Меню

Ребенок познает мир. Малыш познает мир: развивающие методики и игры

Мода и стиль

С самого рождения ребенок обучается новым навыкам с помощью окружающих его предметов и людей. Любящие родители стремятся развивать ребенка всеми доступными средствами - покупают полезные игрушки, практикуют методики раннего развития. Чтобы сделать этот процесс наиболее продуктивным, рассмотрим некоторые рекомендации и узнаем подробности о популярных методиках развития.

Как сделать любую игру развивающей?

В силах родителей сделать так, чтобы любая, даже самая простая игра, стала полезной для развития крохи. Для этого необходимо прислушаться к следующим советам:

Не заставляйте малыша играть, если ему не хочется. Ни в коем случае не обижайте малыша оскорбительными заявлениями типа «Ты невнимателен», «Ты глупый» и т. п. Игра должна радовать малыша и приносить ему удовольствие. Нужно сделать все возможное, чтобы ребенок искренне заинтересовался игровым процессом, только тогда развивающая игра будет полезна.

Позвольте ребенку проявить самостоятельность. Во время творческих игр не рисуйте и не лепите за ребенка, лучше покажите, как надо что-то сделать на своем примере. Наберитесь терпения и не подсказывайте малышу во время выполнения им логических заданий. Иначе малыш не сможет проявить свою смекалку и творческие способности - он будет ждать вашей подсказки.

Начинайте обучение новым навыкам с простых задач, решение которых доступно малышу. Усложняйте игру постепенно, а при необходимости сделайте перерыв на несколько дней, чтобы малыш отдохнул и с новыми силами вникал в обучающий процесс.

Если малышу не нравится игра, «забудьте» о ней на несколько недель или даже месяцев. Возможно, кроха еще не готов к ней. Возвращение к позабытой игре будет аналогично встрече со старым знакомым и, скорее всего, ребенок отнесется к ней с большим энтузиазмом, чем прежде.

Включайте элемент волшебства в каждую игру. Пусть плюшевый медвежонок в ваших руках «расскажет» правила игры смешным голосом, а про рисунок или фигурку из пластилина, сделанные ребенком, сочините интересную сказку и расскажите малышу.

Не сдерживайте двигательную активность ребенка во время игры. Не заставляйте его сидеть за письменным столом, если он хочет играть на полу или побегать несколько минут. Игра не должна быть обязательством, ограничивающим желания крохи.

Приступайте к усложненному варианту игры только тогда, когда предыдущий этап полностью освоен, ведь усложненное задание направлено на совершенствование полученных ранее знаний.

Сензитивные периоды развития ребенка

Сензитивные периоды - термин, введенный Марией Монтессори, так специалисты называют этапы развития малыша, в течение которых он наилучшим образом усваивает те или иные навыки и виды деятельности. Эти периоды могут быть немного сдвинуты у каждого ребенка, ввиду его индивидуальных особенностей, но общие рамки определены следующим образом:

Развитие речи

На протяжении первого года жизни малыш активно прислушивается к речи взрослых, впитывает ее как губка. А вот после года начинает практиковать владение речью и расширяет свой словарный запас. Как правило, к 2,5–3 годам ребенок уже общается предложениями. В 4 года ребенка уже можно заинтересовать письмом и чтением. Родителям в этом помогают многочисленные наборы карточек с буквами, красочные, клеенчатые или другие оригинальные книжки.

Сенсорное развитие

С рождения малыш слышит, видит, осязает, чувствует вкус и ощущает все другие чувства, присущие каждому человеку. Однако ему необходимо совершенствовать сенсорное восприятие, осваивая окружающий мир. Среди детских игрушек ELC вы найдете самые разнообразные варианты для сенсорного развития. Это и музыкальные мобили, и коврики для самых маленьких малышей, и пирамиды, мозаики, пазлы для детей постарше, и многие другие игры, которые научат ребенка различать цвета, формы, характеристики предметов и живых существ.

Двигательная активность

Здоровый ребенок не может долго сидеть на месте. Движение - его обычное состояние. Во время физической активности организм ребенка насыщается кислородом и активно развивается. То же можно сказать и о мозговой деятельности. На первом году жизни кроха учится управлять собственным телом и его частями - садиться, вставать, ходить, бегать. На втором году жизни малыш активно развивает движения рук, осваивает действия с предметами. В 3 года ребенок не просто крутит вещь в руках, а действует осмысленно, применяя предмет по назначению. В 4 года ребенок по своей двигательной активности почти не уступает взрослому человеку. На каждом этапе развития крохе помогают игрушки. Для активных игр незаменимы мячи, машины-толокары, каталки и другие игры, требующие движения.

Выбираем методику раннего развития

Большинство известных методик раннего развития разработали родители для своих детей, а затем поделились ими со всем миром. Соответственно, каждый родитель, играя с малышом, может найти свой метод развития, подходящий именно его ребенку. Здесь важно не упустить момент: с рождения и до 6 лет малыш лучше всего усваивает новую информацию.

Среди современных методик раннего развития наибольшей популярностью пользуются:

Методика Глена Домана. Получила наибольшее распространение в США. Популярен этот метод и в России. Суть обучающего процесса в том, чтобы систематически демонстрировать малышу карточки с изображением растений, животных, продуктов и других предметов и подписанным ниже названием. Постоянно просматривая карточки, малыш запоминает, как пишется слово и что оно обозначает. Таким образом, ребенок учится читать сразу целыми словами.

Методика Марии Монтессори заслужила признание миллионов родителей во всем мире. Метод Монтессори заключается в том, чтобы обучать малышей самым разным навыкам - от простых действий руками до арифметики в естественных условиях, не заставляя его выполнять определенные действия. Достаточно поместить малыша в подготовленную среду, соответствующую его психологическим потребностям.

Методика Никитиных основана на ранней тренировке интеллекта и физических навыков. Эта семейная пара стремилась сочетать физические и умственные упражнения, чтобы добиться наиболее эффективного усвоения навыков.

Кубики Зайцева знакомы современным родителям из собственного детства. Этот метод используется в обучении дошколят чтению довольно давно. Малыша складывают кубики с буквами, а родители, напевая, произносят легкие слоги. Постепенно малыши запоминают как отдельные буквы, так и слоги в ненавязчивой игровой форме.

Методика Масару Ибука. Автор методики - основатель компании «Sony», известный японский предприниматель, считал, что в первые три года жизни ребенка можно научить всему чему угодно. Рисовать картины, складывать цифры, читать слова, плавать и многим другим навыкам. Масару Ибука даже посвятил своему методу несколько книг, одна из них - «После трех уже поздно» получила широкое распространение.

Нравится

Заботливая мама показывает крохе картинки в книжке: «Это машина, а это автобус. Вот лимон, а здесь – апельсин…» Или раскладывает на полу карточки настольной игры: «Вот пожарник, а это – пожарная машина…» Но все разнообразие мира никак не поместится на страницах умной книжки и на карточках даже самой хорошей развивающей игры. Реальный мир куда интереснее изучать «в живую». Конечно, и книжки, и картинки, и игры, и умные игрушки малышу необходимы. Но не забывайте, что, при правильном подходе, развивающим для малыша может стать абсолютно любое занятие, прогулка, поездка. Одним словом, весь окружающий мир – это одна большая развивающая среда. И нужно лишь научиться эффективно пользоваться этим мощным инструментом развития.

Развивает природа

Любая прогулка сама по себе уже развивающее занятие. Даже в привычном дворе, где все уже давным-давно изучено. Окружающий мир так переменчив. Он каждую минуту дарит малышу массу новых впечатлений и ощущений. Вот солнышко коснулось лучиком щечки. Тепло. А вот набежало на солнце облачко, подул ветерок, и стало прохладно. Вот собака залаяла, машина проехала, защебетала птица в ветвях деревьев. А ведь можно так организовывать прогулку, чтобы этих впечатлений было еще больше. Вот лишь несколько примеров, как это сделать. Прежде всего, во время прогулки рассказывайте крохе обо всем, что встречается на пути, что знаете сами. Очень важно делать это с желанием и любовью, вкладывая в интонацию восхищение даже самой маленькой травинкой. Не задумывайтесь о том, поймет ли вас ребенок. Обязательно поймет и многое запомнит, даже если он совсем маленький. Новые слова осядут пассивным словарным запасом. И очень скоро малыш выдаст вам все, что вы в него вложили, порой удивляя вас своими познаниями. Очень полезно и весело рассказывать вместе с крохой стихотворения об объектах живой и неживой природы, которые вам встретятся на пути. Это замечательно развивает и обогащает речь малыша, учит любить и лучше понимать родной язык. Хорошо бы маме заранее подобрать и выучить коротенькие стихотворения о полевых цветах, птицах, насекомых, временах года, солнышке, дождике, ветре. Можно и небольшую книжку со стихами брать с собой на прогулку. Замечательно подойдет для этой цели и народная поэзия. Например, всевозможные заклички и приговорки – важный и необходимый литературный материал для самых маленьких, своего рода «звуковая игрушка». Они и были созданы народом специально для того, чтобы общаться с природой. И вы, конечно, отлично знаете и закличку для божьей коровки («Божья коровка, полети на небо…»), и для солнышка («Солнышко-ведрышко, выгляни в окошко…»), и для дож-дика («Дождик, дождик, посильней, чтобы было веселей…»). А вот еще несколько веселых закличек, которыми так здорово поприветствовать улитку: Улитка, улитка, покажи рога!
Дам кусок пирога,
Пышки, ватрушки, сдобной лепешки…
Высуни рожки!
Или бабочку:
Бабочка-коробочка,
Полети на облачко,
Там твои детки –
На березовой ветке. Или пропеть грибам на лесной осенней прогулке: Боровик, боровик,
Красная головка,
Покажись, боровик,
Дам тебе морковку. Можно всякий раз отправляться на прогулку в разные места. Сегодня – в парк, захватив с собой булочку для голубей. Завтра – к какому-нибудь ближайшему пруду, роднику, речушке. Даже если вы живете в крупном городе, всегда можно отыскать какое-нибудь не слишком отдаленное местечко, где можно поближе пообщаться с природой. Здесь всегда есть чем заняться: искать, наблюдать, слушать, трогать, рассматривать… В поисках новых впечатлений отправляйтесь побродить по городу. Не бегом, опаздывая в бассейн, развивающую группу, театр, а просто так, безо всякой определенной цели. Прогулка по городу – это самое настоящее развивающее путешествие для крохи! Любой, даже небольшой городок, с его старинной архитектурой и парками, мостами и площадями, соборами и церквушками, может стать интереснейшим объектом для маленького любознательного исследователя. Пройдитесь по историческому центру, обратите внимание на фасады домов и их украшение, на колонны и ступени. Расскажите, что за люди здесь жили. А малышу постарше предложите выступить вашим гидом и проводником. Пусть он учится замечать вокруг себя красивое и необычное и рассказывает об этом вам. Возможно, что вы и сами будете поражены красотой своего города, микрорайона, соседнего парка. Мы отправляемся путешествовать по новым местам за тридевять земель, но часто даже не представляем, сколько всего интересного можно отыскать рядом.

Развивает дом

О домашней развивающей среде написано уже немало. Да, все верно: чем больше возможности для развития мы предоставим ребенку, тем лучше он будет развиваться. Географические карты и плакаты, всевозможные азбуки и счеты, картинки с подписями и репродукции картин на стенах дают маленькому человечку массу информации, которую он получает даже без нашего активного вмешательства. Добавьте к этому хорошие развивающие игры и необходимые по возрасту игрушки, карандаши и краски, пазлы и головоломки, которые хранятся в досягаемости для маленьких детских ручек – и вы получите ту самую предметно-развивающую домашнюю среду. Но давайте посмотрим на это чуть-чуть другими глазами: любая вещь в вашем доме, любое совместное с малышом занятие, будь то игра или приготовление пищи, могут стать очень даже развивающими. Если в доме в прихожей стоит большое зеркало, щетки для одежды и обуви под рукой, а мама и папа, выходя из дома, всегда почистят обувь и проведут некоторое время перед зеркалом, приводя себя в порядок, то и кроха с самого раннего возраста будет им подражать. Постепенно у ребенка сформируется культура своего внешнего вида, появятся такие качества, как трудолюбие, аккуратность, самостоятельность. Вообще, старайтесь не делать за малыша те вещи, с которыми он может справиться сам. Пусть немного покряхтит, доставая мячик из-под дивана, а потом сообразит, что его можно достать при помощи игрушечного меча или лопаты на длинной ручке. Пусть проведет несколько минут за застегиванием пуговиц на рубашке или завязыванием шнурков. Пусть достает белье из стиральной машинки и складывает в таз, а потом подает вам вместе с прищепками. «Подавай мне по ОДНОЙ вещи и по ДВЕ прищепки». Вот вам и первая математика! Пусть расставит обувь на обувные полочки: на верхнюю полку – тапочки, на среднюю – туфли, на нижнюю – кроссовки. Вот вам одновременно и развитие трудолюбия, и самые первые навыки сортировки! Кухня – отличное место для пополнения словарного запаса и развития речи крохи. Все ли предметы здесь знакомы ребенку? Знает ли он о назначении той или иной посуды, для чего нужны холодильник, микроволновка, миксер, кофеварка? Перечислите по очереди с малышом всю имеющуюся на кухне посуду. Один предмет называет мама, другой – малыш. Затем точно так же называйте бытовые приборы, мебель. Так, постепенно, кроха не только выучит новые слова, но и научится подбирать обобщающие понятия к группе предметов и запомнит, что чашка, тарелка, кастрюля – это посуда, огурец, помидор, капуста – овощи. Кстати, об овощах. Благодаря яркой окраске фруктов и овощей, они идеально подходят для изучения цветов. «Это лимон. Он желтый. А это – апельсин. Он оранжевый». Дайте малышу несколько лимонов и апельсинов и две мисочки. Пусть он рассортирует фрукты на две группы. А еще хорошо сортировать вилки и ложки, помогая маме и раскладывая их в соответствующие ячейки, где им положено храниться. В процессе кухонных дел все время разговаривайте с ребенком. Тем для разговоров очень много: где и как растут фрукты и овощи, что кладем в борщ, из чего варим компот, как получается растительное масло, какие бывают соки, как и из чего пекут хлеб, какие молочные продукты делают из молока. Такие разговоры не только развивают речь, но и расширяют знания малыша об окружающем мире. Выдайте крохе набор кухонных судочков, тех самых, которые вставляются один в один наподобие матрешки. Это отличная развивающая игрушка! С ее помощью малыш сделает важное открытие: маленький судок можно вставить в большой, а вот большой в маленький не поместишь, как ни старайся. Одевание и снимание крышек с судков – тоже занятие полезное. И не забывайте обращать внимание ребенка на размер лоточков: этот – большой, тот – маленький, а вот этот еще меньше, самый маленький. Не пресекайте желание малыша помочь вам готовить пищу. Посильная работа найдется даже для самых маленьких помощников. Например, почистить отварные яйца и картошку в «мундире» или посыпать салат тертым сыром, а бутерброды к завтраку украсить кусочками овощей и веточками зелени. Именно на кухне так просто освоить азы арифметики, если мама будет почаще просить ребенка: «Принеси мне три морковки и две луковицы. Давай посчитаем, сколько картофелин я почистила. А сколько яблок лежит в этой вазе?» Каждый раз, накрывая на стол, пересчитывайте всех членов семьи: «Папа – один, мама – два, Маша – три». Сколько тарелочек нам нужно поставить? А сколько вилок и ложек положить? Для того чтобы испечь этот торт, мы должны взять пять яиц, давай их посчитаем… Добавьте к этому игры с водой, отгадывание фруктов на вкус, а специй и душистых трав – по запаху и много-много других полезных игр, которые вы наверняка сможете придумать вместе с малышом. Ну, разве кухня, да и весь ваш дом в целом – не развивающая среда для крохи?

Развивает транспорт

Для малыша поездка на общественном транспорте – это не только большая радость, но еще и полезное развивающее мероприятие. Неторопливое движение городского транспорта даст возможность ребенку лучше рассмотреть то, что происходит за окном, а время поездки можно потратить на «умные» разговоры. Предложите как-нибудь крохе вместо традиционной прогулки «покататься на троллейбусе». Понятно, что делать это лучше не в часы пик, а когда транспорт полупустой и у вас будет возможность сесть с малышом на сиденье у окошка. А в следующий раз «покатайтесь» на трамвае, на автобусе, на метро. Каждый вид транспорта по-своему уникален. Он дает маленькому исследователю массу информации к размышлению. О чем же поговорить с крохой во время таких путешествий? Прежде всего, о том транспортном средстве, на котором вы едете: для чего оно нужно, как движется, кто им управляет. По ходу дела можно задавать малышу множество вопросов, которые помогут ему научиться размышлять и делать выводы. Что общего у трамвая и троллейбуса и чего нет у автобуса? «Рожки». А чем трамвай отличается от троллейбуса и автобуса? Верно, ему нужны рельсы. А чем трамвай похож на метро? А для чего машине колеса, руль, фары, багажник? Помните, как в детстве мы проверяли автобусные билетики, «счастливые» они или нет? А почему бы не поиграть с билетиком прямо сейчас вместе с крохой? Можно просто рассмотреть билет и назвать знакомые цифры и буквы, посчитать, сколько всего цифр. А если ребенок уже умеет складывать простые числа, сложите три первых и три последних числа на номере билета. Если сумма совпала – билетик «счастливый». Малыш может забрать его в свою коллекцию «интересных вещей». У вас еще нет такой коллекции? Что за непорядок?! Нужно срочно завести подходящую коробочку и складывать туда все находки, которые покажутся ребенку любопытными. Первый экспонат у вас уже есть… Расскажите ребенку о профессиях, связанных с транспортом: водитель, вагоновожатый, кондуктор, дорожные рабочие. Рассматривая проплывающие за окошком картинки, поговорите и о других профессиях. Вот проехали парикмахерскую. Для чего она нужна, кто там работает, что он делает? Или промелькнула мимо почта, больница, школа, детский сад, завод. Что это за здания, зачем они, чем занимаются в них люди? Понаблюдайте из окошка за ремонтом дороги и обсудите технику, которая для этого используется. А почему у рабочих такая яркая одежда? Поговорите о светофорах и дорожных знаках, о регулировщиках и пешеходах, подумайте, на какие геометрические фигурки похожи те или иные дорожные знаки. Не забывайте говорить малышу названия улиц и скверов, бульваров и площадей, мимо которых проходит ваш маршрут. Малыши-дошкольники обладают великолепной зрительной памятью, и ваши комментарии помогут им многое узнать о своем родном городе. Одним словом, поводом для познавательных бесед может стать абсолютно все, что попадет в поле вашего зрения. И очень важно не решать за ребенка, какую информацию ему дать сейчас, а что для него еще слишком рано. Рассказывайте все, что знаете сами, а малыш уж сам разберется, что почерпнуть для себя из ваших интересных рассказов. Да, а не спеть ли нам тихонько песенку «Мы едем, едем, едем…»?

Развивает магазин

Магазин – полезнейшее место для развития крохи. Прогуливаясь с тележкой вдоль полок супермаркета, самое время поговорить о том, как те или иные товары попадают на эти самые полки, где растут овощи, а где фрукты, почему некоторые продукты называют молочными, а масло растительным, из чего делают шоколад и как пшеничное зернышко превращается в сладкую булочку. Для самых маленьких покупателей будет полезно даже просто называть все те предметы, которые они видят вокруг себя. Ведь в крупных супермаркетах сейчас можно отыскать практически все. Только представьте, какой простор для развития речи и пополнения словарного запаса! В отделе с соками потренируйтесь вместе с малышом образовывать прилагательные из существительных. Это не так просто для крохи, как может показаться на первый взгляд. Неспроста же дети часто говорят «яблоковый» вместо «яблочный» или, скажем, «вишенный» вместо «вишневый». Итак, мама говорит: «Персик». Задача малыша назвать сок, который получают из этого фрукта. Добавляем и овощи: огурец – огуречный, свекла – свекольный. А вот почему помидорный сок называют «томатным»? Потому что помидоры по другому зовутся «томатами». Вот сколько всего нового можно узнать! Поговорите с ребенком о том, какие бывают магазины и что в них продают. Что такое булочная, бакалея, галантерея, аптека, универмаг? Что лежит на прилавках в мясном, рыбном, молочном, овощном, кондитерском, обувном, промтоварном магазине? Как называют того, кто продает? А того, который покупает? Стоя в очереди, вместо того чтобы одергивать кроху постоянными замечаниями вроде «стой спокойно», «не лезь» и «не вертись», лучше занять его чтением ценников. А если ребенок еще не умеет читать, повторите названия букв и цифр. Именно в магазине или на рынке лучше всего осваивать азы математики и экономики. Объясняйте малышу значения цифр на ценниках, пусть он сравнит, что стоит дороже: скажем, йогурт или молоко. Давайте крохе возможность самому покупать, например, хлеб в булочной или мороженое. Малыш тем быстрее освоится с деньгами, чем больше возможностей для самостоятельных покупок вы будете ему предоставлять. А еще в магазине можно поиграть в игру, тренирующую память. Отправляясь вместе с ребенком за покупками, скажите ему: «Нам нужно купить в магазине масло, молоко, творог, сыр, хлеб и лимон. Постарайся запомнить. Вдруг я что-нибудь забуду, а ты мне подскажешь». Конечно, маленький помощник постарается все хорошенько запомнить. Ведь мама ему доверила такую важную миссию! Попросите малыша еще раз повторить список продуктов перед выходом из дома, а потом при входе в магазин. Делая покупки, умышленно что-нибудь «забудьте» и спросите ребенка, все ли вы купили.

Развивают игрушки

Давайте опустим сейчас подробности игр со всевозможными шнуровками-сортерами-рамками-квадратами. Все эти замечательные игрушки отлично развивают малыша. Но, смею вас заверить, что любая игра для малыша – занятие очень и очень развивающее. Даже если он просто катает по ковру машинку, кормит кукол или ставит кубики один на другой. В игры с самыми обычными игрушками можно внести обучающий, развивающий элемент. Достаточно лишь чуть-чуть повернуть игру в нужное нам русло. Например, так нелюбимая процедура уборки игрушек может превратиться не только в веселую игру, но и в развивающее мероприятие. Предложите малышу не просто убрать игрушки, а разложить их по своим домикам-коробкам. Например, большие кубики поселим в одну коробку, а маленькие в другую, или рассортируем строительный материал на кубики, кирпичики, конусы, цилиндрики, или распределим их по цветам. Разделим по разным коробкам кукол («кукольный домик»), зверушек («лес» или «зоопарк») и машинки («гараж»). Так, в процессе игры, без проблем обучим малыша логической операции – сортировке предметов по заданным признакам. Ваш сын или дочурка собрались кормить кукол? Прекрасно, пусть расставят куклам и собачкам разноцветные блюдца и чашки. Попили зверушки чай и пошли танцевать, а когда вернулись, забыли, кто где сидел. Сможет ли кроха вспомнить, где чья чашка? Так в процессе увлекательной игры невзначай потренируем память и внимание. А если вы вместе с малышом вырежете из картона круг, раскрасите его наподобие пиццы или пирога, а затем разделите на 4 одинаковые части, то можно будет угостить зверушек, а заодно познакомиться с понятием половина и четверть. Если вы решили построить дом или замок из конструктора, соорудите сначала низкую башню, а потом высокую, постройте узкий мостик (по нему сможет «пройти» только одна игрушка), а затем широкий (тут уже и две куколки смогут пройти и даже машина проехать). Подобных игровых ситуаций можно придумать бесконечное множество. И любая из них принесет крохе огромную пользу и поможет ему сделать маленький шажок по лестнице развития.

Развивают книжки

Когда мы читаем малышу хорошие детские книги, то развиваем его речь, фантазию, воображение, память, расширяем словарный запас и знания об окружающем мире, воспитываем добрые чувства, формируем характер. Важно только правильно подбирать литературу для крохи и превратить домашние чтения в своеобразный ритуал. Возьмите себе за правило читать ребенку перед сном. Отыскать всего полчаса в день не так уж и трудно, верно? Зато какие это приятные детские воспоминания: в комнате полумрак, лежишь, свернувшись калачиком под одеялом, а мама читает волшебную сказку. Читая малышу ту или иную книжку, обращайте внимание на непонятные слова и ситуации, которые могут встретиться в тексте (а такое бывает часто). Поинтересуйтесь у ребенка, понимает ли он значение того или иного слова, оборота речи, пословицы, «крылатого» выражения. Если нет, объясните или даже вместе загляните в толковый словарь. Ничто так не расширяет словарный запас, как чтение книг и умение пользоваться словарями. Во время чтения полезно иногда останавливаться и спрашивать у крохи: «Что-то я забыла, что пчела принесла Мухе-Цокотухе?» Или: «Подскажи, кто помог Элли и ее друзьям спасти Льва на маковом поле?» Непременно вспоминайте вместе с малышом, повторяйте все то, что видели во время прогулки, путешествия и просто похода в магазин. Стимулируйте и поощряйте попытки рассказать (а для самых маленьких показать жестами) то, что поразило, понравилось больше всего. А еще можно предложить крохе нарисовать увиденное. И пусть он еще совсем маленький и только учится делать свои первые штрихи на бумаге, отнеситесь со всей серьезностью и вниманием, если однажды, почеркав фломастером лист, он скажет, что это бабочка или роза. А вскоре на его рисунках засверкает разнообразием красок весь тот прекрасный мир, который вы открыли для него, не жалея на это ни времени, ни сил…

Огромен и разнообразен окружающий нас мир. Чем больше интереса и любопытства к нему у ребенка, тем больше у него возможностей для развития. Он может доверять вашим знаниям, полагаться на свой личный опыт, получать информацию из книг и окружающего мира, идти путем экспериментов. Важно, чтобы как можно чаще у ребёнка случались свои озарения и «эврика».

➣ Шестое чувство

Все наслышаны о шестом чувстве — интуиции. Никто ее пощупать и увидеть не может, но каждый хоть раз в жизни испытывал некое молниеносное знание, постижение истины безо всяких умозаключений и размышлений. Это озарение, без которого, кстати, не может жить ни литература, ни искусство, ни наука. Все дети — интуиты, потому что они живут чувствами, а не умом (пока что). Вы замечали, как безошибочно они определяют суть человека? Как правдивы и точны они в своих оценках? Их не обманешь самыми ласковыми словами. Они верят своему сердцу, а не взрослым, запутанным смыслам.

Чем шире кругозор ребенка, тем легче ему будет идти по жизни. Это аксиома. Видение мира каждого взрослого зарождается в раннем детстве. Со временем оно меняется, совершенствуется, усложняется (или наоборот упрощается). Наш тип мышления и мировоззрения во многом зависит от того, в какой среде мы росли, какое влияние на нас оказали наши родители. Об этом нужно помнить, когда мы сами становимся родителями...

Вопрос познания мира — главнейший и, пожалуй, вечный вопрос философии, литературы, искусства, науки (в том числе и психологии). Существует две классические точки зрения в понимании и изучении этой темы.

ЭМПИРИЗМ . Опыту принадлежит главная роль в познании окружающей действительности. Исследование мира, расширение границ, перемещение в пространстве, отношения между объектами, новый образ мира и новый образ себя, — все это познается путем эмпирическим, то есть экспериментальным, методом проб и ошибок. Ребенок приходит в мир чистым листом, пустым сосудом, который нужно наполнить. Постепенно он набирается жизненного опыта, приобретает различные навыки и достоверные знания, у него появляются собственные представления и понятия обо всем.

НАТИВИЗМ. Это философско-психологическая концепция, которая восходит ко взглядам Платона и Декарта. Согласно этой теории, в человеке уже заложены механизмы понимания, возможности структурировать мир. Он рождается уже «знающим». У ребенка уже есть природные способности, есть основные понятия. Однако они существуют в виде форм (как формочки для песка), которые всего лишь нужно заполнить содержанием.

ПО КАКОМУ ПУТИ ИДТИ?

У педагогов, психологов и родителей возникает вопрос: по какому же пути развиваться ребенку? Ведь от выбора этих точек зрения зависит и способ воспитания детей. То ли мы становимся «обучателями», «назидателями» и «воспитателями», то ли они являются сами себе и нам учителями. Правда, как всегда, где-то посередине. Хотя в последние годы большинство современных родителей пытаются дать больше свободы ребенку в своих действиях, пониманиях и в получении личного опыта. Нужно обладать смелостью, чтобы «отпускать» детей. Это дается непросто, даже после прочтения томов умных и полезных книг. Теория, как всегда понятна и близка, а практика показывает совершенно противоположный результат. Есть родители, которые встали на этот путь и приняли мысль, что они явились всего лишь «проводниками» ещё одной личности и души в этот мир. Психологи рекомендуют им следующее: не отступать, не винить себя, если что-то выходит не по книжному варианту, стараться быть последовательными и относиться к своему «серьезному» статусу с долей юмора.

ВОСПРИЯТИЕ МИРА. У каждого человека, который приходит в этот мир, есть пять инструментов восприятия, а, следовательно, и пять механизмов познания этого мира. Это слух, зрение, обоняние, осязание и вкус. Существует метафора: «мир наваливается, обрушивается всем многообразием на новорожденного». Однако природа мудра и избирательна. Кто-то начинает больше слышать, кто-то — больше видеть, кто-то — больше чувствовать. Так развиваются каналы восприятия, так появляются аудиалы, визуалы и кинестетики.

Кем является ваш ребенок?

Это легко проверить.

Аудиал . Такой ребенок любит слушать: музыку, сказки, взрослые разговоры. Доводы и объяснения всегда на него действуют.

  • Не только уход, но и воспитание
    Растет малыш, и постепенно изменяется распорядок его жизни: все больше времени отводится общению, играм, гимнастике, массажу, закаливанию.
  • Когда показали ребенка специалистам, детскому неврологу и психологу, оказалось, что поводы для переживаний имели под собой почву.
  • Возраст два-три года - новая фаза в социальном развитии ребенка. Теперь появляются новые требования, участие в совместной общественной жизни, соблюдение культурных норм. Наступает период, когда наш сын или дочь осваивают важнейшие культурные и социальные навыки.
  • Как мы уже знаем, ребенок с младенческого возраста в игре открывает мир. Знакомится с вещами. Для него игрушка не только то, что игрушкой считает воспитатель, но все, что привлекает внимание и возбуждает любопытство.
  • Помните, что у ребенка потребность в кислороде по сравнению со взрослыми намного выше, ведь он растет, его органы и ткани постоянно развиваются и совершенствуются. Кроме того, дети очень подвижны, и затраты энергии у них значительно выше.
  • В полтора года ребенок снова вступает в фазу очень быстрого развития и новых достижений. Он становится чрезвычайно подвижным существом. Усовершенствовался механизм равновесия, хождения, и если раньше он ковылял, то теперь бегает.
  • Девятый месяц у большинства наших детей бывает неким узловым моментом в развитии. То, что прежде лишь готовилось, вдруг созревает, и намечается новая дорога.
  • С первых месяцев - больше общения с малышом. Пусть он не чувствует себя одиноким. Крик ребенка - сигнал к тому, что на него надо обратить внимание, помочь устранить причину дискомфорта.
  • Навыки самостоятельного приема пищи не приходят к детям сами по себе. Родителям предстоит немало потрудиться, чтобы ребенок научился пользоваться столовыми приборами.
  • Новорожденный появляется на свет полностью зависимым от взрослого, который о нем заботится: именно взрослый обеспечивает его жизнеспособность. Чтобы со временем преодолеть эту зависимость, младенцу сначала нужно, чтобы его потребности были удовлетворены.
  • Плод в утробе матери постоянно впитывает и изучает информацию, которую получает из того, что окружает его как в матке, так и вне ее.
  • В возрасте 5-7 дети очень самостоятельные. Обо всем имеют свое суждение и склонны отстаивать свое мнение, конечно, не до последнего вздоха, как в пубертатный период, но тоже с определенной долей упорства.
  • На капризы окружающие обращают внимание по разным причинам. Я вот, например, учусь. Как на чужих ошибках, так и на чужих находках. Бывает, люди очень грамотно выходят из конфликтных ситуаций, связанных с капризами. Позавидуешь.
  • Грудное молоко – идеальное питание для ребенка, которое он получает с рождения. Малыш растет, осваивает новые навыки, познает мир. Карапузов, достигших возраста 4-6 месяцев, как правило, начинают знакомить с продуктами прикорма
  • Кожа малышей в несколько раз тоньше кожи взрослых, у нее почти нет защитного слоя, соответственно, противостоять бактериям и внешним воздействиям ей совсем не просто.
  • Сеть детских магазинов «Дочки-Сыночки» отмечает полное совершеннолетие, поздравляет своих любимых покупателей и дарит им щедрые подарки. 21 год на рынке детских товаров, миллионы счастливых детишек и благодарных родителей – все это «Дочки-Сыночки».
  • Выбор подгузников так велик, что неопытная мама легко теряется: какой же предпочесть, чтобы любимому крошке было сухо и комфортно. О том, как правильно выбрать подгузник рассказывает Екатерина Никишова, эксперт сети магазинов детских товаров «Дочки-Сыночки».
  • Четвертый месяц и два слова о воспитании.
    Мы сказали, что ребенок уже умеет смеяться. Да, сделан следующий шаг в развитии и снова чисто человеческий. Однако смех не есть высшая ступень улыбки.
  • Первый месяц жизни.
    Психологические исследования показали также, что младенец, обладает способностью отличать звуковые оттенки человеческого голоса от всех других звуков, с первых минут жизни он направленно обращает внимание на человеческую речь
  • Полгода и вступление в семейное сообщество.
    До шести месяцев в общении родителей с ребенком инициатива всегда идет от взрослых. Они те люди, которые что-то делают с малышом, стоит ему подать только сигнал. После полугода ситуация меняется и инициативу перехватывает младший.
  • У каждого своя роль.
    Между вторым и третьим годом обычно учится воспринимать свою роль ребенка и в деталях узнает роли всех остальных членов семьи. Для него уже ясно, что папа занимается не тем, чем мама, хотя если надо, папа тоже сумеет хорошо постирать, вымыть посуду или сварить обед.
  • Берем, ползем, встаем! А все ли в порядке?
    Ребенок на первом году жизни совершает большой путь развития движений. От беспомощного крохи на первых месяцах жизни до ползающего и даже, пусть неуверенно, но уже шагающего с мамой за ручку или самостоятельно в 11-12 месяцев.
  • Если вместе, всей командой...
    Для малыша с аутичными нарушениями важно организовать домашнюю обстановку таким образом, чтобы она максимально способствовала преодолению проблем, нормализации развития ребенка.
  • Это нам полезно!
    Важный принцип использования развивающих игр в работе с детьми, имеющими двигательные нарушения, - найти ту ступеньку, на которой ребенок остановился в двигательном развитии и направить усилия на формирование того движения, которое не дается малышу.
  • Гулим, лепечем.
    Кстати, понимание речи - это тоже важная сторона речевого развития. Неправильно, если родители обращают внимание только на то, что произносит малыш. Прежде чем он заговорит, он должен научиться понимать на русском языке слова, которые в дальнейшем будет произносить сам.
  • Игра - это серьезно.
    Недаром говорят, кто в детстве хорошо и увлеченно играл, став взрослым, сможет так же хорошо и увлеченно работать.
  • Мир детства.
    Детям нужно общество, сотрудничество, общественная коммуникация. Одни более ярко выраженные общественные создания, другие менее, и в этом проявляется их личность, их индивидуальность.
  • Кризис трёх лет: первые шаги личности
    В возрасте одного-трех лет ребенок начинает пробовать свои силы. Вчерашний беспомощный младенец постепенно превращается в самостоятельного, думающего, говорящего и действующего человека. В три года - он уже личность.
  • Чего не хотят дети в 2 года.
    Они могут не хотеть все, даже фантазии не хватит, чтобы перечислить то, что они могут не хотеть делать, не хотеть говорить, не хотеть брать, надевать.

Ваш ребенок познает мир.

Консультация для родителей

Воспитатель: Борисова Марина Валерьевна

Малыш подрос, ему три года, и он начинает активно познавать мир и самого себя, задавая вам бесконечные вопросы.

Здравствуй, возраст почемучек! Как же помочь ребенку войти в этот огромный мир со всеми его сложностями и бесконечным количеством меняющейся информации, как отобрать то, что необходимо в данном возрасте, не перегружая его, оставляя время для игр и обсуждения?

Существуют принципы, лежащие в основе любых занятий с детьми 3 - 5 лет, в том числе и при ознакомлении с окружающим. Их несколько.

Во первых, важно не обрушивать на ребенка большое количество информации, а уметь ее обрабатывать, структурировать, отбирать необходимые сведения, опираясь при этом на средства, выработанные культурой. Человечество всегда стремилось обобщать, сохранять и передавать информацию, используя для этого условные обозначения, буквы, цифры, планы, чертежи и другие знаки. Для взрослого человека использование таких средств является абсолютно естественным, в то время как дети только начинают овладевать ими. Выдающимся детским психологом Леонидом Абрамовичем Венгером и его лучшей ученицей, замечательным ученым Ольгой Михайловной Дъяченко было доказано, что усвоение и использование этих «орудий ума» является основной движущей силой развития интеллектуальных и творческих способностей дошкольника.

Например, ребенок учится различать диких и домашних животных. Для малышей это пока очень трудная задача, ведь им нужно выделить, чем отличаются одни от других. На помощь приходят условные обозначения дома и леса, опираясь на которые ребенку легче разделить животных на две группы, так как сразу видны их существенные различия.

Во - вторых, каждый возрастной этап имеет свои приоритетные направления развития, т.е. те же сферы действительности и человеческой культуры, с которыми прежде всего нужно знакомить ребенка в данный период и которые станут базисом для его дальнейшего познавательного и личного становления. Важно «не перескакивать» через этапы (например, учить малыша читать и считать с трех лет), а позволить ему полностью использовать возможности и потребности своего возраста. Для младших дошкольников (с 3-х до 4-х лет) такими существенными вещами являются знакомство с сенсорными эталонами (цветом, формой, величиной), Их использование для анализа окружающих предметов, обогащение чувственного опыта ребенка через слух, зрение, обоняние, осязание.

В - третьих, общение взрослого и дошкольника строится таким образом, чтобы подтолкнуть ребенка к поиску решения той или иной задачи, пробудить в нем интерес к познанию, стремление самостоятельно задавать вопросы. Обобщать полученные представления. делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи и отношения . Для того чтобы образовательная работы не превращалась в скучное заучивание и натаскивание, а приносила радость и детям, и взрослым, задания даются в форме игры, соревнования, конструирования, экспериментирования и других свойственных дошкольному возрасту видов деятельности.

Человеческие знания огромны, и, для того чтобы лучше структурировать их познание, в науке принято деление на четыре основные сферы: представление о себе, о других людях и отношениях между ними, о рукотворном и нерукотворном мире .

Что же стоит за этими понятиями и как лучше знакомить с нами ребенка?

Представления о себе в психологии называются самосознанием, т.е. это весь комплекс знаний человека о своем внешнем облике и внутреннем мире . Именно к трем годам ребенок начинает осознавать себя как представителя человеческого орда и одновременно уникальную неповторимую личность. Это только первый шаг на длительном пути познания себя и мира, но он закладывает основу дальнейшего развития личности. Многие психологи полагают, что именно в это время рождается личность, поэтому возраст 3-4 лет считается кризисным.

Наши занятия и повседневная жизнь должны быть направлены на то, чтобы помочь маленькому человеку предотвратить этот бурный этап и подняться на новую ступеньку развития.

Представления о себе тесно связаны со знаниями о человеческих взаимоотношениях, культуре общения, традициях. К этой области относятся нормы поведения в общественных местах, на улице, дома, знание профессий, а также явлений культуры: театра, библиотеки, музея, цирка и т.д .

Круг представлений маленького ребенка достаточно узок и ограничивается личными впечатлениями. Традиционно с этой областью дети знакомятся по произведениям детской литературы. Беседуя с ребенком после чтения книги, постарайтесь выяснить, а как бы он поступил в той или иной ситуации, почему. Не только знание норм определяет поведение ребенка; важно, чтобы он сам прочувствовал, как говорится, пропустил через себя те или иные переживания. Маленький ребенок 3-5 лет пока еще сосредоточен на себе, эгоцентричен, ему трудно понять, что чувствуют другие, как относиться к этому, как проявлять свои собственные переживания в форме, принятой в обществе.

Знакомство с профессиями, правилами поведения и явлениями культуры также происходит с помощью произведений детской литературы. Однако этого недостаточно. Прежде всего необходимо опираться на собственный ответ ребенка. Для этого поиграйте с ним по ролям наиболее интересные фрагменты сказки или рассказа, в которых отчетливо проступают нравственные нормы, необходимость сопереживания другим, умение решительно вести себя в трудной ситуации.

Младшие и средние дошкольники, как правило, редко бывают в музеях, театрах, библиотеках и не знакомы с нормами поведения в подобных общественных местах. Малышам важнее всего научиться вести себя на улице, в магазине, поликлинике, детском учреждении, дома

Рукотворный мир познается ребенком и, прежде всего через экспериментирование и игры с предметами. С детьми 3-х лет основной упор делается на знакомство с окружающими предметами, их свойствами и назначением, на умение аккуратно обращаться с ними, класть на место, организовывать пространство вокруг себя.

Почему дети часто ломают игрушки, вещи, мебель? Из-за неаккуратности? Из вредности? Вовсе нет. Просто ребенку интересен окружающий мир, и он пытается разобраться в нем. Для малыша это, прежде всего предметы обихода и игрушки. На множество вопросов ребенок ищет ответы самостоятельно. Цель взрослого - помочь ему в этом, направить познавательную активность в конструктивное русло.

К 4-м годам дети уже активно играют, придумывая сложные сюжеты, беря на себя разные роли: мамы, папы, врача, продавца. Мир людей и человеческих отношений становится более интересным, чем предметный. Самое время заняться созданием пространства для ребенка. С этой целью хорошо было бы оборудовать уголок его личных вещей. С целью закрепления и эмоционального проживания полученных представлений используйте книги «Мойдодыр», «Федорино горе» К. Чуковского, «Вредные советы» Г.Остера и др.

Еще одной сферой человеческих познаний, с которой знакомится ребенок, является нерукотворный мир . К нему относится живая и неживая природа . В период от 3-х до 5-ти лет она становится одним из основных источников информации и развития. Дети узнают о разнообразных растениях и животных, изменениях, происходящих с ними в течение жизни и года, знакомятся с элементами экологии, времени, узнают о свойствах воды, воздуха, тепла и света, наблюдают за природными явлениями. Трудно перечислить все, с чем сталкивается ребенок при общении с миром природы и как много способов ее познания.

Заканчивая разговор о средствах и способах развития представлений детей 3-5 лет о себе и окружающем мире, хочется подчеркнуть, что наиболее важным является соблюдение интересов ребенка, возможностей и потребностей его возраста. Хотелось бы, чтобы родители не стремились скорее посадить малыша за парту, а попытались развить его, показав все многообразие и богатство окружающего мира, дав ему в руки орудия для познания.