Меню

План-конспект занятия (средняя группа) на тему: Игра-занятие по формированию КГН для детей средней группы "Предметы личной гигиены". Личная гигиена может быть веселой

Красота


Словесные и дидактические игры по формированию здорового образа жизни для детей старшего дошкольного возраста.

Дидактическая игра «Здоровый малыш»

Цель: познакомить детей с правилами личной гигиены и правильным.

бережным отношением к своему здоровью.

Правила игры: Ведущий раздает большие карточки детям и показывает маленькие карточки. Тот, у кого подходит эта карточка объясняет «хорошо это или плохо». Выигрывает тот, кто быстрее заполнит свою большую карточку.

Дидактическая игра «Одень ребят на прогулку».

Задачи : формировать умение различать предметы одежды в зависимости от времени года; развивать мелкую моторику рук. Развивать грамматически правильную речь.

Материал : фигурки мальчика и девочки из картона, бумажная одежда.

Описание : Вариант 1. Ведущий задаёт время года, а игроки одевают фигурки детей в соответствующею одежду. Ведущий проверяет правильность выполнения задания, в случаи ошибок исправляет их, объясняя свои действия.

Вариант 2. Дети сами, между собой, договариваются – в одежду какого сезона будут одевать фигурки. После выполнения задания объясняют свой выбор одежды.

Дидактическая игра «Что сначала - что потом (режим дня)»

Задачи : закреплять представления о том, что соблюдение правильного режима дня полезно для здоровья. Формировать умение связно, последовательно объяснять свои действия.

Материал : сюжетные картинки с изображением действий, характерных для определенного периода суток.

Описание : предложить ребёнку разложить картинки в правильной последовательности, объяснить свой выбор.

Дидактическая игра «Лабиринты здоровья».

Задачи : закреплять знания о предметах личной гигиены и их предназначении. Учить детей видеть границы рисунка (в данном случае дорожки, вести линии, не отрывая пальца от картинки; развивать мышление, логику, глазомер, усидчивость, волю; приучать охватывать всю картинку целиком, мысленно строить маршрут "путешествия".

Материал : карточки с изображением лабиринтов.

Описание : перед ребёнком ставится задача : найти дорогу от предмета личной гигиены до части тела, для которой он предназначен. Объяснить, как и для чего используется данный предмет.

Дидактическая игра «Вредно – полезно».

Задачи : формировать представления о мерах профилактики и охраны здоровья. Развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, логическое мышление, грамматически правильную речь.

Материал : парные карточки противоположные по значению к здоровью, фишки-картинки с изображением действий вредных или полезных в той или иной ситуации.

Описание : Вариант 1. Ребёнку предлагается рассмотреть картинки, и определить : на каких из них изображены действия, вредящие здоровью человека, а на каких наоборот являющиеся полезными.

Вариант 2. Ребёнку предлагаются парные карточки противоположные по значению к здоровью. Ему необходимо заполнить пустые окошки на них фишками-картинками, соответствующими условиям заданной ситуации.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

Задачи : закреплять знания о предметах личной гигиены и их предназначении. Развивать тактильные ощущения, словесно-логическое мышление, память, грамматически правильную речь.

Материал : мешок, расчёска, зубная щётка и паста, мыло, шампунь, мочалка, носовой платок, полотенце, ножницы.

Описание : дети на ощупь угадывают предметы личной гигиены и рассказывают, для чего они предназначены, и как ими пользоваться.

Дидактическая игра «Правила гигиены».

С помощью считалки выбирается водящий, он выходит из группы. Воспитатель с детьми договаривается, кто и что будет изображать. Затем водящего приглашают, дети по очереди показывают навыки гигиены при помощи жестов и мимики. Ведущий должен отгадать, что показывают дети : умывание, чистку зубов, обтирание, причёсывание, купание.

Дидактическая игра «Полезная и вредная еда».

Цель : закрепить представление детей о том, какая еда полезна, какая вредна для организма.

Оборудование : Карточки зелёного и красного цвета; предметные картинки с изображением продуктов питания (торт, лимонад, копчёная колбаса, пирожные, конфеты, чёрный хлеб, каша, молоко, варенье, сок, овощи, фрукты); поощрительные значки (вырезанные из цветного картона яблоко, морковка, груша).

Детям раздают картинки с изображением различных продуктов питания. Под зелёную картинку положить картинки с полезной едой, а под красную – с вредной, дети должны быть внимательны, в случае ошибки исправления не допускаются. Верное решение игровой задачи поощряется значком.

Дидактическая игра «Азбука здоровья»

Цель : систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память.

Материал : иллюстрации

Ход игры: играют от 1 до … человек. Воспитатель называет правило, а ребёнок находит карточку – иллюстрацию этого правила. Или воспитатель показывает карточку, ребёнок говорит, что нужно делать в данной ситуации.

Дидактическая игра «Узнай и назови овощи»

Цель : закрепить названия фруктов, овощей, формировать умения узнавать их по описанию воспитателя

Ход игры: воспитатель описывает какой-либо овощ (фрукт, а дети должны назвать этот овощ(фрукт).

Дидактическая игра «Назови правильно»

Цель : уточнить знания детей об овощах и фруктах, их качества (цвет, форма, вкус, запах, закреплять умение узнавать их по картинке и давать краткое описание.

Материал : картинки с изображением овощей, фруктов

Ход игры: воспитатель предлагает ребёнку выбрать картинку с овощем, фруктом и описать его.

У меня помидор, он красный, круглый, сладкий. А у тебя? Если дети затрудняются ответить, воспитатель задаёт наводящие

вопросы : какой формы? Какого цвета? Какой на вкус?

Дидактическая игра «Ты – моя частичка»

Цель : систематизировать представления детей о частях тела, развивать речь, внимание, память.

Материал : мяч

Ход игры: воспитатель бросает мяч каждому ребёнку, задавая вопрос.

Я – личико, ты – моя частичка. Ты кто? (глаза, бровь, нос и т. д.)

Я – голова, ты – моя частичка. Ты кто? (волосы, уши)

Я – туловище, ты – моя частичка. Ты кто? (спина, живот.)

Дидактическая игра «Если кто-то заболел»

Цель : закрепить знание о том, что при серьёзной травме необходимо вызвать врача «скорой помощи», позвонив по номеру «103», поупражнять в вызове врача

Материал : телефон

Ход игры: Если мы сами не можем справиться с ситуацией, то мы вызываем врача, скорую помощь.

Детям предлагается вызвать врача на дом. Сначала набираем номер телефона и называем по порядку : фамилия, имя -> адрес -> возраст -> жалобы

Словесная игра «Если сделаю так»

Цели : обратить внимание детей на то, что в каждой ситуации может быть два выхода : один – опасный для здоровья, другой – ничем не угрожающий; развивать речь, умение высказывать свои мысли; о воспитывать бережное отношение к себе и другим людям, защищать окружающих, не причинять боли; развивать мышление, сообразительность.

Оборудование : набор поощрительных предметов : фишек, звёздочек.

Детям дают задание найти два выхода из предложенной ситуации (угрожающий и не угрожающий жизни и здоровью) предложить два варианта развития данной ситуации. Выслушав рассказ воспитателя, дети продолжают его после слов: «Опасность возникает, если я сделаю…», или «Опасности не будет, если я сделаю…» дети поднимают красную карточку, если есть опасность, жёлтую – если опасность может возникнуть при определённом поведении, белую, если опасности нет. Дети должны выслушать ответы товарища, не перебивать друг друга, желание ответить выражать поднятием руки. Полные ответы и существенные дополнения поощряют фишкой, звездочкой.

Дидактическая игра «Скорая помощь»

Цель : закрепить у детей знания и практические умения по оказанию первой помощи.

Оборудование : картинки с изображением медицинских принадлежностей (термометр, бинт, зеленка). Воспитатель обыгрывает с детьми ситуацию, когда человек порезал руку, ногу, разбил колено, локоть, затем пературил, когда заболело горло, попала соринка в глаз, пошла носом кровь. По каждой ситуации отрабатывать последовательность действии.

Дидактическая игра «Чистоплотные дети»

Задачи : Проверить знания детей о предметах гигиены и их назначении.

Ход игры: Воспитательница говорит детям, что хочет убедиться в том, что они чистоплотные и аккуратные : пусть они скажут, что нужно для того, чтобы волосы, руки и лицо были чистыми (чем больше они смогут об этом рассказать, тем лучше).

Затем воспитательница говорит : «Руки». Дети, которых она вызывает, отвечают : «Мыло, щетка, полотенце». Подобным же образом дети реагируют на слова «волосы» (гребень, щетка, ножницы, шампунь, мыло, «купание» (ванна, полотенце, душ, умывальник, губка, мыло и пр.).

Вариант. Воспитательница задает вопрос : «Что нам нужно, когда мы утром встаем?» Дети знают, что должны назвать предметы гигиены, которые используются утром (щетка для рук, паста, мыло, платок).

Дидактическая игра «Витамины – это таблетки, которые растут на ветке»

Цель : Расширить знания детей о витаминах, закрепить знания об овощах, фруктах и ягодах. Ребята, помочь сохранить здоровье и заболеть можно с помощью витаминов. Кто-нибудь из вас принимал витамины? Витамины делают наш организм крепким и здоровым, не поддающийся болезням. Но витамины бывают не только в таблетках, они еще растут на ветках. Очень много витаминов содержится в ягодах, фруктах и овощах. Назовите, какие вы знаете фрукты? Овощи? Ягоды?


Познавательно-речевая игра с предметами «Чудесный мешочек Мойдодыра» ориентирована на детей среднего возраста. Дидактические задачи, которые мы решаем с помощью игры, связаны с воспитанием у детей гигиенических привычек и навыков.

Для игры нам понадобится: умывальник, чудесный мешочек, мыло, полотенце, зубная щётка, зубная паста, зубной порошок, расчёска, гребень, щётка для ногтей, щётка для одежды, носовой платок, полотенце, влажные салфетки, салфетки, зеркало.

Чудесный мешочек

В группе появляется Мойдодыр и приносит чудесный мешочек. Воспитатель предлагает ребёнку на ощупь угадать и достать предмет гигиены из чудесного мешочка. Предмет можно доставать только после того, как ребёнок назовёт его и расскажет о его назначении. Например, достав расчёску, ребёнок описывает её внешний вид, и говорит что она нужна, чтобы расчёсывать волосы.

Игра длится до тех пор, пока дети не назовут все предметы, количество предметов должно соответствовать количеству играющих. Можно взять по 2–3 предмета.

Эстафета «Предметы гигиены»

Воспитатель раскладывает на двух столах вперемешку игрушки и предметы гигиены. Игроки делятся на две команды. Команды выстраиваются в ряд одна параллельно другой. Игра начинается по сигналу воспитателя. Воспитатель задаёт вопрос: «Какие предметы необходимы для соблюдения личной гигиены? Раз, два, три, предметы собери!»

Каждый из играющих выбирает из своего набора необходимый предмет и переносит на столик своей команды. Победит та команда, которая выполнит задание быстрее. Когда все предметы перенесены на столы команд, каждый ребёнок называет тот предмет, который он принёс, и объясняет Мойдодыру и играющим, почему он его считает предметом личной гигиены.

Собери рюкзак в поход

Дети рассаживаются на стульчики полукругом. Воспитатель создаёт проблемную ситуацию: «Ребята, сегодня к нам в гости пришел Незнайка. Он хочет пойти с друзьями в поход, но не знает, что из предметов личной гигиены необходимо взять с собой. Помогите ему».

Предметы гигиены лежат на столе. Каждый ребёнок должен положить предмет в рюкзак, назвав его и объяснив, зачем он нужен в походе.

Развивать у детей чистоплотность, понимание необходимости гигиенических процедур, закреплять знания о предметах личной гигиены и их предназначении, способствовать формированию привычки к опрятности - воспитательные задачи.

Загадки Мойдодыра

Воспитатель обращает внимание на волшебный мешочек Мойдодыра. Заинтересовав детей, садится на пол в круг вместе с малышами. Затем обращается к детям от имени мешочка:

Я волшебный мешочек,
Вам, ребята, я дружочек.
Очень хочется мне знать,
Как вы любите играть.

«Мешочек» загадывает загадку, и ребёнок, который знает ответ, не выкрикивая его названия, достаёт загаданный предмет из мешочка.


Загадки

Ускользает как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится. (мыло )

Пластмассовая спинка,
Жёсткая щетинка,
С зубной пастой дружит,
Нам усердно служит. (зубная щётка )

Вытираю я, стараюсь,
После ванной паренька,
Всё намокло, всё измялось -
Нет сухого уголка. (полотенце )

И сияет, и блестит,
Никому оно не льстит,
А любому правду скажет -
Всё как есть, ему покажет. (зеркало )

Зубастая пила
В густой лес пошла,
Весь лес обходила,
Ничего не спилила. (расчёска )

Резинка Акулинка
Пошла гулять по спинке.
И пока она гуляла,
Спинка розовою стала. (губка )

Серебряная труба,
Из трубы - вода,
Вода бежит и льётся
В белизну колодца,
На трубе два братца,
Сидят да веселятся.
Один в кафтане красном,
Второй - в голубом,
Оба друга-брата
Заведуют водой. (кран )

Целых 25 зубков,
Для кудрей и хохолков
И под каждым, под зубком -
Лягут волосы рядком. (расчёска )

Есть в комнате портрет,
Во всём на вас похожий.
Засмейтесь - и в ответ
Он засмеётся тоже. (зеркало )

Мудрец в нём видел мудреца,
Глупец - глупца,
Баран - барана,
Овцу в нём видела овца,
И обезьяну - обезьяна,
Но вот подвели к нему
Федю Баратова,
И Федя увидел
Неряху лохматого. (зеркало )

Лёг в карман и караулю -
Рёву, плаксу и грязнулю.
Им утру потоки слёз,
Не забуду и про нос. (носовой платок )

Там, где губка не осилит,
Не домоет, не домылит,
На себя я труд беру:
Пятки, локти с мылом тру,
И коленки оттираю,
Ничего не забываю. (мочалка )

Пузыри пускало,
Пеной кверху лезло -
И его не стало,
Всё оно исчезло. (мыло )

Кирпичик розовый, душистый
Потри его и будешь чистым. (мыло )

Мойдодыр вначале используется как сюрпризный момент, чтобы вызвать интерес у детей. В дальнейшем он находится в группе и становится другом детей, наблюдающим за тем, как дети соблюдают правила личной гигиены - моют ли руки, аккуратно ли кушают, вешают ли одежду на стульчики, расчёсываются ли. Если ребёнок забыл про правила личной гигиены, Мойдодыру становится грустно, и воспитатель побуждает детей к опрятности.

Наталья Акимова, старший воспитатель
Любовь Федоткина, воспитатель
детского сада № 290, г. Волгоград

Тема: «Личная гигиена»
Цель: формирование здорового образа жизни, привитие навыков личной гигиены.
Планируемый результаты:
Личностные:
демонстрируют ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни.
Метапредметные:
обучающиеся проявляют личностные УУД (жизненное и личностное самоопределение), регулятивные УУД (контроль, оценка деятельности на классном часе, волевая саморегуляция в процессе физминутки, игровых ситуаций); коммуникативные УУД (умение взаимодействовать с учителем и сверстниками; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами) познавательные УУД (целеполагание, волевая саморегуляция; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности).

- Здравствуйте ребята!
Рано утром просыпайся,

Себе, людям улыбайся,

Ты зарядкой занимайся,

Обливайся, вытирайся,

Всегда правильно питайся,

В школу смело отправляйся.
- Присаживайтесь!

2.Постановка проблемы.

Сообщение темы. Постановка цели.

Послушайте стихотворение!

Есть такая вероятность - получить за неопрятность,

Если ты уже завшивел, и не мылся целый год,

Ты вокруг людей пытаешь, когда с ног носки снимаешь...

Ходишь ты, как скунс смердячий, и нервируешь народ.

От тебя все сторонятся и задеть тебя бояться,

Да и в транспорте уступят место лучшее всегда,

Не рискнут с тобой сближаться, так как любишь ты чесаться,

Может быть, ты это "мыло", и не видел никогда!

Как вы думаете, о какой составляющей ЗОЖ идет речь в этом шуточном стихотворении? Ответы учащихся.

Конечно, о гигиене.
- Сегодня на нашем занятии мы вспомним правила личной гигиены. Кто мне скажет, что такое личная гигиена? Личная гигиена – это уход за своим телом, содержание его в чистоте.



Фронтальный опрос.

3.Работа по теме занятия.

Сегодня мы с вами начинаем игру – викторину по правилам личной гигиены, вы разделитесь на команды, нам предстоит выяснить на сколько хорошо вы знаете правила личной гигиены.

Послушайте правила. За каждый правильный ответ команда получает определённый бал. Чья команда наберёт больше правильных ответов соответственно получает большее количество баллов, тот и победитель! Если команда не отвечает на вопрос, то на него может ответить другая команда.
(С помощью считалочки выбрать первого отвечающего.)

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел тигр погулять.

Запереть его забыли.

Раз, два, три, четыре.
- Итак начинаем нашу игру.

Нам необходимо разделиться на две команды! Внимание!

1 . «Название» (до 3 баллов)

Придумать название командам, с учётом данной викторины. Выберите капитана команды, придумайте ваш девиз!

Фронтальный опрос.

4.Работа по теме.

Следующее задание называется «Угадай - ка»!

1. Хожу-брожу не по лесам, а по усам и волосам.

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей. (РАСЧЁСКА)

2. Просыпаюсь утром рано,

Вместе с солнышком румяным.

Заправляю сам кроватку,

Быстро делаю …(Зарядку)

3. Мною можно умываться.

Я умею проливаться.

В кранах я живу всегда.

Ну, конечно, я - …(Вода)

4. Разгрызёшь стальные трубы,

Если часто чистишь... ЗУБЫ

5. Я беру гантели смело -

Тренирую мышцы... ТЕЛА

6. Говорит дорожка,

Два вышитых конца:

- Помойся хоть немножко,

Чернила смой с лица.

Иначе очень быстро,

Испачкаешь меня.

Ответ: Полотенце

7. Сок, таблеток всех полезней,

Он спасёт от всех... БОЛЕЗНЕЙ!

8. Мойдодыру я родня.

Отверни-ка ты меня.

И холодною водою

Живо я тебя умою.

Ответ: Кран

9. Хоть ранку щиплет он и жжёт

Лечит отлично - рыжий...ЙОД

10. Для царапинок Алёнки

Полный есть флакон... ЗЕЛЁНКИ

11. Объявили бой бациллам:

Моем руки чисто с.... МЫЛОМ

12. Костяная спинка,

На брюшке щетинка,

По частоколу прыгала,

Всю грязь повымыла. (Зубная щетка)

13. Болеть мне некогда друзья,

В футбол, хоккей играю я.

И очень я собою горд,

Что дарит мне здоровье…(Спорт)

14. Позабудь ты про компьютер.

Марш на улицу гулять.

Ведь полезней для здоровья

Свежим воздухом… (Дышать)

Вопрсы.

Вопрос № 1 Что такое личная гигиена?

Правильный ответ. Личная гигиена – это уход за своим телом, содержание его в чистоте.

Вопрос № 2 Почему необходимо мыть руки перед едой?

Правильный ответ. На грязных руках содержится большое количество микробов, которые, попадая с пищей в рот, могут вызвать заболевание.

Вопрос № 3 Почему мыть лицо, шею и руки нужно значительно чаще, чем все тело?

Правильный ответ. Руки, лицо и шея у человека наиболее подвержены загрязнению, так как не скрыты одеждой. Кроме того, на лице имеется большое количество сальных желез, и кожный жир, который они вырабатывают, является хорошей питательной средой для микробов.

Вопрос № 4 Зачем надо коротко стричь ногти?

Правильный ответ. Под ногтями собираются грязь и микробы – возбудители заразных болезней.

Вопрос № 5 Сколько раз в день необходимо умываться?

Правильный ответ. Умываться необходимо два раза в день – утром после сна и вечером перед сном.

Вопрос № 6 Как часто нужно мыть все тело и голову?

Правильный ответ. Все тело и голову необходимо тщательно мыть мылом и мочалкой не реже одного раза в неделю.

Вопрос № 7 Как часто нужно мыть руки?

Правильный ответ. Руки нужно мыть несколько раз в день – перед едой, после посещения туалета, придя с улицы, после общения с животными, то есть после любого загрязнения.

Вопрос № 8 Как часто нужно стричь ногти на руках и ногах?

Правильный ответ. Ногти на руках необходимо стричь один раз в неделю, на ногах – один раз в две недели.

Вопрос № 9 Как часто надо мыть ноги?

Правильный ответ. Ноги нужно мыть один раз в день (ежедневно перед сном).

- Ну молодцы ребята! Я вижу вы много знаете! А мы продолжаем дальше!

Ситуации.

1. Представь, что ты приехал в летний лагерь. Твой лучший друг, который приехал вместе с тобой, забыл дома сумку с вещами и просит тебя помочь. Отметь. Какими из перечисленных ниже предметов не стоит делиться даже с лучшим другом?

Мыло, зубная щетка, полотенце для рук, мочалка, зубная паста, шампунь, тапочки, полотенце для тела, расческа.

2. Оля, Вера и Таня не могут решить – сколько раз в день нужно чистить зубы. Как ты думаешь, кто из девочек прав. Отметь тот ответ, который тебе кажется верным.

а) зубы нужно чистить по вечерам, чтобы дыхание было свежим.

б) зубы нужно чистить по утрам, чтобы дыхание было свежим.

в) зубы нужно чистить утром и вечером.

3. Тебя назначили дежурным. Нужно проследить за тем, как соблюдаются правила гигиены твоими друзьями. Отметь, в каких случаях ты посоветуешь им вымыть руки?

а) перед чтением книги;

б) перед посещение туалета;

в) после посещения туалета;

г) после того, как поиграл кошкой;

д) после игры в баскетбол;

ж) перед едой;

з) перед тем, как идешь гулять.

4. Как часто ты посоветуешь своим друзьям мыться в бане? Отметь.

а) 1 раз в неделю;

б) 1 раз в две недели;

в) 1 раз в месяц.

5. Твой товарищ поранил палец. Что ты ему посоветуешь? Отметь.

а) положить палец в рот;

б) помыть кожу вокруг ранки теплой водой и с мылом;

в) намазать рану йодом и накрыть чистой салфеткой;

г) намазать кожу вокруг ранки йодом и накрыть чистой салфеткой.

Ребята, а скажите, кто из вас знает как правильно нужно мыть руки? Как правильно мыть руки

Сильно намочите руки.

Возьмите мыло.

Намыливайте руки с обеих сторон.

Прополощите руки чистой водой.

Вытирайте руки насухо полотенцем.

Каждый день по утрам

Делаем зарядку

(ходьба на месте)

Очень нравится нам делать по порядку:

Весело шагать,

(ходьба)

Руки поднимать,

(руки вверх)

Приседать и вставать,

(приседание 4-6 раз)

Прыгать и скакать.

(10 прыжков)

Дидактическая игра «Что с чем дружит?».

Карточки с предметами личной гигиены и частями тела.

Нос – с носовым платком.

Руки – с полотенцем.

Волосы – с шампунем.

Зубы – с зубной щёткой.

(по одному вызывать ученика к доске и просить подобрать пару)

А вы дружите с зубной щёткой.

Почему надо чистить зубы?

На зубах постоянно образуется налёт. Он состоит из микробов и остатков пищи. Пища застревает и между зубами. Поэтому очень важно уметь правильно чистить зубы.

Давайте поучимся правильно чистить зубы.

5. Практическая работа «Чистим зубы».

Начинаем с углов, с боковых зубов. Сначала – изнутри, затем – снаружи, вверх, вниз. Это мы стеночки почистили, а надо еще верхушки. По ним щеткой водим кругами или петельками.

Когда почистим зубы, щетку надо помыть и поставить в стаканчик.

Ребята, скажите, о чём мы сегодня говорили?
- Что такое личная гигиена?
- Для чего нужно соблюдать личную гигиену?
- Что будет если не соблюдать гигиену?

Мне ребята, хочется пожелать вам следующее:
Желаю вам цвести, расти, копить, крепить здоровье.
Оно для каждого из вас – главнейшее условье!
Пусть каждый день и каждый час вам новое добудет,
Пусть добрым будет ум у вас, и сердце добрым будет!
- Спасибо за занятие ребята, мне было очень приятно с вами работать!

Приложение 4

Министерство образования и науки Челябинской области
ГБПОУ «Троицкий педагогический колледж»


Классный час на тему:
Игра – викторина «Правила личной гигиены»

Выполнила: Учитель НК
Яшкина Ирина Алексеевна.

Троицк 2017.

Главный герой всех игр - Лутонюшка.

Сказочный герой Лутонюшка будет здесь заводилой, учителем, наставником. Он будет учить маленьких детей всему, что сам умеет и чем владеет.

Я - ухоженный ребенок

Я — ухоженный ребенок,

За собой слежу с пеленок.

Знаю, что мне надо делать,

Чтобы чистым было тело,

Чтобы зубы не болели,

Хвори чтоб не одолели!

Пока во дворе шла обычная утренняя суета и ты помогал животным завтракать, Лутонюшка после утренней гимнастики начал приводить себя в порядок, чтобы быть чистеньким и аккуратным целый день. Распевая песенку, он пошел в ванную. А дедушка, который тоже встал, кряхтя и постанывая, медленно (кости-то уже немолодые и негибкие, потому что мало физкультурой занимался) пошагал во двор, где к стене дома был прибит умывальник. Кошка Крошка побежала за дедушкой, а котенок Игрунчик, подпрыгивая и прогибаясь, последовал за своим любимым хозяином Лутошкой (так иногда называла бабушка Лутонюш- ку, когда сердилась). Сел Игрунчик в сторонке и начал лапкой умывать свою мордочку. А Лутонюшка взял зубную щетку с красивой пластмассовой ручкой и мягкой щетинкой и начал чистить зубы. Кошки зубы не чистят, потому что не знают, как, и не хотят знать. Не любят ничему учиться. Все бы только играть! Лутонюшка пытался приучить котенка следить за своими зубами, всегда показывал ему, как их чистить. А вдруг что-нибудь и западет котенку в память из его уроков! Он рассказал кошкам, зачем чистят зубки. А ты знаешь, для чего это делают каждое утро и на ночь?

❧ Выучи стихотворение и рассказывай незнайкам и грязнулям, что делать, чтобы к зубным врачам не обращаться.

Чтобы зубы не болели,

Дольше сохранились,

Люди зубы свои утром

Чистить научились!

От еды за целый день

Зубы загрязняются.

Зубы чистить также на ночь

Умные стараются:

Чтоб от грязи не загнили,

Чтоб, как сахар, белы были!

Игрунчик мыл свою шерстку и косился одним глазом на мальчишку. А тот учил.

1. Води щеткой во рту и туда, и сюда, и сверху вниз, и снизу вверх. Целых 3 минуты води, будь терпеливым!

2. Прополощи рот водичкой!

Почистив зубы, Лутоша прополоскал рот из стаканчика, который ему бабушка приготовила для полоскания. Водичка была кипяченая, потому что в сырой воде из речек и озер микробы заразные плавают.

Отвечай да выполняй

Развиваем внимание, запоминаем текст, учимся правилам гигиены и этикета

Материал для игры

Наша книжка и предметы по тексту: зубная щетка, зубная паста, стаканчик пластмассовый, рукавичка, 2 полотенца — для лица и ног.

Полощи рот правильно, как это делает Лутонюшка!

Расскажи кукле, как прополоскать зубы.

1. Набери воды в рот, закрой его и гоняй водичку, не глотая.

2. Отклони голову назад и полощи-булькай. Воду не глотай! Выплесни ее изо рта.

Потом открыл Лутонюшка кран, потекла холодная водичка, ну, не такая уж и холодная. Зимой она бывает прямо ледяная. И тогда бабушка помогает ему сделать водичку потеплее, смешивая ее с горячей. Подставил Лутонюшка ладошки горсточкой и стал мыть личико: помыл щечки, лоб, носик. И про уши и шею не забыл!

За ушами помыл,

Пальчик в ухо вставил,

Ушко тщательно протер,

Грязи не оставил!

❧ А как ты ухаживаешь за собой перед сном? Любишь свои ножки? Как? Что с ними делаешь? Для чего? А своим игрушечным друзьям моешь ноги перед сном? Скажи всем грязнулям, пусть запомнят:

На ночь моют свои ножки

Мишки, зайки и матрешки!

Даже волки и ежата,

Не помыв их, не ложатся!

Даже лисы, даже лоси

Грязь в постели не приносят!

❧ Собери своих игрушечных зверят и расскажи, чем вытирают лицо и ноги. Не перепутай полотенце для ног с полотенцем для лица, как получилось у козочек.

Вышла с козами оплошка:

Вытирали они ножки

Полотенцем нашей кошки.

Сердится чистюля-кошка:

«Взяли б лучше вы ветошку

Иль хотя б вон ту рогожку!

Я купила у матрешки

Полотенце за три трешки.

Я лицо им вытирала,

Вам его я не давала!»

❧ Посмотри на рисунок: чье полотенце длиннее, а чье короче?

Закрась самое длинное полотенце голубым цветом, а самое короткое — розовым. Другие раскрашивай по желанию.

Закончи фразу:

Полотенце-рушничок протянул сверчку... (сверчок).

Повтори скороговорку:

Цаца-царапа полотенце зацапала. Котик уже почистил свою шерстку и подал хозяину варежку, которую бабушка сшила из мягонькой ткани. Халат свой банный махровый распорола и нашила варежек для себя, для внука и для Старого, так она к дедушке обращалась. Сел котик Игрунчик в сторонке и начал наблюдать за Лутоней. А тот начал обтирать свое тело. Вот что он делал.

1. Намочил варежку.

2. Отжал ее.

3. Надел на левую руку и начал обтирать правую руку от пальчиков к плечу.

4. Переодел варежку на другую руку и начал обтирать левую так же, от пальцев до плеча.

5. Обтер грудь и тело.

Утро доброе, лошадка!

Спинка находится сзади. И мыть ее непросто, особенно малышам — руки-то еще короткие. И наш Лутонюшка, который протер влажной рукавичкой все, что мог, спинку не смог обтереть, не достал. Позвал на помощь бабушку, а той недосуг, делом занималась, завтрак готовила. Но помощник тут же нашелся. Это был Знатка, суровый старик-сосед, живший в доме неподалеку. Он и помог обтереть Лутонюшке спинку. Он пришел в дом к соседям не просто так — принес привет и улыбку.

Заглянул он в дом к соседям, чтобы поздороваться. А поздороваться — это значит пожелать человеку здоровья и добра. Во всех странах все люди с давних-давних пор всегда здороваются.

Идут навстречу, говорят: «Здравствуйте!» А если кто-то не хочет здороваться, значит, недобро к тебе относится, а может, просто не знает, что принято желать каждому здоровья.

Но Лутошка-то умница! Все знает! Он выглянул из ванной и сказал:

Доброе утро, дядя Знатка!

— Доброе утро, соседушка!

Утром всегда так говорят, желая добра и знакомым, и незнакомым.

❧ А что надо говорить вечером? Пусть твой мишка ответит! Поиграй в приветствия со своими игрушками.

— Здравствуй, мишка,

— Здравствуй, мышка!

— Будь здоров и ты, малыш!

— Утро доброе, лошадка!

— Да уж ночь уже, глупыш!

Добрый вечер! Перепутал.

«С добрым утром!» — скажем утром!

Рукавичка

Попроси маму (бабушку, сестренку) сшить рукавички из махровой ткани, чтобы делать обтирания. Вот такие рукавички:

У меня в шкафу одежда

Чистенький, с белыми зубками и со свежим дыханием, в самом лучшем настроении вышел Лутонюшка из ванны, чтобы быстренько одеться и пойти в столовую, откуда доносился запах печеных оладушек, которые он ел со сметанкой по утрам. Вечером, раздевшись для сна, малыш аккуратненько сложил всю одежду рядом с кроваткой, на креслице, чтобы не метаться потом утром и не разыскивать по углам свою разбросанную одежду. Время надо экономить для игр и полезных дел. К чему его растрачивать на поиски своих штанишек, маечки? Ведь растеряхам сложно жить. Время от них убегает вперед. Везде они опаздывают, ничего не успевают, все их ругают. А все очень просто — нужно только правило знать и всегда его помнить: аккуратным надо быть — и себя, и всех любить!

Игра «Минута аккуратности»

Учим работе с текстом, приучаем быть аккуратным

Материал для игры

Картинки с разбросанной одеждой, сложенная стопочкой на табурете одежда, аист с плакатом в клюве.

Ход игры

Воевода, помощник Лутонюшки, учит ребятишек быть аккуратными. Делает он это на занятиях под названием «Минутка аккуратности». Сначала он читает нижеследующий текст.

Когда Лутонюшка был совсем маленьким, куда он только ни бросал свои вещи! Родители и Бабуля с ним просто замучились. Но однажды утром прилетел аист, который приносит детей, попросился в комнату мальчика и повесил на стену красивый плакатик с картинками. Так как Лутонюшка еще не умел читать, аист сам все прочитал. На плакатике стоял заголовок: «Для зверушек и детишек!» А ниже аист красиво написал:

Правило аккуратности

Не бросай свою одежду!

Это делают невежды.

Снял колготки и сложил,

Рядом майку положил!

По утрам лишь растеряхи

Ищут обувь и рубахи.

Выучи это правило наизусть и напоминай его себе, когда снимаешь с себя одежду. Поиграй с куклами-неряхами и другими игрушками в «Минутку аккуратности». Проведи с ними «Занятие-внушение». Не уставай повторять своим мишкам-зайчишкам Правило аккуратности. Выучи и расскажи своим родителям, бабушке и дедушке стишок.

Правило давно я знаю.

Утром время не теряю.

Ничего не разбросаю,

Аккуратно все сложу,

Утром быстро одеваюсь,

По квартире не кружу.

Взрослые и ребятишки носят туфли и штанишки...

Учим работе с текстом, развиваем внимание и память, закрепляем понятие одежды детской и взрослой; учим различать одежду зимнюю и летнюю

Материал для игры

Одежда для кукол, вырезанная из бумаги или раскрасок, картинки с изображением одежды; два кукольных тазика, цветные карандаши.

Наш Лутонюшка всегда, как бы ему ни хотелось спать, снятую одежду складывал в одно место, а утром быстренько-быстренько одевался. Вот и сейчас подошел он к креслу, посмотрел... и ахнул от удивления: никакой одежды на кресле не лежало! Он оглянулся и нигде не увидел ни своей футболочки, ни носочек, ни штанов. «Наверное, бабушка унесла все постирать», — догадался он. Вчера ему пришлось поработать на огороде, травку сорную с грядок вырывать. От зеленой травы остались на футболке пятна. «А вдруг одежду кто-то утащил?» — подумал малыш. Это могла сделать мышка Шуршишка. Она выбиралась из своей норки, когда дома никого не было, и утаскивала в свою норку кусочки сыра, хлеба, колбасы со стола. А сегодня, пока он спал или ходил умываться, она унесла его одежду!

— Эй, Шуршишка! — позвал мальчик и спросил: — Ты зачем, шалунья-мышка, унесла мои штанишки?

Никто ему не ответил. А где мышкина норка, мальчик просто не знал. Он открыл шкафчик, где была сложена вся остальная его одежда. На глаза ему попались теплая куртка, шерстяная шапочка с полосками и шарф. Нет, это не то, что ему сейчас нужно. На дворе лето, не просто теплая, а жаркая пора. Солнышко совсем близко у земли и греет, как печка. А вот и валеночки стоят в уголке. Он по снегу в них зимой ходит, чтобы ноги не замерзали. А сейчас ноги в них просто вспотеют, при такой-то жаре!

Рядом стоят резиновые сапожки — это для осени. Когда идет дождь холодный, солнышко прячется за тучами, все кругом хмурое, лужи на каждом шагу, тогда их надевают. И весной, когда снег тает, грязи полно кругом да и луж тоже, они необходимы. А дождик и летом идет, не такой холодный, как осенью, но луж тоже хватает. Так что и летом нужны сапожки. Но не сегодня — сегодня солнышко сияет на небе, как нарядное сверкающее блюдо. Закрыл Лутонюшка в раздумье шкаф и вышел во двор. Во дворе стояли столбики, а между ними была протянута веревка. А на веревке висела, сушилась одежда мальчика и большая длинная юбка бабушки, дедушкины полосатые брюки и папина рубашка. За веревку цеплялись четыре вешалки: одна — с праздничным маминым платьем из шерсти, другая — со старушкиной шубой, третья — с дедушкиным тулупчиком, четвертая — с курточкой Лутони на меховой подкладке. «Бе-е!» — проблеяла овечка Кудряшка и подвела Лутоню к открытой калиточке, ведущей в огород. Лутоня заглянул в огород. Там стояло огромное пугало, а на нем висел новый дедушкин пиджачок в клетку:

«Это мы повесили! — похвалилась Кудряшка. — Я и коза Мекалка. Одежду надо проветривать, чтобы моль в ней не заводилась. Моль очень любит несвежие, пыльные вещи и грязь! Шубы и вещи из шерсти проветривать надо летом, а зимой их берут из шкафа и надевают».

Собака Лаюшка радостно лизнула своего маленького хозяина и помогла снять одежду с веревки. А складывала она ее в тазики, которые принесла свинья Маркуша.

❧ Отвечай да выполняй

Помоги и ты Лутошошке с друзьями. Посмотри на веревку с бельем и покажи:

1. Какие вещи его?

2. Где одежда взрослых?

Обведи вещи мальчика голубым карандашом и проведи к тазику с одеждой Лутонюшки стрелочки.

Обведи одежду взрослых синим карандашиком и проведи стрелочки к тазику с их одеждой.

Разложи кукольную одежду в свои игрушечные тазики: в один — для лета, в другой — для зимы или осени.

3. А что носит твой папа?

У папочки большие плечи,

Носит джинсы и пиджак.

Носит разные рубашки.

Папа выглядит вот так.

Раскрась рубашки папы на бельевой веревке в разные цвета.

4. Что носит твоя мама?

Мама моя стройная.

Самая прекрасная,

Модная и стильная!

Носит платья разные.

Раскрась платья мамы на предыдущем рисунке разноцветными карандашиками (фломастерами).

Раскрась там же платье для куклы Июлины, которую Лутонюшка хочет подарить своей маленькой соседке.

Нарисуй такое же платье на отдельном листочке, вырежь и подари своей кукле.

5. Какую одежду ты надеваешь на зимнюю прогулку?

Назови обувь и одежду, которую выбрали зверята. Обведи красным цветом то, что мы носим зимой.

Обведи летнюю одежду зеленым карандашом.

Выучи стихотворение, которое сочинил Лутонюшка:

Летом ползают букашки.

Я хожу в одной рубашке.

А зимой — мороз и снег,

Мерзнет зверь и человек.

Я в сапожки залезаю,

Шубу, шапку надеваю.

Зачеркни лишние предметы.

Поросенок Неряшка потерял одну сандалию. Найди ее!

В грязном платье не ходи!

Учим слушать текст, развиваем внимание, усваиваем информацию по теме «уход за одеждой»

Материал для игры

Данный текст по теме.

Ход игры

Вернулся Лутонюшка со двора в дом, а лошадка Аллюрка принесла к двери и поставила на крылечко тазики с одеждой, снятой с веревок. Из дома выглянула бабушка в нарядном фартучке, с расписной деревянной ложкой в руках.

— Где ты, Лутонюшка? Завтракать давно пора. Блинчики остывают. Ах, ты еще не одет! — всплеснула она руками и тут увидела тазики с бельем. — Ты хочешь это надеть? — спросила Бабуля. — Сначала белье надо погладить. Выстирал — погладь! Мятое никто не надевает. Мятое — все равно что непостиранное, вида не имеет. Вот если бы коты и кошки ходили в мятой шкурке! Ты же видел, как неприглядно они смотрятся с взъерошенной шерстью, когда подерутся с другими котами и кошками. Ну, они-то знают, что шерсть надо приглаживать. Шерсть — это их одежда. А кошки — чистюли.

— Я тоже знаю: одежду стирают, гладят утюгом и чистят щеткой. Эй, вы, слышите меня, мышки- затишки, кошки-балабошки, свиньи-оплошки?

Слушай Лутошошку и повторяй за ним последние слова:

Грязное белье стирают,

Даже кошки это знают.

В мятом платье не ходи,

Утюжочком поводи!

Щеткой грязь с пальтишка чисти,

Жить учись лишь только чистым!

Игра «Что мы делаем с одеждой?»

Даем представление об уходе за одеждой, предметах ухода; учим сравнивать, даем понятие крута

Материал для игры

Тазик, мыло, пакет стирального порошка, щетка, нитки, иголка, утюг — на картинках или настоящие — для показа; зеленый карандаш и бумага; мыльная вода, трубочка для пускания мыльных пузырей.

Ход игры

Воевода, помощник Лутонюшки, читает стишок:

Что мы делаем с одеждой?

Чистой мы ее содержим.

Чистим щеткой, грязь выводим,

Гладим — мятые не ходим.

С порошком в тазу стираем,

Дырки сразу зашиваем.

Затем он демонстрирует предметы ухода за одеждой: для стирки, чистки, ремонта — и комментирует.

Про порошок:

В таз кидаем порошок —

Он стирает хорошо.

Про щетку:

С длинной ручкой эта тетка.

Чистит вещи наша щетка!

Про утюг:

Он не падает на бок.

Сверху у него горбок,

А точнее, ручка.

После стирки расправляет

Вещи эта штучка.

Про иголку:

Эта остренькая пика

С ушком узким невелика.

Одинокой не бывает:

Дырки с ниткой зашивает.

Воевода делает мыльный раствор и показывает, как пускать пузыри:

Пузыри вокруг летают,

Дивным цветом расцветают.

❧ Отвечай да выполняй

Что не пригодится для ухода за одеждой? Почему? Убери лишний предмет — зачеркни.

На что похожа щетка? Ты согласен с Лутонюшкой, который сказал: «На ежа похожа щётка»?

И на стрижку у газона.

Обведи траву на газоне. Вот так:

Раскрась ежика зеленым карандашом, иголки — коричневым, носик — розовым.

На что похож утюг?

Кораблик-утюжок

По платью, как по морю.

Тихонько, плавно плыл

И волны тихо гладил.

Сделай кораблик из половинки яйца.

1. Вареное яйцо без скорлупы разрежь на половинки вдоль.

2. Воткни зубочистку.

3. Наколи на зубочистку кусочек сыра или ветчины (колбасы).

Из мыльной пены научись пускать пузыри.

Поросеночек в корытце

Стал стирать свои копытца.

Он стирал да играл:

Пузыри выдувал.

Какая форма у пузырей?

Пузырьки — как шарики:

Круглые, цветные,

Синие и красные...

Все кружочки разные.

Если ты не имеешь возможности пустить пузыри, раскрась нарисованные: большие — красным цветом, маленькие — каким хочешь.

«Иди, Лутонюшка, я дам тебе другую чистую и поглаженную одежду, — предложила Бабуля. — А эту я сама поглажу, ты еще маленький, вырастешь — будешь гладить сам. Но после завтрака ты можешь погладить одежду для куклы Июлины, которую ты хотел подарить своей кошке Крошке на день рождения. В твоей корзине с игрушками и маленький утюжок есть».

Завтракать пора

«Лутонюшка! Внучок! Дедуля сидит голодный за столом, но есть без тебя не хочет. Одевайся, обувайся и быстренько сюда, в столовую!» — скомандовала Бабуля.

Лутонюшка быстро оделся и вошел в столовую. Какая замечательная была столовая!

Игра «Что поставим мы на стол?»

Знакомим с убранством столовой, посудой, едой; выполняем по ходу текста действия и задания

Материал для игры

Рисунки, карандаши.

По стенам стояли и висели открытые полки с посудой. От двери к столу привел мальчика половичок с красивым узором. Вот такой это был половик.

Укрась половик узором.

Посреди столовой стоял стол на четырех ножках, накрытый веселенькой скатертью. Край скатерти был украшен узором. Это были огурчики и луковицы:

Дорисуй узор на скатерти. Обведи луковицы и огурцы карандашом. Раскрась: лук — желтым, огурцы — зеленым цветом.

В какую посуду насыпают перец, наливают молоко?

Повторяй и запоминай.

Перец насыпают в перечницу.

Молоко наливают в кувшин:

Варенье наливают в вазочку.

Сметану — в сметанницу.

Блины кладут на тарелку.

Сок наливают в стакан.

Сахар насыпают в сахарницу.

Масло кладут в масленку.

Суп наливают из кастрюли,.

Картошку жарят в сковороде.

Соль насыпают в солонку.

Хлеб кладут в хлебницу.

Обведи продукты, с которыми едят яйца.

От яйца кусочки ложкой

Чайной отделяю,

Их солю и мягким хлебом

Сразу заедаю.

— Дедуля! — воскликнул Лутоня, — а ты яйцо-то без хлеба ешь!

— Вставать не хочется, — ответил дедушка, — тяжело мне. Вот ты и принеси мне хлебушка!

— А мы попросим кошек нам помочь, — придумал Лутонюшка, — пусть к труду приучаются!

— Кошки не люди, еще перепутают все! — возразил было Дедуля.

— Сейчас мы проверим их сообразительность, — ответил Лутонюшка.

— А я буду им подсказывать, — пропищала мышка Шуршишка, которая все подслушивала, затаившись в уголке. — Если они не ту посуду будут брать, я буду пикать. Вот так: «Пи-пи!»

Что на стол поставят кошки?

Кошки приняли предложение с радостью. Вдруг им тоже со стола что-то вкусненькое перепадет! Они пошли к полкам, на которых стояла посуда, взяли с полки хлебницу с мягкими ломтиками хлеба и поставили на стол.

Посмотр на стол и на полку и скажи, чего не хватает еще на столе? Помоги выбрать кошкам ту посуду и столовые приборы, которую Бабуля забыла поставить.

Мышкины вопросы-подсказки.

1. Из чего будут есть Лутонюшка и Дедуля? (Из тарелок)

2. Чем будет Дедуля намазывать на хлеб масло? (Ножом)

3. А чем Лутонюшка возьмет из чашки сметану, чтобы намазать на блинчик? (Ложкой)

Кошки были внимательные и сообразительные, да еще мышка их поддерживала своим писком. Они принесли и поставили на стол недостающую посуду.

— Спасибо, киски! — поблагодарили за помощь кошек Дедуля с Лутонюшкой. Они придвинули к себе тарелки. Дедуля размазал масло ножичком на ломте хлеба, а Лутонюшка выпил сок, положил на свою тарелку блинчик и пододвинул к себе чашку со сметаной.

Обе кошки облизнулись, и Лутонюшка угостил их сметаной. Да и как не угостить: ведь потрудились! Да и сметану кошки просто обожают!

4. А во что налил мальчик сметану для кошек? Выбери и обведи.

Выучи поучение, которое сочинил Лутонюшка для своих любимцев.

Для людей — тарелки,

А для кошки — миска.

По столу ходить нельзя

Ни мышам, ни кискам!

Повтори поучение для своих кошек и мышек!

5. Вопрос для мышки: «Можно ли ставить на стол кошачью и собачью посуду?» Повтори ответ мышки!

Назидание псам и кошкам:

Со стола не брать ни крошки!

Произнеси скороговорки.

Из сухарницы сметану с солью есть не стану. Вареное варенье в вазу выливать не надо сразу. Простоквашу квашу — с простоквашей ем кашу.

Обведи цветным карандашом или фломастером свою любимую еду.

Игра - занятие по формированию культурно-гигиенических навыков для детей средней группы «Предметы личной гигиены»

Задачи:

  • Развивать познавательный интерес, воображение, логическое мышление, внимание и память.
  • Совершенствовать умения различать и называть предметы личной гигиены: мыло, полотенце, зубная щетка, шампунь, мочалка, зубная паста, расческа.
  • Закреплять умение подбирать и выкладывать последовательность картинок: «Что сначала, что потом» (Алгоритм мытья рук).
  • Учить использовать в своей речи обобщенные слова, понятия: предметы личной гигиены.
  • Словарная работа: мыло, полотенце, мочалка, шампунь, зубная щетка, зубная паста, расческа.
  • Формирование понимания важности заботы о собственном здоровье.

Предварительная работа: Дидактическая игра «Волшебный мешочек», алгоритм одевания «Что сначала, что потом», чтение К.Чуковский «Мойдодыр».

Материал и оборудование: посылка с предметами личной гигиены: мыло, мочалка, зубная паста, зубная щётка, шампунь, расчёска, полотенце. Алгоритм мытья рук «Что сначала, что потом», разрезные картинки предметов личной гигиены.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель:

Вы ребята проходите

На гостей все посмотрите

К нам сюда пришли друзья

Поздоровайтесь сперва

Улыбнитесь дружно им

Гостям нашим дорогим.

Ой, ребята, когда я утром пришла, а вас ещё не было, мне принес почтальон посылку.

Хотите узнать, от кого оно? Угадайте:
- Он умывальников начальник и мочалок командир.
И если вы ленитесь мыться, он будет мылить вас до дыр.
Возьмет он мыло нежное, душистое
Отмоет вас он тщательно и чисто.
Почистит ваши зубки порошком и причешет гребешком.
- Правильно, это посылка от Мойдодыра. (открывает ящик) Но здесь еще и письмо. Вот что он пишет: «Я – Великий Умывальник, Знаменитый Мойдодыр. Умывальников начальник и мочалок командир. Дорогие мои дети! Я пишу вам письмо: я прошу вас, мойте чаще ваши руки и лицо. Все равно, какой водою - из реки, из колодца, или просто дождевой! Нужно мыться непременно утром, вечером и днем, перед каждою едою, после сна и перед сном»
- А еще Мойдодыр спрашивает, моете ли вы свои руки и лицо? Когда? А зачем это нужно делать? (ответы детей). Давайте сейчас с вами и поговорим о чистоте, и о том, что для этого нужно, чтобы нам не было стыдно перед Мойдодыром, который так заботится о нашем здоровье.
Если вы ответите правильно на все мои вопросы, то получите подарки от Мойдодыра. Договорились?

«Дорогие ребята! Я посылаю вам посылку. В ней находятся интересные загадки и к ним отгадки. Постарайтесь разгадать загадки. Желаю удачи. До свидания. Ваш Мойдодыр».
- Ну что, ребята, отгадаем загадки? (зачитываются загадки). Из посылки достаются предметы.

Дидактическая игра «Определи на ощупь»

(В посылке лежат предметы личной гигиены: мыло, мочалка, зубная паста, зубная щётка, шампунь, расчёска, полотенце).

Дидактическая задача: учить детей узнавать предметы по характерным признакам.

Игровые правила: На ощупь определить, что находится в посылке.

Игровые действия: В посылке лежат несколько предметов. Никто из детей не знает о них. Вызванный ребёнок, опустив руку в мешочек и нащупав один из предметов, рассказывает о нём.

Ускользает, как живое, но не выпущу его я.
Белой пеной пенится, руки мыть не ленится. (Мыло)

1 ребенок достает мыло.

Воспитатель: Ребята, что это?

Дети: Мыло.

Воспитатель: Посмотрите внимательно на мыло и опишите его. Какое Мыло?

Дети: Гладкое, белое, твердое, душистое.

Воспитатель: Для чего нужно мыло?

Дети: Мыло нужно для того, чтобы умываться: мыть руки, лицо, шею и все тело, чтобы быть чистыми, уничтожать микробы.

Я мохната и кудрява,

Чисто мою вас, ребята. (мочалка)

2 ребенок достает мочалку.

Дети: Это мочалка.

Воспитатель: Какая бывает мочалка?

Дети: Мягкая, жесткая, разноцветная.

Воспитатель: Для чего мочалка нам нужна?

Дети: Чтобы мыть наше тело.

У неё с утра дела

Чистить зубы до бела. (зубная щётка)

3 ребенок достает зубную щетку.

Воспитатель: Для чего нужна зубная щетка?

Дети: Для того чтобы чистить зубы.

Воспитатель: А когда мы чистим зубы?

Дети: Утром и вечером.

Воспитатель: А какая зубная щетка бывает?

Дети: Разноцветная, с щетинками, пластмассовая, детская и взрослая.

Я не сахар, не мука

Но похож на них слегка

По утрам всегда я.

На зубы попадаю. (зубная паста)

4 ребенок достает зубную пасту.

Воспитатель: А это что такое?

Дети: Зубная паста.

Воспитатель: Какая она?

Дети: Ароматная, вкусная, мягкая.

Воспитатель: А для чего зубная паста нам нужна?

Дети: Чтобы чистить зубы.

Он душист и ароматен

Для волос наших приятен

Только с ним у нас всегда

Будет чистой голова (шампунь)

5 ребенок достает шампунь.

Дети: Шампунь.

Воспитатель: Для чего нужен шампунь?

Дети: Чтобы мыть волосы.

Воспитатель: А какой шампунь?

Дети: Ароматный, разноцветный, бывает детский и взрослый.

Бабушка Ненила мне вот что говорила

Пушистое, цветастое

Веселое, махровое!

Вытирай по суше, и лицо и уши. (полотенце)

6 ребенок достает полотенце.

Дети: Полотенце.

Воспитатель: Зачем нужно полотенце?

Дети: Чтобы вытирать руки и лицо.

Воспитатель: А какое полотенце?

Дети: Мягкое, пушистое, розовое, махровое.

Целых 25 зубков,
Для кудрей и хохолков.
И под каждым, под зубком –
Лягут волосы рядком. (расческа)

7 ребенок достает расческу.

Воспитатель: А кто знает, для чего нужна расческа?

Дети: Чтоб волосы расчесывать, и чтоб быть опрятными и аккуратными.

Воспитатель: Из чего сделана расческа?

Дети: Из дерева или пластмассы.

Воспитатель: Вот мы и разобрали, что лежит в почтовом ящике. А вы знаете, как одним словом называются все эти предметы? «Предметы личной гигиены»

Воспитатель: Ребята, вы знаете, как правильно мыть руки?

Воспитатель: А давайте вспомним правила мытья рук.

Дидактическая игра: «Что сначала, что потом».

Дидактическая задача: Развивать понимание простых причинно-следственных отношений. Учить детей составлять последовательную цепочку взаимосвязанных событий. Развивать мышление, речевую активность.

Игровые правила: Составить цепочку из картинок с последовательными действиями, объясняя, что сначала, что потом.

Игровые действия: Дети выкладывают последовательность картинок в алгоритме «мытье рук», и проговаривают, что они делают сначала, а что потом. Обсуждают правильность выбора каждого ребёнка.

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. А сейчас давайте встанем в круг и покажем, как мы умеем правильно мыть руки и лицо.

Надо нам перед едой (все дружно шагаем)

Мыть руки с мылом и водой (намыливаем руки)

Чтобы злой презлой микроб (Пазы руками)

Не забрался к нам в живот. (Гладим живот)

Водичка, водичка, (открываем ладошки вверх)

Умой мое личико. (Как бы дотрагиваемся до лица)

Чтобы глазки блестели, (дотрагиваемся до глаз)

Чтобы щечки розовели, (круговыми движениями щеки)

Чтоб смеялся роток (улыбаемся)

И кусался зубок (показываем зубки).

Воспитатель: Ребята, а ещё я в посылке нашла телеграмму.

Дидактическая игра: «Найди ошибку»

Игровые действия: Дети должны найти в тексте ошибку и поправить.

"Полотенцем моют руки"

"Расчёской вытираются"

"Зубной щёткой намыливают тело"

"Мылом причёсываются".

Ой, ребята, что-то я не поняла, кажется, Мойдодыр всё перепутал. Давайте вместе попробуем разобраться:

Полотенцем (что делают).

Расчёской.

Зубной щёткой.

Мылом.

Вот какую смешную телеграмму нам прислал Мойдодыр.

Воспитатель: Ребята, а еще я здесь нашла конверт, а в нём много картинок, но они разрезные. Нужно их составить в целые картинки.

Дидактическая игра: «Сложи картинку»

Дидактическая задача: учить осознавать целостность чего-либо, складывать из частей что-то единственное. Закрепить названия предметов личной гигиены, их назначение, а также значение их использования для сохранения и укрепления здоровья.

Игровые действия: составить картинку в единое целое.

Послушайте стихотворение.

Кто зубы не моет, не моется с мылом,

Тот вырасти может болезненным, хилым.

Дружат с грязнулями только грязнули,

Которые сами в грязи утонули

Из них вырастают противные бяки,

За ними гоняются злые собаки.

Грязнули боятся воды и простуд,

А иногда вообще не растут.

Торжественное обещание (все дети хором повторяют)

Чтоб в грязнулю и неряху

Мне не превратиться,

Обещаю каждый день чисто-чисто мыться.

Быть хочу я очень чистым,

А не чёрной галкой,

Обещаю я дружить с мылом и мочалкой.

А ещё, два раза в сутки

Обещаю чистить зубки.

Обещаю всем кругом

Быть послушным малышом.

Ходить чистым и опрятным,

Очень, очень аккуратным.

Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята! Мойдодыр, как и обещал, приготовил для вас подарки. (раскраски с предметами личной гигиены)