Меню

Сенсомоторное развитие ребенка. Возрастные особенности сенсомоторного развития детей

Любовь

Дошкольный период специалистами характеризуется как критический период, имеющий большую значимость, который отличается высоким темпом физиологического созревания и психического развития. Когда ребенок рождается с сформированными органами чувств, однако они активно функционировать они еще не способны. Малышу предстоит научиться использовать свои ощущения.

В окружающей среде существует много различных объектов, каждый из которых отличается от остальных по форме и окраске и другим свойствам. Примером могут служить игрушки и бытовые предметы. Ежедневно происходит знакомство с новыми явлениями. Малыш воспринимает произведения искусства, слушая музыку, рассматривая картины или скульптуры.

Сенсомоторное воспитание дошкольников имеет свои отличительные признаки. Особенности этого процесса состоят в том, что он должен протекать при участии взрослых людей, контролирующих его, чтобы восприятие было полноценным, а не оставалось поверхностным.

Важность сенсомоторного развития дошкольников

Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста представляет собой целенаправленное развитие детского восприятия. При этом формируются представления о характеристиках предметов по их внешнему виду. Дети учатся различать формы, цвета, размер их положение в пространстве, запахи и вкусы. Начинает развиваться моторная сфера.

Сенсомоторное воспитание закладывает хороший фундамент для умственного развития. Познание явлений и предметов происходит благодаря восприятию. Сначала формируются представления об определенных образах, которые он запоминает. Это основа для мышления и воображения. Без грамотного контроля взрослых и специалистов воспитательный процесс не будет проходить нормально.

Возрастные особенности «сенсомоторики» дошкольников

Сенсомоторное развитие детей изучают многие ученые, они рассматривают подробно процессы «сенсомоторики».

Сенсомоторные реакции изучаются в онтогенезе человека с целью раскрыть и сделать анализ становления механизмов со структурой, касающихся произвольных реакций.

А.В. Запорожец понимает под восприятием особенное направление в познавательной деятельности.

В своей работе Л.А. Венгер указывает, что главные особенности чувственного восприятия — освоение эталонов, которые называются сенсорными.

По мнению Богуславской З.М., в возрасте 3 – 7 лет зрительное восприятие становится превалирующим. Что касается работы органов осязания и зрения, то нельзя однозначно оценивать их соотношение. Все зависит от конкретных задач перед воспитанником, а также новизна определенного объекта.

В.С. Мухина считает важным возникновение сложной ориентировочно-исследовательской деятельности при знакомстве с предметом, который малыш видит впервые.

По Урунтаевой Г.А. выделяет следующие особенности в дошкольном возрасте. Это познавательная деятельность со своими целями, задачами, средствами и методами осуществления.

Для детей 3 – 7 лет характерна взаимосвязь между развитием моторики и сенсорики. Созревают соответствующие зоны мозга, ответственные за выполнение важных психических функций.

Сенсомоторное развитие ребенка должно осуществляться под контролем взрослого, который привлекает малыша к деятельности, формируя действие и восприятие. Дети учатся обследовать объекты и распознавать их различные параметры. Взрослый указывает на эталоны с помощью слова. У воспитанников постепенно накапливаются знания, позволяющие анализировать окружающую действительность. Они отличают знакомое от незнакомого. Ребенок видит особенности нового предмета. Накапливая двигательный и сенсорный опыт, малыши становятся более самостоятельными в игровой и других видах деятельности.

Создаются необходимые предпосылки, чтобы формировать психические функции и ручную умелость, которые имеют большое значение для дальнейшего обучения. Сенсорные функции развиваются одновременно с двигательными навыками. Знакомство с окружающим миром у ребенка происходит по-своему. Ему нужно бегать, кувыркаться, щупать предметы, нюхать и смотреть.

Организация условий для развития дошкольников

Необходимо правильно организовать игровое место для детей дошкольного возраста. Здесь должны находиться предметы и игрушки, обладающие различными свойствами. В процессе игровой деятельности учится понимать величину, форму и цвет, а также выполнять определенные манипуляции.

Благодаря сенсорным играм приобретается опыт работы с различными материалами, включая песок, глину и бумагу. Это важно для развития температурной чувствительности, зрения, обоняния, слуха и зрения.

Моторные игры способствуют получению положительных эмоций. Двигательная активность помогает развивать мелкую моторику.

«Пальчиковые игры» — инсценировка сказок или историй с помощью пальцев. Самые популярные народные потешки передаются из поколения в поколение. Все знают «Ладушки-ладушки», «Козу рогатую» и «Сороку-белобоку». На важность пальчиковых игр обращают внимание в своих трудах Василий Сухомлинский, Эммануил Кант, Мария Монтессори.

В процессе игры трехлетние малыши делают движения одновременно двумя руками, изображая домик и кошку, которая в него вбегает и выбегает из него. В четыре года дети играют, изображая события, которые происходят одно за другим. Дети старшего возраста с увлечением используют разнообразные реквизиты в виде кубиков, шариков и других мелких предметов. «Пальчиковые игры» улучшают подвижность пальцев, развивают их силу и гибкость. Благодаря массажу «активных точек» уменьшается физическая усталость.

Чтобы дети проявляли двигательную активность, используют физкультминутки. Активные движения вместе с проговариванием небольших стихов хорошо снимают нагрузку, связанную с сидячим положением тела.

Раскрыть творческий потенциал у детей позволяют разные виды инсценирования. Такие игры напоминают театральные представления. В инсценировках задействованы кисти рук и пальцы. Они позволяют развивать ручную ловкость, умелость, точность движений.

Предметная деятельность, развивающая мелкую моторику, включает в себя следующие виды:

  • рисование кистями, пальцами, комочками ваты;
  • лепка фигурок из глины, теста или пластилина;
  • игры с конструкторами или мозаикой;
  • вырезание предметов;
  • аппликация из различных материалов;
  • оригами;
  • плетение;
  • собирание пазлов;
  • нанизывание колец на ленту;
  • выполнение шнуровки;
  • сортировка предметов;
  • хождение по «сенсорной тропе для ног»;
  • тактильное панно;
  • игры с песком или водой;
  • самомассаж;
  • подвижные игры.

Необходимо привлекать детей к участию в посильных для них домашних делах. Они могут помогать накрывать на стол или убирать детскую. Такая повседневная физическая нагрузка – отличная систематическая тренировка для рук, обладающая высокой нравственной ценностью.

Подготовила статью: воспитатель ясельной группы МДОУ «Црр д/с №153» Шклярова Елена Николаевн

Сенсомоторика состоит из двух слов (sensus – чувство, ощущение и motor – двигатель.)

Ребёнок начинает познавать мир с самого раннего возраста, сначала с помощью ощущений. Его жизнь окружает разнообразие звуков, красок, форм. И чем больше развито сенсорное восприятие, тем эффективнее происходит развитие ребёнка.

Ребёнок растёт, начинает двигаться: ползать, ходить, бегать, и теперь уже крупная и мелкая моторика помогает ему познавать окружающий мир.

Сенсомоторное развитие в младенческом возрасте, его особенности:

  1. Складывается акт рассматривания предметов;
  2. Формируется хватание, приводя к развитию руки, как органа движения;
  3. Устанавливаются зрительно-двигательные координации;
  4. Устанавливаются дифференцированные взаимосвязи между восприятием предмета, действием с ним и его называнием.

Сенсомоторика – это умение управлять движением и эмоциями, это согласованность глаз и движения, согласованность слуха и движения.

Сенсомоторика работает на уровне рефлексов. Показательный пример: мы идём по улице, глаза увидели препятствие: лужу, камень, … мы или останавливаемся, или делаем движение в сторону. Сработало сенсомоторное восприятие.

Ещё пример: мы услышали громкий звук, я не знаю, как именно отреагируете вы, но какие-то изменения в вашем движении будут, вы либо остановитесь, либо ускорите движение, либо посмотрите в сторону откуда доносится звук.

Или вот ещё пример: рисуем пейзаж – при помощи руки на лист переносим то, что видят глаза. (взаимодействия зрения и движения руки и пальцев)

Теперь мы имеем представление насколько важно развивать у ребёнка сенсомоторные качества. Уровень речевого развития играет существенную роль в развитии восприятия. В дошкольном возрасте активно совершенствуется двигательная активность. Движения становятся координированными, ловкими, уверенными, что значительно расширяет круг практической деятельности дошкольника.

Выдающиеся учёные в области дошкольной педагогики и психологии (А. В. Запорожец, А. П. Усова, Е. Т. Тихеева, Н. П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Сенсорное развитие, с одной стороны, является фундаментом общего умственного развития ребёнка, с другой – имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребёнка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.

Ребёнок открыт всему миру. Он постоянно ощупывает предметы, манипулирует, играет с ними, сравнивает эти предметы зрительно, слушает, как называют эти предметы взрослые, воспринимает названия тех или иных вещей и их качества. Ребенок утончает свои чувства, развивает общую и пальчиковую моторику, тем самым развивает разум. Благодаря контакту с окружением и собственным исследованием, ребенок формирует запас понятий, которыми может оперировать его интеллект. Начиная с упражнений - сенсомоторики, ребенок движется к развитию речи, интеллекта. Известно, что он усваивает огромный объём информации. Путь дошкольника очень ответственный: он трудный и радостный, он приносит много разных встреч и открытий. Чем больше дети познают, тем богаче будет их сенсорный опыт, тем легче и проще им будет развивать моторику.

Чтобы взять предмет одной рукой, малыш должен быть подготовлен к этому. Если он не может схватить этот предмет, то не сможет и ощутить его. Значит, если мы научим руки ребёнка быть ловкими и умелыми, то он сможет многое познать с их помощью. И чем раньше мы дадим в его руки новое, неизученное, тем быстрее они станут умелыми. Всё это, безусловно, облегчает развитие и обучение детей. Важно, чтобы окружающий мир был обогащён развивающей средой: разработаны игрушки, игровые пособия, стимулирующие зрительные, тактильные, обонятельные ощущения. Учитывается сила цвета: при грамотно подобранной цветовой гамме снижается напряжение, оптимизируется эмоциональный настрой.

Как можно открыть перед малышом мир, в который он пришёл, помочь не потеряться в нём, воспринять добро, красоту с трепетом и улыбкой – это то, что волнует педагогов. Важно, чтобы, вкладывая в руки малыша кусочек глины или выбирая для него формат бумаги, знакомя его с мягкой игрушкой или интересной книгой, мы не только пользовались интуицией и богатым педагогическом опытом, но и руководствовались знаниями по возрастной физиологии.

В раннем возрасте основной формой общения ребёнка со взрослым должны стать действия с предметами.

Дети младшего дошкольного возраста должны уметь застёгивать и расстёгивать пуговицы, зашнуровывать и расшнуровывать обувь, завязывать шарф. Кроме того, они должны уметь завязывать и развязывать узелки, подбирать крышки по величине и по цвету, уметь пользоваться прищепкой, выполнять задания на развитие мускулатуры пальцев рук, подбирать колпачки к фломастеру по цвету, нанизывать колечки на леску по цвету и по величине, выкладывать изображения из пуговиц, мозаики, спичек (5-8 штук) , из семян на пластилиновой основе и т. д.

Для детей, имеющих отклонения в развитии, - отмечал Л. С. Выготский, - необходимо создание обходных путей. Необходимо подбирать комплекс игр-занятий, которые помогают думать, запоминать, чувствовать. Ребёнок должен сам заниматься поиском решения задачи.

Вот примерные игры по познавательному развитию детей:

  • «Угадай-ка» - создание проблемной ситуации.
  • «Подумай-ка» - дискуссия, обсуждение, ведущие к «открытию» нового знания.
  • «Узнавай-ка» - решение проблемы самими детьми, формирование поисковых способов ориентировки при выполнении задания.
  • «Делай-ка» - знакомство с алгоритмом действий, общепринятой терминологией.
  • «Запоминай-ка» - проговаривание вслух установленных алгоритмом действий.
  • «Упражняй-ка» - тренировочные упражнения.

Так же существуют игры-упражнения, в начале которых малыш уже видит положительную оценку своей деятельности – «маленький приз» , но получить его сможет тогда, когда разрешит очередную проблемную ситуацию. Такие игры - занятия лучше проводить индивидуально либо подгруппой из 2-3 человек.

Игра: «Найди машинку» - развитие тактильных ощущений. Малышу предлагают поиграть с крупой, которая находится в банке. В крупе ребёнок находит машинку, с которой ему также предлагают поиграть.

Упражнения с шариком (Фридриха Фрёбеля) Развитие зрительного внимания и стимуляция активных и направленных движений кистей рук («Туда-сюда» , «Вверх-вниз» , «Скок-скок» , «Спрячь в ладошку» , «Спрячь в коробочку» ) . Упражнения выполняются как правой, так и левой рукой.

Ручная моторика тесно связана с речевым, психологическим и личностным развитием ребёнка. Одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка является дидактическая игра. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: обучающую, которую преследует взрослый, и игровую, ради которой действует ребёнок. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально-положительного отношения детей к заданию, что очень важно при развитии ручной моторики у дошкольников.

Игра «Весёлые крышки»

Цели:

  • учить детей производить откручивание и закручивание крышек разного диаметра, зрительно определять по схеме их заданное местоположение и цвет.
  • воспитывать интерес к обучению, усидчивости.

Игра «Веселая змейка»

Цели:

  • учить детей нанизывать шарики с отверстием на стержень, зрительно определять по схеме местоположение и цвет шариков;
  • развивать мелкую ручную моторику зрительное восприятие, внимание, мышление, память

Игра «Забавные прищепки»

Цели:

  • учить детей правильно брать и открывать прищепку, находить её местоположение по цвету;
  • развивать мелкие движения рук, координацию действия обеих рук, зрительное восприятие, внимание, память.
  • воспитывать эмоциональное отношение к результатам своего труда, усидчивость, терпение.

Игры - занятия по сенсорному воспитанию направлены на развитие зрительного восприятия и внимания, формирование целостного образа предметов, на развитие тактильно-двигательного восприятия, на развитие слуховой памяти и внимания и т. д.

Игры с прищепками – прекрасная форма работы для закрепления знаний о цвете, форме, величине, умения ориентироваться в пространстве, счётных навыков, развития мышления, внимания, воображения. В процессе игр дети развивают конструктивный праксис, создавая из частей целые предметы – человечков, домики, растения – из различных по форме, цвету и величине геометрических фигур. Дети учатся помогать друг другу, сопереживать.

Данные игры помогают активизировать речь, обогатить её новыми словами. Игры с прищепками можно использовать с раннего возраста, делая поделки совместно или по показу и сопровождая работу чтением стихов или беседой, с учётом способностей каждого ребёнка.

Игра «Солнышко»

  • Смотрит солнышко в окошко
  • Смотрит в нашу комнату.
  • Мы похлопаем в ладошки
  • Очень рады солнышку.

Вариант игры: ребёнку даются круг жёлтого цвета и прищепки двух цветов. Предлагается по образцу выбирать только жёлтые прищепки и прикреплять их к кругу.

Детям старшего дошкольного возраста можно предложить сделать «солнышко в разные времена года» . Для этого предлагаются круги жёлтого и красного цветов, но разные по величине. Например, солнышко зимой светит, но не греет. Ребёнок выбирает маленький круг желтого цвета и короткие прищепки такого цвета. Весной солнышко светит ярче, от его тепла тает снег, поэтому для солнышка мы выбираем круг большего размера и длинные прищепки. Летом солнце печёт, оно очень тёплое, люди загорают. Для летнего солнышко можно выбрать большой красный круг и чередовать желтые и красные прищепки. Осенью солнышко не такое жаркое, поэтому можно взять желтый круг и чередовать желтые длинные и короткие прищепки.

Игра «Ёжик»

Ель на ёжика похожа:

Ёж в иголках, ёлка тоже.

Вариант игры: ребёнку предлагаются плоскостные изображения ёжика и ёлки (из картона, фанеры и т. д.) на подставке. Дети прикрепляют прищепки к ёлке зелёного цвета, к ёжику – прищепки другого цвета. Можно предложить чередование прищепок по величине, по цвету, например, ёлка зимой - чередование зелёных и белых прищепок. Ёжик осенью несет на иголках разноцветные листики – предлагаются прищепки жёлтого, красного, оранжевого цветов. Можно предложить детям прикрепить необходимое количество прищепок или на ёлку прикрепить две прищепки, а на ёжика – на одну больше и т. д.

Учитывая особенности детей, необходимо:

Больше проводить индивидуальных занятий, осуществлять предварительную работу по развитию тонкой и глубокой моторики, предлагать небольшое количество материала, неоднократно повторять показ действий с тем или иным материалом, заканчивать упражнение при достижении первого результата, так как ребёнок не может долго работать.

Опыт показывает, что дети с нарушениями в развитии выбирают упражнения, которые могут выполнить, а упражнения, вызывающие затруднения, игнорируют, хотя иногда и испытывают интерес. Важно не упустить этот момент интереса и помочь ребёнку в овладении упражнением: достижение успеха приводит к самоуважению и возникновению дальнейшей потребности в развитии. Так же можно несколько видоизменить упражнение, чтобы ребёнок мог выполнять его самостоятельно!

На современном этапе проблемы сенсорного и моторного воспитания обсуждаются в педагогической теории. Авторы отмечают, что сенсорное и моторное развитие не являются врождёнными, а развиваются в процессе.

Завьялова Светлана Витальевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС ОВ "Белочка" г. Тарко – Сале
Населённый пункт: ЯНАО, Пуровский район, г. Тарко – Сале
Наименование материала: Статья
Тема: «Организация сенсомоторного центра, направленная на сенсомоторное развитие и воспитание дошкольников»
Дата публикации: 15.06.2018
Раздел: дошкольное образование

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПУРОВСКИЙ РАЙОН

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА «БЕЛОЧКА»

Г. ТАРКО-САЛЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

«Организация сенсомоторного центра, направленная

на сенсомоторное развитие и воспитание

дошкольников»

Статью для выступления подготовила:

Завьялова Светлана Витальевна –

воспитатель

МБДОУ «ДС ОВ

«Белочка» г. Тарко - Сале

Тема: «Организация сенсомоторного центра, направленная на

сенсомоторное развитие и воспитание дошкольников»

Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

Сухомлинский В.А.

В контексте требований ФГОС дошкольного образования развивающая предметно -

пространственная среда, которую мы организуем в детском саду, должна соответствовать

возрастным особенностям детей, быть содержательно – насыщенной, трансформируемой,

полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной и самое главное - пронизана

сенсорными ощущениями.

Дошкольный период - это один из важных критических периодов развития,

характеризующийся

высокими

психофизиологического

созревания. Малыш

появляется

сформировавшимися

органами

способными к активному функционированию; умению пользоваться своими ощущениями

он должен научиться. Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и

других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он

знакомится с произведениями искусства: живописью, музыкой, скульптурой. Малыша

окружает

сенсорными

признаками

многоцветием,

запахами,

шумами. И, конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или

иначе, всё это воспринимает. Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного

педагогического

руководства

взрослых,

оказывается

поверхностным, неполноценным. Полноценное сенсомоторное развитие осуществляется

только в процессе воспитания.

Сенсомоторное

развитие

дошкольника

развитие

восприятия

формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,

положении в пространстве, а также запахе, вкусе и развитие моторной сферы.

Сенсомоторное

развитие

составляет

фундамент

умственного

развития

дошкольника.

С восприятия

предметов

окружающего

начинается

познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся

восприятия,

являются

результатом

переработки.

нормальное

умственное

развитие

невозможно

полноценное

восприятие. Сенсомоторное

развитие

является

планомерного развития и воспитания дошкольников.

Психологиче ская

и практика

(В. Н. Аване сова,

Э. Г. Пилюгина,

Н. Н. Поддьяков, А. П. Усова, А. В. Запорожец, и др.) убедительно доказали, что знания,

получаемые

словесным

и неподкрепленные

чувственным

неотчетливы и непрочны, порой весьма фантастичны, а это означает, что нормальное

умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Выдающие зарубежные учёные в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М.

Монтессори, О. Декорли), а также известные представители отечественной дошкольной

справедливо

сенсомоторное

воспитание,

направленное

обеспечение

полноценного сенсомоторного развития, является одной из основных сторон дошкольного

воспитания.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного

развития ребёнка, с другой – имеет самостоятельное значение, так как полноценное

восприятие необходимо для успешного обучения ребёнка в детском саду, в школе, и для

многих видов труда.

Сенсорное воспитание – это целенаправленные, последовательные и планомерные

педагогические

воздействия,

обеспечивающие

формирование

чувственного

познания, развитие у него процессов ощущения, восприятия, наглядных представлений

ознакомление

сенсорной

культурой

человека.

Проблема

сенсорного

развития

признается приоритетной и имеет первостепенное значение в развитии ребенка.

Ребёнок открыт всему миру. Известно, что он усваивает огромный объём информации.

«От пятилетнего возраста до меня один шаг, а от новорожденного до пяти огромное

расстояние», - писал Л. Н. Толстой. Путь дошкольника очень ответственный: он трудный и

радостный, он приносит много разных встреч и открытий. Чем больше дети познают, тем

богаче будет их сенсорный опыт, тем легче и проще им будет развивать моторику, и всё это

позволит легче учиться.

Что же такое моторика?

Моторика, в

п е р е в од е

л ат и н с ко го

д в и ж е н и е.

Р а з л и ч а ю т

– крупную

моторику и мелкую моторику.

Крупная моторика – это совокупность действий для выполнения какой-либо задачи. Бег,

ползание, прыжки, ходьба, наклоны и т.д. – все это относится к крупной моторике. Если,

например, перед ребенком стоит задача – поднять упавшую игрушку. Он сначала подойдет

к ней, наклонится, протянет руку, возьмет игрушку, выпрямится – вот сколько действий

ребенок сделает, что бы игрушка очутилась у него в руках. Все эти действия относятся к

крупной моторике. Крупная моторика это основа, вначале ребенок осваивает крупную

моторику, а потом к ней постепенно добавляются навыки мелкой моторики.

Мелкая моторика – это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять

более точные действия. При мелкой моторике работают мелкие мышцы. Застегивание

пуговиц, завязывание узелков, игра на музыкальных инструментах, рисование, вырезание

– это все мелкая моторика. Мелкая моторика развивает творческие способности у ребенка.

Сенсомоторика (от лат. sensus – чувство, ощущение и motor – двигатель) - это

взаимокоординация

сенсорных

моторных

компонентов

деятельности:

получение

сенсорной информации приводит к запуску тех или иных движений, а те, в свою очередь,

служат для регуляции, контроля или коррекции сенсорной информации.

Сенсомоторика - это умение управлять движением и эмоциями, это согласованность

глаз и движения, согласованность слуха и движения. Чтобы взять предмет одной рукой,

ребенок должен быть уже «моторно готовым» к этому. Если он не может схватить предмет,

то не сможет и ощутить его. Только при бимануальном (двумя руками) ощупывании

предмета происходит его пространственное изучение. Развитие моторики обеспечивает

развитие других систем. Для того чтобы эффективно определять форму, объем и размер

предмета, ребенок должен иметь хорошо развитые скоординированные движения мышц

обеих рук, мышц глаз и мышц шеи. Таким образом, три группы мышц обеспечивают

функцию восприятия.

Данные факты позволяют вести речь о единении процессов сенсорного

и психомоторного развития детей

Целью создания развивающей предметно - пространственной среды является развитие

всех видов восприятия, перцептивных действий, внимания, логического и наглядно -

образного мышления; формирование навыков общения со сверстниками; создание условий

реализации

речевого,

психического

развития

эмоционально

положительного отношения к предметам и действиям с ними.

Сенсомоторное развитие предполагает обогащение чувственного опыта ребенка

через совершенствование работы всех видов анализаторов, поэтому посредством каждого

группового

пространства

необходимо

формировать,

развивать

совершенствовать:

зрительное восприятие;

тактильно - двигательное восприятие;

слуховое восприятие;

восприятие пространственно - временных отношений;

восприятие

внутренних

предметов

развитие

осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;

мелкую и общую моторику, графомоторные навыки.

Сенсомоторное развитие дошкольника должно охватывать все многообразие

сенсорных характеристик окружающего мира и осуществляться на полисенсорной основе,

когда происходит использование одновременно двух или более органов чувств.

Становление сенсомоторного опыта ребенка успешно осуществляется:

повседневных

деятельности

выполнения

режимных

моментов;

участия в художественных видах деятельности;

спортивных

подвижных

соревнованиях,

музыкально

спортивных

развлечениях, досугах детей;

в познавательно - игровой деятельности ребенка, направленной на систематизацию,

уточнение умений, расширение области их применения и преобразования.

несомненно, способствует развитию восприятия и мелкой моторики:

рисование пальцами, кистью, кусочком ваты и т.д.;

лепка из глины, пластилина, теста, игры с водой, песком;

игры с мозаикой, конструктором, пазлами, разрезными картинками;

застёгивание и расстегивание пуговиц, крючков, молний, шнурков;

всевозможные шнуровки, нанизывание колец на тесьму, бус на леску;

вырезание, аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга),

макраме, конструирование из бумаги;

сортировка

предметов

(камушки,

пуговицы,

ракушки), игры с массажными мячами, игровой самомассаж и т.д.

Организация сенсомоторного центра в группах детского сада

Современный

испытывает

недостаток

тактильных,

слуховых,

обонятельных ощущений. Порой он воспринимает окружающий мир линейно, однобоко.

Вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами – главное

назначение

сенсомоторного

создаваемого

дошкольных

учреждениях.

Функции сенсомоторного центра в ДОУ

Сенсомоторный центр предназначен главным образом:

Для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т.д.);

Развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;

Снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния

релаксации и комфортного самочувствия детей;

Создания положительного эмоционального фона, повышения работоспособности

Активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);

Повышения

мотивации

самостоятельной

экспериментальной

деятельности

дошкольников.

Этапы организации сенсомоторного центра

При организации сенсомоторного центра в первую очередь необходимо выбрать место его

расположения в групповом помещении. Оно должно быть удобным для доступа детей.

концепции

оформления.

Дизайн центра должен соответствовать и дополнять общее оформление группы. Можно

оформить

следующим

«Волшебный

сундучок»,

«Таинственный

«Сказочный остров», «Развивай-ка», «Веселые пальчики»,

Особое место следует уделить подбору сенсомоторных объектов для центра. Они должны

быть безопасными для жизни и здоровья ребенка. Центр должен содержать постоянные и

дополнительные

вносятся

зависимости

потребности

С енсомоторный

использует ся

в о с п и т а т е л ь н о -

образовательном

процессе

организованной

непосредственно

образовательной

деятельности

воспитателями

педагогами

дополнительного

образования,

самостоятельной игровой, поисково-экспериментальной деятельности детей.

Сенсомоторное развитие ребенка

Одним из показателей полноценного развития ребенка является уровень развития

мелкой моторики. Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация

движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Движения

развивающее

воздействие.

наделены

количеством

рецепторов,

посылают

импульсы

(сигналы) в центральную нервную систему (головной мозг) и улучшают деятельность

важнейших систем организма.

Влияние ручных действий на развитие мозга было известно с давних времен.

Упражнения с каменными и металлическими шарами, грецкими орехами, шестигранными

карандашами оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Такие

упражнения

улучшают

умственные

способности,

устраняют

эмоциональное

напряжение, развивают координацию движений, улучшают почерк, снижают усталость,

повышают работоспособность. Они способны улучшить произношение многих звуков, а

значит, развивать речь ребенка. Исследования доктора медицинских наук М.М.Кольцовой

показали взаимосвязь между степенью развития тонкой моторики кистей рук и уровнем

развития речи у детей.

Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет

логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Сегодня отмечаются тенденции ухудшения развития мелкой моторики у дошкольников.

Дети, имеющие низкий уровень развития мелкой моторики, испытывают трудности в

обучении, они медлительны, тонкие дифференцированные движения

трудом, графические навыки формируются более длительное время, переключаемость и

последовательность движений нарушены.

Основные принципы организации сенсомоторного центра

Доступность;

Безопасность;

Креативность;

Разнообразие объектов.

Система работы по развитию мелкой моторики у дошкольников

Работа состоит из нескольких этапов.

Подготовительный

этап

включает

изучение

литературы

проблеме,

упражнений по моторному развитию детей в соответствии с возрастом, знакомство и

практическую отработку с педагогами приемов и упражнений развития мелкой моторики,

пополнение

инструментария

воспитателей

педагогов

дополнительного

образования

информационными и дидактическими материалами.

2 . Диагностический этап – включает:

Проведение диагностики мелкой моторики по возрастам (3-6лет) по методике Н.О.

Озерецкого и тест зрительно-моторной координации Бендера (6-7лет);

Определение

развития

моторики

обследования;

Проведение анализа диагностики по возрастным группам;

Подготовку

развитию

моторики детей.

3. Этап апробации – содержит практические мероприятия по развитиюмелкой моторики

воспитанников и включает в себя:

пальчики»

участием

участников

воспитательно-

образовательного

процесса

(воспитателей,

педагогов

дополнительного

образования,

родителей, детей);

«Сенсомоторный

созданию

возрастной

сенсомоторного центра с определением места и авторской концепции оформления центра,

с учетом существующих сенсорных систем.

Оформление

возрастной

практических

материалов

пальчики»

подбором

упражнений

развития

моторики

координации

движений пальцев рук.

4. Этап анализа – включает анализ проведенной работы – методической, диагностической,

практической.

Зрение:

Светящиеся шнуры, всевозможные необычные лампы, дающие отсветы, любые

приспособления с интересными световыми эффектами.

Картинки-иллюзии (крутящиеся спирали, объемные изображения).

Цветовые пятна-кляксы различной формы.

Разноцветные полупрозрачные шарфы.

Картинки-штриховки (на картинке основной контур заштрихован).

Картинки-прятки (на картинке «спрятаны» предметы, ребенок должен их найти).

Разноцветные песочные часы, переливающиеся капельки, «вечные двигатели».

Слух:

Кассеты и диски со звуками: крики домашних животных и птиц, животных жарких

стран, звуки транспорта, звуки природы (крики дельфинов, кваканье лягушек, стрекотание

кузнечиков), звуки воды (водопады, ручейки, море, дождь и т.д.), звуки грозы, шелест

листьев и т.д.

Приспособления для создания звуков: шуршалки, гремелки, свистульки, необычные

музыкальные инструменты, любые приспособления, издающие интересные звуки.

Осязание:

Кусочки меха, шелка, шкурки, бархатной бумаги – различные материалы с разной

фактурой.

Предметы для создания холодного и горячего (грелка, формочки для льда).

Выпуклые буквы, цифры.

Разные по форме мелкие предметы.

Различные крупы в мешочках, подносы для круп, баночки.

Обоняние:

Различные аромомасла с подробным описанием их влияния на организм.

Приспособления для создания запаха (аромолампы и т.д.)

Разнообразные бутылочки, баночки для сохранения запаха.

Естественные природные запахи (кофе, мята, апельсиновые корки)в разнообразных

емкостях.

Вкус:

Стаканчики, формочки, тарелочки, подносы, шпажки ярких интересных раскрасок

для подачи детям различных вкусов.

Лимоны, бананы, леденцы, чеснок (по необходимости, для конкретных занятий).

Примерный перечень материалов для развития мелкой моторики:

Природный

материал: горох, орехи, фасоль, каштаны, крупа, шишки, камни,

пальчикового

бассейна,

творческих

выкладывания

пластилине, нанизывания и т.д.)

Бытовые

материалы: шестигранные карандаши, веревки, прищепки, катушки,

шнурки, пуговицы, липучки, платки, шарфы и т.д.)

Дидактические

игры

материалы: объемные

плоскостные

геометрические

игрушки-вкладыши,

различные

шнуровки,

конструкторы.

Игра – универсальный способ воспитания и обучения маленького ребёнка. Она

приносит в жизнь ребёнка радость, интерес, уверенность в себе и своих возможностях.

Почему акцент в выборе игр для детей стоит делать на сенсорные и моторные игры?

Сенсомоторный

является

дальнейшего

развития

психических функций: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления, речи.

Классификация игр, необходимых для развития детей дошкольного возраста:

Сенсорные игры. Эти игры дают опыт работы с самыми разнообразными материалами:

песком, глиной, бумагой. Они способствуют развитию сенсорной системы: зрения, вкуса,

обоняния, слуха, температурной чувствительности. Все органы, данные нам природой,

должны работать, а для этого им необходима «пища».

Моторные игры (бег, прыжки, лазание). Не всем родителям нравится, когда ребенок бегает

по квартире, залезает на высокие предметы. Безусловно, прежде всего, надо подумать о

безопасности ребенка, но не стоит запрещать ему активно двигаться.

Таким

образом,

сенсорное

развитие

осуществлять

единстве

психомоторным

развитием. Сенсорные функции развиваются в тесной взаимосвязи с

двигательными навыками, формируя целостную интегративную деятельность - сенсорно-

моторное поведение, лежащее в основе развития интеллектуальной деятельности и речи.

Сенсомоторное

воспитание

необходимые

предпосылки

формирования

психических

умелости,

первостепенное

значение

возможности дальнейшего обучения.

Литература

Каралашвили

Антоненкова

Малаховой

“Организация

сенсомоторного уголка в группе детского сада” - “Справочник старшего воспитателя” №

Никитина Е. “Сенсорные уголки для диагностики” - “Обруч” № 2 – 2006.

Сольцева О.Г. “Наши помощники – органы чувств” - “Ребенок в детском саду” № 3-

Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. – М.; Мозаика-Синтез,

2009. – 72 с.

Венгер Л.А, Пилюгина Е.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для

воспитателей детского сада.- М.: Просвещение, 1998 .- 144 с.

Рогов Е.И. Общая психология. - М.: Владос, 2002.

Поддъякова Н.Н., Аванесова В.Н. Сенсорное воспитание в детском саду. Пособие

для воспитателей. – М.: Просвещение, 2001. – 192 с.

Пилюгина В.А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия

цвета, формы, величины у детей раннего возраста. -М.: Просвещение, 1996. – 112 с.

Краснощёкова Н.В. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до

младшего школьного возраста. Игры, упражнения, тесты.- Ростов н/Д: Феникс, 2007.

Гризик Т.И. Ловкие пальчики.- М: Просвещение, 2007.- 54 с.

Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.

Сухомлинский В.А.

Дошкольный период - это один из важных критических периодов развития, характеризующийся высокими темпами психофизиологического созревания. Малыш появляется на свет с уже вполне сформировавшимися органами чувств, но ещё не способными к активному функционированию; умению пользоваться своими ощущениями он должен научиться. Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомится с произведениями искусства: живописью, музыкой, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками - многоцветием, запахами, шумами. И, конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, всё это воспринимает. Сенсомоторное развитие дошкольника - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и развитие моторной сферы. Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Сенсомоторное развитие является одной важной частью единого планомерного развития и воспитания дошкольников. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сочетание сенсорных и моторных («моторика» — движение) задач, является одним из главных условий умственного воспитания. Моторика — основа развития, своего рода “локомотив” всех психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление, речь). Роль и участие движения в возникновении ощущений и восприятий очень важна, так как возникающие ассоциации формируют зрительный опыт с опытом тактильно-двигательным. И.П. Павлов выразил это простыми словами: "Глаз "учит" руку, рука - "учит" глаз". С помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. Зрение и движения рук становятся основным источником познания ребенком окружающей действительности. Сенсомоторное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий. Сенсомоторное воспитание способствует интеллектуальному развитию детей, успешной готовности детей к обучению в школе, овладение детьми навыками письма и другими навыками ручной умелости, а главное их психоэмоциональному благополучию.

Готовность ребенка к обучению в школе в значительной мере зависит от уровня его сенсомоторного развития.

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, размере, цвете, положении в пространстве и т. д.

Совершенствование работы всех видов анализаторов: зрительного, слухового, тактильно-двигательного, обонятельного, вкусового, осязательного является необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности дошкольников с нарушениями зрения.

Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторики. Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. Мелкая моторика помогает развивать память, внимание, логику. Развивая мелкую моторику мы развиваем речь детей и подготавливаем их к школьному обучению.

Наиболее успешно развитие сенсомоторной сферы осуществляется в играх и упражнениях. Игра может повсеместно применяться в разных видах деятельности воспитателем и родителями дома и при систематической организации с детьми данных игр значительно повышается уровень развития сенсомоторики у детей.

Направления работы по сенсомоторному развитию:

  • Моторика и графомоторные навыки
  • Тактильно-двигательное восприятие»
  • Кинестетическое и кинетическое развитие
  • Восприятие формы, величины, цвета
  • Зрительное восприятие
  • Слуховое восприятие

Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств

Восприятие пространственных отношений

Восприятие временных отношений

В соответствии с направлениями работы подобрана картотека игр и упражнений по разделам.

Система работы

Игры, направленные на развитие сенсомоторной сферы у детей организуются:

В совместной деятельности с воспитателем

В самостоятельных играх со сверстниками

На занятиях с музыкальным руководителем

На занятиях по физическому развитию

В совместной деятельности с родителями

Целенаправленная работа и создание оптимальных условий по использованию игр и упражнений для развития сенсомоторной сферы детей позволит сформировать знания о сенсорных эталонах — определенных системах, являющихся общепринятыми мерками, которые выработало человечество (шкала величин, цветовой спектр, система фонем и др., и научит использованию специальных (перцептивных) действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого-либо предмета. В играх по формированию сенсомоторных процессов создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая свой собственный действенный и чувственный опыт. Обучение происходит в процессе игр и упражнений легко и непринужденно.

Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.

Сухомлинский В.А.

Сенсомоторное развитие дошкольника - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и развитие моторной сферы.
Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Сенсомоторное развитие является одной важной частью единого планомерного развития и воспитания дошкольников.
Психологическая наука и практика (В. Н. Аванесова, Э. Г. Пилюгина, Н. Н. Поддьяков, А. П. Усова, А. В. Запорожец, и др.) убедительно доказали, что знания, получаемые словесным путем и неподкрепленные чувственным опытом, неясны, неотчетливы и непрочны, порой весьма фантастичны, а это означает, что нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сочетание сенсорных и моторных («моторика» — движение) задач, как указывала Е. И. Радина, является одним из главных условий умственного воспитания. Моторика — основа развития, своего рода “локомотив” всех психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление, речь). Роль и участие движения в возникновении ощущений и восприятий очень важна, так как возникающие ассоциации формируют зрительный опыт с опытом тактильно-двигательным. И.П. Павлов выразил это простыми словами: "Глаз "учит" руку, рука - "учит" глаз". С помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. Зрение и движения рук становятся основным источником познания ребенком окружающей действительности. Сенсомоторное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

Является основой для интеллектуального развития

Упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

Развивает наблюдательность;

Готовит к реальной жизни;

Позитивно влияет на эстетическое чувство;

Является основой для развития воображения;

Развивает внимание; - дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

Обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

Обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

Влияет на расширение словарного запаса ребенка;

Влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Сущность и характеристика понятия «сенсомоторика»

в психолого-педагогической литературе

Рассмотрим понятия «сенсорика» и «моторика» и определим взаимосвязь между ними .

Сенсорик а- в переводе с латинского (от лат. sensus , «восприятие ») — категория, описывающая непосредственное восприятие ощущений, внешних воздействий.

Под сенсорной организацией личности понимается характерный для индивида уровень развития отдельных систем чувствительности и способ их объединения в комплексы. К сенсорным процессам относятся ощущения и восприятие (перцепция).

Восприятие - это наглядно-образное отражение действующих в данный момент на органы чувств, предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей.

Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что, процесс ощущений - это не отражение того или иного свойства, а сложнейший и активный процесс в деятельности анализаторов, так же ощущения не только несут информацию об отдельных свойствах явлений и предметов, но и выполняют активизирующую функцию мозга. В свою очередь восприятие, являясь чувственным этапом познания, связано с мышлением и имеет мотивационную направленность, сопровождается эмоциональным откликом. Именно на основе восприятия возможна деятельность памяти, мышления, воображения. Таким образом, ощущение и восприятие человека - это необходимые предпосылки и условия его жизни и практической деятельности.

В широком понимании термин «моторика» применяется как синоним «психомоторики». То есть это - двигательная сфера, телесно-двигательные проявления психики человека.

Моторикой определяет двигательный облик субъекта, способ его двигательного реагирования на внешние раздражения. Для полной характеристики развития моторики ребенка рассматриваются как движения, «очищенные» от смысловой нагрузки (предметные, локомоторные, спортивно-гимнастические, трудовые и т.п.), так и выразительные движения - носители информации об эмоционально-личностных особенностях ребенка.

Что же такое моторика?

Моторика, в переводе с латинского - движение. Различают - крупную моторику и мелкую моторику .

Ребенок растет, начинает двигаться: ползать, ходить, бегать, и крупная и мелкая моторика помогает ему познавать мир. В дошкольном возрасте происходят глубокие изменения в моторике ребенка. У детей растёт двигательная сила, выносливость, ловкость, координированность. Некоторые новые сложные двигательные умения, приобретаемые ребенком в этом возрасте, становятся очень важными в его последующей жизни. Более того, ребенок научается совершать движения сознательно и произвольно.

Крупная моторика - это совокупность действий для выполнения какой-либо задачи. Бег, ползание, прыжки, ходьба, наклоны и т.д. - все это относится к крупной моторике .

Мелкая моторика - это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять более точные действия. При мелкой моторике работают мелкие мышцы. Застегивание пуговиц, завязывание узелков, игра на музыкальных инструментах, рисование, вырезание - это все мелкая моторика. Мелкая моторика развивает творческие способности у ребенка .

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Нормальное развитие речи ребенка теснейшим образом связано с развитием движений пальцев рук. Давно известна зависимость речи от степени подвижности пальцев рук (в виду близости расположения речевых и двигательных зон в коре головного мозга, возбуждение, возникающее в двигательной области коры больших полушарий, передается на центры речевой моторной зоны и стимулирует артикуляцию). Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Педагоги и психологи рекомендуют начинать активную тренировку пальцев ребенка уже с десятимесячного возраста

Сенсорные функции развиваются в тесной взаимосвязи с двигательными навыками, формируя целостную интегративную деятельность -сенсорно-моторное поведение, лежащее в основе развития интеллектуальной деятельности и речи.

Сенсомоторика работает на уровне рефлексов.

Показательный пример: мы идем по улице, глаза увидели препятствие: лужу, камень,…. мы или останавливаемся или делаем движение в сторону. Сработало сенсомоторное восприятие. Еще пример: вы услышали громкий звук, вы либо остановитесь, либо ускорите движения, либо посмотрите в сторону, откуда доносился звук. Еще пример: рисуем пейзаж - при помощи руки на лист переносим то, что видят глаза. (Взаимодействие зрения и движения руки и пальцев)

Таким образом, сенсорное развитие следует осуществлять в тесном единстве с психомоторным развитием.

Сенсомоторика - это умение управлять движением и эмоциями, это согласованность глаз и движения, согласованность слуха и движения. Чтобы взять предмет одной рукой, ребенок должен быть уже «моторно готовым» к этому. Если он не может схватить предмет, то не сможет и ощутить его. Только при бимануальном (двумя руками) ощупывании предмета происходит его пространственное изучение . Развитие моторики обеспечивает развитие других систем. Для того чтобы эффективно определять форму, объем и размер предмета, ребенок должен иметь хорошо развитые скоординированные движения мышц обеих рук, мышц глаз и мышц шеи. Таким образом, три группы мышц обеспечивают функцию восприятия.
Данные факты позволяют вести речь о единении процессов сенсорного и психомоторного развития детей.

Итак, мы пришли к выводу, что сенсомоторика (от лат. sensus - чувство, ощущение и motor - двигатель) — это взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности: получение сенсорной информации приводит к запуску тех или иных движений, а те, в свою очередь, служат для регуляции, контроля или коррекции сенсорной информации.

Возрастные особенности сенсомоторного развития детей

В начале второго года жизни большинство детей начинает ходить. Получив относительную независимость. Ребёнок пытается «взять весь мир в свои руки». Начинается новый этап в развитии руки и мозга - ознакомление с окружающим предметным миром. В этот период ребёнок овладевает предметными действиями, т.е. использует предмет в соответствии с его функциональным назначением. Например, малыш не просто манипулирует ложкой и вилкой, он хочет выяснить, как можно действовать с ними. И хотя ребёнок в течение второго года жизни овладевает этими «орудиями труда», для него важен сам процесс, а не результат. Учёные считают, что наибольшее влияние на развитие мышления ребёнка оказывают соотносящие и орудийные действия. Соотносящие действия - это такие действия, в процессе которых один предмет нужно привести в соответствие с другим (либо одну часть предмета в соответствие с другой). Например, чтобы закрыть коробочку, следует подобрать крышку (чтобы закрыть матрёшку - найти её вторую часть и т.д.). Таким образом ребёнок должен соотнести предметы по размеру (величине) и форме. Орудийные действия - это действия, в процессе которых один предмет - «орудие» (ложка, вилка, сачок, карандаш и др.) употребляется для воздействия на другой предмет. Способ использования таких «орудий» ребёнок узнаёт от взрослого. Держит два предмета в 1 одной руке; чертит карандашом, переворачивает страницы книги. Ставит друг на друга от двух до шести кубиков. Ходит уверенно. Наклоняется, чтобы достать предмет с пола. Останавливается, ходит в сторону и назад, бросает мяч. Короткое время стоит на одной ноге, наклоняется, может встать с коленей. Относит предмет на короткое расстояние. При легкой поддержке ходит вниз по лестнице, поднимается сам, прыгает на месте, перешагивает через палку, лежащую на полу; крутит педали трехколесного велосипеда. Умеет ходить по поверхности шириной 15-20 см на вы соте от пола 15-20 см.

Третий год жизни

Учится бегать, ходить на носках, сохранять равновесие на одной ноге. Сидит на корточках, спрыгивает с последней ступеньки. Может поднять игрушку с пола, перешагивает через препятствие или через несколько препятствий, лежащих на полу на расстоянии 20 см друг от друга, попадает по мячу ногой, прыгает на двух ногах. Открывает ящик и oпрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы. Красит пальцем. Нанизывает бусы. Повторяет штрих, повторяет по показу вертикальные и круглые линии. На 3-м году жизни некоторые хорошо знакомые малышу предметы становятся постоянными образцами, с которыми ребёнок сравнивает свойства любых объектов, например треугольные объекты с "крышей", красные с помидором. Ребёнок переходит к зрительному соотнесению свойств предметов с меркой, которой выступает не только конкретный предмет, но и представление о нём. На третьем году жизни предметная деятельность становится ведущей. Руки ребёнка в постоянном движении, в работе. Понаблюдайте, сколько видов деятельности сменит малыш за час, сколько успеет потрогать, разобрать, вставить, достать, сложить, показать, поломать и «починить». При этом он всё время говорит сам с собой, думает вслух. Детские психологи считают: переход от пробы к умению - важнейшее достижение этого возрастного этапа. Сотрудники лаборатории Л.А. Венгера провели следующий эксперимент: дали детям полутора, двух и трёх лет в качестве теста и диагностического материала доску с тремя вырезами (круглым, квадратным и треугольным) и три соответствующие деревянные фигуры - вкладыша. Показали, как вкладыши вставляются. Исследователи заметили, что полуторагодовалый ребёнок, пытаясь подражать взрослому, упорно суёт любую фигуру в любое отверстие, не считаясь с формой. Двухлетний ребёнок начинает действовать так же: прикладывает круг к квадратному отверстию - не лезет. Он не останавливается на этом. Переносит вкладыш к треугольному отверстию - опять неудача. И, наконец, прикладывает к круглому. Через несколько минут при помощи проб вставлены все фигуры. Это и есть мышление в действии. Ребёнок трёх лет решает задачу сразу, правильно размещая фигуры, потому что «пробы» выполнил в уме - ведь рука уже два года «учила» мозг.

Слова, обозначающие признаки предметов, преддошкольники усваивают с трудом и почти не пользуются ими в самостоятельной деятельности. Ведь для названия признака надо отвлечься от самого важного в предмете - его функции, выраженной в названии предмета. Важно, чтобы ребенок умел подбирать предметы по слову взрослого, фиксирующего определенный признак, и мог учитывать свойства объектов в практической деятельности. Выполнение подобных заданий говорит о том, что у ребенка сформировались некоторые представления о свойствах предметов. Это создает основу для усвоения в более старшем возрасте сенсорных эталонов

Четвёртый год жизни

Бросает мяч через голову. Хватает катящийся мяч, спускается вниз по лестнице, используя попеременно ту или другую ногу. Прыгает на одной ноге. Стоит на одной ноге в течение 10 мин. Сохраняет равновесие при качании на качелях. Рука маленького труженика на четвёртом году жизни освоится с множеством рамок для застёгивания - расстёгивания пуговиц, петель, крючков, молний, пряжек, липучек и т.д.; с купанием и одеванием куклы - голыша; научится стирать платочки, носочки; научится резать варёные овощи для салатов, красиво накрывать стол, складывая по-разному бумажные и полотняные салфетки; мыть за собой посуду. И всё это будет косвенно готовить руку к письму. Руками ребёнок начнёт осваивать и сенсорные эталоны: величину, длину, форму, цвет, вкус, структуру поверхности и многое другое. От ощущения - к восприятию, от восприятия - к представлению, от представления - к пониманию. Таким образом, «ручной» опыт даст «пищу для ума», обогатит речь специальными понятиями - «орудиями мысли». В этом возрасте важно развитие познавательных интересов, умений, целеполагания: чтобы голова замыслила, а рука сделала, чтобы сенсорно - моторная и вербальная (словесная) познавательная деятельности дополняли одна другую. Рисуя, дети в этом возрасте часто стараются копировать движения взрослых или опираются на «память руки». Держит карандаши пальцами, копирует формы несколькими чертами. Собирает и строит из 9 кубиков. Копирует круг, рисует человека без туловища (головонога). Зрительный контроль за движениями не играет особой роли. Постепенно происходит межсенсорная интеграция кинестетических ощущений во время рисования и зрительных образов, воспринимаемых при этом. Рука как бы учит глаз. Постепенно хаотичные восприятия ребёнка, накопленные за предыдущие три года жизни, начнут систематизироваться и упорядочиваться. Дети, начинают овладевать некоторыми видами продуктивной деятельности, направленной не только использование уже имеющихся, но и на создание новых объектов (простейшие виды ручного труда, конструирование, лепка и т.д.).
Исследование роли конструктивной деятельности (А.Р. Лурия, Н.Н. Подьяков, В.П. Сохина и др.), а также рисования (З.М. Богуславская, Н.П. Сакулина и др.) в развитии зрительного восприятия показывают, что под влиянием этих деятельностей, у детей складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, способность расчленять видимый предмет на части и затем, объединять их в целое, прежде чем, подобного рода операции будут выполнены в практическом плане.

Пятый год жизни

Прыгает на одной ноге, ходит по бревну. Прыгает попеременно на одной или другой ноге. Поднимается вверх по лестнице. Может скользить на двух ногах. На пятом году жизни совершенствуются ранее приобретённые умения, появляются новые интересы, например выпиливание лобзиком, вышивание крестиком, вязание крючком и др. «Выставки творчества», где демонстрируются поделки, сопровождаются рассказами о том, как это было выполнено. Ручные умения приучают ребёнка преодолевать трудности, развивают его волю и познавательные интересы. Чем больше он задаёт вопросов, тем больше «получает» руками ответов. Такая сложная наука, как математика, тоже идёт «от схватывания рукой - до понимания умом». Привлекательным занятием становится писание по трафаретам цифр и букв. Это шаг к освоению «грамоты» и подготовке руки к письму. В этом возрасте дети любят играть с завязанными глазами. «Руки видят!» - делают они открытие и готовы снова и снова перепроверять свои возможности. Для таких игр нужны буквы и цифры, вырезанные из плотного картона, металла или выпиленные из дерева. Многие дошкольники готовы к длительным наблюдениям, к экспериментам и опытам с магнитом, воздухом, водой, бумагой и т.д. Рисует карандашами или цветными мелками. Постройки более чем из 9 кубиков. Складывает бумагу более одного раза. Определяет предметы в мешке на ощупь, лепит из пластилина (от 2 до 3 частей), шнурует ботинки, застегивает пуговицы. Копирует квадрат, треугольник, рисуя человека, изображает элементы одежды. Словарный запас ребёнка достигает уже двух тысяч, он пользуется всеми частями речи, кроме деепричастия, и всеми грамматическими формами. Может пересказать знакомую сказку, вспомнить и связно передать то, что произвело на него сильное впечатление, рассказать про экскурсию, поездку в гости, поход в театр. При этом руки будут приходить на помощь: заменять слова, показывая расстояние, направление размеры. А у детей 4-5 лет наиболее значима сенсорная интеграция (координация), обработка более тонко дифференцированных движений под контролем системы восприятия.

Шестой год жизни: «рука готовится к школе»

Если руку ребёнка развивали с рождения, то на шестом году жизни он совершенствуется в «ручной умелости»: осваивает более сложные способы резания, склеивания, сгибания, наматывания, пересыпания, складывания, используя ткань, бумагу, проволоку, фольгу, подсобные и природные материалы; применяет различные орудия труда и инструменты: ручки, карандаши, кисточки, фломастеры, ножницы, молоток, грабли, щётки, лейки, лопаты и др. Именно к 6 - 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. К возрасту 6-8 лет формируется достаточно совершенная система межсенсорной интеграции. С этого момента зрительно-моторная координация начинает занимать ведущее место в регуляции графомоторных движений и в формировании соответствующих навыков Хорошо прыгает, бегает, прыгает через веревочку, прыгает попеременно на одной или другой ноге; бегает на носках. Катается на двухколесном велосипеде, катается на коньках, играет в хоккей, катается на лыжах. В 5-6 лет ведущим считается психосенсомоторное развитие, обогащение функционального восприятия психосоциальным опытом и эмоциями. Сенсомоторное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка и в то же время имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности. К концу дошкольного возраста у нормально развивающихся детей должна сформироваться система сенсорных эталонов и перцептивных действий как результат правильно организованного обучения и практики.

Урунтаева Г.А. выделяет три периода сенсомоторного развития:
1) В младенчестве - высшие анализаторы - зрение, слух - опережают развитие руки, как органа осязания и органа движения, что обеспечивает формирование всех основных форм поведения ребенка, а значит, определяет ведущее значение в этом процессе.

Особенности сенсомоторного развития в младенческом возрасте:
.Складывается акт рассматривания предметов;
. Формируется хватание, приводя к развитию руки, как органа осязания и органа движения;
. Устанавливаются зрительно-двигательные координации, что способствует переходу к манипулированию, в котором зрение управляет движением руки;
. Устанавливаются дифференцированные взаимосвязи между зрительным восприятием предмета, действием с ним и его называнием взрослым.
2) В раннем детстве - восприятие и зрительно-двигательные действия остаются очень несовершенными.

Особенности сенсомоторного развития в раннем детстве:
. Складывается новый тип внешних ориентировочных действий - примеривание, а позднее - зрительное соотнесение предметов по их признакам;
. Возникает представление о свойствах предметов;
. Освоение свойств предметов определяется их значимостью в практической деятельности.

3) В дошкольном возрасте - это особая познавательная деятельность, имеющая свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Игровое манипулирование сменяется собственно обследовательскими действиями с предметом и превращается в целенаправленное его опробование для уяснения назначения его частей, их подвижности и связи друг с другом.
К старшему дошкольному возрасту обследование приобретает характер экспериментирования, обследовательских действий, последовательность которых определяется не внешними впечатлениями ребенка, а поставленной перед ними задачей, меняется характер ориентировочно-исследовательской деятельности. От внешних практических манипуляций с предметом дети переходят к ознакомлению с предметом на основе зрения и осязания.
Важнейшей отличительной особенностью восприятия детей 3-7 лет выступает тот факт, что, соединяя в себе опыт других видов ориентировочной деятельности, зрительное восприятие становится одним из ведущих.

Особенности сенсомоторного развития в дошкольном возрасте:
. зрительные восприятия становятся ведущими при ознакомлении с окружающим;
. осваиваются сенсорные эталоны;
. возрастает целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия;
. с установлением взаимосвязи с речью и мышлением, восприятие интеллектуализируется.

Таким образом, можно сделать вывод, что онтогенез сенсомоторики ребёнка в психологической литературе исследован достаточно полно многими авторами. Показана взаимосвязь развития моторики и сенсорики с созреванием соответствующих зон мозга и развитием важнейших психических функций, выявлена возрастная динамика этого процесса, показано его совершенствование в ходе развития ребёнка

. Способы развития сенсомоторики у детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития способностей. Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни. Недостаточное сенсомоторное развитие детей раннего и дошкольного возраста приводит к возникновению различных трудностей в ходе дальнейшего обучения.

Профессор Н.М. Щелованов называл дошкольный возраст “золотой порой” сенсомоторного воспитания и важно предоставить детям в этот период все возможности для обогащения их чувственного и двигательного опыта.

Вот что писал Ушинский о детской деятельности : "Дитя мыслит формами, звуками, ощущениями вообще, и тот напрасно и вредно насиловал бы детскую природу, кто захотел бы заставить мыслить иначе. Дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а её однообразием и односторонностью".

В каждом возрастном периоде стоят свои задачи сенсомоторного развития, и решать их следует путем разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсомоторного воспитания с учетом последовательности формирования функции восприятия в онтогенезе.

Круг задач сенсомоторного воспитания:

  1. Совершенствование двигательных функций (развитие и совершенствование общей (крупной) и ручной (мелкой) моторики, формирование графомоторных навыков.
    2. Тактильно-двигательное восприятие.
    3. Развитие слухового восприятия.
    4. Развитие зрительного восприятия.
    5. Восприятие формы, величины, цвета.
    6. Восприятие особых свойств предметов (вкус, запах, вес).
    7. Восприятие пространства и времени.

Средства для решения задачи:

  • Научно-методическая литература
  • Изучение передового опыта
  • Диагностика
  • Игры, упражнения, задания на развитие сенсорных эталонов
  • Фронтальные и подгрупповые занятия
  • Создание развивающей среды
  • Работа с родителями

Отечественная наука выделяет два основных сенсомоторных метода — обследование и сравнение .

Обследование — специально организованное восприятие предмета (объекта) с целью использования его результатов в какой-либо практической деятельности.

Сравнение — это и дидактический метод, и одновременно мыслительная операция, посредством которых устанавливаются черты сходства и различия между предметами (объектами) и явлениями. Сравнение может идти путем сопоставления предметов или их частей, путем наложения предметов друг на друга или приложением предметов друг к другу, ощупывания, группировки по цвету, форме или другим признакам вокруг образцов-эталонов, а также путем последовательного осмотра и описания выделенных признаков предмета, способом выполнения планомерных действий.

Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом:

  • Им созданы детские песенки, потешки, игрушки и игры, которые забавляют и учат ребёнка.
  • Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для дошкольника наиболее подходящей формой обучения. Богатые возможности для сенсорного развития и совершенствования ловкости рук таят в себе народные игрушки: башенки, матрёшки, неваляшки, разборные шары, яйца и многие другие. Детей привлекают красочность этих игрушек, забавность действий с ними. Играя, ребёнок приобретает умение действовать на основе различения формы, величины, цвета предметов, овладевает разнообразными новыми движениями, действиями. И всё это своеобразное обучение элементарным знаниями и умениям осуществляется в формах увлекательных, доступных ребёнку.

Игра - универсальный способ воспитания и обучения маленького ребёнка. Она приносит в жизнь ребёнка радость, интерес, уверенность в себе и своих возможностях. Почему акцент в выборе игр для детей стоит делать на сенсорные и моторные игры? Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления, речи.

Классификация игр, необходимых для развития детей дошкольного возраста:

Сенсорные игры. Эти игры дают опыт работы с самыми разнообразными материалами: песком, глиной, бумагой. Они способствуют развитию сен-сорной системы: зрения, вкуса, обоняния, слуха, температурной чувствительности. Все органы, данные нам природой, должны работать, а для этого им необходима «пища».

Моторные игры (бег, прыжки, лазание). Не всем родителям нравится, когда ребенок бегает по квартире, залезает на высокие предметы. Безусловно, прежде все-го надо подумать о безопасности ребенка, но не стоит запрещать ему активно двигаться.

Задача педагогов в детских учреждениях заключается в организации игрового места для детей, насыщении его такими предметами, игрушками, играя с которыми малыш развивает движения, учится понимать их свойства - величину, форму, а затем цвет, так как правильно подобранный дидактический материал, игрушки привлекают внимание малыша к свойствам предметов. Гармоничность сочетания разнообразных форм, размеров, фактуры, цветовой гаммы предметов, естественные качества природных материалов не только позволяют детям освоить новые ощущения, но и создают особый эмоциональный настрой.

Очень важной частью развития сенсомоторных способностей являются «пальчиковые игры ». «Пальчиковые игры» — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Из поколения в поколение передаются забавные народные потешки: «Ладушки-ладушки», «Сорока - белобока», «Коза рогатая» и другие пальчиковые игры. Педагог Василий Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки видимой частью полушарий головного мозга.

Мария Монтессори говорила, что каждое движение ребёнка — это ещё одна складочка в коре больших полушарий. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д. Трехлетние малыши осваивают игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая — кошку, вбегающую в этот домик. Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Более старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом — мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т. д. Пальчиковые игры - это упражнения для улучшения подвижности пальцев, развитие их силы и гибкости и, как следствие, снижение физической усталости, массаж «активных точек» на пальцах и ладонях.

Оптимальный вариант развития мелкой моторики - использование физкультминуток. Физкультминутка, как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением. Традиционно физкультминутки проводятся в сочетании движений с речью детей. Проговаривание стихов одновременно с движением обладают рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, чёткой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие.

Для развития ручной умелости, а так же детского творчества, артистизма у детей используются различные виды инсценирования, в которых принимают участие все дети. Игры, напоминающие театральные представления, требуют кропотливой совместной работы детей и взрослых: пальчиковый театр, «Театр рукавичек», театр теней и т.д. В этих инсценировках (где действуют пальцы и руки) большие возможности для развития ручной ловкости, движений кисти и пальцев рук, умелости, точности, выразительности движений и развития речи.

Комната сенсорного развития. Это окружение, которое состоит из различного рода стимуляторов (проекторы, световые трубки, фиброоптические волокна, сухие бассейны, мягкие покрытия, разгрузочные сиденья, генераторы запахов, специальная музыка и т.д.), Это маленький рай, где все журчит, звучит, переливается, манит, и воздействует на все органы чувств человека.

  • Рисование пальцами, кистью, кусочком ваты и т.д.;
  • Лепка из глины, пластилина, теста;
  • Игры с крупной и мелкой мозаикой, конструктором;
  • Застёгивание и расстегивание пуговиц;
  • Всевозможные шнуровки;
  • Нанизывание колец на тесьму;
  • Вырезание
  • Аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга);
  • Конструирование из бумаги (оригами);
  • Макраме (плетение из ниток, веревок);
  • Собирание пазлов;
  • Сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, желуди, бусинки, крупы, ракушки), разных по величине, форме, материалу.
  • Использование массажных мячей
  • «Шариковые» ванны»
  • «Осязательные ванны»
  • Тактильные панно
  • «Сенсорная тропа для ног»
  • Самомассаж
  • Игры с водой, песком
  • Дидактические игры
  • Подвижные игры

Сенсомоторное развитие ребёнка происходит в ходе специальных игр-занятий, в процессе дидактических игр и упражнений, в продуктивных видах деятельности (аппликация, рисование, лепка, конструирование, моделирование), в процессе труда в природе, в повседневной жизни детей: игре, на прогулке, в быту, в процессе практических действий с предметами и наблюдений. Развитие ручной умелости невозможно без своевременного овладения навыками самообслуживания: к старшему дошкольному возрасту у ребёнка не должно быть затруднений в застёгивании пуговиц, завязывании шнурков на обуви, узелков на платке и др.

Важно и посильное участие детей в домашних делах: сервировке стола, уборке помещения и т.п. Эти повседневные нагрузки имеют не только высокую нравственную ценность, но и являются хорошей систематической тренировкой для пальцев руки. Наиболее эффективными являются те виды деятельности, которые выдвигают перед восприятием ребенка все более сложные задачи и создают условия, способствующие усвоению сенсорных эталонов.

Таким образом, можно сделать вывод, что для сенсомоторного развития необходимо руководство со стороны взрослого, который включает ребенка в деятельность и формирует действие и восприятие:

  • Выделяет эталоны словом; слово обобщает, т. е. вносит то, что дает
    чувственный опыт, и что сам ребенок не может выделить в предмете, явлении.
  • Учит обследовать объект по-разному в зависимости от целей обследования и самих обследуемых качеств.

Осваивая под руководством взрослых эталонные значения качеств на основе предшествующего собственного сенсорного опыта, ребенок поднимается на новый, более высокий уровень знаний — обобщенных, систематизированных.

Знание эталонов позволяет ребенку анализировать действительность, самостоятельно видеть знакомое в незнакомом и выделять особенности незнакомого, накапливать новый сенсорный и двигательный опыт. Ребенок становится более самостоятельным в познании и деятельности.

Список литературы:

Венгер Л.А, Пилюгина Е.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка:

книга для воспитателей детского сада.- М.: Просвещение, 1998 .- 144 с.

  1. Гербова В.В., Казакова Р.Г., Кононова И.М. и др.; Воспитание и развитие детей раннего возраста: Пособие для воспитателя детского сада - М.: Просвещение, 2000. - 224 с.
  2. Гризик Т.И. Ловкие пальчики.- М: Просвещение, 2007.- 54 с.
  3. Дворова И.В., Рожков О.П. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-4-го года жизни.- МПСИ Модэк, 2007.
  4. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.Учеб. пособие для студентов сред. пед. учебн. заведений. - 3-е издание исправ. и доп. - М.: Академия, 2001. - 416 с.
  5. Краснощёкова Н.В. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста. Игры, упражнения, тесты.- Ростов н/Д: Феникс, 2007.
  6. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Учебник для студ. вузов. - М.: Академия, 2000.
  7. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:

М.: ВЛАДОС, 2001. - 688 с.

  1. Павлова Л.Н., Волосова Е.Б., Пилюгина Э.Г.. Раннее детство: познавательное развитие. Метод. пособие. - М.: Мозаика-Синтез, 2002.
  2. Пилюгина В.А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста.

М.: Просвещение, 1996. - 112 с.

  1. Поддъякова Н.Н., Аванесова В.Н. Сенсорное воспитание в детском саду. Пособие для воспитателей. - М.: Просвещение, 2001. - 192 с.
  2. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. - М.; Мозаика-Синтез, 2009. - 72 с.