Меню

Особенности социализации на разных возрастных этапах. Социализация личности, периоды ее развития

Волосы/Прически

Этапы социализации

На различных стадиях направленность и содержание социализации может меняться.

В связи с этим выделяют первичную и вторичную социализацию. Первичная начинается в младенчестве и осуществляется вплоть до формирования социально зрелой личности. Вторичная начинается с периода социально зрелой личности и продолжается всю жизнь. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, под первичной социализацией принято понимать процесс формирования социально зрелой личности, под вторичной - освоение специфических ролей, связанных с разделœением труда.

Этапы социализации:

1) первичная социализация – стадия адаптации (от рождения до подросткового периода), когда ребенок усваивает социальный опыт не критически, он адаптируется, приспосабливается, подражает.

2) стадия индивидуализации - появляется желание выделить себя среди других и критическое отношение к общественным нормам поведения. В подростковом возрасте стадия индивидуализации характеризуется как промежуточная социализация, так как мировоззрение и характер подростка еще не устойчивы. Юношеский возраст (18-25 лет) уже характеризуется как устойчивая социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности;

3) стадия интеграции - появляется желание найти свое место в обществе как бы вписаться в общество. Интеграция проходит благополучно, в случае если свойства человека принимаются группой и обществом, в случае если не принимаются, то возможны следующие варианты:

а) сохранение своей непохожести, нестандартности, что может вылиться либо в агрессивное поведение, а может личность быть самодостаточной и сохранять свои индивидуальные черты, не вступая в конфликтные ситуации с окружающим миром;

б) изменение себя, стремление стать как всœе;

в) конформизм - внешнее соглашательство, адаптация:

4) трудовая стади я социализации охватывает весь период социальной зрелости человека, то есть период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счёт активного воздействия на среду своего обитания через свою деятельность;

5) послетрудовая (пенсионная) стадия - воспринимается как пожилой пенсионный возраст, когда человек вносит существенный вклад в воспроизводство социального опыта и передачу его новым поколениям.

Агенты и институты социализации

К процессу социализации можно подойти не только с индивидуальной, но и с точки зрения общества. С этой позиции социализация представляет собой совокупность социальных агентов и социальных институтов, формирующих, направляющих или же ограничивающих становление личности человека.

Агенты социализации - это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.

Институты социализации - это учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. Поскольку социализация разделяется на два вида первичную и вторичную, в связи с этим агенты и институты социализации тоже подразделяются на первичные и вторичные.

Агенты первичной социализации - семья, друзья семьи, сверстники, учителя, лидеры молодежных группировок. Термин ʼʼпервичный"" в социологии относится ко всœему, что составляет непосредственное или близкое окружение личности. Первичная среда не только ближайшая к человеку, но и важнейшая в его формировании, то есть стоящая на первом месте по степени важности.

Агенты вторичной социализации - представители администрации школы, институты, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники средств массовой информации, партии и так далее, то есть те, кто стоит во втором эшелоне воздействия на человека. Контакты с такими агентами происходят реже, они менее продолжительны и воздействие менее глубокое, чем первичных. Вторичные - ϶ᴛᴏ формальные организации и официальные учреждения, которые относятся к институтам социализации.

Первичная социализация наиболее интенсивна в первой половинœе жизни, хотя она и сохраняется на протяжении всœей жизни, вторичная наоборот охватывает вторую половину жизни, когда человек сталкивается с формальными организациями и учреждениями. Первичная социализация - сфера межличностных отношений, вторичная - сфера социальных отношений. Одно и то же лицо должна быть как агентом первичной, так и агентом вторичной социализации. Функции агентов первичной социализации взаимозаменяемы, а вторичной - нет. Объясняется это тем, что первичные функции универсальны, а вторичные специализированы.

Этапы социализации - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Этапы социализации" 2017, 2018.

  • - Понятие и механизм социализации. Этапы социализации личности.

    Основные факторы развития личности. Методологические и социальные предпосылки возникновения социологии как науки. Термин социология предложен в 40-ые года 19 века французским философом Огюстом Контом. Он первый предложил изучать... ..


  • - Этапы социализации

    Социализация Социализация -процесс формирования социальных качеств (различных знаний, навыков, ценностей). Это усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность. Необходимость социализации связана с тем, что социальные... .


  • - Этапы социализации

    Социализация – продолжающийся всю жизнь процесс, от рождения до смерти. Жизненный цикл людей связан с разнообразными социальными структурами. Некоторые из этих структур имеют дело с детством, хотя общества значительно различаются в своем определении детства. Объем... .


  • КРИТИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ

    От понятия «кризис социализации», или «кризисная точка социализа­ции», надо отличать другое, близкое ему по значению, но полностью не тож­дественное понятие «критический период для социализации». Оно появилось в этологии и затем перешло в возрастную психологию. Иногда в литературе два понятия - критические периоды и кризисы развития, через смену кото­рых происходит возрастное развитие психики, подчеркивающие его нерав­номерность, - отождествляются 19 .

    18 Ковалева Т.В., Степанова O.K. «Подростки смутного времени» (К проблеме социализации стар­
    шеклассников) // Социс. 1998. № 8. С. 57-64.

    19 См.: Выготский Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития // Вопр. психологии.
    1972. № 2; Сандомирский М.Е., Белогородский Л.С., Еникеев Д.А. Периодизация психического раз­
    вития с точки зрения онтогенеза функциональной асимметрии полушарий // Современные про­
    блемы физиологии и медицины. Уфа, 1997. С. 44-63.

    Критические периоды социализации существуют и у животных. Как уже говорилось, термин пришел в социопсихологическую сферу из этологии - науки о поведении животных. Специалисты доказали, что знание ранних периодов развития собак помогает понять мотивы собачьей агрессии. Щен­кам крайне необходимо пройти период социализации в возрасте от 3 недель, когда они уже могут видеть и слышать, до 14 недель. Как оказалось, лучше всего приобретать шенка в возрасте от 7 до 9 недель, чтобы он прошел соци­ализацию в новом доме. Период от 9 до 10 недель - критический, в это вре­мя нельзя требовать от щенка жесткой дисциплины, с ним надо обращаться мягко как взрослым, так и детям. В возрасте 14 недель начинается ювениль-ный период, который заканчивается, когда щенок достигает половой зрело­сти, обычно к 14-15 мес. Если щенок не пройдет социализацию к 14 мес, он, возможно, никогда не сможет нормально общаться с людьми и други­ми собаками. Щенки, выросшие в питомниках, где они получают минимум внимания со стороны человека, часто остаются робкими с людьми, если, конечно, не будут проданы в возрасте до 14 недель 20 .

    Если кризис обозначает максимальное ухудшение положения дел, то критический период означает максимально располагающее для наступле­ния какого-либо события или изменения время, не важно, в лучшую или худшую сторону происходят подобные изменения. В эти периоды организм

    человека или животного оказывается наиболее восприимчивым к вредным или благоприятным воздействиям внешней среды. Было установлено, к примеру, что дети - наиболее радио­чувствительная часть населения, осо­бенно в критические периоды роста и развития 21 . Независимо от плотности выпадения радиоактивных осадков, возрастом интенсивного накопления щитовидной железой радиоактивного йода является внутриутробный пери­од, так называемый «молочный пери­од детства» и период полового созре­вания. В эти критические фазы онто­генеза величина поглощения изотопа превосходит значения для взрослого человека в 1,5-3 раза 22 .

    В теории научения, которая часто входит в учение о социализации, кри­ тические периоды называют сенси­тивными (чувствительными) для обу­чения. Считается, что если обучение не происходит в течение этого време­ни, то оно может никогда не произойти. Обучение не только важно для поддержания и полного развития врожденных механизмов, подчеркивают

    20 Веб-страница http://www.zooclub.ru .

    21 БалеваЛ.С. и др.// Рос. мед. журн. 1998. № 5. С. 6-10.

    2 Касаткина Э.П. и др.// Рос. вестн. перинатолог. и педиатр. 1996. № 3. С. 10-14.

    американские психологи. Если обучение необходимо сделать наиболее эф­фективным, оно должно быть приурочено к определенному отрезку време­ни. Так, младенцы способны воспринимать сложные зрительные стимулы при рождении, но они теряют эту способность при отсутствии зрительной стимуляции. В области критических периодов обучения было получено множество экспериментальных фактов:

    Координируемое зрением поведение может быть нарушено при лишении живот­ного в раннем возрасте возможности видеть свои передние конечности (Р. Хелд); собаки, подвергшиеся в раннем возрасте различным депривациям, в старшем воз­расте отдают предпочтение более простым стимулам (М. Фоке); у приматов име­ется предпочтение зрительных нарисованных изображений увеличивающейся сложности с возрастом, но выращенные в изоляции особи того же возраста отда­ют предпочтение менее сложным зрительным стимулам (Г. Саккет).

    Ученые пришли к важному выводу: обучение животного или человека происходит наиболее успешно тогда, когда оно к этому готово - не раньше, но и не позже. Даже средние способности можно превратить в выдающиеся, если угадать сенситивный период - время максимальной предрасположен­ности организма к данному виду деятельности или воздействию. Критиче­ские периоды - время наибольшей податливости (пластичности) для. вос­приятия нового. Вмешательство в развитие человека должно совершаться в самом раннем детстве, так как именно в этот период уровень пластично­сти наиболее высок.

    Критический период для социализации определяется, по мнению Л.Ф. Обуховой 23 , появлением поведенческих механизмов, которые под­держивают контакт между животными. Это реакция цепляния у обезьян, реакция следован ия у стадн ых жи вотных, махание хвостом, и гривая борьба у щенков, улыбка у младенцев. Они сопровождаются ответными реакци­ями взрослых членов вида: поддерживание у матерей приматов, хождение с выводком у птиц, зов матери-овцы, забота и воспитание младенцев у человека. Развитие привязанности останавливается, когда возникает ре­акция страха, которая заставляет избегать контактов. Эту реакцию можно наблюдать у многих птиц и млекопитающих, даже у детей около 8 мес возрастает страх по отношению к незнакомцу. К. Лоренц заметил, что у выводковых птиц привязанность возникает раньше, чем они начинают есть.

    Этологи установили, что наибольший след в жизни организма оставляет опыт ранних лет, и это было показано в экспериментах на многих позвоноч­ных и беспозвоночных животных. Подобные явления наблюдаются и у че­ловека. При изучении формирования социальной привязанности было уста­новлено, что пищевое подкрепление само по себе не является необходимым в процессе социализации. Известны опыты Харлоу с обезьянами, изолиро­ванными при рождении и вскормленными искусственными матерями. Де­теныши, воспитанные с искусственной матерью, во взрослом состоянии были плохими матерями, не обращали внимания на своих отпрысков и час­то били их, когда те кричали. Несмотря на такое отношение матерей, дете-



    в Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология: Учеб. М, 1996.

    ныши ползли к ним. Значит, наказание не тормозит образования соци­альных связей.

    Первоначально исследователи концентрировали внимание на критиче­ском периоде первичной социализации. Под социализацией понималась привязанность к членам своего сообщества, которая зависит, главным обра­зом, от общения с другими членами группы. Например, социализация у со­бак выражается в том, что примерно с 3 до 10 недель щенок восприимчив к социальным влияниям. Первичная социализация определяет, к какому имен­но существу прочно привяжется это животное. В опытах на обезьянах Хар-лоу установил, что между 3 и 6 мес жизни существует критический период, во время которого социальная депривация, особенно депривация от обще­ства равных себе, необратимо подавляет способность животного к социаль­ному регулированию поведения 24 .

    По отношению кдетям было высказано мнение, что существуют два кри­тических периода социализации: один - в первый год жизни, когда у ребен­ка формируется связь с близкими ему людьми, когда он учится зависимо­сти. И другой - в 2-3 года, когда он приучается быть независимым в важ­ных отношениях. Процесс социализации у младенцев начинается с возраста около 6 недель, но достигает максимума в 4-5 мес, на что указывает появ­ление так называемой социальной улыбки 25 .

    Психологические знания крайне важны для родителей, которые редко когда угадывают сенситивные периоды социализации своих чад. То музы­ке начинают обучать не вовремя, то к труду и дисциплине приучают слиш­ком поздно. Правильно поступают те мамы и бабушки, которые с самых первых месяцев жизни ребенка не только интенсивно разговаривают с ним, но дают нагрузку на зрительную и эмоциональную сферу. Оказывается, умственное, физическое и эмоциональное развитие детей происходит в самые ранние годы.

    Дети, выросшие в детдоме, пропускают ряд важных критических для со­циализации периодов, когда детскому организму для полноценного разви­тия крайне необходимы эмоциональные контакты с матерью, ее ласка и за­бота. Работники детдома, какими бы внимательными они ни были, заменить мать не в состоянии. Недополучение социализирующих действий матери в раннем возрасте негативно сказывается на всем последующем развитии ре­бенка.

    Это явление называется в психологии сенсорной депривацией (лишение ре­бенка или взрослого человека эмоциональных связей, их недостаточность), которое надо отличать от другого явления, обозначаемого термином «соци­альная изоляция»: лишение человека социальных связей, общения и взаимо­действия с другими людьми. Оба явления негативно сказываются на успеш­ности прохождения социализации и часто истолковываются специалистами как препятствие, или барьеры социализации.

    Таким образом, если мы знаем потенциальные возможности и опасно­сти каждого периода развития, то можем использовать эти возможности и уменьшить влияние вредного опыта. Сегодня психологические знания ак­тивно пропагандируются на самых разных уровнях. В частности, в феврале

    Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология: Учеб. М., 1996. 25 Там же.

    Сенсорная депривация - эмоциональная «дверь» для детдомовского ребенка

    2001 г. проходил семинар «Критиче­ские периоды взросления маленького человека» Возраст, затрагивающийся на семинаре, - от 10 мес до 5 лет. На этом семинаре затрагивались важные психологические моменты, связанные с воспитанием ребенка: Как реагировать на упрямство и истерики? Что де­лать в самых, казалось бы, безвыходных ситуациях? Как вести себя родите­лям, когда ребенок кусается, плюется, дерется?

    ЮНОСТЬ

    Как мы уже говорили, процесс социализации проходит фазы, которые называют еще стадиями жизненного цикла человека. Это детство, юность, зре­лость и старость.

    Юность завершает активный период социализации. К юношам обычно относят подростков и молодых людей в возрасте от 13 до 19 лет. Их еще на­зывают тинейджерами. В этом возрасте происходят важные физиологиче­ские изменения (одно из них - наступление половой зрелости), которые влекут за собой определенные психологические сдвиги: появляются вле­чение к противоположному полу, агрессивность, зачастую немотивирован­ная, проявляются склонность к необдуманному риску и неумение оценить степень его опасности, подчеркнутое стремление к независимости и са-мостоятел ьности.

    Психофизиологические изменения не могут не повлиять на ход и со­держание социализации. Склонность к инноватике и творчеству, непри­знание всех и всяких авторитетов, с одной стороны, подчеркнутая авто­номия и независимость - с другой, порождают особое явление, которое называют молодежной субкультурой. Она ассоциируется с тремя главны­ми негативными чертами, явлениями-символами: наркотиками, сексом и насилием. Подростковый период называют «трудным возрастом», «пере­ломным периодом». Его содержание заключается в изменении поведен­ческих характеристик: от почти полного послушания, свойственного ма­лым детям, юноши переходят к сдержанному непослушанию - скрытому неповиновению родителям. Если раньше, будучи детьми, они смотрели на мир глазами своих родителей, то теперь они ведут как бы двойной счет: у подростков и юношей выстраивается параллельная система ценностей и взглядов на мир, которая частично пересекается с позицией родителей, а частично - со взглядами сверстников.

    " В этот период заканчивается формирование фундамента личности, до­страиваются ее верхние - мировоззренческие - этажи. Осознание своего «Я» происходит как осмысление своего места в жизни родителей, друзей, окружающего социума. Одновременно наблюдается постоянный поиск нравственных ориентиров, связанных с переоценкой смысла жизни. Под­ростки и юноши более восприимчивы к негативным оценкам окружающих, осо­бенно если они касаются одежды, внешнего вида, манер поведения, круга знакомств, т.е. всего того, что составляет социальную среду и социальную символику «Я». Гипертрофированная самостоятельность находит выраже­ние в подчеркнутой резкости собственных оценок: для многих тинейдже­ров «хорошо» и «правильно» только то, что им нравится.

    Трудности социализации в этот период связаны с тремя главными обсто­ятельствами:

    несовпадением между высоким уровнем притязаний (стремление стать героем, прославиться) и низким социальным статусом, который задан их возрастом;

    несовпадением старого стиля родительства, ориентированного на то, что для матери сын или дочь всегда остается ребенком, и новых потен­циальных возможностей тинейджеров, заданных их психофизиологи­ческим повзрослейием;

    противоречием между усилившейся ориентацией на самостоятельность и усилившейся зависимостью от мнения и поведения сверстников.

    Психофизиологическое повзросление практически ничего не меняет в социально-экономическом положении тинейджеров. Социальные статусы родителей и юношей по-прежнему несовместимы: родители зарабатывают на жизнь, несут моральную и правовую ответственность за детей и неприкос­новенность имущества, участвуют в общественной и производственной жиз­ни. Взрослые - собственники, распорядители, опекуны, производители, за­конодатели, потребители, защитники и т.д. А тинейджеры экономически несамостоятельны, они все еще требуют социальной защиты и не выступа­ют участниками правоотношений. Их ролевой диапазон крайне ограничен. Они не являются собственниками, распорядителями, производителями, за­конодателями. Они - лишь потребители. Хотя в правовом смысле они не могут принимать жизненно важные решения, в психологическом плане

    тинейджеры созрели для них. Но родители ограничивают их. В этом и зак­лючается исходное противоречие.

    В связи с этим социологи говорят о ролевом бесправии тинейджеров - меньшем объеме прав и обязанностей по сравнению со взрослыми. Обла­дая меньшими возможностями, тинейджеры сталкиваются с такими гло­бальными мировоззренческими и нравственными проблемами, которые в зрелом возрасте уже решены. Недостаток жизненного опыта вынуждает их

    совершать гораздо больше ошибок, чем это делают взрослые, дети или старики. Но главное не в количестве, а в качестве ошибок, серьезности их последствий: преступность, употреб­ление наркотиков, алкоголизм, половая распущенность, насилие над лич­ностью. Многие тинэйджеры бросают школу, в результате чего нарушается естественный процесс социализации. Недополучение знаний сразу же ска­зывается на экономическом положении, подростки и юноши оказываются в худшей ситуации на рынке труда. В развитых странах уровень безработи­цы среди 18-летних в 3 раза выше, чем у взрослых.

    Социологи полагают, что сексуальная распущенность, злоупотребле­ние алкоголем и лихачество - не что иное, как попытка играть роль взрос­лых. Возможно, что та же самая причина побуждает многих бросать шко­лу. Статус школьника считается «невзрослым». Он не способствует дос­тижению жизненного успеха, а вместе с ним и признанию в группе сверстников. Тинэйджеры ищут признания своей психологической взрослости за рамками школы и семьи - институтов, где их продолжа­ют считать детьми.

    Современная молодежь, несмотря на достаточно короткий срок молодо­сти, разбивается на несколько поколений. Она уже не выступает, как преж­де, единым поколением, противостоящим старшему поколению. Внутри молодежи противоборствуют и сосуществуют несколько поколений, испо­ведующих разные идеалы, ценности, поклоняющиеся разным музыкальным кумирам. Стало быть, нормы поведения и ценности одного поколения не адекватны нормам и ценностям другого.

    В свою очередь, ускоряющаяся смена молодежных поколений и возрас­тающее число поколений внутри молодежи стимулируют ускорение техни­ческого прогресса, стимулируют бизнесменов к выпуску все более разнооб­разной технологии, компьютеров, аудио- и видеокассет, плейеров и т.п.

    Перед молодыми людьми в сложный период перехода из детства во взрос­лость возникает множество сложных проблем, которые они не способны решить, опираясь на свой детский опыт либо жизненный опыт взрослых. Им необходима группа сверстников, которые сталкиваются с теми же самы­ми проблемами, имеют такие же ценности и идеалы. Этот период неопре­деленности возникает потому, что человек покидает детство - период ми­нимальной ответственности, и вступает во взрослость - период максималь­ной ответственности. Для смягчения перехода от одной крайности к другой и нужна молодежная субкультура, аккумулировавшая в себе опыт решения жизненных проблем, накопленный многими поколениями молодых людей и отличающийся от опыта старших поколений.

    Теоретически в своей семье ребенок получает необходимые ему соци­альную защиту и эмоциональную привязанность. Вырастая, он стремится выйти за рамки первичной общности, приобрести большую, чем была в се­мье, свободу действий, но без утраты зашиты и принадлежности.

    ЗРЕЛЫЙ ВОЗРАСТ

    В зрелом возрасте преодолевается ролевой конфликт (ролевое беспра­вие). Психофизиологическое повзросление совпадает с социальным и эко­номическим взрослением, притязания, амбиции и надежды юности полу­чают удовлетворение пропорционально затраченным усилиям и приобре­тенным знаниям. Зрелый возраст характеризует расцвет человеческой личности.

    В начале взрослой жизни наблюдаются следующие ролевые изменения: окончание школы, вступление в трудовую жизнь, брак, родительство, вклю­чение в общественную и гражданскую деятельность. Эти изменения требу­ют десоциализации (обучение отказа от роли) и ресоциализацие (обучение новым нормам и ценностям), так же как и социализации (обучению новым ролям) 26 .

    На любом переломе - с началом брака, уходом в армию или началом трудовой деятельности - многие люди кардинально меняются. Как час­то можно слышать «он изменился с тех пор, как женился» или «работа сделала его неузнаваемым». Конечно, это не новые люди, но те же самые, с которыми произошли ролевые переходы. Изменился их образ жизни, их взгляд на себя, стиль общения с другими. Переходы в середине и конце жизни воспринимаются как «кризисы». Особенно это ощущается, когда люди теряют главный социальный статус и переходят в другой - женщи­на в середине жизни перестает быть матерью, несколько позднее - любов­ницей, мужчина, в 60 лет выйдя на пенсию, перестает быть производите­лем материальных благ и кормильцем семьи. Они чувствуют себя несчас­тными. Родительство для женщины и работа для мужчины - главное в их жизни. Женщина, просидевшая в до­ мохозяйках долгие годы, после смер­ти мужа вынуждена идти работать. С точки зрения социологии, она прошла путь десоциализации от роли за­висимой жены (обучения) и ресоциализации в статус независимой лично­сти (обучение новой роли), требующих радикального смещения в ее от­ношениях с другими людьми, образе жизни, чувствах, мышлении. Она обу­чилась профессии и новой роли, научилась подчиняться новым социальным нормам и правилам. Постепенно ее «Я-концепция» сформи­ровалась вокруг роли работника, а не домохозяйки.

    Как таковой зрелый возраст не является самостоятельным этапом соци­ализации. Это собирательное понятие, охватывающее несколько циклов че­ловеческой жизни, разделенных важнейшими событиями: овладение профес-

    26 Hess В.В., Markson E.W., Stein P.J. Sociology. N.Y., 1991. P. 116.

    сией, прохождение армейской службы, начало трудовой деятельности, же­нитьба или замужество, создание семьи, рождение детей.

    Наступление зрелого возраста, т.е. взрослой жизни, может затянуться вследствие продолжения обучения (в вузе и аспирантуре) до 21-23 лет или ускориться по причине раннего начала трудовой деятельности. Если ниж­няя граница зрелого возраста точно не определена и зависит от конкретных обстоятельств, то его верхняя граница обозначена выходом на пенсию.

    Социологическим критерием разграничения двух периодов - молодеж­ного и зрелого - служит экономическая, социальная и политическая само­стоятельность. Но что считать прояв­лением такой самостоятельности? В прежние времена 20-летние юноши командовали армиями, а сегодня они сидят в студенческих аудиториях и не в состоянии прокормить семью. В эк­стремальные периоды истории - войны и революции - молодежь быстрее достигает общественного признания, ее социальный статус растет благода­ря повышению военной значимости молодежи как источника рекрутов. На­против, в спокойные периоды истории этап несамостоятельности затяги­вается. Для таких периодов социологи разработали набор критериев, кото­рым должен соответствовать молодой человек, претендующий на статус взрослого:

    Сам себя обеспечивать средствами существования;

    Распоряжаться деньгами независимо от других;

    Быть самостоятельным в выборе образа жизни;

    Проживать независимо от родителей.

    В Испании социологи выяснили, например, что только 20% молодежи в возрасте от 15 до 30 лет соответствует четырем приведенным критериям и поэтому вправе называться взрослыми.

    Наряду с вышеуказанными, социологи употребляют и некоторые дру­гие признаки, в частности: а) способность отвечать перед законом; б) до­пуск к голосованию на выборах; в) вступление в брак. С точки зрения со­циализации, лишь вступление в брак служит значимым критерием взрос­лости. Семья - единственный агент социализации, оказывающий воздей­ствие на протяжении всей жизни. Однако роль и статус каждого ее чле­на на разных этапах семейного цик­ла меняется. Ребенок - объект соци­ализации и одна из целей жизни ро­дителей, взрослый человек - субъект (по отношению к детям) и объект (по отношению к другому супругу) со­циализации одновременно. Он перестает служить целью жизни, становясь средством. Старики и пожилые члены семьи могут быть только субъекта­ми, но зачастую они исключаются взрослыми детьми из активного процес­са социализации и воспитания внуков. Муж и жена выступают агентами социализации друг для друга.

    Дело в том, что семейная социализация для взрослых людей протекает совсем иначе, чем для детей. Повзрослевшие юноши, обзаведясь собствен­ной семьей, переходят в новое качественное состояние - из объектов вос­питания они становятся его субъектами. И на первых порах происходит му­чительный процесс овладения новой социальной ролью: молодожены об­ращаются к родителям, друзьям, сослуживцам по любому пустяку, касающемуся воспитания ребенка и обустройства быта - как пеленать и когда кормить малютку, как починить водопроводный кран и оплачивать квартиру. Это и есть освоение новой социальной роли. Одновременно суп­руги оказывают социализирующее влияние друг на друга, решая вопросы о распределении прав и обязанностей, о лидерстве в семье, отношениях к новой родне и новым друзьям. Здесь нет субъектов и объектов, социализа­ция происходит на партнерской основе, поскольку, изменяя свое поведение, супруг помогает изменить поведение партнера.

    Взрослая жизнь - самый активный период социализации, так как именно в это время наблюдается освоение социальных ролей не в игровой, а в реаль­ной ситуации. Впервые уравнялись объемы прав и обязанностей, потребно­стей и средств их удовлетворения.

    Еще одна линия американской психологии разви­тия - соединение психоанализа и этологии.

    Как известно, Фрейд подчеркивал важность раннего опыта в развитии поведения. С другой стороны, Лоренц обратил внимание на важность критических периодов для образования первичных социальных связей у живот­ных. Соединение этих двух подходов заново возродило проблему наследственности и опыта в развитии молодого организма. Было высказано предположение, что влияние опыта велико, но ограничено временем его действие: в определенные периоды жизни влияние окружающей сре­ды на развитие оказывается по своему воздействию очень глубоким, а его значение в другие периоды жизни незна­чительно.

    Наибольший след в жизни организма оставляет, главным образом, опыт ранних лет. Это было показано в экспериментах на многих позвоночных и беспозвоноч­ных животных. Это же явление наблюдается и у челове­ка. В связи с этими фактами в американской психологии проявился огромный интерес к раннему онтогенезу пове­дения, к изучению возникновения социальных связей.

    При изучении формирования социальной привязан­ности было установлено, что пищевое подкрепление само по себе не является необходимым в процессе социализации. Известны опыты Харлоу с обезьянами, изолирован­ными при рождении и вскормленными искусственными матерями. Эти опыты показали, что детеныши опреде­ленно предпочитают одетые модели - «уютных матерей», от которых они не получали пищевого подкрепления, чем проволочную - «холодную мать», дающую пищу. Таким образом, теория потребности в пище как источни­ке социальной привязанности была отброшена.

    Детеныши, воспитанные искусственной матерью, были плохими матерями, не обращали внимания на сво­их детенышей и часто били их, когда те кричали. Не­смотря на такое отношение матерей, детеныши ползли к ним. Значит, наказание не тормозит образования соци­альных связей. Был сделан важнейший вывод: социаль­ная связь строится не на пищевом подкреплении! Опыты показали, что самая важная потребность у детенышей животных - потребность в контакте, а не в пище.



    Еще задолго до опытов Харлоу Лоренц заметил, что у выводковых птиц привязанность возникает раньше, чем они начинают есть. Он сформулировал концепцию импринтинга - «запечатления».

    В американской психологии период максимальной способности к импринтингу был назван критическим периодом или критическим возрастом. Американский психолог Е. Хесс разработал критерии продолжитель­ности критических периодов. Начало периода опреде­ляется зрелостью двигательных возможностей, способно­стей животного; конец - развитием реакции страха. На основе этих критериев можно предугадать способности к импринтингу у вида, зная лишь характерное для него время возникновения реакции страха и ход развития двигательных способностей.

    Хотя начало и конец критического периода довольно жестко фиксированы биологическими процессами роста и созревания определенных реакций, можно изменить продолжительность этого периода в экспериментальных условиях. Так, например, критический период можно расширить, используя некоторые фармакологические препараты, снижающие эмоциональность. Эмоциональ­ное возбуждение - весьма важная часть первичных социальных взаимоотношений у высокоразвитых животных и человека.

    Критический период для социализации определяется появлением поведенческих механизмов, которые поддер­живают контакт между животными. Эта реакция цепляния у обезьян, реакция следования у стадных животных, махание хвостом, игривая борьба у щенков, улыбка у младенцев. Они сопровождаются ответными реакциями взрослых членов вида: поддерживание у матерей прима­тов, хождение с выводком у птиц, зов матери-овцы, забо­та и воспитание младенцев у человека.

    Развитие привязанности останавливается, когда воз­никает реакция страха, которая заставляет избегать кон­тактов. Эту реакцию можно наблюдать у многих птиц и млекопитающих, даже у детей около восьми месяцев воз­растает страх по отношению к незнакомцу.

    Первоначально исследователи концентрировали вни­мание на критическом периоде первичной социализации. Под социализацией понимается привязанность к членам своего сообщества, которая зависит, главным образом, от общения с другими членами группы.

    Например, социализация у собак выражается в том, что примерно с трех до десяти недель щенок восприим­чив к социальным влияниям. Первичная социализация определяет, к какому именно существу прочно привяжет­ся это животное.

    В опытах на обезьянах Харлоу установил, что между третьим и шестым месяцами жизни существует критиче­ский период, во время которого социальная депривация, особенно депривация от общества равных себе, необра­тимо подавляет способность животного к социальному регулированию поведения.

    По отношению к детям было высказано мнение, что существуют два критических периода социализации: один в первый год жизни, когда у ребенка формируется связь с, близкими ему людьми, когда он учится зависимости. И другой в два-три года, когда он приучается быть незави­симым в определенных важных отношениях.

    Процесс социализации у младенцев начинается с возраста около шести недель, но достигает максимума в четыре-пять месяцев, на что указывает появление так называемой социальной улыбки.

    Были выделены также критические периоды обуче­ния. Критические периоды иногда называют сензитивными периодами для обучения. Считается, что если обучение не происходит в течение этого времени, то оно может никогда не произойти. Обучение не только важно для поддержания и полного развития врожденных меха­низмов, подчеркивают американские психологи. Если обучение необходимо сделать наиболее эффективным, оно должно быть приурочено к определенному отрезку времени.

    Открытие критических периодов немедленно сфоку­сировало внимание ученых на процессах развития, кото­рые их вызывают. По мере того как станут понятны эти процессы, возникает возможность направленного их из­менения, что очень важно для здоровья и обучения ре­бенка.

    Если мы знаем потенциальные возможности и опас­ности каждого периода развития, то мы можем использо­вать эти возможности и избегать вредный опыт.

    Исследование критических, сензитивных периодов в американской психологии есть по существу исследование врожденных механизмов и их уникальной, ограниченной во времени, избирательной по отношению к стимулу связи с окружающей средой.

    В исследованиях внешней среды и ее роли в разви­тии поведения изучалась сенсорная депривация, соци­альная изоляция, с одной стороны и, с другой, - интен­сивная стимуляция, экспериментальное обогащение сре­ды. Было получено множество экспериментальных фак­тов:

    q Показано, что под влиянием различных условий окружающей среды в коре мозга генетически сходных крыс наступают анатомические и хими­ческие изменения (Креч и Розен Цвейг);

    q Уровни развития, намеченные Гезеллом, не фик­сированы и не детерминированы созреванием. Под влиянием опыта развитие ускоряется.

    q Младенцы способны воспринимать сложные зри­тельные стимулы при рождении, но они теряют эту способность при отсутствии зрительной сти­муляции. Зачаточные способности к восприятию формы должны быть развиты в течение критиче­ского (сензитивного) периода под влиянием соот­ветствующего опыта. (Франц, Бауэр).

    q Координируемое зрением поведение может быть нарушено при лишении животного в раннем воз­расте возможности видеть свои передние конеч­ности (Р. Хелд); собаки, подвергшиеся в раннем возрасте различным депривациям, в старшем воз­расте отдают предпочтение более простым стимулам (М. Фоке); у приматов имеется предпочтение зрительных нарисованных изображений увеличи­вающейся сложности с возрастом, но выращенные в изоляции особи того же возраста отдают пред­почтение менее сложным зрительным стимулам.

    q Взрослые с исключительно высокими способно­стями испытали интенсивную раннюю интеллек­туальную стимуляцию (Мак Карди).

    q При перемещении из минимально стимулирую­щей обстановки в более обогащенную наблюдает­ся увеличение показателей интеллектуальности.

    Какой вывод из этих исследований?

    Средние интеллектуальные возможности могут быть развиты до поразительного уровня при помощи учета и использования сензитивных периодов и общей пластич­ности нервной системы. Вмешательство в развитие чело­века должно совершаться в самом раннем детстве, так как именно в этот период уровень пластичности наибо­лее высок. Остро ставится проблема образования родите­лей, так как большинство из них не осознает размеров влияния (положительного или отрицательного), которое они оказывают на своих детей.

    Умственное, физическое и эмоциональное развитие детей нуждается в особом внимании в самые ранние го­ды.

    Под социализацией понимают многоступенчатый процесс, в ходе которого складывается личность социального животного, и образуются связи с его окружением. Каждый этап социализации ограничен во времени и имеет критические сроки, когда включаются врождённые программы поведения и достраиваются за счёт приобретения новых условных рефлексов, которые постепенной тренировкой доводятся до совершенства. Этот процесс идёт на всех поведенческих уровнях: включаются новые потребности и врождённые компоненты мотиваций. Животное улавливает основные закономерности и причинно-следственные связи окружающего мира, понимание которых ему необходимо на данном этапе развития. Если этап почему-либо не завершён (наследственная программа включилась, но полностью не достроилась), всё дальнейшее развитие собаки, как социального животного, оказывается ущербным, психика нарушенной, поведение аномальным.

    Этапы социализации на волках рассматривали в своих работах американские исследователи Вулпи и Гинсбург. В. Микуличек показал наличие таких критических периодов у собак. Он определил чётко рамки, когда завершается один период и начинается другой. Аналогичные исследования проводились под руководством Л.В. Крушинского на волках и на собаках.

    Наблюдения собак разных пород, собак-парий привели нас к выводу, что невозможно чётко указать границы периодов. Оказалось, что в пределах породы очень много зависит от индивидуальности щенка, от условий выращивания и содержания. Условия обитания собак в человеческом обществе оказались настолько разнообразными, что их невозможно стандартизировать, хотя бы в первом приближении. Поскольку породы, пока они существуют, всё время находятся под прессом и естественного и искусственного отборов, эволюция их, особенно в нашем столетии, резко усиливается. Вполне вероятно, что именно благодаря бурным эволюционным процессам и под влиянием сложной среды одна из основ поведения -- социализация находится в очень подвижном состоянии.

    Итак, хотя стадии или периоды социализации с полным правом называются критическими, невозможно жёстко определить их рамки для всего вида «собака домашняя» в целом. Продолжительность детства у разных пород может отличаться в три-четыре раза. Совершенно невозможно указывать точные сроки в отрыве от конкретной породы, в данной ситуации даже группа пород оказывается слишком крупной таксономической единицей, поскольку объединяет зачастую карликовые, нормальные и гигантские формы. Для обеспечения ориентировки при дальнейшем изложении мы дадим сроки, наиболее характерные для средних и крупных служебных пород, поскольку особенности их возрастной физиологии наиболее близки к средним показателям.

    Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе. Например, в нашем обществе плюнуть на кого-то – это символ презрения, а у представителей племени Масаи – это выражение любви и благословения. Или в странах Азии принято ждать от гостя отрыжки после еды в знак того, что он вполне удовлетворен, а в нашем обществе – это некультурно, т.е. правила поведения, приличия, нормы морали неодинаковы в разных обществах и соответственно поведение людей, воспитанных под влиянием различных обществ, будет различаться.

    Выделяют следующие стадии социализации:

      Первичная социализация или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).

      Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения « мир и я » характеризуется как промежуточная социализация, т.к. все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка.

    Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.

      Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:

      Сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом.

      Изменение себя, «стать как все».

      Конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

      Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность.

      Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

    Более детальный анализ процесса формирования личности возможен на основе выделения для каждого возраста той ведущей деятельности, которая обуславливает главные изменения в психических процессах и особенностях личности ребенка на данной стадии его развития.

    Таблица 2.1

    2. Раннее детство (1-3 г.) – этап «самостоятель-ности»

    Предметная деятельность

    Б – усвоение общественно выработанных способов деятельности с предметами

    3. Дошкольное детство (3-6-7 лет) – этап «выбора инициативы»

    А – освоение социальных ролей, взаимоотношений между людьми

    4. Младший школьный возраст (6-11 лет) – этап «мастерства»

    Учебная деятельность

    Б – освоение знаний, развитие интелектуально-познавательной сферы личности

    5. Подростковый (11-14 лет)

    Общение со сверстниками

    А – освоение норм отношений между людьми

    6. Юношеский (14-18 лет) – этап самоопределения «мир и я»

    Учебно-профессиональная деятельность

    Б – освоение профессиональных знаний, умений.

    7. Поздняя юность (18-25 лет) – этап «человеческой близости»

    Трудовая деятельность, профессиональная учеба

    А,Б – освоение норм отношений между людьми и профессионально- трудовых умений

    8. Этап человеческой зрелости

    Существует свой особый стиль воспитания в каждой социокультуре, он определяется тем, что ожидает общество от ребенка. На каждой стадии своего развития ребенок либо интегрируется с обществом, либо отторгается. Психосоциальная концепция развития личности (рис.2.2) разработанная известным психологом Эриксоном, показывает тесную связь психики человека и характера общества, в котором он живет. Эриксон ввел понятие «групповая идентичность» , которая формируется с первых дней жизни, ребенок ориентирован на включение в определенную социальную группу, начинает понимать мир, как эта группа. Но постепенно у ребенка формируется и «эгоидентичность», чувство устойчивости и непрерывности своего «Я». Формирование эгоидентичности – длительный процесс, включает ряд стадий развития личности.

    На стадии младенчества главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате чего у ребенка формируется базовое доверие к миру.

    2-я стадия раннего детства связана с формированием автономии и независимости, ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя при выполнении актов дефекации; общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности, начинают стыдить за «мокрые штанишки». Социальное неодобрение открывает глаза ребенка внутрь, он чувствует возможность наказания, формируется чувство стыда. В конце стадии должно быть равновесие «автономии» и «стыда». Это соотношение будет положительно благоприятным для развития ребенка, если родители не будут подавлять желание ребенка, не будут бить за провинности. В возрасте 3-5 лет, на 3-й стадии, ребенок уже убежден, что он личность, т.к. он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре ребенка. Игра очень важна для развития ребенка, т.е. формирует инициативу, творчество, ребенок осваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои психические возможности: волю, память, мышление и пр. Но если родители сильно подавляют ребенка, не уделяют внимания играм ребенка, то это отрицательно влияет на развитие ребенка, способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувству вины. В младшем школьном возрасте (4-я стадия) ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности, передает технологический эгос культуры. Если ребенок успешно овладевает знаниями, новыми навыками, он верит в свои силы, уверен, спокоен, но неудачи в школе приводят к появлению, а порой и к закреплению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потери интереса к учебе. При неполноценности ребенок как бы снова возвращается в семью, она для него убежище, если родители с пониманием стараются помочь ребенку преодолеть трудности в учебе. В случае, если родители лишь ругают и наказывают за плохие оценки, чувство неполноценности у ребенка закрепляется порой на всю его жизнь. В подростковом возрасте (5-я стадия) формируется центральная форма эгоидентичности. Бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое профессиональное призвание, способности, умения – вот вопросы, которые встают перед подростком, и это уже есть требования общества к подростку о самоопределении. На этой стадии заново встают все критические прошедшие моменты. Если на ранних стадиях у ребенка сформировалась автономия, инициатива, доверие к миру, уверенность в своей полноценности, значимости, то подросток успешно создает целостную форму эгоидентичности, находит свое «Я», признания себя со стороны окружающих. В противном случае происходит диффузия идентичности, подросток не может найти свое «Я», не осознает своих целей и желаний, происходит возврат, регрессия к инфантильным, детским, иждивенческим реакциям, появляется смутное, но устойчивое чувство тревоги, чувство одиночества, опустошенности, появляется постоянное ожидание чего-то такого, что может изменить жизнь, но сам человек активно ничего не предпринимает, появляется страх перед личным общением и неспособность эмоционально воздействовать на лиц противоположного пола, враждебность, презрение к окружающему обществу, чувство «не признания себя» со стороны окружающих людей. Если человек нашел себя, то идентификация облегчается.

    На 6-й стадии (молодость) для человека актуальным становится поиск спутника жизни, тесное сотрудничество с людьми, укрепление со своей социальной группой, человек не боится обезличивания, он смешивает свою идентичность с другими людьми, появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимности с определенными людьми. Однако, если диффузия идентичности переходит и на этот возраст, человек замыкается, закрепляется изоляция одиночество. 7-я – центральная стадия – взрослый этап развития личности. Развитие идентичности идет всю жизнь, идет воздействие со стороны других людей, особенно детей, они подтверждают, что ты им нужен. Положительные симптомы этой стадии: личность вкладывает себя в хороший, любимый труд и заботу о детях, удовлетворена собой и жизнью. Если не на кого излить свое «Я» (нет любимой работы, семьи, детей), то человек опустошается, намечается застой, косность, психологический и физиологический регресс. Как правило, такие отрицательные симптомы сильно выражены, если личность была подготовлена к этому всем ходом своего развития, если всегда были отрицательные выборы на этапах развития.

    После 50 лет (8-я стадия) происходит создание завершенной формы эгоидентичности на основе всего пути развития личности, человек переосмысливает всю свою жизнь, осознается свое «Я» в духовных раздумьях о прожитых годах. Человек должен понять, что его жизнь – это неповторимая судьба, которую не надо переделывать, человек «принимает» себя и свою жизнь, осознается необходимость в логическом завершении жизни, проявляется мудрость, отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти. Если «принятия себя и жизни» не произошло, то человек чувствует разочарование, теряет вкус к жизни, чувствует, что жизнь прошла неверно, зря. Стадии и положительные – отрицательные выходы из каждой стадии приведены на рис.3.

    Окончательная форма эгоидентичности Стадия 8

    «приняти себя, жизни», мудрость старость

    Разочарование в жизни после 50 лет

    Творчество, любимая работа, Стадия 7

    воспитание детей, забота о детях, зрелость до

    удовлетворенность жизнью 50 лет

    Опустошенность, застой, регрессия

    Чувство близости, интимности, Стадия 6

    единство с людьми, любовь молодость от

    Изоляция, одиночество 20 до 25 лет

    Цельная форма эгоидентичности,

    находит свое «Я», верность себе, Стадия 5

    признание себя людьми юношеский от

      диффузия идентичности, тревога, 11 до 20 лет

    одиночество, инфантилизм, не нашел

    свое «Я», непризнание людьми,

    «путаница ролей», враждебность

    Уверенность в себе, компетентность Стадия 4

    Неполноценность, неверие в свои силы школьный от 6 до 11 лет

    Инициативность, целеустремленность, Стадия 3

    активность, предприимчивость, дошкольный

    самостоятельность возраст - пассивность, подражание образцам, вина от 3 до 6 лет

    Автономия, самостоятельность, Стадия 2

    опрятность, воля ранний возраст

      сомнение, стыд, зависимость от от 1 до 3 лет

    Базальное доверие к миру, оптимизм, Стадия 1

    стремление к жизни младенчество

      базальное недоверие к миру, пессимизм,

    стремление к смерти

    Встает вопрос, почему стадии изображены по диагонали? Эриксон отвечает: «Чтобы показать, что то, как на 1-ой стадии, то так будет решено и на последней». Понять жизнь можно только к концу, а прожить надо сначала».

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ .

    Переход от одного периода к другому – это изменение сознания и отношений ребенка к окружающей действительности и ведущей деятельности, это критические, переходные возрасты, когда происходит ломка прежних социальных взаимоотношений ребенка и окружающих. Ребенок натыкается на окружающий мир, как скоростной поезд, который наткнувшись начинает замедлять свой ход, остановившись в конце пути- жизни, он уже пожилой человек осознает весь смысл жизни. В период критической фазы дети трудновоспитуемы, проявляют упрямство, негативизм, непослушание, строптивость.