Меню

Православные праздники. Основные христианские праздники

Дети и родители

В богослужении Православной Церкви двенадцать великих праздников годового богослужебного круга (кроме праздника Пасхи). Подразделяются на Господские, посвященные Иисусу Христу, и Богородичные, посвященные Пресвятой Богородице. К великим… … Политология. Словарь.

12 важнейших православных церковных праздников: 25 декабря (7 января) Рождество Христово, 6(19) января Крещение (Богоявление), 2(15) февраля Сретение, 25 марта (7 апреля) Благовещение, за неделю до Пасхи вход в Иерусалим (Вербное воскресенье), 40 … Большой Энциклопедический словарь

ДВУНАДЕСЯТЬ, и, числит. колич. (стар.). То же, что двенадцать. Нашествие двунадесяти языков (об армии Наполеона во время Отечественной войны 1812 г.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

- (также дванадесятые праздники) двенадцать важнейших после Пасхи праздников в православии. Посвящены событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы, входят в число великих праздников, в Типиконе отмечены красным крестом в полном круге … Википедия

ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ - Важнейшие православные церковные праздники (см. церковь*, Православие*). Двунадесятые праздники отмечаются в честь важнейших событий земной жизни Иисуса Христа и его матери Богородицы. Этих особых праздников двенадцать, поэтому они называются… … Лингвострановедческий словарь

ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ - Оклад Евангелия с изображением праздников. Сербия. Нач. XVI в. (МСПЦ) Оклад Евангелия с изображением праздников. Сербия. Нач. XVI в. (МСПЦ)[дванадесятые] [греч. Ϫωδεκάορτον], 12 праздников, в правосл. традиции считающихся наиболее важными после… … Православная энциклопедия

12 важнейших православных церковных праздников: 25 декабря(7 января) Рождество Христово, 6(19) января Крещение Господне (Богоявление), 2(15) февраля Сретение, 25 марта(7 апреля) Благовещение, за неделю до Пасхи Вход Господень в Иерусалим… … Энциклопедический словарь

двунадесятые праздники - устойчивое сочетание Двенадцать важнейших православных праздников: Рождество/ Христо/во 7 января (25 декабря), Креще/ние Госпо/дне 19 (6) января, Сре/тение 15 (2) февраля, Благове/щение 7 апреля (25 марта), Вход Госпо/день в Иерусали/м (Вербное… … Популярный словарь русского языка

Двунадесятые праздники - двенадцать важнейших после Пасхи церковных праздников. Некоторые из них имеют раз и навсегда установленные даты: Рождество Христово 25 декабря/7 января, Богоявление (Крещение Господне) 6/19 января, Сретение Господне 2/15 февраля, Благовещение… … Православный энциклопедический словарь

Великие праздники русской православной церкви. К ним относятся: Вход Господень в Иерусалим (за неделю до Пасхи) Вознесение Господне (в 40 й день по Пасхе) Троица (Пятидесятница, Сошествие Святого Духа на апостолов) (в 50 й день по Пасхе) Крещение … Религиозные термины

Книги

  • , Матвеевский П.. Двунадесятые праздники, посвященные важнейшим событиям земной жизни Господа и Божией Матери, являются центром богослужебной жизни нашей Церкви. Тексты служб этихдней наполнены размышлениями о…
  • Двунадесятые праздники и Святая Пасха , протоиерей Матвеевский Павел. Двунадесятые праздники, посвященные важнейшим событиям земной жизни Господа и Божией Матери, являются центром богослужебной жизни нашей Церкви. Тексты служб этихдней наполнены размышлениями о…

Освященное время Церкви: : церковное новолетие и миротворный круг. В календаре этот день отмечен как начало индикта. Христиане не хотели разделять начало нового года в один день с последователями Конфуция, Аллаха, Будды, поэтому приняли решение считать началом православного нового года 14 сентября (1 сентября ст.ст.). Праздник церковного Новолетия установлен святыми отцами I Вселенского собора, которые определили начинать с 1/14 сентября исчисление церковного года. Первый день годичного богослужебного круга открывает собою «вход лета», и богослужение этого дня носит праздничный характер, вершиной которого является читаемое за литургией Евангелие, где рассказывается о начале проповеди Иисуса Христа после Его Крещения и искушений от диавола в пустыне. По преданию, это произошло в первый день иудейского праздника жатвы, который праздновали 1-8 сентября. В Евангелии мы слышим Спасителя, проповедующего и нам наступление благоприятного «лета Господня». В этот день Иисус Христос начал проповедь Царствия Божия и впервые засвидетельствовал исполнение ветхозаветных пророчеств о пришествии Мессии (Сына Божия) и тем самым о конце Ветхого и начале Нового Завета.
Праведного Иисуса Навина (XVI в. до Р. Х.).
Мученицы Каллисты и братий ее мучеников Евода и Ермогена .
Мученика Аифала диакона.
Мучениц 40 дев постниц и мученика Аммуна диакона, учителя их.
Преподобного Симеона Столпника и его матери Марфы . Симеон Столпник (V век) прославился как человек самоотверженного образа жизни. Он открыл новый вид подвижничества. Желая испытать свою духовную силу, веру в Бога, он соорудил на горе столб высотой 4 метра с площадкой на верху, окружил его стеною и с этого "горного" места читал проповеди многочисленным паломникам. Затем Симеон поселился на столбе в маленькой келье, предавшись усиленной молитве и посту. Постепенно он увеличивал высоту столба, на котором стоял. Последний его столб был высотой 40 локтей (16 метров). В усиленных иноческих подвигах провел 80 лет, из которых 47 простоял на столбе. Житие его было хорошо известно на Руси, у него учились претерпевать во имя святого дела многочисленные трудности человеческого бытия. По стародавней традиции считалось, что в этот день необходимо совершать благотворительные дела, быть милосердным. В Московской Руси ни один нищий в этот день не оставался без обильной милостыни и даже заключенных в темницах одаривали подарками.
День Семёна Летопроводца (Семен, Симеон Столпник, Семен-летопроводец, летопроводец, проводы лета, Семенов день, Семен-день, первые осенины, бабье лето, встреча осени, пасеков день, луков день, засидки, конец лета, начало осени, последний посев). Первая встреча осени, конец молодому бабьему лету и начало старому. Много поверий и обрядов было связано в старину с этим днем. Да и неудивительно, ведь в допетровской Руси 1 сентября считалось началом нового года. В 1700 году Петр I перенес празднование Нового года с 1 сентября на 1 января. Постепенно праздник потерял свое былое значение, но многие обычаи так и остались в жизни крестьян. Например, в деревнях 14 сентября хоронили тараканов и мух. Клали в гробик вырезанный из репы или брюквы и несли с плачем и причитанием хоронить как можно дальше от дома. Оставшиеся дома выгоняли из дому мух "муха по мухе, летите мух хоронить". Своими корнями этот обычай уходит еще в языческие времена и связан с почитанием Белбога – повелителя всех насекомых.
Еще одним важным обычаем было гашение старого огня и добывание нового. Старики выходили во двор и терли друг о друга две деревяшки, пока они не начинали дымиться. Тлеющее дерево раздувала девушка или невестка, а затем от вспыхнувшего огня поджигала свечу. Этим огнем растапливали печь. На следующее утро угли снова раздували. Так огонь поддерживали в печи весь год. В этот день четырехлетних мальчиков сажали на коней. Обычай этот пришел из глубокой древности и был связан с переходом от младенчества к взрослой жизни. Называли 14 сентября в деревнях бабьим летом потому, что в это время начинаются разные сельскохозяйственные работы (трепание пеньки, мочение льна и т. д.), которые обычно выполнялись женщинами на открытом воздухе. С Семена начинались так называемые засидки, когда по вечерам работали в избах. Первый день засидок праздновался как семейный праздник. Все родственники встречались в доме самого старшего в роде. С летопроводца (14 сентября) до Гурия (28 ноября) в старину отводилось время свадебным неделям.
С этого дня кроты и мыши перебираются с полей в дома и огороды.
Приметы погоды 14 сентября: Если Марфа грязная - осень дождливой будет. Бабье лето (начинается с 14 сентября) ненастно – осень сухая, а бабье лето сухое – осень мокрая. Чем суше и теплее простоит сентябрь, тем позднее наступит зима. Если шишки на ели выросли низко – быть ранним морозам, а если на верхушке – настоящие холода наступят лишь в конце зимы.

Сегодня мы расскажем обо всех основных христианских и православных церковных праздниках за весь календарный год, а также кратко об их истории, правилах и традициях проведения. Ведь традиции христианства издавна существовали трудовые будни и дни отдыха, а также церковные и религиозные дни, предназначенные для прославления Бога, или воспоминаний событий Священной истории христианства. Такие дни в русском языке получили название «праздник».

Обычно во время праздничного богослужения верующие христиане возносят молитвы Господу и одновременно приобщаются к спасительному смыслу данного празднования. Поэтому мы и хотим рассказать об основных христианских праздниках в календаре немного подробнее. А конкретно, что это за праздники, чему посвящены, как и когда отмечаются.

История христианских праздников

Первыми христианами стали иудеи, которые приняли новую веру. Как было ранее, в ветхозаветные времена, израильский народ чтил обязательным днем отдыха седьмой день недели – субботу (др.-евр. Shabat - отдых ).

В этот день иудеи вспоминали сотворение мира (Бог почил от дел Своих в 7-й день творения - ср. Книга Бытия, гл. 1-2). А так же еще один праздник — Пасху символ завета или союза Израиля с Богом — воспоминание Исхода иудеев из Египта.

Еще долгое время христиане — иудеи будут чтить субботу и вместе с новыми праздниками отмечать свои старинные иудейские торжества. Постепенно связь христианства с иудейским культом ослабевала. Но общие черты иудейского освящения времени можно проследить и в настоящем христианском исчислении времени.

В Евангелие от Марка 16:2 говорится, что днем, соответствовавшим началу сотворения мира, стал восьмой день недели или «день Господень» . Этот же день для христиан стал означать начало нового творения. В русском языке название этого дня говорит о событии, которое произошло в этот день - воскресение , первый день недели.

Поэтому сейчас именно у православных христиан каждое воскресенье считается праздничным днем и почитается христианами, как «малая Пасха».

Постепенно христиане стали особо чтить воскресенье. И проводили его в чтении слова Божия, молитв и Евхаристии. Постепенно значение субботы возвещавшей о первом творении уходит на второй план. И все значимее для верующих христиан становится воскресенье, рассказывающее о воскресении Христа из мертвых .

Уже в 4 веке в Римской империи воскресенье было официально объявлено выходным днем, потому что большая часть населения приняла христианскую веру.

Самый главный календарный православный праздник

Еще один праздник, причем он же и самый главный праздник в христианском календаре отмечался практически в одно и то же время у иудеев и христиан, это Пасха. Время, когда вспоминаются страдания Христа и его чудесное Воскресение.

Других праздников в древней Церкви практически не было. И только со времени обретения христианской религией статуса государственной религии число праздников увеличилось. Становятся традиционными такие праздники как Рождество Христово и Крещение (Богоявление), а также Пасха и Вознесение.

К 6 веку число церковных праздников пополнилось празднованием различных событий из жизни Иисуса Христа, Богородицы и святых, а также даты знаменательных событий из истории церкви.

Иерархия и виды православных праздников

Все церковные праздники можно разделить по видам на четыре большие группы.

Но отдельной строкой стоит празднование Пасхи, то есть Светлое Христово Воскресенье и все шесть последующих дней, то есть пасхальная неделя .

Вслед за Пасхой все христиане чтят праздники, посвященные особым событиям из жизни на земле и славы на небесах Иисуса Христа , называются они двунадесятыми праздниками .

Календарь двунадесятых праздников

Сегодня в Православной Церкви существует 12 великих двунадесятых праздников .

В свою очередь они подразделяются на Господские , посвященные Иисусу Христу , а также на Богородичные посвященные Пресвятой Богородице . Вот эти праздники:

1) Рождество Пресвятой Богородицы;

2) Воздвижение Креста Господня;

3) Введение во храм Пресвятой Богородицы;

4) Рождество Христово;

5) Крещение (Богоявление) Господне;

6) Сретение Господне;

7) Благовещение Пресвятой Богородицы;

8) Вход Господень в Иерусалим;

9) Вознесение Господне;

10) Троица (Пятидесятница);

11) Преображение Господне;

12) Успение Пресвятой Богородицы.

Великие не двунадесятые праздники

Покров Пресвятой Богородицы;

Обрезание Господне;

Рождество Иоанна Предтечи;

День святых первоверховных апостолов Петра и Павла;

Усекновение главы Иоанна Предтечи.

В четвертую категорию праздников включены дни особо чтимых святых, а также икон . В Русской Православной Церкви особо чтимы праздники Николая Чудотворца, Казанской иконы Божией Матери и некоторые другие.

Что такое подвижные и «неподвижные» двунадесятые праздники?

Великие двунадесятые праздники делятся на две группы, одна из них «подвижные » и вторая «неподвижные » праздники.

По лунно-солнечному календарю определяются «подвижные праздники» . К этим праздникам относятся Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне и Троица (Пятидесятница).

Следовательно, «неподвижными » считаются те даты, которые приходятся только по солнечному календарю. То есть эти праздники отмечаются в конкретные числа и месяцы года . И даты их празднования зависят от дня празднования Пасхи.

Главный церковный праздник года


Пасха в этом году 12 апреля 2015 года.
Пасха дин из самых почитаемых весенних у иудеев и христиан праздник. У евреев в этот праздник вкладывается идея ожидания прихода мессии. А так же Пасха символизирует начало «исхода» евреев из Египта. У христиан это праздник связан с учением о воскресение Иисуса Христа .

Даты празднования Пасхи у христиан падают на период с 22 марта по 23 апреля . Первое воскресенье вслед весенним равноденствием и полнолунием – великий день для христиан, Пасха. , поэтому мы останавливаться не будем, читайте о самом известном и важном празднике пасхе, о пасхальном столе, и много другом отдельно.

Календарь основных христианских праздников (великих двунадесятых праздников)

Рождество Христово 7 января не переходящий праздник

Этот праздник отмечается в день рождения Иисуса Христа в Вифлееме . Праздник Боговоплощения и пришествия в мир Сына Божия, рожденного во плоти один из самых значительных дней литургического года и один из главнейших праздников в большинстве христианских концессий.

По новому стилю христиане всего мира отмечают Рождество Христово 7 января. Исключением являются только христиане Армянской Церкви.

История этого праздника прослеживается только до 4 века. Да и сама дата рождения Иисуса Христа, по ранним текстам церковных авторов, приблизительно называется 20 мая.

Но на день 25 декабря (по старому стилю) приходился старинный языческий славянский праздник «Рождения Солнца Непобедимого» , во время расцвета христианства в Риме этот праздник наполнили новым содержанием. И рождение Иисуса Христа стали называть как «Рождение Солнца Правды» .

Праздник Рождества Господня начинают праздновать по христианской традиции с 20 по 24 декабря (по старому стилю), и называются эти дни предпразднество. Далее идут 6 дней попразднества, и завершается всё праздником Обрезания Господня .

День в канун праздника Обрезания Господня называют сочельником, и проводится он в строгом посте .

Богоявление (Крещение)

Православные христиане называют этот день — Крещение Господне . У других народов этот день имеет несколько названий, одно из названий: «Праздник трех царей» . В этот праздник вкладывается смысл о первом откровении языческим народам света истины Божией .

Крещение Господне 19 января не переходящий праздник

Христианский праздник Крещение Господне (Богоявление) напоминание о Крещении Иисуса Христа в водах Иордана . В Православной Церкви празднуется этот праздник 6 (19) января. А также все желающие купаются обычно в холодных водах под открытым небом, да и вода в этот день обладает целительной силой и сохраняется свежей весь год.

Еще одно название этого праздника как я уже сказала Богоявление. Поскольку во время Крещения Господу явилась Божественная Троица: Бог Отец (глаголющий о Сыне), Сын Божий (крестившийся от Иоанна и засвидетельствованный от Бога Отца) и Дух Святой (сошедший на Сына в виде голубя).

Стретение Господне 15 февраля не переходящий праздник

В этот день все христиане вспоминают события, которые произошли с Христом в сороковой день его земной жизни. В Евангелие от Луки 2:22-39 говорится, что Иисус встретился с двумя ветхозаветными праведниками - Симеоном Богоприимцем и Анной Пророчицей.

Эта встреча состоялась в Иерусалимском Храме 2 (15) февраля. Этот праздник по канонам церкви православной является Господским и Богородичным одновременно, а так же двунадесятым праздником.

История праздника. Дева Мария пришла в храм, как полагается по закону Моисееву в сороковой день после рождения младенца мужского пола. С первенцем мать в храме должна принести жертвы о своем очищении, а также представить младенца Богу и сделать «выкуп».

Законом была установлена определенная плата, пять сикелей. По своей бедности Мария могла принести в жертву только двух горлиц. Младенца в храме встретили праведники Симеон Богоприимец и Анна Пророчица. Этот праздник завершает цикл всех праздников рождественских .

Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля непереходящий праздник

Это один из самых древних христианских праздников, о нем упоминается в поучениях Отцов Церкви: Иоанна Златоуста, Августина и других еще в 3-4 веках.

Празднование праздника Благовещение Пресвятой Богородицы происходит 25 марта (7 апреля по новому стилю ). Этот праздник является Богородичным двунадесятым из праздников православной церкви.

Вход Господень в Иерусалим 5 апреля 2015 г. переходящий праздник

Этот Господский двунадесятый праздник христиане празднуют за неделю до Пасхи . Вспоминают они вход Иисуса Христа в Иерусалим , когда народ приветствовал Его как Царя.

Вознесение Господне 21 мая 2015 г. переходящий праздник

Это день воспоминания о вознесении Иисуса Христа на небо в сороковой день после Пасхи. Праздник Вознесения входит в число Господских двунадесятых праздников православной церкви.

Как следует из истории, в 4 веке Святая Елена построила базилику в честь Вознесения. И праздник этот назывался «40 днем после Пасхи». Святой Иоанн Златоуст и Святой Августин приписывали установление праздника Вознесения апостолам. Длится праздник вознесения Господня семь дней .

Троица (Пятидесятница) 31 мая 2015 г. переходящий праздник

Великий двунадесятый праздник Троица празднуется в 50-й день Пасхи . В этот день христиане славят Святую Троицу и вспоминают Святого Духа, сошедшего на апостолов.

В 50-й день после Пасхи все иудеи отмечали ветхозаветный праздник Пятидесятницы. Этот праздник знаменовал собой окончание жатвы и собирания плодов. Евреи приходили в храмы и приносили с собой плоды в качестве жертвы. Именно в этот пятидесятый день по Воскресении Иисуса Христа его ученики Апостолы исполнились Духа Святого и стали говорить разными языками (Деяния апостолов 2:1-47).

Преображение Господне 19 августа не переходящий праздник

Преображение Иисуса Христа в православной церкви празднуется 6 (19) августа. Об этом Господском двунадесятом празднике можно узнать в писаниях Матфея 17:1; Марка 9:2; Луки 9:28. После того как Иисус открыл своим ученикам «что Ему надлежит пострадать, быть убиту и в третий день воскреснуть» он поднялся стремя апостолами Петром, Иаковом и Иоанном на гору Фавор и преобразился перед ними.

«Лицо Его просияло, как солнце, одежды сделались белы, как снег» — во время Преображения Христова им явились ветхозаветные пророки Моисей и Илия. Они оповестили Иисусу о Его близком отшествии.

Православная церковь во время этого праздника (преображения) исповедует «соединение во Христе двух естеств - человеческого и Божественного» .

Успение Пресвятой Богородицы 28 августа не переходящий праздник

Окончание земной жизни Пресвятой Богородицы празднуется 15 (28) августа. Об этом Богородичном двунадесятом празднике доходят до нас сведения уже с 4 века. Хотя данные самые противоречивые о том, как и где, проживала Дева Мария после смерти Спасителя, но в текстах однозначно говорится о том, что

«Пресвятая Дева Мария была телесно восхищена (взята) от земли на небо» .

Пресвятая Дева, согласно повелению своего Сына, была оставлена на попечении святого апостола Иоанна Богослова (Иоанн 19:25-27). Она пребывала в подвигах поста и молитвы, перед смертью Мария проживала в Иерусалиме.

В день окончания ее земной жизни апостолы из разных стран стали свидетелями Ее мирного представления. А по прошествии трех дней после погребения апостол Фома пожелал открыть могилу Марии. Но в гробу лежала только плащаница в качестве непреложного свидетельства Ее преставления. Воскресший в третий день, Господь, воскресил в третий день и Приснодеву Марию.

Рождество Пресвятой Богородицы 21 сентября не переходящий праздник

Годичный круг христианских церковных праздников начинается 8 (21) сентября Богородичным двунадесятым праздником Рождества Пресвятой Богородицы .

Согласно Протоевангелии Иакова, родиной Марии является маленький город Назарет. Родители ее были бездетны. Праведные мать Анна и отец Иоаким не один год проводили время в молитвах о даровании им ребенка. Им пришлось пережить много унижений и насмешек из-за своей бездетности.

В глубокой старости Бог в благодарность за их смирение даровал им дочь Марию . Имя Мария в переводе с еврейского означает «высокая», «превосходящая».

Первые упоминания об этом празднике встречаются в документах, датированных 5 в. Назвать эти сведения достоверными сложно. Потому что в разных церквях этот праздник возникал в разное время.

Воздвижение Креста Господня 27 сентября не переходящий праздник

Этот праздник в христианстве единственный, который начали праздновать с момента совершения события — обретения, святой равноапостольной царицей Еленой подлинного креста, на котором был распят Иисус Христос, и воздвижения его для общего чествования и поклонения.

У православных христиан этот день празднуют - 14 (27) сентября. Как говорится в предании мать императора Константина Великого Елена отправилась в Иерусалим для того чтобы отыскать крест, на котором распяли Иисуса Христа .

На месте храма Венеры во время раскопок, нашли три креста. А чтобы распознать крест, на котором распяли Спасителя, кресты стали прикладывать к телу мертвого человека. Когда на тело возложили крест, на котором распяли Христа, мертвец ожил.

Люди стали стекаться к животворящему Кресту, их было такое множество, что не каждый мог приложиться к нему и поцеловать. Поэтому Патриарх Иерусалимский Макарий поднялся на возвышенное место и воздвигнул Крест так, чтобы народ мог его видеть.

Именно это событие и послужило началом богослужебного чина Воздвижения Креста. Во время этого праздника принято украшать церкви так же, как и на Пасху и Богоявление.

В основу этого христианского праздника положено событие из раннего детства Пресвятой Девы Марии.

В благодарность за дарование им дочери в глубокой старости, родители Марии — Иоаким и Анна дали обет, посвятить свою дочь Господу . Поэтому, когда девочке исполнилось три года, они отдали Ее на воспитание и служение в храм .

В Православии этот Богородичный двунадесятый праздник празднуется 21 ноября (4 декабря). Упоминание о празднике появляется в 8-9 веках. Праздничные дни в православной церкви традиционно длятся 6 дней.

Обычаи и традиции русского народа неразрывно связаны с календарем и с церковными праздниками . Знаменитая русская пословица гласит: «У Бога что день, то и праздник ». В самом деле, в православном календаре праздников имеется множество памятных, знаменательных дней.

В старообрядческой церкви каждый день совершается память прославленных Церковью святых. Все церковные праздники - это почитание Высших и бесплотных сил. Многие церковные праздники посвящены особым событиям, воспоминаниям библейской истории, явлению чудотворных икон, святым ветхозаветным и новозаветным.

Какие бывают православные праздники

Во все праздники Устав предписывает совершать особое богослужение, обычно заканчивающееся Литургией. В церковном Уставе (Типиконе) предусматривается градация всех праздников по степени торжественности совершения их богослужений, что фиксируется особыми знаками праздников месяцеслова. Первое свидетельство такой практики приводит в конце XI в. преподобный Никон Черногорец . Он описывает систему из 3 чинов праздников: великих, средних и малых. По важности воспоминаемых Церковью событий выделяется прежде всего - самый главный праздник, в каноне праздника Пасха называется «праздник праздником и торжество торжеством». Затем следуют Великие праздники (включают в себя 12 и ), за ними средние и малые . Торжество Воскресения Христова вспоминается также в каждый воскресный день (неделю).

Двунадесятые и великие праздники в святцах обозначены красным крестом в кругу, средние - красным крестом без круга, малые же - тремя точками в полукружии. В кон. XIX в. появилась новая система окозрительных знаков праздников месяцеслова, фиксируемая, например, в ходовом на сегодняшний день «Ключе к церковному уставу» Н.С. Сырникова и других старообрядческих и единоверческих изданиях и рукописях.

Все церковные праздники распределены внутри двух годовых циклов - неподвижного (минейного) и подвижного (триодного). Торжества неподвижного цикла строго фиксированы только по числам месяца (для дат юлианского календаря по отношению к современному гражданскому необходима поправка: n - 13 дней). Праздники подвижного цикла фиксированы только по дням недели, будучи жестко соотнесены с датой Пасхи, являющейся точкой отсчета для всего подвижного годового цикла. Пасха и двунадесятые праздники (а также некоторые другие) имеют предпразднество, попразднество и отдание.

По тематике праздники разделяются на Господские (в честь Спасителя), Богородичные и праздники святых (и соборов святых). Под святыми понимаются как люди (угодники Божии), так и ангелы. По времени празднования праздники разделяются на подвижные (переходящие) и неподвижные. По месту празднования подразделяются на общие, одинаково торжественно отмечаемые во всех храмах, и местные. К последним относятся так называемые престольные (храмовые) праздники или праздники в честь местночтимых икон или святых. Престольный праздник любого храма (имя которого он носит) приравнивается для него в богослужебном аспекте к великим праздникам. Такая же степень торжественности может быть присуща и «местночтимым» праздникам.

Пополнение православного календаря - процесс длительный и непрерывный, потому что периодически в старообрядчестве происходит канонизация и почитание новых святых.

Праздники церковные и праздники государственные

Религиозные праздники, берущие начало в далёком прошлом, несмотря на их «общественность», популярность в народе, оставляют в душе чувство какой-то интимной радости, так характерное для личных праздников и совершенно несвойственное государственным, гражданским праздникам. В России до 1925 года Пасха и все двунадесятые праздники, православные по своей сути, были и государственными, гражданскими праздниками. В настоящее время, когда в нашем государстве провозглашено равенство религий и их независимость от государства, только объявлено выходным днём и празднуется, как государственный праздник. Это, конечно, не делает Рождество Христово главным православным праздником (каким Рождество, кстати, является для остальных, неправославных, христиан). Праздником праздников для православных старообрядцев была и остаётся Пасха, Светлое Христово Воскресение. И празднуется Пасха в России не в пример шире остальных праздников. Но, согласно традиции, она всегда празднуется в воскресенье, так что государственным праздником она не стала.

В 2005 году учрежден российский государственный праздник День народного единства - 4 ноября. Православные в этот день отмечают явление Казанской иконы Пресвятой Богородицы , благодаря заступничеству которой, по преданию, ополченцы в 1612 году под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского одержали победу над поляками. В 1649 году указом царя Алексея Михайловича церковный праздник Казанской иконы Богородицы приобретает статус государственного. Он праздновался в течение трех столетий, вплоть до 1917 года. С приходом советской власти традиция отмечать освобождение Москвы прервалась, и вот вновь возобновилась чуть более 10 лет назад.

Думается, что всяческое поддержание традиции отмечания старинных религиозных праздников помогает нам осознавать себя частью народа, частью великой культуры. Заставляет задумываться о вечных ценностях, которые, впрочем, часто не кажутся нам заслуживающими внимания, пока мы молоды, но которые неизбежно влекут нас по мере взросления. Помогает сопротивляться волне всей той грязи, которую льют в души людей, особенно молодых, телевидение и другие СМИ.

Церковные православные праздники делят на великие, средние и малые. К великим относятся Пасха, двунадесятые и недвунадесятые. В эти дни богослужения в церквях проходят с особой торжественностью.

Пасха

Пасха (полное церковное название - Светлое Христово Воскресение) - важнейшее и самое светлое событие в церковном календаре христиан. Дата праздника уникальна для каждого года, определяется по солнечно-лунному календарю и попадает в период с 4 апреля по 8 мая. Пасха посвящена воскресению Иисуса Христа после распятия. В этот день принято посещать богослужения, освящать в церквях куличи и крашеные яйца, накрывать праздничный стол, устраивать гуляния. Люди приветствуют друг друга словами: «Христос воскрес!», на которые полагается отвечать: «Воистину воскрес!».

Двунадесятые праздники

Двунадесятые праздники - 12 важнейших праздников православного календаря, посвященных событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы. Их разделяют на две категории: непереходящие и переходящие.

Двунадесятые непереходящие праздники

Двунадесятые непереходящие праздники имеют фиксированную дату, каждый год приходятся на одно и то же число.

Рождество Христово - 7 января
Праздник установлен в честь появления на свет Иисуса Христа. В этот день принято посещать богослужения, накрывать праздничный стол, ходить по домам и петь колядки. Люди приветствуют друг друга словами: «Христос родился!», на которые полагается отвечать: «Славим Его!». Празднику предшествует 40-дневный Рождественский пост.

Крещение Господне (Святое Богоявление) - 19 января
Праздник установлен в честь крещения Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем. В этот день принято освящать воду в церквях, купаться в проруби.

Сретение Господне - 15 февраля
Праздник установлен в память о встрече в Иерусалимском храме Симеона Богоприимца с маленьким Иисусом при совершении обряда посвящения Богу. Встреча произошла на 40-й день после рождения Иисуса. В этот день принято молиться, ходить в церковь, освящать свечи.

Благовещение Пресвятой Богородицы - 7 апреля
Праздник посвящен возвещению Архангелом Гавриилом Деве Марии о зачатии и будущем рождении Сына Божьего. В этот день принято посещать богослужения, освящать просвиры в храмах, подавать милостыню, заниматься благотворительностью.

Преображение Господне - 19 августа
Праздник посвящен воспоминаниям о Божественном преображении Иисуса перед учениками во время молитвы на горе Фавор. В этот день принято освящать в церкви яблоки, груши, виноград, чтить память умерших родственников.

Успение Пресвятой Богородицы - 28 августа
Праздник посвящен воспоминанию об успении (смерти) Божией Матери. В этот день верующие люди ходят в церковь, молятся Пресвятой Богородице, освящают хлеб, подают милостыню. Празднику предшествует Успенский пост.

Рождество Пресвятой Богородицы - 21 сентября
Праздник установлен в честь появления на свет Девы Марии - матери Иисуса Христа. В этот день принято посещать церковь, молиться Пресвятой Богородице, заниматься благотворительностью.

Воздвижение Креста Господня - 27 сентября
Полное название праздника - Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Он установлен в честь обретения в Иерусалиме около горы Голгофы Креста, на котором распяли Иисуса. В этот день принято соблюдать строгий пост, молиться за свое здоровье и здоровье близких людей.

Введение во храм Пресвятой Богородицы - 4 декабря
Праздник посвящен введению маленькой Марии - матери Иисуса Христа - в Иерусалимский храм для посвящения Богу. В этот день в храмах проводят торжественную службу, прихожане молятся Деве Марии.

Двунадесятые переходящие праздники

Двунадесятые переходящие праздники имеют уникальную для каждого года дату, которая зависит от даты празднования Пасхи и перемещается вместе с ней.

Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим)
Праздник отмечается за неделю до Пасхи. Посвящен торжественному появлению Иисуса Христа в Иерусалиме накануне Его мученических страданий и смерти. В этот день принято освящать в церкви вербу, хлестать веточками членов семьи, приговаривая при этом: «Не я бью, верба бьет!» или «Верба хлест, бей до слез!».

Вознесение Господне
Полное название праздника - Вознесение Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Отмечается на 40-й день после Пасхи. Праздник посвящен вознесению Иисуса Христа на небеса. В этот день принято посещать богослужения в церквях, молиться, подавать милостыню.

День Святой Троицы (Пятидесятница)
Празднуется на 50-й день после Пасхи. Праздник установлен в честь сошествия Святого Духа на апостолов и Деву Марию. На Троицу принято посещать торжественную службу в церкви, украшать храмы и дома ветками деревьев, устилать пол свежей травой, устраивать праздничный обед, устраивать гуляния и ярмарки.

Недвунадесятые праздники

Недвунадесятые праздники - 5 великих праздников Православной Церкви, посвященных рождению и смерти Иоанна Предтечи - крестителя Иисуса Христа, апостолам Петру и Павлу, явлению Богородицы, обрезанию Господню.

Обрезание Господне - 14 января
Праздник установлен в воспоминание о совершении над младенцем Иисусом иудейского обряда обрезания. В этот день в храмах проходят праздничные богослужения, люди ходят по домам, поют засевальные песни и желают хозяевам добра, благополучия.

Рождество Иоанна Предтечи - 7 июля
Полное название праздника - Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Посвящен рождению Иоанна Предтечи - крестителя Иисуса Христа. В этот день люди посещают богослужения, освящают в церкви воду, травы и цветы.

Святых апостолов Петра и Павла - 12 июля
Праздник посвящен воспоминанию о перенесении мощей святых апостолов Петра и Павла. В этот день рыбаки молятся об успешной рыбалке, устраиваются ярмарки и гуляния.

Усекновение главы Иоанна Предтечи - 11 сентября
Праздник посвящен воспоминанию о мученической смерти Иоанна Предтечи - крестителя Иисуса Христа. В этот день принято посещать богослужения, соблюдать строгий пост.

Покров Пресвятой Богородицы - 14 октября
Праздник установлен в честь явления Девы Марии святому Андрею Юродивому. В этот день принято посещать храмы, обращаться с молитвой к Пресвятой Богородице о здоровье, заступничестве, счастливой семейной жизни.

Средние и малые православные праздники отличаются меньшей торжественностью богослужения.

Вседневные по своей сути не являются праздниками. Это дни памяти святых.

Православные посты - периоды воздержания от пищи животного происхождения.
По длительности посты делятся на многодневные и однодневные. В году 4 многодневных и 3 однодневных поста. Также постными днями являются каждая среда и пятница (в сплошные седмицы в эти дни нет поста). Посты разнятся по степени строгости, вплоть до полного воздержания от пищи.

Сплошные седмицы - недели, в которые нет поста в среду и пятницу. В году 5 таких седмиц.

Дни поминовения усопших - дни всеобщего поминовения умерших христиан. В году 8 таких дней.