Меню

Колядование на Руси: древний смысл обряда колядования. Коляда и колядки: о чем поют на Рождество

Макияж

Славянский Праздник Коляда — это древний языческий праздник, на который наши предки отмечали рождение нового Солнца, а предшествует Коляде событие — Карачун (Корочун) — день зимнего солнцестояния и начинается он за 3 дня до возрождения Коляды. Самый короткий день и самая длинная ночь в году, после которой начинает прибывать день. Это один из основных четырёх праздников древних славян, приуроченных к положениям Солнца (Коляда, ).

В 2019 году Карачун приходится на 22, 23, 24 декабря

Давайте попробуем по порядку непредвзято разобраться, что же такое Карачун, Коляда и Рождество у славян.

Карачун — как правильно встретить преддверие Коляды?

Карачун (Корочун) — зимнее солнцестояние, солнцеворот (коловорот), один из важнейших периодов года, когда грань между Явью и Навью очень тонка. Дата зимнего солнцестояния приходится в период с 19 по 25 декабря. В эти дни высота подъёма солнца на небосклоне является самой низкой. После Карачуна Солнце начинает свой северный путь роста. В это время Земля находится в наименьшем удалении от Солнца.

Карачун – это последние три дня солярного цикла перед Колядой – рождением нового Солнца. Карачун не празднуют, но при его наступлении проводятся специальные обряды для очищения и освобождения от всего ненужного.

Жизнь на Земле во многом зависит от Солнца, поэтому приближение Земли к Солнцу и отдаление — это важнейшие астрономические события.

Момент солнцестояния — это критический момент перехода. Около трёх дней до и после солнцестояния Земля принимает огромный поток творческой энергии, это магическое, сакральное время перехода. Как и любое переходное время, оно предназначено для духовных практик. Считается, что это время — не для материальных дел. Это даты, в которых заложен глубинный смысл – познание себя и Бога, очищение Души и переход на новый этап её развития. Особенностей таких дней заключается в том, что у вас приоткрывается возможность для того, чтобы Править (Ладовать, т.е. приводить к Любви, Ладу, Порядку) ваши дух, душу и тело.

Зимнее солнцестояние — это наступление астрономического нового года. Это праздник возрождения, рождения нового солнца.

С этого момента начинается новый цикл времени. Момент солнцеворота, конец долгих ночей — это мистерия рождения нового, обновления, возрождения, переход от старой жизни к новой. Это день закладки надежд, прочного фундамента светлого будущего. Это одновременно и смерть и воскресение, мистерия перерождения старости в молодость.

В это энергетически особенное, заряженное время можно сжечь свои грехи, изменить судьбу, переродиться, как заново рождается обновлённое Солнце.

За пару недель перед солнцеворотом благоприятно избавляться от всего отжившего, мешающего, лишнего: очистить дом, очистить своё физическое тело (ПОСТ и русская баня), очистить свои и очистить своё сознание от негативных моментов. Хорошо бы отпустить обиды, оставить ссоры, разрешить конфликты, благоприятно делать пожертвования, отдавать долги. В новую жизнь лучше вступать налегке. С благодарностью Богам, с чистыми мыслями, чистыми намерениями и пожеланиями счастья.

Женщины в этот день пекли хлеб – каравай в форме Солнца. Испекая каравай вы, тем самым, притягиваете энергию Солнца в свой дом, а аромат хлеба отгоняет всякую нечистую силу и наполняет дом благостной энергией. Особенно это актуально, как вы уже понимаете, перед рождением Бога Коляды.

Ночь перед этим днём — самая длинная в году. Это тёмное, женское, магическое время. Эта ночь открывает двери в новую жизнь. Хорошо подвести итоги прошедшего года, поблагодарить Богов за всё, что Они дают. Важно освободиться от забот, тревог, зажечь свечи, благовония и в гармоничном состоянии войти в новую жизнь.

В это время вместе с солнцем всё живое начинает свой путь роста, восхождения. Очень важно быть Богоцентричным, отстраниться от суеты, обратиться внутрь себя.

Молитва, медитация в это время будут иметь огромную силу, а также — ваши благие намерения, цели на будущее. Ритмы Вселенной в это время очень этому способствуют. Сила возрождающегося Солнца, мощная энергия созидания наполнит их.

Благоприятно встретить восход Солнца, выразить ему своё почтение, поздравить с рождением, поблагодарить за его дары. Важно почувствовать этот переходный сакральный период, поворот от тьмы к свету, от незнания к знанию, от смерти к бессмертию. Если сделать это осознанно (отбросить негативное, отжившее и создать намерение приобрести светлое) тогда впереди — действительно — светлый путь возрождения, роста.

Коляда — очень древний праздник, который совсем не был связан с Рождеством Христовым. На самом деле ещё с языческих времён, когда не было навязано христианство на Руси, а люди верили в , уже существовал такой праздник. С тех времён многие обычаи позабылись и изменились, но всё же многих традиций, хотя и несколько в другом виде, придерживаемся мы и сейчас.

Славянский Праздник Коляда — это праздник победы сил света над тёмными силами. С Этого момент день начинает прибывать, как говорят в народе «на воробьиный скок» или «на заячью лапку».

Его неотъемлемыми чертами являются обряды перевоплощения-ряжения в гостей из иного мира. Перевоплощаются в животных, надевая на себя их шкуры, рога, уши и хвосты. Мастерят особые личины-маски, закрывающие лицо, чтоб народ не узнавал. А ещё обряжались в людей, противоположных по возрасту и полу, надевая на себя свойственные им предметы одежды и облика. Например, малые детки рядились в старичков.

В зависимости от пола и возраста народ объединяется в небольшие сообщества — ватаги колядовщиков. Были ватаги детей, девушек, парней, мужчин, женщин. Изредка они объединялись в одну большую. Основательно подготовившись, колядовщики собирались у домов. Ватаги не заходили в дом, оставаясь у порога, а прежде чем начать действо, спрашивали разрешение у хозяев: «Хозяева, можно ли Коляду покликать?». Получив согласие, пели величальную песню хозяевам дома — песню, обобщённо описывающую, а иногда и явно преувеличивающую достаток и благополучие домочадцев. Затем распевали колядки — обрядовые песенки, играли на музыкальных инструментах, плясали, разыгрывали сценки. Обычно во главе колядующих были «козовод» и «коза» со свитой («лиса», «бык», «медведь» и другие «звери»). Колядовщиков следовало благодарить ценными и вкусными дарами, в том числе и куском круглого праздничного каравая, символизирующего солнце.

По сути, колядки — это заговоры-пожелания на благополучие нового года. В зависимости от того, насколько хорошо хозяева отблагодарили гостей, колядки могли быть как добрыми, так и злыми, даже угрожающими!

Если хозяева были щедры и рады колядовщикам, то, осыпая хозяев зерном, распевали вот такую колядку, наполненную тёплыми пожеланиями и суля благополучие:

Сею, сею, посеваю, с Колядою поздравляю.

Сею, сею, посеваю, ячмень жито посываю,

Чтобы в поле уродилось, чтобы в хлеву удвоилось,

Чтобы дети подрастали, чтобы девок замуж брали.

Сею, сею, посеваю, счастья, радости желаю.

Кто нам даст пирога, тому полный хлев скота,

Овец с овсом, жеребца с хвостом!

Но если хозяева были скупы и негостеприимны к ватаге, то слышали в свою сторону вот такую колядку, с угрозами, чтоб неповадно было жадничать:

Кто не даст пирога — мы корову за рога!

Кто не даст нам яиц — мы тому разгоним птиц!

Не дадите хлеба — стащим с печки деда!

Не дадите лапку — стащим с печки бабку!

Колядки чередовались присказками и прибаутками:

Поможем зимушке-зиме теплом окутать землю!

— А чем помочь?

— Весельем!

— Смехом!

— Шуткой!

— Пословицей!

— Прибауткой!

Солнце на лето, зима на мороз.

Кого захотим, рассмешим до слёз!

Медведь в берлоге на другой бок поворачивается.

Для ватаги нашей карман выворачивается.

Собрав даров, колядовщики отправлялись пировать.

Суть праздника Коляды

Основное предназначение Коляды – это проведение обрядов, посвящённых возвраждению молодго Солнца.

Главными традициями, которые сохранились в той или иной степени и в наше время, являются:

— облачение в разнообразные наряды, в частности сделанные из шкур и рогов животных, использование масок;

— колядование, исполнение колядных песен;

— благодарение колядовщиков и одаривание их сладостями, продуктами, монетами и прочими вещами;

— игры молодых людей;

— гадания незамужних девушек.

Просмотры: 4 592

Коляда - один из крупных славянских праздников. Очень важная точка в годовом цикле. Этот праздник приурочен к дате зимнего солнцестояния - 22 декабря, но народное празднование Коляды все же смещено на 24-25 декабря.
Эти дни - период рождения Нового солнца, нового солнечного года. Сама точка "солнце ворота" считала довольно опасной, потому что Колесо года в этот момент размыкается, солнце может и не встать. Трещина между мирами распахивалась, духи выходили и проникали в мир живых. Нечистые духи устремлялись в этот момент на землю, поэтому люди сосредотачивались в этот период на сакральном. Шли гадания и прочие ритуалы, призванные уберечь будущее семьи, рода, подкорректировать его и т.п.

День перед Колядой тоже праздновался и назывался Карачун . День когда как раз идет полное завершение года, окарачивает год, заканчивает, а после этого уже начинается новый цикл.
Время было опасно для женщин на сносях, потому что они носили новую жизнь, а в этот период все обитатели нави стремились проникнуть в эту приоткрытую дверь на землю. Опасными были дни перед Колядой и после (так называемые Святочные вечера ) Первые шесть дней были ворожными, страшными, колдовскими. Следующие шесть дней были светлыми, святыми. Это связано с тем, что каждый из дней соответствовал месяцу в году - темная половина года и светлая. (см. Точки года) С одной стороны по точкам равноденствия. С другой стороны по точкам осеннего и весеннего перехода - 31 октября - Самхейн - 1 мая - Балтейн. В славянском ореале это считается по точкам равноденствия.

Первый святочный вечер был накануне Коляды. Сама Коляда не относится к святочным дням. И далее считались следующие 5 дней соответственно.

Самое важное в праздновании Коляды Зажигание нового огня. Сначала тушили все огни, даже огонь перед лампадой и зажигался новый огонь. В более древнее, языческое время, зажигались костры на вершинах холмов, как вариант - поднималось огненное колесо. Если на Купалу его катили, то тут поднимали. Считалось, что таким образом люди помогают солнцу подняться на небо. Через этот огонь идет сопричастность к божественному огню, к солнечному огню.
С этого огня зажигали новый готовой цикл.
Одно из важных событий этого периода, которое хорошо известно и по литературе дошедшей до нас и по старинным песням это колядование. Колядование шло почти на протяжении всех святок. Но пик приходился на день перед Колядой.
Колядовщики выворачивали шубы наизнанку, как бы представляя выходцев из нави в которых славяне видели души предков. Страшными они были потому, что никто не может узнать выходцев из нави, для людей они все страшные. все кажутся нежитью. Либо это животные, что связывают нас с тотемизмом - древней верой в покровительство животных.
Колядовщики ходили по дворам, пели определенные песни. Сначала пели песни которые простраивали как бы мир человека, ведь это открытие нового года, поэтому надо было простроить его мир. Пелось о мировом древе, где на макушке сидел орел, представляющий верхний мир - мир богов, под деревом щука - нижний мир. Именно такие образы использовались для понимания. Далее хозяин дома, у которого пелись эти песни должен был одарить колядовщиков, как бы одарить этот пришедший новый мир. Насколько он хотел блага на этот год, настолько он и одаривал колядовщиков. Считалось, что так хозяин одаривал предков, так он чтит свой род. Одаривали в основном едой. После этого колядовщики пели дому и хозяину благословление. Случалось так, что в доме куда пришли колядовщики жили приземистые хозяева, которые не хотели особо одаривать гостей, тогда колядовщики могли спеть и хулительные песни, которые не сулили ничего хорошего этому дому.
Люди боялись, что колядовщики могут спеть такие песни и боялись что их дом вообще могут вообще обойти. Благие силы, силы предков только в этот период могли так близко контактировать с живыми, чтобы дать свое благословление.

Во время Коляды существовал такой немаловажный обряд как сжигание Бадняка . За светло находится сухое, мертвое дерево, оно украшается разными ленточками, наузами, после этого его дорубают, не касаясь голыми руками, и выносят. через рукавицы или через рубахи. Это делалось, чтобы живое (Человек) не касался раньше времени мертвого (дерева).
Его несут к костру и погружают в огонь, после произнесения специальных слов его сжигают. Когда оно почти догорит, по нему стучат и говорят "Сколько искр вылетит из Бадняка, столько блага придет на новый год".
Существуют разные объяснения этой символики Бадняка. Можно сказать люди создают мост между явью и навью, между двумя годами. Дерево которое одним концом в одном мире, другим в нашем. Перед тем как это дерево-полено сжигают ему еще рисуют рот, куда его кормят и поят. Здесь прослеживается много образов связанных с покойником.

Коляду можно фактически считать славянским Новым годом, началом празднества. Именно в этот период год для человека того времени начинался и продолжалось все это до Масленицы . Рождалось солнце на Коляду, а сила Жизни, сила Яви приходит на Масленицу.

Коляда - когда день «на воробьиный скок» прибыл и начинает разгораться зимнее солнце. Перед празднеством кудесник воет волком (вещий вой), прогоняя злых духов. По окончании зачина, всем подносится братина с хмельным напитком и обавник восклицает:

«Овсень, куда едешь? Мосты мостить!
Кому ездить? Коляде государю!
На чём ему ездить?
На солнечной свинке!
Чем погонять?
Поросёнком!»
Проводив Овсеня, люди зовут:
«Приходи, Коляда!» Появляются коляд овщики и поют песню: «Мы ходили, мы искали Коляду святого
На земле, на небеси, по Славени, по Руси
По полям да по лесам, по долам да по горам
А нашли его в светлом Ирии! Гой, Колядо!» Впереди идёт козовод, ведёт «козу» (ряженого, одетого козой). Колядовщики: «Пришла Коляда из Новгорода
На вороном конёчке, в малёванном возочке.»
Козовод:
«Ну-ка, девчонки, ну-ка мальчонки!
Вставайте в ряду, я козу веду!» Перед козой идёт сеятель, осыпающий зерном снег и народ: «Сею, сею, посеваю, с Колядою поздравляю
Счастья, радости желаю.
Сею, сею, повеваю, ячмень, жито посыпаю
Чтобы в поле уродилось, чтоб в хлеву удвоилось
Чтобы дети подрастали, чтобы девок замуж брали.
Сею, сею, посеваю, счастья, радости желаю.
Кто нам даст пирога, тому полный хлев скота
Овец с овсом, жеребца с хвостом.
Кто не даст пирога, тому куричья нога
Пест да лопата, корова горбата.» Когда коза проходит меж рядами, её гладят по шерсти «на счастье». За козой идёт её свита (кот, лисица, журавль, свинья). Девица-лисица пляшет и поёт: «Ой, пляшу, пляшу для дорогого
Может даст ползолотого.
Ой, мало, мало, на том не стало!
Ой, скачу, скачу, серебра хочу!
Раз имеешь сына, дай головку сыра
Раз имеешь дочку, дай мне мёда бочку
Если не богатый, выгони из хаты
Хоть поленом, хоть метлою, хоть кривою кочергою.» «Звери» подпевают: «Наша коза - стара дереза
С Киева шла, всю Русь обошла.» Коза: «Коза, коза луплена, за две куны куплена
Стопчу тебя ногами, сколю тебя рогами!» Хор: «Не ходи, коза, в тёмные леса.
Там за рекою, за быстрою, леса стоят дремучие
Во тех лесах огни горят, огни горят горючие
На тех огнях котлы кипят, котлы кипят кипучие
У тех котлов волхвы стоят, волхвы стоят колядуют:
«Гой, Коляд о!»
Хотят тебя, козочка, зарезати.
Стукнут козу под правое ухо, упадёт коза на брюхо.»
Кудесник бьёт козу в ухо и та падает. Хор:
«Вот коза упала, хвост свой задрала.
Нужно козе три куска сала!» Кот: «Мяу, мяу, сала! Чтоб коза встала.» Люди бросают в мешок гостинцы: колбасу, сало, пря-ники, печенье. Хор: «Встань, коза, встряхнись!
Встань, развеселись!»
Коза встаёт, пляшет и поёт:
«Твои волы, мои волы, гей, гей!
А впереди медведи, гей, гей!
А вдогон им две вороны, гей, гей!
В колеснице две синицы, гей, гей!» Козовод: «Слушай, коза, где трубы ревут
Где трубы ревут там блины пекут
Где блины пекут там и нам дадут!» Коза идёт к угощенью (до печи или стола), задирает морду и нюхает. Хор: «Хозяин идёт, пожиток несёт!
Первый пожиток - мерочка жита,
Мерочкой жита коза будет сыта.
Другой пожиток - мерочка гречки,
Мерочка гречки - нам на варенички.
Третий пожиток - решето овса,
Решето овса, сверху колбаса.
Будьте здоровы! Весёлых свят!
С праздником, хозяева!» Хозяева одариваютколядовщиков. Кот: «Мяу, мяу, мало!
Нужно ещё сала, чтоб коза брыкала!» Козовод: «Дайте, дядя, сала, а то кот сдохнет.» Хозяин: «Нету сала, мышь украла!» Кот пристаёт до тех пор, пока не выпросит кусочек. Собрав полный мешок гостинцев, колядовщики идут пировать.
На пиру поминают Тура, поедая обрядовое печенье в виде коров (коровай, рогалики). Вместо жертвенного ягнёнка едят печенье в виде бараньей головы (баранки, кренделя). Непременно нужно попробовать узвар и кутью. Праздник заканчивается игрищами. Обязательно нужно вкатить горящее колесо в гору со словами: «В гору катись, с весной воротись.»

Вы когда-нибудь пробовали колядовать вместе с детьми? А ведь это отличный способ сделать праздничное время ярким и запоминающимся. Что такое колядки, как колядовать с детками в наше время, как сделать костюмы и реквизит — обо всем этом читайте в нашей заметке. А также мы подготовили подборку простых и веселых рождественских колядок, которые легко выучить с малышом.

Вы, наверное, слышали о колядках и, может быть, даже принимали участие в этом действе. Если нет, то самое время начать. Именно год Козы этому очень способствует, вед Коза - непременный атрибут колядок. Но обо всем по порядку.

Для начала напомним, что по методике Тепляковой мы выстраиваем игры вокруг знакомого и интересного малышу сюжета. Колядование как раз может стать таким ярким впечатлением и темой для ваших игр не на один день. Вдохновляйтесь и колядуйте со своими детками!

Что же такое Коляда, и с чем ее едят

Коляда (коледа) был у древних славян праздником народившегося солнца, днем рождения солнечного года. Со временем колядование стало тесно связано с прославлением Христа. На Рождество ходили с детьми, носили с собой «вертеп» , показывая представления на евангельские сюжеты. Поэтому совсем не удивительно, что в колядках так тесно переплетены языческие мотивы с христианскими. И в наши дни наряженные взрослые и детвора ходят по дворам и при помощи недлинных песенок — колядок — желают хозяевам счастья и процветания в новом году.

Как колядовать с детьми в наше время

Колядуют вечером, 6 января. А утром 7 января рождествуют, поют рождественские песни и всех поздравляют с Рождеством Христовым. Щедруют 13 января, а на следующее утро, на рассвете, посевают (засевают) зерном. Посевать (засевать) ходят к крестным, близким и родственникам. Но первым в этот день в дом должен зайти мужчина, так как считается, что девушки не приносят счастья.

Здорово, если у вас получится собрать компанию взрослых и детишек, живущих с вами в одном подъезде, доме или дворе, и колядовать веселой гурьбой. По давней традиции, чтобы колядовать, нужно как минимум 3 человека.

Глава колядующих - звездарь. Это человек, который идет первым и несет звезду. На роль звездаря всегда выбирался человек, который имел громкий красивый голос и лучше других знал колядки. Звезда для колядований восьмиконечная. Ее запросто можно вырезать из плотного картона и украсить блестками или битыми елочными игрушками. Есть вариант посложнее: звезда из проволоки, которую потом обматывают цветными ленточками.

Следующим по старшинству идет звонарь. Этот человек — тоже неотъемлемая часть колядующего «коллектива». Его обязанность - нести большой колокольчик и оповещать людей звоном о том, что идут колядующие.

Третьим важным колядующим является мехоноша. Ему приходилось носить все то, что хозяева домов набросают колядующим: конфеты, печенье, деньги и т.д. Именно набросают, так как колядующие не должны брать ничего из рук - все подарки хозяева должны класть прямо в мешок. Мешок можно сделать из плотной яркой ткани и украсить. Украшения могут быть как вышитые, так и нарисованные. Это может быть солнце, звезды, месяц, так как в старину этот праздник символизировал переход от ночи ко дню и от зимы к лету.

Костюмы для колядок

Весь колядующий «коллектив» должен быть одет подобающим образом. Рядятся на Рождество в самые яркие одежды — пестрые юбки, бабушкины платки, ленты, бусы, серьги, перстни. Щеки можно разрисовать румянами, накрасить губы. Если после Нового года остались карнавальные маски, они тоже пойдут в дело. Маски могут быть разнообразными: звери, домовые, Баба-яга и вообще сказочные персонажи. Наденьте старую дубленку мехом наружу, украсьте себя небольшими рожками и разноцветными ленточками. Запаситесь конфетти и серпантином, чтобы создать праздничное настроение.

Ну и самое главное - выучите колядки и рождественские песни вместе с детками.


Колядки и рождественские песенки для детей

***
Динь-динь-динь, звенят звоночки!
К вам пришли сыны и дочки!
Вы колядников встречайте,
Нас улыбкой привечайте!

***
Коляда, Коляда!
А бывает Коляда
Накануне Рождества.
Коляда пришла,
Рождество принесла.

***
Коляда-коляда
Накануне Рождества
Хоть рубль, хоть пятак -
Не уйдем мы просто так!

***
Нынче Ангел к нам спустился
И пропел: «Христос родился!»
Мы пришли Христа прославить
И вас с праздником поздравить!

***
Вот идем мы, пастухи,
Прощены нам все грехи,
Весть вам добрую несем,
Без гостинцев не уйдем!

***
Коляд-коляд-колядушек,
Хорош с медком оладушек,
А без меда не таков,
Дайте, тетя (или дядя) пирогов!

***
С Рождеством святым вас, люди!
Мир да лад у вас пусть будет,
Чтобы горя вы не знали
И в богатстве пребывали!

***
Коляда - моляда
Зашла в новы ворота!
А за ней и мороз
Через тын перерос!
Принес он холод,
Так, что дед Архип
Стал молод!
Мороз невелик,
Да стоять не велит!
Не велит мороз стоять,
Нам пора колядовать.

***
Тяпу-ляпу,
Скорей дайте коляду!
Ножки зябнут,
Я домой побегу.
Кто даст,
Тот — князь,
Кто не даст —
Того в грязь!

***
Калидым, калидым я у батьки один,
Меня батька послал,
Чтоб я хлеба достал.
А я хлеба не хочу, подавайте колбасу,
Не дадите колбасу, я всю хату разнесу.

***
Колядин, колядин,
Я у мамки один,
По колено кожушок,
Подай, дядя, пирожок!
Открывай сундучок,
Подавай пятачок!
Что есть в печи - в мешок мечи!

***
Вот и матушка - зима пришла,
Отворяй-ка ворота!
Пришли святки!
Пришли колядки!

***
Пришла Коляда накануне Рождества.
Дай бог тому, кто в этом дому.
Всем людям добрым желаем:
Золота, серебра,
Пышных пирогов,
Мягоньких блинов,
Доброго здоровья,
Маслица коровья.

***
Сколько осиночек,
Столько вам свиночек;
Сколько елок,
Столько и коровок;
Сколько свечек,
Столько и овечек.
Счастья вам,
Хозяин с хозяюшкой,
Большого здоровья,
С Новым годом,
Со всем родом!
Коляда, коляда!

***
Приходила коляда
Накануне Рождества.
Кто даст пирога,
Тому полон хлев скота,
Овин с овсом,
Жеребца с хвостом.
Ты нас будешь дарить —
Мы будем хвалить,
А не будешь дарить —
Мы будем корить!
Коляда, коляда!
Подавай пирога!

***
Маленький мальчик сел на диванчик,
Диванчик хрупь — гони рубль!

***
В небе светится звезда,
В час святого Рождества
Приходила Коляда,
Обходила все дома,
В двери, с окнами стучалась,
Шла смеялась и игралась…
А за шумной Колядой,
колядовщики гурьбой…
Все ликуют и хохочут,
песню громкую поют:
«Уродилась Коляда,
накануне Рождества…»

***
Пришла коляда
Накануне Рождества,
Дайте коровку,
Масляну головку.
А дай Бог тому,
Кто в этом дому.
Ему рожь густа,
Рожь ужимиста.
Ему с колосу осьмина,
Из зерна ему коврига,
Из полузерна пирог.
Наделил бы вас Господь
И житьем, и бытием,
И богатством.
И создай вам, Господи,
Еще лучше того!

***
Коляда, коляда!
Отворяй ворота!
Ты подай пирога,
Хлеба кусочек,
Сметаны горшочек!
Не подашь пирогов-
Напускаем клопов,
Тараканов усатых
И зверей полосатых!
Коляда, коляда!
Ты подай нам пирога,
Или хлеба ломтину,
Или денег полтину,
Или курочку с хохлом,
Петушка с гребешком!

***
Коляда, коляда
Отворяйте ворота,
Доставайте сундучки,
Подавайте пятачки.
Хоть рубь,
Хоть пятак,
Не уйдем из дома так!
Дайте нам конфетку,
А можно и монетку
Не жалейте ничего
Накануне Рождество!
Воробушек летит,
Хвостиком вертит,
А вы, люди, знайте,
Столы застилайте,
Гостей принимайте,
Рождество встречайте!
За привет, за угощенье
Вы примите поздравленье!
Жить вам вместе лет до двести!
Счастья вам да крепкого здравия!
Со святым Рождеством Христовым,
С наступающим Новым годом!

***
Коляда-моляда
Прикатила молода.
Мы нашли коляду
Во Ивановом двору!
Эй, дядька Иван,
Выноси добро во двор!
Как на улице мороз
Подмораживает нос,
Не велит долго стоять,
Велит скоро подавать,
Или тепленький пирог,
Или денежку копьем,
Или рубль серебром!

После колядования не спешите возвращаться домой: устройте на улице снежную битву, скатайте снеговика (если погода позволит), придумайте какую-нибудь забаву. Главное, чтобы в развлечение были вовлечены все колядующие, и никто не остался скучать в сторонке. Все, что получится наколядовать, съешьте вместе с участниками колядок. Устройте чаепитие за общим столом. Специально для детей продолжите праздник дома. Придумайте несколько сценок с участием различных зверей и сказочных персонажей и разыграйте их вместе с детьми.

Мало кто знает, как весело и задорно можно праздновать колядки с детьми в наше время. Но в ваших силах положить начало славной традиции в вашем доме. Попробуйте отмечать колядки каждый год и вовлечь в этот старый славянский праздник друзей и соседей.

Ольга Чупарина

Понравилась наша подборка колядок? Галки-Игралки, чтобы получить бесплатные материалы по раннему развитию и подборку развивающих игр на все времена года!

Щедруют 13 января, а на следующее утро, на рассвете, посевают (засевают) зерном. Посевать (засевать) ходят к крестным, близким и родственникам. Но первым в этот день в дом должен зайти мужчина, так как считается, что девушки не приносят счастья.

Коляда – праздник славян, дата, с которой начинались Святки (25 декабря – день зимнего солнцеворота), а продолжались они до 6 января. Таким образом, еще до принятия христианства народ проводил обряды Коляды, восхваляющие бога неба – Даждьбога. Какого числа праздник Коляда отмечался после принятия христианства? Языческие празднования слились с днем рождения Иисуса Христа, и Святки уже отмечали с 6 по 19 декабря, т. е. от Рождества до Крещения. Эти рождественские традиции сохранились и до сих пор. -


Коляда – уменьшительно-ласкательное от «коло», солнце-младенец (представлялось мальчиком или девочкой, ведь для маленького возраста ребёнка пол ещё не играет никакой роли; само солнце у нас среднего рода).



Это божество возникло из праздника зимнего солнцеворота, из поэтического представления о рождении молодого солнца, то есть солнца будущего года. (Это древнее представление о ежегодном младенце не умерло по сей день. Оно перенесено на понятие «новый год». На открытках и в новогоднем оформлении празднеств художники не случайно изображают новый год в виде мальчика, летящего в космосе).


У древних славян 25 декабря (месяц студень) начинался поворот солнца на весну. Коляду (ср. коло-колесо; круг - солярный знак солнца) наши предки представляли прекрасным младенцем, которого захватила в плен злая ведьма Зима. Согласно поверьям, она превращает его в волчонка (ср. синонимы «волка» - «лютый» с праславянским названием самого сурового месяца зимы: февраль - лютый). Люди верили, что только тогда, когда будет снята с него волчья (иногда и других животных) шкура и сожжена на огне (весеннее тепло), Коляда явится во всем блеске своей красоты.



Коляда праздновалась в так называемые зимние Святки (сочевник, сочельник) . Это же время раньше совпадало с сильными морозами (ср. Моро - «смерть»), вьюгами (ср. Вий) и самыми неистовыми гульбищами нечистых. В этот вечер все заволакивается морозною заволокою и кажется мертвым.



И все же зимние Святки являются самым веселым из славянских празднеств. В этот день, согласно поверью, солнце наряжается в сарафан и кокошник и едет «на разрисованном возочке на вороном конечке» в теплые страны (к весне и лету).


Позднее праздник Коляды был замещен праздником Рождества Христова. Однако у славянских народов Рождество до сих пор сочетается с Колядой. И у всех восточных славян сохранилось колядование как комплекс святочных обрядов. Практически все эти обряды пришли к нам из глубокой древности, когда колядовщики выступали в роли духов предков, проведывающих своих потомков и приносящих залог урожайного года, достатка, благополучия.



Празднование Коляды своим весельем и оптимизмом выражало веру наших мудрых предков в неизбежность победы добрых начал над силами зла.


Чтобы помочь Коляде победить и отогнать злых духов, праздновавшие его день жгли костры, пели и плясали вокруг них. Делать это полагалось в страшных масках, изготовленных из натуральных материалов - меха, кожи, мочала. бересты.


Переодевание (превращение) чудище лесное - козла, волка. медведя - подчеркивало дух праздника. Чем страшнее маска, тем больше можно наколядовать.



Надев маски, ряженый народ отправлялся по домам, колядовать. Любимым развлечением молодежи в Сочельник накануне Рождества (вечером 6 января) было колядование, прекрасно описанное в произведении Н.В.Гоголя.



Парни и девушки ходили по деревне и пели под окнами колядки – короткие обрядовые песни, в которых желали хозяевам благополучия, а те в уплату за пожелание одаривали их вкусной едой. Чем обильнее угощение, тем сытнее должен быть будущий год.



Вот одна из колядок, которые поют под окнами:


На новое вам лето,

На красное вам лето!

Куда конь хвостом -

Туда жито кустом.

Куда коза рогом -

Туда сено стогом.

Сколько осиночек,

Столько вам свиночек;

Сколько елок,

Столько и коровок;

Сколько свечек,

Столько и овечек,


Но и сулившие им страшные кары, если не дадут колядовщикам даров:


Коляда, коляда,

Кто не даст пирога,

Мы корову за рога,

Кто не даст пышки,

Мы тому в лоб шишки,

Кто не даст пятачок,

Тому шею на бочок


По пропетии сих песен, колядовщицы получают несколько денег, или больше из пшеничного теста пироги, конфеты., фрукты; а молодым ребятам колядовщикам в иных местах выносят по ведру или больше пива, которое они сливают в возимую с собою бочку.


Наиболее распространёнными дарами для колядовщиков повсеместно были мучные изделия: специальные обрядовые печенья в виде коней, коров и птиц («калёдушки» в Московской губернии, «овсеньки» - в Рязанской; «козули» - во многих местностях), круглые пресные лепёшки (саратовские «колядашки», владимирские «колёдки») и блины, сдобные «кокурки» и «каракульки» в Новгородской и Владимирской губерниях, а также ватрушки, пироги – везде у русских. Помимо выпечных изделий обходчиков одаривали зерном, крупой, мукой, маслом, сметаной, яйцами, пивом, чаем, сахаром, деньгами.




Других календарных праздников до весны было не много, однако веселье в деревнях не затихало, ведь зима - это пора свадеб. А те девушки, у которых еще не было женихов, устраивали посиделки - собирались у какой-нибудь старухи, приносили прялки, вышивание, шитье проводили за рукоделием долгие зимние вечера, чтобы не было скучно, пели песни, рассказывали сказки, иногда готовили угощение и приглашали в гости парней.



Способов гадания – бесчисленное множество. Этот обычай идёт от желания общения с древней славянской богиней, которая представлялась в виде красивой девушки-пряхи, прядущей нить судьбы, нить жизни, – Сречи (Встречи) – с целью узнать свою судьбу. У разных племён синонимы «суд», «рок», «доля», «судьба», «жребий», «кош», «приговор», «решение», «выбор» имеют одно и тоже значение.



В день зимнего солнцестояния (25 декабря) надо было помочь солнцу набрать силу - потому крестьяне жгли костры, катали горящие колоса, символизирующие светило. Чтобы зима была не слишком суровой, лепили снежную бабу, изображавшую зиму, и разбивали ее снежками.


В славянских сказках встречается множество волшебных персонажей - то ужасных и грозных, то таинственных и непонятных, то добрых и готовых помочь. Современным людям они кажутся причудливым вымыслом, но в старину на Руси свято верили, что в чаще леса стоит изба Бабы Яги, в суровых каменных горах обитает змей, похищающий красавиц, считали, что девушка может выйти замуж за медведя, а конь умеет говорить человеческим голосом.


Такая вера получила название язычество, т.е. «народная вера» (от древнеславянского слова «язык», означавшего «народ»).


Эту презрительную обзывалку некогда единой у всех "варварских" европейских народов религии друидов/волхвов придумали христианские церковники. Смысл слова "языческий" можно перевести на современный язык как "простонародный", "плебейский".


И ныне РПЦ старательно уничтожает малые остатки прежней славянской культуры, стремясь искоренять даже сказочных героев. В частности, не так давно в России по настоянию церкви был закрыт очень интересный музей Бабы-Яги. Церковь резко не одобряет и новогодних Деда Мороза и Снегурочку, но пока ничего не может поделать с этой народной традицией


БОГ КОЛЯДА - Вышний Бог, управляющий Великими Переменами в жизни Родов Расы Великой и потомков Рода Небесного.



В древние времена Вышний Бог Коляда даровал многим Родам, переселившимся в западные земли, систему исчисления сезонного времени для ведения полевых работ - Календарь (Коляды дар), а также свои Мудрые Веды, заповеди и наставления, (про календарь будет отдельный пост).



Коляда является Богом-Покровителем ратных людей и Жрецов. Коляду часто изображали с мечом в руке, причем клинок меча был обращен острием вниз.Меч, обращенный острием вниз, в древние времена означал сохранение Мудрости Богов и Предков, а также незыблемое следование Небесным Законам, как это установлено Богом Сварогом для всех Чертогов Сварожьего Круга.



«Уродился Коляда Накануне Рождества. За горою за крутою Да за речкою быстрою Стоят леса дремучие, Во тех лесах огни горят, Огни горят палюшие, Вокруг огней люди стоят, Люди стоят колядуют: - Ой, Коляда, Коляда, Ты бываешь, Коляда, Накануне Рождества!» Всем известно, что «колядовать» - петь праздничные песни, получая за это угощение и подарки, принято на Рождество.



Однако обычай этот куда более древний, чем кажется. Еще в ту пору, когда Новый год славяне отмечали в сентябре, они в декабре праздновали Рождество Коляды - рождение юного бога света и тепла.


Происходило это на день солнцеворота (21-25 декабря), когда начинает, пусть на воробьиный скок, удлиняться день. В это же время чествовали щедрую богиню Ладу; не отсюда ли другое название колядок - «щедровки>?


Знаком Коляды было колесо с восьмью раскрашенными в яркие цвета спицами - знак солнца, а в центре колеса должен был гореть огонь - пук соломы, свеча или факел.


Призывая Коляду как можно скорее прислать на землю тепло, снег посыпали цветными лоскутьями, втыкали в сугробы сухие цветы, заботливо сберегаемые с лета. В печах в этот день гасили на некоторое время все очаги и разводили в них новый огонь, называвшийся Колядин огонь. Поскольку Коляда был богом Асом из рода бога Сварога, обычным воплощением которого в домах считался большой сноп, то и Коляду изображал снопик или соломенная кукла.



……Значение слова Коляды у разных народов различно: У Виндийцев Коледа почитается за божество празднеств и также называются некоторые церковные обряды, а koledowatи (колодовати) означает хождение детей по разным домам с песнями и плясками.


У Чехов, Болгар и Сербов Kolėda, а также wanoenj pиsnиeky значит - святочная песнь, chodиtи po Kolėde, (ходить по коледу) значит поздравлять с новым годом и за это получать подарки, от каждого, кто что может дать.



Коледа у Словаков означает Благословение домов, какое у них бывает около праздника трех царей, a koledowat - благословлять дома…..


Босняки, Кроаты и другие славянские народы под Коледою разумеют подарок на Новый год.... . Наконец от слова колядование произошло слово "колдование".Коляда, в южной и западной Руси, собственно на кануне праздника Рождества Христова, который известен на северо-востоке Poccии под именем Авсеня или Таусеня, а у Литовцев известна под именем вечера колодок, или Блоккова, в котором почти везде в славянском мире и в русском готовится из зернового хлеба - каша и из пшена и плодов кутья, напоминающая индейский Перун-Цонгол и Угады, во время которых по варению пшена угадывали жребий в наступающем году…



В 19 веке под Москвою был обычай называть сочельник "коледою" и в ночь на Рождество возить в санях девушку, одетую поверх всей теплой одежды в рубашку, которую и выдавали за Коледу; есть ли такой обычай и по сейчас - не знаем.


Есть предположение, что как празднование Коледы, так и её имени перешло из Новгорода в Костромскую и другие Великороссийския губернии в XV веках


После колядок начиналась вечерняя трапеза. В это время заканчивался Рождественский пост. На стол традиционно готовилась кутья сочельницкая (блюдо из пшена и ячменя). Так же обязательным атрибутом рождественского стола были фигурки коров, овец и других животных из пшеничного теста. Фигурки дарили друг другу и украшали ими интерьер дома.




Имя Коляды и по сей день постоянно звучит в колядках, которые содержат старинные магические заклятья: пожелания благополучия дома и семье, требование подарков от хозяев - иначе скупым предрекалось разорение. Иногда сами подарки: печенье, каравай - назывались Колядой.


Языческие колядные празднества хорошо сохранились и прижились в нашем времени.


Коляда – это старинный праздник, природный праздник, завещанный нам предками.


И сегодня, когда русский народ хочет знать свои корни, мы вспоминаем эти традиции, эти истории, эти северные сказки древней нашей земли!

Празднование Колядование, ряженье, святочные игры, гадания, семейная трапеза

Праздник начинался с появлением первой звезды

Рождественская дореволюционная открытка

Коляда́ (также Каляда, Коледа , чеш. Štědrý večer , словацк. Kračun , польск. Święto Godowe , в.-луж. Hody ) - традиционный праздник языческого происхождения у славянских народов , связанный с зимним солнцестоянием , позднее приуроченный к Рождеству и Святкам . Неотъемлемыми атрибутами праздника являлись переодевания (ряженье с использованием шкур, масок и рогов), колядование , колядные песни , одаривание колядовщиков, молодёжные игры, гадания .

Этимология

Слово «Каляда» представляет собой раннее (в конце праславянской эпохи) заимствование из латыни, где календами (лат. calendae ; от calo «взывать») именуются первые дни каждого месяца, непосредственно или через греческое посредство (καλάνδαι ). Показательно в этом отношении польск. kolęda с носовым гласным - наследником латинского «н». Соответствующие слова балтийских языков являются заимствованиями из славянских .

Русские традиции

По народному поверью, только дважды в год, 25 декабря (7 января) и 10 (23) мая , Мать - сыра земля могла разверзнуться за ложь, за ложную клятву или за лжесвидетельство.

Начинался праздник чинно - ужином в родимом дому. Женщина, уважаемая глава семьи (Большуха), пекла круглый хлеб: деревянной лопаткой она выдавливала в тесте бороздки в виде косого креста и потом ставила хлеб на под в русскую печь . Вся семья собиралась за столом. Стол застилался скатертью , под которую клали солому или сено («Коляда приехала на сивых конях, а коням трэба сена»). На столе рождественская кутья да каша . Обязательно на блюде пирог и, кренделя, и ещё пекли к празднику фигурки животных из пшеничного теста - коровок, овечек, козочек, петушков да курочек и человечков-пастушков. Ими украшали столы, окна избы (между рам), их посылали в подарки родным, соседям, знакомым и детям, ими одаривали колядовщиков. Вот вся семья чинно сидит за столом. Говорят лишь старшие, вспоминают год (хорошее и плохое в нём), а младшие слушают, хотя им не терпится поскорее на улицу - колядовать ! По окончании трапезы часть оставшейся кутьи дети разносили дедушкам и бабушкам, а также по домам бедняков, чтобы и они могли отпраздновать Рождество . Ни еду, ни скатерть не убирали до утра, полагая, что к столу придут души покойных родителей, чтобы тоже поесть.

День «на воробьиный скок» прибыл и начинает разгораться зимнее солнце. Коляда в славянской мифологии - воплощение новогоднего цикла. Одной из характернейших черт святок (как и масленицы) является ряжение, одевание тулупов шерстью вверх, ношение звериных масок и шумные карнавальные пляски в домах и на улицах. Рядятся в медведя, коня, быка, козу, гуся, журавля. Сами колядовщики (ряженые) должны быть неузнанными. Во время появления ряженых разыгрывались сценки, а иногда и целые представления. Разыгрывали шуточные похороны и венчание, рекрутский набор, ярмарку, кузницу и рыбную ловлю, «водили» козу , кобылу, тура (быка) .

Вот как это происходило, например, в Вологодской губернии: «...в битком набитую избу ввалились ряженые. Здесь есть и седой как лунь старик с клоком кудели вместо бороды, с батогом в руках; цыган с неизменной принадлежностью своего промысла – кнутом; цыганка с ребёнком-чучелом в руках; нищие, девушки-парни, парни-девушки. Вся эта толпа кричит, смеётся, пляшет. Вот седой старик начинает свои повествования. Цыган заводит речь о лошадях. Цыганка начинает гадать судьбу девушек. Нищие просят милостыню» [Неуступов А. Д., 1913]. Пляски ряженых отличались от тех парных или коллективных плясок, которые исполнялись на праздниках. Вслед за ряжеными парни и девушки изображали «странные движения», «прыжки и гарцевание», «удивительные и приотчетливые движения ногами», «всевозможные вихляния, верчения и кувыркания». Всё сопровождалось звоном, шумом, грохотом, треском, лязгом печных заслонок, железных вёдер, ложек, палок, сковородок и т. п. Святочные развлечения были насыщены эротикой, сексуальной символикой, а также соответствующей жестикуляцией и нецензурной лексикой, что в обычное время было категорически запрещено нравственным кодексом.

Украинские традиции

В украинских колядках языческий элемент проявляется в запевах с Авсеня , с восхода солнца, и, быть может, всего сильнее в колядовании с козой. Под козой здесь, вероятно, подразумевается какое-то мифическое существо. Обход с козой представляет остаток верования, оставившего многочисленные следы и в Западной Европе и состоявшего, по толкованию Маннгардта, в том, что душа нивы (сеножати и растения вообще) есть козло- или козообразное существо (как и Фавн, Сильван), преследуемое жнецами и скрывающееся в последний не сжатый сноп. С течением времени в обряд с козой могли проникнуть и др. элементы, не имеющие отношения к древнему язычеству. В самих песнях отчасти проявляется разграничение элементов христианского и языческого. Рождественские песни в узком смысле называются колядками, они приютились под сень церкви, поются в Румынии на лад священных песен, на Украине членами церковных братств - черта́, напоминающая колядные общества средневековой Европы (см. Каланды). К чествованию же языческого новолетия, прикрывшегося именами христианских святых - Василия (1 января) и Мелании (31 декабря), приурочены другие песни, которые называются щедровками (укр. щедрівками ) и представляют свой особый размер, стиль, определенный древней обрядностью, гаданиями о «щедром», богатом годе. Вне пределов Белоруссии и Украины термин «щедровка» известен на юге России, в приграничных с Украиной регионах. Кое-где различаются и самые исполнители обряда, смотря по его языческому или христианскому источнику.

Белорусские традиции

Колядовать начинали вечером накануне Рождества: на обеденный стол клали сено и деньги, которые лежали до Щедреца - 1 (14) января , чтобы то и другое в будущем году не переводилось. В этот день постились до вечера, и только с первой звездой садились за стол, на котором среди других постных блюд должны обязательно быть кутья и взвар (своеобразный компот). В вечер же перед новым годом кутья подавалась с сытою - водой, подслащённой мёдом. Еда была обильной, мясной: блины с верещакой , жареная колбаса и пр. Взвар обычно делался из сушёных яблок и груш.

В первый день Рождества ходили в гости в семьи своих крестников - носили им подарки. Вечером молодежь, а часто и дети ходили по хатам, распевая колядки. Все это со смехом, с шутками. Надевали вывернутый кожух, козью маску - и такую «козу» водили, прося у хозяев, «чтобы нашей козе да подарили решето овса, поверх колбаса, решето гречки на варенички». Дареную еду складывали в мешок. Кроме «козы» водили «медведя», «кобылку». На Полесье ходили колядовать со звездой из прутьев, надев её на шест. Звезду обтягивали белой материей, в середине горела свеча. Так делалось в память о звезде, которая зажглась во время рождения Христа .

Колядующих везде встречали радушно, это было залогом того, что будущий год станет удачлив. Белорусских колядок много, найдется отдельно и для хозяина, и для хозяйки, и для детей.

Пришли святки-колядки
На липовых саночках.
Саночки поломалися,
Рубашечки помаралися,
А колядки потерялися…

Бегла свинка от Максимка,
Да сгубила коляду,
А ты, хлопчик,
Не гуляй, не гуляй,
А колядки собирай, собирай…

Отражены коляды и в поговорках. «На коляды ночью трещит, а днем плющит». «Пришли колядки - блины да оладки». «Колядки - хозяйские порядки».

Не дуй, не вей, метелица.
Коляда!
Не завевай дороженек,
Коляда!
Я к мамке иду, веночки вью.
Коляда.
От мамки пойду, венок разовью.
Коляда!
Цветок упадет, слеза проплывет.
Коляда!
А где венок - там ручеек.
Коляда!

На коляды показывали кукольные представления театра-батлейки.

На Щедрец выбирали самую пригожую девушку - щодру , украшали её венком, лентами, и во главе с ней ходили по селу, девушки пели щедровки - те же колядки, но обращенные к хозяевам, величального характера, с припевом-рефреном «щедрый вечер, добрый вечер».

Хозяева не скупились: одаривали деньгами, пирогами, домашней колбасой (ведь к этому времени и кабан был заколот). Верилось, что будущий год воздаст сторицей.

Коляда в других странах

Так, в Болгарии Колядой называют Рождество. Ходят под Рождество, славя Христа - коледа́ри , под Новый год (Васильев вечер) - василичáри ; на Украине колядуют члены церковных братств, иногда со старостой во главе, испросив благословение священника, захватив церковный колокольчик и имея в виду выколядованное обратить на какую-нибудь благочестивую цель, щедруют же преимущественно дети, редко молодые женщины и парни; в Румынии под Рождество один состав певцов (юноши и отцы семейств, люди от 18 до 45 лет), под Новый год - другой (дети и юноши от 7 до 18 лет).

Бытовые и языческие корни Коляды

Наряду с языческими и христианскими мотивами, видную роль играют в колядках мотивы бытовые, находящиеся в неразрывной связи с основной целью колядок - «дим звеселити», - прямо выраженной в самых песнях, в послесловиях или поколядях. Русские колядки совершенно чужды любовного элемента, встречающегося в румынских рождественских песнях. Имея своей задачей славление лица, которому они поются, выражение ему пожелания всяких благ, русские колядки отличаются серьёзностью и задушевностью. Содержание этих пожеланий видоизменяется, смотря по полу, возрасту и состоянию тех членов хозяйской семьи, к которым обращаются колядовщики: хозяину сулится семейное счастье и довольство, девушкам - счастливый брак. Это желанное, колядка в эпической обработке представляет осуществившимся: хозяин живёт в довольстве и счастлив семьей, молодец - любовью и т. д. Колядки, воспевающие идеал брани, сулящие славу воинских подвигов, должны быть отнесены к числу наиболее древних. Во многих колядках сохранились черты древнего дружинного и княжеского века. П. В. Владимиров указывает многие черты, общие колядкам и былинам (например, запевы и заключения). Отразилась в колядках и позднейшая эпоха борьбы с поляками. Кое-что имеет и книжный источник (например «Ключ разумения», Иоанникия Голятовского). Ср. «Киевская Старина» 1889, № 1 и 1891, № 12.

Лучшие колядки сохранились в староруси, в Галиции у карпатских русинов . Большую стойкость обнаружили святочные обряды, во многом отмеченные чертами языческой древности, напоминающими как о чествовании новорождённого солнца, так и о культе предков.

Как праздник в честь рождения солнца, Коляда сопровождается в некоторых местах России разведением костров (у сербов и хорватов сжигают бревно-бадняк ; у скандинавов julblock ; у французов caligneau , la souche de Noël ; в Англии ylelog ; осетины всю ночь под Новый год поддерживают огни), и к ней повсеместно приурочено много пожеланий урожая. Такое значение имеют переговоры за караваем хлеба (см. Корочун), обрядовое посыпание хлебного зерна , разнообразные гадания , мимическое подражание паханию, которое у галицких русинов развилось в целую игру, справляемую парубка́ми в день св. Мелании . Благосклонное внимание богов, с языческой точки зрения, обуславливалось надлежащим их угощением, жертвоприношениями; отсюда обрядовое употребление хлеба, каши, но особенно свиньи. В новороссии печётся ещё козулька , имеющая вид или козла на четырёх ножках (Владимирская губерния), или др. животных, или птицы (Олонецкая губерния); козюльку берегут из года в год, чтобы скотинка ходила летом домой и плодилась, а также, чтобы её любил дворовый хозяин (см. Домовой). Последнее поверье приводит нас к культу предков, который рельефно выступает в рождественской обрядности Украины и Беларуси. В «свят вечир» (канун Рождества) вечерний ужин, состоящий в Лубенском уезде , главным образом, из кутьи (ячневая, изредка пшеничная) и узвара (отвар сушёных плодов), имеет семейный и в частности поминальный характер: кутью оставляют на ночь для умерших родственников; по народному верованию, на стене бывают видны смутные отражения маленьких, как куклы, людей, спускающихся к столу.

Наибольшей архаичностью отличается празднование святок у белорусов, вообще не отличающееся от украинской обрядности. Любопытнейшую особенность белорусских святок составляют игрища, которые имеют отношение к гаданью о суженом, но отчасти напоминают и игрища «межю селы» (летопис.); наиболее замечательна женитьба цярэшки - игра с вакхическим характером, изображающая свадьбу нескольких пар.

История изучения коляды

Изучение коляды начато было в 1830-х годах Снегирёвым с мифологической точки зрения, которая со всеми своими крайностями выразилась в трудах О. Ф. Миллера и Афанасьева. Применение светил небесных к домохозяину и его семье О. Ф. Миллер объяснял древним верованием славян в существование самостоятельной семьи небесной, златоверхие теремы - символизацией небесных пространств, освещенных солнцем, быстрое развитие младенца Христа - исполински развивающимися силами природы и т. д. В позднейшем и наиболее обширном труде А. А. Потебни («Объяснения малорусских и сродных песен», т. II, Варшава, 1887) мифологическая сторона колядок и щедровок сильно ограничена и многому дано объяснение с точки зрения бытового и литературного заимствования. В 1874 г появился 1-й том «Исторических песен малорусского народа с объяснениями», Вл. Б. Антоновича и М. Драгоманова (Киев), где многочисленные К. и щедривки внесены в отдел исторических песен века дружинного и княжеских; исходя из представления о колядках, как о древнейших славословиях героям и князьям, издатели пытались открыть в отдельных песнях воспоминания о том или другом лице летописи. Костомаров, в обширной рецензии на этот сборник («Вестник Европы» 1874 г, № 12), признал, что общие черты древнего дружинного и княжеского быта вошли в К. не по воспоминаниям об отдельных исторических лицах, а потому, что черты эти были вообще присущи нравам народа, складу его жизни, условиям его общественного строя, его нравственным воззрениям и поэтическому вкусу. Наконец, с точки зрения теории заимствования поверий, обрядов и песен взглянул на колядки А. Н. Веселовский («Разыскания в области русского духовного стиха», VII, 1883), который, отводя широкое место греко-римским влияниям, высказал предположение, что «вместе с проповедью христианства могли переселяться не только церковные, но и народные обряды, удержавшиеся случайно под сенью церкви и прикрытием христианского святого, а с обрядом переселялись и сопровождавшие его песни - оригиналы наших щедривок, как тем же путем могли заходить и оригиналы рождественских песен». Особенно много доказательств представил А. Н. Веселовский в подтверждение мысли, что внешняя обрядность, и прежде всего маски и ряженье, представляет наследие римского обихода, которое переносилось с места на место сначала греко-римскими мимами, а затем их последователями и подражателями, всякого рода шпильманами, глумцами и скоморохами.

Колядки

Святочные народные песни Колядки широко распространены у украинцев, в меньшей мере у белорусов, у русских встречаются реже и то большей частью на севере в виде так называемого «виноградья », то есть в виде величальных песен с традиционным припевом: «виноградье, красно-зелено мое» (колядки у русских по-видимому вытеснены вследствие особо сильной борьбы с ними церкви и правительства). Соответствия восточно-славянским колядкам встречаются в фольклоре всех других славянских да и многих других европейских народов. Особенно близки и по сюжетам и по форме к славянским колядкам: румынские, называемые colinda , ср.-чешское и словацкое название песен - koleda , словинское kolednica, coleda , сербское - koleda, kolenda , албанское - kolĕndŭ . Считается что, перечисленные названия песен восходят к названию греко-римского праздника нового года - calendae. Название новолетия у многих народов было перенесено на праздник рождения христианского бога (болгарское - колада, коляда, коленде , французское - tsalenda, chalendes, charandes , провансальское - calendas ) или на канун этого праздника (русское, украинское, белорусское - коляда ). Подробное сличение новогодних и святочных празднеств новоевропейских народов с праздниками греко-римскими обнаруживает не только сходство названий, но и совпадение отдельных моментов обрядов, увеселений и пр. Разбираясь в сложном комплексе святочных обрядов и песен новоевропейских, в частности восточно-славянских, этнографы и фольклористы вскрывают элементы, восходящие у многих народов к явлениям традиционной аграрной магии и местных культов, элементы, заимствованные из греко-римской культуры как в эпоху дохристианскую, так и позднее, в причудливом сочетании «языческого» и христианского.

Поговорки и приметы

Пришла Коляда накануне Рождества. Солнце поворачивает на лето, а зима - на мороз. Как ни зноби мороз, а праздничек весёлый теплее печки пригреет. На святой рубаха хоть плохонька, да беленька; к рождеству хоть сурова, да нова. Лапти плести (в этот день) - родится (ребёнок) кривой; шить на рождество - уродится слепой. На рождество Христово метель - пчёлы хорошо роиться будут. На рождество опока (иней) - урожай на хлеб; небо звездисто - урожай на горох. Если на рождество путь хорош - к урожаю гречи. Пять раз в году солнце играет: на Рождество, Богоявленье , Благовещение , Светлое воскресение , Иоанново рождение . Тёмные святки - молочные коровы; светлые святки - ноские куры. «Коляда приехала на сивых конях, а коням трэба сина (сена)» (белорус.) (так объясняют обычай класть сено под скатерть на праздничном столе) . «Коляда вельми варовитая» (полесье). Колядовщиков на порог сажают, чтобы куры неслись. На коляды ночью трещит, а днём плющит. Пришли колядки - блины да оладки. Колядки - хозяйские порядки.

См. также

  • Perchten (нем.)

Примечания

Литература

  • Многочисленные малорусские и белорусские колядки и щедривки напечатаны в сборниках Чубинского, Кольберга, Шейна;
  • варианты и новые песни в «Киевской Старине» 1871 г, № 1 и 1890 г, № 12;
  • в ст. Хр. Ящуржинского, «Колядки религиозно-апокрифического содержания» («Киевская старина », 1895 г, № 2)
  • В. Милорадовича, «Рождественские святки в северной части Лубенского уезда» («Полтавские Губернские Ведомости», 1893 г, № 42, 43 и 44 и отд.).
  • Великорусские колядки сравнительно редки; замечательно большая колядка из Олонецкой губернии изд. Колосовым в «Сборнике русского языка и словесности» (т. XVII, СПб., 1887);
  • др. издания указаны в ст. Владимирова: «Введение в историю русской словесности» («Ж. М. Н. Пр.», 1895 г, № 4),
  • к чему прибавить тексты, напечатанные в губернских ведомостях:
    • владимирских 1867 г, № 29 и 1870 г, № 23;
    • новгородских 1873 г, № 34
    • олонецких 1879 г, № 36.
  • Ср. ещё Н. Сумцов, «Научное изучение колядок и щедривок» («Киевская Старина», 1886 г, № 2 и отд.),
  • его же, «Культурные переживания» (Киев, 1890);
  • Хр. Ящуржинский, «Белорусские колядки» («Киевская Старина», 1889 г, № 2);
  • Хаханов А. С. , «Празднование Нового года у грузин» («Этнографическое обозрение », 1890 г, кн. III).

Внешние ссылки

  • Колядование // Российский Этнографический Музей
  • Украинские народные колядки (укр.)