Меню

Существует ли "святая ложь"? V. Как вы думаете, что значит быть честным перед собой

Красота

Игровые и проблемные ситуации, направленные на усвоение детьми общественных норм и ценностей, принятых в обществе

Яковлева Ольга Васильевна воспитатель ГБОУ «Школа № 842», город Москва
Описание работы: Предлагаю вам игровые и проблемные ситуации для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Данный материал будет интересен воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста, родителям. Он направлен на усвоение ребенком общественных норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств.

Цель
Усвоение детьми общественных норм и ценностей, принятых в обществе, через игровые и проблемные ситуации.
Задачи
Научить детей видеть нравственную сторону воспринимаемых действий, событий, понимать их суть.
Дать представления о нравственной стороне человеческих отношений, опираясь на создание игровых и проблемных ситуаций.
Формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других людей.
Воспитывать моральные и нравственные качества.

Игровые ситуации

Вежливая просьба
Цель: Знакомство детей с формами выражения просьбы, адресованными старшему незнакомому, старшему близкому, а также ровеснику в разных ситуациях: дома, на улице, в общественных местах.
1.Давайте поиграем в детский магазин. Света - продавец, а другие дети - покупатели. Разложим на "прилавке" игрушки. (Каждый ребенок выбирает себе покупку и обращается к продавцу, а тот вежливо ему отвечает. Кроме слов просьбы, дети должны помнить о словах благодарности и отзыва на них - "пожалуйста".)
2.Вы в незнакомом городе. Вам нужно пройти к зоопарку, но вы не знаете дороги. Навстречу идет прохожий. Пусть им будет Ваня. Вика, подойди к прохожему и спроси у него дорогу к зоопарку. Как ты это сделаешь?
3.Мама велела прийти домой в 3 часа. Но у вас нет часов. Вам придется обратиться к кому-нибудь из старших. Как вы это сделаете?
4.Придумайте случаи, в которых необходимо употреблять слова просьбы. Следите за тем, чтобы вы сами и ваши друзья никогда не забывали - ни дома, ни на улице, ни в детском саду, ни в магазине - употреблять их.


Об уступчивости
Цель: Объяснить детям, как важно в игре и в серьезных делах не быть грубым, уступать друг другу.
1.Максим и Юля, вы хотите поиграть в шашки. Попробуйте решить, чей ход будет первым.
2.Пусть Дима будет дядей Колей, а Оля и Лена - его племянницами. Дядя Коля приехал к ним в гости. Он привез одну большую морскую звезду. Оля и Лена должны принять подарок, но не поссориться. Давайте послушаем разговор и посмотрим, как дети будут себя вести.
3.Мы все хотим посмотреть на маленького смешного щенка. Давайте сделаем это без давки, уступая друг другу.
4.Воспитатель принесла книжку с картинками. Сережа, уступи Кате. Пусть она первая посмотрит книжку. Катя, поблагодари Сережу. А может быть, стоит посмотреть книжку вместе?


Утешение
Цель: Соединить сопереживание со словесным выражением сочувствия, ввести в активный словарь ребенка слова утешения.
1.Давайте найдем слова утешения (задание дается попарно).
2.Маша прищемила палец. Ей больно. Утешьте ее.
3.Малыш ушибся и заплакал. Пожалейте его.
4.Ваня сломал машинку, которую ему подарили на день рождения. Он очень огорчился. Подумайте, как помочь Ване.
5.Поиграем в больницу. Кукла Катя больна. Медсестра сделала ей укол. Кате больно. Пожалейте ее.


Обращение к взрослому человеку
Цель: Закрепить обращение к взрослому по имени отчеству, соединить прямое обращение с выражением радости.
1.Миша, как твое отчество? Значит, ты будешь Михаил Сергеевич - Колин сосед. Коля, представь, что ты встречаешь своего взрослого соседа в подъезде и хочешь показать ему свою новую машину. Как вы будете разговаривать? Быть вежливыми вы должны оба.
2.Пусть Оля будет детским врачом - Ольгой Алексеевной, а Маша придет к ней на прием. Поговорите между собой.
3.Пусть Коля будет Николаем Петровичем, отцом Сережи. А ты, Витя, пришел к Сереже в гости. Ты должен обратиться к Николаю Петровичу и попросить его помочь тебе и Сереже разобраться в инструкции к конструктору.

Проблемные ситуации

1.Если вы случайно толкнули кого-то или задели рукой. Ваши действия. ("Извините, я случайно вас задел. Простите, я нечаянно.")
2.Лена пришла нарядная, ей захотелось, чтобы все это сразу заметили, и с порога она громко сказала: "Посмотрите, какая я красивая, какое платье у меня, какие туфельки, ни у кого таких нет!"
Правильно ли поступила Лена, этично? И почему?
3.Кто из девочек поступил этично?
… Лена подошла к воспитателю и сказала: "Вы сегодня такая красивая!" А воспитатель подумала: "А в другие дни я, наверное, некрасивая".
… Оксана Сергеевна увидела Таню и сказала: "Ты всегда выглядишь хорошо, но сегодня особенно хорошо!"
-Спасибо, - сказала Таня, - мне очень приятно.
Хорошее о человеке надо тоже уметь правильно высказать, т.е. хвалить так, чтобы этим не обидеть человека, не забывать о тактичности.
4.Мама зовет сына: "Миша, помоги, пожалуйста, вымой посуду".
Миша отвечает: "Сейчас".
Проходит некоторое время, мама снова просит сына и слышит тот же ответ. Миша, закончив свои дела, приходит на кухню и видит, что усталая мама сама вымыла посуду.
-Ну зачем ты вымыла, - обижается сын, - я бы вымыл, немного погодя.
Как вы думаете, почему обиделась мама на сына? Если Миша был действительно занят, то что он должен был сказать? Этично или неэтично поступил Миша?
5.Сестра взяла краски брата без разрешения. Порисовала и положила на место. Пришел брат, заметил, что краски мокрые, но промолчал. Кто поступил неэтично?
6.Мой знакомый мальчик спрашивает: "Стоит ли мне возвращать игру другу, если я брал ее давно и забыл вернуть? Друг о ней уже не вспоминает". Как вы думаете, что мне посоветовать мальчику? "Долг платежом красен", - что означают эти слова?
7.Послушайте небольшой рассказ и скажите, кого из мальчиков вы считаете культурным человеком.
… Федя радовался весеннему солнцу, теплому ветерку, он вышел на прогулку. Здорово было бы сейчас поиграть в лошадки! Земля подсохла, и нет луж. Где бы взять прутик для игры? Федя огляделся вокруг и увидел маленькое деревце, посаженное кем-то осенью. За зиму оно окрепло, и сейчас почки на нем набухли, вот-вот появятся зеленые листочки. Федя подбежал к деревцу и попытался сломать веточку. Деревце гнулось, но не ломалось, а маленькая веточка надломилась. Федя недовольно махнул рукой на деревце и пошел играть с ребятами.
… Юра вышел на прогулку, сразу увидел сломанное деревце и очень огорчился. Какой же злой человек испортил эту красоту?- подумал Юра. Он вернулся домой, взял, с разрешения папы, изоленту и, соединив сломанные ветки, закрепил их лентой. Веточка со временем прижилась, зазеленела листиками, радуя прохожих, а красная ленточка на ветке осталась как напоминание о культуре людей.

Киселёва Светлана Николаевна

МБДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад №165"

г. Оренбург, Оренбургская область

"Дидактические игры и ситуации по формированию нравственных качеств с детьми старшей и подготовительной к школе групп"

«ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО»

Цель:

Учить детей отличать хорошее поведение от плохого.

Обратить внимание на то, что хорошее поведение приносит радость, здоровье как тебе самому, так и окружающим тебя людям, и, наоборот, плохое поведение может привести к несчастью, болезни.

Демонстрационный материал: отрывки из художественных произведений, жизненные факты о хорошем и плохом поведении человека, детей, группы.

Ход игры:

Дети мимикой и жестами выражают свое отношение к хорошему и плохому поведению (плохое поведение — делают сердитое лицо, грозят пальцем; хорошее — улыбаются, одобрительно кивают головами). Отвечают на вопросы воспитателя.

Примерные вопросы: «Сегодня Сережа опять ел снег. Ребята, это хорошо или плохо? Дети мимикой и жестами показывают, что это плохо. Что может случиться с Сережей?» Дети отвечают. И так далее.

«БЛАГОРОДНЫЕ ПОСТУПКИ»

Цель:

Воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей. Формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека.

Материал: мяч.

Ход игры:

Детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам (женщинам) и мальчикам (мужчинам). Воспитатель кидает в руки мяч одному из игроков, тот называет благородный поступок и перекидывает мяч следующему игроку по своему желанию.

Например, благородные поступки для мальчиков: называть девочку только по имени; при встрече с девочкой первым здороваться; уступать в транспорте место; никогда не обижать девочку; защищать девочку; помогать девочке переносить тяжелые вещи; когда девочка выходит из транспорта, нужно выйти первым и подать ей руку; мальчик должен помочь девочке одеться, подать пальто и т.д.

Благородные поступки для девочек: называть мальчика только по имени; при встрече с мальчиком здороваться; хвалить мальчика за проявление внимания; не обижать и не обзывать мальчика, особенно в присутствии других детей; благодарить мальчика за добрые дела и поступки; и т.д.

«КАК Я ДОМА ПОМОГАЮ»

Цель:

Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь людям.

Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку

Ход игры:

Дети по очереди отрывают лепестки от цветочка, называя обязанности, которые они выполняют в семье (поливают цветы, подметают пол, ухаживают за животными, «воспитывают» младших сестер и братьев, чинят игрушки и др.). Можно разнообразить игру. Пусть дети перечислять обязанности, которые выполняют в семье их мамы, а потом папы.

«ДАВАЙТЕ ГОВОРИТЬ ДРУГ ДРУГУ КОМПЛИМЕНТЫ»

Цель:

Материал: любой цветок (лучше, если он будет не искусственный, а живой).

Ход игры:

Воспитатель приносит «Волшебный Цветок», который поможет ребятам выразить свои чувства. Детям предлагается передавать цветок любому ребенку и делать ему комплимент. Если, кто-то, окажется без внимания, воспитатель делает комплимент этим детям.

«ПОЖЕЛАНИЯ»

Цель:

Научить детей быть внимательными друг к другу, уметь проявлять симпатии к детям своего и противоположного пола. Закреплять знания о качествах мужественности и женственности.

Материал:

Ход игры:

Дети встают в круг. Передавая друг другу игрушку, говорят свои пожелания: « Я желаю тебе….»

«МЕШОК ПЛОХИХ ПОСТУПКОВ»

Цель:

Учить детей быть внимательными к окружающим, сверстникам, близким. Уточнить представление детей о плохих поступках и их последствии, развивать умение высказывать суждения.

Материал: чёрные бумажные кляксы, мешок.

Ход игры:

Дети получают чёрные бумажные кляксы, воспитатель предлагает их сложить в мешок, при этом рассказать какие плохие поступки он сегодня совершил, а так же сложить в этот мешок отрицательные эмоции: злость, обиду, грусть. И когда дети идут гулять, этот мешок выбрасывается.

«ВЕЖЛИВЫЕ СЛОВА»

Цель:

Воспитывать в детях культуру поведения, вежливость, уважение друг к другу, желание помочь друг другу.

Материал: сюжетные картинки, на которых изображены разные ситуации: ребенок толкнул другого, ребенок поднял упавшую вещь, ребенок жалеет другого ребенка, и т.д.

Ход игры:

Дети рассматривают сюжетные картинки и озвучивают их вежливыми словами.

Если ребенок затрудняется, задайте ему по картинке наводящие вопросы. Например:

Какое волшебное слово нужно произнести, чтобы друг дал тебе игрушку?

Как ты отблагодаришь человека за помощь?

Как нужно обращаться к взрослым людям? (называть по имени отчеству и на Вы).

Что нужно говорить при встрече с человеком?

Что нужно говорить всем, уходя домой?

Что нужно говорить просыпаясь утром, приходя утром в детский садик? Какие слова можно пожелать друг другу перед сном?

Что ты скажешь, если кого-нибудь нечаянно толкнешь или заденешь? и т.д.

Дети должны знать и использовать в жизни следующие слова: здравствуйте, до свидания, до скорой встречи, будьте добры, будьте любезны, пожалуйста, спасибо, извините, спокойной ночи, и др.

«КОПИЛКА ДОБРЫХ ДЕЛ»

Цель:

Побуждать детей к положительным поступкам и делам.

Материал: бумажные сердечки, украшенная коробка.

Ход игры:

Дети получают бумажные сердечки, воспитатель предлагает их складывать в «коробочку добрых дел», но при этом ребёнок должен сказать, что хорошего он сегодня сделает или уже сделал.

« Очень хорошо, что так много хороших поступков вы совершаете. Всегда приятно видеть ваше доброе отношение друг к другу».

«ЦВЕТОК ДОБРЫХ ДЕЛ»

Цель:

Учить детей быть внимательными к окружающим, сверстникам, близким, совершать для них добрые дела.

Уточнить представление детей о добрых поступках, развивать умение высказывать суждения.

Побуждать детей к положительным поступкам и делам.

Воспитывать желание оставлять “добрый след” о себе в душах людей.

Материал : цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку.

Ход игры:

Можно проводить игру индивидуально с ребенком, можно с группой детей. Детям предлагается собрать «Цветок добрых дел», для этого нужно каждому ребенку взять лепесток и говорить, какие — либо добрые дела. Дети перечисляют положительные поступки по очереди, а взрослый соединяет лепестки с серединкой. Когда цветок собран, дети аплодируют друг другу.

«ПОЖЕЛАНИЯ»

Цель:

Научить детей быть внимательными друг к другу, уметь проявлять симпатии к детям своего и противоположного пола. Закреплять знания о качествах мужественности и женственности.

Материал: игрушка-сердечко (любая игрушка).

Ход игры:

Дети встают в круг. Передавая друг другу игрушку, говорят свои пожелания: « Я желаю тебе…

«ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Цель:

Развивать умение понимать и определять настроение и самочувствие своих близких и родных людей.

Ход игры:

Папа расстроен, потому что...

Мама расстроилась из-за...

Дедушка посмотрел на меня строго, потому что...

Младший брат расплакался из-за...

Заключением такой игры могут стать вопросы:

Что нужно сделать, чтобы улучшить настроение близкому человеку?

Бывали ли вы внимательны к настроению, самочувствию своих родных?

«МУРАВЬИ»

Цель:

Ход игры:

Воспитатель (рассадив детей вокруг себя): « Приходилось ли кому-нибудь из вас видеть в лесу муравейник, внутри которого день и ночь бурлит жизнь? Никто из муравьишек не сидит без дела, каждый занят: кто-то таскает иголки для укрепления жилища, кто-то готовит обед, кто-то воспитывает детей. И так всю весну, и все лето. А поздней осенью, когда наступают холода, муравьишки собираются вместе, чтобы заснуть в своем теплом домике. Они спят так крепко, что им не страшны ни снег, ни метель, ни морозы. Муравейник просыпается с наступлением весны, когда первые теплые солнечные лучи начинают пробиваться сквозь тола иголок. Но прежде чем начать привычную трудовую жизнь, муравьишки закатываю знатный пир. У меня такое предложение: роль муравьишек в радостный день праздника. Покажем, как муравьишки приветствуют друг друга, радуясь приходу весны, как рассказывают о том, что им снилось всю зиму. Только не забудем, что разговаривать муравьи не умеют. Поэтому будем общаться жестами». Воспитатель и дети разыгрывают пантомимой и действиями изложенный рассказ, заканчивая его хороводом и танцами.

«ЖИЗНЬ В ЛЕСУ»

Цель:

Формирование доброжелательных отношений, сочувствия к окружающим, привлечения внимания к партнёру: его внешности, настроению, действиям, поступкам (методика Е. Смирновой).

Ход игры:

Воспитатель (садится на ковер, рассаживая вокруг себя детей).

«Представьте себе, что вы оказались в лесу и говорите на разных языках. Но вам надо как-то общаться между собой. Как это сделать? Как спросить о чем-нибудь, как выразить свое доброжелательное отношение, не проронив ни слова? Чтобы задать вопрос, как дела, хлопаем своей ладонью по ладони товарища (показ). Чтобы ответить, что все хорошо, наклоняем голову к его плечу; хотим выразить дружбу и любовь - ласково гладим по голове (показ). Готовы?

Тогда начали. Сейчас раннее утро, выглянуло солнышко, вы только что проснулись...»

Дальнейший ход игры педагог разворачивает произвольно, следя за тем, чтобы дети не разговаривали между собой. Общение без слов исключает ссоры, споры, договоры и т.д.

«ДОБРЫЕ ЭЛЬФЫ»

Цель:

Формирование доброжелательных отношений, сочувствия к окружающим, привлечения внимания к партнёру: его внешности, настроению, действиям, поступкам (методика Е. Смирновой).

Ход игры:

Воспитатель садится на ковер, рассаживая детей вокруг себя.

«Когда-то давным-давно люди, борясь за выживание, вынуждены были работать и днем и ночью. Конечно, они очень уставали. Сжалились над ними добрые эльфы. С наступлением ночи они стали прилетать к людям и, нежно поглаживая их, ласково убаюкивать добрыми словами. И люди засыпали. А утром, полные сил, с удвоенной энергией брались за работу».

Сейчас мы с вами разыграем роли древних людей и добрых эльфов. Те, кто сидит по правую руку от меня, исполнят роли этих тружеников, а те, кто по левую, - эльфов. Потом мы поменяемся ролями.

«Итак, наступила ночь. Изнемогающие от усталости люди продолжают работать, а добрые эльфы прилетают и убаюкивают их...»

Разыгрывается бессловесное действо

«ПТЕНЦЫ»

Цель:

Формирование доброжелательных отношений, сочувствия к окружающим, привлечения внимания к партнёру: его внешности, настроению, действиям, поступкам (методика Е. Смирновой).

Ход игры:

Воспитатель: « Вы знаете, как появляются на свет птенцы? Зародыш сначала развивается в Скорлупе. Через положенное время он разбивает ее своим маленьким клювиком и вылезает наружу. Ему открывается большой, яркий, неизведанный мир, полный загадок и неожиданностей. Все ему ново: и цветы, и трава, и осколки скорлупы. Ведь он никогда не видел всего этого. Поиграем в птенцов? Тогда присядем на корточки и начнем разбивать скорлупку. Вот так! (Показ.) Все! Разбили! Теперь исследуем окружающий мир - познакомимся друг с другом, пройдемся по комнате, принюхаемся «предметам. Но учтите, птенцы не умеют разговаривать, они только пищат».

ПРИМЕРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ

1 ситуация:

Девочка протирала влажной тряпочкой строительный материал и нечаянно пролила воду из тазика. Девочка растерялась, а к ней подходит мальчик… Что он будет делать?

2 ситуация:

Дети рисовали каждый на своем листочке, и вдруг девочка разлила краску на рисунок товарища. Что было дальше?

3 ситуация:

Девочка пришла в детский сад с красивыми новыми бантиками. Мальчик подошел к ней, дернул за косичку, и она расплелась. Мальчик засмеялся и убежал. Что было дальше?

4 ситуация:

«Что сказала бы мама» Вы разлили молоко, наступили кому-нибудь на ногу, разбили вазу, обидели друга и т.д. Что сказала бы мама? (дети обыгрывают ситуацию).

5 ситуация:

Оля делала подарок маме. Братик побежал и часть листочков упали на пол. Оля готова была заплакать, но братик сказал волшебное слово. Какое? Оля улыбнулась и сказала братику…

6 ситуация:

Бабушка сшила для Катюшиной куклы платьице, но оно оказалось малым. Катюша расстроилась, а бабушка попросила принести ей куклу и сшила другое платье. Внучка была рада. Она…

7 ситуация:

Ваня строил гараж для машины. Миша просил: «И я с тобой буду строить». Как бы вы попросили об этом друга? Строить Миша не умел, и стройка его развалилась. Он сказал: «Я не специально сломал гараж…» Какое слово должен был сказать Миша? И они дружно начали играть вместе.

8 ситуация:

Представьте себе, что вы уходите из детского сада домой и видите, как мальчик толкает девочку в лужу. Туфли ее намокли, бант на голове еле держится, а по лицу текут слезы. Что бы вы сделали?

ЧЕСТНОСТЬ И ПРАВДИВОСТЬ

занятие с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

Цель: дать представление детям о чести, честности; вызвать желание быть честными и правдивыми, противостоять лжи.

Задачи: 1) разучить пословицы о правде, объяснить их смысл; 2) продолжать развивать фразовую речь детей.

Словарь: правда, правдивость, честность, ложь, обман.

Оборудование: кукла, верёвка, иллюстрации жестов, деревья «добра» и «зла».

Предварительная работа:1.Разучивание инсценировки « Обезьянки.».2. Чтение рассказов В. Осеевой « Что легче?», В. Драгунского « Тайное всегда становится явным», Н. Носова « Фантазёры», быль Л. Толстого « Лгун». 3. Дидактическая игра «Оцени поступок)

ХОД ЗАНЯТИЯ

        1. Интеллектуальная разминка:

        1 Назови времена года. 2.Какое время года идет после весны (лета, осени, зимы)? 3.Какое время года было перед летом (зимой, весной, осенью)? 4. Назови летние месяцы (зимние, весенние, осенние).

            2. Дидактическое упражнение « Назови противоположное слово.»: Хороший-(плохой), злой -(добрый), весёлый - (грустный), честный- (лживый).

        Воспитатель: Ребята, кто может сказать, что такое правда, а что такое ложь?

            Ответы детей.

            3. Инсценировка « Обезьянки.»

            На полянке прыгают, резвятся, играют три обезьянки. Но вот им стало скучно и они решили подшутить над своим папой:решили сделать вид, что увидели крокодила и очень испугались. Стали кричать, звать на помощь. Услышал их крики папа и бросился их спасать. Но когда он прибежал на полянку, дети-обезьянки расхохотались- папа был такой смешной! Ничего не сказал им папа, покачал головой и убежал в лес. Но обезьянкам не было стыдно. Наоборот. Прошло немного времени, и они опять начали кричать испуганными голосами: « Крокодил! Крокодил! Спасите! Спасите!». И опять прибежал их папа, ведь он так любил своих детей и не мог допустить, чтобы с ними случилась беда. Стремительно появившись на поляне, он увидел только весело хохочущих обезьянок, никакого крокодила не было и в помине. Рассердился папа, погрозил грозно кулаком и ушёл.

            Обезьянки так громко хохотали и кричали, что разбудили крокодила, который дремал в реке неподалёку. Услышав шум, крокодил тихо выполз на берег и направился прямо к обезьянкам. Вот тут-то по- настоящему испугались обезьянки и стали звать на помощь. Папа услышал их голоса, но подумал, что они опять шутят, и никуда не пошёл. Что же произошло дальше?

            Ответы детей .

            Воспитатель: Вот видите, к чему может привести ложь? Как в народе говорят- « Раз солгал- навек лгуном стал». Обезьянки сами себя наказали, не надо было обманывать, не случилась бы беда. Ребята, хотите узнать, что может быть с теми, кто говорит неправду, лжёт? Я предлагаю игру « Паутина». Главный герой - кукла. Каждый из вас будет говорить от её имени и передавать другому. Всякий раз, когда кукла солжёт, мы будем обматывать её паутиной (верёвкой). Например, « Я сегодня перепрыгнул через пятиэтажный дом...».

            Проводится игра. В конце игры кукла оказывается замотанной верёвкой.

Воспитатель: Когда человек часто говорит неправду, ложь опутывает его так, как верёвка опутала нашу куклу. Человек становится неспокойным, ему тяжело жить. Как вы думаете, ребята, что нужно сделать такому человеку, чтобы освободиться от пут?

Ответы детей:

В конце ответов воспитатель подводит итог: чтобы освободиться, человек должен попросить прощения у того, кому он солгал, сказать правду. Нужно это сделать как можно скорее.

4, Разучивание пословиц о правде

Воспитатель последовательно называет пословицы и предлагает детям объяснить, как они понимают их содержание. При необходимости воспитатель уточняет и добавляет высказывания детей.

      С правдой весь свет пройдёшь.

      Правда и истина не умирают.

      Лучше горькая правда, чем красивая ложь.

      В правде сила.

      Когда у вруна загорелся дом, никто не поверил

      Победишь не силой, а правдой.

          5.Физкуль тминутка

    • Руки к солнцу подставляйте, с солнцем в прятки поиграйте.

      Солнце светит нам с утра! Раз, два! Раз,два!

      К солнцу тянется трава. Раз, два! Раз, два!

      Раз, два, три, четыре! Пусть сияет солнце в мире!

6, Дидактическая игра « Сад.»

Воспитатель: Ребята, мы попали с вами в сад, в котором растут два дерева: одно радует глаз зелёной листвой, а другое пугает чёрными, корявыми ветвями.Посмотрите, под деревьями лежат листья с написанными словами. Надо прочитать слова и развесить листья на деревья. Помогите мне это сделать.

Дети читают: ложь, истина, правда, добро, зло, честность, обман, клевета, правдивость. Получилось два дерева с набором слов.

Воспитатель: Как бы вы назвали эти деревья? Под каким деревом вам хотелось бы отдохнуть? За каким деревом вам хотелось бы ухаживать.

Ответы детей.

…........7, Решение проблемных ситуаций.

Ситуация 1. По улице шел мальчик, и у него из кармана выпал фонарик. Вы шли сзади и увидели это. Как бы вы поступили?

Ситуация 2. Наташа была одна в комнате. Она убирала со стола и случайно разбила мамину любимую вазу. Ваза упала и разбилась. Что делать? Сознаться? Промолчать? А может сказать, что вазу разбил кот Васька? А как бы поступили вы? Бывали у вас подобные ситуации? Как поступали вы?

Воспитатель: Да, ребята, ложь - это очень плохо. А теперь я задам вам сложный вопрос. А как же понимать такое выражение: « Сказка- ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!»?

Ответы детей.

Сказка - это выдумка, фантазия. То, что происходит в сказке, в жизни никогда не случается. От этой выдумки никому не может быть плохо, больно. Так что сказки нужно придумывать. Я предлагаю провести конкурс на лучшего выдумщика, лучшего сказочника.

Одни дети придумывают невероятные истории,а другие- выбирают самую невероятную и награждают победителя.

        8 Работа в тетрадях.

        Написать слова: правда, ложь, обман, правдивость,честность.

        Итог занятия.

Поистине, честность на сегодняшний день в мире - самый дефицитный товар. Нет такой страны на земле, где бизнесмены бы не воровали, где политики бы не обманывали, а простые граждане всегда соблюдали бы букву закона. И как ни пытаются бороться с коррупцией и обманом, через кампании и даже расстрелы, ничто не помогает.

Мир погряз во лжи и обмане. И когда разгорается очередной коррупционный скандал; когда опять начинается война по «распространению демократии»; когда детей отбирают из семей «ради их же блага»; когда «не подмажешь - не поедешь»; когда кто-то живёт в доме за миллион «зелёных», а ветераны ютятся в том, что трудно назвать домом; когда «современные и креативные» требуют «честные выборы», угрожая «свалить из этой страны»... тогда возникает естественный вопрос о честности: откуда она появляется и куда уходит, можно ли «прописать» её постоянно или она долго не задерживается на одном месте, как её воспитать и возможно ли это вообще?

Российские либералы, к примеру, считают, что все европейцы очень честны в обычной жизни - «там даже полиция взяток не берёт!»

Обожествление североатлантической цивилизации дошло у российских либералов до такой степени, что даже коррупционные и иные скандалы высшего руководства экономически развитых стран и поток самокритики граждан этих стран в СМИ ничего не меняют во взглядах российских «хомячков». «В Европе и Америке люди честные, там голоса избирателей не крадут!» - тупо повторяют свою мантру либероиды. Поэтому, мол, и надо брать пример честности с запада.

Что ж, давайте проясним, откуда взялась честность на западе, что это за честность, какова её природа и возможно ли и нам в России такую же честность развить.

Обсуждая проблему честности в мире, мы отмечаем её периодическое отсутствие у политиков и бизнесменов, у врачей и юристов, у полицейских и учёных, у автомобилистов и прохожих... Получается, что отсутствие честности иногда характерно для всех слоёв населения, для всех профессий, для всех народов. Все мы бываем честными, но иногда совершаем нечестные поступки. Кто-то совершает больше честных поступков, кто-то - меньше, в зависимости от обстоятельств и личных убеждений.

Коррупция есть во всех странах мира. Есть она и в полиции всех стран, только для каждой страны существует свой процент коррумпированных полицейских. А вот подсчёт этих процентов зависит, в том числе, и от честности счетоводов. И здесь вступает в силу политика, которую на любимом российскими либералами западе не напрасно называют «грязным делом», которая все цифры может менять, как ей заблагорассудится. Какая тут может быть после этого честность?

Разум так уж устроен, что человек не может всегда говорить правду. Разум всегда «взвешивает» информацию, дозируя количество правды и лжи. На то и дан разум человеку, чтобы понимать, когда можно говорить правду, а когда - не стоит.

Как же и когда разум приобретает эти способности манипулирования правдой? Ведь не рождается же человек с такими способностями! Полицейские, бизнесмены, политики не родились обманщиками и лгунами. Наши дети до определённого возраста абсолютно честны и лишь постепенно научаются не всегда говорить правду, когда их спрашивают о чём-либо.

Дети не лгут - до определённого возраста они ещё не умеют врать. Детский мозг ещё физически недостаточно развит для полноценного функционирования разума. Пока разум только просыпается, дети не лгут. Но как только мозговая биологическая ткань в голове человека созревает для полноценного функционирования разума, первое, что делает проснувшийся разум, - начинает дозировать исходящую от него информацию, начинает играть информацией. Проснувшийся разум начинает использовать информацию в своих целях, соизмеряя в ответах правду и ложь.

Если в первом классе практически все дети слушаются учителя и честно отвечают на поставленный учителем вопрос, работая без списывания и без подсказок. То через десять лет обучения в российской школе уже практически невозможно найти ученика, кто никогда не списывал бы и не пользовался бы подсказками.

Как получается такое? И почему это происходит?

Наверное, происходит естественный процесс, когда просыпающийся разум ребёнка, познавая мир, начинает играть информацией, изучая реакцию людей . Именно в это время ребёнок открывает для себя и приобщается к определённому набору ценностей, которые и определяют его дальнейшее поведение. И если в это время позволить просыпающемуся разуму принять ложь за истину, тогда из ребёнка вырастет обманщик.

Честность воспитывается с детства. Понятие честности закладывается в человека в семье, с детского сада, со школы. Основные навыки манипулирования информацией человек (разум) получает в процессе обучения, общаясь с родителями, сверстниками, со взрослыми. Именно обучение в школе проявляет, закрепляет, закладывает или разрушает в человеке нормы нравственности, честности.

Какое явление в процессе обучения в школе яснее всего говорит о честности в детском мышлении? Конечно, списывание, подсказки.

Списывание - это всегда ложь и обман. Обман себя, так как ученик остаётся неучем, получая за удачное списывание «переходящую» отметку. Обман учителя, так как учитель оценивает не настоящие знания и ставит оценку незаслуженно, ненароком поощряя обманщика обманывать дальше. Обман других детей, так как «списыватель» незаслуженно получает место среди «успевающих», развращая других возможностью получения хорошей оценки с помощью лжи и обмана. В конце концов, списывание - это обман общества, страны и государства, так как с помощью «липовых» оценок человек строит свою жизнь, карьеру, будучи невеждой. Сколько таких неучей и лгунов мы наблюдаем в повседневной жизни!

В школьном списывании яснее всего раскрываются представления детей о честности. Ученик понимает, списывая, что поступает плохо, но делает это, пытаясь мелкой ложью избавиться от необходимости совершать волевые усилия над собой для достижения определённого результата. И став взрослыми, такие дети переносят во взрослый мир извращённое понимание того, как надо учиться и жить.

Списывание и подсказки - отрицательные явления. Это признают все учебные системы мира. Действительно, списывание явно говорит о нечестности человека - с помощью лжи такой человек получает лучшие баллы, позволяющие ему занимать более высокие места в обществе. Можно сказать вполне определённо, что нечестность, приобретаемая через списывание в школе, порождает нечестность во взрослой жизни , когда человек с помощью лжи строит свою благополучную жизнь за счёт других. И тогда честность оказывается в проигрыше, что становится развращающим уроком для окружающих.

К каким же ценностным системам приобщаются дети в разных странах? Каким образом в разных странах пытаются искоренить списывание и подсказки? Каким образом воспитывается честность у молодых граждан?

В России списывание и подсказки официально осуждают и пытаются бороться с ними. Правда, почти безрезультатно - как могут успешно бороться с подсказками и списыванием люди, которые сами когда-то прошли эту же школу?

Школьниками российскими подсказки и списывание часто героизируются: «нет выше доблести, чем списать под носом учителя!» Иногда дети подсказывают из принципа «сам пропадай, а товарища выручай». Взаимовыручка, чувство локтя, чувство коллектива, чувство товарищества, дружба - всё служит российским детям для оправдания лжи списывания и подсказок. Ребята понимают, что «списывать и подсказывать нехорошо», но есть более высокие нормы, которые необходимо соблюдать в первую очередь. Российское списывание и подсказки происходят из менталитета российского, основанного на коллективизме и соборности. Здесь ложь и обман осуждаемы, но не отвергаемы, так как помогают сохранить дружбу, коллектив, общество.

Бытовая мелкая нечестность соседствует в российском обществе с честностью, которая всегда есть в людях - «помогая товарищу (подсказывая) и списывая, сам остаюсь честным и справедливым «по жизни». Такие люди считаются ценными друзьями и сотрудниками. Иногда такая честность позволяет даже сделать хорошую карьеру, так как честные люди, на которых можно положиться, всегда нужны бесчестным руководителям.

Ложь списывания и подсказки в школе представляются слишком ничтожными поступками по сравнению с дружескими отношениями с одноклассниками, по сравнению с всеобщей справедливостью, с честностью по отношению к стране и государству. В результате всё общество смотрит сквозь пальцы на эти нарушения, хотя и осуждает их формально. Со временем, по мере взросления человека, маленькая ложь списывания и подсказки становится большой ложью коррупции и других правонарушений. Но при этом всё равно остаётся ощущение дружеского единства российского общества: мы все добровольные подсказчики и «списывалки» - мелкие лгунишки - составляем его. Но при этом кто-то из нас полагает, что «надо бороться с коррупцией», кто-то борется «за честные выборы», а кто-то стал крупным лгуном, присваивая себе, так или иначе, богатства окружающих и называя это «честным бизнесом».

Нынешние борцы за честность российской избирательной системы, сами «списыватели» и подсказчики, лгут, прикрывая свои «потаённые мыслишки» хлёсткими фразами. Откуда честность будет на выборах, когда школьник не видит ничего зазорного в собственном списывании и списывании соседа за партой, подсказывает сам и пользуется подсказками друзей, отвечая на вопросы учителя? До тех пор, пока это будет продолжаться, борьба за честные выборы сама будет нечестной.

Не изменив «списывающую» ментальность наших детей, мы никогда не получим честного гражданина, мы никогда не получим честное общество. Начинать борьбу «за честные выборы» надо не с установки камер слежения на избирательных участках, а со школы. А точнее, с идеологических представлений, которые необходимо внедрить в детскую ментальность, с идеологии, которая не позволяет списывать и подсказывать . Вопрос в том, где взять такую идеологию?

По многим свидетельствам, списывание и подсказки в школах Америки и Европы распространены много реже, чем в России.

Говорят, там с детства учат детей не подсказывать и не списывать под страхом суровых наказаний. Западная система обучения направлена на выявление и поощрение самых способных и развитых детей с помощью честных экзаменов. Поэтому в школах поощряется доносительство и слежка детей друг за другом с целью недопущения списывания и подсказок.

«Каждый сам за себя» - вот принцип западного обучения. С самого раннего детства человек приучается к честной конкуренции, а честная конкуренция не может совмещаться с нечестными действиями - подсказками и списыванием. И тогда каждый ученик оказывается сам заинтересованным в том, чтобы быть честным, иначе ЕГО рейтинг понизится из-за того, что он попался на списывании; и ученик сам следит за окружающими учениками, чтобы они тоже были честными, иначе ЕГО рейтинг опять же понизится из-за нечестности других.

Такая система взаимного и само контроля направлена не на воспитание честности самой по себе, а на действительно честное ранжирование детей по способностям для участия во взрослой конкуренции ради карьеры. В результате общество получает «честных» молодых людей, привыкших всего добиваться самостоятельно своим трудом, но для которых честность - это не цель «жить по правде», а только средство в конкурентной борьбе друг с другом . Такие граждане честно участвуют в жизни своего общества и государства, оставаясь нечестными по отношению к тем, кто живёт за пределами их уютного честного мирка.

За счёт чего происходит воспитание честности у детей? Какие идейные принципы заложены в различные системы воспитания?

В сознание европейцев с детства внедряется принцип индивидуализма, когда «ты мне друг, но истина дороже». Западный, капиталистический, буржуазный индивидуализм основан на либеральной идеологии, отрицающей веру в Бога (формальная католическая вера и сверхформальный протестантизм не в счёт). На западе человек служит не Богу, а богатству, деньгам, Мамоне. Этим всё определяется.

Либеральная честность, культивируемая на западе, используется ради личного обогащения человека за счёт других, ближних и дальних. Формальная открытая честность для «внутреннего потребления» там действительно существует и именно она «пудрит мозги» российским либералам. Но открытая всему миру честность в западном обществе отнюдь не означает честность людей друг к другу в обыденной жизни - развратников и воров хватает и на «честном» западе.

И уж тем более глупо говорить о честности западной политической и финансово-экономической элиты - представители этих элит выступают по отношению к обычным людям с убеждением, что «имеют право» в силу своего положения на обман и ложь. Как часто политические и экономические деятели на западе приносят мнение общества в жертву своим амбициям и предпочтениям, начиная с отмены смертной казни для душегубов и кончая бомбардировками мирных жителей в «операциях по принуждению к миру». Честность на уровне обычной повседневной жизни, и бесчестность на высшем уровне принятия политических и экономических решений - это характеризует западный мир. И даром, что на западе «честные выборы», что все на западе голосуют честно, что честно осуществляется подсчёт голосов, если результаты голосования принципиально ничего не меняют в бесчестном обществе.

Честность в либеральном мире утилитарна, применяется только к своим, и служит лишь для избранного круга «цивилизованных» граждан. Честность в западных демократиях покупается, так как всё продаётся и покупается при капитализме. Можно с помощью денег сделать какие-то сферы относительно честными, но невозможно либеральное общество сделать честным по отношению ко всем людям планеты, так как именно за счёт грабежа и создаются богатства западного мира.

Западное богатство, позволяющее отстёгивать деньги на внутреннюю показную честность - честность внутри своих стран, основано на грабеже всех народов земли, основано на несправедливом мироустройстве, устроенном европейцами на планете. Вся «честность» западного общества базируется на тотальной нечестности его по отношению ко всем людям планеты .

Да, европейская честность позволяет проводить честные выборы, но губит природу, общество и человека. Нужна ли такая честность России?

«В России воруют» - это высказывание в большей или меньшей степени совершенно справедливо во все времена. Но при этом не надо забывать, что бесчестность в России всегда соседствует с понятием справедливости, внесённом в российскую ментальность православным христианством. Можно быть нечестными в каких-то бытовых случаях, оставаясь честными по отношению «к человечеству в целом».

Человек-вор в православном мире становится иногда героем, потому что «не щадит живота своего» ради страны, ради народа. На западе такое невозможно представить, так как там человек-вор живёт исключительно ради собственного удовольствия, ради денег, необходимых для личной комфортной жизни. И жизнь свою отдавать за что-либо западный человек не намерен, так как «живём лишь раз» - человек живёт ради удовольствий и благополучия собственного тела. В России же человек живёт ради правды и справедливости, и ворует тоже для своей комфортной жизни, но больше дорожит душой, а не телом, как на западе.

Вот почему на западе легче и удобнее жить - там честность на бытовом уровне позволяет создать комфортный и чистый мирок, люди живут здесь и сейчас, живут для себя, своего тела, для своего удовольствия. И вымирают в этом уюте из-за низкой рождаемости, потому что, именно, живут для себя, своего расслабленного блаженства, а не ради чего-то «внесвоеготелесного», не ради детей, например.

И вот почему, кстати, русская армия всегда была непобедима в столкновениях с Европой. Европейцы, такие же, как и русские, отчаянные рубаки, больше берегут своё тело, нежели душу, высшей ценностью считая земную благополучную жизнь человека, освобождённого от веры в Бога. Русские же, в соответствие с православной верой, всегда полагали высшей ценностью душу, а не тело - своё тело, свою земную жизнь можно отдать за честь и справедливость, за достоинство и свободу, за Бога и отечество.

Русская жизнь в веках всегда была не дороже правды, чести и справедливости, тогда как ничего дороже личной жизни для европейца нет. Вот почему, несмотря на прекрасный военный опыт и умение европейцев, несмотря на гигантские военные потери России в живой силе и технике, русские обычно побивали европейцев - тем нечего противопоставить самоотверженности и героизму русского солдата. Европейские опыт и знания всегда проигрывали русской православной вере в бессмертную душу.

И вот почему европейцы так ненавидят православие, справедливо считая его источником русской силы. Вот почему на протяжении многих веков либералы всех стран, включая и российских либералов, целенаправленно бьют по православию, по вере в Бога, так как путь к ликвидации России проходит только через ликвидацию национальной православной веры русских . И, похоже, в XXII веке они с этой задачей справятся.

Честность европейской цивилизации - это не российская честность.

Европейская честность - это либеральная честность, атеистическая и индивидуалистская. Честность, которая позволяет европейцам благополучно существовать за счёт угнетения остального мира, существующая за счёт привилегий, которые европейцы создали для себя, ограбив другие народы. Эта честность европейцев друг к другу куплена за счёт бесчестности европейцев по отношению к другим народам планеты. Европейская честность - это нечестность к природе земли, страдающей от бездумного капиталистического прогресса, это нечестность по отношению к людям планеты, страдающим в бедности от несправедливого мироустройства, это нечестность к самим коренным европейцам, вымирающим из-за низкой рождаемости.

Честность либерального атеиста основана исключительно на «земных способах» воспитания - это издревле известная всем система «кнута и пряника». Стукачество и доносительство в европейских школах как раз и призваны воспитать такую «честность». Но эта честность не распространяется дальше европейской общины, где действуют «кнут и пряник». Для остальных людей планеты - не европейцев - остаётся только кнут.

Цель европейской системы образования - воспитать законопослушного «честного» человека, который мог бы включиться в конкурентную борьбу «каждый сам за себя», в борьбу за европейские ценности. Эти либеральные ценности поощряют стукачество и доносительство в школе, индивидуализм и безбожие в европейском обществе, относительную честность в Евро-Америке и абсолютную бесчестность к природе земли и к народам планеты (включая самих коренных европейцев).

В школах запада честность среди детей культивируется для точного ранжирования детей. Она носит прикладной характер. Дети могут быть нечестными по жизни, но никогда не будут списывать, так как это чревато понижением их рейтинга, следовательно, торможением в карьере. Честность на западе ущербная, частичная, прикладная - честность для рейтинга, для карьеры, честность на продажу .

Российская честность - это нечто среднее между атеистическим «Кодексом строителя коммунизма» и православной христианской нравственностью.

В советской школе, в коммунистической системе ценностей, исключавшей религию и Бога, честность провозглашалась ценностью самой по себе , безотносительно к чему-либо. Просто надо всегда было быть честным в жизни. А почему собственно? Для чего нужна честность, если с помощью обмана, с помощью списывания и подсказок можно достичь тех же результатов, и даже больших, не утруждая себя трудом учёбы? Этот вопрос, в конце концов, и погубил великий Советский Союз.

Коммунистическая (атеистическая) идеология, не может ответить на «простой» вопрос: почему надо жить честно. Как не может ответить на этот же вопрос либеральная (атеистическая) идеология, основанная в эпоху Возрождения как отказ от веры в Бога. Потому что атеизм не в силах обосновать необходимость честности, также как не может обосновать вообще что-либо, поскольку отказ от Бога - это отказ от критерия истины . А потеряв истину, человек попадает в ситуацию полной относительности, когда «всё можно», когда «человек должен быть толерантным ко всему», когда любые извращения имеют равное право на существование с целомудрием.

«Человеку разумному» невозможно всегда и всюду оставаться абсолютно честным. Следовательно, человек вынужден использовать какой-то критерий, определяющий, что есть истина, с помощью которого можно дозировать правду и ложь в общении с разными людьми. Но такой критерий, чётко разделяющий истину и ложь, возможен только с верой в Бога . И если такой критерий отсутствует, как в атеистических странах либеральной диктатуры, то его место занимают различные «условные критерии», какие каждый человек для себя может выдумать сколько угодно.

Современный либеральный атеистический мир демонстрирует полное торжество относительности, когда невозможно определить, где правда, а где ложь, так как нет истины, потому что нет Бога. Вот почему россиянам порой трудно понять мотивы политики стран североатлантической либеральной цивилизации - для нас правда и ложь ещё не успели стать одинаково достойными понятиями. У русских ещё не вычистилась из ментальности божественная нравственность, привитая тысячелетием православия, определяющая правду, честность и справедливость.

И очень часто североатлантическая политика ставит россиян в тупик: как же так - при таком, на словах, человеколюбии, при такой красоте и чистоте Евро-Америки, европейские дела оказываются беспощадно кровавыми. Как совмещаются проповеди о гуманизме с насилием по навязыванию демократии в «отсталые» страны? Это лицемерие и есть результат воспитания европейцев в системе атеистических либеральных ценностей. В этом и заключается европейская честность.

Так чего же мы хотим? Честных выпускников школ - атеистов и индивидуалистов, как на западе, честных выборов и бесчестного правления? Или «списывателей» и подсказчиков, мелких воришек, разоряющих Россию, и одновременно «борцов за справедливость»? Как совместить европейскую честность с российской? Как, например, оправдать стукачество и доносительство детей друг на друга? Возможно ли без стукачества и доносительства избавиться от списывания и подсказок?

Россия идёт сейчас по стопам либерализма и россияне, также как когда-то европейцы, постепенно теряют веру в Бога, отучаются от божественной нравственности, теряют понимание правды и лжи. Однако, россияне ещё продолжают, по православной традиции, считать стукачество и доносительство нечестным и недопустимыми, что несовместимо с капиталистической рейтинговой системой оценки учащихся.

В России пока, из-за православного мировосприятия, въевшегося в гены российской ментальности, люди ещё не приучились совсем жить ради денег (хотя во многом этот путь уже пройден). Но по мере отказа от православной веры, от веры в Бога вообще, по мере либерализации России, российское общество будет постепенно становиться внешне по-европейски чище и честнее. И конечным итогом избавления России от нечестности по либеральным рецептам будут стукачество и доносительство учеников друг на друга, «как в Европе», честные выборы... и полное вымирание русских из-за низкой рождаемости, и далее - распад и уничтожение России.

Итак, есть только два пути воспитания честности.

Либо, продолжая либеральное развитие, постепенно перенимать европейские безбожные ценности и методы, воспитывая «честность для конкуренции».

Если мы хотим жить честно, утверждают русские либералы, «как на западе», тогда нам следует полностью перенять западные ценности, следующие из либеральной идеологии. Надо воспитывать детей в атеистической вере поклонения деньгам и богатству. Надо поощрять в детях индивидуализм, доносительство и стукачество. И тогда мы войдём в «царствие небесное европейской свободы и благополучия», и тогда у нас будут честные выборы. И тогда глупо сейчас протестовать против ювенальной юстиции, педофилии и скотоложества. Следует немедленно снять все ограничения на любые извращения, чтобы стать по-европейски демократической и свободной страной.

Либо надо действительно возвращаться к Богу, к православной христианской вере в полном объёме, воспитывая в молодом поколении подлинную честность.

Подлинная честность может быть только у действительно верующего в Бога человека , так как именно «Господь создал всех людей равными», а значит, ко всем людям надо обращаться с правдой. Честность действительно православного человека не допускает лжи между людьми, что автоматически исключает списывание и подсказки, несправедливость и притеснения. «Жить не по лжи» - это жить с Богом в сердце. Такой человек не допустит обмана ни на выборах, ни в бизнесе, ни в политике (и тогда политика, освободившись от атеизма, перестанет, наконец, быть «грязным делом»).

Да, путь действительного избавления от нечестности, от списывания и подсказок существует и лишь один единственный: надо дать детям веру в Бога, приобщить их к нравственности Христа . И тогда Бог в душе человека не позволит ему лгать, списывать и подсказывать. Тогда не ради единоличного обогащения, не ради выигрыша в конкурентной борьбе будет процветать в школах честность, а ради спасения души, ради высшей правды и справедливости. Это и будет подлинная честность, вызванная не опасением людского наказания, не боязнью конкуренции, а свободным выбором верующего в Бога человека. И только на основе такой честности возможно воскресение России для благополучной жизни на земле, как, впрочем, и всего мира.

Без возвращения Бога в систему образования народа, в России никогда не будут «честные выборы», а скоро не будет и самой России.

Классный час на тему: « О правдивости и честности человека »

Тема: « О правдивости и честности человека »

Цель: Формировать нравственные качества человека; объяснить, что правдивость и честность - слова противоположные по значению лжи и нечестности, развивать индивидуальность и субъективность детей, творческие и коммуникативные способности, обогащать жизненный опыт.

Ход классного часа

I. Организационный момент. Эмоционально - психологический настрой на учебную деятельность.

Добрый день, ребята! Как я рада вновь приветствовать вас на нашем очередном классном часе.

Давайте встанем и скажем:

«Здравствуйте!» руками (по кругу здороваются руками).

«Здравствуйте!» глазами (по кругу кивают друг другу головой).

«Здравствуйте!» мы ртом, станет радостно кругом.

Молодцы, ребята! Еще радостнее становится оттого, что вы повзрослели еще на целых полгода, и с вами уже можно вести совершенно серьезные разговоры на любые темы. Сейчас давайте хором скажем девиз нашего классного часа:

«Я умею думать, я умею рассуждать,

Что полезно мне для жизни,

То и буду выбирать.

А потом и выполнять!»

Ребята, скажите, пожалуйста, чему же полезному вы научились на классных часах? (Ответы детей).

II. Целевая установка и определение темы.

Ребята, прежде чем определить тему нашего сегодняшнего классного часа - прочитайте слова, написанные на доске. Подберите к ним антонимы:

ложь - ………. нечестность - ……….

Сегодня на классном часе мы поговорим с вами о честности и правдивости человека.

Готовясь к этому разговору, я провела анкетирование.

Первый вопрос звучал так: что значит быть честным человеком?

В основном, вы написали, что честный человек – это тот, кто не обманывает, не врет.

Второй вопрос: всегда ли я бываю честным? Некоторые из вас правдиво написали, что не всегда бывают честными? Спасибо вам за искренние ответы.

Третий вопрос: какие чувства я испытываю, когда кому-то солгал? Тот, кто хоть один раз в жизни кого-то обманул, написал, что ему было стыдно.

Четвертый вопрос: какие чувства испытываю я, когда меня кто-то обманул? Оказывается, что вам было обидно и неприятно.

Пятый вопрос: хотели бы вы поговорить на эту тему? Большинство ответили положительно.

По результатам анкеты я поняла, что тема честности вам интересна, она вас волнует. Поэтому я хочу, чтобы мы с вами в течение нашего занятия ответили бы на главный вопрос: зачем человеку быть честным?

Мы часто говорим, что мир держится на справедливости и правде.

Честность и правдивость - слова, которые очень близко стоят к слову “честь”.

Что же такое честность и правдивость? «Так не честно!» - «Нет, честно!». Пожалуй, у всех у нас есть четкое представление о том, что честно, а что нет. Как вы считаете, что такое честность? Как вы это объясните, дома вы должны были подумать над этим, можно зачитать определение, которое вы нашли в словаре (дети объясняют)

Честность - честное поведение, честное отношение к кому-то или чему-то. Честность - нравственное качество личности, выражающееся в верности долгу и своим убеждениям, в умении добросовестно относиться к порученному делу.

Правдивость - склонность говорить, высказывать правду. Правдивость - положительное моральное качество, выражающееся в том, что слова человека соответствуют его мыслям, чувствам и не расходятся с делом. Иначе говоря: (слайд 4)

Честность - это соответствие дела данным обещаниям.

Правдивость - это соответствие слов делам.

Ребята, эпиграфом к нашему классному часу являются слова известных философов. Читают эпиграф - О чем эти высказывания, как вы их понимаете?

Честность есть простейшее выражение правды

С. Смайлс

Будь хотя бы сам честен настолько, чтобы не лгать другим.

Ф. Бэкон

Задание 1.

«В одном классе дружили два мальчика. Всюду они были вместе. Все считали их настоящими друзьями. Витя учился хорошо, а Гена немного хуже, особенно по математике. У Гены долгое время болела мама, и он старался, как мог, не огорчать её. И вот в это время по математике была контрольная. Учительница вошла в класс, записала задания на доске, дети начали работать. Витя быстро справился с работой и, видя, что Гена не решил задачу, написал на бумажке и бросил ему. Гена увидел шпаргалку, быстро поднял её, прочитал - вся задача была решена»

Ребята, как вы думаете, что произойдет дальше? Спишет или не спишет?

Продолжим чтение и узнаем, как же поступил Гена.

«Долгое время Гена не знал, как поступить, но мысль о больной маме поборола его совесть. Он списал работу и сдал тетрадь. Целый день у Гены было плохое настроение, мама заметила это, но сын ничего не сказал. Наступил следующий день. Учительница стала объявлять оценки. Она похвалила детей, которые хорошо написали работу, особенно она была довольна Геной: «Ты очень порадовал меня, Гена», - сказала учительница и отдала ему тетрадь. Гена взял тетрадь, но посмотреть в глаза учительницы не смог, стыдно было ему. А за соседней партой тихо плакала Катя, она получила за контрольную работу «2». Урок почти закончился, Гена вдруг встал, подошел к учителю и сказал: «Ольга Николаевна, поставьте мне «2», пятерка - это не моя оценка, я работу списал». Учительница сказала: «За правду спасибо, Гена, это очень хорошо, что ты понял все». Она исправила оценку на «2», а Гена нес тетрадь так, будто он получил пятерку, а не двойку.

Вопросы для обсуждения:

1.Что вы можете сказать о поступке Гены, правильно он поступил, признавшись в обмане?

2.Легко ли ему было признаться в своем поступке? Почему?

3.Какие качества характера он проявил? (смелость, храбрость, честность)

4.А как бы вы поступили в подобной ситуации?

(Круг солнца с буквой Я на доске - присоединяю лучики с качествами )

Я – это каждый из нас, давайте определим, какими качествами характера должен обладать честный человек? Какие качества характера мы сейчас назвали, говоря о Гене?

(уважение к самому себе, смелость, пишу на доске под лучиками )

Задание 2. Работа в группах

Ребята, а сейчас объединитесь в группы по рядам. Каждый ряд получает задание: проанализировать ситуацию.

1 группа : представьте себе, что у вас дома есть красивая ваза, которой дорожат ваши родители, но вы случайно разбили её. Как вы поступите в этом случае? Как отнесутся к вам ваши родители после того, как вы признались и извинились?

Кл. рук-ль: Да, мама и папа - самые близкие вам люди. Они вас поймут, простят, потому что любят вас. Они видят, что их ребенок растет честным (доска круг) Что мы можем записать нашей честной личности? Любовь (пишу)

2 группа: Представьте себе. У вас есть самый лучший друг. Вы были свидетелем того, что он кого-то обманул. Что вы будете делать, выберите из вариантов:

Промолчите;

Поссоритесь;

Поговорите с ним, чтобы он больше не лгал, в противном случае перестанете с ним дружить.

(если вы промолчите, то вы, как и ваш друг, тоже будете нечестным человеком, настоящий друг должен говорить правду) (доверие, искренность )

3 группа : Вы нашли чужой сотовый телефон. Он вам нравится, как вы поступите?

Задание3. Собери пословицы

А следующее задание называется «Собери пословицу». Из перепутанных слов вы должны правильно собрать пословицу. (ребята работают на интерактивной доске)

Чему учат людей эти пословицы? (быть честными)(приложение 1)

Задание 4Творческое задание «Честные люди»
Прочитайте пословицу: « Где правда, там и счастье».
Показываю детям карточки с рисунами представителей разных профессий. Дети должны рассказать, как представители тех или иных профессий помогут людям стать счастливее, если всегда будут поступать правдиво. Например: честный повар будет готовить еду только из самых свежих продуктов; честный врач будет давать больным лучшие лекарства и т.д.(приложение 2)

III Заключительная часть

Ребята, как вы считаете, мы нашли ответ на поставленный вопрос: зачем человеку быть честным?

Если мы честны, то (круг) нам доверяют, верят, уважают, любят, мы никогда не возьмем чужого, мы обладаем смелостью, прямотой, мы искренни и правдивы.

А сегодня честные люди нужны нашему обществу, нашей стране? (да очень нужны, об этом часто говорит наш президент В. В. Путин, что страна очень нуждается в честных, порядочных людях)

Честность – такое качество характера, которое связано с тем, что есть правда. Честные люди правдивы и в своих словах, и в своих делах. Они делают мир лучше, чище.

I V Итог

Кл. рук- ль: В жизни по-разному можно жить.

В горе можно и в радости.

Вовремя есть и вовремя пить.

Вовремя делать гадости.

А можно и так: на рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой, обожженною солнце достать (солнце )

И подарить его людям! (Сергей Островский)

Спасибо вам за честность, искренность. Был ли наш разговор полезным для каждого из вас? О чём заставил задуматься?

Рисунок «Солнышко правдивости»
Солнышко правдивости без лучиков. Всякий раз, когда вам захочется, кого-либо обмануть вспомните о своем солнышке и старайтесь поступить честно, а затем подрисовать к солнышку лучик. В конце недели по солнечным лучикам сосчитаем, сколько раз за неделю солнышко правдивости помогло вам быть честными.