Меню

Новый год: история возникновения. Празднование нового года на руси

Красота

Наступление Нового года в ночь с 31 декабря на 1 января ввел с 1699 года российский император Петр I. До того, согласно историческим хроникам, с датой празднования главного зимнего праздника был полный разнобой. Древние славяне-землепашцы начинали работы на полях после зимы с 1 марта. И именно этот день считали началом нового года. По другим источникам, его отмечали 22 марта — в день весеннего равноденствия. Для многих предков-язычников, считавших своим божеством злобного морозного деда Трескуна (Карачуна), Новый год начинался в декабре на «зимний солнцеворот» — самый короткий день в году и один из самых холодных дней зимы.

К слову, в канун Нового года Русь отмечала Васильев день. В IV веке архиепископ Василий Кесарийский почитался как великий богослов. А на Руси его стали называть Василием-свинятником, не имея под этим ничего дурного. На Новый год было принято готовить из свинины множество блюд. Считалось, что благодаря этому Василий, покровитель свиней, непременно улучшит поголовье этих важных в хозяйстве животных. Вот и потчевали гостей, ходивших по домам, пирогами со свининой, вареными свиными ногами… А чтобы получить хороший урожай, совершали обряд «обсевания» — рассыпали по дому яровую пшеницу, читали специальную молитву, а потом хозяйка собирала зерна и хранила до весны — времени сева.

В 988 году, после введения князем Владимиром Святославичем христианства на Русь пришел византийский календарь, празднование Нового года было перенесено на 1 сентября. Время, когда урожай собран, работы завершены, можно начинать новый жизненный цикл. И довольно долго параллельно существовали два праздника: по-старому — весной и по-новому — осенью. Разногласия продолжались до ХV века, тогда указом царя Ивана III официальной датой празднования Нового года на Руси стало 1 сентября и для церкви, и для мирских людей.

И так было до 20 декабря 1700 года, когда Петр I подписал свой указ, по которому празднование Нового года перенеслось на 1 января. Молодой царь внедрял европейские обычаи, так что 1 января 1700 года по его велению дома были украшены сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветвями по образцам, выставленным в Гостином дворе — так, как это исстари делали в Голландии. Царь счел 1700-й — началом нового столетия.

В исторических документах зафиксировано, что в ночь с 31 декабря 1699 года на 1 января 1700-го на Красной площади был устроен грандиозный фейерверк, пушечные и ружейные салюты, москвичам было велено стрелять из мушкетов и пускать ракеты возле своих домов. Бояре и служивые люди были облачены в венгерские кафтаны, а женщины — в нарядные иноземные платья.

Отметили новый праздник, как говорится, на полную катушку. Торжества продолжались вплоть до 6 января и окончились крестным ходом на Иордань. Вопреки старинному обычаю, Петр I не шел за духовенством в богатом облачении, а стоял на берегу Москвы-реки в мундире в окружении Преображенского и Семеновского полков, одетых в зеленые кафтаны и камзолы с золотыми пуговицами и позументом.

С тех пор празднование Нового года проводилось постоянно, из Германии в дома пришел обычай украшать игрушками елки в домах. А к ХХ веку в России появился новогодний волшебник Дед Мороз, прообразом которого принято считать сразу нескольких персонажей: языческого колдуна Карачуна (Трескуна), Святого Николая Чудотворца, немецкого волшебника «старого Рупрехта» и сказочного русского персонажа Морозко.

В начале ХХ века Россия переживала очень тяжелые времена. В 1914 году, во время Первой Мировой войны, власти запретили новогодние торжества, чтобы не повторять традиции праздника, перенятые у немцев, воюющих на другой стороне. После 1917-го Новый год то возвращали, то запрещали, в 1929 году 1 января и вовсе сделали рабочим днем. Однако в 1930-х главный зимний праздник все же был в СССР реабилитирован.

А вот Старый Новый год в России впервые отметили 14 января 1919 года. В 1918 году по решению Совета Народных Комиссаров был утвержден «Декрет о введении в Российской республике западно-европейского календаря». Связано это было с тем, что европейские страны давно жили по григорианскому календарю, названному так в честь Папой Римского Григория XIII, а Россия — по юлианскому (от имени Юлия Цезаря). С тех пор у русских людей установился обычай праздновать Старый Новый год в ночь с 13 на 14 января, и тем самым отмечать любимый зимний праздник еще раз.

Рождество Христово берет начало с самого Крещения Руси князем Владимиром в 988 году. Испокон веков Рождество считалось праздником милосердия и доброты, призывавшим заботиться о немощных и нуждающихся. В праздничные дни, начинавшиеся 7 января по григорианскому календарю, в русских городах устраивались благотворительные аукционы и балы, организовывались праздничные столы с «государевыми» пирожками, кренделями и графинчиками с «горькой» для нищего люда, дарились подарки больным и сиротам. А в морозные зимние деньки от Рождества до Крещения (19 января), именуемые святками, праздничная трапеза чередовалось с бурным весельем. Устраивали катания с гор на санях и ледянках, игры в снежки, кулачные драки, колядки. Название этой древнерусской забавы происходит от имени языческого божка пиршеств и мира Коляды.

Колядовать на Древней Руси любили и молодежь, и старики. Вечерами, облачаясь в звериные шкуры или смешные наряды, толпа отравлялась по домам за угощениями и деньгами. Самые скупые хозяева пытались отделаться от навязчивых визитеров парой баранок или конфет, за что получали от остроязычных весельчаков недобрые пожелания — в новом году заполучить «на двор чертей, а в огород — червей» или собрать урожай пшеницы «сплошь с пустыми колосками». А чтобы гости забрали страшные слова, их приходилось одаривать щедро.

В рождественские дни на улицах городов можно было видеть и дрессированных медведей, которые ходили на задних лапах, играли на гуслях и танцевали, а после представления обходили зрителей с шапкой и подолгу стояли возле тех, кто скупился на заслуженную награду.

Особое место в эти дни занимали святочные гадания. Как и сейчас, девушки мечтали заполучить завидного жениха. «Хочу суженого — красавца писаного и щеголя, кудри длинные, сапожки высокие сафьяновые, рубаха красная, кушак золотой», — говорили они старинный заговор.

В дни святок молодые девушки часто гадали «на суженого», разложив на полу у печки пшеничные зерна. В дом приносили черного петуха. Считалось, что если петушок склюет все зерна, то жених наверняка вскоре объявится. А если «вещая» птица от угощения откажется, то суженого в Новом году ждать не стоит.Особой популярностью пользовались и гадания воском. Растопленный воск наливали в таз с водой, а затем рассматривали получившиеся фигурки. Если виднелось сердечко, то это считалось знаком к грядущим «амурным делам». Вилы означали ссору, медальон — богатство, а бублик — безденежье.

Главными блюдами на рождественском столе на Руси являлись деликатесы из свинины: зажаренный поросенок, фаршированная свиная голова, жареное мясо кусками, холодец, заливное. Помимо свиных блюд, на праздничный стол подавались и другие блюда из птицы, дичи, баранины и рыбы. Мелко нарезанное мясо варили в горшках вместе с традиционной полужидкой кашей. Также традиционными угощениями являлись ватрушки, калачи, пироги, колобки, кулебяки, курники, расстегаи и тд. Выбор десертов был более скромным: рождественский стол обычно украшали фрукты, пастила, пряники, хворост, печенье и мед.

Гонения на Новый год в начале ХХ века коснулись и Рождества. Сначала были запрещены рождественские елки, а потом и Дед Мороз. В конце 1920-х был издан указ, в котором говорилось: «В день нового года и дни всех религиозных праздников (бывших особых дней отдыха) работа производится на общих основаниях». Тогда 1 января 1929 года стал обычным рабочим днем, а празднование Рождества и вовсе стало вне закона.

Лишь спустя шесть лет, в 1935 году, курс внутренней политики по отношению к праздникам был изменен, Новый год был признан светским праздником, а Рождество оставлено церкви, отделенной от государства. Статус выходного дня Рождество получило лишь в 1991 году, уже после развала СССР.

День отсчета нового года в России переносился дважды. До XV века его встречали в марте, затем в сентябре, а в 1699 году Петр I «назначил» празднование на 1 января. Русский Новый год - праздник, вобравший в себя обычаи язычества, христианства и европейского просвещения. 20 декабря 1699 года вышел указ императора Петра I «О праздновании Нового года», в одночасье перебросивший всю страну на три месяца вперед - привыкшие к сентябрьской встрече нового года россияне 1700 год должны были встречать уже 1 января.

До конца XV века завершением годичного цикла на Руси считалась весна (такие же представления до сих пор бытуют в некоторых странах Средней Азии). До принятия православия праздник этот был связан исключительно с языческими поверьями. Славянское язычество, как известно, было тесно переплетено с культом плодородия, поэтому новый год встречали тогда, когда земля пробуждается от зимнего сна - в марте, с первым весенним равноденствием.

Ему во время зимнего солнцеворота предшествовали 12-дневные «Коляды», от которых до наших дней дошла традиция «ряжеными» ходить по домам и петь песни, разбрасывая у порога зерно. И сегодня во многих отдаленных уголках России и СНГ «ряженым» принято отдавать блины и кутью, а в древности эти блюда выставляли на окна, чтобы задобрить духов.

С принятием православия обрядовая сторона встречи нового года, конечно, изменилась. Православная церковь долгое время не придавала ему большого значения, но в 1495 году добралась и до этого праздника - он был официально назначен на 1 сентября. В этот день в Кремле проводились церемонии «О начатии нового лета», «На летопровождение» или «Действо многолетнего здоровья».

Празднование открывали патриарх и царь на соборной площади московского Кремля, их шествие сопровождалось колокольным звоном. С конца XVII века царь и свита выходили к народу в самых нарядных одеждах, то же было велено делать и боярам. Выбор пал на сентябрь, поскольку считалось, что именно в сентябре Бог сотворил мир. За исключением торжественной церковной службы, Новый год отмечали как любой другой праздник - с гостями, песнями, плясками и угощением. Назывался он тогда иначе - «Первый день во году».

Традиция сохранялась почти 200 лет, после чего в жизнь русского народа ворвался вихрь перемен по имени Петр Алексеевич Романов. Как известно, молодой император почти сразу после восхождения на престол начал жесткие реформы, направленные на искоренение старых традиций. Попутешествовав по Европе, он вдохновился голландской манерой отмечать Новый год. Кроме того, вышагивать в расшитом золотом облачении по соборной площади ему совсем не хотелось - хотелось того веселья, что он видел за границей.

20 декабря 1699 года (по старому летоисчислению это был 7208 год), на пороге нового столетия, император издал указ, гласивший: «…Волохи, молдавы, сербы, долматы, болгары, и самые его великого государя подданные черкасы и все греки, от которых вера наша православная принята, все те народы согласно лета свои счисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть, генваря с 1 числа, а не от создания мира, за многую рознь и считание в тех летах, и ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущего генваря с 1 числа настает новый 1700 год, купно и новый столетний век; и для того доброго и полезного дела указал впредь лета счислять в приказах, и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего генваря с 1 числа от Рождества Христова 1700 года».

Указ был длинным и очень подробным. В нем оговаривалось, что всем следует в эти дни украшать дома еловыми, сосновыми и можжевеловыми ветвями и не снимать украшений до 7 января. Знатным и просто состоятельным гражданам велено было в полночь палить из пушек на дворах, стрелять в воздух из ружей и мушкетов, а на Красной площади был устроен грандиозный фейерверк.

На улицах император распорядился жечь костры из дров, хвороста и смолы и поддерживать огонь в течение всей праздничной недели. К 1700 году почти все европейские страны уже перешли на григорианский календарь, поэтому Россия стала праздновать Новый год на 11 дней позже, чем Европа.

1 сентября осталось церковным праздником, но после петровской реформы как-то отошло на второй план. В последний раз чин летопроводства был совершен 1 сентября 1699 года в присутствии Петра, который сидел на кремлевской соборной площади на престоле в царской одежде, принимал от патриарха благословение и поздравлял народ с новым годом, как делал его дед. После этого с благолепным осенним празднованием было покончено - волей Петра традиции просвещенной Европы слились с языческой природой, от которой остались обряды дикого веселья.

6 января первые в российской истории «прозападные» торжества окончились в Москве крестным ходом на Иордань. Вопреки старинному обычаю, царь не шел за духовенством в богатом облачении, а стоял на берегу Москвы-реки в мундире в окружении Преображенского и Семеновского полков, одетых в зеленые кафтаны и камзолы с золотыми пуговицами и позументом.

Бояре и служилые тоже не избежали императорского внимания - их обязали облачиться в венгерские кафтаны и жен своих одеть в иностранные платья. Для всех это была настоящая мука - рушился веками установленный уклад, а новые правила выглядели неудобными и устрашающими. Такой способ встречи Нового года повторялся каждую зиму, и постепенно все же прижились и новогодние елки, и полуночные пушечные залпы, и маскарады.

В канун старого Нового года у славян отмечают народный праздник - Щедрый вечер. В России вечер перед старым Новым годом называют Васильевым, так как в этот день церковь отмечает память Василия Великого. Другое название — богатый свят-вечер. Вечером 13 января все хозяйки готовят вторую или щедрую кутью, которую, в отличие от постной, заправляют мясом и салом. По традиции миску с кутьей ставят в угол, где стоят иконы.

На щедрый вечер хозяйки готовили к столу самые лучшие и вкусные яства. Главным блюдом на праздничном столе считался жареный поросенок - символ плодовитости скота и плодородия земли. В народе это пора считается временем разгула нечистой силы. В этот вечер после заката солнца и до самой полуночи ходят девочки подростки и щедруют, отгоняя своими песнями всю нечисть и желая хозяевам счастья, здоровья и удачи в новом году.

На рассвете 14 января молодые парни шли посевать зерном к крестным, близким родственникам, знакомым. По народным поверьям, на старый Новый год первым в дом должен был зайти мужчина - считалось, что это принесет счастье в дом на весь будущий год. Посевальщики поздравляли всех с новым годом и желали богатства и изобилия специальными присказками. В ответ хозяева одаривали их пирогами, конфетами и другими сладостями. Считалось, что деньги давать посевальщикам нельзя - с ними можно отдать благополучие в доме.

В некоторых селеньях до сих пор сохранился такой обряд: в ночь под старый Новый год сжигают свою старую одежду и сразу же одевают новую. Это символизирует начало новой, лучшей жизни. Чтобы оградить в новом году свой дом от всех бед, 14 января надо с тремя зажженными свечами обойти все комнаты по часовой стрелки и при этом креститься. Также утром 14 января надо взять топор и несильно постучать им по порогу, говоря” жизнь, здоровье, хлеб”.

В народных поверьях с праздником старого Нового года связано немало примет.
. Не следует в этот день произносить слово “тринадцать”.
. 14 января нельзя считать мелочь, иначе весь год будете лить слезы.
. На старый Новый год и в Васильев вечер нельзя ничего давать в долг, иначе весь год в долгах проведешь.
. Также приметы гласят, что если 14 января вынести мусор, то и счастье из дома вынесешь.
. Если ночь на Старый Новый год тихая и ясная, год будет счастливый и удачный.
. Если 14 января взойдет яркое солнце, год будет богатым и урожайным.
. Если иней укроет все деревья, будет хороший урожай зерновых.
. С какой стороны на Старый Новый год небо покрыто облаками, оттуда и счастье будет.
. Если выпадет снег на Старый Новый год, значит, следующий год будет счастливым.

Скоро Новый Год, такой прекрасный праздник. Я обожаю его за пушистый снег, красивую новогоднюю елку, кучу подарков, смеха и веселья и обязательно....за ожидание чуда! Куда же без него)) Милый, милый праздник детства, его хочется продлить не на жизнь, а на века..!

А как раньше его отмечали?

Никто не может дать точный ответ на вопрос: когда люди стали праздновать Новый год? Ясно, что история этого праздника уходит в глубь веков. Можно с уверенностью сказать, что его праздновали еще до возникновения первых календарей (а это более 6 тысяч лет назад!). Правда, в то время это был исключительно языческий праздник.

Люди поклонялись солнцу как главному божеству, от милости которого зависит жизнь на Земле. Древние люди считали, что новый год начинается с обновления природы - с наступлением весны. Именно поэтому в Древнем Риме его наступление праздновали 1 марта. И соблюдался этот порядок очень долго - более 700 лет, до того времени, пока император Гай Юлий Цезарь не провел реформу календаря в 46 году до н. э.

Этот календарь мы знаем как юлианский, в его основу легли расчеты александрийского астронома и математика Созигена. Юлий Цезарь прислушался к советам ученого и принялся реформировать традиционный для Рима календарь. Исходя из высших государственных соображений, он объявил, что Рим был основан 1 января, и перенес празднование Нового года с 1 марта на этот день. В основу календаря был положен принцип годового движения Солнца по зодиакальным созвездиям. Если в старом календаре было 10 месяцев, то в новом их стало 12 - по числу зодиакальных созвездий. Все нечетные месяцы насчитывали 31 день, все четные - 30. Однако для декабря, четного месяца, был добавлен один день, который по указу Юлия Цезаря заимствовали из февраля. Первый месяц получил название январь. Он был назван так в честь двуликого бога Януса - бога входов и выходов, бога всех начинаний. Именно в январе римские консулы ежегодно вступали в должность, и именно в это время начиналась в Риме активная политическая и хозяйственная деятельность. После смерти Юлия Цезаря его сподвижник и друг Марк Антоний предложил увековечить память императора, переименовав седьмой месяц года в июль. Следующие изменения в календарь внес император Август: он переименовал восьмой месяц в август. Для того чтобы в августе было столько же дней, сколько и в июле (месяце Цезаря), он добавил к нему один день, опять-таки изъяв его из февраля. В результате февраль стал самым коротким месяцем в году: в високосном году в месяце 29 дней, а в обычном - 28. Эти изменения были внесены в 14 году до н. э., и тем самым было завершено составление юлианского календаря. Таким образом, именно в Древнем Риме была положена традиция веселиться и праздновать наступление Нового года в ночь на 1 января.

Тогда же, много столетий назад, были установлены «основные правила» празднования: люди всю ночь разгуливали в масках, веселились, плясали, пели песни, желали прохожим счастья и благополучия. Правда, в отличие от нас, римляне отмечали Новый год целых пять дней. В течение этого времени проводились соревнования, приносились жертвы богам, чтобы в следующем году они были милостивы и покровительствовали во всем. Римляне дарили друг другу подарки, причем на каждом из них было принято писать пожелания на следующий год (чем не прообраз поздравительных открыток?). Для 1 января существовал особый обычай: римляне разгуливали по улицам в праздничных одеждах с оливковыми ветвями в руках и приветствовали всех словами: «Да здравствует день счастливых надежд!» Дети предлагали прохожим яблоки, в которые были воткнуты медные монетки, а прохожие взамен одаривали их золотыми или серебряными монетами.

Следующая серьезная реформа календаря была проведена в XVI веке. Связано это было с тем, что разница между юлианским и солнечным годами составляла 11 минут 14 секунд. По указанной причине за несколько тысячелетий юлианский календарь отстал от природы. 24 февраля 1583 года была издана папская булла «Календариум Грегорианум перпетуум» - «Вечный календарь Григория». Григорианский календарь был сразу же введен во всех странах католической Европы, а затем его приняли и в протестантских странах. В XIX веке его ввели в Японии, в XX - в Китае, Болгарии, Румынии, Греции, Турции, Египте. У нас переход на новый стиль - летосчисление по григорианскому календарю - был осуществлен декретом 1918 года. Стрелки часов тогда перевели сразу на 13 суток, и следовательно, 1 января 1919 года наступило на две недели раньше, а 14 января люди отмечали Новый год по старому, юлианскому, стилю. Именно с тех пор и повелась традиция в ночь с 13 на 14 января встречать старый Новый год...

А как же праздновали приход Нового года на Руси? В дохристианские времена исчисление года на Руси начиналось весной, когда просыпалась природа. Встреча Нового года приходилась на март. Этому событию радовались все, особенно веселились парни и девушки. Они пели, водили хороводы, плясали, сжигали чучело холодной зимы, устраивая проводы ей и ее дочке Снегурке, прыгали через высокие костры. Отголоски обычаев того далекого праздника сохранились у нас до сих пор в некоторых обрядах Масленицы. Люди постарше истово молились на сельских площадях и на лесных полянах, воздавая хвалу языческим богам, которых у древних славян было много. Они просили Перуна, Берегиню (Оберегу), Ярило-Солнце и прочих богов послать им счастливый год, добрый урожай, просили уберечь скот от падежа, а людей - от сглаза, напастей, мора и болезней.

Вместе с христианством на Русь пришел юлианский календарь с римскими наименованиями месяцев и семидневной неделей. Год стал начинаться строго 1 марта, а счет пошел от сотворения мира, или от Адама.

В 7000 году от Адама, то есть в 1492 году н. э. в христианском мире было решено перейти на иной счет. Его тоже вели от сотворения мира, однако полагали, что произошло оно на полгода раньше - 1 сентября 5509 года до н. э.

Именно в это время на Руси утвердился порядок отсчета «новолетия». Великий князь московский Василий Дмитриевич повелел считать началом годового цикла завершение летних полевых работ. Создалась довольно любопытная ситуация: 1 марта отмечался так называемый гражданский Новый год, а 1 сентября - церковный, установленный на основе текстов Библии. Кстати, именно 1 сентября русские цари чинили праведный суд.

Обычай праздновать Новый год 1 сентября широко распространился и был связан с полевыми работами: к осени собирали новый урожай и ссыпали зерно в амбары. Из того далекого времени пришло в русский язык и выражение «бабье лето» - оно тесно связано с древним Новым годом. С 1 по 8 сентября по юлианскому календарю в славянских селениях начинались чисто женские работы: хозяйки мяли, мыли и трепали пеньку, стелили лен, ткали холсты. Лето считалось временем мужской работы, а первая неделя сентября - женской. Сентябрьский Новый год встречали с удовольствием, устраивали пышные торжества. Встреча Нового года проходила, как и сейчас, ночью. В последний вечер старого года гости и родственники собирались в доме главы семейства или старшего в роду. Гостей приветливо встречали, усаживали за накрытые столы, угощали медом, малиновой бражкой или заморским вином - в зависимости от достатка хозяев. За трапезой ждали полуночи: ровно в двенадцать гремел выстрел вестовой пушки, возвещавшей наступление Нового года, и сразу после этого звонили колокола в церквях. Все обнимались, троекратно целовали друг друга, поздравляли с Новым годом и желали добра и счастья.

Продолжалось «двоеновогодие» чуть более 200 лет, до той поры, пока Петр I не привез из Западной Европы новый праздник.

31 августа 1699 года (по старому стилю), когда православный народ по обыкновению готовился встретить Новый год, поздним вечером по улицам Москвы промчались царские гонцы с громкими криками: «Огни гасить! Новолетие не править!»

Люди терялись в догадках: что еще задумал молодой царь, уже порушивший многие старые обычаи? Ответа пришлось ждать более трех месяцев.

20 декабря москвичей созвали барабанным боем на Красную площадь и зачитали указ Петра от 15 декабря: «Поелику в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год не с 1 сентября, а с 1 января сего 1700 года. И в знак того доброго начинания и нового столетнего века в веселии друг друга поздравлять с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия...» Петр I предписывал украсить дома и дворы деревьями и ветвями сосны, ели и можжевельника, причем украшения эти нельзя было убирать ранее 7 января. На Красной площади столицы следовало устроить фейерверк (огненные потехи) и пальбу, вслед за этим по дворах домов должна была начаться стрельба из «пушечек» и ружей. Разрешалось пускать ракеты, сколько у кого есть, и зажигать огни. Москвичам вменялось в обязанность все первые семь дней января жечь костры и смоляные бочки - где место позволит. Детей рекомендовалось забавлять и на санках катать с гор. Взрослым предлагалось воздержаться от пьянства и мордобоя, «поскольку на то других дней хватает...».

Молодой государь не ограничился изданием указа, а принял самое активное участие в подготовке и проведении нового праздника. Видя, что многие москвичи из-за нехватки времени просто не имеют возможности запастись хвойной зеленью, он распорядился срочно привезти ветки из леса и продавать их в специально отведенных местах торговых рядов.

31 декабря около полуночи Петр сам открыл празднество: факелом поджег ракету, которая испускала искры, пепел и копоть. В церквях ударили колокола, а в Кремле начали палить пушки.

которое завершилось громовым салютом из 200 «пушечек» . А вечером в темном небе вспыхнули разноцветные огни...

Так на Руси впервые встретили Новый год по-европейски, в разгар зимы. Но едва завершились празднества и народ пришел в себя от новогоднего шума, как в Москве поднялся ропот по поводу перемены летосчисления. Не только простой народ, но и представители знати удивлялись: «Как мог Государь переменить солнечное течение?» Веруя, что Бог сотворил свет в сентябре, многие остались верны своим старым привычкам.

Традиция проводить новогодний праздник с шумными застольями, ночными гуляньями, танцами у елки и фейерверками прижилась в России довольно быстро, чему в немалой степени способствовал Петр I. Слывший большим затейником, Петр ввел в обычай проведение веселых зимних ассамблей с выпивкой, шутихами, «медведями-скоморохами» , катанием на санях по замерзшей реке. При нем в стране впервые появились карнавальные маски: в 1722 году царь устроил пышный маскарад по случаю заключения мира со Швецией. Справедливости ради заметим, что ряжение на Руси появилось давно: историки указывают, что еще Иван Грозный со своими опричниками переодевался подобно скоморохам и даже казнил одного из приближенных за то, что тот не надел «личины».

А вот новогодняя елка пробивала себе дорогу с трудом. В допетровские времена она считалась у русских символом смерти: еловыми ветками выстилался путь, по которому двигалась похоронная процессия, их бросали на гроб в могилу.

До введения указа Петра I Новый год наши предки встречали либо с березкой, либо с цветущим вишневым деревом, в зависимости от того, когда отмечали праздник - осенью или весной.

Именно по этой причине, а также потому, что практически все новшества, пришедшие с Запада, встречались простыми людьми в штыки, украшать дома елками в массовом порядке стали спустя целое столетие после знаменитого указа от 20 декабря 1699 года.

Празднование этого волшебного зимнего праздника на Руси уходит своими корнями в глубокую древность. Раньше наши предки–язычники встречали Новый год в сентябре, а еще более далекие предки – охотники и кочевники – отмечали праздник весной, как только появлялась первая листва.

Большинство христианских стран совмещают празднование Нового года и Рождества, но в России отмечают оба праздника. Причина заключается в том, что зачастую Новый год отмечали еще и «на зимний солнцеворот». Во время зимнего солнцестояния праздновали возвращение Ярилы - бога плодородия.

В 1700 году Петром Первым был введен новый календарь и создан указ «О праздновании Нового года» от 7208 года от Сотворения Мира, где говорилось о том, что запрещено отмечать праздник 1 сентября.

На Красной площади 15 декабря 1699 года царский дьяк под барабанный бой оповестил народ о том, что в знак начала нового столетия после «благодарения Богу и молебного пения в церкви велено было по большим улицам, и знатным людям перед воротами учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых». Бедным людям следовало хотя бы по ветке над воротами поставить. И «чтоб то поспело к 1-му числу 1700 сего года; а стоять тому украшению по 7-е число января того же года. В 1-й же день, в знак веселия, друг друга поздравлять с Новым годом, и учинить сие, когда на Красной площади будет стрельба и начнутся огненные потехи». В указе также рекомендовалось всем у себя во дворах «учинить трижды стрельбу» из пушек или мелких ружей и выпустить несколько ракет, а также с 1-го по 7 января по ночам зажигать костры из дров, хвороста или соломы»

Царь Петр собственноручно пустил первую ракету, которая огненной спиралью возвестила о наступлении Нового года и начале праздничных гуляний.

В честь праздника проводили торжественные молебны с колокольным звоном, стреляли из ружей и пушек, а вечером в небе зажигались невиданные прежде разноцветные огни фейерверка. Люди веселились, танцевали и пели, дарили подарки и поздравляли друг друга. Петр I всегда следил за тем, чтобы этот праздник не уступал европейским странам. Так как он был решительным человеком, то одним махом разрешил календарные проблемы.

К началу царствования Петра Великого в России шел 7207 год от Сотворения Мира, а в Европе - 1699 от Рождества Христова. Это различие во времени являлось весомым препятствием развития межгосударственных отношений. Указ «О праздновании Нового года» заменил его на европейский и закрепил дату празднования в календаре.

Вот так и начали отмечать Новый год – с салютами, красивыми елочными игрушками, зимними гуляниями, блинами и медовухой. Народ веселился от души – взрослые и дети с удовольствием катались на санках и коньках, играли в снежки и лепили снежных баб.

Все о Деде Морозе

Как гласит легенда, «прадедом» Деда Мороза был герой русских народных сказок - Морозко. Морозко уважали потому, что он был властелином погоды, мороза и зимы. Сначала его называли Дедом Трескуном и представляли маленьким старичком с очень длинной бородой и крутым нравом. С ноября по март Дед Трескун был хозяином на земле.

Он был женат на злой особе – Зиме. И даже солнце их боялось! Деда Мороза или Деда Трескуна сравнивали с самым холодным месяцем в году – январем, но спустя какое-то время представление о Морозе изменилось. Грозный Трескун превратился в могучего, доброго и справедливого деда.

Где же живет русский Дед Мороз? Ответить на этот вопрос однозначно нельзя, ведь есть большое количество всевозможных версий. Кто-то говорит, что Дед Мороз родился на Северном полюсе, другие утверждают, что добродушный старик родом из Лапландии. По официальной государственной версии Дедушка Мороз живет и работает в красивейшем месте - в Великом Устюге, а его владения расположены в лесном массиве в 11 км от города. На территории вотчины находятся скульптурные композиции героев сказок и дом Деда Мороза, где также работают офис, мастерские, почта, музей и сувенирная лавка.

Посмотреть на зимнего волшебника можно в конце декабря. Ежегодно в это время Дед Мороз покидает свою лесную резиденцию, чтобы приступить к открытию новогодних торжеств и радовать взрослых и детишек подарками.

Совсем скоро наступит Новый год – светлый и волнительный праздник, который ассоциируется с запахом свежей хвои и мандаринов, с приятными воспоминаниями детства, ожиданием подарков и семейным торжеством. Каждый раз, переворачивая страницу календаря, мы ожидаем чего-то нового и прекрасного, надеемся воплотить самые смелые мечты. Традиция торжественно провожать старый год и встречать новый формировались веками. В празднованиях украинцев переплелись языческие и христианские традиции. Многие из них живы до сих пор. В сегодняшнем обзоре IGotoWorld.com расскажет о том, как наши предки раньше праздновали Новый год и Рождество.

Новый год в Украине

У наших предков елка не всегда была атрибутом и символом Нового года. Да и сам праздник отмечали даже не 1 января.

Источник фото: folkukraine.com. Новогодние и рождественские украшения на ярмарке. Софийская площадь. Киев. 2015 год.

Новый год в марте и сентябре

Когда же наступал Новый год? Этот вопрос сегодня кажется странным, но, тем не менее, факт остается фактом: 1 января не всегда считалось началом нового года! Саму традицию встречать Новый год 1 января, наряжать елку и устраивать фейерверки привнес на земли Российский империи (в том числе и на часть современной Украины) царь Петр I в 1700 году.

Картина Жан-Марка Натье. Портрет Петра Первого.

Он активно «прорубал окно в Европу» и заимствовал обычаи Нидерландов, а также других европейских странах, ведь считается, что обычай украшать елку пришел из Германии. Вот так празднуют Рождество в Инсбруке, Австрия:

Источник видео: InnsbruckTVB.

Заглянув еще глубже в историю, выясняется, что традицию отмечать Новый год 1 января европейцы заимствовали у древних римлян . У них, как у нас сейчас, были приняты поздравления и новогодние подарки. Интересно, что первоначально римляне дарили украшенные фрукты и овощи. Затем обычай трансформировался и теперь принято дарить ценные подарки.

Источник фото: italybook.ru. Рождественская елка возле Колизея , Рим.

Также стоит отметить, что предки украинцев отмечали начало нового года 1 марта . Его ассоциировали с весенним пробуждением природы, с периодом старта земледельческих работ. Скорее всего, приход нового года связывали с восхождением молодой луны, и потому древние славяне отмечали праздник в канун весеннего равноденствия, называя его «новым летом».

От языческих обрядов идет обычай вспоминать в начале нового года умерших родственников, устраивая в марте обед в их честь, который назывался «тризна». Сегодня этот обряд трансформировался в поминальные дни, которые отмечают через неделю после Пасхи. Также славяне, провожая конец зимы, сжигали чучело из соломы, теперь это часть обряда на .

Источник фото: vlasenko.at.ua. Масленица в .

Затем дату «нового года» сменили церковники, и в 15 веке по греко-византийскому обряду его стали отмечать 1 сентября (14-го по новому стилю). Византийская православная церковь приняла эту дату по решению Никейского собора, так как Иисус Христос свою первую проповедь провозгласил во время иудейского праздника жатвы. А его отмечают с 1 по 8 сентября.

На Руси 1 сентября отмечали день Преподобного Симеона Столпника (или Семена), символизировавший приход нового года. Этот день считался благоприятным для начала новых дел. Так, крестьяне принимались копать картошку. В то же время, на украинских землях, которые входили в состав Великого княжества Литовского (а позже отошли к Речи Посполитой), новый год изначально праздновали 1 января, по европейской традиции. Что и говорить, путаницы в датах у нас было немало, и эти «рудименты» времени присутствуют в традициях украинцев и сейчас. Праздников у нас получилось два: 1 и 14 января (по новому и по старому стилю), и название «старый Новый год» не перестает удивлять иностранцев.

Источник фото: folkukraine.com. Елка на , 2015 год. Киев.

Традиции Нового года в Украине

Источник фото: pravilaed.ru.

Вечер накануне Нового года назвался Щедрым – и чего только не было на праздничном столе! Изобилие мясных блюд, колбасы, холодец, щедрая кутя, обязательно пекли пироги. Был обычай, когда хозяин прятался за миской с выпечкой: считалось, что благодаря этому и в следующем году на столе будет такая же гора пирогов.

Источник фото: starylev.com.ua.

Еще один распространенный обычай – «пугать» деревья . Грозясь срубить их, если не дадут щедрый урожай, хозяин ходил по фруктовому саду с топором.

Также в канун Нового года были приняты гадания, например, на суженого. Так, во многих семьях на «старый Новый год» принято подавать вареники . Но не все знают, почему. Наши предки устраивали нехитрые гадания и развлечения: готовили вареники с сюрпризом. Хозяйки могли спрятать внутри как съедобные, так и несъедобные вещи, например, пуговицу, монетку. Так что есть такие вареники нужно было с особой осторожностью. Каждый вариант «начинки» обозначал, каким будет год у того, кто отведает вареник с сюрпризом. Например, вишня – к удаче, зерно или монета – к богатству, соль – к слезам.

Источник фото: pustunchik.ua.

В православной традиции 14 января (Новый год по старому стилю) празднуют , или попросту Маланки и Василя. И накануне Нового года (с 13 на 14 января по новому стилю) до сих пор сохранился обычай «маланкования» или щедрования . По домам до полуночи ходят ряженые и развлекают хозяев веселыми сценками. За это их благодарят угощением с щедрого стола. Причем в костюме Маланки появляется парень, а в костюме Василя – девушка.

Источник фото: cultura.pp.ua.

Ряженые обязательно водят с собой Козу в кожухе наизнанку (обычно переодетый парень). Коза проказничает и добавляет веселья. Другие действующие лица варьируются. Часто это Поп или Дьяк, Дед, Баба, Доктор, Цыган, Гончар, Солдат и другие. Если хотите развлечься сами и повеселить ваших близких, устройте представление. Сценарии можно найти в Интернете, а когда войдете во вкус, станете сочинять их сами.

Но особенно интересно попасть на фестиваль «Вашковецкая Маланка» на Буковину, в село Вашковцы Черновицкой области. Спешите !

Источник фото: vashkivtsi.com.

После новогодней полуночи женщины и девушки уже не ходили по домам: считалось, что первым в дом должен зайти мужчина – тогда это к добру. И потому ходили «полазники», посыпая дом и хозяев зерном, чтобы в Новом году был щедрый урожай. При этом пели песни. Хозяева благодарили «полазников» гостинцами.

Источник фото: zhzh.info.

Рождество в Украине

Как религиозный праздник Рождество предшествует Новому году. С этой последовательностью связаны обрядовость и обычаи нашего народа.

Рождество Христово: библейская легенда и христианские традиции

Согласно библейской легенде, Иисус Христос родился в иудейском городе Вифлееме , куда прибыли его мать Мария и ее муж Иосиф. Они заночевали в пещере, которая использовалась как хлев, здесь и появился на свет Сын Божий. О его рождении возвестила Вифлеемская звезда, а волхвы принесли щедрые дары младенцу.

Источник фото: skuki.net.

Ирод, царь Иудеи, задумал убить Сына Божьего, и по его приказу убивали детей до двух лет, но Иисус был чудом спасен. В христианской традиции Рождество является величайшим праздником. И хотя нет точной даты этого события, да и, как уже сказано, верующие используют разные календари, этот праздник, однако, отмечают с особой торжественностью. На Рождество люди идут в церковь на праздничное богослужение.

Украина – поликультурная страна, где испокон веков живут люди разных вероисповеданий. Римо-католики и протестанты празднуют Рождество 25 декабря (по григорианскому календарю). А греко-католики и православные – 7 января (по юлианскому).

Традиции празднования Рождества в Украине

Светлый праздник Рождества в Украине было принято отмечать в кругу семьи. Полы в сельских хатах застилали свежей соломой, и это напоминало о том, что Хритос родился не в хоромах, а в яслях, в хлеву. Дом украшали к празднику. Традиционно хозяин заносил дидух – сноп соломы, который считался символом урожая. Кстати, у дидуха было и другое название – Коляда. Считается, что этот символ идет еще из язычества. Обычай ставить дидух и сейчас распространен на Западной Украине , его не смогла вытеснить елка. В Галичине было принято сжигать дидух на третий день Рождества.

Источник фото: thetraveller.com.ua.

Однако в богатых семьях постепенно символом Рождества стала елка, причем на верхушке обязательно красовалась звезда – символ Вифлеемской звезды , которая возвестила рождение Христа.

Источник фото: dsnews.ua. Елка на Софийской площади. Киев.

Накануне Рождества наступал Святой Вечер , родные собирались за столом. Было принято приходить вовремя: считалось, если опоздаешь к ужину, то будешь потом опаздывать целый год. Крестники приносили «вечерю» своим крестным. В это время заканчивался пост, и уже готовили разнообразные мясные блюда. Но есть их полагалось только после полуночи или на следующий день.

А в сам Свят-вечер на столе было 12 постных блюд (как 12 месяцев в году) и обязательно – кутя. Сейчас современные хозяйки варят ее из риса, но традиционно, конечно же, готовили кутю из пшеницы, приправляли медом, добавляли орехи, изюм, сухофрукты. С нее начинали вечернюю трапезу.

Источник фото: UaUa.INFO.

Прекрасный обычай на Рождество – мириться с близкими людьми. .

Если вам посчастливилось попасть – вы увидите незабываемое действо! Хотите попасть на него? .

Источник фото: hostelhappy.com.ua. Рождество во Львове.

Колядки и вертеп в Украине

Рождество встречали колядками: был обычай ходить по домам со звездой, изображавшей Вифлеемскую, и петь песни во славу Иисуса Христа. Колядовать могли и взрослые люди, и дети. Обычно девушки и парни ходили отдельно.

Источник фото: львов-карпаты-тур.com.ua. Коляда в .

Популярным был и украинский передвижной кукольный театр – вертеп . Традиционно вертеп был двухэтажным домиком. На первом этаже, символизирующем Вифлеем, ставили серьезные сценки о рождения Иисуса Христа. А на втором этаже вертепа представляли комические бытовые сценки, которыми развлекали публику.

Со временем вертеп трансформировался в настоящий уличный театр. И сегодня мы наблюдаем возрождение и развитие этих прекрасных украинских традиций. Вертепы гастролируют по стране, возвещая о светлом празднике Рождества Христова и радуя людей. Вертепом также называют кукольную статичную сценку рождения Христа.

Источник фото: svitppt.com.ua.

Источник фото: bukovel.com. Буковель.

Где бы вы ни были, не забудьте поздравить родных и близких, тем более, что вам в помощь – современные средства связи. Виртуально вы даже сможете прийти на Свят-вечер и на Щедрый вечер к родственникам. Пожелайте им счастья, добра, поделитесь своими впечатлениями и фото!

Сочинение на тему: Как раньше проходили народные праздники и гулянья


Как только приходит лето, мои родители обязательно отвозят меня к бабушке в деревню. Ведь там спокойно, тихо и весело - не то, что в городе. Мне нравится теплыми летними деньками отдыхать от городской суеты в деревне, которая к тому же расположена на берегу живописной реки. Но как бы хорошо и комфортно не было в тишине и на природе, семейные праздники я все, же люблю проводить в семейном кругу – с близкими и родными людьми. В зимнее время в деревне скучно, а под Новый год все в основном сидят дома и готовят праздничное застолье. Да и сегодняшняя деревня уже не такая как была раньше, она заметно опустела, и живут в ней основном старики. Но моя бабушка рассказывает, что так было не всегда.

Раньше жизнь в деревне была намного веселее, люди ценили каждый праздник и отмечали их с большим размахом. Раньше люди были более религиозными именно по этому, основные и самые большие праздники совпадали с церковными. У современных людей самым большим праздником считается Новый год, в то время как раньше Новый год припадал на пост, из-за чего его встречали достаточно скромно. В то время как на Рождество организовывались большие, массовые гуляния, которые продолжались несколько дней. Это прекрасное время носило название – Святки.

В эти дни люди надевали самые нарядные одежды. Празднование всегда начиналось с церковной службы, после чего, люди расходились по домам и садились за большой праздничный стол. На улицах в эти дни всегда проводились красивые ярмарки, где можно было приобрести различные угощения. Многие считали такие праздники прекрасной возможностью для того, чтобы и себя показать и на других посмотреть.

Особенно важными были народные праздники для молодежи. Обязательно принимать участи в народных гуляниях должны были все не замужние девушки и неженатые парни. Молодежь и дети веселились и катались с ледяных горок, играли в различные игры и обязательно водили хороводы. На Святки по традиции все девушки гадали, дабы узнать, хоть что-нибудь о своем суженом. А вот парни учавствовали в различных состязаниях, где должны были показать всю свою силу и ловкость. Все эти гуляния позволяли молодым лучше присмотреться друг к другу, отдохнуть и хорошенько повеселится.

В конце зимы, все люди с особой радостью праздновали Масленицу. Этот праздник означал конец зимы и приход нового трудового года, ведь в скорости должны были начинаться полевые работы. Обязательным считалось на Масленицу - сжигание чучела, а также различные веселые гуляния.

А вот за Масленицей наступал Большой пост, который заканчивался большим церковным праздником – Пасхой. Это был очень торжественный и праздничный день – всю неделю не переставали звучать церковные колокола, люди пекли праздничные куличи, отдыхали и ходили в гости.

Раньше люди отдыхали совсем по друго