные усилия, чтобы доказать, что женщина по сути своей предназначена исключительно для материнства, что якобы это ее, женщины, высшее назначение, а также смысл ее жизни, ее жизненная суть. Женщины находятся в тисках, в тисках между работой и семьей, точнее сказать, детьми – имеющимися, ожидаемыми, имевшимися».

Мэрилин Фрай
Год рождения: 1941
Кто: профессор философии Мичиганского и Корнельского университетов, теоретик феминизма. Открытая лесбиянка

«Это безусловная привилегия хозяина – войти в лачугу рабыни, когда ему этого захочется. Если рабыня решила не пустить хозяина в лачугу, то это равнозначно отказу быть рабыней. Женщины могут знать свои собственные тела и желания, интерпретировать свои эротические токи, создавать и выбирать окружение, поощряющее выбранные перемены; наш феминизм заявляет, что женский эротизм, независимый от мужчин и маскулинности, возможен и может быть предметом выбора».

Валери Соланас
Год рождения: 1936-1988
Кто: американская радикальная феминистка, автор «Манифеста Общества полного уничтожения мужчин». В 1968 году совершила покушение на художника Энди Уорхола

«Поскольку жизнь в этом обществе, в лучшем случае, абсолютная тоска, и ни одна сфера общества не имеет отношения к женщинам, то им, сознательным гражданкам, ответственным, жаждущим приключений женщинам остается только свергнуть правительства, разрушить денежную систему, внедрить полную автоматизацию и уничтожить мужской пол»

Анджела Дэвис
Год рождения: 1944
Кто: американская правозащитница, борец за права заключенных, член ЦК Коммунистической партии США. В 70-е годы прошлого века была связана с радикальным движением «Черные пантеры». В данный момент - профессор истории развития разума и феминистских исследований Калифорнийского университета

«Чтобы понять, как функционирует любое общество, вы должны понять отношения между мужчинами и женщинами… Cистема подавления личности не побеждена. Мир остается несвободным, несмотря на кажущуюся свободу. Идет тотальная слежка за людьми, невинные все еще в тюрьмах. И все равно, надежда есть. Главное – не дать тюрьме поселиться в собственном сердце».

Мария Арбатова
Год рождения: 1957
Кто: писательница, телеведущая, одна из самых активных представительниц феминистского движения в РФ. Автор нескольких десятков книг, пьес и киносценариев

«Мужчина придумал и создал гинекологию как науку и индустрию в мужском государстве. До этого она была искусством. Мужчина начертил и построил кресло, в котором комфортно чувствуешь себя только под наркозом. Мужчина поработил тебя логикой расплаты за твою беременность в одиночестве, его противозачаточные модели привели к тому, что убийцей становишься ты, и только ты. И все это он сделал, потому что он маленький, слабый и должен держать тебя в своей власти обманом».

Анжелина Джоли
Год рождения: 1975
Кто: актриса, режиссер, посол доброй воли ООН. Супруга голливудского актера Брэда Питта, мать шестерых детей

«Я не считаю, что должна подчиняться мужчине. Проблема женщины в том, что выходя замуж, она позволяет мужчине превратить себя в его собственность и рабыню. Это изначально неправильная позиция. Между мужем и женой все обязанности должны делиться поровну. Женщина тоже должна иметь свободу, будучи в браке».

Натали Портман
Год рождения: 1981
Кто: актриса

«Я хочу, чтобы нам позволили быть слабыми и сильными, счастливыми и грустными – собственно, обычными людьми. В Голливуде создали феминистическую историю: женщина всех и всегда побеждает. Но это не феминистка. Это мачо».

Бейонсе
Год рождения: 1981
Кто: R’n’B-певица, продюсер и модель, супруга популярного рэпера Jay-Z

«Я считаю себя современной феминисткой. Да, я за равноправие полов, я верю в равенство и в то, что у нас есть множество возможностей. Но при этом я просто женщина, и мне нравится быть просто женщиной».

Дмитрий Ковальчук