Меню

Воспитание толерантности у дошкольников. Воспитание основ толерантности у дошкольников

Стильные вещи

залина черкасова
Формирование толерантности у дошкольников

Огромен шар земной, страна, в которой мы живём. Именно здесь, как в огромной лаборатории, можно поискать ответы на волнующие по - прежнему нас вопросы, суть которых сводится к тому, что мы - разные, но хотим жить вместе. Нам это просто необходимо. Говорят, для этого нужна толерантность . Как, когда и где ей научиться? И в учении ли дело? А может надо особенно тщательно и прямо с детского сада сохранять и поддерживать устойчивый интерес друг к другу и желание быть понятными столь свойственные малышам? Быть может, со временем эти качества и перерастут в нормальное человеческое уважение не только себя, но и других.

Что бы нам ни говорили, но толерантность - врождённое чувство, подарок природы каждому появившемуся на свет человеку. Маленький ребёнок независимо от того, в каких условиях он находится после рождения, принимает действительность такой, какой она есть.

Формирование личности ребёнка включает вопрос воспитания в нём уважительного и доброжелательного отношения к людям разных национальностей, к культуре быта, традициям разных народов. В настоящее время многие группы в детских садах многонациональны, поэтому необходимо формирование толерантности . Ребёнок с дошкольного возраста должен видеть в каждом из своих маленьких товарищей друга по взаимопомощи, по духу. Можно ли говорить о толерантности в обществе , где нет благополучия, движения вперёд, заботы о процветании всех и каждого. В нашей стране немало делается для этого, и дошкольное образование здесь не исключение. Ведь воспитатели - первые из мира взрослых людей, с которыми встречается ребёнок, когда он начинает свой путь в большую жизнь. От того, насколько положительным будет этот первый опыт, зависит успешность жизненного пути, пока ещё, маленького человека. Врождённая толерантность , принятие других людей, условий окружающей жизни с возрастом угасает под влиянием социально - культурных обстоятельств, в которых человек взрослеет. И если мы хотим, чтобы это замечательное чувство в разумных пределах сохранилось с годами, его надо аккуратно поддерживать, прежде всего, в мелочах повседневной жизни, не подшучивать над детской толерантностью , а терпеливо пытаться понять, разглядеть наших маленьких детей.

Каждый взрослый должен осознавать свою ответственность за воспитание в детях уважения к людям других национальностей и за формирование нравственных качеств, которые включает в себя толерантность , основными функциями которой являются :

Мирообеспечивающая

Определяет многомерность среды и разнообразных взглядов;

Обеспечивает гармоничное мирное сосуществование представителей, отличающихся друг от друга по различным признакам;

Регулирующая

Предоставляет конструктивный выход из конфликтных ситуаций;

Ориентирует отношения на соблюдение равноправия, уважения, свободы.

Позволяет сдержать неприязнь в сочетании с отложенной позитивной реакцией, либо заменить ее на позитивную;

Психологическая

Служит основой для нормализации психологической атмосферы в группе, обществе (атмосфера доверия, уважения, признания, поддержки) ;

- формирует и развивает этническое самосознание;

Обеспечивает этническую и социальную самоидентификацию;

Поддерживает и развивает самооценку личности, группы;

Воспитательная

Обеспечивает передачу опыта позитивного социального взаимодействия и опыта человечества в целом;

Является совершенным образцом организации жизнедеятельности в социуме;

Обеспечивает успешную социализацию;

Развивает нравственное понимание, сопереживание, умение лояльно оценивать поступки других.

Коммуникативная

Развивает готовность к общению, сотрудничеству и пониманию;

Позволяет установить конструктивное общение с представителями различных групп, иного мировоззрения.

Культуросохраняющая

Обеспечивает сохранение и преувеличение культурного опыта группы, этноса, общества.

Креативная

Обеспечивает возможность творческого преобразования окружающей действительности;

Создает условия для безопасного проявления творческой активности;

Создает условия для творческого самоутверждения.

Благодаря особенностям нашей группы, которую посещают дети разных национальностей (русские, украинцы, татары, чуваши, осетины, азербайджанцы, кабардинцы, возникла возможность формирования толерантности у дошкольников посредствам ознакомления с национальной культурой разных народов.

Работая в данном направлении, я решаю ряд задач :

1. Познакомить детей с национальной культурой разных народов, населяющих нашу страну.

2. Воспитать в ребёнке уважительное и доброжелательное отношение к людям разных национальностей.

3. Формировать личность способную к толерантному общению , к конструктивному взаимодействию с представителями социума независимо от их принадлежности и мировоззрения.

4. Формировать негативное отношение к насилию и агрессии в любой форме .

Свою педагогическую деятельность по формированию толерантности у детей дошкольного возраста выстраиваю на основе ряда принципов :

Целенаправленность педагогических воздействий

Суть принципа в том, что воспитание толерантности требует четкого осознания целесообразности педагогических воздействий, четкого определения цели педагогом. Однако формирование данного качества , основой которого является активная социальная позиция и психологическая готовность, возможно только при наличии мотивации и осознании ребенком того, зачем именно ему необходимо это качество (личная цель) и осознания значимости для общества (социальная цель) . Единство целей педагога и ребенка является одним из факторов успешности воспитания толерантности .

Учет индивидуальных и половозрастных особенностей

Воспитание любого нравственного качества (толерантности в том числе ) во многом зависит от индивидуальных особенностей воспитанника : уже имеющихся моральных устоев поведения, этических установок, развитости интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер, уровня развития психических процессов, характерологических черт, личного опыта взаимоотношений, наличия и развития природных и духовных способностей и т. д. В дошкольном периоде мы формируем толерантность как одну из основ личности ребенка, демонстрируем и объясняем значение позитивного общения, сотрудничества, подчеркиваем значение других детей и людей, не похожих на самого ребенка, толерантных межличностных отношений (т. о. происходит заложение толерантных установок ) .

Принцип уважительного отношения к личности ребёнка

Независимо от позиции ребенка, его мировоззрения, уважительное отношение к нему является необходимым принципом воспитательного процесса. При формировании толерантности этот принцип приобретает двойную значимость. Уважая и принимая (не обязательно соглашаясь) позицию и мнение ребенка, но при необходимости корректируя их, мы показываем ему пример толерантного отношения к человеку с иным взглядом на мир.

Принцип завуалированности педагогических воздействий и опоры на активность ребенка

Специфика нравственного воспитания состоит в том, что действия взрослых по формированию основ поведения детьми и подростками воспринимаются как морализаторство и, поэтому они часто сопротивляются воздействиям.

Воспитание толерантности во многом зависит от того, насколько ребенок осознает значимость этой категории и связь ее с жизнью, видит ее результаты или последствия интолератности в мире . При этом в работе мы ориентируемся не только на ситуации в обществе в целом, но и на жизненные ситуации, связанные с толерантным (интолерантным ) взаимодействием в общении ребенка с близкими, друзьями, педагогами.

Толерантность формируется в единстве социально организованного воспитательного процесса и реального жизненного опыта, отсутствие расхождения слова с делом.

Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была максимально плодотворной, задействован большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников .

Сегодня дети развиваются бурно. Примерно с 4 лет дети узнают о том, что существуют разные народы, с 5 лет у них начинают формироваться элементы национального самосознания. Именно в этом возрасте дети максимально проявляют познавательную активность.

Одним из важнейших звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие педагогов с семьёй. Значение ближайшего социума в формировании толерантности сознания и поведения ребёнка трудно переоценить. Родители являются основным примером толерантности для подрастающей личности, поэтому отношения в семье, между родственниками, существенно влияют на формирование толерантности у ребёнка . Большая часть родителей находят важным рассказать ребёнку про страну, в которой он живёт, и про национальности людей, её населяющих. Однако многие из них признают, что делают это «от случая к случаю» , или «не имеют достаточной информации , доступной ребёнку» . Видя неподдельный интерес педагога к культуре своего народа, родители с удовольствием принимают участие в познавательных вечерах и праздниках. В ходе таких мероприятий дети и родители с интересом знакомятся с национальными традициями и обычаями каждой семьи (элементами костюмов, особенностями национальной кухни, музыкальным творчеством).

В основе взаимодействия с родителями лежит принцип взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Таким образом, положительное отношение педагога и формально положительное или индифферентное отношение родителей к этой проблеме воспитывает общеположительное отношение дошкольников к миру и людям , его населяющим, позволяют

стать им добрее и терпимее своих родителей.

Чем лучше человек осознаёт свою принадлежность к определённой этнической общности, тем выше уровень его инкультурации, чем больше черт общности и различия культур он видит, тем легче ему понять и принять человека другой культуры, другого мировоззрения.

Таким образом впечатления детства образуют фундамент для развития нравственных чувств ребёнка, осознания и дальнейшего проявления их в общественно – полезной и творческой жизни.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

КГБОУ СПО «Ачинский педагогический колледж»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: ОП.09 Инклюзивные подходы в дошкольном образовании

Тема: Формирование толерантности у детей дошкольного возраста

Введение

Человечество перешагнуло порог третьего тысячелетия. Мы живем в век глобализации экономики и все большей мобильности, формирования общемирового экономического пространства, интенсивности развития средств массовой коммуникации, приведших к интернационализации всех сторон человеческого бытия, интеграции и взаимозависимости, в век крупномасштабных миграций и перемещения населения, урбанизации и преобразования социальной структуры.

Актуальность научных исследований, посвященных толерантности, представляется самоочевидной. Энергия злобы и ненависти ко всему похожему, к людям, пользующимся другим языком, исповедующим другую религию и придерживающимся другой системы ценностей, долго накапливающая, сегодня вырвалась наружу. Локальные войны и террористические акты, преследование национальных меньшинств и толпы беженцев - результаты действия разрушительной и испепеляющей силы, имя которой нетерпимость. Она бушует сегодня во всем мире. Что касается России, то в ней нетерпимость приобрела в последние годы чудовищную силу. толерантность конфликт психологический педагогический

В интересах международного сотрудничества существенно важно, чтобы отдельные люди, общины, нации признавали и уважали культуру, плюрализм человеческого сообщества. Толерантность является не только важным принципом, но и необходимым условием мира и социально-экономического развития всех народов.

Человечество в целом уже породило внутри себя настоятельную потребность во взаимопонимании и терпимости различных народов друг к другу. Неслучайно 1995 год был объявлен ООН «Годом Толерантности», а каждый год 16 ноября - Международный день, посвященный толерантности.

Главная роль в распространении принципов толерантности отводится педагогике. Во всеобщей декларации прав человека ООН сказано: «Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости, дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами и должно содействовать деятельности ООН по поддержанию мира».

Данное положение распространяется и на дошкольный возраст, которому принадлежит огромное значение в первичном складывании личности. В дошкольном и младшем школьном возрасте закладываются исходные моральные ценности, нормы поведения, происходит формирование представлений о значимости человеческого достоинства, понимание ценности своей личности и других людей, воспитывается уважение к ним, толерантность, чувство солидарности и стремление к сотрудничеству, умение ненасильственного разрешения конфликтных ситуаций. Благодаря пластичности нервной системы, открытости влиянию взрослого, ребенок в дошкольном возрасте интенсивно усваивает различные знания о мире, умения и навыки его познания, начинает активно усваивать ценности общества, знакомиться с социальными ролями.

Стремление изменить мышление человека в сторону глобальности характерно не только для современного этапа развития отечественной педагогики. Международные семинары педагогов показывают, что этими проблемами занимаются многие ученые различных стран. Несмотря на различный уровень экономического развития, в области воспитания встают одни и те же вопросы, поскольку мы живем в мире взаимозависимости. Ученые Франции, Японии, США и других стран считают, что воспитывать уважительное отношение к другим людям, проявлять к ним интерес необходимо с дошкольного возраста, когда ребенок «открыт» влиянию многих культур.

Формирование толерантности актуальная проблема, но по причине недавнего возникновения, мало изученная.

Глава 1. Понятие «толерантность» в философском и социальном контексте

Потребность поиска элементов, способствующих «сглаживанию» противоречий и конфликтов реальной жизни привела к возникновению понятия «терпимость».

В греческой философии требование меры в удовольствиях и поведении стало одной из основных нормативных установок античной этики, связанной тесно с идеей равенства людей. Гераклит и софисты делают вывод о произвольном характере человеческих суждений и оценок, с одной стороны, а с другой - об объективности человеческого сознания.

Демокрит особо акцентирует внимание на то, что «стыд» и «долг» определяют внутренние ограничители действий человека и различает право и мораль. Платон в своем диалоге «Горгий» воспроизводит идеи Сократа и формулирует понятие «терпение», связанное с интеллектуальным аскетизмом, вписывающимся в человекоутверждающее мировосприятие и являющимся предпосылкой духовного и социального сплочения.

Сенека рассматривает «терпимость» как основу для мужества, ибо в ней есть разумность, упорство и относится к тем благам и желаниям, исполнение и прославление которых осуществляется не «толпой поздравителей», а благоговением коленоприкланенных.

Тертуллиан, представитель ранней патристики, в своем трактате «О терпении» отводит терпимости первостепенную роль. Общезначимость и практическая ценность «терпения» для него несомненны. Оно существует в виде Божественного, определяющего смирение и аскетизм.

Христианская концепция «терпимости» складывалась в результате реализации потребности человека в гуманности и достижении равенства между людьми. Основанное на «любви», «смирении» и «всепрощении», терпение находится под охраной суровой стыдливости, которая способствует воспитанию христиан как добродетельных и послушных граждан по отношению к тем, кого Бог поставил над ними.

В эпоху просвещения происходит актуализация «терпимости».

Дж. Локк связывает «терпимость» с проявлением насилия, для которого необходимо определить предел существования. «Терпимость» связывается с обеспечением и сохранением справедливости, а в случае ее нарушения, государство имеет право подавлять эти попытки путем наказания.

А.Шопенгауэр и А.Гален определяли «терпимость» как отношение «Я» к самому себе, к другим - «Ты», «Он», «Мы».

Терпимость для И.Канта, противопоставлена ненависти, характеризует достоинство и честь человека и воспитывается как обязанность, проявляемая через дисциплину.

И.В. Гете, а в последующем Шиллинг и Гегель, эстетический характер добра ставит исходным пунктом критики общества, где мораль предохраняет человека от дегродирования, чему в немалой степени способствует толерантность.

Ч.Дарвин, опираясь на то, что нравственное чувство основано на «общественных инстинктах», где нравственная совесть заставляет рефлексировать собственное «Я», подчеркивает самоопределение, выражающееся у человека в форме стыда, сожаления, раскаяния или жестокого упрека и, в конечном итоге, способствует развитию «терпимости» как к самому себе, так и к другим, особенно к тем, к кому человек питает чувство симпатии. Терпимость приобретается в зависимости от условий усложнения инфраструктуры общества.

На основе вышесказанного можно заметить, что возникновение понятия «терпимость», а затем понятия «толерантность» связано, прежде всего со стремлением человека к саморазвитию, самосовершенствованию, а так же с желанием жить в гармоничном гуманном обществе и с идеей равенства людей.

Сегодня толерантность предполагает проявление уважение к чести и достоинству каждого народа и каждого человека, убедить их, что нет народа лучше или хуже других. Главное в каждом, каков он «человек», а не к какой национальности он принадлежит. Достоинства и недостатки людей - их личные, а не относятся к данному народу. Кичиться своей принадлежностью к той или иной национальности - признак бескультурья, невоспитанности. Надо искать не пороки, а ценности человека или народа и на них опираться в общении и деятельности.

Декларация принципов толерантности, утвержденная на генеральной конференции ЮНЕСКО 16 ноября 1995 года, гласит: толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность - добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность - это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Не при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности, толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства. Толерантность - обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма, демократии и правопорядка. Толерантность - это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международных правовых актах в области прав человека. Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказ от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это так же означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.

Глава 2. Формирование толерантности как педагогическая проблема

Данная проблема в педагогике сформировалась относительно недавно и является, на мой взгляд, следствием тенденций изменения содержания образования, таких как: гуманизация, демократизация, гуманитаризация, глобализация.

Сегодня стало актуальным развитие, прежде всего, нравственных основ личности, становление «Я» - доминантного, позволяющего личности действовать свободно за пределами собственного внутреннего мира в пространстве саморазвития другого и других, преодолевая тем самым свою ограниченность. Этого начинается воспитание демократической культуры и демократического сознания личности, терпимости и человечности, понимания и принятия другого.

Гуманистическая позиция и профессиональная компетентность составляют в целом педагогическую культуру личности педагога, так как является сущностной характеристикой личности педагога. Д.В. Зиновьев, исследую проблему повышения педагогического мастерства, выдвинул новые требования к педагогу, его мастерству, неотъемлемой частью которого в современных условиях выступает наличие социокультурной толерантности, под которой понимается моральное качество личности, характеризующее терпимое отношение к другим людям, независимо от их этнической национальности, либо культурной принадлежности; терпимое отношение к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Зиновьев выделяет структурные компоненты социокультурной толерантности, составляющие так называемую «триаду толерантности»: уважение, симпатия, доброта. Их реализация происходит в деятельности.

Педагогика толерантности должна предложить как общие процедуры, так и конкретные методы и приемы реакции на нетерпимость и на пути ее устранения или нейтрализации, разъясняющие природу прав человека и формы проявления нетерпимости в мире. Желательно, чтобы каждый гражданин узнал как можно раньше, что означают такие понятия, как расизм, национализм, фашизм, этнические чистки, дискриминация по полу, религиозные преследования и другие. Люди должны принимать друг друга такими, какие они есть, быть терпимыми и не прибегать к насилию, жестокости, морально - психологическому давлению человека.

Мы понимаем под термином «толерантность» - морально-нравственное качество личности, характеризующееся осознанием многомерности окружающей действительности, разнообразия форм и способов отражения ее людьми, пониманием относительности точности суждений, мнений, высказываний, оценок и т.д.; знанием и уважением прав и свобод каждого человека, принятием его таким, какой он есть; терпимости в отношении любого рода дефектов, не выходя за рамки норм и правил человеческого общежития.

Я выделила следующие уровни толерантности:

Когнитивный - знание ребенком или взрослым основных законов или правил человеческого общения, понятия и принципов толерантности;

Эмоционально-оценочный - осознание того, что мир неоднороден и многообразие необходимо, признается право на отличие;

Поведенческо-рефлексивный - устойчивое проявление толерантности в поведении при различных ситуациях, на основе уважения другого человека как личности, его прав; критическое отношение к себе, своему поведению, самооценивание, самоанализ, рефлексия.

Подводя итог, можно сказать, что формирование толерантности -это движение по направлению к свободной гуманной личности и протекать оно должно с помощью гуманистического личностно- ориентированного подхода.

Глава 3. Формирование толерантности у дошкольников

В последнее время актуальным стал вопрос толерантности для создания мира без зла и жестокости, где человеческая жизнь и принципы гуманизма - наивысшие ценности. Без толерантности, терпения невозможно построить эффективное взаимодействие как на межличностном, так и на более глобальных уровнях - социальном и международном. Воспитание толерантности у детей является необходимым условием формирования полноценной личности.

Отношение к окружающим начинает формироваться примерно с 4 лет. Оно основано на чувствах, которые дети успели постичь и освоить, на их собственных незамутненных представлениях о других. Но уже становится возможным появление опасения, передразнивания, осмеяния, которые базируются на ограниченности жизненного опыта, детской непосредственности и некоторой бестактности, которые свойственны всем детям на ранних этапах развития. Таким образом, толерантность - проблема педагогическая и воспитание толерантности нужно начинать еще у дошкольников, дабы не упустить момент формирования мировоззрения, принципов, ценностей и жизненных установок.

Формирование толерантности у детей необходимо для того, чтобы они научились выстраивать адекватные взаимоотношения с окружающими, независимо от национальности, вероисповедания, политических убеждений, взглядов на жизнь.Для реализации этой цели необходимо последовательное соблюдение принципов формирования толерантности у дошкольников, которым должны следовать в семье малыша, его ближайшем окружении, а так же в дошкольном воспитательном учреждении.

1. Целенаправленность. Для развития толерантности необходимо четкое осознание своей цели педагогом, а также совпадение его мотивации с мотивацией ребенка. Объясните малышу, для чего ему нужно формировать терпимое отношение к окружающим и что это даст ему сейчас в будущем.

2. Учет индивидуальных особенностей. Толерантность дошкольников, как и любые другие нравственные принципы, должны формироваться с учетом индивидуальных особенностей, например, уже имеющихся моральных устоев и установок. Важно учитывать и то, в каких условиях растет и развивается малыш и, исходя из этого, делать акцент на тех или иных нюансах. Немаловажны и половые различия, так, например, мальчики более склонны проявлять физическую агрессию, чем девочки, которые, в свою очередь, более чувствительны и подвержены влиянию извне.

3. Культуросообразность. Важно воспитывать в ребенке качества полноценной личности с учетом национальных особенностей культуры, во избежание возникновения противоречий с общепринятыми правилами и нормами. Но при этом нужно соблюсти тонкую грань между конформизмом и сохранением индивидуальности.

4. Связь толерантности с жизнью. Развитие толерантности у детей должно постоянно сопровождаться примерами из жизни, это могут быть общемировые примеры проявления толерантности, и примеры из жизни самого ребенка - как это качество может проявляться в отношениях с близкими, друзьями, педагогами. Также нужно следить за тем, чтобы слова не расходились с жизнью и нужно демонстрировать необходимость этого качества на личном примере.

5. Уважительное отношение к личности. Независимо от условий и целей воспитания, оно должно базироваться на уважении к самому ребенку, его личности, мнению, жизненной позиции.

6. Опора на положительное. Воспитывая в ребенке толерантность, следует опираться на уже имеющийся положительный опыт социального взаимодействия, пусть и небольшой, а так же активно поддерживать и развивать те качества, которые этому способствуют.

Заключение

В настоящее нелегкое время, потребность в проявлении толерантности по отношению к другим людям приобретает все большую актуальность. В философии существует несколько подходов к понятию «толерантность». Наиболее близкий нам - понимание толерантности как уважение чужой позиции в сочетании с установкой на взаимное изменение позиций в результате критического диалога. Поиск компромисса в ситуациях, допускающих это.

В социальном плане толерантность означает уважение, принятие и правильного понимания богатого разнообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Основа толерантности - признание права на отличие.

Ответственность на внедрение в общество идей и принципов толерантности лежит, большей частью, на педагогике.

Формирование толерантности процесс очень длительный и начинать его, по моему мнению, необходимо как можно раньше. Уже в дошкольном возрасте возникают все обязательные условия для того, чтобы можно было начинать работу по формированию толерантности. Возникают такие личностные новообразования как произвольное поведение, соподчинение мотивов, способность эмоционального предвосхищения; изменяется социальная ситуация развития; ребенка начинают привлекать взаимоотношения людей, их социальные позиции, общественные функции.

Взрослый выделяется как образец, поэтому в формировании толерантности на нег возлагается огромная ответственность. Необходимо, чтобы сами взрослые личным примером показывали толерантное отношение и проявляли его в поведении. Целенаправленное вовлечение воспитателей и родителей в процесс формирования толерантности у дошкольников позволяет активизировать их педагогическую позицию и способствует пересмотру взрослыми собственного оценочного отношения и поведения.

Формирование толерантности в дошкольном возрасте необходимо начинать с ознакомления ребенка с правами и обязанностями людей, используя для этого адаптированные тексты «Конвенции о правах ребенка» и «Декларации прав человека», и используя также ведущую деятельность - игру и продуктивные виды деятельности.

На втором этапе важно, чтобы полученные знания эмоционально окрасились, закрепились у ребенка, перешли в мотивы поступков, приобрели побудительную силу.

И на третьем этапе ребенок уже сам обращает внимание на свое поведение, анализирует и оценивает его. Здесь от взрослого будет требоваться лишь незримое присутствие, координирующая, направляющая функция.

Взрослый должен помочь ребенку сформировать положительную самооценку и способность к рефлексии своих действий.

Список литературы

1. Вовк Л.А. Толерантность как способность понять и принять другого / Л.А. Вовк// Валеология: научно-практический журнал. - 2003. - № 3. - С. 51-52.

2. Воронова Л. Какие глупости! Или Ты вращаешься над бездной. К вопросу о том, зачем с детьми надо говорить о толерантности //Библиотека в школе. -2002. -№3. -С. 10.

3. Гатагова Л. Уроки толерантности или вражды? // История "Первое сентября". - 2002. -№33. -С. 29; №34. -С. 24.

4. Гельдыев Р. Национальная группировка как негативный, но преодолеваемый фактор в учебно-воспитательном процессе: Урок толерантности //Школьный психолог. -2001. -№40. -С. 7.

5. Декларация принципов толерантности: Утверждена резолюцией 5. 61 Генеральной конференцией ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г. //Учительская газета. -2000. -12 сент. - С. 21; Первое сентября. -2000. -16 сент. -С. 6.

6. Демиденко М., Кулькова О. Воспитываем терпимость //Школьный психолог. - 2002. -№15. -С. 6.

7. Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности: учеб. пособие для вузов. - М.: Академ. проект, 2004. - 175 с.

8. Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме / В.Лекторский // Вопросы философии. - 1997. - № 11.

9. Мириманова М. Толерантность как проблема воспитания // Развитие личности. -2002. -№2. -С. 104.

10. О социализации дошкольников: у нас в гостях кафедра дошк. педагогики Магнитогор. гос. ун-та // Дошк. воспитание. - 2006. - № 4. - С. 98-103.

11. Орлова М. Формирование толерантности у дошкольников// Дошкольное воспитание. - 2003. -№11. -С. 51.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Сущность и история появления толерантности. Понятие толерантности согласно Декларации принципов толерантности, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО. Дифференцированное понимание феномена толерантности. Свойства толерантного и интолерантного человека.

    реферат , добавлен 19.01.2012

    Аспекты формирования толерантности у подростков как фактор предупреждения конфликтов. Тренинг толерантности. Оценка сплоченности группы. Соглашение с инициативой других. Повышение самооценки. Настройка на группу. Уважительное отношение к другим.

    курсовая работа , добавлен 16.12.2008

    Понятие толерантности, механизмов ее формирования. Анализ психолого-педагогических исследований, посвященных психологическим характеристикам возрастных особенностей младших школьников. Особенности процесса воспитания толерантности как качества личности.

    курсовая работа , добавлен 08.06.2013

    Теоретические основы явления толерантности. Понятие, сущность и особенности сказкотерапии как средства развития толерантности. Анализ и оценка уровня толерантности у детей младшего школьного возраста (на базе детского оздоровительного лагеря "Мечта").

    курсовая работа , добавлен 11.07.2010

    Толерантность и интолерантность как составляющие современного мира. Стереотипы и стереотипизация: основные методологические подходы. Проблемы толерантности к чужим стереотипам. Необходимость гражданско-правового оформления принципов толерантности.

    контрольная работа , добавлен 15.07.2011

    Определение сущности, анализ структуры и специфики этнической толерантности как психолого-педагогического феномена. Изучение особенностей проявления этнической толерантности в студенческом коллективе и возможности её развития у студентов-психологов.

    магистерская работа , добавлен 22.06.2011

    Определение понятия "толерантность". Основные психологические составляющие толерантности. Характерные особенности в развитии межличностного диалога. Экспериментальное исследование психологических характеристик толерантности у детей школьного возраста.

    дипломная работа , добавлен 12.11.2012

    Проблема конфликта и толерантности в исторической перспективе. Данные понятия в системе "Я и другие". Развитие самосознания идет от простого к сложному и формирование Я-концепции. Внимание к другому - шаг толерантности. Постановка целей и их приоритет.

    реферат , добавлен 15.03.2010

    Исследование толерантности личности как психолого-акмеологического явления в многонациональном коллективе. Выявление внешних и внутренних детерминант этнической толерантности. Разработка психотехники по формированию межэтнической толерантности личности.

    дипломная работа , добавлен 14.05.2015

    Подходы к понятию толерантности. Сплоченность классного коллектива. Психологическая характеристика подросткового возраста. Формирование неконфликтного, монолитного общества. Взаимосвязь между уровнем толерантности и индексом сплоченности коллектива.

Наталья Николаевна Шаброва, воспитатель 1-й квалификационной категории МБДОУ детский сад № 136 «Полянка» г.Ульяновск

Толерантность - это терпимость к чужому мнению, вере, традициям, образу жизни и поведению. Толерантность очень широкое понятие. Это понятие охватывает все сферы жизни и деятельности человека. Сегодня перед педагогами в дошкольных образовательных учреждениях нашей страны стоит важная задача. Необходимо воспитать человека, члена общества, который сумеет уважать, без вражды терпеливо и осознанно относиться к чужому мнению.

В основе толерантности лежат идеи гуманизма. Гуманизм (от лат. humaniis - человеческий, человечный) , в широком смысле - исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми. Существуют различные мировоззрения, противоположные взгляды на одну и ту же проблему, поведенческие нормы.

Мы (люди) все разные, но именно этим зачастую и интересны друг другу. Не может быть толерантным (терпимым) человек, который плохо знает историю, обычаи и традиции своего народа. Только хорошо познав себя и свой народ можно с уверенностью говорить об уважении других народов. Но это не означает, что толерантный человек должен полностью отринуть собственное я, ущемить свои интересы. Толерантность – это, прежде всего, обоюдное соблюдение личных интересов каждого не ущемляя при этом ни одну из сторон взаимоотношений. Соблюдение собственных интересов при неукоснительном уважении интересов и позиций других людей. Именно это и является истинной толерантностью в обществе.

Воспитывая ребёнка, мы взращиваем личность, которая в скором времени станет полноправным, активным участником общественных отношений. Большое внимание при воспитании толерантности у детей следует уделять социальной действительности. Воспитатель должен чётко представлять семью, окружение, в котором растёт ребёнок. Необходимо выяснить круг общения дошкольника. Какие сложились взгляды на действительность и взаимоотношения дома (в семье) , а также в среде сверстников, окружающих ребёнка. Всё это требует от воспитателя (педагога) скрупулёзной кропотливой работы. Зачастую именно от этой подготовительной работы зависит большая доля успеха.

В арсенале воспитателя при воздействии на интеллектуальную сферу ребёнка имеется действенный метод. Имя этому методу – убеждение. Разумно, аргументированно доказывая ребёнку, необходимость толерантного поведения педагог продвинется значительно дальше в своей работе. Убеждение в купе с набором разумных доказательств (иллюстраций) побуждает ребёнка сначала задуматься о необходимости толерантного поведения, а затем и следовать по жизни этим путём. В помощь воспитателю Библия с её притчами, богатейшая русская литература и литература народов России, художественные произведения и т.п. сверхзадача воспитателя состоит в том, чтобы ребёнок пришёл от убеждения к самоубеждению, внутреннему убеждению, к логическим выводам, и, как итог, к формированию собственной системы взглядов.

Очень важно в процессе воспитания толерантности сформировать у ребёнка яркие запоминающиеся образы, ассоциации. Они должны быть неразрывно связаны с нормами либо отклонениями от норм поведения. Характер нравственных переживаний может быть самым разным: от жалости и сострадания до стыда.

Внушение остаётся одним из действенных методов воспитания. Внушение влияет на эмоциональную составляющую ребёнка. Через внушение в сознании ребёнка закрепляются поведенческие стереотипы, складываются суждения, определяющие отношение к окружающим. Внушение имеет большое значение в формировании толерантности. В помощь воспитателю цитаты из Библии, речёвки, лозунги и т.п.

Воспитатель должен умело и очень тонко использовать метод стимулирования в процессе воспитания толерантности. Не стоит забывать, что позитивная оценка поведения одной группы детей не всегда может быть понята другой группе. В результате может возникнуть непонимание действий воспитателя.

Учёными доказано, что своё отношение к другому человеку формируется у ребёнка, начиная с 4-летнего возраста. Среда, в которой ребёнок живёт и воспитывается, приобретает большое значение. Воспитателю нужно ближе познакомиться с условиями жизни ребёнка в семье, понять микроклимат семьи. Для ребёнка особенно в этом возрасте важен личный пример взрослого. Воспитание собственным примером выходит зачастую на первое место. От того, как воспитатель установит контакт с родителями (семьёй) ребёнка во многом зависит успех его миссии. В основе это взаимодействия родителей и воспитателя должно лежать взаимоуважение, взаимопонимание, поддержка, терпение и терпимость в самом широком смысле этого понятия. Воспитатель может использовать для целей знакомства с семьёй ребёнка различные методы: анкетирование, проведение семейных конкурсов в рамках детского сада, района, города или посёлка. Необходимо периодически проводить не только родительские собрания, но и индивидуальные встречи с родителями. В ходе встреч-бесед с родителями должны сформироваться доверительные отношения, которые в последующем окажут неоценимую помощь в деле воспитания толерантности у дошкольника. Без помощи и поддержки семьи сам процесс воспитания толерантности у ребёнка максимально затрудняется. Родители и педагог должны являться примером толерантности. Следуя за ними, подражая им, ребёнок постепенно и сам станет примером толерантного и уважительного отношения к своим сверстникам, окружающим людям.

Подводя итог, можно с уверенностью резюмировать, что дошкольный возраст является самым важным возрастом в социальном и психологическом развитии каждого человека. Именно в этом юном возрасте происходит формирование, закладывается фундамент идентичности. Ребёнок осваивает различные социальные роли. Очень важно, как будущий взрослый человек, гражданин своей страны станет относиться к окружающему миру, к себе самому и другим людям, живущим в этом мире. Терпимость, взаимоуважение и доверие - вот тот надёжный фундамент, который послужит делу возведения общечеловеческого дома без войн и конфликтов.

Ирина Сергеева
Воспитание толерантности у дошкольников

ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ .

Воспитание толерантности как одной из значимых черт личности стало в последнее время актуальной проблемой на мировом уровне.

На современном этапе развития общества значительно изменились ценностные ориентиры, на первый план выходят материальные ценности, в то время как жизненный уровень большинства населения снизился, и родители вынуждены решать финансовые проблемы. В связи с этим повысилась занятость, агрессивность людей, отчего страдает молодое поколение. Они переживают постоянные стрессы, неудовлетворенность в любви, ласке, защищенности.

Понятие «толерантность » формировалось на протяжении многих веков, и этот процесс продолжается до сих пор.

Термин «толерантность » (от латинского «tolerantia» - терпение) трактуется как способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды и как терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. Когда и при каких обстоятельствах появился термин «толерантность » ?

Сама идея толерантности имеет давнюю историю и восходит к истории философской мысли. Она возникла в глубокой античности как одно из средств решения проблем, связанных с отношением к религиозным меньшинствам. Древнегреческие философы Гераклит, Эпикур, Геродот считали, что войны и их последствия вынудят в конечном счете людей жить в мире. Христианская философия в соответствии с заветами Евангелия с самого начала своего развития стремилась доказать преимущество мира, согласия и братства между людьми. Компромиссному решению конфликта между протестантами и католиками способствовал Нантский эдикт, прекративший массовую резню гугенотов католиками. Уже тогда обращается внимание на право каждого человека быть иным. К взаимным уступкам, плюрализму, сотрудничеству, толерантности призывали Дж . Локк, Вольтер, Антуан Де Сент-Экзюпери, А. Маслоу, Л. Н. Толстой, В. А. Сухомлинский и др.

В разных культурах толкование толерантности имеет различные смысловые оттенки, обусловленные историческим опытом народов, преимущественно связанные с мирным сосуществованием и развитием общественных отношений. В русском языке наиболее близким по значению понятию «толерантность » является «терпение» , «терпеть» , «терпимость» , означающее способность терпеть только по милосердию, быть спокойным, рассудительным, великодушным, снисходительным.

Согласно определению, данному в Декларации принципов толерантности (подписана 16ноября 1995г. в Париже 185 государствами - членами ЮНЕСКО, включая Россию, толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности». Декларация переведена на русский язык и принята за основу государственной программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» (2001-2005гг.) . Благодаря усилиям ЮНЕСКО термин «толерантность » в настоящее время стал международным и широко используется философами, социологами, психологами, педагогами, медиками, политиками. Правительством России принята Федеральная программа «Формирование установок толерантного поведения и профилактики экстремизма в российском обществе». В законе РФ "Об образовании" говорится : «Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей.» (ст. «Принципы государственной политики в области образования» ). Аналогичные задачи мы находим в Государственной концепции дошкольного воспитания : «В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям». И далее : «Становление базиса личностной культуры означает, что ребенок приобщается именно к общим, не переходящим человеческим ценностям, а не к тому, что может представляться ценным некоторому кругу людей в некотором регионе и в некоторые моменты времени, приобщается к универсальным (всеобщим) средствам жизнедеятельности людей».

Своё отношение к иному человеку начинает формироваться у ребёнка примерно с 4-х лет, основываясь на элементарных проявлениях общечеловеческих чувств и непредубеждённых знаниях. Проявления отношений осмеяние, передразнивание, опасения и т. д., в основе которых лежат следующие факторы :

1. детская непосредственность;

2. ограниченный жизненный опыт;

3. детская бестактность и т. д.

Таким образом, проблему толерантности , можно отнести к воспитательной и начинать работу в этом направлении необходимо с дошкольного возраста , поскольку именно тогда закладываются ценностные основы мировоззрения.

Цель воспитания толерантности- воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения. На протяжении детства объективно осуществляется и субъективно организовывается социальное развитие растущих людей. Это сложно структурированный процесс, обусловленный особенностями, условиями, степенью развития общества, характером его ценностных установок, целей, с одной стороны; с другой – реальным состоянием индивидуальных характеристик детей от младенческого до юношеского периодов. Этот многопланово протекающий, подчиняющийся определенным закономерностям и осуществляющийся во времени процесс имеет различные, четко определенные изменения, фиксирующие уровни, через которые по своему проходит каждый ребенок. (Д. И. Фельдштейн, 1995) .

В формировании толерантности у дошкольников необходимо опираться на игровые методы воспитания , так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста .

Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной , необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников :

Ознакомление детей с подвижными играми народов мира на физкультурных занятиях.

На музыкальных занятиях знакомить с танцами и песнями различных народов.

Чтения книг-сказок, так как в сказках очень хорошо показано влияние человеческих ценностей на нашу жизнь.

Театрализованная деятельность дошкольников по сценариям , в основе которых сказки народов мира;

Организация выставок по знакомству с национальными костюмами, особенностями быта и жилищами различных народов.

Использование в работе этнокалендаря, который является ярким развивающим пособием для изучение с традициями, культурным наследием, праздниками своего народа, а также культурой, национальными традициями, праздниками народов России и мира.

Проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира; (Рождество Масленица)

Игротерапия– занятия могут быть организованы не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.

Например, игры и игровые упражнения, направленные на :

Развитие умений невербального общения :«Угадай-ка» , «Любимый сказочный герой» ;

Развитие чувства близости с другими детьми :«Ласковое имя» , «Комплименты» ;

Развитие умений, направленных на распознавание чувств других людей :«Море волнуется» :

Гармонизацию осознания своего имени, фамилии :«Как можно нас назвать по-разному» , «Угадай, кто это?» ;

Развитие умения соблюдать дистанцию в общении :«Стоящие и сидящие» ;

Развитие умения понимать настроение окружающих :«Что можно сделать для друга» ;

Регулирование своего поведения :«Выдержанный человек» ;

Проявление чувства милосердия, сострадания к другим людям :«Солнышко милосердия» , «Добрый лесник» ,

Обсуждение и проигрывание ситуаций, направленных на практическое применение навыков культурного поведения в игре, на занятиях, в общественных местах, на умение выражать сопереживание и сочувствие взрослым и сверстникам.

Психогимнастика– включает в себя ритмику, пантомиму, игры на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы. Игры «Мое настроение» , «Веселый – грустный» .

Этюды и упражнения направленные на :

На воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми : «Подарок» ;

- воспитание уважения к людям различных национальностей и рас :«Спиной друг к другу» , «Хоровод дружбы» .

Арт-терапия– это форма работы, основанная на изобразительном искусстве и другие формы работы с ребенком. Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка. «Автопортрет» , «Я и моё настроение» , «Моё имя» , «Цветок милосердия» , «Дети планеты Земля» .

Сюжетно- ролевые игры дошкольников , основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия .

Работа по воспитанию у детей толерантности предполагает тесное сотрудничество педагогов детского сада и родителей. Для этого использовали разнообразные формы работы с родителями : собрания, консультации, выставки педагогической и детской художественной литературы, фотостенды, совместные праздники, экскурсии, развлечения, индивидуальные беседы с родителями. Такая согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребёнка , формирования у него нравственных форм поведения, правовой культуры.

Огромную роль в утверждении принципов толерантности отводится педагогике. Во всеобщей декларации прав человека ООН определено: «Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости, дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами и должно содействовать деятельности ООН по поддержанию мира».

В дошкольном и младшем школьном возрасте закладываются исходные моральные ценности, нормы поведения, происходит формирование представлений о значимости человеческого достоинства, понимание ценности своей личности и других людей

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

ВЫПОЛНИЛА:

Лебедева С. П.

МДОУ «Детский сад Сказка»

воспитатель

п.Правохеттинский

2015 г.

Приложение...........................................................................................................20

Введение

В современном мире проблема проявления толерантности стоит очень остро, поскольку мы живем в многонациональном обществе, в век глобализации, интеграции, масштабных миграций. В интересах мирового сотрудничества необходимо, чтобы как отдельные люди, так и общины, нации признавали культуру, плюрализм человеческого общества. Толерантность является не только важным принципом, но и необходимым условием мира и социально-экономического развития всех народов.

Огромную роль в утверждении принципов толерантности отводится педагогике. Во всеобщей декларации прав человека ООН определено: «Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости, дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами и должно содействовать деятельности ООН по поддержанию мира».

В дошкольном и младшем школьном возрасте закладываются исходные моральные ценности, нормы поведения, происходит формирование представлений о значимости человеческого достоинства, понимание ценности своей личности и других людей, воспитывается уважение к ним, чувство солидарности и стремление к сотрудничеству, умение ненасильственного разрешения конфликтов. В дошкольном возрасте происходит активное усвоение ребенком знаний о мире, о взаимоотношениях между людьми, знакомство с социальными ролями и ценностями общества (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков, Ш. Амонашвили и другие). Д.Б. Эльконин отмечал особую ответственность дошкольного периода детства в том, что в течение его происходит интенсивная ориентировка ребенка в социальных отношениях между людьми, в трудовых функциях, общественных мотивах и задачах их деятельности.

Ученые многих стран считают, что воспитывать уважительное отношение к другим людям, проявление к ним интереса необходимо с дошкольного возраста, когда ребенок «открыт» влиянию культур.

Мы живем в многонациональном государстве, поэтому уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному, доброму отношению к представителям других культур, национальностей. Сегодня необходимо с пониманием относиться к детям, воспитывающимся в разных этнических и социально-экономических условиях. Не различия сами по себе порождают проблемы, а отношение к ним отдельных людей и общества в целом.

1. Понятие толерантности. Воспитание толерантности у дошкольников

Сам термин «толерантность» появился в языке как калька с фамилии известного французского государственного деятеля Шарля Мориса де Талейрана-Перигора (1754-1838 гг.), министра иностранных дел Франции. Талейран прославился тем, что все переговоры, которые он проводил как министр-переговорщик, заканчивались миром.

На сегодня, самым популярным определением толерантности является следующее: «Толерантность - это способность индивида без возражений и противодействия воспринимать отличающиеся от его собственных мнения, образ жизни, характер поведения и какие-либо иные особенности других индивидов» .

Для формирования толерантности следует определиться, что понимать под толерантностью, каким идеалом человека руководствоваться, какие заблуждения в сфере образования необходимо преодолеть, какие возможности современной сферы образования выявить, от каких парадигм и принципов философии образования следует отказаться и на какие новые принципы опереться. Как отмечает Н. Г. Юровских , понятие «толерантный человек» имеет сложную структуру в силу того, что толерантность выступает как психическое и духовно-нравственное качество личности и имеет специфику применительно к действиям человека в разных сферах общественной и личной жизни. Так, М. С. Мириманова выделяет две группы качеств толерантности: психические и духовно-нравственные. С ее точки зрения, бесконечность оттенков толерантности делает невозможным их перечисление и описание, но позволяет выделить группы толерантных качеств:

К группе психических толерантных качеств относятся: отсутствие равнодушия и безразличия к другим, эмпатия, соразделенность чувств и эмоций, позитивно-эмоциональное отношение к другим, отсутствие озлобленности и враждебности к другим, и т. д.;

К группе духовно-нравственных толерантных качеств относятся: открытость к другим, миролюбие, стремление к компромиссам, отсутствие судейской позиции по отношению к другим, признание нормальности многообразия интересов, идей, ценностей, мировоззренческих позиций, осуждение пороков, а не их носителей, совестливость, стремление превратить «других чужих» в «других своих», отсутствие догматизма в мировоззрении, способность к прощению и взаимопониманию, признание права других на свободный выбор, вплоть до права совершения ими заблуждений и ошибок, отношение к человеку как к цели и ценности, а не как к средству и антиценности, ответственность за себя и других, а также уважение к другим.

Отношение к идеалу толерантного человека в литературе является неоднозначным. Например, существует точка зрения, согласно которой толерантность как непротивление отрицательным воздействиям приводит к снижению чувствительности к маргинальному поведению и, в конце концов, к саморазрушению личности. Но, во-первых, непротивление злу включает и ненасильственное сопротивление злу. Во-вторых, понятия «непротивление злу силою» и «толерантность» не являются абсолютно тождественными, толерантность включает не только позицию признания чужих ценностей, но и духовно-нравственную активность, направленную на коммуникацию, диалог, поиск взаимоприемлемой для других позиции. Более распространенным является признание толерантности как сущностного свойства личности, обеспечивающего ее бытие с другими .

Несмотря на то, что универсальной формулы толерантности не существует, есть индивидуальные границы между дозволенным мне другими и дозволенным мною другим. Эта граница у каждого своя и она формируется в структуре личности каждого индивида отдельно. Однако со всей остротой встаёт вопрос, когда и как начинать формировать основы толерантного поведения человека? Придет ли это понимание само во взрослом состоянии вместе с освоением правого поля или его надо формировать раньше?

Многие прогрессивные ученые считают, что этим необходимо заниматься уже в дошкольном детстве. Выдвигается гипотеза о необходимости переоценки роли ребенка в современном обществе. Сегодня обществу, как никогда, нужна социально зрелая, свободная личность человека, обладающая толерантными чертами.

Концепция воспитания в новом веке строиться на понимании смысла жизни и предназначения человека. Чем шире будет мыслить человек, чем будет больше вмещать знания в своем сознании, чем больше будет понимать окружающих людей и процессы, протекающие вокруг него, тем менее разрушительной станет его деятельность. Самые первичные представления о социальных нормах поведения людей, о необходимости определенного порядка в человеческих взаимоотношениях приобретаются в детстве, еще в дошкольном периоде. Как показывают исследования психологов Л. В. Выготского, Д. Б. Эльконина и других, дошкольный период является сенситивным в становлении и развитии личности ребенка в целом .

В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность. Напомним, что в раннем детстве ребенок освоил широкий круг предметных действий, «открыл» способы употребления предметов. Это «открытие» неизбежно привело его ко взрослому, как к носителю общественного способа выполнения действий, как к образцу, с которым надо себя сравнивать. Ребенок пристально присматривается к миру взрослых, начиная выделять в нем взаимоотношения между людьми. Вспомним, например, В. Маяковского: «Крошка сын к отцу пришел и спросила Кроха: «что такое хорошо, а что такое плохо?»

Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь стать взрослым, дошкольник подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения.

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте становится сюжетно-ролевая игра, где ребенок моделирует способы поведения, действия, взаимоотношения взрослых. В ней на первый план выдвигаются отношения между людьми и смысл их труда. Выполняя роли, ребенок учится действовать в соответствии с нравственными нормами, принятыми в человеческом обществе.

Для всех нравственных норм характерно то, что они закрепляют социальный способ поведения, который дошкольники выражают следующим образом: «Надо помогать взрослым», «Маленьких нельзя обижать» и т. д. То есть дети констатируют, что можно делать, а что нельзя. О сформированности понимания нравственной нормы можно говорить в том случае, если ребенок объясняет, почему норму необходимо соблюдать.

Однако нравственные нормы, даже те, которые ребенок хорошо знает, не сразу начинают руководить его поведением. Первоначально они выполняются только по требованию взрослого или в его присутствии, легко нарушаются ребенком. Усвоив норму, ребенок, прежде всего, начинает контролировать сверстника. Ему легче увидеть и оценить наличие нравственных качеств и выполнение норм сверстником, чем самим собой. Очень часто он правильно оценивает выполнение нравственных норм товарищами и ошибается в отношении себя. Стремление утвердиться в знании нравственной нормы приводит к появлению особых высказываний в адрес взрослых - «жалоб-заявлений», которые содержат сообщения о нарушении правил кем-то из детей . Ребенок, обращаясь ко взрослому, хочет утвердиться в том, правильно ли он понимает норму или правило. Постепенно, оценивая сверстника, сравнивая себя с ним, прислушиваясь к оценке своих поступков взрослыми и товарищами, малыш подходит к реальной самооценке.

К старшему дошкольному возрасту у ребенка все чаще наблюдается не прагматичность, когда моральный поступок связан с выгодой для себя, а бескорыстие, когда поведение не зависит от внешнего контроля, а его мотивом является нравственная самооценка.

В возрасте 5-7 лет дошкольники переходят от стихийной нравственности к сознательной. Для них нравственная норма начинает выступать как регулятор взаимоотношений между людьми. Старший дошкольник понимает, что норму необходимо соблюдать, чтобы коллективная деятельность была успешной. Необходимость во внешнем контроле за соблюдением нормы со стороны взрослого отпадает. Поведение ребенка становится нравственным даже в отсутствие взрослого и в случае, если ребенок уверен в безнаказанности своего поступка и не видит выгоды для себя.

В сфере развития нравственного поведения пример взрослого также играет важнейшую роль. Недаром В. А. Сухомлинский подчеркивал: «Ребенок -это зеркало нравственной жизни родителей». Положительный пример родителей способствует тому, что малыш легко и ненавязчиво учится жить в соответствии с тем поведением, которое демонстрируют взрослые. Норма, соблюдаемая взрослым рядом с малышом, влияет на формирование таких же черт поведения у ребенка.

В дошкольном возрасте для ребенка очень важна оценка взрослого, так как взрослый выступает образцом, эталоном, с которым ребенок сравнивает себя и свои действия. Положительная моральная оценка взрослого придает положительную окраску даже тем действиям, которые обычно совершались ребёнком с полным равнодушием. Оценивая поступки ребенка, взрослый с помощью положительной оценки фиксирует правильный способ поведения, а с помощью отрицательной - разрушает негативный способ.

Поэтому, формирование позиций ненасилия - длительный и сложный процесс, который должен начинаться с раннего детства. Наиболее благоприятен для этого дошкольный возраст. Это обусловлено, с одной стороны, сохраняющейся высокой восприимчивостью детей к социальным воздействиям, с другой стороны - потерей непосредственности, возникновением иерархии мотивов, внутренних этических инстанций, обобщением переживаний. Все это обеспечивает ребенку определенный уровень сознательности и самостоятельности в проявлениях активности. Таким образом, уже в дошкольном возрасте можно создать условия, которые будут способствовать формированию первоначальных компонентов позиции ненасилия, что выражается в способности к ненасильственному взаимодействию со сверстниками и взрослыми.

2. Формирование толерантности детей дошкольного возраста

Воспитание толерантности может успешно осуществляться в игре, а так же в трудовой и учебно-познавательной деятельности.

Поскольку формирование толерантности у человека проходит ряд стадий, можно условно выделить уровни проявления толерантности:

Когнитивный - знание ребенком основных законов или правил человеческого общения, понятия и принципов толерантности;

Эмоционально-оценочный - осознание того, что мир неоднороден, признание права на отличие;

Поведенческо-рефлексивный - устойчивое проявление толерантности в поведении при различных ситуациях, на основе уважения другого человека, его прав; критическое отношение к своему поведению, самоанализ, рефлексия.

На основе выделенных уровней, а также опираясь на положения отечественной педагогики и психологии в области нравственного воспитания, можно выделить следующие этапы воспитания толерантности:

1. Знакомство дошкольников с основными законами и правилами человеческого общежития, с правами человека. Основными условиями на этом этапе являются: наличие адаптированных текстов, владение взрослыми соответствующими знаниями, изменение воспитательной среды дошкольного учреждения в соответствии с правами детей, создание атмосферы уважения к личности ребенка, формирование у него чувства самоценности личности в сочетании с признанием прав окружающих на ответное уважение и доверие. Использование продуктивных видов деятельности, позволяющих реализовывать свои возможности и удовлетворять потре¬ность в самоутверждении.

2. Закрепление полученных представлений, на основании которых должно сформироваться эмоционально-оценочное отношение к поведению людей. На данном этапе эффективными являются: самостоятельное выделение детьми ситуаций, в которых происходит нарушение прав; примеры нетолерантного отношения, оценка их; проигрывание ситуаций, упражнение детей в положительных формах поведения; личный пример взрослого.

3. Формирование устойчивого толерантного поведения. Самостоятельное оценивание ребенком собственных действий и поступков. Обращенность на самого себя. Важно, чтобы дети поняли, что от поведения каждого из них зависит многое. Так же необходимо показать дошкольникам пути противостояния насилию, жестокости, несправедливости, как и в какой форме можно не допустить этого. Встать на чью-либо сторону, защитить не только свои интересы, если возникнет необходимость. На данном этапе используются игровая, практическая деятельность, поощрение проявления толерантности, создание ситуаций.

Все эти этапы воспитания толерантности полностью не реализуются в дошкольном детстве, поэтому данная работа должна проводиться и в период школьного обучения.

Содержание занятий для детей старших групп ориентировано на развитие интереса к человеку, обществу, учет личных качеств и формирование навыков и норм поведения с другими людьми, что приводит к осознанию и накапливанию своего жизненного опыта. Такой подход к организации педагогического процесса позволяет активизировать интерес дошкольника вначале к самому себе, потом к своему окружению, семье, обществу.

Например, программа занятий по воспитанию толерантности включает в себя три тематических блока: «Я и ты»; «Мои права и обязанности»; «По страницам Конвенции».

Все тематические блоки взаимосвязаны и дополняют друг друга, хотя каждый из них имеет свою специфику, воспитательно-образовательную ценность и цель.

Первый, базовый, этап работы с детьми предполагает знакомство с нравственными нормами и границами человека, в процессе освоения которых дошкольники начинают понимать преимущество естественного владения этими знаниями, учатся соотносить свои границы с чужими, выстраивать общение в их соответствии (I тематический блок).

Второй этап предполагает ознакомление с собственными правами (на отдых, образование, имя, любовь и т. д.) в процессе чтения художественных произведений, этических бесед; формирование навыков социально приемлемого поведения (II тематический блок).

Третий этап - знакомство с «Конвенцией о правах ребенка», принятой для детей всего мира; чтение соответствующих теме художественных произведений с последующим их обсуждением; создание проблемных ситуаций и поиск выхода из них; рассматривание картин и фотоматериалов о жизни детей в старой и современной России, об играх и занятиях детей из других стран (III тематический блок).

Идеология занятий для детей дошкольного возраста направлена на формирование у них способности к ненасильственному взаимодействию. Методологическая основа данного направления - принцип ненасилия, выступающий в качестве ведущего во многих религиозных и философско-этических концепциях, где ненасилие рассматривается как общественная ценность.

В данной программе достаточно широко решены практические задачи:

Создание необходимой развивающей среды для правового воспитания и развития толерантности у дошкольников в условиях детского сада;

Обеспечение подготовки педагогических кадров по данному направлению;

Формирование морально-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста, используя разные виды деятельности и формы работы с детьми;

Развитие у дошкольников чувства толерантности, как наивысшего морально-нравственного качества личности и, как условия для дальнейшего развития и самосовершенствования;

Повышение уровня правовой культуры дошкольников, педагогов и родителей.

В представленных в программе занятиях для дошкольников раскрывается примерное содержание формирования представлений детей о том или ином качестве; актуализируется ощущение собственного «Я», создаются предпосылки для переживания «Я» и выражения его в поведении».

Программа является комплексной, так как предусматривает работу не только с детьми, но и с родителями, в параллельном процессе, и с педагогами для повышения их компетентности. Системная работа ведется по всем направлениям, что можно увидеть в календарно-тематическом плане, который и отражает комплексную работу детей, педагогов и родителей.

Реализация разработанной программы сопровождалась психологическим мониторингом. Поскольку достаточно валидных и надежных методик на выявление уровня толерантности у дошкольников в нашей стране пока не создано, то авторы программы были вынуждены создать комплексную батарею диагностических тестов косвенно определяющих уровень толерантности. Она призвана сопровождать процесс реализации программы и отследить ее эффективность.

Для определения степени психологической комфортности детей в семье и пребывания в группе детского сада, выявления уровня тревожности, агрессивности и социализации воспитанников, степени освоения программы, определения уровня интеллектуального развития детей, был подобран специальный психолого-педагогический диагностический инструментарий: проективные методики - «Рисунок несуществующего животного», «Моя семья», «Я в группе детского сада», психолого-педагогические ситуации, социально-психологические опросники по материалам программы.

Заключение

Итак, в дошкольном возрасте:

У детей складываются первые моральные суждения и оценки своего и чужого поведения;

Первоначальное понимание своей и чужой психологической границы;

Возрастает действенность толерантного поведения;

Возникает сознательная нравственность, то есть поведение ребенка начинает опосредоваться нравственной нормой.

Нравственное воспитание является важнейшей задачей практически всех программ дошкольного образования. Формируя нравственные ценности дошкольника, взрослые заботятся о том, чтобы у детей были:

Выработаны нравственные убеждения, мировоззрение и восприняты требования и нормы общественной морали;

Развиты чувства патриотизма; уважения к старшим, товарищества и дружбы со сверстниками, заботы и внимания к окружающим людям;

Сформировано умение сопереживать, сочувствовать окружающим людям;

Воспитано ответственное отношение к своим трудовым поступкам, тщательность в работе, дисциплинированность, ответственность в труде, трудолюбие;

Сформированы умения и навыки трудиться и жить в коллективе, подчинять свои личные интересы общественным;

Сформированы такие черты характера, как: принципиальность и стойкость в убеждениях, правдивость, целеустремленность и творческое отношение к труду, непримиримость к несправедливости;

Закреплены навыки миротворческой культуры поведения.

Возникает вопрос о наличии практических программ для работы с детьми по формированию миротворческой культуры и толерантного поведения. Методических разработок по воспитанию у детей таких нравственных ценностей, как уважение к иной культуре и ее носителям, способствующих развитию взаимопонимания, терпимости, открытости и дружелюбия, в настоящее время недостаточно. Однако, на современном этапе развития общества возникла острая необходимость формирования культуры толерантности у подрастающего поколения, начиная уже с дошкольного детства, в целях противодействия пропаганде экстремизма и снижения социально-психологической напряженности в обществе.

Таким образом, чувство общности и способность «увидеть» другого, являются тем фундаментом, на котором строится нравственное отношение к другому человеку. Именно это отношение порождает сочувствие, сопереживание и содействие, формирует толерантность. Поэтому, начинать работу в направлении воспитания толерантности можно уже с дошкольного возраста, именно в этот период закладываются ценностные основы мировоззрения.

Приступать к работе по толерантному воспитанию необходимо одновременно с двух сторон:

Просвещение взрослых;

Приобщение малышей к освоению ненасильственных методов межличностной коммуникации.

На современном этапе необходимо выстраивать цели и процесс воспитания дошкольников так, чтобы научить их регулировать свое поведение, приобщить их к общепринятым нормам поведения, помочь детям адаптироваться в окружающей среде так, чтобы в результате наших усилий они создали вокруг себя поле относительной безопасности, толерантности и счастья.

Считаем, что способность собственным поведением и примером привлечь других на позиции толерантности является исходно необходимой для взрослых и весьма важной в развитии детей.

Список использованной литературы

  1. Вовк, Л. А. Толерантность как способность понять и принять другого // Валеология. - 2003. - № 3.
  2. Декларация принципов толерантности // Век толерантности. - 2011. - № 1. ч. 5.
  3. Декларация принципов толерантности: Утверждена резолюцией 5.61 генеральной конференцией ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г. // Учительская газета. 2000.12 сентября.
  4. Козак О.Н. Считалки, дразнилки, мирилки и прочие детские забавы. – СПб., СОЮЗ, 2013. - 176 с.
  5. Кочкина А., Лосева Н., Сташенков Д. Выставка «Археология детства: игрушки, игры и обряды в традиционных обществах» // Самарская область. Этнос и культура. Информационный вестник. – 2005. – № 5. – С. 15-18.
  6. Мириманова, М. Толерантность как проблема воспитания // Развитие личности. - М., 2012.
  7. О социализации дошкольников: у нас в гостях кафедра дошкольной педагогики Магнитогорского гос. ун-та // Дошкольное воспитание. 2006. №4. С.98-103.
  8. Орлова М. Формирование толерантности у дошкольников // Дошкольное воспитание. 2003. № 11
  9. Сапунова В.С., Лазарева Л.С., Чичканова Т.А. Формирование у детей уважительного отношения и чувства принадлежности к малой родине на основе традиций этнокультур Поволжья // Научные проблемы образования третьего тысячелетия: Сборник научных трудов. Выпуск 7. По материалам VII Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «Научные проблемы образования третьего тысячелетия» (25 октября 20013 года, г. Самара). / Ред.: Кочетова Н.Г., Лысогорова Л.В., Чичканова Т.А. (отв. ред.). - Самара: ЦДК «F 1»; ООО «Издательство Ас Гард», 2013. С. 200-207.
  10. Фадеев С.Б. Народная культура как средство формирования гендерной толерантности детей старшего дошкольного возраста: дисс. … канд. пед. наук:– Екатеринбург, 2012. – 155 с.
  11. Юровских, Н. Г. Толерантность как личностный и культурный феномен: дис. ... канд. филос. наук. Омск, 2004

Приложение

Детям рассказали о доброте, дружбе, уважении друг к другу и к представителям других национальностей.

Для воспитанников детского сада работники библиотеки провели урок толерантности «В этом мире все равны».

Ребятам в доступной форме пытались объяснить, что означает быть толерантным, обсуждали тему важности доброты в нашей жизни на примере героев русских и зарубежных сказок, рассказали о правилах дружной работы: умей слушать друзей, уважай мнение каждого, будь активен, не ленись; а так же законы дружбы: доверять другу, уметь хранить чужие тайны, предлагать свою помощь. Кроме того, ребята вспомнили пословицы о дружбе.

Мастер-класс «Дружба крепкая»

Цель проведения:
Воспитывать чувство уважения друг к другу
Продолжить формирование толерантного отношения между ребятами.
Толерантность – значит это,
Если дружно все живут.
И теплом сердец согреты,
Школа, быт наш и уют.

Для проведения мастер-класса необходимо приготовить: альбомный лист,простой карандаш, ластик, фломастеры, карандаши или цветные мелки, ножницы, клей

Обвести левую ладонь простым карандашом на середине листа

На этот рисунок положить правую руку и обвести правый большой палец

Переверните рисунок пальчиками вниз

Для коллективной работы можно вырезать фигурки по контуру и оформить класс, или наклеить на ватман.

Подвижная игра

ГОРЕЛКИ (ИГРА БОЛЬШОЙ ПОДВИЖНОСТИ)

Участники игры становятся парами в затылок друг Другу. Впереди всех пар встает водящий, он громко говорит:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо:
Птички летят,
Колокольчики звенят.
Раз, два, три, Последняя пара, беги!
После последнего слова «беги» играющие последней пары бегут вперед (каждый со своей стороны) до условного места, а водящий старается задержать одного из бегущих прикосновением руки до момента, когда игроки встретятся. Тот, кого задержали, встает рядом с водящим впереди первой пары, а второй становится водящим. Игра продолжается.

ЭТО ИНТЕРЕСНО! С. К. Якуб: «Русские историки прошлого века прямо связывали горелки с обычаями славян-язычников. Ежегодно в самый длинный день летнего солнцестояния (23 июня) у славян был праздник Ярилы (а позднее - Купалы), посвященный Солнцу. К вечеру наши далекие предки - славяне сходились на берегах рек, зажигали костры для ночных игрищ, прыгали через огонь и купались, "чтобы встретить в чистоте восходящее светило". В ту же ночь происходило и "умы-кивание" девиц. В самой древней нашей летописи - "Повести временных лет" - так говорится об этом: "Схожахуся на игрища, на плясанье, и на вся бесовская игрища, и ту умыковаху жены собе"». Эти слова относятся к более древнему виду горелок, где парень может ловить только девушку. О происхождении самого название игры - «горелки» - свидетельствует русский историк, известный собиратель народных сказок А.Н.Афанасьев. Вот что он пишет по этому поводу: «На эпическом языке народных песен... поется: Бондырева, С. К. Толерантность (введение в проблему) / С. К. Бондырева, Д. В. Колесов. - М. : МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2013

Вовк, Л. А. Толерантность как способность понять и принять другого // Валеология. - 2003. - № 3. - С. 51

Кристалл, Г. Аффективная толерантность // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2011. - № 3. - С. 34-35