Меню

Письмо по методике илюхиной пропись. Методика обучения письму младших школьников («письмо с секретом» – информационный аспект)

Кухня

Технология В. А. Илюхиной «Письмо с открытыми правилами» как средство формирования универсальных учебных действий учащихся начальных классов.

Основная цель российского образования Общественный договор Новые образовательные запросы семьи, общества, и государства Проблемы России Стратегия 2020 Новые технологии Широкое внедрение ИКТ-технологий во все сферы жизни Новая цель образования Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России 2

Требования к результатам освоения основной образовательной программы ЛИЧНОСТНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: Регулятивные: Основы системы научных знаний внутренняя позиция школьника; Самоидентификация; самоуважение и самооценка Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания» Ценностная и морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение морально-нравственных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знакосимволических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, Установления аналогий, подведения под понятие Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания Предметные и метапредметные действия с учебным материалом 3

Два пути современной школы: 1. Формировать, давать знания. 2. Развивать умения. Какой путь вам больше нравится?

Системно-деятельностный подход развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Основная педагогическая задача: организация условий, инициирующих детское действие Чему учить? обновление содержания образования Ради чего учить? Ценности образования Как учить? Обновление технологий образования

ФГОС: каким образом можно получить новый результат? ОРГАНИЗОВАТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ: способность к самоорганизации в решении учебных задач. прогресс в личностном развитии умение решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий (КИМы: вместо проверки знаний - проверка умений ими пользоваться!) СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИИ

Илюхина Вера Алексеевна директор ЮЗОУО ГОУ СОШ № 2006 Кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель России, Отличник народного просвещения, Ветеран труда, Лауреат премии «Гран-при «Новая школа» , победитель конкурса «Учитель года -96» , лауреат Премии Мэра города Москвы в области образования - 2004 год. Член Экспертного Совета Министерства образования РФ, лектор МИОО. Автор методики обучения письму и корректировки почерка. Имеет порядка 150 -ти публикаций. Название ее книги «Письмо с секретом» объединяет творческих людей. По её прописям уже много лет обучаются первоклассники разных уголков России. Кредо: «Отдавая - приобретаешь» , «Времени не хватает тому, кто ничего не делает» .

…Ребенок очень многое вкладывает в свой почерк. Это нечто, что он отдает с любовью родителям или учителям. Какой-либо изъян в буквах или в почерке в целом следует рассматривать как сигнал тревоги. . .

Первый этап: развитие мелкой моторики на занятиях с дошкольниками в школе «Светлячок» Упражнения для развития мелкой моторики: работа с тренажерами, пальчиковая гимнастика; Штриховка альбомах для раскрашивания; Штриховка по трафаретам; Письмо простым карандашом в тетрадях в узкую линию

Второй этап: формирование навыка письма у учащихся 1 классов. Обучению письму по учебным пособиям В. А. Илюхиной: УМК «Школа России» «Чудо – пропись» ; УМК «Планета знаний» «Пропись» , «Прописи для читающих детей» .

Второй этап: формирование навыка письма учащихся 1 классов. Упражнения для развития мелкой моторики; Работа с тренажерами; Штриховка элементами букв с использованием гелевых ручек; Штриховка по трафаретам; Письмо простым карандашом, затем – ручкой; Изучение написания основных элементов письма, затем – букв, слогов, слов; Система стимулирования учащихся («Почетные обложки» , выставки лучших тетрадей)

Основные элементы письма. Точка начала Точка верхней и нижней письма буквы трети строки Наклонная палочка Крючковая линия «Качалочка» «Секрет» «Рыбка» «Клюшечка» Знак «Бугорок» «Гнездышко» «меньше» , «больше» Шалашик для гномика Марабаева Л. А.

Алгоритм написания наклонной линии «Ставлю ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаюсь по наклонной линии вниз…»

Алгоритм выполнения закруглений на нижней линеечке рабочей строки «Ставлю ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаюсь по наклонной линии вниз, выполняю «качалочку» …

Алгоритм написания крючковой линии «Ставлю ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаюсь по наклонной линии вниз, выполняю «качалочку» и поднимаюсь по крючковой линии до середины строки…»

Алгоритм написания «секрета» «Ставлю ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаюсь по наклонной линии вниз, выполняю «качалочку» , поднимаюсь по крючковой линии до середины строки, пишу наклонную линию вверх («секрет»)…»

Алгоритм написания: «Ставлю ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаюсь по наклонной линии вниз, выполняю «качалочку» , поднимаюсь по крючковой линии до середины строки, пишу наклонную линию вверх («секрет»), пишу по «секрету» наклонную линию вниз…»

Алгоритм написания завершается: «Ставлю ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаюсь по наклонной линии вниз, выполняю «качалочку» , поднимаюсь по крючковой линии до середины строки, пишу «секрет» , по «секрету» опускаюсь вниз, выполняю «качалочку» и поднимаюсь по крючковой до середины строки»

На основе соединения двух крючков между собой показан принцип соединения элементов и букв между собой

Способы проверки правильности написанного. Вводятся следующие графические знаки: знаки середина (-), одна треть сверху или снизу (х), просвет снизу, «шалашик» ( ), просвет сверху, «гнездышко» (v).

Приемы работы на уроках письма: Диктовка элементов букв и их соединений Игра «Переполох» Игра «Отметь место» Игра «Угадай-ка» Игра «Поле чудес» Игра «Повтори предложение»

Каллиграфические ошибки: % Несоблюдение интервалов между буквами в словах, неравномерность расстановки слов на строке % Буквы пишутся слишком размашисто или слишком узко, % Наблюдается разнонаправленность наклона или чрезмерный наклон вправо или влево, % Не соблюдается расположение букв относительно линий строки, т. е. нет линейности при письме, % Не выдерживается нужная высота букв, % Обнаруживается ломаность, вычурность письма, % Имеет место угловатость, «заборность» письма, % Не соблюдается связность букв при письме, % Наблюдается полная неразборчивость, «каша» . Указанные выше ошибки появляются вследствие недостаточной сформированности правильного графического навыка.

Третий этап: работа с родителями первоклассников. Просветительская работа по популяризации технологии В. А. Илюхиной ü Проведение тематических родительских собраний; ü Организация выставок письменных работ учащихся: – «Наши первые шаги» ; – «Наши успехи» ; – «Радость письма» ; – «Как хорошо уметь писать!» .

Четвертый этап: продолжение работы по совершенствованию каллиграфического навыка во 2, 3, 4 классах начальной школы üРабота в тетрадях по чистописанию, авторы В. А. Илюхина, Тикунова; üПроведение минуток чистописания; üСистема стимулирования учащихся: «Почетные обложки» , выставки лучших тетрадей, образцов почерка

Средняя скорость письма учащихся 1 – 4 классов: Конец 1 класса: 10 – 20 букв/мин Конец 2 класса: 25 – 35 букв/мин Конец 3 класса: 35 – 45 букв/мин Конец 4 класса: 45 – 55 букв/мин

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ Умение организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат Умение добывать, преобразовывать и представлять информацию ЛИЧНОСТНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ Умение оценивать свои и чужие поступки, стремление к созидательной деятельности Умение донести свою позицию, понять других, договориться, чтобы сделать что-то сообща ДЕЙСТВИЯ

Познавательные УУД Добывать Перерабатывать Представлять информацию Извлекать информацию из текста, таблиц, схем, иллюстраций Простые факты, Наглядные явления, Отдельные события, Образы понятий. Текст (краткий), Таблицы, схемы (простые) Выпускник получит возможность научиться строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, использовать знаково-символические средства, в частности, схемы. 54

Регулятивные УУД Целеполагание и планирование Совместно с учителем «режиссером» определять проблему Действия по плану Работать по плану с использованием учебника Оценка результата Самооценка успешности в диалоге с учителем Выпускник получит возможность научиться в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. 55

Коммуникативные УУД Донести Свои мысли устно и письменно, с аргументами Понять других Принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою Договориться Выполнять различные роли в группе (организатор, исполнитель…) Выпускник научится договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. 56

Личностные результаты Оценивать Отделять поступки от человека. Есть неоднозначные поступки Объяснять Однозначно оцениваемые поступки (хорошо/плохо) Самоопределяться В предложенных ситуациях делать выбор поступка В учебной деятельности три вида действий: - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; - действие смыслообразования, т. е. , «какое значение имеет для меня учение» , - нравственно-этическое оценивание личностный моральный выбор. 57

Технология формирования каллиграфических навыков В. А. Илюхиной «Письмо с открытыми правилами» способствует развитию красивого, грамотного письма, сказывается на формировании мира ребенка, помогает ему расти внутренне красивым человеком. Красивое письмо – это выражение отношения к другим людям.

Технология В.А.Илюхиной

как средство формирования
универсальных учебных действий
учащихся начальных классов.

Илюхина Вера Алексеевна
директор ЮЗОУО ГОУ СОШ № 2006
Кандидат педагогических наук,
Заслуженный учитель России,
Отличник народного просвещения,
Ветеран труда,
Лауреат премии «Гран-при «Новая школа»,
победитель конкурса «Учитель года -96»,
лауреат Премии Мэра города Москвы в области
образования - 2004 год.
Член Экспертного Совета Министерства образования РФ,
лектор МИОО.
Автор методики обучения письму и корректировки почерка.
Имеет порядка 150-ти публикаций.
Название ее книги «Письмо с секретом» объединяет творческих людей. По её
прописям уже много лет обучаются первоклассники разных уголков России.
Кредо: «Отдавая - приобретаешь»,
«Времени не хватает тому, кто ничего не делает».

…Ребенок очень многое вкладывает
в свой почерк.
Это нечто, что он отдает с любовью
родителям или учителям.
Какой-либо изъян в буквах или в почерке
в целом следует рассматривать
как сигнал тревоги...

Этапы
работы по формированию
каллиграфического навыка

Первый этап:
развитие мелкой моторики на занятиях
с дошкольниками в школе «Светлячок»
Упражнения для развития мелкой моторики:
работа с тренажерами, пальчиковая гимнастика;
Штриховка альбомах для раскрашивания;
Штриховка по трафаретам;
Письмо простым карандашом в тетрадях
в узкую линию

Второй этап:
формирование навыка письма
у учащихся 1 классов.
Обучению письму
по учебным пособиям В.А.Илюхиной:
УМК «Школа России» «Чудо – пропись» ;
УМК «Планета знаний» «Пропись»,
«Прописи для читающих детей».

Второй этап:
формирование навыка письма
учащихся 1 классов.
Упражнения для развития мелкой моторики;
Работа с тренажерами;
Штриховка элементами букв
с использованием гелевых ручек;
Штриховка по трафаретам;
Письмо простым карандашом,
затем – ручкой;
Изучение написания основных элементов
письма, затем – букв, слогов, слов;
Система стимулирования учащихся
(«Почетные обложки»,
выставки лучших тетрадей)

Основные элементы письма.
Точка начала
Точка верхней и нижней
письма буквы
трети строки
Наклонная палочка
Крючковая линия
«Качалочка»
«Секрет»
«Рыбка»
«Клюшечка»
Знак
«Бугорок»
«Гнездышко»
«меньше», «больше»
Шалашик для гномика
Марабаева Л.А.

Написание прямых наклонных линий На этом этапе встречаются следующие ошибки:

Несоблюдение параллельности наклонных
линий

Алгоритм написания наклонной линии


рабочей строки,
опускаюсь по наклонной линии вниз…»

Деление наклонной линии на две и три части

Выполнение закруглений на нижней линеечке рабочей строки

Алгоритм выполнения закруглений на нижней линеечке рабочей строки

«Ставлю ручку на верхнюю
линеечку рабочей строки,

выполняю «качалочку»…

Письмо крючковой линии

Алгоритм написания крючковой линии

«Ставлю ручку
на верхнюю линеечку рабочей строки,
опускаюсь по наклонной линии вниз,
выполняю «качалочку»
и
до
середины строки…»

Письмо «секрета»

«Секрет» – прямая линия вверх
параллельно первой наклонной…»

Алгоритм написания «секрета»

«Ставлю ручку на верхнюю линеечку
рабочей строки,
опускаюсь по наклонной линии вниз,
выполняю «качалочку»,
поднимаюсь по крючковой линии
до середины строки,
пишу наклонную линию вверх («секрет»)…»

Письмо вниз по «секрету»

Алгоритм написания:

«Ставлю ручку на верхнюю линеечку
рабочей строки,
опускаюсь по наклонной линии вниз,
выполняю «качалочку»,
поднимаюсь по крючковой линии
до середины строки,
пишу наклонную линию вверх («секрет»),
пишу по «секрету» наклонную линию вниз…»

Завершение написания второго крючка (второй крючковой линии)

Алгоритм написания завершается:

«Ставлю ручку на верхнюю линеечку рабочей строки,
опускаюсь по наклонной линии вниз, выполняю
«качалочку», поднимаюсь по крючковой линии до
середины строки, пишу «секрет», по «секрету»
опускаюсь вниз, выполняю «качалочку» и
поднимаюсь по крючковой до середины строки»

Буква
и
вобрала в себя все основные
элементы, часто встречающиеся при
письме.

На основе соединения двух крючков
между собой показан принцип соединения
элементов и букв между собой

Способы проверки
правильности написанного.
Вводятся следующие графические знаки:
середина (-),
одна треть сверху или снизу (х),
просвет снизу, «шалашик» ( ),
просвет сверху, «гнездышко» (v).

Приемы работы на уроках письма:
Диктовка элементов букв и их соединений
Игра «Переполох»
Игра «Отметь место»
Игра «Угадай-ка»
Игра «Поле чудес»
Игра «Повтори предложение»

Игра «Угадай букву»
(узнать и дописать букву)

Игра «Восстанови слово»

Игра «Найди пару каждому элементу»

Игра «Угадай слово, соединив по
порядку»

Каллиграфические ошибки:

Несоблюдение интервалов между буквами в словах,
неравномерность расстановки слов на строке
Буквы пишутся слишком размашисто или слишком узко,
Наблюдается разнонаправленность наклона или чрезмерный
наклон вправо или влево,
Не соблюдается расположение букв относительно линий
строки, т.е. нет линейности при письме,
Не выдерживается нужная высота букв,
Обнаруживается ломаность, вычурность письма,
Имеет место угловатость, «заборность» письма,
Не соблюдается связность букв при письме,
Наблюдается полная неразборчивость, «каша».
Указанные выше ошибки появляются вследствие
недостаточной сформированности
правильного графического навыка.

Образец карточки для калькирования

Технология формирования
каллиграфических навыков В.А.Илюхиной
«Письмо с открытыми правилами»
способствует развитию красивого,
грамотного письма,
сказывается на формировании мира
ребенка, помогает ему расти внутренне
красивым человеком.
Красивое письмо – это выражение
отношения к другим людям.

Предлагаемое пособие является практическим руководством для учителей начальных классов. Оно содержит теоретические основы, авторскую методику, интересные педагогические приемы и наблюдения. В настоящее время сотни учителей, обучая детей письму, применяют метод В.А. Илюхиной.

МЕТОДИКА ПЕРВЫХ УРОКОВ ПИСЬМА.
Первые уроки - очень важный период. Необходимо постоянно упражняться в выписывании элементов, а далее и букв всем классом вместе по отчетливой команде учителя: поставьте ручку на 1/3 сверху, уйдите влево-вверх, задержитесь на строке, опуститесь по прямой наклонной линии вниз, задержитесь на строке, поднимитесь вверх, сомкните части и т.д.

При этих упражнениях я достигаю различных целей: приучаю детей правильно сидеть при письме, соблюдать расстояние между грудью и краем стола, равное ширине ладони, не наклоняться слишком близко к столу, класть правильно перед собой тетрадь (угол между нижней стороной тетради и краем стола должен быть 25 градусов). Обе руки должны лежать на столе: локоть правой руки свисает на край стола на 1-2 см. ручку необходимо класть на среднюю фалангу среднего пальца, прижимать сверху большим и указательным пальцами на 1.5-2 см от края стержня (конец ручки должен быть направлен в правое плечо). Все эти привычки очень важны как для хода самого обучения письму, так и для здоровья ребенка. Они гораздо легче усваиваются детьми теперь, при первых легчайших упражнениях, чем впоследствии, когда эти упражнения уже сами по себе станут довольно трудными и займут все внимание ребенка.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Письмо с секретом, Илюхина В.А., 1994 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Образование, Прошлое, настоящее, будущее, Ахметов И.Г., 2018
  • Письмо с “секретом”, Из опыта работы по формированию каллиграфических навыков письма учащихся, Илюхина В.А., 1994
  • Практикум по педагогике, Казимирская И.И., Торхова А.В., Бычковский П.М., 1999

Следующие учебники и книги.

Учебники комплекта «Планета знаний» прошли государственную экспертизу на соответствие ФГОС (новому стандарту) и включены Министерством образования и науки Российской Федерации в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в общеобразовательной школе при работе по новым стандартам.

Письмо с открытыми правилами.
В разработанной системе можно выделить два направления организации учебной деятельности, взаимодополняющие и обогащающие друг друга. С одной стороны, это включение всех сфер психики ребёнка в процесс овладения графическим навыком, обеспечение осознания учеником значимости предстоящей ему деятельности, вселение в него уверенности в успешность её осуществления, исключение отрицательных эмоций, связанных с письмом. С другой стороны, предъявление детям достаточно жёстких требований к выполнению графических действий, которые необходимы для овладения правильным графическим навыком.

При реализации этих двух направлений в процессе обучения пробуждается внутренняя энергия ребёнка, его душевное состояние на уроке облегчает однообразную и монотонную работу, без которой не может обойтись формирование графического навыка. В свою очередь, успешность ребёнка в ходе формирования этого навыка тоже способствует развитию у него положительного отношения к процессу письма. Желание учащегося добросовестно трудиться создаёт поисковые ситуации, моменты тесного сотрудничества между учителем и учеником, между учеником и его одноклассниками.

СОДЕРЖАНИЕ
Об учебно-методическом комплекте «Планета знаний»
ПИСЬМО КАК ШКОЛА МЫШЛЕНИЯ
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ «ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ ПО ПРОПИСЯМ»
ПРОГРАММА «ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ ПО ПРОПИСЯМ»
Пояснительная записка
Особенности формирования графического навыка у детей младшего школьного возраста
Письмо с открытыми правилами
Алгоритм письма
Обучение первоначальному письму
ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ПРОПИСЯМИ
Общие рекомендации
Структура построения прописей
Поурочный комментарий
Пропись №1
Пропись №2
Пропись №3
Пропись №4
Работа учителя с тетрадями учащихся
Корректировка почерка на разных этапах обучения
Алгоритмы написания букв и цифр.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Обучение грамоте в 1 классе по «Прописям» В.А. Илюхиной, Программы, Методические рекомендации, Поурочные разработки, Илюхина В.А., 2015 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.