Меню

Фольклорные праздники. Русские народные праздники

Мода и стиль

Многие философы и историки доказывали, что незнание прошлого неизбежно приводит к непониманию настоящего.

Воспитание учащихся на традициях русской культуры - одно из главных направлений обновления содержания педагогического процесса. Активная перестройка учебного процесса на основе ознакомления учащихся с русскими семейно-бытовыми традициями, с народными песнями и танцами, промыслами, ремёслами, праздниками и обрядами проводится во многих школах России. Такой интерес объясняется следующими причинами:

Без знаний основ народной жизни, родного фольклора, классического искусства невозможно воспитывать интерес и уважение к культуре других народов: ведь Россия - многонациональное государство. Если выпускник не знает истоков своей национальной культуры, ему чужда и культура другого народа.

Русский образ жизни во многом утрачен, а ведь он основан на гармоничном существовании человека с природой, на взаимном уважении и ладе в семье. В отношениях между молодыми людьми и пожилыми людьми между верующими и неверующими людьми.

Раскрыть эти и другие секреты русского житейского уклада и передать их педагогическими средствами подрастающему поколению - одна из важнейших задач.

Народное творчество не только неиссякаемый источник мудрости и красоты, но и неоценимое средство воспитания, приобщения современных подростков к сокровищам устной художественной, прикладной фольклорной культуры.

Интерес к народному творчеству, в том числе и к праздникам наших предков, возник в связи с изменениями социального строя в нашей стране, т.к. многое было утрачено. Появилась необходимость изучения народного творчества - это проявляется в возрождении старинных праздников и обрядов, увеличение количества специализированной литературы по народному творчеству, появлении на телевидении и радио специальных передач по фольклору и этнографии.

Праздники в русской деревне прошлого составляли важную сторону общественной и семейной жизни. Крестьяне даже говорили: «Мы целый год трудимся для праздника».

Праздник - время отдыха, веселья, радости, ощущения полноты жизни, время, когда люди осознавали себя частью единого сообщества. Праздник религиозным сознанием людей воспринимался как нечто священное, противоположное будням - повседневной жизни.

Если будни осмыслялись как время, в которое человек должен заниматься мирскими делами, добывая хлеб насущный, то праздник понимался как время слияния с божественным и приобщения к сакральным ценностям общины, ее священной истории. В праздник люди должны достигнуть особого психофизиологического состояния полноты жизни, мироощущения, богоощущения, а также ощущения внутреннего единения друг с другом. Такое философское осознание праздника на бытовом уровне закреплялось в целом ряде правил, которые должен был усвоить человек русского традиционного общества.

Чередование будней и праздников считалось необходимой составляющей нормального течения жизни, а сбои могли привести, по народным представлениям, к хаосу, гибели.

Праздник предполагал также полную свободу от всякой работы. В этот день запрещалось пахать, косить, жать, шить, убирать избу, колоть дрова, прясть, ткать, то есть выполнять всю повседневную крестьянскую работу. Праздник обязывал людей нарядно одеваться, для разговора выбирать темы приятные, радостные, иначе вести себя: быть веселым, приветливым, гостеприимным. Характерной чертой праздника было многолюдье. Тихое в будни село заполнялось зваными и незваными гостями - нищими, странниками, богомольцами, каликами перехожими, вожаками с медведями, балаганщиками, раешниками, кукольниками, ярмарочными торговцами, коробейниками. Праздник воспринимался как день преображения деревни, дома, человека. К лицам, нарушавшим правила праздничного дня, применялись жесткие меры.

В русской деревне все праздники включались в единую многоступенчатую последовательность. Они справлялись из года в год, из века в век в определенном порядке, установленном традицией.

В самой природе человека заложена необходимость органического сочетания будней и праздников, подытожить результаты трудовой деятельности. В стремлении человека к завтрашней радости есть стимул развития социальной активности, на которой можно построить эффективную воспитательную систему.

Современные праздники и обряды богато насыщены народной художественной самодеятельностью, они резко противостоят старым, религиозным обрядам. В народной культуре можно встретить различные формы праздников: праздники-концерты, праздники-спектакли. Такие праздники приносят радость, развлечение тем, кто приходит на них, как зрители, и не меньшую радость и удовольствие тем, кто является «артистами». Для школы наиболее естественными будут те праздники, в которых традиционно принимают участие дети. Это, например, праздники: «встреча весны», где детям отводится роль закликающих, они водят хороводы, поют пестушки и их одаривают куличами (печеньем в виде птичек). Такой праздник дети ждали с нетерпением, с этим днем связывались волнение художественного творчества: вместе с матерями они делали из белого теста жаворонков, ласточек, сорок, соловьев, синичек и приносили свои изделия в школу. Дети воплощали в свои маленькие создания чувство любви к природе, каждый по своему выражал свое представление о красоте.

Многообразные воспитательные функции массовых народных праздников обуславливают целесообразность широкого использования этой формы эстетического и нравственного воздействия в системе воспитания, в первую очередь подрастающее поколение.

Современная система народных праздников это своеобразное педагогическая система, которая органически связана со всей воспитательной работой. Она обеспечивает постоянное воспитательное воздействие на людей, отражает их мировоззрение.

Во всем многообразии школьных праздников наиболее убедительными будут те, которые ориентированы на существенные стороны народного праздника в его фольклорной традиции.

Во-первых: обязательность праздника, его неотвратимость. В народной жизни будни чередовались с праздниками и были наполнены их ожиданием. Весь год был подчинен ритму смены работы и праздника. Праздники были необходимы и жизненно оправданы. Ими отмечались главнейшие поворотные вехи года, связанные со сменой сезонов, началом и завершением трудовых будней. Праздники отражали то чувство, с которым люди относились к окружающей их природе, к своему труду и его результатам.

Во-вторых: массовость. На праздник собирались все, и все в нем участвовали. Кульминационными моментами праздника являются совместное пение, совместный танец, трапеза. Это незаменимые способы единения, когда каждый участник чувствует себя причастным к всеобщему.

В-третьих: праздник - это веселье, смех, разрядка напряжения, выход накопившейся психической энергии.

В каждом празднике проявляются закономерности педагогики как науки о воспитании подрастающих поколений посредством целенаправленной специально организованной системы воздействия.

Функции народных праздников:

Развивающая

Информационно-просветительная

Культурно-творческая

Рекреативно-оздоровительная.

Наиболее полно развивающее начало воплощено в информационно-просветительной функции праздников. Под термином «просвещение» в данном случае подразумевается педагогическая образовательная и самообразовательная деятельность, направленная на духовное обогащение личности, приобретение определенной системы знаний, получение необходимой информации.

Информационно-просветительная функция народных праздников основана на самостоятельности самих людей, она обеспечивает наиболее полное удовлетворение разнообразных интересов, запросов и предпочтений людей.

Рассмотрев данный вопрос, можно сказать, что праздники - неотъемлемая часть жизни людей, которая располагает людей на дружеские и теплые отношения. Праздник - одна из ветвей фольклора, изучение и углубление которого ведет за собой приобщение к народной культуре.

История нашего отечества сложилась так драматично, что связь с культурой предков была насильственно прервана, забвению и поруганию были преданы народные традиции, обряды, языческие и христианские традиции, культ родной природы. В настоящее время нужно доказывать трагичность сложившейся ситуации.

"Истоки национального высыхают там, где не поют народные песни, где преданы забвению обряды, обычаи, потехи прошлого. Истоки народности пересыхают там, где живут Иваны, не помнящие родства."

в настоящее время все возрастающий интерес к народной музыке и народной культуре в целом. Сезон утрат, давно уже воцарившийся для фольклора, рано или поздно должен смениться периодом надежд. Иначе, по мнению ученых, культуре не поздоровится.

"Фольклорная культура, все же начинает прислушиваться к своим собственным, пусть окольно доносящимся до ее сегодняшнего слуха голосам. Шок проходит. Народная культура вновь пытается разомкнуть уста. И хотя с этих уст, порою хриплых от долгого молчания, срываются подчас чужие слова и напевы, но, обретая вновь дар музыкальной речи, культура неизбежно захочет сказать свое – нажитое и выстраданное в собственном историческом опыте."

Фольклорный праздник заключает в себе наибольшие возможности в создании ситуации, приближенной к естественному бытованию жанров народного творчества. Формы его проведения разнообразны и различны по степени близости к народным традициям: от номеров на сцене до выхода на лужайку, в лес.

Изучение народных праздников должно предшествовать знакомству с творчеством театральных художников, так как фольклор имел существенное значение для возникновения профессионального театра. Обращение к народным празд­никам – это не только действительная форма изучения художественной культуры, это метод, как теперь принято говорить, эстетико-экологического воспитания детей.

Во всем многообразии праздников наиболее убедительными будут те, которые ориентированы на существенные стороны народного праздника в его фольклорной традиции. Каковы же они?

Во-первых,обязательность праздника, его неотвра­тимость. В народной жизни будни чередовались с праздниками и были наполнены их ожиданием. Весь год был подчинен ритму смены работы праздника. Праздники были необходимы и жизненно оправданы. Ими отмечались главнейшие поворотные вехи года, связанные со сменой сезонов, началом и завершением трудовых циклов. Праздники отражали то благоговейное чувство, с которым люди относились к окружающей их природе, к своему труду и его результатам.

Во-вторых,массовость . Праздник – это всегда "событие" в буквальном (этимологическом) смысле слова. На праздник собираются все, и все в нем участвуют. Кульминационными моментами праздника являются совместное пение, совместный танец, трапеза... Это незаменимые способы единения, когда каждый участник чувствует себя причастным к всеобщему. Ритм праздника держат знатоки традиции – "заводилы". Эпизодически вспыхивают проявления индивидуального начала, но солисты сменяемы.

В-третьих, праздник – этовеселье, смех, разрядка напряжения, выход накопившейся психической энергии.

В детском празднике надо стремиться к осуществлению этих главных "составляющих" народного праздника.

Познавшая народную мудрость, народное творчество, сопричастная ему, собирательница фольклора Е. Линева в начале века высказала мысль непреходящего значения: "Важность изучения памятников народного творчества давно признана. Роль их громадна. Они вносят в жизнь свой образный элемент, называемый национальным, но который не разъединяет людей, подобно узко понятому патриотизму, а, напротив, соединят их одним общим чувством любви к прекрасному, внушает уважение и беспристрастие к искусству разных народностей, являющемуся результатом вдохновения и труда многих поколений, начиная с доисторических времен до нашего времени, и охватывающему все стороны жизни народной в личном и общественном смысле."

Человек, введенный в фольклор, - это человек, открытый миру, с любопытством и творчески относящийся ко всем явлениям жизни, откликающийся на горе и радости других людей, принимающий и понимающий условный образный язык художественного воплощения действительности, способный перенять опыт предков и передать его другим поколениям. Перед любым педагогом, поставившим перед собой задачу обучения детей народным праздникам, неизбежно встает задача знакомства с более широким историко-культурным контекстом, которым эти праздники мотивированы, уделяя большое внимание отдельным праздникам, их календарности и обрядовости.

Специфика нашего Отечества в том, что Дух и Природа были соединены в единой гармонии. На том стоит истинное русское искусство. Большинство русских праздников и обрядов связаны с природой, с ними необходимо познакомить детей. Рождество и масленица, веселый праздник "сороки" и другие природные события – повод для этого.

В России каждый народный праздник сопровождается обрядами и усвоенными им песнями или пением. Само происхождение того иди другого празднества, содержание и цель их решительно отделяет то церковных святых празднеств и независимо в отношении к святым обрядам церкви, потому что большая часть народных праздников возникла во времена еще самого глубокого язычества, когда собрядами соединены были различные правительственные постановления, торговые операции и прочие. Так что почти всегда, где был торг, там были суд и расправа и торжественный праздник. Когда Христианская вера поборола языческую и водворилась, то хотя языческим обрядам и был положен конец, но множество обычаев, не входящих в состав прямого языческого богослужения, были оставлены и множество из них сохранились даже до сих пор в форме увеселений, обычаев, в роде празднеств и некоторые обычаи язычества привились к торжествам христианским.

Их множество. И связано это с удивительной историей нашего государства, которому от роду многие и многие столетия. Кто-то из ученых насчитывает их тринадцать и ведет начало с времен правления варяга Рюрика. Официально же 1153 годовщина России была отмечена в 2015 году. И первое упоминание о Руси было обнаружено в летописях, датируются которые 862 годом. Кстати, "Россия" - не исконно русское название: им наше древнее государство нарекли греки. И как-то само собой оно у нас прижилось. А что такое Древняя Русь? Помимо главного - державы, это и обычаи, традиции, верования и тому подобное, складывавшиеся веками, прижившиеся у нас, пусть даже они на фоне современности и выглядят архаичными, оторванными от действительности, под завязку напичканной технологиями космического масштаба, которые нашим предкам и не снились.

Праздники официальные, государственные

Конечно в России-матушке они на первом месте. И их более трех сотен. Перефразируя великого Гоголя, можно сказать: "А кто из русских не любит хорошие праздники?!". Среди популярных и горячо любимых государственных - , Международный день , Первомай, ну и так далее и так по порядку. Несколько лет назад к ним прибавилось . И хотя статуса официального и государственного у него нет, праздник объявлен выходным.

А сколь много у нас профессиональных праздников! Начнем с мирных профессий - День стоматолога, День российской науки, День транспортной полиции, День космонавтики, День работников геодезии и картографии. Продолжим - связанные с военными историческими и памятными событиями - День Военно-Морского Флота, День инженерных войск, День танкиста, День ракетных войск и артиллерии, День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 г) День воинской славы - список можно продолжить. А есть хотя и сугубо профессиональные, но широко отмечаемые населением - День работников сельского хозяйства, День работников торговли, День работников бытового обслуживания и ЖКХ - и этот список можно продолжать. В году на планете 365 дней, в високосный - на день больше, 366. И практически каждый день у нас что-то празднуется, отмечается. Так уж в России сложилось!

Народные праздники стоят особняком

И вот они как рас тесно и связаны с верой (религией), обычаями и традициями. Возьмем, к примеру, Пасху. Во времена СССР особенно коммунистам и комсомольцам праздновать ее не то что не рекомендовалось, а строго запрещалось! "Религия - опиум народа!" Это, ставшее впоследствии крылатым, выражение впервые произнес английский социалист Чарльз Кингсли (1819 - 1875). Потом оно в борьбе с религией активно использовалось Лениным. Результат - разрушались церкви, храмы, за веру в Бога преследовались духовные лица. Дошло до того, что в Москве был взорван Храм Христа Спасителя. Но прошли лихие времена и он был восстановлен, в том числе и на собранные народом деньги. А Пасха теперь стала одним из любимейших всенародных праздников и отмечается широко, как и в старину - красят яйца, пекут куличи, приветствуют друг друга: "Христос воскресе" и отвечаю: "Воистину воскресе!" Пасхальные угощения освещаются в церкви и щедро раздаются родным, друзьям, сиротам, нищим. Таков обычай.

Прижился в России и обычай встречать Старый Новый год. Во всем мире этому очень удивляются. А для россиян - это лишний повод встретится за праздничным столом, еще раз отпраздновать наступление Нового года, с удовольствием посмотреть полюбившуюся искрометную комедию Эльдара Рязанова "Ирония судьбы, или С легким паром!", а некоторым "Голубой огонек" - да и мало ли развлекательных программ показывает в Старый Новый год отечественное телевидение! Происхождение же популярного у нас праздника объясняется расхождением в тринадцать дней между юлианским и григорианским календарями. Последний используется всем миром. Отсюда появилось - "старый стиль". Согласно ему 13 января у нас да во многих других странах отмечается Старый Новый год. Как, впрочем, и несколько позднее - Новый год по восточному календарю, который выпадает на ночь с 27 на 28 января.

Среди народных праздников популярны - Троица, Страстная неделя, Яблочный спас, Масленица, Вербная неделя, Покров день, Чистый понедельник, Ильин день, Святки, Крещенский сочельник, День Петра и Февронии, Крещение Господне и другие. На некоторых из них остановимся подробнее.

История большинства русских народных праздников очень сложная, они зарождались еще в дремучие времена, когда славяне ничего не знали о письменности и даже христианстве. После крещения одни из них были запрещены, а другие трансформировались и гонениям не подвергались. Например, Комоедица становится , а праздник Солнца превратился в Купалу. Православие сильно изменило жизнь русского человека, но он старался по-своему приспособиться к переменам, что привело к возникновению новых примет, заговоров, песен, гаданий. Чисто христианские русские праздники стали обрастать народными обычаями, во многом похожими на языческие обряды.

Основные русские народные праздники и традиции

С наступлением холодов простолюдины могли отдохнуть, появлялась возможность спокойно играть свадьбы, устраивать массовые гуляния, ходить в гости. Может поэтому существует такое множество именно зимних русских народных праздников. Самым настоящим веселым славянским комплексом являются , которые отмечаются с 6 по 19 января. На протяжении двух недель происходят масштабные игры, с колядованием, посеванием, хождением в гости. Проводится много обрядов, ничего не имеющего общего с христианством, например, гадания или ритуалы, которые должны повышать плодородие.

Крещенский сочельник предваряет празднество Крещения (18.01) и его еще называют Голодной кутьей. Соблюдался строжайший пост, до появления первой звездочки следовало от пищи воздерживаться. На вечерней службе люди святят воду и затем с помощью колосьев освящают ею свое жилище, хлев, все уголки усадьбы, чтобы семья избежала болезней, а в дом пришел достаток.

Многие русские народные весенние праздники напрямую связаны с Пасхой . Подготовка к Воскресению Христову проходила на Страстной неделе. Дом следовало убрать, обязательно люди купались, красили яйца и пекли куличи, следовало поминать умерших родственников. Сама Пасха для народа превратилась в событие громадного значения. Возле церкви освящались куличи, яички, разные кушанья, людям позволялось после строжайшего поста разговляться и гулять. Обязательно следовало христосоваться при встрече и поздравлять дальних родственников открытками и письмами.

Не менее почитаемы и летние русские народные праздники. Троицу отмечают в июне на 50-й день после Воскресения Христова. Седьмая неделя имела свой мистический смысл и называлась еще «русальной неделей». Другое ее популярное наименование – Зеленые Святки. Девушкам следовало плести венки и загадывать судьбу на Троицын день, если они хорошо плыли, то можно было ожидать скорого замужества. Букеты и ветки освящали в церквях, а затем зеленью украшались дома. Позже их не выбрасывали, а сушили и хранили в качестве сильных оберегов.

Приятным и ожидаемым событием считался Медовый Спас (14.08) с которого начинался сбор сладкого продукта. По традиции в этот день рекомендовалось освящать колодцы и проводить чистку старых источников. Для православных данное событие является началом Успенского поста.

Сейчас Ильин день (2.08) посвящен христианскому пророку, но некоторые оригинальные народные традиции свидетельствуют о глубоких славянских корнях праздника. Фактически для предков этот святой заменил грозного Перуна. Недаром и сейчас бытует верование, что Илья грозами и дождем управляет. После данного праздника не рекомендовалось в речке купаться.

На Яблочный Спас (19.08) проводилось освящение яблок и разрешалось их есть, ранее этого дня в народе кушать сладкие плоды возбранялось. Лучше всего было угостить вначале яблочками неимущих с сиротами, поминая, таким образом, предков, а только затем угощаться самим. Фактически данный русский народный праздник означал встречу осени. Перед закатом на Яблочный Спас люди выходили на природу с песней проводить солнышко и уходящее теплое лето.

Фольклорный праздник «На завалинке»

Цели: 1)Постижение «мудрости народной» через создание

ярких картин будней и праздников молодёжи конца 19- начала

2)Воспитание глубокого уважения к прошлому, традициям и

обычаям русского народа.

3)Установление тесного общения с семьёй.

Оформление: макет дома, плетня, завалинка.

Дети в русских народных костюмах сидят на завалинке.(звучит народная песня)

Ведущий:

Добрый день, гости дорогие! Гости званные, да желанные!

Люди зрелые и молодые, женатые и холостые!

Давно мы вас ждали – поджидали. У нас для каждого найдётся и местечко, и словечко, и забавушек разных мы припасли на каждый вкус.

Дай Бог тому, кто в нашем дому-

Дорогим гостям, да вашим детушкам.

Наделил бы вас Господь

И житьём и бытьём и здоровьицем!

И по старой русской традиции кланяемся вам в пояс…

(медленный поклон)

Гость в дом – хозяину радость.

Какие добрые слова говорили наши далекие предки, не правда ли?

А теперь так часто за событиями и за сутолокой дней

Старины своей не помним, забываем мы о ней

Прошлое – особая страна! В ней всё милей, и понятнее,

ближе, и родней. И как жаль, что прошлое уходит всё дальше и дальше и многое забывается. Теперь уже никто из нас не знает значения некоторых слов. Как жаль, что забыты такие красивые слова: узорочье, матица , высокий терем, завалинка , посиделки…

К счастью, ничто не проходит бесследно. Народная мудрость жива и всегда будет жить в народе.

Нам повезло – мы жители села и многие традиции по крупинкам сохраняются и передаются из поколения в поколение.

В каждом селе в старину были свои обычаи посиделок, праздников, посвященных народному календарю - летним, осенним, зимним и конечно весенним календарным праздникам.

Весной народ ощущал свое единство с окружающей природой, был убежден, что своими добрыми делами, играми, обрядами они помогают весеннему пробуждению Солнца, появлению цветов и злаков, прилету птиц….

На Руси считалось, что лишь тот, кто умеет по настоящему справить праздник, посидеть весело – тот умеет и трудиться.

А потому, в давние времена в каждой деревне, в каждом селе были свои посиделки, куда собирались холостые девушки, да парни.

Роднило их одно: собирались, чтобы себя показать и других посмотреть, переброситься частушкой, посоперничать в потехах и забавах, умением и мастерством блеснуть.

И сегодня на нашей завалинке мы постараемся показать вам фрагменты деревенских посиделок. Вы увидите и услышите то, о чём говорили, что пели и о чём мечтали наши прабабушки и прадедушки.

Всем ли видно?

Всем ли слышно?

Всем ли места хватило?

Тогда мы начинаем наш фольклорный праздник «На

завалинке » и милости просим на наши посиделки…

ПЕСНЯ «ЗАВАЛИНКА »

(дети обращаются друг к другу как будто ведут диалоги к гостям)

Добрый день вам и поклон,

Гости дорогие!

Собрались со всех сторон

Наши все, родные.

Я смотрю на ваши лица,

Хорошо, отрадно мне,

Словно я в огромной, дружной

И приветливой семье.

Ото всех дверей

Ото всех ворот

Выходи скорей,

Торопись, народ!

Открываю ворота

Выходи, кому охота!

(выходит ШУМОВОЙ ОРКЕСТР «ВО САДУ ЛИ В ОГОРОДЕ »)

Девочки: Ох, и расшумелись, а ну-ка тссс! (показывает «тише») А ну, домой, а то мамка заругает! (дети убегают)

Девочки садятся на скамейку, грызут семечки.

Входят 2 мальчика в русских костюмах.

Идут, грызут семечки, поглядывают на девочек.

1. О! Наро – оду!

2. Ого! Народищу – у!

1.Ты куда?

2. А ты куда?

1. Я – сюда.

2.И я сюда.

Мальчики садятся на скамейку.

1д. Ой, девочки, а я что вчера видела!

Все. Чего?

1д. Да не знаю уж, сказывать ли вам?

2д. Как это не знаешь?

3д. Коли заикнулась, так сказывай давай?

1д. Сижу я вчера вечером у окошка, луна светит ярко, на улице хорошо видать, идут мимо дома нашего Варенька с Серёжкой. Достаёт он платочек да на плечи ей накидывает так бережно, бережно. И в глаза ей всё заглядывает.

4д. Никак, свадьба скоро будет.

. (воодушевленно рассказывать)

1 д. А мне маменька рассказывала, . что на старинных русских свадьбах совершался обряд, сегодня совершенно забытый. В самый разгар свадебного

пиршества невеста бросала в круг незамужних девушек подушку. И первая, севшая на неё, была следующей невестой. Так же поступал и жених. Вот поди было весело…

(проходит парочка, мальчик одевает платок на плечи и тянет мешок с семками )

2д. Ой глянь, вон что весело, ты погляди как Сенька на Таньку пялится, влюбился что ли?...

1д. Завидуешь что ли?

2д. А что ж, не завидовать, он жених завидный..

3 д. (с иронией ) это точно…завидный…

(парочка садится)

ПЕСНЯ «СЕМЕЧКИ » (девочка садится к другим девочкам, машет мальчику и тот уходит, продолжается диалог…)

3д. Послушайте, что со мной сегодня произошло. Иду я к вам сюда, вдруг мне дорогу перебегает чёрная – пречёрная кошка. Что делать? Не идти – нельзя, вы меня ждёте, а пойти так все переругаемся…

2д. Ой – ой – ой? Что же ты сделала?

3д. Ну, я не растерялась – три раза через левое плечо плюнула…

2 дев. Бедный пушистый зверёк! Ох и хлебнул же он горя из –за своей окраски! А почему же именно чёрная, а не рыжая,полосатая или ещё какая – то кошка стала символом ссоры,неприятностей?

1 дев. Мне бабуля сказывала, то произошло потому что с чёрным цветом наши предки связывали многие неприятности в своей жизни. Тёмная ночь…

тёмный лес… чёрный провал пещеры – они таили в себе опасность. С тех пор и повелось, что чёрный цвет стал символом зла, коварства, недобрых мыслей. И безобидную чёрную кошку крестьяне выкидывали из избы во время грозы – а вдруг притянет к себе молнию.

2 дев. А если провезти такого кота на лошади – всё, считай, конь пропал, а уж если чёрный кот чихнёт – не миновать хозяину зубной боли.

Все: ха-ха-ха

2 дев. Нам сейчас смешно, но ведь ещё не так давно люди верили во всю эту ерунду.

3 дев. А вот что говорил народ о суевериях.

1.Муравьи в доме – к счастью; кони ржут – к добру.

2.Кто нечаянно завидит свет в своём доме – жди счастья.

3Сова близ дома кричит – к новорождённому.

4.Заяц по селу бежит – к пожару.

1 дев. Ага, вот-вот…

5.Коли наступишь на чужой след, то будут болеть ноги.

6.Чёрный глаз опасен. Бойся чёрного да карего глаза.

7.Мыло за пазухой спасает от порчи.

8.Не играй ножом – ссора будет.

9.Ключи на столе – к ссоре.

2 дев . Что вы все о грустном! Для хорошего настроения послушайте вот такие забавные приметы: «Звенит в одном ухе – к исполнению желаний.

Звенит в обоих ушах – выключите будильник и вставайте.», «Если все кошки, перебегающие дорогу, чёрные, значит, рядом жгут автопокрышки.», «Если вам навстречу попадается женщина с пустыми вёдрами, значит, в доме отключили воду.»

(все вместе смеются)

1д. Ой, что-то скучно стало!

(выходят мальчики)

1м. А не поиграть ли нам в фанты? (дети тянут бумажки и исполняют желания, кто не задействован - хлопают)

    Выпала тебе работёнка:

Изобрази-ка нам котёнка.

    Чтобы не попасть впросак,

Пришлось смотреть во все глаза.

    А теперь закрой-ка глаз,

Кукарекни пару раз.

4. Вежливостью удиви:

Руку всем вокруг пожми.

(все вместе)

Ставьте ушки на макушку:

Мы споём для всех частушки.

Девочка: Говорят частушки, вроде, в наши дни уже не в моде?

Мальчик: Только, разве, дело в моде, если любят их в народе?

ЧАСТУШКИ

    Мы частушки-прибаутки собирали всем селом

Всем на радость и забаву их сейчас перепоём.

Я плясала у реки, потеряла каблуки.

Обернулася назад – каблуки мои лежат.

Не смотрите на меня, глазки не ломайте,

Я не с вашего села, вы меня не знаете.

А у нас во дворе квакали лягушки,

А я с печки босиком, думала, подружки.

Ах, гармошечка-гудок, своё дело знает.

Она в Сашиных руках хорошо играет.

Как же нам не петь частушки, ведь в Ардони мы живём!

Мы частушки пели вам - больше, чем полвечера.

Мы пойдём, а вы сидите, вам ведь делать нечего (уходят?)

(Выходят мальчик).

1.Небылицы в лицах

Сидят в теремах-светлицах.

2.Щёлкают орешки

Да говорят насмешки.

Выходят все участники.

Все: Фольклорные перевёртышки .

1.Ехала деревня мимо ямщика,

Вдруг из-под воротни лают ворота.

2.Крыши полетели, сели на ворон,

Лошадь понукает ямщика кнутом.

3. «Тпру»- сказала лошадь, а ямщик заржал,

Лошадь пошла в гости, а ямщик стоял.

4.Лошадь ела шаньги, а ямщик овёс,

Лошадь села в сани, а ямщик повёз.

Все: Фольклорные потешки .(ДИАЛОГ ПО ДВА)

1.-Федул, что губы надул?

Кафтан прожёг.

Зашить можно.

Да иглы нет.

А велика ли дыра?

Один ворот остался.

2.-Фома, что из леса нейдёшь?

Медведя поймал.

Так веди сюда.

Да он не идёт.

Так сам иди.

Да он не пускает.

3.- Фома, у тебя в избе тепло?

Тепло. В шубе на печи согреться можно.

4.-Сынок, сходи за водицей на реку.

Брюхо болит.

Сынок, иди кашу есть.

Ну, раз мать велит, надо идти.

Все: Фольклорные загадки .

1.Меж двух светил я в горнице один. (Нос.)

2.Стоят два кола, на кольях бочка,

На бочке кочка,

А на кочке дремучий лес. (Человек.)

3.Одну меня не едят, а без меня мало съедят. (Соль.)

4.У двух матерей по пяти сыновей.

Одно имя всем. (Пальцы).

5.И комковато, и ноздревато, и мягко, и ломко,

А всех милей. (Хлеб.)

6.Чёрненькая собачка, свернувшись, лежит:

Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок.)

Все: Фольклорные дразнилки.

1.Дуня-пышка на улицу вышла.

На кочку села, комарика съела.

2.Лёшка-лепёшка, голова с лукошко,

Шапка колышком, ноги брёвнышком.

3.Коля, Коля, Николай, бросил шубу на сарай,

Шуба вертится, Коля сердится.

4.А Дуня -Бабка-ёжка, костяная ножка,

С печки упала, ножку сломала,

А потом и говорит: «У меня живот болит»

(на сцену выходит женщина с ребенком на руках ) Тсссс!... малыш засыпает..

Ведущий (за кадром ) На посиделки приходили и молодые замужние женщины, у которых уже были маленькие дети. Младенец ещё и «мама» сказать не умеет, а его уже укладывают спать под уютную колыбельную песню.

Девочка с куклой поёт колыбельную песню .

Баю, баю, баю, бай!

Спи, малютка, засыпай.

А то серенький волчок тебя схватит за бочок.

Баю, бай, баю, бай,

Поскорее засыпай.

Ведущий: (за кадром) Проснётся ребёнок, затекли руки-ноги – раньше туго заворачивали. Развернёт его мама и начинает поглаживать да приговативать..

(Девочка разворачивает куклу, поглаживает и говорит).

Потягунюшки, подрастунюшки,

А в ножки ходунюшки, а в ручки хватунюшки,

А в роток говорок, а в головку разумок.

Ведущий (за кадром) Какие хорошие, ласковые слова, верно? И следит малыш глазами: где у него ножки, где роток. По-доброму как всё было…, по-нашему…, тепло… душевно…

(шум и гам.. на сцену выходят шумовой оркестр…)

Дети: А мы сейчас убаюкаем вашу ляльку…

ШУМОВОЙ «КАМАРИНСКАЯ »

Женщина: ох и шумные вы ребята! Пойдем мы …(уходит, дети садятся)

Ведущий (за кадром ): На посиделках велись и серьёзные разговоры. Думали о лучшей жизни, вспоминали о прошлом, хотели узнать о будущем.

На май-июнь приходится один из самых главных праздников – Святая Троица. С праздником Святой Троицы связано много народных обычаев и традиций. Это праздник связан с культом прославления расцветающей растительности, с культом воды и земли. В Семик (четверг) девушки надевали лучшие наряды, плели венки из веток берёзы и цветов и ходили в лес завивать берёзку. У нас на селе до сих пор в особом почете праздник «Березка». Наверное потому, что вокруг села березовые рощи и возле школы растут белоснежные красавицы

Ей, красавице русской, несметное количество песен написано…

ПЕСНЯ ПРО БЕРЕЗУ (ДК Ардонь)

С чего начинается Родина?
Наверное, с белых берез,
С их царства сквозного молочного
И с пухлых ребяческих грез.

Праздник «Березка» объединяет всех и умудренных опытом и молодых

Выходят девочки с венками, подходят к берёзке , окружают её и по очереди расхваливают.

1.Ай да красавица!

2.Ай да кудрявая!

3.Ай да стройная!

Дети: . Завьём берёзоньку ! Да желанья загадаем!

1.Вью-вью колечко на батюшку,

Другое колечко на брата,

Третье колечко на себя.

2.Вью колечко на сестру,

Другое колечко на брата,

А третье колечко на себя,

Чтобы все наши желания исполнились.

Участники водят хоровод «Ах ты, белая березка!».

3.Берёзка-берёзонька, завивайся, кудрявая!

К тебе девушки пришли, загадать желания пришли.

4.Белая берёзонька, ходи с нами гулять, пойдём с нами играть.

5.Девушки-подруженьки, пойдёмте к реченьке венки в воду

бросать, на женихов гадать.

Все участники уходят….

Девочка: А вот и конец, всему делу венец.

Ведущий : Мы показали вам только часть того доброго и

прекрасного, что знали и любили далёкие наши предки.

Х очется пожелать вам , чтобы души ваши были добрыми, чтобы любили

землю, на которой живёте, берегите любовь свою к матери, отцу, брату, сестре. Если будет среди вас лад, будет вам всем и клад.

Дом, земля наша, любовью богата и трудом.

А песнями, играми счастье копится и полнится.

Старое уходит, но его нужно знать и беречь.

Русская старина пронизана добром, а это очень важно в наши дни.

Берегите Россию…

ПЕСНЯ «РОСИНОЧКА – РОССИЯ »

(на проигыше)

Желаем дней побольше ясных,

Побольше света и тепла,

Здоровья, радости, успехов,

Покоя, счастья и тепла.

Все: Приходите снова к нам, будем рады мы гостям!