Меню

Как посеребрить металл. Серебрение в домашних условиях

Здоровье

Некоторые соединения серебра при соприкосновении с цинком, железом, медью и другими металлами разлагаются, выделяя металлическое серебро. Это свойство серебряных солей можно использовать для покрытия какой-либо металлической поверхности слоем серебра.

Приводимые ниже рецепты серебрения металлов пригодны для цинка, меди и латуни. Если желательно посеребрить другой металл, то его предварительно нужно покрыть тонким слоем меди.

Рецепт 1

  • хлористое серебро 300 гр;
  • поваренная соль 300 гр;
  • отмученный мел 200 гр;
  • поташа 600 гр.
Шаг 1 . Смешайте эти вещества.

Шаг 2 . Предмет полностью очистите от грязи и следов жиров или масел.

Шаг 3 . Натрите сырым кусочком вышеуказанной смеси.

Шаг 4 . Ополосните водой и отполируйте.

Рецепт 2

  • азотносеребрянная соль 100 гр;
  • цианистый калий 300 гр.

Шаг 1 . Оба состава смешивают.

Шаг 2 . На шерстяную тряпочку намазывают полученную тестообразную массу. Ею натирают предмет.

Шаг 3 . Предмет обмывают водой и натирают кусочком кожи до блеска. Получается ровный красивый слой серебра.

При применении этого рецепта настоятельно рекомендуем надевать резиновые перчатки и вообще работать с чрезвычайной осмотрительностью, так как цианистый калий является одним из сильнейших ядов и нужно быть чрезвычайно осторожным при работе с ним.

Рецепт 3

  • хлористое серебро 300 гр;
  • поваренная соль 600 гр;
  • винный камень 600 гр.
Шаг 1 . Смешивают хлористое серебро, винный камень и поваренную соль в таком количестве воды, чтобы получилась тестообразная масса.

Шаг 2 . Полученным составом натирается предмет. Эта смесь обыкновенно применяется для серебрения пуговиц.

Рецепт 4

  • азотносеребристая соль 20 гр;
  • дистиллированная вода 10 мл;
  • цианистый клий 50 гр;
  • вода 100 мл.
  • винный камень.

Шаг 1 . 20 г азотносеребряной соли растворяют в 100 г дистиллированной воды и приливают раствор 50 г цианистого калия в 100 г воды.

Шаг 2 . Оба раствора хорошо перемешивают и профильтровывают.

Шаг 3 . Отдельно смешивают 10 вес. ч. мела с 1 вес. ч. винного камня и полученный порошок замешивают с соответствующим количеством указанного выше профильтрованного раствора, чтобы получить не очень густую массу, пригодную для нанесения на предметы.

Шаг 4 . После серебрения предмет промывают, сушат и полируют.

Серебрение мокрым способом (погружением)

Хорошо предварительно очищенные предметы опускают в жидкость, изготовленную по одному из следующих рецептов:

Рецепт 1

  • жидкость для серебрения;
  • углесеребряная соль 10 гр;
  • серноватистонатриевая соль 100 гр;
  • вода 100 мл

Шаг 1 . Растворяют в воде соли при частом помешивании.

Шаг 2 . Сливают насыщенный раствор с оставшегося на дне нерастворившегося осадка углесеребряной соли.

Шаг 3 . К погруженным в этот раствор предметам прикасаются цинковой палочкой (контактный способ серебрения).

Рецепт 2

  • "Аргентин" (жидкость для серебрения);
  • Азотносеребряная соль 5.5 гр;
  • Цианистый калий 60 гр;
  • Серноватистонатриевая соль 10 гр;
  • Аммиак 6 гр;
  • Отмученный мел 10 гр;
  • Вода 100 мл.

Рецепт 3

  • хлористое серебро 10 гр;
  • нашатырный спирт 70 мл;
  • цианистый калий 40 гр;
  • кристаллическая сода 40 гр;
  • поваренная соль 15 гр.

Шаг 1 . Для получения более толстых слоев серебра делают смесь из указанных компонентов. Доливают воды дистиллированной, чтобы общий объем был равен 1 л.

Шаг 2 . Предметы погружают вместе с кусочком цинка или ставят их на цинковую пластинку.

Рецепт 4

  • "Аргентин";
  • азотносеребряной соли 11 гр;
  • цианистый калий 60 гр;
  • отмученный мел 750 гр;
  • вода 60 гр.

Шаг 1 . Из указанных компонентов готовят смесь. Хранят ее в сосуде из темного стекла.

Шаг 2 . При употреблении смешивают одну часть смеси с двумя частями дождевой или дистиллированной воды и опускают в нее предмет, предназначенный для серебрения. Большие предметы натирают посредством намоченной в этой смеси губки или тряпки.

После серебрения предметы натирают отмученным мелом и полируют мягким кусочком кожи.

Серебрение при нагревании

Рецепт 1

  • винный камень в порошке 600 гр;
  • поваренная соль 600 гр;
  • хлористое серебро 100 гр.

Шаг 1 . Хлористое серебро смешивают с винным камнем и поваренной солью, прибавляют немного воды, чтобы получилась жидкая кашица.

Шаг 2 . Хранят в темном месте в хорошо закупоренной посуде из темного стекла.

Шаг 3 . Предметы, подлежащие серебрению, погружают в раствор из вышеперечисленных составных частей и подвергают кипячению в течение 15-20 минут. На 5 л воды берут 3 столовых ложки состава для серебрения. Серебрение производят в медном котле. Предметы помещают в глиняное решето, спускают в котел при сильном помешивании, после чего предмет сейчас же покрывается тонким слоем серебра.

Шаг 4 . Полученный серебряный слой красив и прочен, но лишен блеска. Для придания блеска предметы, вынутые из раствора, нагревают до 70-80° в следующем растворе:

  • серноватистонатриевой соли 300 гр;
  • уксусносвинцовой соли 100 гр;
  • воде 4.8 л.
Шаг 5 . Из раствора начинает выделяться сернистый свинец, и по истечении 10-15 минут предметы получают надлежащий блеск.

Рецепт 2

  • серонатриевая соль;
  • азотносеребряная соль (концентрированный раствор).

Шаг 1. К раствору сернонатриевой соли крепостью 22° по Бомэ прибавляют концентрированного раствора азотносеребряной соли до тех пор, пока появляющийся осадок не растворится. Полученный раствор является жидкостью для серебрения при нагревании. Продолжительная обработка этим раствором дает матовый слой.

Рецепт 3

  • цианистый калий 35 гр;
  • азотносеребряная соль 10 гр;
  • вода.

Шаг 1 . Цианистый калий растворяют в 0.5 л воды и прибавляют к раствору азотносеребрянную соль в 0.5 л воды.

Шаг 2 . Раствор нагревают в фарфоровой или эмалированной посуде до 80-90° и погружают в него предметы.

Опять-таки явно старинные мастеровые рецепты, но интересно. Кстати, всегда интересовало, что такое "винный камень". Оказалось:

Винный камень (монокалий тартрат) - кислая соль используемая в качестве разрыхлителя
Винный камень, гидротартрат калия, кислый винннокислый калий, кремортартар, кристаллический осадок, выпадающий и откладывающийся на дне и стенках винодельческих емкостей при спиртовом брожении виноградного сусла, выдержке и обработке вина. Является ценным сырьем для производства винной кислоты. В соке винограда винный камень содержится в растворенном состоянии, в вине образуется насыщенный раствор. Выпадение винного камня происходит под влиянием механического воздействия (перемешивания или толчков) , при повышении спиртуозности или при снижении температуры. Мелкие кристаллы могут выпадать даже в готовом бутылочном вине, поэтому вино до розлива обрабатывают холодом и выдерживают при температуре, близкой и точке его замерзания. Винный камень состоит в основном из битартрата калия (КНС4Н4О6) и виннокислого кальция (СаС4Н4О6. 4Н2О) . Выпадая из вина, виннокислые соединения увлекают за собой дрожжевые клетки, красящие вещества, кремнезем, соли железа, аммония и др. примеси, находящиеся в вине. В зависимости от наличия этих примесей в винном камне содержится от 50 до 70% винной кислоты, а иногда и больше.
Вкус винного камня слабокислый, цвет - белый. В сухом виде представляет собой стойкий продукт. При сильном нагревании разлагается, остаток после прокаливания состоит из поташа. Растворы винного камня очень быстро покрываются плесенями, разлагающими его. Хорошо растворим в горячей воде, плохо - в холодной, нерастворим в спирте. Константа диссоциации винного камня: К = 4,5 . 10-5. В водно-спиртовых растворах растворимость его уменьшается с увеличением содержания спирта. При крепости вина 10-20% об. растворимость винного камня снижается примерно на 50% против его растворимости в воде.

В хлебопечении и кондитерском производстве, домашней кулинарии используется: чаще всего для закрепления взбитых белков, которые становятся более устойчивы к воздействию тепла на них. Вместе с содой используется в качестве пекарского порошка для разрыхления теста: винный камень относится к группе антиоксидантов и превосходит во много раз другие заменители, т. к. обладает более приятным вкусом и не дает щелочного осадка.
Для выпекания белых кексов, меренги. Добавляется в конфеты и глазури для придания им белизны и пластичности. Используется как заменитель сахара для исчезновения привкуса химии.
Виноделие: ценное сырье для производства винной кислоты. Используется как вспомогательный материал для холодной стабилизации вин и для уменьшения РН.
Фармацевтика: мочегонное и слабительное средство.
При гальваническом лужении и крашении тканей (как протрава).
Винный камень продается в маленьких упаковках как специи

Винная кислота - одна из наиболее широко распространенных растительных кислот, раньше называемая тартар, имеющая множество применений в промышленности и кулинарии. Вместе со своими солями она выпадает в осадок при выдержке вина. Поэтому она была известна еще древним грекам и римлянам под названием винного камня.
Винная кислота и ее соли тартараты бесцветные соединения, растворимые в воде. В пищу пригодны винная кислота и ее кислая калиевая соль. Они широко используется для придания кисловатого вкуса десертам из желе, газированным напиткам и плодовым желе, входят в разрыхлители теста, леденцы и ириски. Есть много промышленных применений этих солей, например, при полировке металлов, окраске шерсти и в фотографии.

Существует несколько альтернативных названий , под которыми известен винный камень:

  • cream of tartar;
    кремор тартари;
    виннокислый калий;
    крем тартар.

Если вы увидите любое из них, знайте, речь идет о винном камне.

ИТАК,

Нередко при изготовлении деталей, радиолюбителю необходимо покрыть их серебром. Это вызвано разными факторами, как технологическими, так и эстетическими. Оказывается есть такая возможность, существует несколько относительно несложных способов серебрения в домашних условиях. Некоторые соединения серебра при соприкосновении с цинком, железом, медью и другими металлами разлагаются, выделяя металлическое серебро. Это свойство серебряных солей можно использовать для покрытия какой-либо металлической поверхности слоем серебра. Приводимые ниже рецепты серебрение металлов пригодны для цинка, меди и латуни. Если желательно посеребрить другой металл, то его предварительно нужно покрыть тонким слоем меди.

Серебрение натиранием
Приводим следующие рецепты:

Хлористого серебра 300 г
Поваренной соли 300 г
Отмученного мела 200 г
Поташа 600 г

Смешать эти вещества. Предмет совершенно очистить от грязи и следов жиров или масел, натереть сырым кусочком вышеуказанной смеси, затем ополоснуть водой и отполировать.

Азотносеребряной соли 100 г
Цианистого калия 300 г

Оба состава смешивают; намазывают полученную тестообразную массу на шерстяную тряпочку и натирают ею предмет, затем обмывают его водой и натирают кусочком кожи до блеска. Получается ровный красивый слой серебра.

При применении этого рецепта настоятельно рекомендуем надевать резиновые перчатки и вообще работать с чрезвычайной осмотрительностью, так как цианистый калий является одним из сильнейших ядов и нужно быть чрезвычайно осторожным при работе с ним.

Хлористого серебра 300 г
Поваренной соли 600 г
Винного камня 600 г

Смешивают хлористое серебро, винный камень и поваренную соль в таком количестве воды, чтобы получилась тестообразная масса. Эта смесь обыкновенно применяется для серебрения пуговиц.
20 г азотносеребряной соли растворяют в 100 г дистиллированной воды и приливают раствор 50 г цианистого калия в 100 г воды. Оба раствора хорошо перемешивают и профильтровывают. Отдельно смешивают 10 вес. ч. мела с 1 вес. ч. винного камня и полученный порошок замешивают е соответствующим количеством указанного выше профильтрованного раствора, чтобы получить не очень густую массу, пригодную для нанесения на предметы. После серебрения предмет промывают, сушат и полируют.

Серебрение мокрым способом (погружением)
Хорошо предварительно очищенные предметы опускают в жидкость, изготовленную по одному из следующих рецептов:

Жидкость для серебрения
Углесеребряной соли 10 г
Серноватистонатриевой соли 100 г
Воды 100 г
Растворяют в воде соли при частом помешивании и затем сливают насыщенный раствор с оставшегося на дне нерастворившегося осадка углесеребряной соли. К погруженным в этот раствор предметам прикасаются цинковой палочкой (контактный способ серебрения).

«Аргентин» (жидкость для серебрения)
Азотносеребряной соли 5.5 г
Цианистого калия 60 г
Серноватистонатриевой соли 10 г
Аммиака 6 г
Отмученного мела 10 г
Воды 100 г
Для получения более толстых слоев серебра делают смесь из 10 г хлористого серебра, 70 г нашатырного спирта, 40 г цианистого калия, 40 г кристаллической соды, 15 г поваренной соли. Доливают воды дистиллированной, чтобы общий объем был равен 1 л. Предметы погружают вместе с кусочком цинка или ставят их на цинковую пластинку.

«Аргентин»
Азотносеребряной соли 11 г
Цианистого калия 60 г
Отмученного мела 750 г
Воды 60 г

Смесь хранят в сосуде из темного стекла. При употреблении смешивают одну часть смеси с двумя частями дождевой или дистиллированной воды и опускают в нее предмет, предназначенный для серебрения; большие предметы натирают посредством намоченной в этой смеси губки или тряпки. После серебрения предметы натирают отмученным мелом и полируют мягким кусочком кожи.

Серебрение при нагревании
Винного камня в порошке 600 г
Поваренной соли 600 г
Хлористого серебра 100 г

Хлористое серебро смешивают с винным камнем и поваренной солью, прибавляют немного воды, чтобы получилась жидкая кашица. Хранят в темном месте в хорошо закупоренной посуде из темного стекла.
Предметы, подлежащие серебрению, погружают в раствор из вышеперечисленных составных частей и подвергают кипячению в течение 15-20 минут. На 5 л воды берут 3 столовых ложки состава для серебрения. Серебрение производят в медном котле. Предметы помещают в глиняное решето, спускают в котел при сильном помешивании, после чего предмет сейчас же покрывается тонким слоем серебра.
Полученный серебряный слой красив и прочен, но лишен блеска. Для придания блеска предметы, вынутые из раствора, нагревают до 70-80° в следующем растворе:

Серноватистонатриевой соли 300 г
Уксусносвинцовой соли 100 г
Воды 4.8 л

Из раствора начинает выделяться сернистый свинец, и по истечении 10-15 минут предметы получают надлежащий блеск.

К раствору сернонатриевой соли крепостью 22° по Бомэ прибавляют концентрированного раствора азотносеребряной соли до тех пор, пока появляющийся осадок не растворится. Полученный раствор является жидкостью для серебрения при нагревании. Продолжительная обработка этим раствором дает матовый слой.

Растворяют 35 г цианистого кали в 0.5 л воды и прибавляют к раствору 10 г азотносеребряной соли в 0.5 л воды. Раствор нагревают в фарфоровой или эмалированной посуде до 80-90° и погружают в него предметы.

Вот уж не знаю, можно ли сейчас достать свободно цианистый калий, но серебрение таким способом довольно опасное занятие. Если накопаю ещё что-нибудь, более премлемое, довыложу в эту же тему...

Имеется два способа серебрения металла:

    Смешивают 100 грамм хлористого серебра с 600 г. поваренной соли и 600 граммов винного камня (в порошке), прибавляют столько воды, чтобы получилась жидкая кашица, которую сохраняют в хорошо закупоренной банке коричневого стекла в темном месте. Для применения растворяют 3 столовые ложки этой кашицы в 5 л воды и подвергают кипячению в медном котле в течение 15-20 мин.

    Металлические предметы, которые подлежат серебрению, помещают на решето (например, фарфоровое) и спускают в кипящую жидкость, при постоянном движении решета. В результате, предметы покрываются тонким слоем серебра.

    Затем посеребренный предмет помещают в следующий состав: 300 грамм гипосульфита и 100 граммов уксусно-свинцовой соли растворяются в 4,8 литрах горячей воды. Из раствора начинает выделяться сернокислый свинец, и при нагревании в течение 10-15 мин. (до 75 градусов) предметы получают нужный блеск.

  1. Для серебрения приготовляется тесто из хлористого серебра, выделенного из 25 г азотнокислого серебра, 150 г порошка винного камня и поваренной соли, причем раствор серебряной соли выделяют соляной кислотой, хлористое серебро вымывают и смешивают в кашицу с порошком винного камня, поваренной солью и водой. Полученную кашицу надо сохранять в банке из темного стекла.

    Мелкие предметы из меди или латуни, которые подлежат серебрению, сперва следует обезжирить и удалить с их поверхности окислы.

    Затем в эмалированном котелке, емкостью в 3-5 л, нагревают. воду до кипения, кладут 2-3 полные столовые ложки приготовленного теста, которое не совсем растворяется, и опускают в кипящий раствор глиняное сито с металлическими в нем предметами, причем предметы постоянно помешивают стеклянной или деревянной палкой. Прежде чем опустить в ванну новую порцию предметов, нужно прибавить свежую порцию теста.

Серебрение металлов при помощи цинкового контакта.

Для серебрения при помощи цинкового контакта (приводя металлическую поверхность предмета в соприкосновение с цинковой палочкой) берут 10 частей азотнокислого серебра, обливают достаточным количеством соляной кислоты, осаждают и промывают полученное в осадке хлористое серебро.

Хлористое серебро растворяют при помощи 70 частей нашатырного спирта и добавляют к раствору 40 частей цианистого калия, 40 частей соды, 15 частей поваренной соли и 1000 частей воды.

Осторожно! Цианистый калий ядовит.

Серебрение металлов погружением в раствор.

Три способа серебрения металла погружением:

  1. Для приготовления жидкости, смешиваются 20 г гипосульфита и 10 г нашатырного спирта с 200 г воды. В эту жидкость опускают предметы, подлежащие серебрению. Преимущество этого способа серебрения состоит в том, что им можно непосредственно серебрить все металлы, в том числе железо и сталь, не покрывая предварительно слоем меди. Недостаток - что для ванны приходится каждый раз приготовлять свежий раствор, так как этот раствор быстро делается негодным для употребления.
  2. Растворяют 90,6 г цианистого калия (ядовит!) в 1,125 л воды, с другой стороны растворяют 25,5 г азотнокислого серебра в 1,125 л воды и смешивают оба раствора перед самым употреблением. Вычищенные предметы погружаются в ванну, нагретую до 50-60 градусов, причем серебро почти тотчас же осаждается и получается красивый белый слой, который будет блестящим или матовым в зависимости от того, была ли поверхность предмета блестящей или матовой,
  3. Приготовляется раствор: в умеренно крепкий раствор сернистокислого натрия прибавляют, при помещивании, азотносеребряной соли до тех пор, пока растворится образующийся осадок сернистокислого серебра. Эта ванна употребляется холодной или теплой; когда раствор начинает прекращать действие, следует снова прибавить серебряный раствор. Если же образующееся при этом сернистокислое серебро не растворяется, то нужно прибавить вышеуказанный раствор сернистокислого натрия.

Серебрение металла натиранием.

Четыре способа серебрения металлов:

  1. Для серебрения предметов натиранием рекомендуется следующая смесь: 1 часть хлористого серебра, 3 части поваренной соли и 3 части винного камня. Этим тестом натирают предметы при помощи суконки.
  2. Рецепт состава для серебрения: cмешивают 300 г хлористого серебра, 300 г поваренной соли, 200 г отмученного мела и 600 г поташа. Металлический предмет, подлежащий серебрению, очищают от грязи и следов жира и натирают вышеуказанной смесью при помощи замши, после чего споласкивают водой и полируют.
  3. Смешивают 3 хлористого серебра, 3 поваренной соли и 2 отмученного мела в однородную массу и натирают ее сырым куском кожи или пробкой на подлежащий серебрению предмет, после чего его споласкивают водой, чистят и полируют,
  4. Растворяют 10 г азотнокислого серебра в 50 г дистиллированной воды и прибавляют раствор 25 г цианистого калия в 50 г дистиллированной воды, хорошо размешивают и фильтруют. С другой стороны, смешивают 10 г порошка винного камня с 100 г отмученного мела и размешивают этот порошок с требуемым количеством вышеуказанного раствора в кашицеобразную массу, которая натирается на подлежащий серебрению предмет из меди, латуни или цинка при помощи кисти. После того как масса высохнет, сполоснуть предмет холодной водой и высушить.

Серебрение меди.

Для серебрения меди смешивают 3 части азотносеребряной соли, 2 части хлористого натрия и 210 частей кремортартара. Для серебрения берут немного этого порошка и натирают при помощи намоченной в воде тряпки очищенную поверхности медного предмета.

Для серебрения меди можно с успехом употребить следующую жидкость: в 6-10 частях воды растворяют 14 частей хлористого серебра, 21 часть щавелевокислого калия, 30 частей хлористого натрия и 7,5 частей хлористого аммония.

Серебрение латуни и меди.

Для серебрения меди и латуни применяют жидкость: 30 частей азотносеребряной соли растворяют в 100 частях дистиллированной воды, доливают при постоянном помешивании раствор из 10 частей хлористого натрия в 100 частях дистиллированной воды и добавляют смесь, состоящую из 65 частей мела, 30 частей винного камня, 150 частей нашатырного спирта (удельный вес 0,960) и 60 частей дистиллированной воды.

Смесь хранят в темном месте.

Покрываемые слоем серебра предметы из меди, латуни или железа (предварительно покрытого слоем меди опусканием в раствор медного купороса) тщательно очищают и натирают вышеуказанной смесью при помощи суконки до получения слоя серебра.

Наконец смывают теплой водой.

Смесь сохраняется в оранжевых склянках в темном месте.

Отработанный гипосульфит (фиксаж), используемый в фотоделе, и уже не пригодный для закрепления фотопленки можно использовать для серебрения медных деталей. Процесс этот прост и легко выполним в домашних условиях. Для этого медную деталь необходимо зачистить до блеска, затем прокипятить в растворе соды и обильно промыть водой. После этого деталь опускается в емкость с гипосульфитом. Качество домашнего серебрения напрямую зависит от концентрации серебра в растворе. Через некоторое время вы заметите серебряный осадок на детали. В завершении процесса деталь достается из емкости, промывается водой, сушится и полируется сухой мягкой ветошью.


Способы химического серебрения:

1. Листы матовой фотобумаги «Унибром» режут на части и окунают в раствор фиксажной соли, разведенной в объеме воды, указанном на упаковке.

Зачищенную до блеска и обезжиренную деталь опускают в этот раствор и натирают эмульсионным слоем бумаги, в процессе чего на поверхности детали образуется плотный слой серебра. Деталь промывается теплой водой и протирается сухой ветошью.

2. На 300 мл отработанного гипосульфита добавляют 1-2 мл нашатырного спирта и 2-3 капли формалина (данный раствор хранят и работают с ним только в темноте).

Зачищенную до блеска и обезжиренную деталь опускают в раствор на 30-90 мин, после чего промывают в теплой воде, сушат и протирают мягкой ветошью.

Паста для серебрения

Медные, бронзовые, латунные, из медненого железа детали можно посеребрить с использованием паст. Вот несколько их рецептов:

1. На 300 мл дистиллированной воды или воды, полученной из льда бытовых холодильников, добавляют 2 г азотнокислого серебра (ляписа) и к раствору подливают 10%-ный раствор поваренной соли до тех пор, пока не прекратится выпадение осадка хлористого серебра. Этот осадок несколько раз промывают в проточной воде.

Отдельно в 100 мл дистиллированной воды растворяют 20 г. гипосульфита и 2 г хлористого аммония (нашатырь). Затем в полученный раствор маленькими дозами добавляют хлористое серебро до тех пор, пока оно не перестанет растворяться. Полученный раствор фильтруют и смешивают с мелко размолотым мелом до состояния густой сметаны.

Обезжиренную деталь натирают пастой с использованием ваты или марли до образования на ее поверхности слоя серебра, после чего деталь промывается водой и протирается ветошью.

2. Отполированную и обезжиренную деталь натирают тканью, на которую предварительно нанесена паста такого состава:

Хлористое серебро - 6 г.
Поваренная соль - 8 г.
Кислый виннокислый калий (винный камень) - 8 г.

Эти вещества растирают в ступке и хранят в темной посуде. Перед применением смесь разводят дистиллированной водой до получения жидкой пасты. Когда деталь покроется слоем серебра, ее промывают в воде и натирают до блеска мягкой фланелевой тканью.

3. В емкость насыпают 2 г нашатыря, 4 г винного камня и 1 г азотнокислого серебра (ляписа), разбавляют дистиллированной водой до получения полужидкой кашицы, после чего тканью с нанесенной на нее пастой отполированную и обезжиренную деталь натирают до получения серебряного блеска.

Попробуем разобраться с золочением,тема непростая и дорогая,но для кого то актуальная...
Я очень давно хотел повозится,но не было материала для опытов,и тут пошарив по углам наткнулся на зип комплект к ЧАЭС,че забавно,весны 86 года.:)Среди всякого хлама накопал 380 грамм золоченых деталей, (IMG: http://s020.radikal.ru/i713/1509/74/3d5fa5bdba86t.jpg),из них я получил 12 грамм золота,кто не успел сдать барыгам подобные детали,пропить там,то может извлечь золото. Разберем по порядку аффинаж,в принципе он описан в сети,но опишу на всяк случай.
У тех у кого есть гараж,дача,участок или хотя бы балкон, то сложностей почти нет,нужен хим. стакан термостойкий(ТС) на 1 или два литра,если в квартире делать на кухне,то потребуется колба(ТС) на пару литров,что бы отводить газы на улицу,размер посуды зависит от количества золотого лома,можно обойтись и меньшими объемами,общий процесс можно посмотреть в этом ролике, тыц ,
Советские детали обрабатываем,из расчета 100 гр. деталей,следующим образом,в стакан или колбу насыпаем аммиачной селитры 300 грамм,и заливаем 1 литр электролита,
в этой смеси травим,удаляем неблагородные металлы,сначала без нагрева,потом кипятим на песочной бане,несколько часов, (IMG: http://s017.radikal.ru/i440/1509/c0/d34a3849b868t.jpg)затем фильтруем,получается чешуя золотая,и контакты которые до конца не протравились,отделяем золото пинцетом,все что не протравилось складываем отдельно, (IMG: http://s016.radikal.ru/i335/1509/2b/c134f2b42781t.jpg),
(IMG: http://s58.radikal.ru/i160/1509/8a/f405afc6846at.jpg),
микросхемы обрабатываем таким же образом, (IMG: http://s017.radikal.ru/i412/1509/18/09f1bf4c0ae8t.jpg),
фильтруем,и пинцетом отделяем золото,затем микросхемы нужно растолочь,я это сделал блендере,(IMG: http://s009.radikal.ru/i308/1509/b6/413568fa9f58t.jpg),
затем толченые микросхемы,непротравившиеся золотые контакты,фильтры,загружаем в посуду (IMG: http://s014.radikal.ru/i329/1509/c2/6ba2189195f8t.jpg),и обрабатываем царской водкой,
3 части соляной кислоты >30% и 1 часть азотной кислоты ~70%(продажная).Тут возникает вопрос,азотная кислота в свободной продаже,а вот соляная кислота прекурсор,
так просто ее не купить,значит будем делать сами,порыскав в сети к своему удивлению я не нашел нормального гайда по ее получении в домашних условиях,хотя точно помню что мануалы лежали лет 10 назад...Всем понятно что соляная кислота это раствор хлороводорода в воде,но вот чего сколько,куда лить и сыпать,чтобы получить >30% HCL нигде не описано,рассмотрим способ без хим. посуды,гаражно-дачно-балконный вариант,берем бутылку не менее 1 литр(больше лучше),делаем на нее пробку например клеевым пистолетом,вставляем в пробку шланг резиновый,
второй конец шланга в приемную банку,шланг не должен касаться воды в приемной банке,вот такая банка удобна,с делениями,в любой аптеке,есть (IMG: http://s012.radikal.ru/i320/1509/77/4e09bbe9cfe8t.jpg),в нее также делаем пробку и вставляем второй конец шланга от бутылки,и предохранительный шланг (IMG: http://s020.radikal.ru/i709/1509/51/c9361530e9c2t.jpg),ее ставим в емкость заполненую льдом,и наливаем в нее ледяной воды 70 мл.
Подготовительная операция: упаривание электролита,в продаже есть с плотностью 1,27,и 1,33,после выпаривания 200 мл упаренной серной кислоты должны весить не менее 340
грамм,затем охлаждаем упаренную серную кислоту,засыпаем 220 грамм поваренной соли в бутылку,Ахтунг! одеваем противогаз! ,и быстро заливаем серную кислоту 200 мл в бутылку,и герметизируем пробкой,пойдет выделение хлороводорода,и растворение в воде,когда реакция затихнет,ставим бутылку на водяную баню,и продолжаем отгон хлороводорода,в где то через час получим в приемной банке ~100 мл соляной кислоты >30%, для квартиры этот метод не катит,если что случится,лопнет бутылка или пробку вышибет,то будет весьма неприятно. Чтобы получать соляную кислоту в квартире понадобится колба термостойкая,не менее 2 литров,в случае с колбой можно ставить на песочную баню, (IMG: http://s013.radikal.ru/i325/1509/fb/4055cb4c98f9t.jpg),в этом случае можно поднять выход соляной кислоты в два раза,в приемную банку наливаем 140-150 мл ледяной воды,на выходе будет ~200мл соляной кислоты >30%.Для тех кто будет орудовать в квартире,ОЗК обязателен, (IMG: http://s018.radikal.ru/i521/1509/2d/aedee7adb42ft.jpg)если че лопнет,треснет на песочной бане,будет шиндец:(
После обработки смесью соляной и азотной кислоты толченых микросхем,контактов и прочего,раствор фильтруем,промываем,если надо подкисляем соляной кислотой,и осаждаем золото,я рекомендую сульфит натрия,видео хорошее по его применению, тыц ,также форум по аффинажу, тыц .В итоге получим золото в порошке.
Для тех кто хочет извлечь золото из ювелирки,можно сделать по вышеприведенной схеме,растворить в смеси соляной и азотной кислот,а затем высадить сульфитом,а можно сплавить горелкой ювелирное изделие с медью,1 часть какой нить пробы золота на 4 части меди,а затем растворить в смеси электролита и аммиачной селитры,медь и прочий мусор растворится,золото останется на дне.Я делал аффинаж сотовых телефонов
(IMG: http://s011.radikal.ru/i318/1509/b5/368b48c6bf67t.jpg)
Из полкило плат сотовых я получил 0,25 грамма золота,я это делал для теста просто,потому я там BGA компоненты не измельчил толком,если постараться то думаю выход будет на уровне 0,5 грамм,даже 0,25 грамма золота достаточно чтобы сделать раствор золочения.
Как известно золото кладут на никелевый подслой,привожу состав для никелирования
состав для никелирования г/100 мл дист.воды
Никель хлористый 5 грамм
Цитрат натрия 4,5 грамм
Хлористый аммоний 3 грамма
Гипофосфит натрия 2,4 грамм
Аммиак 25% до PH 9
если нет PHметра,то аккуратно льем до изменения зеленого цвета раствора на синий,
это будет не больше 10 мл.
порядок ввода компонентов,растворяем никель хлорид,затем туда цитрат натрия,затем хлорид аммония,затем гипофосфит натрия,и в конце аммиак
ставим на водяную баню и разогреваем выше 70 градусов, После разогрева раствора,вводим деталь,плату,основа медь,для того чтобы началось никелирование нужен начальный импульс на поверхности меди,для этого касаемся алюминиевой проволокой в растворе поверхность меди,время осаждения слоя по желанию 5-15 минут.

Пару слов как правильно растворять золото,порошок или чешую,на 1 грамм золото берем 1 мл азотной концентрация ~70%,3 мл соляной,концентрация >30%,смешиваем при комнатной температуре,выдерживаем 20-30 минут,
затем вводим туда золото,растворяется минут за 10,без подогрева,по рекомендации Дмитрия М с форума радиокот,добавляем раствор этилового спирта 1 мл 50% раствор,разложение царской водки,также можно просто выпарить тетрахлороаурат на водяной бане в чашке,не допускать попадания пыли в чашку выпаривания,не больше 100 градусов,вообще рекомендуют не больше 70,выглядит вот так, (IMG: http://s017.radikal.ru/i401/1509/31/23d7642f6204t.jpg)либо так (IMG: http://s016.radikal.ru/i334/1509/32/4ab744d76db3t.jpg),но я неоднократно выпаривал на кипящей бане,все нормально,при использовании спирта можно не выпаривать,погреть только раствор для удаления продуктов окисления этанола....Если не выпариваем раствор,просто фильтруем его,если выпарили,разводим дистиллированной водой,раствор должен быть красивого янтарного цвета.
Вариантов растворов золочения для домашнего применения крайне мало,и все они базируются на желтой кровяной соли,все остальные варианты либо нестойкие либо получение синильной кислоты,цианида калия,и прочее,что весьма опасно,цена более менее серьезной ошибки будет жизнь.
Простейший Состав золочения,за основу взят был опыт Vlad465, тыц
И опыт Selector , тыц
Хлорное золото(тетрахлороаурат водорода)0,4гр.
Калий углекислый 1,7гр.
Желтая кровяная соль 1,7гр.
Подогреваем воду где то до 50 град, и вводим компоненты,в раствор тетрахлороаурата вводим углекислый калий,затем желтую кровяную соль,образуется мутный раствор,если есть желающие то можно как и в оригинале цинковой палочкой водить по предметам золочения и прочие радости,мне это не нравится,посему вводим в раствор дополнительный лиганд,трилон Б,где то 10-15 грамм,все может не растворится,это не страшно,так как раствор можно и нужно разбавить,фотка раствора, (IMG: http://s009.radikal.ru/i310/1509/15/d29b13cd81d7t.jpg), подсветил чтобы было видно,я делал на 1 грамм золота,разбавил до 400 мл,раствор приобретает хоть какое то подобие прозрачности,как с ним работать,ставим на водяную баню,и греем баню до кипения,как только раствор прогрелся выше 90 градусов,погружаем в него на ниточке никелированную деталь для золочения,понятно что деталь должна быть обезжирена и т.д,в этом растворе сделана платка глушилки уважаемого blaze ,хим. золото на хим. никель (IMG: http://s015.radikal.ru/i330/1509/87/89d91bffc988t.jpg) ,покрытие получается тонким.Этот раствор,имхо,самое простое что можно сделать,я изучил кучу литературы по этому вопросу,далее идут два других раствора в которых покрытие будет лучше,толще,но приготовление растворов сложнее.

Приготовление растворов посложнее,базовый раствор.
В подогретый раствор хлорного золота(в пересчете на металл) 0,5 грамма на 20 мл воды,вводим кипящий раствор железистосинеродистого калия(желтой кровяной соли) 7грамм в 50 мл воды,кипятим минут 20,цвет раствора (IMG: http://s43.radikal.ru/i101/1509/39/7694726bbeect.jpg),затем в раствор вливаем холодный раствор 3,5 грамма калия углекислого в 30 мл воды,и кипятим 5 часов,по истечении процесса получаем вот такой раствор,~100 мл(IMG: http://i068.radikal.ru/1509/6f/9b5a20c1cf29t.jpg),рассмотрим варианты применения базового раствора.Раствор можно отфильтровать от гидроксида железа, (IMG: http://s017.radikal.ru/i414/1509/10/07c08f649503t.jpg),и ввести в него 25 грамм трилона Б,можно не отфильтровывать и ввести трилон Б,и в обоих случаях разбавить дистиллированной водой до 250 мл. Порядок работы с ним,разогреваем на водяной бане свыше 70 градусов,и опускаем деталь подлежащую золочении,основа медь или никель.
Также можно приготовить продвинутый раствор хим.золочения
Для этого базовый раствор отфильтровываем от гидроксида железа,
Вводим также трилон Б, 25 грамм на (100 мл раствора 0,5гр.золота)
После разбавления получится 200-250 мл раствора,раствор делим пополам
И в 100-125 мл раствора вводим коллоидный гидроксокарбонат никеля,
Его делаем так,берем хлорид никеля 4 грамма,и в отдельной емкости растворяем в 50 мл дист.воды, в другой емкости растворяем калий углекислый 6 грамм,и вливаем раствор хлорида никеля в раствор углекислого калия при размешивании,получится суспензия гидроксокарбоната никеля,и ее вводим в раствор золочения,подогреваем,мешаем,и получаем
вот такой раствор синего цвета Наполняем трубку раствором хлорида натрия 20 % ,(20 грамм на 80 мл воды),и вставляем цинковый электрод,погружаем диафрагму в отфильтрованный базовый раствор,и соединяем накоротко с деталью подлежащей золочению, (IMG: http://s018.radikal.ru/i523/1509/6a/ad1fb94b19aat.jpg).
Результат(IMG: http://s020.radikal.ru/i702/1509/c8/ce2c2d22c04et.jpg)

Также можно просто взять графитовый электрод и гальванически нанести
Из этого раствора покрытие,ток 0,1А,можно также в случае контактного и гальванического метода усовершенствовать раствор,ввести органическую кислоту,понизить PH и ввести стабилизатор PH ,и повысить тем самым ток до 0,3 А,но я решил не усложнять тему…

Что делать с отработанными растворами,все трилонные растворы обрабатываем порошком цинка,делаем цементацию,цинка не жалеем,столовая ложка порошка,нагреваем и мешаем,ставим на пару дней отстоятся,затем фильтруем,промываем,и можно обработать кислотой,я просто электролитом аккуратно заливаю,цинк прореагирует,золото останется..фильтруем,промываем.
Если раствор базовый для контактного-гальванического метода,то обязательно перед добавлением цинка,растворяем трилон Б,если этого не сделать,то при попытке цементации цинком,выпадут не растворимая смесь циано и гидроксида цинка..Цементация в таком растворе дает выход >90% золота.

Это сообщение отредактировал JIN - Sep 13 2015, 05:07 PM