Меню

Внеклассное мероприятие «Осенние посиделки. Театрализованный фольклорный праздник "осенние посиделки"

Волосы/Прически

Конспект сценария фольклорного праздника для старших дошкольников «Осенняя ярмарка».


Неманова Анастасия Сергеевна, музыкальный руководитель МБДОУ № 124 города Пензы.
Описание работы: Представляю вашему вниманию конспект сценария фольклорного праздника для старших дошкольников "Осенняя ярмарка". Данный материал будет полезен педагогам дошкольных образовательных учреждений и может быть использован при подготовке к осенним праздникам.
Цель: знакомство детей с русскими народными традициями.
Задачи:
- познакомить детей с особенностями народных праздников на примере ярмарки, традиционными художественными промыслами;
- развивать эмоциональную отзывчивость на музыкальные и поэтические произведения фольклора юмористического содержания;
- доставить детям радость и удовольствие от общения со сверстниками.

Ход мероприятия

Под русскую народную мелодию (по выбору) дети входят парами в зал и встают полукругом.
Ведущая: К нам гости пришли,
Дорогие пришли!
Давайте поприветствуем их русским поклоном!
Дети (хором): Добро пожаловать, гости дорогие!
(Кланяются)
Ребенок: Мы гостей встречаем,
Песню запеваем!
Дети исполняют песню «К нам гости пришли» Ан. Александрова.
Ведущая: Приглашаю вас, ребята, позабавиться да потешиться, поплясать, поиграть, песни русские попеть! Хотите? (Дети отвечают.) Тогда я приглашаю вас на осеннюю ярмарку.
Звучит русская народная мелодия (по выбору). Входят дети – «продавцы».
Ведущая: Подходи, честной народ,
Кого скука не берет.
Народ, собирайся,
Ярмарка, открывайся!
Первый продавец: Тары-бары, растабары,
Есть хорошие товары!
Не товар, а сущий клад,
Разбирайте нарасхват!
Не скупись, покупай,
Подороже выбирай!
Второй продавец: Кому яблоки продам?
Кому дешево отдам?
Грушевые! Ананас!
Покапайте про запас!
Третий продавец: А вот шоколад!
Купишь плитку – будешь рад.
Кому надо мармелад?
Покупай мармелад!
Четвертый продавец: Покупай товар отменный,
Вот самовар медный,
Сам дымком дымит,
Сам чайком поит!
А вот чашки,
Для пшенной кашки,
А вот блюдца,
Никогда не бьются!
Пятый продавец: Кому пирожки,
Горячие пирожки?
С пылу, с жару –
Гривенник за пару!
Шестой продавец: А тут игрушки для ребят,
Сами на тебя глядят!
Седьмой продавец: Подходи, детишки,
Пряники, коврижки!
Вкусные, на меду,
Дай, в шапку накладу!
Из-за прилавка на середину зала выходит Кузнец.
Кузнец: А я – кузнец-молодец,
На все руки удалец!
Кую гвозди и подковы,
Раз-два – и готово!
Запевайте песню русскую, детвора,
Повеселить гостей пора!
Дети исполняют русскую народную песню «Во кузнице».
Под музыку на середину зала выходит Коробейник с коробом, в котором лежат музыкальные инструменты.

Коробейник: Раздайся, народ,
Коробейник идет!
С товарами разными,
С лентами красными,
Игрушками забавными,
Ложками деревянными!
- А ну-ка, честной народ, разбирай товар музыкальный!
Первый ребенок: Как у нашего соседа
Весела была беседа:
Гуси – в гусли,
Утки – в дудки,
Чечётки – в трещотки.
Второй ребенок: Чайки – в балалайки,
Скворцы – в бубенцы,
Две синицы-крошки
Заиграли в ложки.
Третий ребенок: Играют, играют,
Всех потешают.
Уж как станем мы играть –
Слушает вся улица,
И петух, и курица!
Оркестр исполняет русскую народную мелодию «Яблочко». Под музыку на середину зала выбегают два Скомороха.
Тюха: Здравствуйте, ребятишки,
Девчонки и мальчишки!
Здравствуйте, гости дорогие!
Матюха: Мы – развеселые потешники,
Известные скоморохи и насмешники!
Он - скоморох Тюха!
А я – скоморох Матюха!
Скоморохи (вместе): Мы на ярмарку бежали,
Неужели опоздали?
Ведущая: Скоморохи, проходите,
Всех нас тут повеселите!
Матюха: За медный пятак
Мы вам покажем и эдак и так!
Довольны будете здорово,
Удовольствий с три короба!
(Обращается к Тюхе):
Здорово, Федул, чего губы надул?
Тюха: Кафтан прожег.
Матюха: А велика ли дыра?
Тюха: Один ворот остался!
Матюха: Собрались мы пошутить да позабавиться,
Поиграть, поплясать да посмеяться!
Тюха: Собирайся, детвора,
Ждет вас русская игра!
Проводиться игра «Плетень», музыкальное сопровождение – русская народная мелодия в обработке С. Бодренкова.
Ребенок: Наша ярмарка-плясунья
Приглашает в хоровод,
Чтобы праздник не кончался,
Веселись, честной народ!
Хоровод «На горе-то калина», музыкальное сопровождение – русская народная песня в обработке В. Агафонникова.
Матюха: Шутки разные бывают,
Хорошо шутить – не грех,
Мы частушки запеваем…
Повеселить хотим мы всех!
Дети исполняют частушки.
Мальчик: Балалайка заиграла,
И пустились ноги в пляс.
Мы веселые частушки
Пропоем сейчас для вас.
Девочка: У березки, у сосенки
Тоненькие веточки.
А мы – бойкие девчонки,
Все мы – как конфеточки!
Мальчик: Мы – отличные ребята,
Мы нигде не пропадем.
Если надо – мы станцуем,
Если надо – мы споем!
Девочка: Голубые, голубые,
Голубые небеса.
Почему не голубые
У Андрюшеньки глаза?
Мальчик: Потому что, потому что
Карие, игривые,
Потому что, потому что
Карие, красивые!
Девочка: Я сидела на диване,
Вышивала платок Ване.
Пересела на кровать,
Стала Васе вышивать.
Мальчик: Через речку есть мосток,
Скоро переломится,
Разрешите, барышня,
С вами познакомиться!
Дети хором: Хорошо частушки пели,
Хороши и окали,
А теперь мы вас попросим,
Чтоб вы нам похлопали!
Пляска (музыка по выбору)
Под музыку на середину зала выходят две «бабушки».

Даниловна: Мы частушки услыхали
И к вам в гости прибежали.
Гавриловна: Где частушки поют,
Там и весело живут.
Правда, Даниловна?
Даниловна: Правда, Гавриловна!
Обе вместе: Здравствуйте, ребята!
Мы – потешницы-старушки,
Неразлучные подружки.
Даниловна: Я – бабушка Даниловна!
Гавриловна: Я – бабушка Гавриловна!
Обе вместе : Неразлучные подружки,
Мы живем в одной избушке.
Даниловна: В лесочке, в лесочке –
Избушка на кочке.
Блинами обита,
Оладьями крыта.
Гавриловна: Ограда кругом –
Пирожки с творогом.
Нынче мы расскажем в лицах
Веселые небылицы.
Даниловна: Как Марфута для Петра
Наварила, напекла
Девяносто два блина,
Два корыта киселя,
Пятьдесят пирогов,
Не нашла и едоков!
Гавриловна: Как петух в печи пироги печет
Кошка на окошке рубашку шьет.
Поросенок в ступе горох толчет,
Уточка в сапожках избу метет.
Даниловна: Ты, Гавриловна, загадки загадай,
А вы, ребята, загадочки отгадайте!
Дети хором выкрикивают отгадки.
Гавриловна: 1. Хлебу присошка –
Сытная… (Картошка)
2. За ботву, как за веревку,
Можно вытащить … (Морковку)
3. Не пугайтесь, если вдруг
Слезы лить заставит… (Лук)
4. На грядки растут молодцы –
Зеленые… (Огурцы)
5. Разве в огороде пусто,
Если там растет… (Капуста)
Даниловна: Молодцы, ребятки,
Отгадали все загадки!
Есть у меня лукошко,
Я сюда сложила
Овощей немножко.
- Кто овощи соберет скорей?
Игра-эстафета «Веселый огород»
Дети делятся на 2 команды, в каждой по 4 человека. Первые участники команд с рулём в руках топающим шагом обходят вокруг обруча и возвращаются к своей команде. Вторые с корзинами подбегают к обручу и выкладывают овощи в обруч («сажают»). Третьи с лейкой «поливают». Четвертые с корзинками собирают овощи в корзинку. Побеждает команда, выполнившая задание первой.
Даниловна: Красны девицы
Да добры молодцы,
Становитесь в хоровод,
Пляска русская зовет!
Дети исполняют русскую хороводную пляску, русская народная мелодия по выбору.
На середину зала выходит девочка-солистка.

Девочка: Песни русскую пою,
Пусть я не Русланова,
Я сейчас для вас спою
Голосисто, заново!
Девочка исполняет русскую народную песню «Ой, вставала я ранёшенько».
Гавриловна: Собирайся, народ,
Карусель всех зовет!
Проводится игра «Карусель»

Играющие становятся в круг, ходят по кругe, держа в руках по ленточке со словами:
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели, а потом кругом,
А потом кругом-кругом,
Всё бегом-бегом-бегом.
Дети двигаются сначала медленно, а после слов «бегом» бегут. По команде ведущего «Поворот!» они быстро берут верёвку другой рукой и бегут в противоположную сторону.
Тише, тише, не спишите!
Карусель остановите.
Раз и два, раз и два,
Вот и кончилась игра!
Движение карусели постепенно замедляется и с последними словами прекращается. Играющие кладут верёвку на землю и разбегаются по залу .
Ведущая (берет корзинку с яблоками): Богата ярмарка дарами,
Рада угостить вас я
Вкусными, сочными плодами,
Ешьте на здоровье, друзья!
(Угощает детей яблоками.)
Солнце село, стало тихо,
Смолкли птичьи голоса,
Наша ярмарка закрылась,
До свидания, друзья!
Под русскую народную мелодию дети уходят из зала.

Хозяйка: (в народном костюме) :

Добрый день и поклон вам, гости дорогие!

Давно мы вас ждали-поджидали, праздник без вас не начинали!

Дует ветер, льётся дождь, холодно на улице,

А в избе у нас тепло. Жду гостей к себе давно.

Под звучание народной песни «Осенью - осенью» дети парами входят в зал.

Хозяйка:

Добрый день и поклон вам, красны девицы да добры молодцы!

Гости желанные и дорогие! Давно я вас жду – поджидаю…

Будьте, как дома, не стесняйтесь, радуйтесь осени да забавляйтесь!

1. Осень каждый год приходит, праздник за руку приводит,

Песенки свои поёт, танцевать с собой зовёт.

2. Одарила гостья-Осень урожаями плодов,

Моросящими дождями, кузовком лесных грибов

3. День осенний так хорош! Сколько листьев соберёшь!

Золотой большой букет – нам от Осени привет.

4. У людей бывают именины, а у Осени сегодня – осенины!

Нашу Осень прославляем, от души всех поздравляем!

Все хором: Осень, Осень, в гости просим!

С листопадом и дождём, с перелётным журавлём!

Входит Осень с корзинкой

Осень: Я – Осень золотая. Поклон вам всем, друзья. Давно уже мечтаю о встрече с вами я.

Я каждый год к вам в гости прихожу, весёлыми всегда вас нахожу.

Для вас готовлю я свои наряды. Вы рады моему приходу?

Дети: Рады!

5. Осень - раскрасавица, всем наряд твой нравится!

Ты красива, ты щедра и богата и добра!

6. Это чьи-то именины? Это праздник Осенины.

В благодарность за осенние дары, Осенины отмечают на Руси!

Осень: Пришла я вам с весельем и с богатым угощеньем.

7. Осень, осень золотая, наша гостья дорогая

Хорошо, что ты пришла. Что нам осень принесла?

Осень (показывает) :

Принесла я вам с полей колоски пшеничные.

Будут, будут у детей пироги отличные!

8. Осень, осень золотая, наша гостья дорогая

Осень:

Помидоры, огурцы принесла я с грядки.

И капусту, и бобы – кушайте, ребятки!

9. Осень, осень золотая, наша гостья дорогая

Хорошо, что ты пришла. Что еще ты принесла?

Осень:

Чудо - яблоки для вас принесла из сада.

Угостить я всех ребят буду осень рада.

10. Осень в гости пришла, и добра принесла:

В лесу – грибочки, в поле – колосочки, а на столе – каравай, кого хочешь угощай!

Хозяйка:

Так давайте славить осень песней, пляской и игрой,

Будем радоваться вместе, Осень – это праздник твой!

11. Будем праздник начинать, будем петь и танцевать

Хоровод мы заведем, песню звонкую споём!

Хоровод с осенними листьями «Разноцветная осень»

Осень: Спасибо, милые певцы! Я вас хвалю, вы – молодцы!

Хозяйка: А теперь сядем рядком, да поговорим ладком.

(дети рассаживаются на стульчики)

Осень: Встречу с вами я ждала, отложила все дела. Вижу, вы бодры, здоровы.

Веселиться все готовы?

(Выходят несколько детей)

  1. Милости просим! Похваляем Осень!
  2. Осень, Осень! Гости недель восемь! С ветрами сильными, с дождями, с ливнями!
  3. Лейся дождик с неба, будет много хлеба!
  4. Весна красна да голодна, Осень дождлива да сытна!
  5. Как Осень во дворе, так ребята все в избе!

Осень: И то, правда. Раз овощи с грядок собраны, в погреба убраны, на зиму припасены,

Можно и повеселиться, да на посиделки собраться.

6. На завалинке в светёлке, иль на брёвнышках каких

Собирали посиделки пожилых и молодых.

7. Собирались, песни пели, что ж к кругу друзей молчать?

Так давайте веселиться, Осень щедрую встречать!

8. Если вы в своей тарелке, и пришли к нам не на час,

Предлагаем посиделки провести нам здесь сейчас.

9. Отдых – это не безделки, время игр и новостей.

Начинаем посиделки для гостей и для друзей!

Песня «К нам гости пришли»

Хозяйка: На осенних посиделках мы споём и спляшем,

Пословицы и поговорки осени расскажем.

  1. Что весной посеешь, то осенью и пожнёшь!
  2. Осенью серенькое утро, но красненький денёк.
  3. Осень – запасиха, зима – подбериха!
  4. Весна красна цветами, а осень снопами!
  5. Что осенью уродится, то зимой пригодится!

Осень: Молодцы, мои друзья, порадовали меня.

Хозяйка: Да чего же хороши посиделки наши!

А сейчас для нас девицы весело попляшут!

Танец девочек с платочками «Субботея»

Осень: Ай да молодцы! Ай да девицы! Славно у вас получается!

Хозяйка: Но ведь посиделки – не только безделье, но и рукоделье.

Расскажите нам, девицы, все ли здесь вы мастерицы?

1девочка: Я платочек вышивала розами-мимозами,

Алу ленту повязала под русыми косами.

2 девочка: А мы с подружкой – пряхи, у каждой по рубахе.

К зиме ниток напрядём, полушубочек сошьём!

3девочка: Я для маленькой сестрички навязала рукавички,

А для старой бабушки навязала варежки!

Осень: Ай да затейницы! Посмотрим, какие вы трудолюбивые,

да и мальчиков приглашаю поиграть и девочкам помочь клубочки смотать

Игра-аттракцион «Чья пара быстрее клубок смотает»

Хозяйка: Пока девицы плясали, наши молодцы скучали. Пора и вам показать своё умение

Мальчик: Расступись, честной народ, не пыли, дорожка,

Добры молодцы идут погулять немножко!

Мальчики выходят, подыгрывая на ложках

1мальчик: У кого там хмурый вид? Снова музыка звучит.

Полюбуйся, посмотри, к вам явились ложкари!

2мальчик: Звонкие, резные, ложки расписные.

От зари и до зари, веселятся ложкари!

Мальчики исполняют песню «Во кузнице»

Осень: Ай да молодцы, ай да удальцы! Настоящие добры молодцы!

Хозяйка: А теперь можно и поиграть, свою силу испытать!

Состязание «Перетяни канат»

Хозяйка: Поплясали, поиграли, свои кости поразмяли

Тут и за работу пора!

В народе говорят у нас: «Делу время, потехе - час.

Довольно развлекаться, Пора за дело браться.

А как шили-вышивали, так и песню напевали,

Пели, правда, от души, да и песни хороши!

Реб: Песню задушевную сейчас мы запоём

Поётся в ней о Родине, в которой мы живём.

Реб: Родина – это России просторы, и над рекою откос.

Чистое золото осени нашей, шум белоствольных берёз.

Реб: Родина – это и небо над нами, наши дела и мечты,

Звонкая песня, звучащая в поле. Всё это Родина ты!

Песня «Родимая сторонка»

Осень: Где песня льётся, там весело живётся!

Спасибо! Потешили вы меня плясками да песнями своими.

Хозяйка: А расскажите-ка нам, что же осенью с полей убирают?

Дети: Хлеб - рожь и пшеницу!

Осень: Верно! Осенью хлеб убирают да на зиму зёрна засевают.

Кто нам об этом расскажет? Хлебушек уважит?

1реб: И обед не обед, коли хлебушка нет!

2реб: Не велик кусок пирога, а стоит много труда!

3реб: Гречневая каша - матушка наша, а хлеб ржаной – отец наш родной!

Осень: И, конечно, правда это, ведь важнее хлеба нету!

4реб: Хочешь есть калачи, не сиди на печи!

5реб: Если не трудиться, то хлеб не уродится!

6реб: Скучен день до вечера, коли делать нечего!

7реб: Без дела жить, только небо коптить!

8реб: Кто любит трудиться, тому без дела не сидится!

Осень: Да. Лентяев и бездельников в народе никогда не любили.

(Выходит мальчик (Тит) с ложкой за поясом, ложится на скамейку)

Осень: А это что за молодец, глаза с поволокой, роток с позевотой?

1Реб: Да это же Тит-лежебока!

Тит: Ты, работушка, меня не бойся! Я тебя не трону!

1реб: Не колода лодырь, а пень, лежит целый день!

2реб: Не жнёт, не косит, а обедать просит!

3реб: Тит, иди молотить!

Тит: Живот болит!

4реб: Тит, иди кашу есть!

Тит: Где моя большая ложа?

Дети 4-ро: Хочешь есть калачи, не сиди на печи! (идут вокруг Тита и дразнят)

Ой, Тит, Тит, Тит он на печке лежит, лаптем щи хлебает, себя похваляет.

Пошел в огород – рассмешил весь народ, упал с печи – лежит, кричит!

Тит: Да я парень хоть куда, хоть с ленцою – не беда!

Балалаечку возьму и играть на ней начну!

Эй, девчонки-хохотушки, запевайте-ка частушки!

Девочка: Станем, девицы, рядком, да частушки пропоём!

Мальчик: Да и мы, пожалуй встанем, от подружек не отстанем!

«Частушки»

1. Начинаем петь частушки, просим не смеяться.

Тут народу очень много, можем растеряться.

2. Мы частушек много знаем и хороших и плохих,

Хорошо тому послушать, кто не знает никаких!

3. Ты играй повеселее, балалайка три струны.

Подпевайте, кто сумеет, не стесняйтесь, плясуны!

4. У берёзки, у сосёнки тоненькие веточки,

А мы бойкие девчонки, все мы, как конфеточки!

5. У нас речка неглубока, на дне видно камушки,

Наши девки не гуляют, записались в бабушки!

6. Ахи, ахи, ахоньки, наши парни махоньки

Из-за кочек, из-за пней не видать таких парней!

7. Я мальчишка складненький тонкая фигурочка,

Неужели не полюбят Танечка и Нюрочка?

8. Я девчонка боевая, боевой останусь,

Плохо будет тому парню, кому я достанусь!

9. (Мальчики) Девочки-беляночки, где вы набелились?

(Девочки) Мы вчера коров доили, молоком умылись!

10. Мы частушки вам пропели, хорошо ли, плохо ли,

А теперь мы вас попросим, чтобы вы похлопали!

Осень: Кто частушек много знает, тому скучно не бывает.

Хозяйка: Теперь плясовую заводите, да гостей повеселите!

Мальчик: Ой, девчата дорогие, разрешите вам сказать:

Мы имеем предложенье с вами в месте поплясять!

Девочка: Туфли новые у нас, крашеные пятки.

Как же с вами не сплясать, милые ребятки?

Плясовую заведем, песню звонкую споём!

Хозяйка:

Как у наших у ворот, вьётся, вьётся хоровод,

Вьётся, вьётся хоровод, собирается народ!

Игровой хоровод «На горе то калина»

Хозяйка: А теперь мы приглашаем всех гостей на хоровод.

Пусть на наших посиделках каждый пляшет и поёт!

(Мамы, одев кокошники, раскрашенные детьми, водят хоровод с Хозяйкой и Осенью под русскую народную мелодию)

Вбегает Петрушка: А вот и я, Петрушка! Пришел вас позабавить, с Осенинами

поздравить! (Дети здороваются)

Петрушка: Я – Петрушка озорной, поиграете со мной?

Вы мальчишки и девчушки, держите ушки на макушке.

Итак, начинаю, небылицы сочиняю!

  1. Говорят, что серый кот, дружно с мышками живёт? Правда? (дети отвечают)
  2. Волк зубастый, говорят, испугался 2-х зайчат. Правда? (дети отвечают)
  3. Говорят, петух в лесу скушал рыжую лису. Правда?
  4. Говорят, что ребятишки, абсолютно все врунишки.
  5. Говорят, что дошколята, вы отличные ребята.

Осень: А теперь и мы расскажем небылицы в лицах.

Сидят они в теремах-светлицах, щёлкают орешки, да творят насмешки!

Смелей, ребята, выходите, небылицы расскажите!

(Под музыку выходит пара детей)

Федул, чего губы надул? -Кафтан прожег!

А зашить можно? -Да иголки нет!

А велика ли дыра? -Один ворот остался!

(выходит 2-я пара)

Фома, что из леса не идёшь? -Да медведя поймал!

Так веди сюда! - Да он не идёт!

Так сам иди! -Да медведь не пускает!

(Выходит 3-я пара)

Где был, Иван? -В горнице!

А что делел? - Петру помогал!

А Пётр что делал? -Да на печи лежал!

(Выходит4-я пара)

О чем, Андрей, плачешь? -О ворота ударился!

Когда? -Вчера!

А чего сегодня плачешь? - А вчера на дворе никого не было!

(Выходит мальчик и 2 девочки)

Мальчик: На улице две курицы с петухом дерутся,

Две девицы-красавицы смотрят и смеются:

Девочки: Ха-ха-ха, ха-ха-ха, как нам жалко петуха!

Петрушка: Небылицы не короткие, не длинные, а такие, что в самый раз,

Как от меня до вас!

Небылицы дарят нам всегда веселье, да смешное настроенье!

У кого там хмурый вид? Снова музыка звучит.

У меня есть инструменты: чтоб играть на них суметь, но долго попотеть!

Инструменты разбираем и веселье продолжаем!

(дети разбирают инструменты и встают в полукруг)

  1. Как у нашего соседа весела была беседа, а у нас на весь двор ещё лучше разговор.
  2. Утки в дудки, кошки в ложки, тараканы в барабаны, кукушки в колотушки!
  3. А весёлые скворцы заиграли в бубенцы!

Играют, играют, всех потешают!

Р.Н. Песня «Долговязый журавель»

(на проигрыш дети подыгрывают на инструментах)

Петрушка: А теперь, ребятки, слушайте загадки.

1. Летом в огороде – свежие, зелёные, а зимою в бочке – желтые, солёные.

Отгадайте, молодцы, как зовут их?... (огурцы)

2. И зелен и густ на грядке вырос куст.

Начали его щипать, стали плакать и рыдать. (Лук)

3. Сам, как свинка, хвост – крючок. Что за овощ? (Кабачок)

4. Круглый бок, желтый бок, сидит на грядке колобок,

Прирос к земле крепко. Кто же это? (Репка)

Петрушка: Все ребята – молодцы, вам за это леденцы!

(Отдаёт пакет с леденцами воспитателю)

Петрушка: Есть ещё игра для вас. Поиграем мы сейчас

Хороводом все пойдём, «Никанориху» споём

Народная игра «Никанориха»

(Дети идут хороводом вокруг Петрушки)

Дети: «Никонориха гусей пасла, да пустила в огород козла,

Никонориха ругается, а козёл-то улыбается»

(Дети топающими шагами идут врассыпную по залу, а с окончанием музыки останавливаются, находят пару и берутся за руки. Оставшемуся без пары, все хором говорят: 1-2-3-козлик ты! Игра повторяется ещё раз)

Петрушка: А наш козлик-то бодается, в огород попасть старается.

Чтоб его нам не пускать, позовём его плясать!

Мы веселье продолжаем всех на пляску приглашаем!

Хозяйка: Веселил нас много раз русский танец – перепляс.

Звонко музыка играй, всех на танец приглашай!

Парная пляска «Пчелочка златая»

Осень входит с караваем:

Осень: Что ж, спасибо вам, друзья, порадовали вы меня.

Праздник наш мы завершаем вкусным, пышным караваем.

Он на блюде расписном с белоснежным рушником.

Приглашаю всех на чай, чтоб веселье продолжать, Осенины вспоминать!

Хозяйка: До свидания! Всем вам жить, да не тужить, до ста лет дожить!

Дети под русскую народную музыку уходят из музыкального зала.

Цель : проведение фольклорного праздника «Осенние посиделки», формирование интереса к традициям русского народа.

Задачи :

Оборудование : мультимедийный проектор, ноутбук, экран; магнитофон, микрофоны.

Оформление зала и реквизиты: оформление сцены в стиле русской избы: нарисованные печь и часть бревенчатой стены, «красный угол», кровать, лавки, стол, самовар, атрибуты крестьянского быта, дежка.

Предварительная работа : разучивание стихотворений, элементов игры на ложках, хороводов, обрядовых танцев «Прялица» и «Ох, и сеяла Ульяница ленок»; подготовка сцены; изготовление декораций и русских народных костюмов (рубахи, кушаки, сарафаны, платки).

Время реализации : 1 час.

Возраст детей: 7-17 лет.

Ход мероприятия

В горнице сидят хозяйки – Матвеевна и Еремеевна.

Матвеевна (смотрит в окно ):

Отошла пора работ -
Поле больше не зовет.

Еремеевна:

Обмолочены снопы,
Хватит хлеба до весны!
А потом еще до лета -
Хвала Господу за это!

Матвеевна.

Сколько красок за окном –
Осень радует листом!

Презентация «Осень в родном краю».

Еремеевна:

Хорошо в родном краю!
Хочешь? Песню вам спою!

Матвеевна:

Разухабилась, девица!
Знаю, петь ты мастерица!

Еремеевна:

Может, самовар поставить?
Гостю радость предоставить!

Матвеевна и Еремеевна:

Внучка! Настенька! Сюды!
Принеси скорей воды!

Танец с коромыслами.

Музыкальное сопровождение «Пошла млада за водой» .

Еремеевна:

Все же скучно нам сидеть
И в окошечко глядеть.

Еремеевна:

Нас позвали веретена,
Труд домашний и знакомый.

Матвеевна:

Может, в гости кто придет?
Пляску спляшет иль споет?

Матвеевна и Еремеевна:

Очень рады мы гостям!
Приходите в гости к нам!

Еремеевна:

Никак гомон за окном?
Песни звук доносится.

Матвеевна:

Знать, и в наш сегодня дом
Осенины просятся!

Зал исполняет русскую народную песню «Ой, цветет калина».

Еремеевна:

Вон молодцы удалые идут, девиц красных за руки ведут! Песни распевают, осень величают.

1-й молодец:

Осень, осень,
Тебя в гости просим!

2-й молодец:

- С обильными хлебами,
С высокими снопами.

3-й молодец:

- С листопадом и дождем,
С перелетным журавлем.

1-я девица :

Осень, осень,
Погости недель восемь!

2-я девица:

С громами сильными,
С дождями, с ливнями.

3-я девица:

С обмолоченным снопом
И румяным пирогом!

4-я девица:

Осень не браните,
Осень не журите!

5-я девица:

Осень славную,
Листопадную!

Хозяйки:

Осень, осень, на порог!
Осенинщикам – пирог!

Матвеевна:

Здравствуйте, гости дорогие!

Еремеевна:

Здравствуйте, работнички удалые!

Вместе:

Милости просим!

Матвеевна:

Мир вам, гости дорогие,
Вы явились в добрый час.

Еремеевна:

Встречу теплую такую
Мы готовили для вас.

Матвеевна:

Хлебосольством да радушием
Знаменит родной наш край.

Еремеевна:

Здесь для вас обряды русские
Да медовый каравай.

Матвеевна:

Вы, девицы-красавицы, присаживайтесь в девичий уголок, ближе к печке и прялке.

Еремеевна:

А вы, молодцы-удальцы, - на мужские лавки.

Хозяйки угощают гостей караваем. Гости отламывают кусочки хлеба, макают по традиции в соль и съедают.

На завалинке, в светелке
Иль на бревнышках каких
Собирали посиделки
Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели
Иль под светлый небосвод,
Говорили, песни пели
И водили хоровод.

Хоровод «Во поле береза стояла».

Матвеевна:

Осень в этом году знатная – урожаем богата!

Еремеевна:

А у вас, гости дорогие, какие нынче урожаи?

Гости (хором):

1-й гость:

2-й гость:

Сноп от снопа – целая верста.

3-й гость:

Копна от копны – целый день езды.

4-й гость:

А как поедешь, так три дня проедешь.

5-й гость:

Так вы это не жали! У межи лежали!

6-й гость:

А вот мы-то жали, пожали! Три пуда нажали!

7-й гость:

Первый пуд – на еду,
Второй – на семена,
Третий – про запас.

1-й гость:

Что посеешь, то и пожнешь.

2-й гость:

Что пожнешь, то и смолотишь.

3-й гость:

Что смолотишь, то и смелешь.

4-й гость:

Что смелешь, то и съешь!

Матвеевна и Еремеевна .

Давайте посмотрим, какой вы урожай собрали.

Литературная композиция «Урожай».

Капуста:

А я сочная капуста,
Витаминами горжусь!
В голубцы, борщи, салаты
Я, конечно, пригожусь.
А какие вкусные щи мои капустные!

Чеснок:

Я на грядке уродился,
Весь на дольки развалился.
Не беда, что горький,
Съешьте все по дольке.
Кто здоровым хочет быть,
Должен с чесноком дружить!

Яблоко:

Я крепкое, хрустящее,
Чудо настоящее.
Желтое и красное,
Кожица атласная.
Яблочко румяное
Детям всем желанное!

Баклажан:

Мое имя – баклажан.
Фиолетовый кафтан.
Ты сырым меня не жуй,
Для икры я пригожусь!

Свекла:

Свекла для борща годится,
Покраснела, как девица.
Без нее и винегрет
Не получишь на обед.

Тыква:

Я тыква большая
И желтая вроде.
Я тыква смешная,
Расту в огороде.
Меня солнышко греет,
И дождь поливает,
А птички с утра
Песни мне напевают.

Огурец:

Я длинный и зеленый,
То свежий, то соленый.
Расту я в огороде,
Любим во всем народе.
Вот какой я молодец,
Называюсь огурец!

Груша:

Называют меня грушей.
Я скажу, а ты послушай.
Полюбите меня, дети,
Я полезней всех на свете!

Морковь:

У моркови красный носик,
Сочный, вкусный, сладкий плод.
А зеленый пышный хвостик
Украшает огород.

Помидор:

Я толстый красный помидор,
Люблю детишек с давних пор.
Я витаминов сундучок,
А ну-ка, откуси бочок!

Картофель:

Я на любом столе – любимый самый,
И в честь меня пора давать салют.
Ведь из картофеля на кухне мама
Вам приготовит сотню разных блюд.

Фасоль:

Фасоль в стручке запряталась,
Сидит там до поры.
Когда же сбросит платьице,
То станет раскрасавицей,
Румяной от жары.

Репа:

Репа - овощ не простой,
Хоть немножко горьковат.
И, как врач, он золотой -
Лечит горло у ребят.
Помогает он и взрослым
И под осень плодоносит.
Неприметный корнеплод
Что как врач у нас растет.

Колос:

Будут щи, и будет каша.
Сытно будет в доме нашем.
Но главнее в доме, знай –
Ароматный каравай!

Хозяйки:

А первый наш поклон земле-матушке за дары богатые!
А второй наш поклон люду доброму - труженику!
А наш третий поклон – Богу милосердному!

Хозяйки:

Славно вы все поработали, богатый урожай собрали.

Гости:

Наши руки никогда не знают скуки!

Еремеевна:

Вечерочки хороши,
Посиделки для души!

Матвеевна:

Много мы обрядов знаем.

Еремеевна:

А давайте Кузьминки обыграем!

Гости:

А что такое Кузьминки?

Матвеевна:

Кузьминки – один из осенних праздников, который отмечают 14 ноября. Праздник святых Кузьмы и Демьяна. В этот день не только работают, но и веселятся.

Гости:

А кто же такие Кузьма и Демьян?

Матвеевна:

В народе сказывают, что Кузьма и Демьян были замечательными мастерами – кузнецами и плотниками. Они ходили по деревням и всем помогали, а денег за это не брали. За это их и прозвали «бессребрениками». Сельские мужики твердо почитали Кузьму и Демьяна кузнецами или просто «рукоремесленниками». И за удачей в кузнечных делах уповали на содействие этих святых.

Еремееевна:

А ещё говорят, что Кузьминки – по осени поминки. В этот день на селе устраивали проводы осени и встречу зимы. После службы в храме затевали общие «ссыпины» – ссыпали ячмень, другое зерно в общий амбар, начинали варить «мирское пиво» к ближайшему престольному празднику. Вечером варили ссыпную кашу, веселились и устраивали гуляния.

Матвеевна:

А кто знает, какие блюда в этот день подавали?

Гости:

Не знаем! А какие?

Матвеевна:

Кузьминки – куриные именины. На Кузьму и Демьяна – курицу на стол! Кузьма и Демьян – большие работники – кузнецы и плотники. Парням помогают хлеб молотить, а девушкам – пряжу вить.

Ребята-кузнецы:

Настала пора и нам себя показать! А что, хозяюшки, кузнецы вам не нужны?

Матвеевна и Еремеевна:

А что вы умеете делать?

Ребята-кузнецы:

А вот что! Посмотрите да вместе с нами отдохните!

Выступление ансамбля ложкарей.

Музыкальное сопровождение «Во кузнице».

После выступления кузнецы-молодцы показывают хозяйкам свою работу – подкову.

Матвеевна:

Славная работа!

Один из кузнецов кладёт подкову на дежу.

Матвеевна:

Ах, ты, молодо-зелено! Разве ты не знаешь, что мужчинам не то чтобы прикасаться к дежке нельзя, даже заглядывать в неё строго возбраняется!

Еремеевна:

Дежка в доме – предмет особый! В ней хлебушко настаивается, силу набирает!

Матвеевна:

В ней малых деток купали да от болезней излечивали.

Еремеевна:

И невесту встарь на свадьбе на дежу сажали, долю добрую ей прочили.

Матвеевна:

У нас сегодня на посиделках столько рукодельниц собралось!

Еремеевна:

Девицы-красавицы! Прям невестушки!

Матвеевна:

Пусть покажут своё мастерство!

Еремеевна:

А мы посмотрим да подумаем, которую первой на дежу в скором времен сажать будем!

Выступление ансамбля «Прялица».

Матвеевна:

Вот порадовали, красавицы!

Еремеевна:

Спасибо, рукодельницы! А за это мы расскажем вам о женской покровительницу – Параскеве Пятнице.

Ведущий:

27 октября празднуется день Параскевы Пятницы. Одну из девочек, родившуюся в 3 веке в городе Икония, нарекли Параскева. В ее Житии сказано, что родители особо почитали день страданий Господних – пятницу, поэтому и назвали дочь Параскевой, что в переводе означает «пятница». Повзрослев, Параскева дала обет безбрачия и посвятила себя служению Христовой веры.

На Руси Параскева особо почиталась женской частью населения. Ее считали суровой, твердой, волевой женщиной. Существует поверье, что Параскева ходит по земле в виде молодой девушки-крестьянки или монашки и примечает, кто как живет, как соблюдает христианские правила и обычаи. Богоотступников наказывает, благочестивых – награждает.

В народе ее считали покровительницей домашнего хозяйства, пособницей в женских заботах. В это день не работали. Нельзя было мыть голову, купать детей. Пословица предостерегала: «Кто в пятницу много смеется - тот в старости много плачет».
Параскева – грязниха, порошиха, льняниха. На Параскеву начинали мять и трепать лен.

А сейчас наши хозяюшки поделятся опытом возделывания льна и покажут обрядовый танец «Ох, и сеяла Ульяница ленок».

Исполнение танца.

Матвеевна:

Хорошо мы поработали!

Еремеевна:

Хороший урожай собрали!

Вместе:

Значит, год будет добрым и сытным!

Матвеевна:

Испекли мы, принесли
С пылу, с жару пироги!
К ним – баранки русские –
Румяные да вкусные!

Еремеевна:

- Пригласим гостей в кружок –
Съешьте свежий пирожок!
Помогите, гости, съесть
Пирогов хоть пять иль шесть!
Калачи бегут в карман –
Это вам гостинец дан!

Матвеевна и Еремеевна:

Хочешь есть пироги –
Поскорей сюда беги!

Матвеевна:

Самовар наш запыхтел, закипел,
Чай горячий и бодрящий подоспел!
И беседа хорошо ведется,
Коль седьмая чашка чаю пьется!
Чай не пил - откуда сила!
Чай попил – совсем пропал!

Еремеевна:

Чай наш крепкий, русский, сладкий,
Он дает здоровье вам!

Матвеевна:

Просим вас, гости дорогие, отведать наше угощение.

Еремеевна:

Не зря говорят: «Не красна изба углами, а красна – пирогами!»

Гости:

За пирогами и чаем и мы не заскучаем!

Участники посиделок уходят со сцены под русскую народную пляску, вовлекая в нее зрителей.

Литература.

  1. И.Каплунова, И.Новоскольцева. Сборник «Как у наших у ворот».
  2. Картушина М.Ю. «Русские народные праздники в детском саду». - М., 2006.
  3. Жмулина Е.О. Фольклорный праздник «Посиделки на Покров», старшая группа.
  4. http://samarapedsovet.ru/load/doshkolnoe_obrazovanie/scenarii_igry_meroprijatija/posidelki_na_pokrov/109-1-0-79

1. Наиболее значимые народные праздники осеннего цикла

Народное название двунадесятого праздника Рождества Богородицы и Приснодевы Марии в память рождения Пресвятой Девы Марии. В народной традиции Богородица избавляла от скорбей и несчастий, облегчала боль, покровительствовала роженицам, была заступницей детей и девушек на выданье.

Народное название дня памяти преподобного Симеона Столпника, основателя подвижничества, именуемого столпничеством (IV-V века). На Руси его называли "летопроводцем" и на протяжении 400 лет в этот день праздновали начало нового лета (года), так как в России до 1700 года новый год начинался с 1 сентября. У крестьян в Семенов день совершали обряд осенин - первой встречи осени и наступления бабьего лета.

Народное название великого двунадесятого праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, установленного в честь обретения святой равноапостольной Еленой Честного Креста Христова. В этот день поднимали кресты на строящихся храмах и ставили кресты придорожные.

Народное название церковного праздника Покрова Пресвятой Богородицы в память явления Богородицы в храме в Константинополе в середине X века. В народной традиции праздник связан с завершением полевых работ и началом зимы, с первым снежным покровом земли. Считался девичьим праздником и покровителем свадеб. С этого дня молодежные гулянья переносили с улицы в избу, скот ставили на двор, охотники уходили на зимние промыслы.

Параскева (20 марта/ 2 апреля (Римская Великомученица Параскева, пострадавшая при Нейроне), 26 июля / 8 августа (Преподобномученица Параскева, родившаяся близ Рима в 138 году), 14/27 октября (Преподобная Параскева Сербская, прославившаяся в середине XI века), 28 октября/10 ноября (Великомученица Параскева Пятница).

Народное название дней памяти святых Параскев, которых в православной традиции насчитывается четыре. У восточных славян особо почиталась Параскева Пятница, покровительница одноименного дня недели. Девушки и женщины считали ее своей заступницей: она помогала при родах, покровительствовала браку, дому, женским занятиям, прежде всего прядению. Параскева исцеляла от душевных и телесных недугов, покровительствовала земле, скоту и воде, была заступницей торговли.

Девичий праздник, отмечаемый в день памяти Космы и Дамиана (Кузьмы и Демьяна). В этот день девушки - невесты становились полными хозяйками дома. Устраивались девичьи "кузьминские вечеринки", готовились специальные ритуальные блюда, проводились смотрины невест.

2. Краткая характеристика событийности праздников (языческий и православный смысл праздников)

Рождество Богородицы (Богородичин день, Вторая Пречистая, Малая Пречистая, Госпожа Вторая, Госпожка богатая, Спожа, Спожка, Большая Спожка, Аспосов /Аспасов/ день, Спосов день, Пасиков день, Осенины, Вторые Осенины, Луков день, Поднесеньев день) - народное название великого двунадесятого богородичного праздника православной церкви - Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, который отмечается 8 (21) сентября. Установлен в память рождения Пресвятой Девы Марии, Матери Господа Бога Иисуса Христа.

Сведения о празднике Рождества Богородицы восходят к IV - V вв. Первое указание на этот праздник, согласно палестинским преданиям, заключается в факте сооружения св. Еленой храма в честь Рождества Богородицы. Об этом празднике упоминает св. Иоанн Златоуст, св. Прокл и блаж. Августин. В VI - IX вв. событие Рождества Богородицы было описано св. Стефаном Святоградцем, в VII в. свв. Андреем Критским и Сергием, патриархом Константинопольским, в VIII в. свв. Иоанном Дамаскином и Германом Константинопольским.

День Рождества Богородицы отмечается торжественным молебном; пением величания на утрени: "Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей и всеславное славим рождество Твое". Церковные песнопения: стихиры, тропари и каноны в честь Богородицы носят название "Богородичны", они входят в состав всех ежедневных служб. В богослужебных книгах особо выделяются Богородичны праздников в честь Божьей Матери. К каждому богородицкому празднику приурочены свои Богородичны.

В народе Богородица почиталась особо. Образ Богородицы был понятнее, доступнее и ближе народному сознанию, чем образ Иисуса Христа. С одной стороны, "вознесенная в мир божественный", с другой - она осталась связанной с обычными людьми, по-матерински переживающей и заступающейся за них.

Богородица считалась покровительницей рожениц, что вытекает из материнского начала в ее образе, что подтверждается иконографией Божьей Матери, а также этимологической близостью слов "Богородица" и "роды". Поэтому к Богородице были направлены просьбы о помощи при трудных родах. Богородица виделась не только Божьей Матерью, но Матерью вообще, родной матерью каждого человека. В этом смысле Богородицу часто называют Матерью, Матушкой. Отсюда и взгляд народа на матерщину: она оскорбляет трех матерей человека - Богородицу, Мать-сыру землю и родную мать.

В русской народной традиции образ Богородицы сблизился с образом Матери-земли, что привело к образованию культа Богородицы-земли. Богородица приравнивалась, а иногда и отождествлялась с рождающей и плодоносящей землей-кормилицей.

В особой чести была Богородица и у девушек на выданье. Они обращались к ней с просьбами о женихах.

В фольклорной традиции Богородица - любимый персонаж духовных стихов - эпических песен на религиозные сюжеты, которые исполнялись бродячими певцами на ярмарках, базарных площадях или у ворот монастырских церквей.

По севернорусским легендам, Богородица на Пасху "ходит по земле". С Богородицей связываются и легенды о птицах и животных. Народная легенда русского населения Сургутского края сообщает о Божьей Матери, которую испугал в лесу рябчик, рассердившись, она превратила его в "малую птицу с большим шорохом", чтобы любой охотник мог скорее найти его, а нежное белое мясо ("рябчиково наследство") поделила между всеми птицами и животными.

К Рождеству Богородицы или к Аспосову дню приурочивались Осенины - вторая встреча осени - Осены (первая происходила в Преображение Господне или в Семенов день). Женщины собирались рано утром и выходили на берег рек, озер и прудов встречать Матушку Осенину. Для этой встречи специально выпекался овсяный хлеб, который держала старшая из женщин, а молодые пели песни, стоя вокруг нее. Затем хлеб разламывался на куски по числу собравшихся и им кормили домашний скот.

Осенины справлялись в течение целой недели (в церковной традиции на празднование Рождества Богородицы отводилось 6 дней, так как этот праздник имел день предпразднества - 7 (20) сентября и четыре дня попразднества).

Воздвижение (Сдвижение, Здвиженье, Вздвиженьев день, Ставров день, Капустки /Капустницы/) - народное название великого двунадесятого праздника православной церкви Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, который отмечается 14/27 сентября. Установлен в первой половине IV в. в честь обретения святою равноапостольною царицею Еленою Честного Креста Христова.

Особенностью службы этого праздника являлось перенесение креста с жертвенника на престол во время вечерни и затем вынос его на утрени, после великого славословия, на середину храма для поклонения. В церкви празднование продолжается семь дней; отдание праздника совершается 21 сентября / 4 октября.

В народном сказании, приуроченном ко дню Воздвижения, по-своему раскрывается смысл праздника. В сказании говорится о нападении Константина на "еврейскую землю" и о взятии в плен "царя Евреина", который отказался сказать, где находятся "кресты честны" и был убит. О нахождении крестов сообщила еврейская царица, не выдержав пыток своего ребенка, положенного между двумя "живыми огнями". Она послала царя Константина на Одюбар-гору, где и были обнаружены "кресты честны", о которых говорили апостолы.

Так как крест представляет собой символ страданий, то день Воздвижения Креста Господня считался в народе постным: "Хоть на воскресный день придись Воздвиженье, а все на него - пятница-середа, постная еда"; "Кто не постит Воздвиженью - Кресту Христову, - на того семь грехов воздвигнутся"; "У кого на столе о Воздвиженье убоина - тот все свои молитвы убивает".

В летописях этот день именовался "Ставровым днем" (греч. крест). С давних пор на Воздвиженье совершались крестные ходы вокруг селений, чтобы защитить их на год от бед. Служились молебны, подымались иконы и происходил обход полей с молитвою о будущем урожае. Молились и о больных: "С верою помолиться на Воздвиженьев день, так Животворящий крест и со смертного ложа подымет". Принято было поднимать кресты на строящихся храмах; устанавливать придорожные кресты; строить обетные часовни (обыденки) и небольшие церкви - по обещанию, в честь праздника.

В народных представлениях Воздвижение связано с созвучным ему словом "движение", с помощью которого многие крестьяне и объясняли значение праздника. На этом основаны приметы и поговорки, приуроченные к этому дню. Говорили об окончании уборки урожая: "На Воздвиженье последняя копна с поля движется, последний воз на гумно торопится"; "Вздвиженье - хлеб с поля двинулся".

К Воздвижению завершалось бабье лето, происходила третья встреча осени: "Вздвиженье лето замыкает, ключи сизая галочка с собой за море уносит" (смоленск.). Отмечалось приближение зимы: "Воздвиженье осень зиме навстречу двигает"; "На Воздвиженье зазимки - мужику не беда"; "На Воздвиженье зима с бела - гнезда снимается, к русскому мужику в гости собирается, - сем-ка (говорит) я, зима-зимская, на Святой Руси погощу, серого мужика навещу". К наступлению зимних холодов готовились заранее, поэтому говорили: "Воздвиженье кафтан с плес сдвинет, тулуп надвинет"; "Воздвиженье задвинет зипун, подвинет шубу".

Фольклорный праздник «Осенние посиделки»

Цели:

Воспитывающая: Развитие нравственных и эстетических качеств личности.

Учебная: в игровой форме расширить представление учеников о русском фольклоре.

Развивающая: развитие речи, образного мышления.

Класс оформляется в стиле русской избы: самовары, домотканые коврики, лапти, деревянные ложки, глиняная посуда (горшки, кашники, крынки, оятская керамика)

Ученики одеты в народные костюмы. Если костюмов нет, то это стилизованные сарафаны у девочек и рубашки у мальчиков.

Учитель: С первой услышанной в детстве колыбельной, пропетой любящей мамой, со сказкой, рассказанной бабушкой, с играми в ладушки и сорока-ворона, считалок начинается знакомство с культурой своего народа, с его устным народным творчеством. Фольклор – исток всей литературы.

И сегодня мы с вами прикоснёмся к этому истоку, к устному народному творчеству русского народа.

Закончился трудовой день. Теперь можно устроить посиделки, отдохнуть за потешками, сказками и песнями, как это делали наши прабабушки и прадедушки.

Мы начинаем! Добро пожаловать!

1. Ведущий

Все кругом так сказочно красиво, и листочки по реке плывут.

В России осень наступила - золотой порой ее зовут!

К нам березка ветки наклонила и слетают листики гурьбой.

В России осень наступила, зашумела золотой листвой!

2. ВЕДУЩИЙ:

В старину, как только в России наступала осень и заканчивались

полевые работы, собирался стар и млад на русские посиделки!

1. ВЕДУЩИЙ:

На завалинке, в светелке иль на бревнышках каких

Собирали посиделки пожилых и молодых.

При лучине ли сидели иль под светлый небосвод

Говорили, песни пели и водили хоровод!

2. ВЕДУЩИЙ:

А играли как? В горелки! Ах, горелки хороши!

Словом, эти посиделки были праздником души!

Быт людей отмечен веком, поменялся старый мир.

Нынче все мы по «сусекам» личных дач, своих квартир!

1. ВЕДУЩИЙ:

Наш досуг порою мелок и чего там говорить! Скучно жить без посиделок!

2. ВЕДУЩИЙ: Их бы надо возродить!

1. ВЕДУЩИЙ: Отдых – это не безделки!

Время игр и новостей!

Начинаем посиделки!

2. ВЕДУЩИЙ: Открываем посиделки!

Для друзей и для гостей!

(Раздается стук в дверь, появляется Домовой)

Домовой . Веселитесь, а про меня-то забыли? Я - Домовой, живу за печкой, слежу за порядком в доме: чтобы печка не дымилась, чтобы тесто не убежало, чтоб скотина не захворала. Очень люблю, когда вещи лежат на своих местах.

1 ВЕДУЩИЙ: Здравствуй, дедушка Домовой.

2. ВЕДУЩИЙ:

ДОМОВОЙ: А сейчас для вас, ребятки,
Загадаю я загадки.
Знаю, знаю наперед -
Вы смекалистый народ.

(ВЫХОДИТ ДЕВОЧКА )

Девочка: Я тут короб припасла, В нем разные шутки, Кто его возьмет - Не будет скучать ни минутки.

Достает из короба подарки, а к ним привязаны загадки. Кто загадку отгадает – тот подарок получает. Хозяйка загадывает залу загадки, а хозяин вручает призы тем. Кто отгадает.

Загадки.

    Новая посудина, а вся в дырах (сито, решето).

    Мочили, колотили, рвали, крутили и на стол клали (скатерть).

    Бычок рогат, в руках зажат Еду хватает, а сам голодает (ухват).

    Гибкий лес на плечи залез (коромысло).

    Сяду на конь и поеду в огонь (горшок на ухвате).

    Кривой конь лезет в огонь (кочерга).

    Четыре ноги, два уха, один нос, да брюхо (самовар).

    Всех кормлю с охотою, а сама безротая (ложка ).

    ВЕДУЩИЙ: Круг тесней, друзья, подружки,

Предлагаю спеть частушки.

Чтоб в душе зажгли огонь

Нам пой и ты гармонь.

    ВЕДУЩИЙ: Эй, девчонки-хохотушки,

И ребята – молодцы,

Запевайте-ка частушки,

Веселитесь от души!

(Исполнение частушек)

Мы частушки запоем, запоем мы громко,

Затыкайте ваши уши, лопнут перепонки.

Мы не пишем, не читаем, а частушки распеваем.

Приходите, гости, к нам, мы еще и спляшем вам!

Я к подружке ни ногой, пес большой у входа

Коль идет со мной гулять, пусть сама выходит!

Капустка моя, мелкорубленная,

Отодвинься, дорогой, я напудренная!

Ой, глазки мои, серые прижмурки,

Один Ваньке мигнет, а другой-то Шурке!

Как саратовски девчата ничего не делают

Только косы заплетают, за парнями бегают!

Ты пусти гулять отец, пока юный молодец!

Когда стану старенький, сяду на завалинке!

У березки, у сосенки тоненькие веточки

А мы бойкие девчонки, все мы как конфеточки!

Мы плясали, топнули, у нас юбки лопнули!

Дайте юбки подвязать, мы опять пойдем плясать!

Не давайте нам обеда, не давайте чаю пить!

Только дайте разрешенье нам на улицу ходить!

Мы пропели вам частушки, дорогая публика.

Не держитесь за карманы, не возьмем ни рублика!

На столе стоит стакан, а в стакане тесто.

До свиданья, папа с мамой, я уже невеста.

По деревне я пошла, Ванечку увидела.

Под кустом сидел и плакал, курица обидела.

Я работы не страшусь, я работы не боюсь.

Если правый бок устанет, я на левый повернусь.

Мы с Егорушкой сидели у куста малинова.

Сверху ягода упала, придавила милого.

Мы пропели вам частушки, вы скажите от души,

Хороши частушки наши, и мы тоже хороши.

1. ВЕДУЩИЙ: Гости дорогие, не хотите ли конфеточек покушать,

да сказочку послушать.

(Инсценирование сказки)

1. ВЕДУЩИЙ: Веселил нас много раз
Русский танец перепляс,
Сколько удали, задора,
Сколько радости во взоре.

2. ВЕДУЩИЙ: Много танцев нам известно
Мы их любим танцевать,
А на этих посиделках
Мы хотели бы сплясать.

Танец «Коробейники»

1. ВЕДУЩИЙ: Слышите, кто-то стучится?!

Это небылицы в лицах.

Те, что сидят в теремах да светлица,

Щелкают орешки да твердят насмешки!

2. ВЕДУЩИЙ: Смотрим небылицы в лицах.

Дети разыгрывают небылицы.

2. ВЕДУЩИЙ: Мужиков, девчат, ребят,

Вызываем на канат.

10 слева, 10 справа,

Только мускулы трещат.

1. ВЕДУЩИЙ: Объяснение игры.

2. ВЕДУЩИЙ: Вот бревно, а вот мешки

Выходите, мужики!

Кто кого мешком собьёт,

Тот подарок заберет.

1. ВЕДУЩИЙ: Объяснение игры.

1. ВЕДУЩИЙ: Всем спасибо за вниманье,

За задор, весёлый смех.

2. ВЕДУЩИЙ: Вот настал момент прощанья.

Будет краткой наша речь.

Говорим мы: “До свиданья,

До счастливых новых встреч!

Салат винегрет готовится из вареной свеклы, картофеля, моркови, соленых огурцов, грибов или квашеной капусты и зеленого горошка. Нередко в винегрет кладут маринованные грибы. Заправляют салат растительным маслом с добавлением уксуса или майонезом.

Впрочем, салат винегрет необязательно должен быть постным блюдом. Нередко в него добавляют мясо, рыбу (например, сельдь).

Название свое современный русский винегрет получил от французского слова vinaigrette. Это салатная заправка, которую чаще всего делают из уксуса (vinaigre - по-французски уксус), растительного масла, горчицы. Существуют разные рецепты этой заправки. Например, уксус можно заменить лимонным соком, добавить пряности .

Хлебный квас

Квас - это традиционный напиток славянских народов, который получается вследствие брожения. Квас хорошо утоляет жажду, а также имеет высокую энергетическую ценность. Квас также очень полезен, так как он усиливает обмен веществ в организме, улучшает работу желудочно-кишечного тракта. В нем содержатся витамины В1 и Е, а также ценные ферменты, углекислота, а также молочная и уксусная кислоты. В летнее время квас особенно актуален и популярен, поэтому привожу известный мне рецепт его приготовления в домашних условиях . Нужные ингредиенты:

200 гр. черного хлеба(сухарей)

3 литра кипяченой воды

50 гр. сахара

10 гр. дрожжей

Итак, вскипятите воду, залейте ею выложенные в 3-литровую банку сухари черного хлеба, дайте настояться в течении 2-3 часов. Затем процедите.

Приготовьте закваску - дрожжи разведите в холодной воде или едва теплой воде. Влейте закваску в банку с подготовленной хлебной водой, а также добавьте сахар, хорошенько размешайте и оставьте на 4 часа. После этого можно поставить в холодильник и пить обязательно холодным. В этом вся его прелесть! :)

Еще могу добавить, что такой квас можно заготовить впрок, закупорить, и пить, когда захочется. Доброго вам здоровья и всех удач!