Меню

Ребенку 11 месяцев что он должен уметь. Развитие детей в одиннадцать месяцев

Макияж

Для большинства детей этот месяц ознаменован двумя событиями: первым шагом и первым словом. Параллельно усовершенствованием движений совершенствуется мышление. По интенсивности умственного развития период накануне года - самый насыщенный. Ни один академик, ни один нобелевский лауреат не смог бы за какие-нибудь четыре недели так повысить свой интеллектуальный потенциал, как это шутя и играя делает ваш младенец. Радуйтесь, любуйтесь, наблюдайте!

«Папа» или «мама»? Ребенок начал говорить.

В один прекрасный день сын или дочь встречают входящего в комнату отца радостным возгласом: «Папа!» Отец, конечно, счастлив и горд; мама, хотя и рада, но несколько огорчена: почему не к ней первой обращено слово?

Так бывает часто, и вовсе не потому, что ребенок больше любит папу. Рискуя несколько ущемить отцовскую гордость, предположим, что малышу просто легче произнести звук «п», чем «м». Да и вообще, поначалу и «па-па», и «ма-ма» значили для него не больше чем «гага» или «ля-ля». И лишь благодаря тому, что ребенок то и дело слышал: «Пойди к папе», «Помаши папе ручкой», - звук связался с представлением, пришло понимание, что этого большого, приятного ему человека надо называть «папа».

Так что мама, разговаривая с ребенком, сама подготовила отцовское первенство. И прекрасно сделала! Теперь уже и ей самой недолго ждать желанного обращения. Причем «мама» становится для ребенка словом очень многозначным, вмещающим целый круг чувств, соображений и впечатлений. Это и «мама пришла», и «где мама?», и «мне плохо без мамы». Не удивляйтесь, если однажды, посмотрев на привычную чашку или на свою кофточку, он тоже скажет: «Мама». Поймите так: «Из этой чашки мама дает мне сок», «Эту кофточку мне надевает мама».

Разговаривая с ребенком, называя предметы и объясняя свои действия, предлагайте ему повторять за вами простые короткие слова. Если он просит что-нибудь, протягивая к желаемому предмету руку, не спешите выполнять его просьбу, а учите: «Скажи: «дай!»

Малыш по-прежнему любит свои первые игры: сороку-ворону, ладушки, прятки. Его уже можно заинтересовать и несложной сюжетной игрой: уложим спать собачку, покормим мишку, покачаем лялю... В манеже он часто стоит, держась за барьер одной рукой, а бывает и такое: нагнется, возьмет со дна манежа игрушку и, увлекшись, станет вертеть ее уже двумя руками. Сам не заметит, что оставил опору!

До сих пор, сидя на руках у мамы, он не желал ничего лучшего. Сейчас все чаще начинает нетерпеливо выгибаться, проситься на пол: очень хочется ходить! Сначала его приходится для большей устойчивости держать под мышки, потом за обе кисти. Ну, еще немножко, еще чуть-чуть... Присядьте перед ним на корточки, поманите к себе, и,он, слегка наклонясь вперед, широко расставив ноги (так легче сохранять равновесие), с выражением решимости, восторга и страха сделает несколько шагов и упадет в ваши объятия. Кто в эту минуту более счастлив - он или вы?

Едим котлету!

Менее значимым, но все-таки событием можно считать то, что на одиннадцатом месяце ребенок впервые вместо мясного пюре получит блюдо почти «взрослого» стола -мясную тефтельку или даже паровую котлету.

Фарш для того и другого должен быть очень мягким, пышным. Его надо пропустить через мясорубку дважды (второй раз - вместе с размоченным хлебом: на 50 г мяса 10 г хлеба), добавить столовую ложку холодной воды, чуть-чуть посолить, хорошенько перемешать. Тефтели опускают в кипящую воду или бульон и варят 15-20 минут; котлеты кладут в глубокую сковородку и, залив до половины водой или бульоном, готовят под крышкой.

Рыбное пюре тоже пора заменить более солидным блюдом - тефтелями. Очищенную от кожи и костей рыбу (50 г) пропустите вместе с хлебом (10 г) через мясорубку, добавьте в фарш четверть сырого желтка, чайную ложку растительного масла, взбейте. Сформировав небольшие шарики, залейте водой и варите 20-30 минут на очень маленьком огне.

К тефтелям или котлете можно, кроме пюре, дать на пробу и кусочек вареной моркови (если у ребенка нет диатеза), картофеля, цветной капусты.

Усложняется сама процедура еды: мясное пюре ведь не требовалось особо жевать, а сейчас придется активнее поработать зубками. Тефтели, овощи давайте малышу по маленькому кусочку, следите, чтобы он не глотал их целиком. Навыки тщательного, неспешного прожевывания очень важны - это первое условие хорошего пищеварения и усвоения пищи. Кто ест не спеша, получает больше удовольствия от еды, полнее воспринимает ее вкус.

К одиннадцатому месяцу большинство детей уже отказываются от пятого кормления - в 22 часа. Теперь последним кормлением становится четвертое, и оно должно быть поплотнее. Что дать ребенку на ужин?

Общее правило - в ежедневном детском рационе должно быть два овощных блюда и одно крупяное. Если ваш малыш отстает в весе (прибавка за десятый месяц должна составлять примерно 450 г, за одиннадцатый - 400 г), можно дать ему на ужин кашу, чередуя ее с овощным пюре. А для склонного к полноте «дежурным блюдом» будет овощное пюре, причем, картофеля в него надо класть поменьше, а кабачка, капусты, моркови - побольше. Кашу если и давать изредка, то только гречневую или геркулесовую, желательно с овощами и фруктами - тыквой, яблоками, грушами. Она будет менее калорийной, но зато более насыщенной витаминами и минеральными веществами.

Отличное блюдо для детского ужина - творожный пудинг с яблоками. Рецепт его приготовления: хорошенько разотрите 100 г творога, добавьте 50-70 г натертого на крупной терке яблока. Положите половину яйца (белок лучше взбить), столовую ложку молотых сухарей, чайную ложку сахара, перемешайте, выложите в смазанную растительным маслом форму и варите на водяной бане 30-40 минут.

Дневное меню ребенка и распорядок еды на одиннадцатом месяце жизни

7-8 часов.

Завтрак: молочная каша, половина сваренного вкрутую желтка - его можно растереть, добавив в кашу, или дать отдельно. 1-2 раза в неделю вместо каши - молочная лапша. Можно фруктовый сок.

12 часов 30 минут (либо 13 часов 30 минут).

Обед: суп овощной протертый с мелко нарезанными овощами и крупой. Можно мясной бульон - только если нет ни малейших проявлений диатеза (не чаше 1-2 раз в неделю).

Паровая котлета, мясная или рыбная тефтеля (раз в неделю) с овощным пюре (мяса или рыбы - 50 г, овощей - 150). Фруктовый сок.

16 часов.

Полдник: кефир, протертый творог (50 г), фруктовое пюре или яблоко, персик, половинка банана.

19-20 часов.

Ужин: овощное пюре, творожный пудинг (в день, когда на полдник нет творога). Кефир или молочная смесь.

Общий объем пищи по-прежнему не более 1000 мл (1000 г) в день. Если ребенок все же просыпается в 22 часа с явным желанием получить немного кефира или грудного молока, не надо ему отказывать. Да и вообще режим позволительно варьировать, приспосабливаясь к особенностям своего малыша. Ведь сейчас уже ясно, кто он у вас - «сова» или «жаворонок». Изменить эти особенности трудно, да и незачем. «Совенка», который, разгуливаясь к вечеру, позднее засыпает и позднее просыпается, придется кормить завтраком попозже, соответственно сдвинется и все остальное; а у «жаворонка», засыпающего рано и просыпающегося чуть ли не на рассвете, и завтрак, и следующие кормления придутся на более раннее время. В общем, режим становится свободным, но все же остается режимом: определенным, повторяющимся изо дня в день распорядком. Так лучше и для ребенка, и для мамы. При грудном вскармливании при любом кормлении часть молочной пищи лучше заменить на грудное молоко.

И болеть - умеючи

Хотя малыш и стал крепче, он сейчас очень уязвим для вирусов - возбудителей ОРВИ. Эти заболевания, которые мы в быту называем простудными, всегда учащаются осенью, в сырую, холодную погоду. Чихающих и кашляющих людей кругом много, и, оказавшись рядом, заразиться легко. Старайтесь не ездить с ребенком в городском транспорте, не заходить в магазины. Если заболеет кто-нибудь в семье - пусть с малышом не контактирует. Но, конечно, когда ОРВИ что называется, на пороге, уберечься трудно.

Дети обычно заболевают остро, сразу, и все-таки материнское сердце чует, материнский глаз улавливает какие-то слабые предвестники: то ли малыш чуть беспокойнее спал, то ли не так охотно ел, то ли не так радостно играл. Проходит несколько часов, и вот он уже раскапризничался, отказался от очередной еды, у него поднялась температура. Теперь уже сомнений нет - заболел. А время - к вечеру, врач придет только завтра... Что делать сейчас?

Чтобы вы не повторили тех типичных ошибок, которые обычно допускают в этой ситуации многие матери, условимся сначала,

чего не делать:

    Не надо кутать ребенка. У детей очень легко наступает перегревание, и если при температуре, скажем, 38° вы укроете его ватным одеялом, температура может подняться до 39° и даже выше.

    Если температура не превышает 38-38,5°, не давайте жаропонижающие средства. Спешить с этим необходимо, только если у ребенка когда-нибудь были судороги и невропатолог предупреждал, что они могут повториться. Для остальных малышей такая температура безвредна, более того, это защитная реакция, способствующая лучшей выработке в организме интерферона, противостоящего вирусам.

    Не давайте ребенку антибиотики или бактрим, бисептол. Это антибактериальные препараты, на вирусы они не действуют и пользы сейчас не принесут, а вреда добавят, так как нередко вызывают аллергические реакции и почти всегда способствуют развитию или усилению дисбактериоза: уничтожая вредную флору, они заодно губят и полезную.

    Конечно, если у ребенка, паче чаяния, разовьется какое-нибудь осложнение бактериальной природы - отит, бронхит, пневмония, без антибиотиков и сульфаниламидов не обойтись. Но тогда, назначая их, врач подберет параллельно и средства, способные если не предотвратить, то хотя бы смягчить побочные действия.

А что же все-таки делать можно? Как помочь крохе? Если в домашней аптечке есть (а в сезон ОРВИ это желательно) такие гомеопатические лекарства, как немецкий грипп-хель или наш отечественный (кстати, более дешевый) антигриппин, начинайте давать! Преимущества таких средств в том, что они повышают защитные силы организма и практически никогда не вызывают аллергических реакций. Давайте грипп-хель по половине таблетки, растворенной в кипяченой воде, каждый час и по мере улучшения состояния увеличивайте промежуток до четырех часов. Курс лечения - неделя. Если заболевание началось очень остро, с резким подъемом температуры, в первый час давайте грипп-хель в той же дозе каждые 15 минут. По такой же схеме применяют и антигриппин, растворяя в воде по одной крупинке.

Но, допустим, гомеопатических средств в доме нет, а температура у ребенка подходит к 39°. Тогда допустимо дать жаропонижающее средство, лучше всего парацетамол или эффералган, в состав которого парацетамол тоже входит.

А если нет парацетамола или он мало подействовал? Прибегайте к простому и достаточно эффективному средству: раскройте ребенка совсем, расстегните или снимите пижамную кофточку, рубашку, оботрите ручки салфеткой, смоченной в прохладной воде (18-20°). Пощупайте ножки - и при высокой температуре они могут быть холодными. Если так - разотрите их докрасна, это тоже усилит теплоотдачу.

Дальнейшее лечение назначит врач. А на вашей ответственности, при всех условиях, останется то, что педиатры называют «мама-терапия», то есть уход!

Больше всего малышу досаждает насморк. Попробуйте очищать носик с помощью самого маленького баллончика для детской клизмы, но не бывшего в употреблении, а нового. Одну ноздрю надо прижать, в другую осторожно ввести кончик баллона и отсосать слизь. Можно подсушивать слизистую носа сосудосуживающими каплями - они бывают в разных вариантах, но вам нужны специальные детские. Если таких не найдете и под руками будут обыкновенный санорин или галазолин, обязательно разведите их кипяченой водой в соотношении 1: 3. Пользоваться каплями можно не более трех дней! Потом они начинают оказывать обратное действие. И не забывайте, что закапывать их имеет смысл только после отсасывания слизи.

Обе эти процедуры ребенку, конечно, не по нраву и он сопротивляется как может. Есть более простой способ: если положить малыша на живот, слизь начнет вытекать сама, и вам останется только вытирать ее мягким платочком.

Малыш не умеет сам и откашляться. Помогайте ему, постукивая подушечками пальцев по грудной клетке. Почаще поите теплым чаем, морсом, компотом: обильное теплое питье - тоже лекарство.

ОРВИ протекает по-разному - и сравнительно легко, заканчиваясь за 5-7 дней, и тяжелее, длительнее, с осложнениями. Как пойдет дело у вас? Кое-что предвидеть можно. Если, допустим, у кого-то из родителей или у старших детей ОРВИ часто осложнялось отитом, вероятнее ожидать того же. Первая помощь в этом случае - согревающий компресс, остальное назначит отоларинголог. Если кто-то из старшего поколения страдает аллергическими заболеваниями - выше вероятность развития у ребенка крупа.

К этому грозному осложнению более склонны дети с аллергической настроенностью организма, страдающие диатезом, полные, рыхлые. Если ваш малыш именно таков, с первого дня болезни профилактически давайте ему тавегил, диазолин или другой антигистаминныи препарат, в дозировке, назначавшейся ему при обострениях диатеза.

Особенно это необходимо мальчикам, у них круп развивается чаще, чем у девочек.

Опасность крупа - отека слизистой оболочки гортани-в его внезапном, резком начале и возможности быстрого перехода из относительно легкой первой стадии в тяжелую вторую и угрожающую жизни третью.

Обычно это случается вечером или ночью. Услышав необычно грубый, сиплый, лающий кашель, вы сразу поймете, в чем дело. Порядок ваших действий: мама берет ребенка на руки, старается его успокоить, папа срочно открывает в ванной горячий душ, все краны горячей воды. Постойте с ребенком там: вдыхание влажного теплого воздуха может помочь. Если через несколько минут ему не становится легче, дыхание остается шумным, хриплым, медлить и колебаться нельзя - вызывайте «скорую»!

Болезнь малыша - испытание для родителей. Очень трудно не волноваться, не нервничать. Но призовите все возможное спокойствие! Ведь ваша нервозность передается ребенку, идет ему во вред. Будьте терпеливы, ровны, ласковы - тогда терпеливее, спокойнее будет и он. Что поделаешь, болезни неизбежны, и болеть тоже надо умеючи..

Что умеет ребенок в 10 месяцев

В большинстве случаев десятимесячный ребенок произносит довольно много разных звуков. Вы можете даже услышать в его языковых упражнениях отдельные простые слова, например: ма-ма-ма. Но этому еще далеко до осмысленного «мама». Развитие речи только начинается.

Всячески поддерживайте стремление ребенка говорить. Побольше разговаривайте с ним. Называйте простые, знакомые ребенку предметы. Не смейтесь над теми звуками, что произносит ребенок.

Однажды вы можете заметить, что ваш малыш боится какого-то определенного предмета: например, папиной ондатровой шапки или маминой вязаной рукавички. Как с этим быть? Прятать пугающий ребенка предмет или заставить ребенка перебороть свой страх?

Перебороть страх ребенок еще не может, слишком слаб. Но и прятать пугающие предметы не нужно. Надо осторожно показать ребенку, что ничего страшного в этом предмете нет. Пусть мама возьмет «страшную» папину шапку, подержит ее в руке, покажет с одной стороны, с другой, даже наденет себе на голову. При этом нужно говорить с ребенком спокойным негромким голосом и не совершать резких движений. На следующий день попробуйте подвести ребенка к предмету, такому страшному для него. Если малыш упирается, не надо его тащить силой. Лучше продолжите сеанс завтра.

Ни в коем случае не ускоряйте процесс знакомства ребенка со «страшным» предметом, не проявляйте насилия. Оставайтесь терпеливы, иначе сделаете во много крат хуже и спустя полгода будете удивляться: откуда у вашего ребенка невроз?

Вы и сами при ребенке не должны показывать, что чего-то боитесь, например, грозы или темноты. Природа так устроила, что ребенок, не имеющий еще необходимого жизненного опыта, поглядывает на мать и по ее реакции понимает, каким образом реагировать на то или иное явление. Если бы, к примеру, мать при ребенке сделала вид, что чего-то сильно боится - какой-нибудь безделушки, да хотя бы цыпленка, - и ребенок будет бояться этого цыпленка.

Ни в коем случае не следует и пугать ребенка в «воспитательных» целях. Например, он расшалился и не хочет засыпать или оставил на дне бутылочки немного молока, а вы стараетесь воздействовать на малыша: «Вот не докушаешь, отдам тебя милиционеру!». Или - в детдом, или - Бабе Яге и т.д. Это вызывает в ребенке хрони-
ческую боязнь чужих людей - он настороженно всматривается в незнакомых гостей, боясь увидеть в них милиционера или Бабу Ягу.

Не старайтесь прививать страх у ребенка и по отношению к действительно опасным предметам - ножницам, острому ножу, горящей спичке, газовой плите. Здесь нужен не страх, здесь уместна разумная осторожность -внушенная спокойным ровным голосом.

Никогда не кричите на ребенка!.. Конечно, увидев вашу столь бурную отрицательную реакцию, он поймет, что в чем-то провинился, но польза от этого понимания будет несравнимо мала перед тем вредом, который вы ребенку доставите, сделав его нервозным и пугливым.

На одиннадцатом месяце у вашего малыша уже должно быть шесть зубов: два снизу и четыре сверху. Хотя это не закон для всех. Если у ребенка еще нет шести зубов, вам надлежит проконсультироваться у детского врача - не страдает ли ваш малыш рахитом. Вы убедились, что рахита нет; значит, не нужно тревожиться. Ребенок нагонит своих сверстников.

С какого времени следует начинать чистить зубы? Чистить зубы еще рано, но неплохо было бы, если б вы продемонстрировали несколько раз ребенку этот процесс. Малыш, возможно, очень удивится - чем это вы заняты? И запомнит. Таким образом как бы подготовится внутренне к тому, что и ему придется чистить зубы.
Приблизительно после года можно будет чистить зубы вашему малышу, когда у него прорежутся все резцы -сверху и снизу - и пара коренных зубов.

И какой-то он колченогий, и походка у него - как у утки. Вас начинают одолевать сомнения: может, у ребенка рахит? а может, у него вывих тазобедренного сустава?.. Вы от этих сомнений даже ночью плохо спите... Не мучьтесь, обратитесь за консультацией к участковому педиатру. Впрочем, есть у ребенка вывих тазобедренного сустава или нет, вы можете «на глазок» проверить сами: обратите внимание на складочки на внутренней поверхности бедер. Если складки симметричны, скорее всего, у вашего малыша с суставами все нормально.

Не у всех детей этот важный период жизни (от рождения до года) протекает безоблачно. Перенесенные болезни заметно сказываются на физическом развитии детей. Например, после перенесенной пневмонии - даже средней тяжести - ребенок может пойти с некоторым запозданием. Также недоношенные дети - делают первые шаги несколько позже.
Учитывайте это.

Когда вашему ребенку исполнится год, он должен уже сам проситься на горшок. Если еще не просится, вините в этом только себя и делайте выводы. Будьте более настойчивыми в выработке этого навыка.
Вы должны знать, что стул у ребенка отходит ежедневно и примерно в одно время. В это определенное время вы должны уже приготовить горшок.

К концу первого года жизни ребенок должен научиться и мочиться в горшок. Неужели вы не устали еще от этой ежедневной изнуряющей стирки?

Как научить ребенка мочиться в горшок? Попробуйте следующую методику... Когда ваш ребенок бодрствует, предлагайте ему каждый час горшок. Только не нужно, чтобы ребенок сидел на горшке слишком долго. Посадите малыша на горшок всякий раз до сна и после. Ребенок довольно быстро сообразит, что именно от него требуется. Конечно, он еще не раз намочит в штаны, но в общем ваши усилия не пропадут даром.

Каждый раз, когда садите ребенка на горшок, объясняйте ему терпеливо, чего именно вы добиваетесь. Это имеет немаловажное воспитательное значение. Ваш ребенок уже достаточно развит, чтобы понимать то, о чем вы ему говорите. Хотя сам произносит осмысленно всего несколько слов.

Вы приучаете ребенка мочиться в горшок. Надевайте малышу теперь штанишки без памперсов. Заострите на этом его внимание. Он и сам почувствует, что ему стало просторнее и свободнее двигаться. Объясните, что будет нехорошо и неприятно, если ребенок вдруг намочит в штаны.

Если вам недосуг приучать ребенка мочиться в горшок, а значительно проще использовать те же памперсы, то вы должны быть готовы к тому, что с памперсами вам придется возиться до трех, а то и четырех лет.

Как быть, если ребенок, несмотря на все воспитательные моменты, продолжает изредка мочиться в штанишки?.. В этом, конечно, не нужно усматривать катастрофу. Не ругайтесь на ребенка, не корите его, не машите на него руками и не мечитесь по комнате, как тигр по клетке. Даже не повышайте голоса!.. Не то вы можете испугать ребенка, он станет нервным и каждый раз, когда захочет помочиться, будет бояться самого этого акта... Терпеливо объясните ребенку, «что такое хорошо и что такое плохо». Быть может, даже похвалите его. Скажите, что в прошлый раз он постарался и не наделал в штанишки, а сейчас оказался не на высоте. В случае неудачи можете просто строго промолчать. Но в случае успеха - очень порадуйтесь , порадуйтесь демонстративно, и постарайтесь, чтобы ребенок ясно осознал причину вашей радости.

Что должен уметь ребенок в 11 месяцев

  • ребенок понимает разговор родителей о себе и происходящем вокруг;
  • произносит слова, имитирующие голоса животных и птиц;
  • выполняет просьбы и указания: принеси, дай, отнеси, положи, возьми;
  • ждет похвалы и одобрения своих действий;
  • утвердительно кивает головой и отрицательно качает головой;
  • машет рукой в знак приветствия или прощания, благодарит кивком;
  • без конца повторяет одно и то же действие, совершенствуясь в нем;
  • пытается сам есть ложкой, хорошо пьет из чашки;
  • залезает на ступеньки и спускается с них, активно ползает;
  • пытается самостоятельно ходить;
  • может висеть на кольцах или турничке до 1-ой минуты;
  • умеет забираться на первые несколько ступенек детской шведской стенки.

Приближается первый день рождения малыша. Родители не перестают удивляться: совсем недавно кроха не умел практически ничего, а сейчас это взрослый ребёнок, который уже умеет показывать характер. В одиннадцать месяцев дети продолжают активно развиваться как в физическом, так и в эмоциональном плане. Некоторые уже сделали первый шаг, другие радуют маму и папу внятными словами и словосочетаниями. Каких же успехов должны добиваться дети в этом возрасте? Как меняется распорядок дня почти годовалого малыша. Рассмотрим основные нюансы развития ребёнка в 11 месяцев.

Изменения в физиологическом развитии детей в 11 месяцев

С каждым месяцем ребёнок осваивает новые умения и навыки. Но главным рывком в развитии становится попытка ходить. Большинство детей именно в этом возрасте делают свои первые шаги, чем очень радуют родителей. Малыш может начать топать перебежками: от опоры к опоре. Потом кроха научится все более уверенно стоять на ногах и ходить самостоятельно.

Педиатры обращают внимание родителей, что каждый ребёнок индивидуален, поэтому темпы развития могут отличаться. Если малыш в этом возрасте активно ползает, стоит у опоры и ходит с поддержкой, не стоит волноваться, такая ситуация - вариант нормы. Доктор Комаровский настаивает, что ползание, затем умение стоять и ходить с опорой и только потом первые шаги - это идеальная модель физического развития младенца. Так позвоночник достаточно укрепляется, чтобы выдержать нагрузку в вертикальном положении.

Но не стоит переживать, если ребёнок не ползает, а сразу начал вставать, а затем ходить. Такая ситуация также считается нормальной. Некоторые дети могут пропустить этап ползания, однако это не очень хорошо для неокрепшего позвоночника. Родителям рекомендуется всячески поощрять ползание, но не заставлять кроху, если он не хочет этого делать. Нельзя ругать ребёнка, ведь он очень чувствителен к эмоциям родителей.

Но если малыш в этом возрасте не только не ползает, но и не стоит у опоры, не умеет ходить за руку со взрослыми, стоит обратиться за консультацией к врачу. Эти признаки могут свидетельствовать о поражении нервной системы, гипотонусе мышц или проблемах с костной системой крохи, например, рахит.

Вес и рост мальчиков и девочек в 11 месяцев - таблица

Не стоит забывать ежемесячно посещать педиатра. На осмотре доктор оценит изменения веса и роста младенца. Для детей первого года жизни эти показатели являются основными критериями правильного развития ребёнка. Если кроха регулярно недобирает в весе, это может сигнализировать о железодефицитной анемии, проблемах в работе щитовидной железы. Дефицит массы тела может привести к задержке физического и психологического развития.

Сон и активное времяпровождение

У многих детей в 11 месяцев начинает меняться привычный режим дня. Это связано прежде всего с тем, что кроха больше времени начал проводить бодрствуя. Но полностью убирать дневной сон ещё рано, ведь малыш тратит большое количество сил. Общее количество времени, которое ребёнок проводит во сне, составляет 14 часов. Из них на ночной сон приходится 10 часов, и четыре кроха спит в светлое время суток.

Некоторые дети, которые просыпаются утром позже, могут перейти на один дневной сон, ведь в первой половине дня у них хватает сил на активные занятия. По мнению доктора Комаровского, если ребёнок развивается согласно нормам, спокойно спит ночью и имеет хороший аппетит, значит ему вполне хватает одного сна днём, который может длиться от двух до четырёх часов. В этом случае не рекомендуется заставлять кроху спать в светлое время дня второй раз.

Учимся жевать: количество молочных зубов

У большинства одиннадцатимесячных детей уже прорезались по четыре зуба: два внизу и два вверху. Поэтому крохе можно давать пробовать пищу небольшими комочками и кусочками. Однако, некоторые дети не имеют ещё ни одного молочного зуба в этом возрасте. Стоматологи успокаивают родителей: такая ситуация считается нормальной. Время прорезывания зубов в большинстве случаев зависит от наследственности: если у родителей зубы выросли поздно, у ребёнка они также прорежутся позже.

Если в год у малыша не будет ни одного молочного зуба, стоит проконсультироваться с детским стоматологом. Возможно, понадобиться дополнительное обследование и приём препаратов кальция. Но все рекомендации может назначить только врач.

Что должен уметь делать малыш в 11 месяцев - навыки и умения

Хотя темпы развития у каждого ребёнка могут отличаться, Всемирная организация здравоохранения разработала список норм, которым должен соответствовать младенец в возрасте 11 месяцев. В этом возрасте малыш должен уметь:

  • уверенно стоять у опоры, ходить за руку со взрослыми или удерживаясь за стенку. Некоторые малыши уже начинают делать первые шаги;
  • присаживаться из положения стоя. Но если ребёнок делает это неуверенно и медленно, это также считается нормой;
  • активно и очень быстро ползать, а также самостоятельно сидеть без поддержки спины;
  • указывать пальцем на игрушку или предмет, который его интересует;
  • держать ложку и пытаться набрать еду, а также удерживать поильник, бутылочку или чашку двумя руками;
  • пытается собрать пирамидку, башню из кубиков. Кроха уже уверенно берёт предметы, даже самые мелкие, двумя пальцами, а не зажимает их в кулак, как раньше;
  • залезать на диван или кровать и слазить;
  • листать детские книги с плотными страницами;
  • собирать игрушки в коробку или корзину.

Психоэмоциональное развитие: кроха проявляет характер

Одиннадцатимесячный малыш - это уже личность, со своими предпочтениями и желаниями. В эмоциональном плане ребёнок также совершает большой скачок в развитии. Младенец уже умеет более чётко формулировать то, чего он хочет. Например, если малыш что-то хочет, он не просто плачем показывает своё желание, а указывает пальцем или проговаривает несложные слова. В этом возрасте кроха:

  • начинает разговаривать: может произносить короткие слова, состоящие из нескольких слогов, пытается повторить за взрослыми некоторые звуки и словосочетания;
  • понимает обращённую к нему речь: может выполнять некоторые команды, например, принести игрушку, показать части тела, найти предмет;
  • радуется, когда его хвалят и огорчается в том случае, если родители обращаются к малышу строгим голосом;
  • умеет манипулировать родителями: ребёнок понял, что как только он плачет, многие его желания выполняются. Поэтому малыш начинает устраивать истерики и капризы по любому поводу, чтобы взрослые уступили ему;
  • предпочитает слушать музыку: под звуки ритма и весёлых детских песен ребёнок может делать движения в такт или просто веселиться;
  • часто повторяет действия родителей: может качать куклу или кормить её. Это признаки первых ролевых игр, когда младенец пытается поставить себя на место взрослого.

Детские психологи предупреждают родителей, которые по первому капризу выполняют просьбы ребёнка, не делать этого. Малыш будет манипулировать взрослыми постоянно, если они продолжать так себя вести. Задача родителей - установить рамки дозволенного, и если произносят слово «нельзя», то не стоит уступать малышу под натиском слёз и истерик.

Такая ситуация считается нормальной, ведь приближается кризис первого года жизни. В это время родителям стоит запастись терпением и постоянно объяснять крохе, почему нельзя делать то или иное действие. Некоторые дети быстро перерастают этот период, а у других он затягивается до полугода. Такое поведение малыша считается нормальным и является признаком становления характера ребёнка.

Чему научился 11-месячный ребёнок - видео

Уход за ребёнком в этом возрасте

Родители обязательно должны соблюдать определённый режим дня и приучать к нему ребёнка. Малыш, который привык делать все по времени, не будет испытывать проблем во время посещения сада, а потом и школы. Поэтому взрослые должны приучать младенца к различным ритуалам, которые будут помогать ему готовиться ко сну или прогулке.

Гигиенические и водные процедуры

Каждое утро должно начинаться с водных процедур, ведь приучать ребёнка к личной гигиене необходимо с раннего возраста. Утром обязательно нужно умыть малыша и провести туалет половых органов. Также ребёнку обязательно чистить зубы: для этой процедуры существуют специальные силиконовые щётки, которые надеваются на палец взрослого и отлично удаляют налёт. Такие модели не могут травмировать нежные дёсна крохи, ведь щетинки на них очень мягкие.

Вечером педиатры рекомендуют набирать ванну и предоставить ребёнку минимум полчаса на игры с водой и расслабляющий гидромассаж. Вода не должна быть слишком горячей или холодной, чтобы малыш чувствовал себя комфортно. Ванна с прохладной водой настраивает его на спокойный сон. Многие родители практикуют грудничковое плавание. И если у младенца нет противопоказаний, неврологи и ортопеды положительно отзываются о таких занятиях в бассейне или дома в ванной.

Гимнастика и массаж: обязательно ли выполнять такие упражнения

Ответ на этот вопрос положительный. Чем быстрее и сильнее укрепятся мышцы ребёнка, тем лучше кроха освоит необходимые навыки и умения. Поэтому утром педиатры рекомендуют выполнять гимнастические упражнения, которые взбодрят кроху и настроят его на активное времяпровождение в течение дня. А уже вечером, после купания в прохладной воде, лучше сделать лёгкий расслабляющий массаж, который также способствует быстрому засыпанию ребёнка и спокойному сну в течение нескольких часов подряд.

Для массажа можно использовать специальное детское масло, которое проникает через эпидермис кожи, разогревает мышцы и хорошо воздействует на состояние организма в целом.

Можно разнообразить физические занятия упражнениями на фитболе - большом мяче, который обязательно понравится крохе. Занятия с фитболом помогают укрепить мышцы всего организма, а также тренируют вестибулярный аппарат.

Массаж для детей от доктора Комаровского - видео

Обязательно ли гулять на улице

Гулять с ребёнком полезно в любом возрасте. В 11 месяцев малыш уже может не только ездить в коляске, но и ходить самостоятельно или за руку с родителями. Педиатры рекомендуют выходить на улицу минимум на два часа, и лучше не один, а несколько раз в день. Также дети очень любят спать на свежем воздухе, поэтому один сон врачи рекомендуют проводить на улице.

Не стоит пугаться плохой погоды: дождя или мороза. Следует тепло одеть ребёнка и выйти с ним хотя бы на 30–40 минут в холодное время года. В сезон морозов разрешается остаться дома, если столбик термометра опускается ниже - 15 градусов.

Важность прогулок для детей - видео

Разнообразное меню: питание малыша в 11 месяцев

Количество приёмов пищи не меняется и остаётся пятиразовым. Но ребёнок ест всё больше взрослой пищи, грудное молоко или адаптированную смесь младенец получает только утром и перед сном. В остальное время мама варит или тушит крохе овощи, мясные и рыбные блюда, каши. А также в меню крохи обязательно присутствуют фруктовые пюре и соки. Кисломолочные продукты важны для поддержания иммунитета и правильной работы желудочно-кишечного тракта. Несколько раз в неделю ребёнок должен есть творог, пить кефир или йогурт.

Некоторые родители переводят малыша на общий стол, но детские гастроэнтерологи категорически против этого. ЖКТ младенца ещё не готов принимать жаренную, копчёную или острую пищу. Под запретом многие продукты: грибы, коровье молоко, кофе, шоколад, цитрусовые, некоторые сорта рыб. Не стоит подвергать здоровье малыша опасности. Врачи рекомендуют не спешить, а вводить новые продукты постепенно и согласно возрасту малыша.

Ребёнок должен учиться жевать, поэтому перетирать блюда до консистенции пюре уже необязательно, лучше оставить некоторые комочки в каше или супе. В продаже продаются специальные каши, которые стимулирую жевательный рефлекс у ребёнка. И также можно попробовать дать малышу ниблер - специальное приспособление с сеточкой, в которую кладут несколько кусочков продуктов. Для того, чтобы выдавить сок, ребёнку придётся делать жевательные движения дёснами или зубами.

Программа развития ребёнка

Родители должны заниматься с крохой каждый день. Если по каким-то причинам они не могут самостоятельно заниматься развитием ребёнка, существует множество центров для детей, где с малышами занимаются опытные педагоги. Но внимание мамы все же намного важнее для малыша этого возраста.

Как правильно учить говорить

Самый лучший и эффективный способ - побольше разговаривать с ребёнком:

  • читать сказки каждый день, можно организовать такой ритуал перед сном, дневным или ночным;
  • рассматривать яркие картинки и проговаривать название предметов и изображений;
  • включать детские песни с весёлым ритмом и петь вместе с крохой;
  • во время прогулки описывать деревья, людей, проезжающие машины и другие ситуации;
  • развивать мелкую моторику, ведь на ладонях и кончиках пальцев сосредоточено большое количество нервных окончаний. Эффективны занятия с бизибордами, лепка и пальчиковое рисование.

Как помочь крохе научиться разговаривать - видео

Занятия на развитие мелкой моторики

Развивающие упражнения обязательны в этом возрасте. Сегодня существует больше количество авторских методик, которые подойдут для детей в 11 месяцев. Родители могут выбрать какую-то одну или попытаться совместить несколько методик. С ребёнком в этом возрасте можно:

  • заниматься по карточкам Домана: так малыш не только запомнит новые предметы, но и будет пытаться повторить некоторые слова;
  • играть с мягкими и твёрдыми развивающими досками, ковриками и книгами. Эти изделия дополнены огромным количеством интересных деталей. Играя с бизибордом, ребёнок развивает логику, мышление, терпение и память;
  • рисовать: карандаши и кисточки могут ещё не понравиться ребёнку, но пальчиковые краски кроха обязательно оценит по достоинству. Во время рисования можно объяснять малышу, как называется каждый из цветов;
  • играть с тактильными подушечками: их можно пошить самостоятельно и наполнить разными крупами или другими мелкими предметами;
  • лепить из пластилина или солёного теста;
  • собирать конструктор: для детей этого возраста подойдёт модели с крупными деталями.

Врачи и детские психологи поощряют раннее развитие детей. Но занятия должны обязательно проходить в игровой форме. Также следует учитывать желание младенца: если ребёнок капризничает и не хочет заниматься, лучше оставить попытки и перенести упражнения на другое время или день.

Игры с крупой в 11 месяцев - видео

Родителям следует уделять больше внимание крохе, ведь в их силах ускорить темпы развития малыша. Следует побольше общаться с ребёнком, он уже многое понимает и пытается повторить. Если кроха хочет в чём-то помочь: принести игрушку, убрать какой-то предмет на место, не стоит ему отказывать. В этом возрасте малыш проявляет интерес к другим детям. Ребёнку можно объяснить, что нужно делиться игрушками, не обижать ровесников и играть вместе. Дети так быстро взрослеют, поэтому родители должны помочь им освоить основные навыки и умения.

И не перестает вас удивлять, и по вечерам, глядя, как он сладко сопит в своей кроватке, вы даже не представляете, как вы раньше жили без него. А, всего каких-то 11 месяцев назад вы только могли представлять, каково это быть молодыми родителями. Как раз в помощь таким вот молодым родителям, которые радуются каждой улыбке своего малыша, мы предлагаем нашу сегодняшнюю публикацию, которая посвятит их во все тонкости развития ребёнка в 11 месяцев. Мы обсудим аспекты физического развития, психоэмоционального становления, поговорим о том, что должен уметь ваш малыш и как помочь ему научиться всё это делать.

Ребёнок в 11 месяцев – важные этапы

Для многих родителей 11 месяц жизни их крохи ознаменовывается 2-мя самыми важными (после появления самого малыша на свет) событиями. Это первый шаг, и первое слово. Но, даже если этого не произошло – не отчаивайтесь. У вас обязательно всё впереди.

Первые шаги

Так, попытки делать свои первые шаги, держась за опору — вашу руку, бортик кроватки, ребёнок предпринимал ещё раньше, но сейчас – самое время для того, чтобы сделать свой главный шаг – без поддержки и вполне уверенно. Кстати, психологи уверяют, что в этом возрасте детки шагают уже вполне осознанно . Но, даже если ваш малыш ленится это делать – подумайте, как его заинтересовать, чтобы он проявил такую свою самостоятельность.

Первое слово

Физиологические аспекты развития ребёнка в 11 месяцев

Двигательная активность ребёнка в 11 месяцев

Для этого возраста характерны следующие навыки: ползание, устойчивое сидение, возможность твёрдо стоять, держась за опору, умение подниматься, переворачиваться, наклоняться, перекладывание игрушки из одной руки в другую… Возможно, ваш малыш уже пробует ходить, правда, такие шаги ещё не слишком уверенные. Если же вы включите музыку ребёнку – то, он будет изображать танцевальные движения, стараясь попасть в такт музыки.

Если же ваш ребёнок в 11 месяцев ещё не стоит твёрдо на ногах – не впадайте в панику. Согласно отечественным стандартам педиатрии, не считается патологическим нарушением отсутствие навыков ходьбы у детей до … 18 месяцев . Однако, для того, чтобы успокоить себя и убедиться в том, что с ребёнком всё в порядке – рекомендуется посетить невропатолога и ортопеда. Именно эти специалисты смогут ответить на вопрос, почему малыш не ходит, и как ему помочь. В этом случае, вам, скорее всего (при условии отсутствия патологий) будет прописан гидромассаж ножек, разрабатывающая гимнастика и . Кстати, если вы думаете, что использование такого приспособления, как ходунки, будет способствовать тому, что ребенок быстрее пойдёт – то, вы ошибетесь. Дети, родители которых используют этот аксессуар, напротив, позже начинают ходить. Да, и в общем, в последнее время, всё чаще можно услышать, что и лучше от их использования отказаться.

Питание

Поскольку, ваш малыш уже почти совсем большой, его можно более близко знакомить с блюдами взрослой кухни. Однако, ребёнку по-прежнему нельзя давать жаренного, жирного, острого, солёного и сладкого . А, вот супы, каши, овощные и фруктовые пюре, мясные тефтели, приготовленные на пару или паровая котлетка – всё это в обязательном порядке должно входить в ежедневный рацион питания малыша. Ну и, конечно же, молочные и кисло-молочные продукты – куда уж без них.

Как правило, у ребёнка в 11 месяцев уже есть 4-6 зубов, поэтому, справиться с таким рационом он вполне может. Кстати, некоторые специалисты утверждают, что не стоит слишком измельчать продукты детского питания, превращая их в пастообразную массу. Ребёнок уже должен учиться жевать. Более того, пережёвывая небольшие кусочки пищи, он тем самым , соответственно раньше и лучше начнёт говорить. Да, и в этом случае вероятность того, что вы будете посещать логопеда в дальнейшем, тоже снижается. Так что, обратите на это внимание. Однако, кусочки должны быть такими, чтобы ребёнку было удобно их пережёвывать, а вы должны постоянно находиться рядом, для того, чтобы ребенок не подавился и не поперхнулся такой почти что взрослой пищей. Что касается рыбных блюд, то, в случае, если у ребёнка нет на них аллергии, рыбу можно давать 1 раз в неделю.

Что же касается количества кормлений, то, в этом возрасте ребёнка можно переводить на 4-х — 5-ти разовое кормление, сделав упор на сытный ужин (для того, чтобы ребёнок ночью не просыпался и не просил кушать). Хотя, если малыш проснётся в 10-11 вечера и попросит молока или кефира – отказывать ему не стоит.

Режим дня

В 11 месяцев вы же начинаете догадываться, кто такой ваш малыш. Он или жаворонок, который поднимается в 5 утра, и ложится спать в 8 часов вечера, либо сова, которая спит до 10-11 утра, но и ложится в 10-11 вечера. С ритмом биологических часов крохи родителям придётся смириться. Позвольте ребенку таким образом проявлять себя. К тому же, ему пока не надо спешить в садик или в школу, так что, пускай, спит тогда, когда ему нравится. К тому же, ваша попытка подстроить биологические часы под себя, может стать причиной стресса у малыша, а это негативно отразится на его нервной системе. Так что, придётся вам подстраиваться под ребёнка, а не ему под вас.

Что касается дневного сна, то, ребёнок спит уже не так часто, как раньше, и если вы укладываете его в течение дня 3 раза спать – можете считать, что вам повезло. Большинство же родителей заявляют о том, что их малыши отдыхают 2 раза, и такой сон длиться в среднем от 1,5 часа до 2, 5 часов.

Ребёнок и горшок

Как приучить ребёнка к горшку?

Первые слова, первые шаги, осознание предметов, которые окружают ребёнка и того, что происходит с ним – всё это располагает . Правда, некоторые родители стараются оттянуть этот момент, мотивируя тем, что ребёнок ещё слишком мал. Как бы там ни было, запомните одно золотое правило – легче ребёнка научить чему-либо, чем потом переучивать . Это же можно сказать относительно знакомства с горшком. Однако, здесь также стоит учитывать тот факт, что все детки – разные, поэтому, вы как родитель – сами должны ориентироваться, готов ли ваш ребёнок или нет.

Психологические аспекты развития ребенка в 11 месяцев

Ваш малыш уже достаточно взрослый, чтобы адекватно воспринимать ваши слова и правильно (с эмоциональной точки зрения) на них реагировать. Поэтому, не удивляйтесь тому, что ребёнок поддерживает ваш шутливый тон и воспринимает его, как приглашения к игре, а вот ваша строгость его расстраивает и может даже довести до слёз. И хотя возможно, не все значения слова ему понятны – ваш тон он понимает прекрасно.

Ну, а для того, чтобы ребёнок не просто был слушателем, но и стал вашим собеседником, вы должны поощрять его стремление говорить. Для этого необходимо стараться ежедневно пополнять словарный запас новыми простыми словами, и звуками. В свою очередь побольше разговаривайте с малышом, называйте постоянно предметы, которые окружают вас, комментируйте свои действия. Всё это откладывается в сознании ребёнка.

Примечательно, что согласно этапам психологического развития детей – возраст 10-11 месяцев считается вполне приемлемым для обыгрывания ролевых и сюжетных игр . Так что, составьте малышу компанию и поиграйте с ним его любимыми игрушками.

Чувства и поведение ребёнка в 11 месяцев

Все дети в 11 месяцев – страшно любопытные. Поэтому, не удивительно, что они стремятся не только осязать окружающие их предметы, но и пробовать их на вкус. Причём, это касается не только продуктов питания и игрушек, но и различных поверхностей. Родители должны понимать, что такая любознательность – это замечательное проявление процесса развития ребёнка, однако – это и большой риск. Поэтому, заранее позаботьтесь о том, чтобы в руки ребёнка, а уж тем более ему в рот, не попали вещи и предметы, которые могут причинить ему вред. Особое внимание хочется обратить на лекарственные препараты. Малыш, запомнив, что мама давала ему таблетки, может выпить всю упаковку, и это приведёт к беде…

Эмоциональная палитра чувств у ребенка также становится шире. У малыша уже бывает хорошее и плохое настроение, он может быть задумчив, а может быть игривым. Родителям необходимо улавливать его эмоциональный настрой и стремиться помочь его выровнять. В случае же апатичного поведения, отсутствия интереса к игрушкам и играм – обязательно найдите причину. Ведь, у маленьких детей настроение – это не только показатель того, что у них творится в душе, но и показатель того, как чувствует себя ребёнок. И, многие заболевания как раз начинаются с таких вот и грусти .

Речь ребёнка в 11 месяцев

Речевые навыки – очень важный индикатор развития ребёнка, как физического, так и психологического. И, на то, как скоро заговорит ребёнок, конечно же, влияют многие факторы. Однако, родители должны понимать, что многое также зависит и от них. Так, в среднем словарный запас крохи уже должен состоять из 3-5 понятных, пускай и сокращённых слов. Он также может использовать «свои» слова, которые обозначают один предмет или игрушку.

Ну, а для того, чтобы разговорить малыша, как мы уже писали выше – побольше с ним общайтесь, задавайте ему вопросы, . Кстати, в этом возрасте дети понимают в 6 раз больше информации, чем могут её воспроизвести.

За одиннадцатый месяц ребенок набирает в среднем 400 грамм веса и вырастает на 1,5 см. Таким образом, вес 11-месячного ребенка около 9500 - 10000 г, а рост - 72-78 см. Прибавка в последний, 12-й месяц до года составит примерно 350 г и средний вес ребенка в год составит 10 - 10,8 кг, а рост - 74-80 см.

Ничего страшного, если ребенок быстрее или медленнее набирает вес, но насторожитесь, если происходит резкая смена центильного коридора веса или роста (подробнее смотрите в центильных таблицах для мальчиков или девочек). Подробнее нормы физического развития описаны в центильных таблицах : для мальчиков , для девочек .

Что умеет ребенок в 11 месяцев

1. Ребенок к году может самостоятельно встать с опорой, приподняться, чтобы сесть, ходить с поддержкой или самостоятельно, подниматься и спускаться по невысокой лесенке.

2. Дайте ребенку коробочку с шариком. Затем несколько раз откройте и закройте коробочку, показав шарик. Затем нужно вынуть шарик и дать ребенку пустую коробочку. Ребенок замечает отсутствие шарика и смотрит на вас удивленно.

3. Ребенок может целенаправленно звонить в колокольчик, по назначению использовать расческу, пить из чашки, самостоятельно есть с ложки. Есть с ложки - это не значит, что он полностью съест ложкой всю предложенную ему пищу, ребенок в 11 месяцев понимает назначение ложки, загребает ей пищу и тянет в рот.

4. Дайте ребенку кубики, покажите, что можно построить из них башенку, а затем разрушить ее. Ребенок сам складывает башенку из кубиков, собирает и разбирает пирамидку из колец с широкими отверстиями.

5. Ребенок делает обобщения: показывает куклы, машинки, кубики, мячи, части своего тела.

6. Ребенок любит играть с детьми, но относится к разным детям избирательно.

7. Различает предметы по форме (кубики, кирпичики, мячики).

8. Появляются первые попытки сюжетной игры: водит, кормит, баюкает куклу. Листает и рассматривает яркие картинки в книжке.

9. Выполняет первые простые поручения (дай, покажи, иди/ползи...), понимает слово “нельзя”, очень хорошо ориентируется в помещении.

10. К концу года произносит особые “слова”, понятные только матери и ребенку: например, “бах” - падение, “фа” - шапка, и т.д.; может произносить отдельные слова с пониманием их предметного соотнесения. Появляются первые упрощенные слова: “кис-кис”, “ав-ав”, “дай”, “бай”.

Сколько ест ребенок в 11 месяцев

Питание по-прежнему 5-разовое, таким оно и сохранится до 2 лет. К пюре с мясом или рыбой предложить немного салата из натертых или мелко нарезанных овощей либо винегрет. Творог давать и в виде пудинга, запеканки. Поскольку ребенок просыпается позже, весь режим сдвигается на 1-1,5 часа вперед. Последнее (пятое) кормление грудью можно заменить кефиром, а если ребенок к этому времени спокойно спит, отменить вообще.

Сколько спит ребенок в 11 месяцев

Режим и распорядок дня ребенка в 11 месяцев

Режим дня зависит от количества кормлений и биоритмов ребенка (кто-то встает утром раньше, кто-то позже, кто-то больше спит днем) и, зачастую, отличается у всех детей одинакового возраста. Подстраивайтесь под ребенка, но старайтесь кормить и укладывать спать ребенка каждый день в одно и то же время, так у него будет меньше проблем с пищеварением и со сном. Примерный распорядок дня малыша .

Этот режим далеко не руководство к жизни мамы и малыша по часам, а лишь пример, по которому можно представить, какими по продолжительности могут быть фазы сна и бодрствования, перерывы между едой.

Здоровье ребенка в 11 месяцев

Большинство впедиатров не назначают на 11-месячный возраст регулярного медицинского осмотра, но вы можете обратиться к врачу, если у вас возникли какие-либо проблемы, которые не могут подождать до следующего визита.

Развивающие занятия и игры для 11-месячного ребенка

В 11 месяцев ребенок хорошо играет в сороку-ворону, ладушки, но эти игры уже становятся ему не интересны.

Ребенок теперь без посторонней помощи может сложить башенку из кубиков, собирает и разбирает пирамидку из колец с широкими отверстиями, вкладывает друг в друга формочки разного размера.

В 11 месяцев можно предложить малышу игру с ведерком, в которое он будет собирать игрушки, а потом вываливать их снова на пол.

Доступны ребенку в этом возрасте игры с разными природными структурами - соленым тестом, пересыпание круп и злаков из формочки в формочку, пересыпание муки, переливание водички. Внимательно следите за ребенком во время этих игр, малыш все будет стараться попробовать на вкус, поэтому водичку наливайте кипяченую, а злаки берите не крупные, желательно более или менее мягкие (сухие бобы нельзя). Такие игры отлично развивают мелкую моторику, что напрямую сказывается на развитии речи.

Игра «В ямку бух». Посадите малыша на колени аккуратно подбрасывайте его в, говоря при этом: «По кочкам, по кочкам, по узеньки дорожкам…» или «Едем, едем…», а затем, меняя интонацию, скажите: «В ямку бух!» и осторожно опустите ребенка вниз. Когда малыш уловит изменения в голосе, он будет ждать этих слов и радоваться, предвкушая их. Игра развивает слуховое восприятие, устанавливает связь между движением и звуком, обучает восприятию интонационной окраски речи, развивает слуховую память.

И обязательно продолжить развитие тактильного восприятия и ассоциирование его со свойствами предметов. Давайте малышу потрогать разные предметы, называя их свойства: ковер – мягкий, стол – твердый, деревянный, вода холодная, вода теплая и т.д.

Первый год жизни приближается к концу. Развитие ребенка в 11 месяцев отличается новыми показателями в физическом развитии, появлением эмоциональных и личностных черт. В одиннадцать месяцев ребенок может обрадовать вас первым словом или первым шажком. При этом он продолжает эмоционально развиваться и закреплять освоенное.

Что нового в физическом развитии?

За этот месяц малыш может прибавить от 300 до 400 г и вырасти на 1 – 1.5 см. В 11 месяцев ребенок имеет вес 8.5 – 10.5 кг (±1 кг), рост 72 – 76 см (± 3 см).


Что умеет ребенок в 11 месяцев:

  1. Ребенок в 11 месяцев может стоять уверенно, держась за опору или за вашу руку. Может ходить, держась за игрушку–каталку или за стену. Некоторые дети могут стоять самостоятельно или даже сделать несколько шажков, держа в руке игрушку для равновесия.
  2. Малыш еще с трудом, но уже садится из положения стоя.
  3. Ребенок в 11 месяцев уверенно ползает на четвереньках, продолжительное время уверенно сидит.
  4. При хватании предмета, ручка раскрывается в соответствии с его размером.
  5. Умеет показывать пальчиком на интересующий предмет.
  6. В одиннадцать месяцев ребенок может держать ложку в ручке и подцепить ею еду. Держит чашку двумя руками.
  7. Малыш полностью освоил хватание двумя пальчиками, может поднять очень мелкие предметы. Пытается один кубик поставить на другой.
  8. У большинства детей в одиннадцать месяцев имеется 4 зуба: нижние и верхние центральные резцы. Могут начать расти первая пара коренных зубов снизу и сверху. Но у некоторых детей может не быть еще зубов – это не страшно, не переживайте и подождите до года. Если в 1 годик их не будет – посоветуйтесь с детским врачом.

Что нового в психическом развитии:

  1. Малыш произносит первые простые слова, в которые вкладывает обобщенный смысл, например, называет всю еду: «ам-ам», под этим же словом подразумевает желание покушать. Ребенок в 11 месяцев знает несколько слов, повторяет новые за родителями.
  2. Малыш стал понимать, что мамой можно манипулировать. Например, сообразив, что на плач она приходит быстрее и становится добрее, ребенок может начать хныкать специально. При этом вы заметите некую хитринку в глазах, при полном отсутствии слез.
  3. Ребенок в 11 месяцев понимает уже многое из разговора родителей. Он отзывается на просьбы: дай, возьми, покажи, брось, кушай. Может качать головой как «нет», так и «да».
  4. Малыш настойчиво способен добиваться своей цели, несколько раз повторяет, если желаемое не получается. Сделав что-то, ждет одобрения и похвалы.
  5. Когда вы играете вместе с крохой, он старается обрадовать вас своим поведением или даже насмешить. Теперь ребенок понимает, что «прятки», «коза рогатая» — это игры.
  6. Малыш стал сообразительным: он может одним предметом спихнуть другой со стула, перевернуть коробку с игрушками, чтобы достать все сразу.
  7. У детей в одиннадцать месяцев появляются признаки простейшей сюжетной игры: качает куклу, кормит мишку.

Тест на развитие детей в 11 месяцев

  • Малыш в 11 месяцев должен уметь хорошо сидеть, стоять у опоры, ползать на четвереньках.
  • Покажите ребенку коробочку с игрушкой, несколько раз откройте ее. Затем спрячьте игрушку. Малыш должен заметить исчезновение предмета и выразить удивление.
  • Ребенок должен уметь пользоваться некоторыми предметами по назначению: , есть ложкой, подносить расческу к голове, повторяя движения взрослых.
  • Покажите малышу, как строить из кубиков башню. Ребенок должен уметь поставить хотя бы 2 – 3 кубика друг на друга. Пирамидки пока сложны для малыша, а вот надевать большие колечки на палочку он уже может.
  • Кроха уже умеет различать предметы по общим признакам, например, попросите показать ему машинки или кукол, среди нескольких игрушек. Ребенок должен пальчиком показать на них.

Развитие ребенка по месяцам — 11 месяцев видео

Как кормить детей в 11 месяцев?

Время прикормов прошло, и ребенок может присоединиться к общему столу при определенных условиях приготовления пищи: она должна быть сварена или потушена, содержать минимум соли, сахара и приправ. Мама теперь может не готовить отдельно для малыша, а всего лишь измельчать для него приготовленную для всех пищу. В сутки ребенок в 11 месяцев съедает примерно 1 – 1.2 л пищи – это без учета жидкости. Питание остается пятиразовым, так будет примерно до 2-х лет. Все основные продукты уже введены, но нужно быть осторожными с аллергенными: апельсины, манго, помидоры. Нельзя пока давать грибы, шоколад, мед, орехи, чай, кофе и коровье молоко.

Если кроха пока на грудном вскармливании, то получает грудь утром и вечером перед сном, а также ночью по требованию. Некоторые мамы, готовясь в 1 год, к 11 месяцам доводят до минимума количество кормлений: один раз в сутки перед сном. Но если вы планируете кормить еще долго, то продолжайте давать малышу грудь, когда он захочет.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Режим – сон и бодрствование

Малыш стал спокойней спать по ночам, даже если вы продолжаете кормить грудью. Теперь он может попросить ночью молока до 2-х раз, и это действительно подарок для мамы, которой приходилось просыпаться до 5 раз за ночь. Многие дети могут проспать до 10 – 11 часов ночью. Днем так же присутствует два сна по 1.5 – 2 часа. Режим у каждого ребенка индивидуален: дети, которые любят поспать подольше, соответственно позже ложатся спать и днем, и наоборот. Маме следует подстраиваться под биоритмы крохи, так как малейшие изменения в режиме могут лишить малыша аппетита или негативно сказаться на психике. Нужно приучать кроху к распорядку дня.

Как помочь малышу развиваться

  • Продолжайте по возможности брать малыша на руки. Несмотря на то, что карапуз скоро пойдет и прекрасно ползает, он все равно нуждается в психологической близости с матерью.
  • Всячески поддерживайте развитие речи. Если ребенок произнес какое-то непонятное слово, попытайтесь понять, что это и вместе с ним отыскать этот предмет. Играйте в речевые игры:
    • Соберите в мешочек разные игрушки и называйте их, когда достаете оттуда перед ребенком. Хорошо, если игрушки близки друг к другу тематически, например: машинка и колесико, кукла и кроватка. В мешочек можно положить любые домашние предметы: ложку, нитки, книгу, то есть все то, с чем малыш соприкасается ежедневно.
    • Показывайте тематические карточки Домана.
    • Лучше всего дети запоминают слова, когда они что-то делают, поэтому наилучшим способом обучения остается игра. Комментируйте все действия во время игры, делайте упор на существительные – именно они являются первыми словами.
    • Разыгрывайте сценки из жизни с речевыми конструкциями, например: «на, возьми», «дай, пожалуйста» — протягиваете или даете предмет, «пока-пока» — помашите рукой, «здравствуй!» — пожимаете руку. Сценки нужно проводить неторопливо, несколько растягивая слова.
    • Обращать внимание малыша на процесс приготовления пищи. Рассказывайте, что и из чего вы готовите, как вы это делаете: чистите, моете, кладете, варите, горячее, холодное, вкусное, горькое, сладкое.
    • Часто малыши, которые плохо говорят, еще и плохо едят. Связано это со слабостью челюстного аппарата. Давайте ребенку погрызть сухарик, морковку.
    • Читайте вместе книжки с картинками.

Развитие речи взаимосвязано с мелкой моторикой, поэтом продолжайте с ребенком занятия, развивающие активность пальчиков:


  • Насыпьте овсяных хлопьев в одну небольшую чашку и покажите малышу, как пересыпать их в другую емкость. То же самое можно делать с водой во время купания. Упражнения хорошо развивает мышцы рук и обучает синхронности в движениях.
  • Во время водных процедур можно предложить ребенку ловить ковшиком разные маленькие предметы. Для реалистичности купите пластмассовых рыбок и поиграйте в рыболова. Игра хорошо разовьет зрительную и моторную координацию.
  • На поднос ровным слоем насыпьте мелкую крупу или муку. Возьмите палец ребенка в свою руку и порисуйте. Затем позвольте малышу самостоятельно нарисовать что-нибудь.
  • Возьмите кольцо, в которое пройдет ваша рука. Наденьте сначала себе на руку, потом – ребенку. Потом предложите малышу надеть вам или себе на руку кольцо, при этом первые разы помогайте ему, ведите его руку в колечко. Навык попадания рукой в кольцо приобретается со 2 – 3 занятия.
  • Проводите с ребенком занятия лепкой и рисованием. Не покупайте малышу толстые фломастеры и карандаши, лучше выберете маленькие и тонкие, с минимальным количеством цветов в комплекте.

Для лепки пока будет достаточно 1 – 2 кусочков пластилина. Сделайте из него колбаску, затем вместе с крохой порежьте ее на равные части и слепите небольшие горошины. Покажите ребенку, как прикреплять их к доске или картонному листу.

Часто бывает, что дети, которые научились хорошо ползать, позже начинают ходить. Происходит это потому, что ребенок находит наиболее легкий и быстрый способ передвижения и не старается принять вертикальное положение. На самом деле это не плохо. Ученые выявили, что такие малыши лучше и раньше начинают говорить, у них хорошая осанка. Так что не переживайте за прямохождение, никуда оно от вас не денется, а вот через важную стадию ползания, к сожалению, проходят не все дети. Не заставляйте малыша насильно ходить, лишь по той причине, что кое-кто из его ровесников во дворе уже сделал первые шаги. Одиннадцать месяцев – не срок для этого. Продолжайте делать гимнастику и массаж, и все придет своим чередом.

В конце одиннадцатого месяца можете начинать готовиться с знаменательному событию. Ровно через месяц вашему малышу будет 1 год: первое день рождения, первый тортик, первые друзья. Подумайте, как сделать этот день незабываемым для вас, интересным и не утомительным для крохи.

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!