Меню

Программа «Умные движения» (нейропсихологическая коррекция младших школьников). Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте: упражнения, методы, принципы, отзывы

Уютный дом

Развитие головного мозга происходит не одномоментно. Есть вполне определённая последовательность развития функций, а затем более сложные «надстраиваются» на функции, которые уже сформировались. Другими словами, если сбой произошёл в самом начале формирования мозга, то он «потянет» за собой и все последующие «надстройки».

В самом начале жизни мир ребёнка состоит из простых ощущений: телесных, зрительных, слуховых. Зрение у младенцев не сфокусировано, поэтому весь мир - это красивые цветовые пятна. Ребенок двигает руками и ногами хаотично, движения ещё не согласованы. И только после того, как мама и папа многократно прикасаются к ручкам малыша, а всё вокруг перестаёт быть размытым - он начинает тянуться к предметам. И это — основной момент формирования координации глаз-рука, или зрительно-моторной координации.
Как только ребенок начинает активно двигаться - ползать, сидеть, затем стоять - он начинает постигать своё тело и пространство вокруг . Ощупывая и рассматривая предметы - изучает форму и цвет. Развиваются моторные функции, затем формируется и речь.

Именно эти функции психики — сенсорные (восприятие) и моторные , плюс способность всем этим сознательно управлять, — являются базовыми. Если их формирование было нарушено, то это повлечёт за собой проблемы в «высших» сферах: так, у ребёнка с плохой координацией движений может быть смазанная, нечёткая речь.

Сенсомоторная коррекция построена таким образом, что в некотором смысле «возвращает» ребёнка к самому раннему детству. А затем на занятиях система восприятия и движения выстраивается заново, компенсируя возможные нарушения. Не только мозг управляет движениями, но и через движения можно развивать мозг. К примеру, известен факт, что у пианистов зоны мозга, отвечающие за моторику пальцев развиты гораздо сильнее, чем у людей других профессий.

Сенсомоторная коррекция через двигательные и игровые упражнения решает следующие задачи:

Ребенок учится чувствовать своё тело и пространство вокруг

Развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука, способность точно направлять движение — важно при письме, и не только)

Формируется правильное взаимодействие рук и ног

Развивается слуховое и зрительное внимание

Ребенок учится последовательно выполнять действия , разбивая его на ряд задач, и другие важные вещи.

Восстановление баланса между сенсорной и моторной сферой , а также развитие обеих сфер является основным результатом нейропсихологической сенсомоторной коррекции. Только после восстановления базовых функций возможно дальнейшее развитие более сложных (речи, мышления).

Занятия сенсомоторной коррекции могут быть и индивидуальными , и групповыми . Часто включают в себя когнитивные упражнения. После нейропсихологической диагностики составляется коррекционная программа, содержащая определённые упражнения в определённой последовательности. Выбор упражнений для коррекции зависит от того, какой из видов занятий будет более эффективен для ребёнка.

Для работы с детьми, страдающими различными нарушениями психической деятельности, была разработана методика «сенсомоторной коррекции» Т. Г. Горячевой, А. С. Султановой (2003), которую также можно рассматривать как вариант интегративной программы.

Авторы считают, что в возникновении ряда психических нарушений, таких как гиперактивное расстройство с дефицитом внимания (ГРДВ), задержка психического развития (ЗПР) органического гене- за, психосоматических расстройств и раннего детского аутизма (РДА), играет важную роль недостаточность функционирования подкорковых структур головного мозга: гипоталамуса, гипоталамо-гипофизарной системы, ретикулярной формации ствола мозга, промежуточного мозга и др. Дисфункции этих мозговых структур связаны, как правило, с отклонениями процессов пренатального и раннего постнатального развития, так как в указанные возрастные периоды происходит их интенсивное формирование. Эти же мозговые структуры активизируются и при эмоциональном стрессе, с которым многие исследователи связывают возникновение различных нарушений психической деятельности. Обеспечивая адаптационные реакции и ведущий уровень саморегуляции в детском возрасте, подкорковые структуры, в виду своей незрелости у детей, а также недостаточной сформированности корково-подкорковых связей, испытывают перегрузки, приводящие к дисфункциям.

Надо отметить, что в ряде случаев дисфункции подкорковых структур мозга являются первичными по отношению к возникновению такой патологии, как психосоматические расстройства (некоторые виды сердечных аритмий, неврозоподобный энурез, некоторые функциональные нарушения желудочно-кишечного тракта, иммунодефицитарные процессы и др.), ГРДВ, ЗПР и РДА. Наличие церебрально-органической патологии при вышеуказанных расстройствах подтверждается различными клиническими исследованиями.

Ряд авторов отмечают, что при ЗПР регистрируются дисфункции диэнцефальных и верхнестволовых структур, а также базальных лобных систем (Лебединский В. В., 2003). Функциональная недостаточность подкорковых образований приводит к нарушению процесса мор- фофункциогенеза мозга, и картину психического развития ребенка определяют разнообразные вторичные симптомы функциональной недостаточности теменно-затылочных, височных, лобных и других зон мозга. У детей с ЗПР множество подобных нарушений: трудности кинестетического и динамического праксиса, недостаточность пространственного гнозиса и праксиса, слабость следов слухоречевой памяти, недостаточность как моторных, так и сенсорных аспектов речи, запаздывание развития схемы тела, недостаточность восприятия ритмических структур.

Функциональная дефицитарность подкорковых образований, таким образом, является у этих детей определяющим фактором в морфофункциогенезе мозга, и по ходу развития ребенка появляется множество вторичных дефектов вследствие функциональной незрелости коры больших полушарий,

В связи с этим проведение сенсомоторной коррекции с детьми с ЗПР наиболее специфично и требует индивидуального подхода. В каждом конкретном случае необходимо введение специальных упражнений для ребенка в зависимости от структуры дефекта.

Так, при наличии нарушений речевого развития требуется введение артикуляционной гимнастики, упражнений для преодоления синкинезий, упражнений, направленных на нормализацию тонуса лицевых мышц, специальных дыхательных упражнений и пр.

При наличии нарушений пространственного гнозиса и праксиса необходимо уделять повышенное внимание пространственному фактору уже в основных упражнениях, а также вводить специальные задания, позволяющие почувствовать «пространство тела», тренирующие ориентировку в окружающем пространстве и затем - квазипространственные функции. На первый план при проведении сенсомоторной коррекции всегда выходит работа по преодолению дефицитарности субкортикальных структур. Однако для достижения лучших результатов необходим комплексный подход с включением упражнений, направленных на имеющуюся у ребенка дефицитарность высших психических функций, что позволяет использовать методики Т. В. Ахутиной, Н. М. Пылаевой, П. Я. Гальперина, Ю. В. Микадзе.

Исследование детей с ГРДВ, проведенное Т. Г. Горячевой и А. С. Султановой (см. главу 14), показало, что первичным дефектом для большинства детей с СДВГ является функциональная недостаточность субкортикальных структур мозга, что подтверждается данными ЭЭГ. В связи с этим при проведении сенсомоторной коррекции основной акцент делается на работу с первым блоком мозга (дыхательные и глазодвигательные упражнения; упражнения, направленные на нормализацию активационных процессов, снятие тонических нарушений, повышение работоспособности и др.). Также необходимо использовать методы, направленные на улучшение саморегуляции, произвольного контроля, - упражнения для развития динамического праксиса, различные игры с правилами, в том числе стоп-игры, ролевые игры и др.

При проведении коррекционных упражнений с гиперактивным ребенком необходимо разбивать время занятия на блоки (с разными видами деятельности) по 5-8 минут, постепенно это время увеличивая. Также необходимо введение специальной формы внешнего контроля, которая позволяет ребенку не только выполнять нужную последовательность действий, но и самому участвовать в регуляции своей деятельности, - контроль не вместо ребенка, а вместе с ребенком.

В начале проведения коррекции более оптимальна индивидуальная форма занятий, при необходимости возможны и групповые занятия, однако включение в группу более одного ребенка с ГРДВ нецелесообразно. Практический опыт проведения сенсомоторной коррекции с такими детьми доказывает ее эффективность: снижаются гиперактивность и отвлекаемость ребенка, нивелируются нейродинамические нарушения, улучшается произвольный самоконтроль, снижаются эмоциональная лабильность, проявления негативизма и агрессии. В результате наряду с улучшением показателей психического развития ребенка отмечается улучшение социальной адаптации и детско-родительских отношений в семье. Наиболее выраженные результаты достигаются при работе с детьми в возрасте до 7 лет.

Нарушение активирующей сферы при РДА также может свидетельствовать о преимущественном нарушении подкорковых образований (Лебединский В. В., 2003), что позволяет предположить эффективность проведения сенсомоторной коррекции.

Ввиду искажения эмоционально-мотивационной сферы, трудностей установления контакта и своеобразного поведения дети с РДА являются наиболее сложной группой для коррекционной работы. Достаточно много времени занимает подготовительный этап, направленный на установление контакта и привыкание ребенка к новым условиям; часто приходится прибегать к поощрениям в виде пищевого подкрепления или подкрепления, находящегося в сфере интересов ребенка.

Возникают также сложности усвоения упражнений, связанные с гиперестезиями, страхами, трудностями тактильного контакта с ребенком.

В начале коррекции занятия целесообразно проводить индивидуально, затем постепенно переводить на смешанную форму (индивидуальные занятия чередуются с групповыми). При этом отмечается довольно интересная динамика состояния ребенка: по мере исчезновения аутичного поведения на первый план выходит задержка психического развития, невротическое или психопатоподобное поведение; дальнейшая работа направлена уже на преодоление этих отклонений.

При работе с детьми, страдающими психосоматическими расстройствами, использование сенсомоторной коррекции обусловлено тем, что данная методика позволяет улучшить функционирование головного мозга и нервной системы в целом, повышает продуктивность протекания психических процессов, таким образом воздействуя на некоторые нервно-психические, физиологические составляющие этиопатогенеза заболевания. Многие отечественные и зарубежные исследователи полагают, что одним из основных факторов, влияющих на возникновение и течение психосоматических расстройств в детском возрасте, являются дисфункции ЦНС, возникающие, как правило, вследствие отклонений процессов внутриутробного и раннего постнатального развития.

В исследовании Т. Г. Горячевой и А. С. Султановой (2003) было показано, что у большинства детей с психосоматическими заболеваниями выявляются функциональная дефицитарность подкорково-стволовых образований мозга, недостаточная сформированность корково-подкорковых связей, наличие признаков нарушений межполушарного взаимодействия, дисфункций правого полушария и запаздывания функционального созревания лобных долей мозга. Эти дисфункции приводят к инертности психических процессов, астенизации, нарушениям восприятия собственного тела, саморегуляции и возникновению алекситимии, к дизонтогенезу психических функций в целом. Наличие церебрально-органической патологии при психосоматических расстройствах подтверждается различными клиническими исследованиями (ЭЭГ, РЭГ, МРТ и др.) (Антропов Ю. Ф., Шевченко Ю. С., 2002).

Следует отметить, что в ряде случаев дисфункции подкорковых структур мозга являются первичными по отношению к возникновению психосоматической патологии (некоторые виды сердечных аритмий, неврозоподобный энурез, функциональные нарушения желудочно-кишечного тракта и др.), в остальных случаях мозговые механизмы включены в обеспечение, реализацию психосоматических взаимосвязей.

Сенсомоторная коррекция направлена на улучшение функционирования подкорковых структур, нормализацию активационных процессов, улучшение мозгового кровообращения, то есть на преодоление имеющихся у детей с психосоматическими расстройствами нарушений морфофункционального созревания мозговых структур. Однако терапевтический эффект сенсомоторной коррекции при психосоматических заболеваниях обусловлен не только улучшением деятельности мозга. Коррекционное действие связано с развитием телесности, становлением психосоматических связей в онтогенезе.

С помощью сенсомоторной коррекции можно воздействовать на ряд факторов, которые выступают в качестве причин нарушения психосоматического развития, появления психосоматических заболеваний (наличие субъективной слитности эмоциональных и телесных процессов, нарушение формирования интрацептивных словарей, задержка развития представлений о собственном теле и др.). Сенсомоторная коррекция способствует формированию более полной категориальной структуры телесного опыта, интеграции в нее соматических ощущений. Особое внимание уделяется становлению схемы тела и образа физического Я, конструируемых под влиянием различных сенсорных впечатлений - кинестетических, тактильных, зрительных, проприоцептивных и др., пространственно-временных представлений, а также под влиянием повышения телесной рефлексии, сознательной оценки особенностей собственного тела, накопления соматоперцептивного опыта и получения обратной связи от участников коррекционного процесса.

Метод сенсомоторной коррекции успешно апробировался при таких заболеваниях и психосоматических расстройствах, как: бронхиальная астма, гастродуоденит, тахикардия центрального генеза, дыхательная аритмия, алопеция, нейродермит, дискинезия желчевыводящих путей, энурез, энкопрез, вегетососудистая дистония, аллергические реакции и др. Во всех случаях было отмечено существенное улучшение соматического состояния ребенка, часто - исчезновение симптомов заболевания. Таким образом, сенсомоторная коррекция доказывает свою эффективность и может являться важным элементом психологической работы при проведении комплексной терапии детей, имеющих психосоматические заболевания.

При различных отклонениях в психическом развитии ребенка первичным дефектом в большинстве случаев является функциональная недостаточность субкортикальных структур мозга, часто возникающая вследствие перинатальной патологии. Большинству из исследованных детей в первые годы жизни ставился один и тот же диагноз - перинатальная энцефалопатия (ПЭП). Кроме того, достаточно часто встречается сочетание различных патологических состояний, например психосоматические расстройства у детей с ЗПР, гиперактивность у детей-аутистов и др.

В связи с этим возникает вопрос о специфичности того или иного расстройства по отношению к первичному дефекту: почему недостаточность подкорковых и стволовых структур, возникшая вследствие схожих отклонений внутриутробного и/или раннего постнатального развития, приводит к развитию различных патологических состояний?

Возможный ответ на этот вопрос может быть связан с тем, что на характер дизонтогенеза оказывают влияние время возникновения и массивность органического поражения центральной нервной системы (Лебединский В. В., 2003). Кроме того, сами подкорково-стволовые структуры являются неоднородными и многофункциональными.

Сенсомоторная коррекция направлена на снижение дисфункций. Через двигательные и сенсорные компоненты осуществляется воздействие на психику ребенка в целом. Использование достаточно директивного подхода и особым образом организованного взаимодействия с ребенком позволяет рассматривать сенсомоторную коррекцию как интегративный метод, занимающий особое место в ряду других психокоррекционных и психотерапевтических методов и являющийся базисной основой для дальнейшей нейропсихологической коррекции.

Краткое содержание: Развитие речи. Задержка речевого развития. Нарушение речевого развития. Игры для развития речи у детей.

В наши дни у детей все чаще встречаются задержка или различные нарушения речевого развития. Ребенок 3 лет, который молчит, или ребенок 4 лет, у которого "каша во рту". Сейчас этим никого не удивишь. Логопеды и дефектологи, которые проводят занятия по развитию речи у таких детей, основное внимание уделяют артикуляционной и пальчиковой гимнастике, развитию фонематического слуха. Авторы книги "Педагогика, изменяющая мозг" О.И. Ефимов (невролог) и В.Л. Ефимова (логопед) пишут о том, что такой подход к проблеме развития речи у детей является поверхностным. Авторы упоминают о том, что не смотря на то, что появившийся на свет ребенок имеет мозг, у которого есть все структуры, что и взрослого человека, многие из этих структур еще неактивны. Мозг ребенка окончательно дозревает и становится взрослым только к 18-20 годам, у некоторых даже ближе к 30.

У маленького ребенка ведущую роль играет не кора головного мозга, а подкорковые структуры. В своем развитии каждый ребенок должен пройти определенные стадии развития (сенсорную, моторную) интеллекта, чтобы эти отделы мозга правильно сформировались. Нарушения развития на этапе сенсомоторной интеграции могут приводить к проблемам в будущем, т.к сенсомоторная интеграция является основой для любого обучения. Авторы книги пишут о том, что упраженения и игры, направленные на развитие вестибулярного аппарата, общей моторики и восприятия эффективны при работе с детьми, имеющими нарушения или задержку речевого развития.

Ниже мы приводим список этих, на первый взгляд, несерьезных игр, которые могут оказывать серьезное влияние на развитие нервной системы ребенка.

Игры на развитие общей моторики, чувства ритма и чувства равновесия

1. Играть в мяч - подходят любые игры, где нужно бросать, ловить, отбивать мяч рукой или ногой.
2. Переворачивать ребенка вверх тормашками и держать за ноги, размахивая им в воздухе.
3. Крутить ребенка, держа его за руки.
4. С малышами - подбрасывать на коленях: "По кочкам, по кочкам, в ямку - бух!"
5. Игры по принципу "Замри - отомри". Например, бегать и кривляться, пока не прозвучит команда "замри". После этого замереть и не двигаться до команды "отомри".
6. Любые варианты игр, где есть команды "старт" и "стоп". Например, бежать наперегонки до угла дома: "На старт, внимание, марш!"
7. Размазывать ладонями пену для бритья по какой-нибудь поверхности.
8. Хлопать ладонями мыльные пузыри.
9. Прыгать через скакалку.
10. Строить "шалаши" из стульев, одеял, подушек и т. д. и сидеть в них.
11. Проползать через тоннель, сделанный из стульев.
12. Заворачивать ребенка в одеяло, как рулет.
13. Игры на реакцию, когда нужно шлепнуть ладонью по ладони партнера до того, как он отдернет руку.
14. "Камень, ножницы, бумага".
15. Стоять как аист на одной ноге (кто дольше простоит).
16. Играть с воздушными шарами (подбрасывать, ловить, перебрасывать через забор и т. д.)
17. Качаться на качелях (гамак тоже подойдет), каруселях, прыгать на батуте
18. Лепить снеговиков, играть в снежки, валяться в снегу.
19. Тренировать основные локомоторные навыки: ходьбу, бег, прыжки, перепрыгивание, боковые приставные шаги.
20. Крутить ребенка в офисном кресле.
21. Ходить как канатоходец по какой-нибудь узкой и длинной поверхности типа гимнастической скамейки или бревна. Можно сделать дома на полу дорожку из скотча и ходить по ней, как по узкому мостику над пропасть.
22. Кататься на велосипеде. Велосипед может быть любой: здесь важно, чтобы были педали, на которые нужно нажимать ногами по очереди. Важно, что ноги при этом отрываются от земли. Поэтому детский автомобиль на аккумуляторных батарейках, который приводится в движение пультом или кнопкой, не может заменить самый обычный велосипед.
23. Считалки - ритмичное произнесение текста в сочетании с движением руки.
24. Стихи с движениями.
25. Хлопать в ладоши в ритм музыки.
26. Ритмично танцевать под музыку, петь.

Игры на развитие восприятия

1. Тактильный мешочек - определять на ощупь, с закрытыми глазами, что лежит в мешочке. Это могут быть мелкие игрушки, орехи, фрукты и т. д.
2. Различать ощущения от прикосновения к коже разных щеток.
3. Игры на различение запахов с закрытыми глазами.
4. Знакомить с разными текстурами: месить тесто, пересыпать крупу, переливать воду.
5. Насыпать фасоль или горох в большую миску и спрятать туда несколько мелких игрушек, потом попросить ребенка найти их.
6. Рисовать пальчиковыми красками.
7. Вибромассаж: электрические зубные щетки, электрические ножные массажеры и т. д.
8. Обычный массаж, особенно полезен массаж воротничковой зоны.
9. "Рисовать" у ребенка на спине буквы или цифры пальцем и просить угадывать их, потом поменяться ролями.
10. Угадывать вкус. Например, с закрытыми глазами съесть кусочек фрукта или овоща и угадать, что это было.
11. Открывать и закрывать банки, шкатулки, кошелечки и т. д. с разными типами крышек и замков.

Тем, кто интересуется вопросами сенсомоторной коррекции, мы может рекомендовать для прочтения также следующие книги:

Материал подготовила: Анна Пономаренко

Другие публикации по теме развитие речи:

Логопедические занятия для малышей онлайн (2-4 года). Проблема развития речи у маленьких детей в наши дни как никогда актуальна. Все больше встречается детей с задержкой речевого развития, с различными нарушениями развития речи. Сейчас никого не удивишь тем, что в 3 года ребенок почти не говорит. Или говорит, но понять его может только мама и то с трудом. Обычно логопеды рекомендуют подождать с логопедическими занятиями до 4-5 лет, невропотологи назначают лекарства, а найти хорошего дефектолога, умеющего работать с малышами, очень сложно. В то же время начать заниматься развитием речи у ребенка лучше как можно раньше. Общеизвестно, что недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе. Что же делать родителям? Остается заниматься самим, дома, каждый день, понемножку, хотя бы минут по 10 в день, но регулярно. Организовать занятия по развитию речи вам поможет онлайн курс логопедических занятий от сайта "Сюжетные картинки для развития речи" .

Данный комплекс упражнений можно делать с ребенком дошкольного и младшего школьного возраста. Он занимает немного времени, позволяет проснуться, ощутить бодрость и прилив сил и просто доставляет удовольствие. Обычно он дается в качестве одного из домашних заданий в курсе занятий по психомоторной коррекции.

«Мытье головы» - кончиками пальцев массировать голову в направлении: ото лба к макушке; ото лба до затылка; от ушей к шее.

«Паучки» - пальцы плотно соприкасаются с поверхностью головы за ушами; массаж производится ребенком обеими руками навстречу друг другу от ушей к макушке.

«Обезьяна расчесывается» - правая рука массирует пальцами голову от левого виска к правой части затылка и обратно; затем левая рука - от правого виска к левой части затылка.

«Ушки» - уши растираются ладонями, как будто они замерзли; разминаются 3 раза сверху вниз и 3 раза оттягиваются в стороны.

«Глазки отдыхают» - закрыть глаза, межфаланговыми суставами больших пальцев сделать 3-5 массирующих движений по векам от внутренних к наружным уголкам глаз; повторить то же движение под глазами. После этого помассировать брови от переносицы к вискам.

«Веселые носики» - потереть область носа пальцами, затем ладонями до появления чувства тепла. Повращать кончик носа вправо и влево 3-5 раз. После этого проделать 3-5 поглаживающих движений указательными пальцами обеих рук вдоль носа, сверху вниз с обеих сторон.

«Рыбки» - рот немного приоткрыт, взять пальцами правой руки верхнюю губу, а левой - нижнюю; выполнять одновременные и разнонаправленные движения рук, растягивая губы вверх, вниз, вправо, влево.

«Расслабленное лицо» - руками проводить по лицу сверху вниз, слегка нажимая как при умывании (3-5 раз). Затем тыльной стороной ладони и пальцев рук мягкими движениями провести от подбородка к вискам; «разгладить» лоб от центра к вискам.

«Гибкая шея» - массировать шею сзади (сверху вниз) двумя руками: поглаживающие, похлопывающие пощипывающие, растирающие, спиралевидные движения.

«Теплые ручки» - растирание и разминка пальцев рук и всей кисти от кончиков пальцев к основанию и обратно. Имитация « силового мытья», растирания и пожатия рук.

«Домик» - сложить пальцы «домиком» перед грудью и надавливать ими друг на друга сначала одновременно, затем отдельно каждой парой пальцев.

«Потягивания» - потянуться вверх, распрямляя руки и поднимаясь на носки, постепенно напрягая все тело, как «струнку». Осуществлять потягивания поочередно каждой рукой вправо, влево, вверх, вниз, вперед, назад.

«Тянемся к солнышку» - стать у стены, касаясь ее пятками, ягодицами, лопатками, плечами и затылком. На вдохе поднять руки вверх, задержать дыхание и потянуться еще выше « к солнышку», не отрывая пяток от пола.

«Шаги» - шагать в медленном темпе попеременно, касаясь то правой, то левой рукой противоположенного колена (12 раз), затем продолжить упражнение, касаясь одноименного колена (12 раз), далее сзади дотронуться правой рукой до правой пятки, аналогично с левой рукой (по 12 раз), завершить касанием сзади каждой рукой противоположенной пятки (12 раз).

«Буратино» - одновременно поднимать одноименную руку и ногу, сгибая их в локтевом или коленном суставе (походка Буратино), то же упражнение выполняется, сгибая правую руку и левую ногу и наоборот.

По материалам книги А.В. Семенович Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. - М., 2002 г.
Материал подготовила:

  1. Обоняние
  2. Вестибулярный аппарат (ощущение движения тела в пространстве)
  3. Проприоцептивная система (ощущение положения тела и его частей)
  4. Осязание
  5. Зрение
  6. Ощущения, касающиеся работы всего тела и его отдельных органов – например, голод

Эти системы получают информацию от внешнего мира и самого тела и передают ее центральной нервной системе, которая обрабатывает данные и осуществляет ответ на них.

Новый сенсорный опыт, полученный в игровой форме под руководством взрослого, может помочь здоровому развитию сенсорики ребенка. Предлагаем вашему вниманию десять интересных и занятных упражнений, которые помогут укрепить здоровье вашего малыша.

Упражнение 1: Учимся ораторству (зона рта)

Покажите малышу эти звуки, артикулируя нарочито избыточно. Попросите ребенка повторить за вами.

  1. Гудим как пчела
  2. Щелкаем языком
  3. Вытягиваем губы и громко чмокаем ими
  4. Широко открываем рот и говорим: «А-А-А-А-А-А-А-А»
  5. Крепко смыкаем губы и говорим: «М-М-М-М-М-М-М-М»
  6. Надуваем щеки, будто это шарики, и шлепаем по ним ладонями, спуская шарик
  7. Вытягиваем язык так далеко, как только можем
  8. Корчим рожи – чем смешнее, тем лучше

Упражнение 2: Полет по приборам (слух)

Ведущий намечает простой, безопасный курс. Ведомый становится в пункт отправления, ему завязывают глаза. Ведущий дает словесные команды, например: сделай три шага вперед и поверни направо.

По мере роста контакта между участниками, маршрут может становиться сложнее, в игру можно вводить препятствия, которые нужно обойти. За игрой должен присматривать взрослый, чтобы она была еще веселее и увлекательнее, можно записывать попытки игроков на видео и затем просматривать для поиска и исправления ошибок.

Упражнение 3: Копируем рисунок (зрение)

Вырезаем картинки из журналов или используем фотографии. Используем стираемые сухие фломастеры и полупрозрачный пластиковый лист: просим ребенка перерисовать контуры какого-то предмета с фото на лист так, чтобы все детали совпадали.

Читайте также Пробиотики при аутизме

Затем мы помещаем лист поверх картинки и смотрим, насколько линии соответствуют друг другу. Стираем неудавшиеся черточки и наводим вместо них правильные. Когда малыш набьет руку, можно предложит ему от простых объектов (мяч, чашка) перейти к более сложным – мебель, игрушки, люди.

Упражнение 4: На ощупь и на запах (обоняние)

Для этого упражнения вам понадобятся пустые контейнеры, ватные шарики, аромомасла и кусочки ягод и фруктов. На ватный шарик мы капаем одну или две капли масла. Если малыш еще мал, начинайте с запахов, которые ему хорошо знакомы: апельсина, малины или лимона.

Помещаем каждый шарик в отдельный контейнер и кладем съедобные кусочки перед малышом. Завязываем ему глаза. Даем контейнер с шариком, просим вдохнуть аромат и наощупь найти съедобный аналог.

Упражнение 5: Настройка на ритм (слух)

Стучим на столе простой ритм и просим ребенка повторить за вами. Меняемся ролями: малыш задает образец, а вы – копируете. Начинаем с нескольких ударов и делаем мелодию все сложнее и длинней. Не ограничивайтесь только ладонями и костяшками пальцев! Самодельную перкуссию можно соорудить из таких подручных инструментов, как:

  • деревянные ложки
  • сковородки и кастрюли
  • пластиковые бутылки
  • ручки и фломастеры

Упражнение 6: Лягание ослика (вестибулярный аппарат)

Занимаем вертикальное положение. Нагибаемся и кладем обе ладони на пол. Проверяем, что за нами никто не стоит, и подпрыгиваем, опираясь лишь на руки и лягая воздух ногами.

Упражнение 7: Горячая лава (проприоцепция)

Разбрасываем по полу подушки. Пол – это расплавленная лава, а подушки – безопасные островки. Нужно прыгать с подушки на подушку, уворачиваясь от папы (ему отдана роль лавового дракона). Завершить веселье можно боем с подушками, который так любят многие дети!