Меню

Седьмой месяц жизни ребенка: развитие, питание, сон, зубы, прогулки, речь.

Волосы/Прически

" Мир – это огромное пространство, где очень много интересного" – так можно выразить девиз вашего малыша в этот период жизни. Попробуйте и вы придерживаться его правил игры и помогите в восприятии нового везде, где бы вы не были вместе.

Третий квартал жизни малыша является волнительным периодом роста и дальнейшего развития. Ведь настало второе полугодие в биографии нового человека, и вас, конечно, волнует каждый его следующий шаг в проявлении личности. Каким будет ваш малыш: добрым или кротким, упрямым или настойчивым, ленивым или веселым созданием? Наиболее вероятно, что всех этих качеств у него будет понемножку, а будут зависеть они от настроения, цели, ощущения сытости и многих других факторов. Ведь перед вами такой же человек, как и вы, со своими собственными проблемами и неурядицами, только проблемы у него еще такие же маленькие и смешные, как он сам (например, дотянуться к блестящему ожерелью, которое лежит так далеко на столе, или же попробовать на вкус большой мяч, который почему-то не берется в рот). Так вот, всегда старайтесь посмотреть глазами малыша на то, что вызвало изменение его настроения или плач, и не делайте пока что глобальных обобщений.

Физическое развитие

Особенностями физического развития в течение этого месяца будет увеличение массы тела в среднем на 600 г. Она будет составлять 8-8,5 кг, если грудной ребенок родился доношенным с массой 3-3,5 кг. У недоношенных малышей темпы набора массы тела немножко отличаются. Рост ребенка в течение седьмого месяца увеличится на 2 см и будет составлять 65-66 см, окружность головки – на 0,5 см и достигнет 43-43,5 см, окружность груди – на 1,3 см и будет равна 45-46 см. Для оценки физического развития малыша в этом возрасте можно использовать очень простой индекс упитанности. Он характеризирует степень развития подкожно-жирового слоя у ребенка. Для этого прибавьте три окружности плеча (измеряется на средней трети плеча), окружность голени (на уровне наиболее толстой части), окружность бедра (в верхней трети бедра) и от этой суммы отнимите рост ребенка (в сантиметрах). В норме эта величина составляет 20-25 см. Снижение величины индекса свидетельствует о недостаточной упитанности малыша.

Двигательная активность

На протяжении седьмого месяца ребенок становится более подвижным. Совершенствуется умение сидеть. Ваш малыш уже сидит с прямой спинкой, иногда упираясь руками. При попытке высвободить свои «опоры» для того, чтобы схватить что-нибудь интересное, малыш может упасть. Поэтому не следует оставлять его наедине на диване или любом другом возвышении.

Привычка ползать в этом возрасте появляется или же совершенствуется, если такие попытки были в прошлом месяце. Способов ползания малышей есть очень много. Из них можно составить целое руководство. Но у каждого есть свой путь к освоению мира. Одни дети сперва учатся становиться на коленки и руки и подолгу качаются туда-сюда, другие рискуют сразу переставлять одну руку, за ней – другую, а дальше в том же порядке ноги, некоторые передвигаются «колобком», некоторые – ползают задом. Ползание малыш отработает самостоятельно, так как каким бы ленивым он не был, любопытство берет свое. Ваша же роль – найти то, что вызовет интерес малыша и станет ему стимулом к движению. Следите, чтобы во время таких детских тренировок вокруг не оказалось острых углов, а пол был покрыт мягким покрытием. Бывает так, что малыш, ударившись при падении, надолго оставляет попытки ползать, иногда даже до тех времен, когда сможет просто-напросто сразу подняться на ноги.

Если малыш уже отработал какой-либо метод ползания, то потребуется двойное внимание. Так как объектом его интереса будет все: большая фарфоровая ваза, которая стоит в уголке, гора книжек, которые весят десятки килограмм, гладильная доска, магнитофон, розетки и др. Поэтому еще раз осмотрите свое жилье и предупредите возможные «диверсии» со стороны своего чада. Приобретите заглушки и закройте розетки в квартире, особенно если они располагаются низко. Заберите лишние и опасные для малыша предметы. Вместе с тем раскладывайте игрушки, которые заинтересуют ребенка и заставят передвигаться.

И еще один важный момент. Теперь, когда ваш малыш каждый день становится взрослее, активнее и уже учится ползать, обратите внимание на то, чтобы подгузник обеспечивал ему повышенное поглощение жидкости, комфорт и удобство во время передвижения.

Понаблюдайте, как малыш изучает комнату. Конечно, когда малыш переползет ее вдоль и поперек, он захочет глянуть и на то, что есть за дверью. Но, достигнув порога, – остановится задумавшись. Так как если покинет эту комнату, то потеряет вас из поля зрения. А это для него еще большая проблема – быть без вас. Поэтому, пусть на секунду попав за дверь, малыш сразу возвратится. Любопытство – большая сила, поэтому следующая попытка в освоении мира за дверью будет дольше, а потом – вообще длинной. Но не подвергайте испытанию нервы малыша. Ни в коем случае не исчезайте из комнаты во время таких его «вылазок». Потому что это не смешно. Ребенок будет волноваться, и это закончится прекращением дальнейшего изучения окружающего мира.

Предметом любопытства для малыша будут яркие предметы, которые удобно схватить рукой. Хватание в этом возрасте становится более координированным, при участии ладоней и, частично, пальцев. Такие движения напоминают работу щипцов или пинцета. Схватив вещь, малыш долго ее изучает руками, ногами, а со временем – ртом. Все предметы определяются как хорошие или плохие. Это высказывается звуками одобрения или же наоборот – недовольства.

Речь

Малыш продолжает экспериментировать, произносить или петь слоги и звуки. Более удачно в его исполнении, как правило, получаются слоги «да», «па», «ма», «та», «ба». Иногда ему удается объединять несколько слогов «да-да», «па-па» и т.п. Произношение приобретает разные оттенки, которые зависят от настроения ребенка, присутствия близких людей. Если есть слушатели, то малыш охотно, долго и с удовлетворением рассказывает что-то, комбинируя все возможные варианты слогов.

Общение

Возможности общения малыша совершенствуются. Взгляд приобретает осмысленность. Малыш радуется, когда узнает знакомых, и наоборот, недовольно выкрикивает, в поисках мамы, если рядом оказался малознакомый человек. Интересной игрой становится изучение себя в зеркале.

Зубы

У вашего малыша на седьмом месяце жизни уже есть или же вот-вот будет один или два зуба. Первыми, как правило, появляются два нижних центральных резца.

Сон

Конечно, после такого напряженного дня кто-нибудь спал бы «мертво». Дети такого возраста не являются исключением из этого правила. При отсутствии каких-либо определенных причин к нарушению сна, ночной сон у них становится спокойнее. Они могут просыпаться, но со временем снова спокойно засыпают. Днем малыш спит дважды или трижды. Время и продолжительность сна зависят от режима вашей семьи, эмоций, шума. Надо заметить, что в этом возрасте малыш уже способен ночью или днем переворачиваться и раскрываться. Не следует очень волноваться по этому поводу. Проанализируйте, или не очень тепло одет или же укрыт ребенок. Наблюдайте за температурой в помещении и тем, как она изменяется в течение ночи. Когда в комнате тепло (больше 22 градусов), нет причин беспокоиться о том, что малыш раскроется. Но если в помещении прохладно (17 градусов и ниже), приобретите ребенку теплую пижаму, тогда и вы спокойнее будете спать, зная, что малышу не угрожает холод. В холодных квартирах с резкими колебаниями температуры малышу лучше спать в специальном спальном мешке.

Купание

Купаем малыша ежедневно или же через день. Если вы применяли для этого маленькую детскую ванночку, то уже настало время перейти к большой ванне. Не надо набирать много воды. Лучше налейте меньше, лишь бы малыш сидел и спокойно игрался игрушками. Наилучшими игрушками во время купания в этом возрасте будут пластмассовое ведерко, кораблик, уточка, рыбка и т.п. Малышу интересно, что что-то может переливаться, выливаться. В общем, купание должно стать захватывающей игрой, и ребенку эта процедура понравится на всю жизнь. Купание не должно длиться больше 10-15 минут. Температура воды рекомендуется не больше 36-37 градусов, температура помещения – не ниже 22 градусов. Ни в коем случае не оставляйте ребенка в ванной самого, так как сидит малыш в этом возрасте еще неустойчиво и поэтому очень легко может перевернуться и захлебнуться!

Посещение педиатра

Обратите внимание, часто ли на протяжении этого месяца малыш болеет простудными заболеваниями. Так как еще до 6 месяцев жизни ему «помогали» бороться с окружающими инфекциями мамины антитела, полученные через пуповину. Это, фактически, первый месяц «испытания на прочность». Малыши, которые находятся на естественном вскармливании, получают их и сейчас, поэтому имеют преимущества, сравнительно с детьми, которые вскармливаются искусственными смесями. Если заболевания случались часто, обсудите возможные мероприятия для уменьшения инфицирования или улучшения профилактики и лечения малыша. Не забывайте о закалке, гимнастике и массаже.

Посоветуйтесь о том, насколько тепло нужно одевать малыша, а также о режиме дня и чем лучше занять ребенка в периоды между сном.

Мои достижения

Интеллектуальные

  • Могу концентрировать внимание, останавливаясь на деталях.
  • Имитирую звуки.
  • Произношу слоги: «ма», «мо», «да», «па», «та».
  • На одном дыхании могу соединить несколько звуков.
  • Понимаю, что предметы не ломаются, если ими стучать по чему-то твердому.
  • Начинаю анализировать собственные действия.
  • Ассоциирую малыша на картинке или фото с собой и демонстрирую это звуками.
  • С готовностью играюсь игрушками, которые издают звуки.

Социальные

  • Имею чувство юмора.
  • Сопротивляюсь, если что-то настойчиво предлагают.
  • Люблю рассматривать себя в зеркале.
  • Знаю тон и значение слова «нет».
  • Показываю свое желание быть в обществе, а не сам.

Сенсорно-моторные

  • Удерживаю головку и хорошо ей балансирую.
  • Могу передвигаться, ползая на коленках и ручках или же по-пластунски.
  • Умею передвигаться на спине, поднимая и передвигая ягодицы.
  • Имею два зуба (нижние резцы).
  • Уверенно сижу с ровной спинкой, но при попытке задействовать руки в игре – перевернусь.
  • Могу различить две разные вещи в разных руках, люблю их складывать вместе.
  • Трясу, стучу, сосу, грызу объекты, которые есть в руке.
  • Люблю исследовать свое тело ртом и руками.
  • Для взятия предмета использую пальцы.

Физические

  • Масса моего тела за месяц увеличивается на 600 г.
  • Подрастаю на целых 2 см.

Поздравляем! Вашему малышу уже исполнилось 6 месяцев!

Что нового может наш кроха?

Ведущую роль в развитии малыша приобретает предметная деятельность . Окружающие ребенка яркие предметы, игрушки побуждают его ползком преодолевать пространство, чтобы завладеть ими. Любопытство малыша огромно. В его основе лежит врожденная ориентировочная активность, например, в том числе - реакция "на новизну".

В этот период появляется и ярко проявляется направленность на результат своих действий. Ребенок замечает те изменения, которые он сам производит. Он чувствует эффект собственных действий и следовательно чувствует самого себя.

Координация рук уже достаточно развита, до того, что Ваш малыш уже переходит от одного-двух действий с игрушками к манипулятивной игре, состоящей из цепи простых, взаимосвязанных действий, носящих ознакомительный характер, например, перекладывания из руки в руку, постукивания, отбрасывания, притягивания. Теперь крохотная ручка способна выполнять более сложные двигательные задачи.

На седьмом месяце жизни происходят значительные изменения в развитии понимания речи . Например, на вопрос: "где матрешка?", ребенок легко находит взглядом хорошо знакомую ему игрушку, если она у него на виду.

Малыш подолгу громко лепечет (подготовка к активной речи), повторяя в лепете одни и те же слоги. И это не случайно. С помощью повторов малыш "закрепляет", запоминает свои новоприобретенные речевые навыки.

Ошибочно считать, что все этапы развития приходят к крохе спонтанно, то есть сами собой. Кто же ему поможет, если не Вы: малыш завоевывает окружающий мир в активном взаимодействии с Вами. Если он в чем-то отстает, ему следует помочь достигнуть соответствующей возрастной "планки". Однако делать это надо осторожно, ненавязчиво, помня известное педагогическое правило Марии Монтессори - «Помоги мне сделать это самому».

Раннее развитие малыша так же должно быть под контролем специалистов, как и его задержка. Тормозить искусственно развитие ребенка не стоит. Следует принять во внимание "золотое" правило педагогики: целесообразно "идти" за ребенком, не форсируя его развитие, но чутко откликаясь на его индивидуальные особенности в физическом и психическом развитии, давая ему, необходимые материалы для «пищи разума». Ведь каждому маленькому человечку необходима интересная, насыщенная событиями и впечатлениями жизнь, которая научит его эмоционально откликаться на окружающее.

Комплексное развитие ребенка на 7 месяце первого года жизни

Игрушки для ребенка

  • Сенсорные коврики,

Обеспечьте малышу условия, способствующие динамическому сенсомоторному развитию. Подберите набор игрушек, побуждающих к двигательной активности: шарики, колечки, мячи. А также необходимо обеспечить достаточную площадь двигательного пространства.

Побуждайте кроху к выполнению игровых действий более сложного содержания. Несколько примеров:
. игра с 2-3 предметами - воздействуя на один, малыш изменяет в пространстве положение других (игры с гирляндами игрушек);
. прокатывание предметов: толкание игрушки от себя и следование за отталкиваемым предметом;
. раскидывание предметов из емкости (ведерочка, коробки, тележки) путем ее переворачивания и высыпания всех шариков, кубиков, колечек и т.п.)

Развиваем координацию движений, понятие причинно-следственных связей

У ребенка в возрасте 7 месяцев, необходимо также продолжить развивать ориентировочно-исследовательские действия при манипулировании предметами, учить выполнять простые результативные взаимосвязанные действия.

Игра «Дерни за веревочку!»

Возьмите яркую игрушку, любимую ребенком или новую для него, высотой около 20 см. Хорошо, если при движении эта игрушка будет издавать мелодичный звон, как, например неваляшка. Обвяжите ее узкой лентой (около 1 метра длиной) и ко второму концу ленты привяжите небольшое кольцо, удобное для захвата (диаметром 10-12 см).

Ребенок лежит на животе, опираясь на руки. Это кольцо положите перед малышом на расстоянии вытянутой руки (30-40 см), игрушка же расположена от кольца на расстоянии одного метра.
Обратите внимание ребенка на кольцо, и назовите предмет: «Смотри, колечко». Побудите малыша подползти к кольцу.

Затем предоставьте возможность самостоятельно действовать с кольцом. Малыш подползает к нему, подтягивает к себе, начинает манипулировать им. Связанная с кольцом лента приводит в движение матрешку-неваляшку, раздается мелодичный звон.

Далее малыш будет пытаться сориентироваться в ситуации: установить источник звука, связь между двумя предметами - кольцом и игрушкой (дергая за кольцо, можно привести в движение матрешку-неваляшку). Если же, Ваш малыш не смог самостоятельно осуществить описанное выше действие, то продемонстрируйте этот «секрет» сами. А может Ваше чадо попробует подползти игрушке?

Народная игра «Бочата»
Народная игрушка «бочата». Используется один крупный бочонок. В бочонок вкладывается в свернутом виде легкий цветной платочек (примерно 40х40 см).
Расположитесь с ребенком на ковре. Малыш находится в позе «на животе». Поставьте перед крохой бочонок, из которого торчит уголок цветного платочка. Ребенок подтягивает за уголок платка бочонок. Играет им. Мама раскрывает бочонок. Ребенок вытаскивает платочек. После этого можно снова свернуть платочек и сложить его в бочонок, оставляя лишь его яркий уголок. Опять предложите малышу. Далее действия с бочонком разворачиваются ситуативно, в зависимости от поведения ребенка. Покажите крохе, как можно платочек вытягивать.

Осваиваем игру в вертикальном положении:

Колокольчики мои…

Учите малыша действовать совместно с Вами, при этом находясь в вертикальном положении у Вас на руках.

Подвесьте игрушки на веревочку. Все они должны отличаются по цвету, форме, величине (размером от 4 до 10 см).

Ребенок находится в вертикальном положении на руках у мамы. Вы при этом держите его на левой руке вполоборота и обхватываете правой за спинку, предоставляя малышу возможность манипулировать висящей игрушкой.

Малыш подтягивает к себе, например, колокольчик. Вы показываете, как им звенеть, как его раскачивать. Кроха повторяет. Точно так же обыгрывается шарик и другие игрушки-подвески.

А вот еще вариант этой игры:

Возьмите узкий медицинский лейкопластырь, и приклейте с его помощью игрушки, например, к деревянной поверхности шифоньера (пятен почти не будет, они легко отмываются). К обоям на стене лучше не клеить по понятным тому причинам. Захватив игрушку ручками и потянув их на себя, кроха оторвет их от шифоньера легко! Удивлению ребенка нет предела: только что игрушка была на шифоньере - щелчок, а теперь в его руках! На нашем опыте эта игра сопровождалась искренним смехом!

Развиваем тактильные (сенсорные) ощущения и мелкую моторику

На седьмом месяце у младенца совершенствуется мелкая моторика рук. Он с успехом подбирает мелкие предметы с пола. Этому способствуют два момента: во-первых, ребенок стал лучше владеть пальцами и крепче держать предметы; во-вторых, глазные мышцы становятся более развитыми, что позволяет воспринимать изображение на расстоянии. Теперь кроха будет изо всех сил стараться схватить хлебную крошку, пылинку или даже узор на простыне.

Сделайте игровое поле ребенка достаточно информативным: обеспечьте ребенка предметами быта и игрушками, вызывающими яркие исследовательские эмоции, побуждающими к двигательной активности.

Примеры: бидончик с крышкой, коробочки с крышками, игрушки с забавными мордочками, звуковые модули - шумовые и музыкальные и т.д. Пусть все это будет разных естественных цветов, материалов, с различной друг от друга поверхностью.

Используйте игрушки, которые могут реагировать на действия ребенка: пищать, звенеть, растягиваться, выскакивать и т. д.

Игра «Шарик в баночке»

Ваш ребенок уже умеет хорошо сидеть, и ему нравится играть с предметами, которые легко падают. Попробуйте уронить шарик в большую жестяную банку. Может у Вас есть такая - из-под кофе или чая? Главное, чтобы края ее были безопасными для крохи. Дайте малышу пластиковый шарик или кубик. Поднимите руку ребенка над банкой, и пусть он уронит туда шарик.
Незнакомый звонкий звук вызовет у него любопытство, и ему захочется проделать это еще раз. Вскоре ваша помощь ему совсем не понадобится.

Домашняя песочница

Секреты воспитания

Да-да, представьте себе: кроху уже на протяжении всего первого года жизни можно и нужно воспитывать!

Но, воспитывать любовью - а значит, на его же «языке» доказывать, что он любим, что он в безопасности: уверенность в маминой любви для малыша - это источник жизненных сил, помогающий ему правильно развиваться, не боясь жизни. На основании материнской любви уже в подознание закладывается его собственная самооценка, уверенность в себе и защищенность...

О физическом развитии

Физическое развитие

Чтобы узнать о двигательных навыках шестимесячного ребенка, а также об интересных игровых занятиях, помогающих эти навыки развивать - прочитайте нашу статью « »

Массаж и гимнастика

Обязательно почитайте статью « » , в ней очень подробно рассказывается о методике профессионального детского массажа и гимнастики.

Закаливание

Чтобы узнать, как правильно делать малышу закаливание воздушными и солнечными ваннами, водными процедурами - читайте раздел: « » . Эти статьи составлены по рекомендациям профессиональных педиатров.

Ребенку 7 месяцев, и вы постоянно замечаете изменения в нём. Это не тот новорожденный кроха, которого вы принесли из роддома. Изменения коснулись и психического развития, и физического, режима дня, питания. Развитие ребенка в 7 месяцев имеет свои особенности.

Физическое развитие

Малыш стал более самостоятельным, многое уже делает сам. Рассмотрим, что умеет ребенок в 7 месяцев, развитие и питание которого – главная забота его родителей.

  1. Ребенок учится садиться самостоятельно, некоторые дети могут сидеть без поддержки.
  2. Активно ворочается с боку на бок, но движения его пока неловкие, поэтому родителям надо быть начеку. Активность малыша возросла, оставлять без присмотра его очень опасно.
  3. В манеже или кроватке привстает на коленки или полностью на ножки, держась за опору.
  4. Если поддерживать малыша под мышки, пробует делать первые шаги.
  5. В 7 месяцев малыш может ползать, часто по-пластунски, потому что поднять тело ему еще трудно.
  6. Осмысленно играет игрушками, перекладывает из руки из одной руки в другую, поднимает и снова кидает игрушку. Ударяет ею об стол, тянет в рот, рассматривает.

Эмоциональное развитие

Седьмой месяц для ребёнка — период активного психологического взросления и эмоционального развития ребенка:

  1. Малыш начинает узнавать свое имя и понимать, что оно относится именно к нему.
  2. Любит играть в развивающие игры, его привлекают книги с плотными прочными картонными страницами, яркими иллюстрациями.
  3. Кисти рук крохи развиты уже очень хорошо, он уверенно берёт игрушки, очень интересуется звучащими предметами.
  4. Если говорить о речевых навыках, что грудничок 7 месяцев интенсивно общается со всеми, увлечённо лепечет. Малыш уже вполне осознанно называет взрослых, к примеру, «ма-ма», «да-да», « па-па».
  5. Ребёнок хорошо знает родных людей и настороженно воспринимает незнакомцев. У ребенка есть свои предпочтения, кто-то из незнакомцев ему импонирует, некоторые — нет.
  6. У малыша развивается долговременная память, он узнаёт свои игрушки, свою одежду.

Ребенок в семь месяцев нуждается в регулярном, а не эпизодическом, контакте с близкими.

Развивающие занятия

Перед всеми родителями встает вопрос — как развивать ребенка в 7 месяцев? Любимое времяпровождение деток в указанном возрастеактивные игры. Для этого лучше подбирать мягкие кубики, мячи небольшого диаметра, специальные детские коврики.

Основные требования к выбору игрушек:

  • небольшой размер, отсутствие острых частей;
  • удобства для захватывания;
  • яркий цвет;
  • звучание (должно греметь, пищать или звенеть);
  • легко мыться или чистится;
  • игрушки не должны быть очень мелкими, чтобы ребенок не мог их проглотить.

Не стоит давать за раз больше 2-3 игрушек, малыш может утомиться, лучше регулярно менять игрушки. Неплохо, если игрушки будут разными по фактуре: гладкие, шершавые, мягкие, твердые. Чтобы занятия с ребенком 7 месяцев были полезными и веселыми, необходимо иметь погремушки, неваляшки, пирамидки, сортер, кубики, мячики.

Купаться ребенку будет намного веселее, если брать с собой резиновые игрушки. Вечернее купание малыша можно проводить в большой ванне, используя для безопасности особый коврик. Можно дать малышу игрушечную леечку или ведерко, манипуляции с переливанием воды не только заинтересует кроху, но и поспособствуют развитию его интеллекта и мелкой моторики.

Для улучшения (даже появления) речи малыша пригодятся стишки с ритмичными повторяющимися буквами (слогами). Запомнив эти звуки, кроха начнет их сам воспроизводить.

Надо подобрать небольшое пластиковое ведерко, ребёнок научится складывать в него более мелкие игрушки. Большие в диаметре бусины, деревянные и глиняные фигурки, нанизанные на шнурок или жгут, очень нравятся малышам. Перебирание этих предметов ускоряет развитие мелкой моторики рук, ребёнок начинает отличать предметы по материалу изготовления и форме.

Занятия гимнастикой желательно разнообразить всевозможными эластичными цилиндрами и палками или упругими кольцами. Также приобретите небольшой фитбол, на таком мяче можно прыгать, делать занятия, даже своеобразный массаж.

Проводите с вашей крохой как можно больше времени. Пойте песенки, рассказывайте сказки, и увидите, что ребёнок приятно поразит всех своими способностями.

Возможные проблемы

Очень индивидуально то, что должен уметь ребенок в 7 месяцев. Каждый малыш развивается в своем темпе, но есть определенные временные рамки, в которые ребенок должен начать сидеть, ползать, ходить и так далее. Можно проверить, нормально ли протекает развитие ребенка:

  • ребенок не проявляет привязанности к маме и папе, не реагируют на расставание с ними;
  • малыш не сидит, хотя бы неуверенно, не пытается сесть самостоятельно;
  • ребенок не обращает внимания на звук, не поворачивает голову в ту сторону, откуда его зовут;
  • кроха не пытается обратить себя на себя внимание звуками или жестами;
  • при попытке поставить ребенка на ножки не пытается опереться ими на поверхность.

При наличии этих проблем нужно проконсультироваться у участкового педиатра. При некоторых отклонениях он отправит на прием к необходимому специалисту — ортопеду или невропатологу, которые помогут поставить диагноз и разобраться в этой проблеме.

Антропологические показатели

Внимательные родители замечают, что пропорции тела малыша начинает изменяться, приближаясь к пропорциям взрослого человека. Рост ребенка в 7 месяцев увеличивается на 2,5-3 сантиметра. В этом возрасте размер окружности головы и грудной клетки, как правило, уравниваются и составляют 41-45 см. Вес девочки 7 месяцев составляет от 6800 до 8900 граммов, а мальчика — 7100-9500 граммов. Рост мальчиков изменяется от 65,1 до 71,1 сантиметр, а девочек — от 64,1 до 70,4 сантиметра.

Режим дня

Режим ребенка в 7 месяцев не отличается особой строгостью, растущий организм сам подбирает для себя лучший вариант жизнедеятельности. В этом возрасте возможна достаточно стихийная перестройка привычного распорядка дня. Это вызвано уменьшением длительности дневного сна, большей активностью малыша.

Приведем таблицу с примерным распорядком дня:

  • 6:00-8:30 — просыпание, утреннее кормление, умывание и закаливающие воздушные процедуры.
  • 8:30-10:00 — утренний сон;
  • 10:00-12:00 — второе кормление, активное бодрствование, гимнастика, массаж, игры;
  • 12:00-14:00 — прогулка на улице, желательно сон на свежем воздухе;
  • 14:00-16:00 — обед, активные развивающие игры;
  • 16:00-18:00 — вторая прогулка, сон на улице;
  • 18:00-21:30- ужин крохи, общение с членами семьи, спокойные игры, вечернее купание;
  • 21:30-22:00 — последнее кормление;
  • 22:00-6:00 — ночной сон.

Приведенная таблица — лишь пример организации режима дня ребенка. Она никоим образом не является строгой инструкцией. В этом возрасте чётко видно, насколько индивидуален организм каждого ребёнка. Одному крохе по-прежнему необходимо три периода дневного сна, а другой уже готов к тому, чтобы спать днем 2 раза. Обычно у этих малышей устанавливается более продолжительный ночной сон.

Если ваш малыш отлично себя чувствует, активен, в хорошем настроении, маме не стоит пытаться укладывать его спать в третий раз. Подросший ребенок просто нуждается в новом режиме дня. Режим дня ребенка в 7 месяцев должен неукоснительно соблюдаться.

Кормление малыша

Ваш кроха уже сидит и ведёт более активный способ жизни, и у вас возникает вопрос, чем кормить семимесячного ребенка? В рацион ребенка в 7 месяцев вполне можно вводить не знакомые прежде продукты. Скорее всего, процесс прикорма уже начался, овощное, фруктовое пюре и несколько видов каш малыш уже употребляет.

Этот возраст – период начала введения в рацион ребенка мясных продуктов. Это поставщик важного для здоровья белка, своеобразных кирпичиков для костной, дентинной и хрящевой ткани, витаминов A, В, В12. Малышу уже позволено употреблять нежирную говядину, телятину, крольчатину. Можно попробовать и мясо птицы — курицы или индейки. Его важно тщательно промыть, сварить, пюрировать в блендере. Перед тем как предложить его малышу, необходимо добавить немного мясного бульона, чтобы мясо не было суховатым. Если малыш склонен к аллергическим реакциям, мясо необходимо подобрать с учетом его переносимости.

И, конечно же, нельзя забывать правила введения всех новых блюд: сперва необходимо дать буквально 1 чайную ложку (около 5-10 граммов) мяса и отследить реакцию. На протяжении дня не появилось сыпи или расстройства кишечника — на следующий день можно дать на 5-10 граммов больше.

Для ребенка 7 месяцев вводится в меню еще один продукт — желток, наиболее ценная часть куриного яйца. Добавить в меню необходимо именно желток, а не целое яйцо, так как белок — достаточно аллергенный продукт. Ну и на желток у малыша возможна негативная реакция. Врачи — педиатры рекомендуют вводить желток осторожно, начиная с крошки, не смешивая с другими новыми продуктами.

Примерное меню

Рацион ребенка в 7 месяцев включает кефир и творог. Если ребенок хорошо кушает кефир, ввести творог в рацион не составит проблем. Одну чайную ложку творога разводят кефиром до однородной консистенции, ежедневно увеличивая его количество до необходимого. Творог и кефир для детского питания необходимо приобретать только в специализированных детских отделах или на молочной кухне, обычный кефир и творог для детей не подходят.

Малышей, достигших возраста 7 месяцев, кормят 5 раз в день. Перерывы между кормлениями составляют 4 часа, это соответствует физиологии детского организма. Некоторых малышей необходимо покормить и ночью. Приблизительный рацион ребенка представлен следующими продуктами;

  • грудным молоком или детской смесью;
  • овощным пюре;
  • кашей, сваренной на воде или овощном отваре;
  • яичным желтком;
  • кефиром;
  • пюре из мяса;
  • творогом;
  • фруктовыми соками или пюре;
  • печеньем, сушкой, сухариками;
  • хлебом.

Приведем примерное меню для ребенка на грудном вскармливании:

Для ребенка, находящегося на искусственном вскармливании, грудное молоко заменяется адаптированной молочной смесью.

Детишкам в семь месяцев обязательно нужно предлагать твердую пищу. Сухарик, печенье, сушка помогут стимулировать процесс жевания. Это облегчит для ребенка переход к пище, содержащей маленькие кусочки и комочки. Это ответы на основные вопросы, чем кормить ребенка в 7 месяцев.

Отличительной особенностью питания в этом возрасте является начало формирования приемов пищи, соответствующих будущим завтракам, обедам и ужинам.

Если вам нужно переехать с одной квартиры на другую, а еще если и с ребенком, то вещей будет достаточно много, компания http://грузчик22.рф к вашим услугам. Также они занимаются офисными переездами, вывозом строительного мусора и др.

Масса ребенка 7 месяцев - в среднем 8–9,5?кг. При этом, если ориентироваться на специально разработанные для оценки физического развития детей таблицы (называемые центильными), допустимы колебания массы от 7,4 до 9,9?кг у мальчиков и 7,2–9?кг у девочек. По окончании седьмого месяца кроха «тяжелеет» в среднем на 600 г, увеличивая при этом свою массу с момента рождения примерно на 4,9?кг.

Рост малыша в возрасте 7 месяцев равен в среднем 67–71?см, за месяц кроха вырастает на 2?см. В целом за первые 7 месяцев жизни рост ребенка увеличивается примерно на 17?см.

Время прогулок

В теплое время года мама с малышом могут много времени днем проводить на свежем воздухе, возвращаясь домой только в часы кормления. В зимнее время прогулки отменяются при температуре воздуха ниже –15 С. Проливной дождь, резкий ветер также не способствуют выходу на улицу. Заменить прогулку в ненастные дни может недолгое пребывание крохи в коляске на веранде или застекленном балконе.

Сон и бодрствование

На 7 месяце малыш может спать ночью без перерыва. Продолжительность ночного сна составляет примерно 10 часов. Некоторые дети ненадолго просыпаются: груднички могут «настаивать» на прикладывании их к маминой груди, а искусственники – просить бутылочку с молочной смесью или водичкой. Следует отметить, что сосание ребенком материнской груди ночью стимулирует выработку грудного молока; лактация у женщин, сохраняющих ночные кормления, продолжается дольше, чем у молодых мам, которые от них отказываются.

В дневное время кроха отдыхает 2 раза примерно по 1,5–2 часа.

Внимание, опасность!

Следует помнить об опасности мелких предметов, которые малыш может найти во время своих перемещений. Подозрение на попадание таких предметов в носовые ходы или трахею ребенка требует немедленного обращения за медицинской помощью. Настороженность должны вызвать внезапное изменение характера дыхания малыша (одышка, появление свистящего звука, хрипов), цвета кожи (синюшность лица), раздувание крыльев носа.

В семье, где есть маленький ребенок, взрослым необходимо быть очень внимательными. Следует помнить о том, что любопытный малыш может открыть нижние дверцы шкафов и добраться до их содержимого, может оказаться вблизи открываемых в этот момент дверей. Объекты повышенной опасности – лестницы, острые углы (в том числе мебели), низкие столики с посудой, а также свисающие со столов края скатертей, которые могут привлечь внимание крохи. В местах, доступных малышу, не должны находиться предметы бытовой химии и лекарства!

Что умеет малыш?

Речевое развитие. На седьмом месяце жизни ребенок произносит гласные и согласные звуки. Появляется лепет – многократное однотипное повторение простых слогов типа «ба», «ма», «па» и т. д. Лепет часто имеет эмоциональную окраску; легко можно понять, что кроха чем-то раздосадован или, наоборот, доволен.

Для развития малыша «лепетный» период очень важен, поэтому взрослые могут «провоцировать» кроху на произнесение слогов, повторяя их вместе с малышом.

Эмоции. Проявление эмоций малыша становится разнообразнее. Кроха может выражать радость, улыбаясь и смеясь, неудовольствие (например, если ему не дают приглянувшийся предмет). Выражая различные эмоции, младенец привлекает внимание взрослых. Ребенок уже настолько «большой», что может иметь определенное настроение!

Малышу комфортно в окружении знакомых людей, а вот присутствие чужих может испугать его.

Навыки и умения. К концу седьмого месяца жизни большинство малышей с удовольствием ползают. Причем часть детей сначала ползает не вперед, а назад, что абсолютно нормально: пройдет совсем немного времени – и малыш будет ползать в разных направлениях (и вперед, и назад, и в стороны).

Перемещаясь «на четвереньках», кроха может быть довольно проворным, поэтому забот у родителей явно прибавится: нужно следить за тем, чтобы на пути малыша не встретилось опасных преград. Задачу облегчает помещение ребенка в детский манеж, но не все дети относятся к такому ограничению свободы с пониманием. Малышам нравится исследовать взрослый мир, поэтому попытки ограничения его передвижения могут вызывать неудовольствие, в том числе плач крохи.

В этом возрасте большинство детей умеет сидеть без опоры. Некоторые малыши сидят, опираясь одной или двумя ручками, но их спинка уже выпрямлена.

Кроха тянется за заинтересовавшей его игрушкой, активно берет ее в руку. Малыши любят стучать игрушкой об стол или пол, их привлекают музыкальные игрушки. Как и в предыдущие месяцы, ребенок закрепляет свои знания о предметах, пробуя их «на зуб»; малыш тянет в рот игрушки и заинтересовавшие его предметы, кусая их деснами.

Некоторые дети к концу 7 месяца могут вставать на ножки, опираясь на бортик манежа или детской кроватки в течение непродолжительного времени.

На 7 месяце жизни малыш уже знает некоторые предметы из своего окружения. Конечно, он пока не может произнести их названия, но на вопрос взрослого, где же находится любимая игрушка малыша (мишка, собачка и т. д.), ребенок может «поискать» глазами хорошо знакомый ему предмет.

Возможно, вам будет интересна статья "Грудное вскармливание: от рождения до года " на сайте mamaexprt.ru

Питание крохи

Если до полугода здоровому малышу вполне достаточно было получать мамино молоко или адаптированную молочную смесь для «искусственников», то на 7 месяце жизни одного «молочного» питания для полноценного роста и развития крохи будет явно мало. Пришло время введения блюд прикорма. С какого из них начать – с овощного пюре или каш – определяет врач-педиатр, основываясь на темпах физического развития малыша (так, более «худенькие» дети начинают есть кашу, а не овощное пюре), особенностях стула ребенка (малышам, склонным к запорам, лучше начинать прикорм с овощного пюре).

Каждый прикорм требует привыкания к нему малыша, поэтому на полное введение как каши, так и овощного блюда отводится не менее 7–10 дней. Ребенку предлагают новое блюдо начиная с минимальных объемов – половинки чайной ложки, постепенно доводя объем до максимального (150 г в сутки). Прикормы вводятся последовательно, а не одномоментно. Это также дает возможность ребенку адаптироваться к новому продукту. Начинать вводить новые блюда прикорма в рацион крохи лучше в первой половине дня, чтобы отследить его реакцию.

Все новые продукты предлагаются малышу до его привычной пищи. Так, если ребенок находится на грудном вскармливании, то в начале кормления он получает кашу (или овощное пюре), а затем – мамину грудь. Тот же порядок соблюдается при вскармливании молочными смесями.

Таким образом, если все идет по плану и введение прикормов не нарушалось какими-то обстоятельствами (например, болезнью), то к концу 7 месяца жизни в рационе ребенка должны присутствовать каша и овощное пюре.

Стул и мочеиспускания

У большинства детей данного возраста стул ежедневный, однократный. У здоровых малышей возможны непостоянные эпизоды задержки стула (на сутки) или его учащения (до 2–3 раза в день). Временная неустойчивость стула в возрасте малыша более полугода может быть связана, в том числе, с введением прикормов. Вместе с тем именно на характер стула обращает внимание врач-педиатр, решая, какой из прикормов вводить малышу. Так, при склонности к запорам овощной прикорм будет предпочтительнее. Мочится кроха в среднем 10–12 раз в сутки.

Каких врачей нужно посетить

В возрасте 7 полных месяцев ребенка должен осмотреть педиатр детской поликлиники. При необходимости могут быть назначены консультации «узких» врачей-специалистов. Плановые вакцинации в этом возрасте не предусмотрены. Если они проводятся, то это вакцинация по индивидуальному графику малыша.

Прорезывание зубов

Начиная с возраста 6 полных месяцев у малыша могут прорезаться нижние резцы (молочные зубки, располагающиеся по центру нижней десны). Процесс прорезывания часто сопровождается беспокойным поведением крохи (он капризничает, плачет, отказывается от еды, чаще, чем обычно, просится к маме на руки, плохо спит и т. д.). Малыш может «покусывать» кулачки, тянуть в рот игрушки, «почесывая» ими разбухшие десны, которые могут чесаться, зудеть или болеть.

Побуждать малыша к выполнению результативных действий более сложного содержания. Примеры: игра с 2-3 предметами – воздействуя на один, малыш изменяет в пространстве положение других (игры с гирляндами игрушек);

прокатывание предметов: толкание игрушки от себя и следование за отталкиваемым предметом;

раскидывание предметов из емкости (ведерочка, коробки, тележки) путем ее переворачивания и высыпания всех шариков, кубиков, колечек и т.п.).

ЗАНЯТИЕ 1

Цель. Продолжать развивать зрительные ориентировочные реакции. На вопрос взрослого «где?» ребенок должен поворачиваться в сторону хорошо знакомой игрушки или предмета. Развивать слуховые ориентировочные реакции, привлекая внимание к звуковым свойствам предмета. Развивать ориентировочно-исследовательские действия при манипулировании предметами, учить выполнять простые результативные взаимосвязанные действия.

Материал. Яркая матрешка-неваляшка (20 см), которая обвязана узкой лентой того же цвета, что и игрушка. Ко второму концу ленты привязано кольцо.

Ход занятия. Перед малышом на расстоянии вытянутой руки (30-40 см) лежит яркое кольцо диаметром 10-12 см, от которого тянется лента к матрешке-неваляшке, расположенной от кольца на расстоянии одного метра. Ребенок лежит на животе, опираясь на руки.

В первой части занятия мама показывает ребенку кольцо, лежащее перед ним, и протяжно называет его: «Ко-о-о-леч-к-о». Затем приводит в движение кольцо, висящее на ленте, побуждая малыша подползти к предмету.

Во второй части занятия ребенку предоставляется возможность самостоятельно действовать с кольцом. Малыш подползает к нему, подтягивает к себе, начинает манипулировать им. Связанная с кольцом лента приводит в движение матрешку-неваляшку, раздается мелодичный звон. Мама дает возможность ребенку сориентироваться в ситуации: установить источник звука, связь между двумя предметами – кольцом и игрушкой (дергая за кольцо, можно привести в движение матрешку-неваляшку). Если ребенок не может самостоятельно осуществить описанное выше действие, взрослый разыгрывает его перед малышом, как бы раскрывая секрет действия.

В третьей части занятия желание приблизиться к игрушке побуждает ребенка передвигаться, т.е. он пытается ползти по направлению к игрушке.

Аналогичные занятия могут быть проведены и с другими игрушками.

ЗАНЯТИЕ 2

Цель. Формировать умение перемещаться в пространстве (ползание) с ориентировкой на предмет; толкать игрушку от себя и следовать за отталкиваемым предметом.

Материал. Две цветные пирамидки, которые превращаются в каталку.

Выполнение каталки: подбирается палочка-стержень, по длине соответствующий двум пирамидкам. Пирамидки разбираются. Кольца надеваются на один большой стержень в следующем порядке: на один конец палочки закрепляется крышечка, затем нанизываются кольца в последовательности «большое», «поменьше», «маленькое», «совсем маленькое». Далее на этот же стержень нанизываются колечки в обратной последовательности, так, чтобы на другом конце каталки появилось большое кольцо. Второй конец стержня так же закрывается крышечкой. Каталка готова.

Ход занятия. Мама побуждает малыша перевернуться со спины на живот. С расстояния 1 метр показывает яркую каталку, ставя ее из горизонтального в вертикальное положение, щелкает колечками.

Во второй части занятия взрослый побуждает малыша подползти к каталке. Он толкает игрушку навстречу ребенку, но так, чтобы малыш, видя катящийся к нему предмет, все же не мог сразу его достать.

В третьей части занятия взрослый помогает ребенку достичь желаемой игрушки. Далее действия разворачиваются по ситуации. Малыш, лежа или находясь на руках у взрослого, манипулирует кольцами на стержне. Мама называет: «К-о-о-леч-к-и-и».

В четвертой части занятия мама побуждает малыша к ползанию за каталкой, которая откатывается на 40-50 см от ребенка.

В пятой части занятия ребенок овладевает каталкой. Манипулирует ею 1-2 мин. Затем мама на глазах у малыша делает «сюрприз»: снимает одну крышечку и высыпает перед малышом все кольца, давая возможность на чувственно-ориентировочной основе, т.е. практически, ознакомиться с величиной, количеством, цветом колец.

В конце занятия каталка вновь собирается. При повторной сборке взрослый может варьировать чередование колец по цвету.

ЗАНЯТИЕ 3

Цель. Развивать навыки устойчивых действий с предметами. Формировать предметную деятельность, побуждая малыша к ориентировочно-исследовательским действиям с игрушками.

Материал. Погремушка или другая яркая и звучащая игрушка.

Ход занятия. Перед малышом располагают погремушку. «Где шарик?» - несколько раз спрашивает мама и показывает погремушку. Малыш берет предмет, многократно перекладывает его, манипулирует им. Мама создает все условия, чтобы малыш позанимался погремушкой в течение 1-2 мин. Можно активизировать действия с помощью показа и прятанья игрушки, а также дополнительных аксессуаров: цветных ленточек, колокольчиков на ручке погремушки.