Меню

Сценарий совместной театрализованной деятельности. Сценарий театрального развлечения по сказкам совместно с родителями в младшей группе

Секреты стиля

Театр – это волшебный мир.

Он дает уроки красоты,

морали и нравственности.

А чем они богаче,

тем успешнее идет развитие

духовного мира детей…

Б. М. Теплов

Гендерные особенности.

Взаимодействие ДОУ и семьи посредством театрализованной деятельности

Взаимодействие ДОУ и семьи посредством театрализованной деятельности

Театр – это волшебный мир.

Он дает уроки красоты,

морали и нравственности.

А чем они богаче,

тем успешнее идет развитие

духовного мира детей…

Б. М. Теплов

Семья - первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а папа и мама - образцы для подражания. Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека.

Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие.

Задача детского сада «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Необходимо, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребёнка. При взаимодействии работы двух структур надо учитывать дифференцированный подход к каждой семье, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей.

Цель педагога – создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи. Успех в этом нелегком процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.

Основные задачи работы с родителями:

Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

Объединить усилия для развития и воспитания детей;

Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Одним из самых эффективных методов обучения при воспитании творческой и гармоничной личности является театрализованная деятельность.

В современной педагогике театрализованная деятельность все чаще привлекается для решения адаптационных и коммуникативных задач, а детский театральный коллектив рассматривается как развивающая среда, средство образования, воспитания и психологической коррекции личности ребенка. Театрализованная деятельность таит в себе большие возможности для решения целого ряда задач из разных образовательных направлений, связанных с речевым, социальным, эстетическим, познавательным развитием ребенка, которые в той или иной мере решаются сегодня в процессе организованного обучения.

Коллективная (воспитатель, ребенок и родитель) театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; развитие всех ведущих психических процессов; создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости.

В моей педагогической деятельности большое внимание уделяется театрализации. Ставятся задачи: ввести каждого ребенка независимо от его возможностей в мир познания искусства, пробудить и утвердить в его душе благородные чувства, поверить в свои силы и возможности. Играя в игры-драматизации ребенок входит в образ, перевоплощается в героя, действующее лицо, живет его жизнью. Воспитатель предлагает ребенку самому создавать образ с помощью интонации, мимики, движений, жестов. Игра-драматизация – это ступенька к более высокому уровню театрального творчества – спектаклю. Создание соответствующей предметно-пространственной среды обеспечивает совместную театрализованную деятельность детей и является основой самостоятельного творчества. При проектировании предметно- пространственной среды при организации театрализованной деятельности в группе учитываются:

Индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;

Особенности эмоционально-личностного развития;

Интересы, склонности, предпочтения, потребности каждого ребенка;

Любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;

Гендерные особенности.

Что значит театрализованная деятельность для ребенка?

Это помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств, у ребенка появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению, совершенствуется артикуляционный аппарат, формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь, улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий.

Дети получают эмоциональный подъём, что способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации и позволяет формировать опыт социального поведения. Стимулирует активную речь.

Главной целью нашей работы было привлечение родителей к театральному искусству, к театрализованной деятельности, что способствовало повышению педагогической культуры родителей, пополнению их знаний по театрализованной деятельности ребенка в семье и детском саду. Это содействовало сплочению родительского коллектива, вовлечению в жизнедеятельность группового сообщества и развитию творческих способностей родителей.

Совместная театрально-игровая деятельность - уникальный вид сотрудничества. В ней все равны: ребенок, педагог, мамы, папы, бабушки и дедушки. Играя вместе со взрослыми, дети овладевают ценными навыками общения, а общение в свою очередь - это умение слышать друг друга, в доброжелательной атмосфере, с обратной связью, на одном уровне", "глаза в глаза", и не стоит искажать смысл сказанного, а любую ситуацию разрешать при совместных действиях.

Такого вида совместная театрализованная деятельность способствуют расширению кругозора, как детей, так и родителей, обогащает внутренний мир, а главное – учит членов семьи взаимопониманию, сближает их. Во многих семьях стали практиковаться развлечения. Проявление такого общего интереса сплачивает семью, коллектив детей, воспитателей и родителей.

Занимаясь с детьми театром, мы сделаем их жизнь интересной и содержательной, наполним ее яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное - навыки, полученные в театрализованных играх, представлениях дети смогут использовать в повседневной жизни.

Увлеченные привлекательным замыслом театральной постановки дети и родители учатся многому, учатся тому, как навыки, полученные в театральной игре можно использовать в повседневной жизни. Очень важно, что у родителей постепенно появлялся интерес к жизни их детей в группе. Их начинали интересовать вопросы; касающиеся формирования личности ребенка, его внутреннего мира, отношений с окружающими. Такой подход к взаимодействию с родителями детей позволил повысить их ответственность за воспитание детей в семье, развить педагогическую активность – показатель заинтересованного отношения к воспитанию своих детей. Была создана благоприятная эмоциональная атмосфера в отношениях между родителями и педагогами, что позволило обеспечить в дальнейшем совместный успех в деле воспитания, развития и социализации детей.

Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий. И как результат, новое положительное отношение родителей к ДОУ, положительная оценка его деятельности.

Таким образом, использование театрализованной деятельности с семьями воспитанников детского сада дает положительные результаты. Всей своей работой мы доказываем родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что это хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Внедрение новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов позволяет организовывать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие ДОУ и семьи посредством театрализованной деятельности

Театр – это волшебный мир.

Он дает уроки красоты,

морали и нравственности.

А чем они богаче,

тем успешнее идет развитие

духовного мира детей…

Б. М. Теплов

Семья - первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а папа и мама - образцы для подражания. Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека.

Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие.

Задача детского сада «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Необходимо, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребёнка. При взаимодействии работы двух структур надо учитывать дифференцированный подход к каждой семье, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей.

Цель педагога – создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи. Успех в этом нелегком процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.

Основные задачи работы с родителями:

Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

Объединить усилия для развития и воспитания детей;

Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Одним из самых эффективных методов обучения при воспитании творческой и гармоничной личности является театрализованная деятельность.

В современной педагогике театрализованная деятельность все чаще привлекается для решения адаптационных и коммуникативных задач, а детский театральный коллектив рассматривается как развивающая среда, средство образования, воспитания и психологической коррекции личности ребенка. Театрализованная деятельность таит в себе большие возможности для решения целого ряда задач из разных образовательных направлений, связанных с речевым, социальным, эстетическим, познавательным развитием ребенка, которые в той или иной мере решаются сегодня в процессе организованного обучения.

Коллективная (воспитатель, ребенок и родитель) театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; развитие всех ведущих психических процессов; создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости.

В моей педагогической деятельности большое внимание уделяется театрализации. Ставятся задачи: ввести каждого ребенка независимо от его возможностей в мир познания искусства, пробудить и утвердить в его душе благородные чувства, поверить в свои силы и возможности. Играя в игры-драматизации ребенок входит в образ, перевоплощается в героя, действующее лицо, живет его жизнью. Воспитатель предлагает ребенку самому создавать образ с помощью интонации, мимики, движений, жестов. Игра-драматизация – это ступенька к более высокому уровню театрального творчества – спектаклю. Создание соответствующей предметно-пространственной среды обеспечивает совместную театрализованную деятельность детей и является основой самостоятельного творчества. При проектировании предметно- пространственной среды при организации театрализованной деятельности в группе учитываются:

Индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;

Особенности эмоционально-личностного развития;

Интересы, склонности, предпочтения, потребности каждого ребенка;

Любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;

Гендерные особенности.

Что значит театрализованная деятельность для ребенка?

Это помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств, у ребенка появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению, совершенствуется артикуляционный аппарат, формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь, улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий.

Дети получают эмоциональный подъём, что способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации и позволяет формировать опыт социального поведения. Стимулирует активную речь.

Главной целью нашей работы было привлечение родителей к театральному искусству, к театрализованной деятельности, что способствовало повышению педагогической культуры родителей, пополнению их знаний по театрализованной деятельности ребенка в семье и детском саду. Это содействовало сплочению родительского коллектива, вовлечению в жизнедеятельность группового сообщества и развитию творческих способностей родителей.

Совместная театрально-игровая деятельность - уникальный вид сотрудничества. В ней все равны: ребенок, педагог, мамы, папы, бабушки и дедушки. Играя вместе со взрослыми, дети овладевают ценными навыками общения, а общение в свою очередь - это умение слышать друг друга, в доброжелательной атмосфере, с обратной связью, на одном уровне", "глаза в глаза", и не стоит искажать смысл сказанного, а любую ситуацию разрешать при совместных действиях.

Такого вида совместная театрализованная деятельность способствуют расширению кругозора, как детей, так и родителей, обогащает внутренний мир, а главное – учит членов семьи взаимопониманию, сближает их. Во многих семьях стали практиковаться развлечения. Проявление такого общего интереса сплачивает семью, коллектив детей, воспитателей и родителей.

Занимаясь с детьми театром, мы сделаем их жизнь интересной и содержательной, наполним ее яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное - навыки, полученные в театрализованных играх, представлениях дети смогут использовать в повседневной жизни.

Увлеченные привлекательным замыслом театральной постановки дети и родители учатся многому, учатся тому, как навыки, полученные в театральной игре можно использовать в повседневной жизни. Очень важно, что у родителей постепенно появлялся интерес к жизни их детей в группе. Их начинали интересовать вопросы; касающиеся формирования личности ребенка, его внутреннего мира, отношений с окружающими. Такой подход к взаимодействию с родителями детей позволил повысить их ответственность за воспитание детей в семье, развить педагогическую активность – показатель заинтересованного отношения к воспитанию своих детей. Была создана благоприятная эмоциональная атмосфера в отношениях между родителями и педагогами, что позволило обеспечить в дальнейшем совместный успех в деле воспитания, развития и социализации детей.

Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий. И как результат, новое положительное отношение родителей к ДОУ, положительная оценка его деятельности.

Таким образом, использование театрализованной деятельности с семьями воспитанников детского сада дает положительные результаты. Всей своей работой мы доказываем родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что это хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Внедрение новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов позволяет организовывать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно


Воспитатель МАДОУ «ЦРР-Детский сад № 21» МО «ЛГО» Задера Ираида Александровна г. Лысьва Пермский край

Одна из форм сотрудничества, которую я использую в своей группе - совместное театральное творчество родителей и детей.

Неуверенные в себе дети чаще всего предпочитают кукольный театр, так как его необходимый атрибут – ширма, за которую ребенок стремиться спрятаться от зрителя. Ребёнок, преодолевший робость, обычно участвует в инсценировке, постановке спектаклей как актер драматического театра. При этом они, наблюдая друг за другом, обогащают свой личный опыт. И мы – педагоги, помогая детям, решили привлечь в этот процесс родителей. Так возникла идея создать и реализовать совместный детско-взрослый творческий проект «Совместное театральное творчество родителей и детей» .

Перед тем как приступить к работе - заинтересовали родителей, вовлекли в совместную работу: к постановке сказки, к пошиву костюмов.

Для детей создавалась мотивация к предстоящей деятельности: стать настоящими артистами. Вместе с родителями познакомили детей с театром, как видом искусства. Дома и в детском саду детям читали различные сказки: народные и авторские, обыгрывали их с детьми. Работали над выразительностью речи, интонациями пантомимических действий под музыку. Просматривали кукольные и драматические спектакли, показанные в детском саду и в городском драматическом театре. Привлекали к активному участию детей и родителей в мероприятиях по театральной деятельности в детском саду (драматизации, инсценировки, вечера развлечений, викторины) .

После обговорили, какую сказку хотели бы они показать. Выбор пал на сказку «Репка» . Детям и родителям предлагалось договориться, кто кого будет играть, и что каждый будет делать. Во время работы дети и родители общались, родители подсказывали детям, дети при необходимости просили совета. В конце сказки разбирали то, что получилось, а что нет.

Занятия проводились один раз в неделю, в вечернее время, в игровой форме. Сначала создавалась мотивация к будущей деятельности: приход героя из сказки, поход в театр, и т.д. Все вместе (воспитатель, дети и родители) определяли цель и что необходимо сделать для достижения результата (например, изготовить атрибуты к спектаклю) . Родителям предлагалось несколько вариантов изготовления атрибутики или изготовлении костюмов к сказке. Каждая пара – родитель и ребенок, - вместе выбирали способ, материал и место работы. После подготовки начиналось совместное творчество.

На занятиях, проводимых индивидуально, с подгруппой детей, мы учили детей пантомиме, мимическим упражнениям, диалогическим сценкам. Во время занятий по театральному искусству мы учили детей исполнять не только положительные роли, но и отрицательные. Умели выражать динамикой голоса, жестами, сказочный персонаж, представить своего героя, не только выразительным исполнением текста, но и пением. Раскрытию творческих способностей детей в детском саду, к театральному искусству способствовало помещение - музыкальный зал с декорациями, атрибутами, с музыкой, а также театральный уголок в групповой комнате, с кукольным театром.

В итоге дети и родители совместными усилиями поставили сказку «Репка» . Показали педагогам и детям других групп.

Актуальность формы работы совместное театральное творчество родителей и детей очевидна: театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий. Благодаря сказкам, ребенок познает мир добра и зла. Любимые герои становятся образцами для подражания, каждый сказочный персонаж сопровождается своей музыкой, которая помогает выразительного исполнения образа. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У ребенка улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй; развивается способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении; развивается способность к импровизации театральных образов под музыку и без нее, средствами мимики, выразительности движений. Дети приобщаются к театральной культуре (знакомятся с устройством театра, с профессиями театра) .

Таким образом, в процессе совместной работы у детей и родителей развиваются дружеские доброжелательные отношения, у детей развивается умение договариваться, умение распределять между собой роли. У детей воспитывается интерес к театрализованной деятельности, умение замечать затруднения сверстников и желание придти на помощь. В совместной театрализованной деятельности все дети и родители активно участвуют в деятельности, дети помогают друг другу, делятся впечатлениями и результатами, радуются совместным удачам.

В лице родителей мы нашли поддержку не только в подготовительной работе (изготовлении декораций, атрибутов, костюмов, игрушек) , но увидели в них талантливых постановщиков, артистов, воспитателей своих детей.

Мы смогли доказать родителям, что только в совместной деятельности можно лучше узнать своего малыша, его темперамент, особенности характера и, конечно же, его мечты и желания; потому, что при решении каких-либо вопросов создается микроклимат, в основе которого лежат доверительные, дружеские отношения между детьми и взрослыми. Проект позволил проявить творческую активность детей и родителей, полностью раскрыть скрытые эмоциональные возможности.

Совместный проект педагогов и родителей

по театрализованной деятельности

«В мире много сказок».

Актуальность . Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность.

Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Актуальность проекта обусловлена тем, что родители недостаточно уделяют внимание возможностям театрализованной деятельности, ее роли в развитии детей.

Цель : повышение компетентности родителей в воспитании детей средствами театрализованной деятельности.

Задачи:

Пополнять знание родителей по театрализованной деятельности в семье и детском саду;

Взаимодействовать с семьями воспитанников в целях полноценного развития каждого ребенка, внедрить инновационные формы работы с семьей;

Содействовать сплочению родительского коллектива;

Развитие творческих способностей родителей.

Приобщать родителей к театральному искусству, помочь им в домашней обстановке создать спонтанно «домашний театр» тем самым, поддерживая интерес ребёнка к театрализованной деятельности и сближению взрослых и детей;

Вовлечь семьи в жизнедеятельность группы.

Предполагаемые результаты:

Расширились представления родителей о роли театра в жизни ребенка;

Обогатился опыт родителей в воспитании детей средствами театра;

Снизились затруднения в детско-родительских отношениях;

Установились партнерские отношения педагогов ДОО и семьи, повысилась активность родителей в педагогическом процессе ДОУ;

Раскрылись творческие способности.

Вид проекта : долгосрочный, детско-взрослый, творчески-игровой.

Участники: дети средней группы «А», родители, логопед, воспитатели, музыкальный руководитель.

Этапы проекта:

    Подготовительный.

    Сбор литературы по данной теме.

    Составление плана работы.

    Разработка содержания проекта.

    Основной.

Ноябрь

    Просмотр презентации: « Театрализованная деятельность в детском саду»

    Консультация для родителей: «Значение театрализованной игры для всестороннего развития дошкольников.

    Папка-передвижка для родителей: «Виды театров».

    Выставка «Наш театральный уголок».

    Экскурсии на театрализованные постановки в дом творчества или дом культуры.

Декабрь

    Изготовление разных видов театра, ширм (настольная и напольная).

    Вечер игры «Играем как дети».

    Игра: «Где мы были, не скажем, а что делали, покажем» (выражение основных эмоций с помощью мимики, жестов, движений).

    Презентация: «Театр своими руками»

Январь

    Сообщение для родителей: «Сила сказок».

    Распределение ролей, репетиции.

    Показ родителями кукольного театра по русской народной сказке «Три медведя»

Февраль

    Упражнение «Говорим без слов» (движения, мимика, жесты).

    Разыгрывание этюдов по сказке: «Волк и семеро козлят».

    Изготовление декораций к русской народной сказке «Теремок», «Заюшкина избушка».

Март

    Мастер-класс «Игрушки своими руками»

    Показ театра Би-Ба-Бо по сюжету русской народной сказки «Теремок».

    Викторина «В мире сказок»

    Папка – передвижка «Театр – наш друг и помощник»

Апрель

    Выставка «Платковые куклы»

    Репетиции спектакля по сказке «Волк и семеро козлят»

    Показ спектакля по сказке «Волк и семеро козлят» (дети, воспитатели, родители).

    Изготовление масок для театрализованной деятельности.

Май

    Фотовыставка «Мы актеры»;

    Совместные репетиции воспитателей и родителей.

    Театрализованное представление.

    Анкета для родителей по работе семейного клуба «В мире сказок» (рефлексия)

    Заключительный. Продукт:

    Театрализованное представление

    Презентация проекта.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ МАЛООПЫТНЫХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Андреева Татьяна Николаевна,

воспитатель детского сада № 198

АНО ДО «Планета детства «Лада»

г. Тольятти Самарская область

Театрализованная деятельность позволяет успешно решать многие воспитательно-образовательные и развивающие задачи и прежде всего художественно-эстетического воспитания.

Театрализованная деятельность направлена на развитие у детей ощущений (сенсорики), чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных и т.д.).

Любая театральная постановка требует большой подготовительной работы, которая осуществляется в детском саду и дома.

Успешность художественно-эстетического развития детей в большой степени зависит от того, какая атмосфера создана родителями в семье, имеет ли оно продолжение дома, насколько родители осознают необходимость содействия педагогам детского сада в осуществлении непростых задач, связанных с развитием эстетического отношения к окружающему, формированием у детей базового объема знаний и навыков в области художественно-эстетической деятельности.

Во многих семьях родители практически не уделяют внимания данному вопросу, считая, что гораздо важнее научить ребенка читать, писать, считать. Необходимо убедить родителей в важности художественно-эстетического воспитания, поскольку оно тесно связано с развитием эмоционального мира ребенка и его интел-лектуальным развитием, формированием важных духовно-нравственных понятий. А самое главное — без приобщения к искусству невозможно полноценное становление личности ребенка. Поэтому работе с родителями коллектив нашей группы придает большое значение.

Родители не только присутствуют в организованной деятельности, но и активно в ней участвуют. Мы стараемся общаться не только с мамами, но и со всеми остальными родственниками, окружающими ребенка в семье.

Участие родителей в театрализованных представлениях, праздниках, развлечениях, поможет снизить нагрузку на детей, повысить качество художественно-эстетического развития. Таким образом, успешность художественно-эстетического воспитания старших дошкольников в огромной степени зависит от тесного взаимодействия семьи и детского сада. С одной стороны, знание педагогами особенностей и традиций семьи, стилей общения позволяет им дифференцированно подходить к воспитанию ребенка, с другой — родители имеют возможность наблюдать в условиях дошкольного учреждения, как ведет себя их ребенок, чем он занимается, как общается со сверстниками, как осуществляется его художественно-эстетическое развитие

Работа детского сада и семьи должна строиться на принципах взаимодействия, взаимосотрудничества. Благодаря этому родители обогащают свои собственные знания и представления о том, как невозможно осуществлять художественно-эстетическое развитие ребенка в домашних условиях.

Чтобы совместная работа принесла желаемые результаты, педагоги детского сада должны соблюдать следующие принципы «взаимодействия с родителями:

Уважительно относиться друг к другу, поддерживать своих коллег во всех творческих начинаниях;

К личности ребенка, никогда не сравнивать его с другими детьми;

К родителям, привлекая их в качестве союзников к активному участию в процессе художественно-эстетического воспитания ребенка;

Учитывать точку зрения самого ребенка, не игнорировать его чувства, эмоции, желания, привязанности и антипатии;

Проникнуться чувством искреннего уважения к деятельности ребенка, к тому, что создается им в процессе этой деятельности (рисунок, песенка, танец, сказка, мелодия, сочиненная на музыкальном инструменте, и т.д.);

Поддерживать инициативу, самостоятельность ребенка, тем самым способствуя развитию у него уверенности в своих силах и возможностях;

Воспитывать у детей бережное и уважительное отношение к родителям, стремление вовлекать их в совместные действия, игры.

Формы работы с родителями осуществляются нами по следующим направлениям.

Основы домашнего театра. Обучение организации домашнего театра (кукольного, драматического), в котором актерами могут быть и взрослые члены семьи и дети. Практические занятия для родителей по организации домашнего театра:

Игры-имитации;

Ролевые;

Игры-импровизации;

Игры-представления;

Кукольные представления.

Родители могут организовать кукольный театр, используя для этой цели, имеющиеся в доме игрушки или изготавливая кукол своими руками из разных материалов, например, папье-маше, дерева, картона, ткани, ниток, соломы, старых носков, перчаток и др. К работе по изготовлению кукол, костюмов желательно привлекать ребенка. В дальнейшем он будет с удовольствием использовать их, разыгрывая сюжеты знакомых сказок или сочиняя свои собственные. В домашних спектаклях может использоваться музыкальное сопровождение с помощью детских музыкальных инструментов или инструментов-самоделок, имитирующих разные шумовые эффекты. Дети очень любят сами перевоплощаться в любимых героев и действовать от их имени в соответствии с сюжетами сказок, мультфильмов, детских спектаклей и т.д. И в этом родители могут помочь им, участвуя в этих мини-спектаклях в качестве рассказчика или одного или даже нескольких персонажей.

Домашние постановки помогают удовлетворить потребность ребенка в самовыражении, позволяют реализовать накопленный физический и эмоциональный потенциал.

Проявляя заботу о художественно-эстетическом развитии ребенка, родители могут продумать возможность посещения театров (драматического, музыкального, кукольного), концертных залов, цирковых представлений и т.д. Старших дошкольников следует приобщать к восприятию музыкально-сценических произведений — оперы, балета, мюзикла, в основе которых сюжеты доступных детям этого возраста художественных произведений.

Мастерство руководства игрой. Система обучающих занятий для родителей по руководству игровой деятельностью, приобщению детей к искусству театра и развитию творческой активности и игровых умений.

Обучение организации самостоятельной театрализованной деятельности. Инициатива детей не сковывается регламентирующей обстановкой, детям важно предоставлять свободу передвижения и пространство для игр, возможность пользоваться атрибутикой и элементами костюмов.

Родители также могут стать инициаторами организации в домашней обстановке разнообразной театрализованной деятельности детей. Это могут быть игры-забавы, игры-драматизации под пение типа «У медведя во бору», «Каравай», «Репка», слушание сказок, записанных на аудиокассетах, с их последующим разыгрыванием и др. Такие совместные развлечения могут сыграть большую роль в создании дружеской, доверительной, творческой атмосферы в семье, что важно для укрепления семейных отношений.

Для осуществления данной работы в семье должна быть создана соответствующая художественно-эстетическая среда, предполагающая наличие игрушек или кукол, сделанных своими руками, фонотеки и библиотеки сказок, детских музыкальных инструментов, инструментов-самоделок, дидактических игр. Но самое главное — организация взрослыми разнообразной, совместной с ребенком художественно-творческой деятельности в различных формах (драматизации, пение, игры, танцы, хороводы, сопровождаемые музицированием с помощью элементарных музыкальных инструментов, и др.).

Театральная гостиная. Проводятся тренинги готовности к организации творческой деятельности; даются основы актерского мастерства, углубляются и систематизируются знания о выразительных средствах общения, отрабатываются манеры поведения на сцене.

Творческая мастерская. Изготовление совместно с детьми костюмов, декораций, игрушек, масок, кукол для театра; работа по художественно-техническому оформлению спектакля.

Совместные праздники, досуги и развлечения на основе театрализованной деятельности. Эффективная форма работы с родителями. Конечно, не всех их можно привлечь к активному участию и подготовке и проведении, но всегда найдутся среди родителей несколько энтузиастов, которые с удовольствием откликнутся на предложение поучаствовать в детском празднике. Родителям, которые стесняются выступать на публике, можно предложить задания другого плана, например, сшить костюмы, сделать декора-ции к кукольному спектаклю или сказке, несложные музыкальные инструменты для детского оркестра.

Ну а для самых занятых и стеснительных родителей можно использовать «Веселый чемоданчик» — набор предметов, помогающих родителям поддерживать своих детей во время праздников, развлечений, не вставая со зрительского места: «улыбка» на палочке, надувные язычки, разнообразные маски, парички и т.п. В соответствии с темой праздника и по мере необходимости родители могут использовать нужные предметы, создавая тем самым соответствующую атмосферу, или звуковые эффекты: имитировать стук дождя, грома, сигналить маленькими зеркальцами, имитируя «блеск сокровищ», создавая атмосферу таинственности, подыгрывать на ударных музыкальных инструментах и др. Все это активизирует родителей, создает атмосферу свободы, раскованности.

Консультации по вопросам художественно-эстетического воспитания детей. Могут проводиться индивидуально, когда есть необходимость в общении с отдельной семьей. Например, многие родители испытывают затруднение в том, как организовать художественно-эстетическое воспитание ребенка дома, на что оно должно быть направлено, какие методы и приемы в этом случае можно использовать, так и коллективно. В этом случае важно найти интересную форму общения, которое обязательно должно быть доверительным. В ходе его родители почувствуют желание педагогов помочь им в воспитании ребенка и приобретении нужных знаний о том, как создавать необходимые условия для художествен-но-эстетического развития в семье.

Примерная консультация для родителей на тему

«Первый раз в первый ряд».

Какой театр выбрать?

Самые подходящие для малышей театры - кукольные и музыкальные. Дети - народ очень музыкальный и прихлопывать - притопывать под веселые песенки вместе с артистами и им будет куда интереснее, чем просто сидеть в зрительском кресле. Ну, а уж кукольное представление для ребенка - это настоящее чудо: на его глазах оживают любимые плюшевые зайцы и пучеглазые куклы. Ещё хорошо реагируют на представление с животными и цирковые номера.

Выбирая театр, остановите свой взор именно на специализированном детском. Многие взрослые театры тоже устраивают представления для малышей, но там нет той сказочной ауры, которая непременно есть в детском театре.

На какой спектакль пойти?

Сходите в кассу и подробно изучите репертуар, расспросите знакомых, работников. Вам нужен спектакль, рассчитанный на малышей, даже если вашему ребенку почти четыре года, но вы идете с ним в театр впервые. По времени это может быть либо одно актовый спектакль (но не дольше 45 минут), либо пьеса в двух действиях по 25 минут с антрактом. Не расстраивайтесь, если после перерыва ваш зритель откажется идти в зал. Впечатлений о походе в театр ему хватит, а финал сказки досмотрите в следующий раз.

Предпочтение отдайте постановкам по мотивам известных малышу русских народных сказок, где много знакомых добрых персонажей.

Что заранее рассказать?

Лучше начать не с беседы, а с картинки. Определитесь с датой своей личной премьеры, за пару недель до спектакля сходите на прогулку к театру - обойдите кругом, расскажите, что в этом доме трудятся артисты и показывают сказки, предложите побывать внутри и посмотреть на занавес, сцену и героев. Дома усадите малыша на диванчик, а сами разыграйте перед ним отрепетированную сказку. Можно смастерить из большой коробки занавес, а актерами пусть будут куклы с мишками или герои настоящего домашнего театра. Если ребенку затея понравилась, то можно вместе с ним пополнять театр самим.

Единственное о чем следует поговорить - это правила поведения в театре (нельзя шуметь, отвлекать соседа, шуршать бумажками, зато можно хлопать и дарить актерам цветы).

Когда идти?

Поход в театр должен стать для вашего чада настоящим праздником. Поэтому заранее выберите день, купите билеты и приготовьте наряд.

Постарайтесь избежать каникул или выходных - в эти дни в театре многолюдно и слишком шумно. И не планируйте на этот день больше никаких гостей, походов в поликлинику, шоп-туров. Ребенку надо дать возможность справиться с эмоциями.

Какие места занимать?

В детских театрах часто первые ряды отданы детям, а родители сидят на задних или сбоку. Если вы опасаетесь, что ваш малыш не сможет усидеть один, попросите в кассе боковые места, чтобы находиться рядом, или купите билеты на задний ряд и посадите ребенка на руки. Кстати, в этом случае вы сможете помочь ребенку понять, что творится на сцене, комментируя шепотом на ушко действия актеров и стимулируя его смотреть внимательно.

Что взять с собой?

Обязательно нарядите ребенка и торжественно оденьтесь сами, чтобы подчеркнуть значимость события. С собой возьмите сменную обувь. Захватите фотоаппарат. Чтобы не стоять в буфете, возьмите сок и печенье. Не забудьте и про кошелек. Программку можно будет вставить в детский фотоальбом на память, да и клоунский носик или театральный звонок подарить ребенку в этот день будет нелишним.

Как понять впечатления зрителя?

Дома можете вместе с малышом рассказать о своей премьере бабушке. Если малыш поддержит ваш рассказ, начнет вставлять свои детали, отвечать на вопросы, смело планируйте следующий поход. Если же он замолчит, подождите. Кстати, часто детские впечатления проявляются в игре. Например, через пару дней ребенок вдруг начнет изображать актера на сцене или играть с куклами в «поход в театр». А возможно, попросит вас об очередной сказке. Значит, будем репетировать, чтобы подарить своему зрителю настоящее волшебство.

Родительские собрания. Могут быть посвящены темам, наиболее актуальным в данный момент для учебно-воспитательного процесса. На них могут обсуждаться вопросы, связанные, например, с подготовкой к совместному с детьми спектаклю, празднику, организацией совместного посещения кукольного театра, музыкального спектакля, циркового представления и т.д.

Возможна и такая форма работы, как семинар-практикум для родителей. Он может быть посвящен разным темам, например, «Домашний оркестр музыкальных инструментов» или «Кукольный театр в семье» и др. Такие семинары можно организовать для родителей, которых интересуют данные темы.

Домашние задания. Являются важной формой взаимодействия. На занятиях дети получают посильное для них задание, к выполнению которого обязательно должны подключаться родители. Выполняя его, дети закрепляют определенные навыки, полученные на занятиях, и в то же время взаимодействуют с родителями, что улучшает климат семьи, вызывает у родителей естественный интерес к жизни ребенка в детском саду.

Примерный перечень домашних заданий для родителей:

Средняя группа.

  1. Прочитайте ребенку или расскажите сами какую-либо русскую народную сказку, например: «Гуси-лебеди», «Бычок-черный бочок, белые копытца», «Смоляной бычок», «Снегурочка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
  2. Побеседуйте с ребенком о прочитанной сказке, используя при этом следующие вопросы:

Как называется эта сказка?

О ком рассказывается в сказке?

Какие еще сказочные герои есть в этой сказке?

Кто в сказке тебе больше всего понравился? Почему?

3. Помогите ребенку нарисовать этого сказочного героя. Пусть он раскрасит его сам.

Старшая группа.

  1. Прочитайте ребенку или расскажите сами любую русскую на родную сказку. Например, «Финист - ясный сокол», «Сивка-бурка», «Царевна-лягушка», «Никита Кожемяка», «Лиса и кувшин», «Зимовье зверей».
  2. Побеседуйте с ребенком о прочитанной сказке по следующему плану:

Как называется эта сказка?

О ком рассказывается в сказке? Назови всех сказочных героев.

Кто в сказке тебе больше всего понравился? Почему? Не понравился? Почему?

3. Предложите ребенку нарисовать эпизод из сказки. Если он затрудняется, помогите ему.

4. Оформить с детьми книжку малышку (по сказке, мой любимый сказочный герой).

Подготовительная группа.

  1. Помогите ребенку вспомнить названия известных ему сказок.
  2. Предложите ему выбрать одну из этих сказок и рассказать ее вам. Если необходимо, напомните ребенку какие-либо детали из сказки.
  3. Вместе с ребенком определите 3—4 главных момента сказки. Еще раз обговорите их. Предложите ребенку «создать мультфильм», то есть нарисовать последовательно 3-4 картинки к главным эпизодам.
  4. Оформить книжку малышку (я в театре с семьёй, любимая сказка, любимый герой).

Дневник достижений. В него вносятся различные достижения ребенка: фотографии, сделанные во время праздников, развлечений; рисунки; сочиненные тексты и мелодии песенок и др.

Задача родителей - содействовать музыкально-творческому развитию ребенка, поддерживая стремление к драматизации, пению, движениям под музыку, игре на музыкальных инструментах, стимулируя попытки детей к самостоятельным действиям. А задача педагогов - научить родителей правильно и интересно организовывать в семье жизнь ребенка, создавая необходимую художественно-эстетическую среду, организуя семейный досуг.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Гончарова О.В. Театральная палитра. Программа художественно-эстетического воспитания - Москва, 2010
  2. Пазухина И.А. Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет - Санкт-Петербург 2008

В пособии рассказывается об одной из форм совместной культурно-досуговой деятельности, объединяющей семьи с детьми дошкольного возраста, успешно апробированной в дошкольных образовательных учреждениях Волгоградской области. В пособии собран богатый практический материал: анкеты, перспективные планы работы творческих мастерских, сценарии театральных постановок и т. д., позволяющий увидеть механизм развития взаимодействия детского сада и семьи. Издание адресовано педагогам дошкольных образовательных учреждений, педагогам дополнительного образования, руководителям театральных студий, родителям.

Из серии: Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду

* * *

компанией ЛитРес .

Технология «Семейный театр в детском саду»

Семейный театр в детском саду – особая конструктивная форма взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей, объединяющая семьи с детьми дошкольного возраста в целях развития воспитательного потенциала семьи при поддержке педагогов; способствующая взаимодействию детского сада, учреждений культуры с семьей, приобщению взрослых и детей к театральному искусству, имеющему большую воспитательную и образовательную ценность в семейных взаимоотношениях, познанию истории и культуры Родины.

В процессе совместной детско-взрослой театральной деятельности устанавливаются тесные отношения между родителями (и другими родственниками воспитанников) и педагогами образовательных учреждений. Для воспитывающих взрослых театральная деятельность – источник новых знаний, эмоциональных переживаний, ощущений. В ходе совместной театральной деятельности развивается адекватное восприятие, понимание взрослым действий ребенка; приобретается опыт совместных переживаний; происходит осознание своего места в семейно-родовых и общественных системах; изменяется характер поведения, взаимодействия со взрослыми и детьми. Ребенку театральная деятельность в семейном детско-взрослом объединении дает возможность удовлетворить потребности, имеющие важное значение для его развития (потребности в любви, в одобрении значимых взрослых; в овладении социальными способами взаимодействия со сверстниками и другими взрослыми, в познании окружающего мира, в информационном обмене и пр.).

Организация социокультурной предметно-развивающей среды детского сада

Непременным условием развития взаимодействия семьи и детского сада в контексте театрального искусства, а также творческих способностей детей и взрослых является социокультурная среда, в которой разворачивается семейная театральная деятельность.

Важными элементами среды могут стать организованные при непосредственном участии семьи:

театральный зал (сцена, авансцена, подиум, занавес) с хорошим освещением (люстры, бра, подсвечники, лампы) и оборудованием (музыкальный центр с караоке, видеомагнитофон, диапроектор);

костюмерная с театральными костюмами, необходимыми для спектаклей, атрибутами, бижутерией;

гримерная, в которой находятся большие зеркала, сценический грим, парики, веера и т. д.;

фонд театральных кукол, в том числе и из бросового, нетрадиционного материала, театральных костюмов (детских и взрослых);

хранилище декораций, атрибутов, ширм для настольного, теневого театров;

театральная библиотека с фондом соответствующей литературы, в том числе иллюстрированных альбомов, книжек-театров и т. д.;

передвижные выставки детских работ, фотоматериалов о прошедших театральных постановках, семейных театральных газет, посвященных Дню театра;

театральные уголки в каждой группе ДОУ с коллекциями театров разных видов (пальчиковый, настольный, кукольный, теневой, фланелеграф и др.), атрибутами к театральным играм и т. д.

театральная комната - «Комната сказок», – представляющая собой помещение, оборудованное всем необходимым для театральной деятельности детей и взрослых (мини-сцена с занавесом, ширма для кукольных представлений, наборы различных кукол: перчаточные, куклы на гапите, театр ложек, большие куклы, напольные куклы, декорации к спектаклям и т. д.);

мини-музеи: «Театральный», где собраны театральные куклы, фотографии спектаклей прошлых лет, маски, программки, билеты и т. д.; «Казачья горница» и «Русская изба», где собраны мебель, предметы быта, казачья утварь и т. д.

Развитие взаимодействия детского сада и семьи средствами семейного театра разворачивается поэтапно.

Организационно-исследовательский этап

Цели. Изучение воспитательных возможностей семьи и детского сада в контексте театральной деятельности; ознакомление членов семьи с программой занятий театральных мастерских «Чудо по имени Театр», обсуждение ожиданий от совместной художественной деятельности, согласование и достижение договоренности сторон относительно места и времени проведения встреч, обсуждение плана занятий.

Педагог – руководитель семейного театра, находится в ведущей активной субъектной позиции. Родители занимают по своему усмотрению объектную или субъектную позицию. Дети – непосредственные участники – занимают объектную позицию.

Изучение семьи ребенка, детско-взрослых отношений, определение исходного уровня развития воспитательного потенциала семьи (используя диагностические методы: анкетирование, беседы, домашние сочинения, наблюдение в ходе специально организованных театрализованных игр, упражнений, анализ детских рисунков, игр и др.). Знакомство с образовательной программой «Чудо по имени Театр» в ходе проведения театральных гостиных, индивидуальных занятий с детьми и взрослыми; игры-этюды и упражнения на определение и развитие творческих способностей участников совместной деятельности.

В процессе встреч в театральной гостиной участники получают возможность узнать новое друг о друге: о целевых ориентациях семьи и детского сада; о формах культурно-досуговой деятельности в детском саду и семье; об отношении к театральному искусству и др. С этой целью можно использовать следующие методы: «Выбери дистанцию» (по отношению к театру, через использование театрального реквизита), «Ассоциативный ряд» («Ассоциативная цепочка»), «Язык фотографий» («Язык картин») и пр.

Приведем в качестве примера метод «Ассоциативный ряд».

Педагог пишет на висящем при входе в театральную гостиную плакате слово «театр», служащее стимулом для творческого размышления родителей (других членов семьи). Родителям предлагается в специально отведенное время продолжить ряд слов, придумывая новые ассоциации. Как правило, родители делают это охотно, не ожидая повторной стимуляции со стороны педагогов.

Этот метод способствует снятию эмоционального напряжения и вносит во взаимодействие педагогов с родителями (и другими членами семьи) элемент занимательности.

Альтернативой предложенному выше настенному плакату могут являться передаваемые от родителя к родителю листы бумаги. В этом случае каждый родитель получает задание дописать новое придуманное им слово к уже написанным на листе словам (театр, игра, вешалка, декорация, радость).

На первом этапе ведущая роль принадлежит педагогу (воспитателю группы, театральному педагогу, музыкальному руководителю), выполняющему обязанности художественного руководителя. Основа его успешной работы заключается в наличии специальных художественных компетенций; в личном интересе к театральному искусству; в видении ценности совместного театрального творчества; в стремлении к благополучию каждой семьи; в стимулировании развития воспитательного потенциала семей воспитанников.

Поддерживающе-развивающий этап

Цели. Реализация программы «Чудо по имени Театр», направленной на развитие взаимодействия семьи и детского сада; оказание поддержки семье со стороны педагогов в стремлении узнать новое о театральном искусстве, о формах проведения досуга с детьми и получить опыт театральных постановок в детском саду и дома; помощь в развитии творческих способностей, социально-коммуникативных компетенций всех участников семейного театра в детском саду.

Позиции участников совместной театральной деятельности. Педагог – руководитель семейного театра сохраняет субъектную позицию, взрослые и дети – соучастники совместной театральной деятельности – осваивают субъектную позицию.

Формы и методы решения задач. Реализация программы «Чудо по имени Театр» осуществляется через систематические занятия в театральных мастерских, встречи с творческими коллективами, театральными студиями, режиссерами и актерами театров; посещение театральных спектаклей, семейного воскресного абонемента «Здравствуй, театр!»; совместную информационно-исследовательскую деятельность детей и взрослых (проекты, этнографические экспедиции); совместные творческие проекты, включающие изготовление декораций, сценических костюмов, масок, кукол; организацию театральных постановок с участием детей, родителей и педагогов в детском саду, а также домашних представлений.

На данном этапе используются следующие формы организации семейной театральной деятельности в детском саду.

Театральные мастерские – совместная художественная деятельность детей и воспитывающих взрослых по освоению разных видов театра (настольный, пальчиковый, теневой и др.), организуемая и направляемая компетентным педагогом. Создание атмосферы доверия между воспитывающими взрослыми, заинтересованности в диалоге – необходимые условия успешных занятий в мастерских семейного театра. Важная задача руководителя театра – стремиться к доверительным отношениям с родителями (и другими членами семьи) воспитанников. Главные устроители семейного театра в детском саду – педагоги. Но по общей договоренности, при обоюдном желании и готовности занятия могут вести родители, специалисты учреждений дополнительного образования и культуры (режиссер-постановщик, актеры народного театра и др.)

В процессе реализации программы «Чудо по имени Театр» тематический план работы творческих мастерских может уточняться и корректироваться, члены семей воспитанников могут разрабатывать собственные проекты, готовить аудио– и видеоматериалы, подбирать иллюстрации, создавать сценарии для театральных постановок, изготовлять театральные куклы, костюмы, декорации. В то же время, выполняя функцию поддержки семей, педагог – руководитель театра предлагает родителям (другим членам семьи) для самостоятельного изучения и использования в домашнем воспитании (домашних постановках): литературу, которая знакомит с жизнью выдающихся театральных деятелей, театральными традициями русских семей, культурно-историческим наследием; иллюстративный и аудиовизуальный материал (аудио– и видеокассеты, мультимедийные программы, рекомендуемые для семейного прослушивания и просмотра).

Семейный воскресный абонемент – организуемые учреждениями искусства и культуры в выходной день встречи с искусством по заранее составленной программе, ориентированной на разновозрастную семейную аудиторию. В год проходят 3–4 такие встречи.

Приведем в качестве примера программу семейного воскресного абонемента «Здравствуй, театр!».

Программа абонемента, составленная специалистами в начале учебного года, заранее информирует родителей о встречах с театральным искусством и направляет их внимание на привлекательные для детей и взрослых способы организации семейного досуга. Устроители воскресных встреч с искусством должны продумать время и место встречи, содержание деятельности детей и взрослых.

Проект - средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и формирования определенных личностных качеств. Проектирование востребовано современной информационной ситуацией, адекватно познавательным потребностям детей, направлено на раннее развитие у них способности видеть проблему, создавать проект ее решения и реализовывать его совместно с воспитывающими взрослыми.

Информационно-исследовательский проект направлен на активное, личностно значимое познание культурно-исторического наследия (в том числе искусства театра) в логике расширяющихся границ освоения ребенком пространства родного края, России, мира.

Структура информационно-исследовательского проекта: определение проблемы, цели проекта, его актуальности, методов получения и обработки информации (прочитать, спросить), составление и реализация плана действий, оформление результатов (сочинения, доклада, газеты, альбома с рисунками и фотографиями и пр.) и их презентация. Проект начинается с определения актуальной для детей и взрослых проблемы, формулирования дели. Педагог (или родитель) готовит предварительный план решения проблемы. Участники (взрослые и дети) в процессе планирования или по ходу реализации проекта вносят свои предложения. Индивидуально, в парах, подгруппах или коллективно определяется продукт деятельности. Способы поиска информации семья может определить самостоятельно или при поддержке педагога.

Например, для того, чтобы достоверно передать на сцене жизнь казаков, важно узнать историю казачества. Это обстоятельство определило выбор семьями воспитанников д/с № 6 г. Фролово следующих способов поиска информации:

Знакомство с литературными источниками – журналами и книгами по истории казачества (например, семье Бабкиных удалось найти книгу 1912 г. издания «История казачества», написанную генерал-лейтенантом Самсоновым, последним атаманом Войска Донского);

Сбор и запись воспоминаний коренных казаков и казачек в этнографических экспедициях, маршрутах выходного дня;

Встречи с работниками городских и областных краеведческих музеев;

Творческое сотрудничество с фольклорными коллективами города и области: государственным казачьим ансамблем «Казачий курень», народным коллективом «Песни Дона», народным ансамблем «Веретено» и т. д;

Встречи с казаками и атаманом Фроловского Юрта и т. д.

Форму подачи материала участники проекта определяют самостоятельно. Презентация может проходить в театральной гостиной или мастерской.

Семейная этнографическая экспедиция – поездка семьи (взрослых и детей) к родственникам с целью сбора и записи информации о семейных традициях, обычаях, предметах быта. Прежде чем написать сценарий к театральной постановке, распределить роли, начать изготавливать декорации и костюмы, необходимо собрать соответствующий материал в ходе семейных этнографических экспедиций. Задачи, время их решения и движение по маршруту важно заранее обсудить с взрослыми членами семьи при участии детей.

Например, при подготовке фольклорного (казачьего) спектакля, члены «Семейного театра» д/с № 6 г. Фролово посещали родственников в близлежащих станицах, хуторах; знакомились с казачьими традициями и обычаями, слушали и записывали песни, притчи, игры. Благодаря исследовательской деятельности удалось собрать разнообразный ценный фольклорный материал:

Казачьи песни, запечатлевшие историю донского края, жизнь казаков («Дон, Дон, Дон любимый», «Сказ о сыне», «Травушка», «Походная», «Армейская» и др.);

Игры казачат, отражающие жизнь казаков («Купи коня», «Руби воду», «Джига», «Кулючики», «Оседлай коня», «Кто красивее всех пройдет с коромыслом» и др.);

Казачьи пляски и хороводы («Казачий перепляс», «Топотушки» и др.);

Пословицы, поговорки, сказы, былины, были («…Это было давным-давно: когда на Земле – ни земли, ни неба не было, а торчал один казачий плетень…», «Казак без песни – не казак!», «Хороши казачата – бравые ребята»).

Проведенная исследовательская работа в совокупности с деятельностью театральных мастерских позволила подготовить семейные театральные постановки, основанные на исторически достоверных материалах, жизненном опыте коренных казаков и казачек («Хорошо живем на Дону родном»), костюмированные театральные казачьи посиделки («Песни Дона», «Донские колядки», «Сказ про казака Фрола» и пр.).

Творческий проект не имеет детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру, в соответствии с обусловленной этим жанром и принятой творческой группой логикой совместной деятельности.

Участники творческого проекта (взрослые и дети) договариваются о планируемых результатах и форме их представления (спектакль, праздник День театра, оформление декораций и пр.). Оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры – сценария спектакля, программы праздника и т. д.

Семейные театральные постановки (как самостоятельный результат творческого проекта или как часть семейного праздника) создают удивительную атмосферу духовного единения членов семьи, позволяют передавать от старших к младшим традиционный опыт, развивают гуманные взаимоотношения между взрослыми (родителями, прародителями, педагогами) и детьми.

Конец ознакомительного фрагмента.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Семейный театр в детском саду. Совместная деятельность педагогов, родителей и детей. Для работы с детьми 3-7 лет (Н. В. Додокина, 2008) предоставлен нашим книжным партнёром -